Спросить
Войти

2006. 02. 042. Су Чжиган. О создании и развитии концепции КПК об отношении к интеллигенции в период Великой революции 1925-1927 гг. Су Чжиган. Лунь да гэмин шици Чжунгун чжиши фэньцзы лилунь ды чуанли ХЭ фачжань // Хэнань дасюэ. - Кайфэн, 2005. - n 3. - С. 119-122. - кит. Яз

Автор: указан в статье

стью контролировала общество, препятствовала прогрессу общества, развитие производительных сил все более втягивало императора и чиновничество в присвоение общественного богатства в огромных масштабах, результатом чего было происходившее непрерывно разрушение производительных сил.

Существует три возможности выдвижения новых тем исторических исследований.

1. Возникновение новых тем на базе пересмотра старых, после чего не обязательно вести их широкое обсуждение подобно прежним дискуссиям. Изучение новой тематики должно базироваться на тяжелом и кропотливом исследовании.
2. Заимствование у иностранной науки новых моделей, новых тем исследования (например, модернизации, городского общества и т.д.), учитывая необходимость творческого подхода, учета культурного фона, отказа от простого заимствования западных позиций и поисков китайских корней, обогащения и расширения этих поисков.
3. Самостоятельное выдвижение новых тем китайскими учеными. До сих пор подавляющая часть и новых, и старых тем фактически была заимствована у иностранных ученых или рассматривались с опорой на зарубежную теоретическую базу, различавшуюся лишь в том, была ли последняя марксисткой или немарксистской. Китайская историческая наука должна иметь свои национальные творческие истоки.

И.С. Ермаченко

2006.02.042. СУ ЧЖИГАН. О СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ КОНЦЕПЦИИ КПК ОБ ОТНОШЕНИИ К ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1925-1927 гг.

СУ ЧЖИГАН. Лунь да гэмин шици чжунгун чжиши фэньцзы ли-лунь ды чуанли хэ фачжань // Хэнань дасюэ. - Кайфэн, 2005. - N 3. -С. 119-122. - Кит. яз.

Период революции 1925-1927 гг. в Китае, пишет сотрудник Института истории и культуры при Хэнаньском университете (г. Кайфэн), был начальным этапом формирования КПК своей концепции об отношении к китайской интеллигенции. Проведенный КПК анализ ее классовой принадлежности является частью теории новодемократической революции в Китае, которой было посвяще-

но множество работ, но при этом проблема интеллигенции и отношения к ней КПК почти не рассматривалась.

За время от I съезда КПК (июль 1921 г.) до III съезда (июнь 1923 г.) партия лишь приступила к ознакомлению с проблемой интеллигенции. Поскольку в самом начале создания КПК большинство ее членов были выходцами из высших слоев интеллигенции, вопрос о том, как рассматривать интеллигенцию того времени, как определять ее классовую принадлежность и оценивать ее место и роль в революционном процессе, как определять отношение между партией и интеллигенцией, естественно, встал перед китайскими коммунистами. Хотя на I съезде КПК проблема интеллигенции не стояла в повестке дня, но она затрагивалась в программе партии, партийном уставе и в определении направления работы партии. В докладе на съезде Чжан Готао назвал самым большим недостатком интеллигенции ее отношение к пролетариату как к неграмотному, бедному, слабому классу, в то время как сама интеллигенция отводила себе очень важное место в обществе. В результате возникли огромные препятствия на пути рабочего движения. Он высказал мнение, что интеллигенция должна изменить свое отношение к народным массам, крепить внутренние связи с рабочим классом, вести работу по просвещение рабочих.

В ходе обсуждения на I съезде вопроса об отношении к интеллигенции обозначились явные разногласия. Лю Жэньцзин назвал интеллигенцию «идейным представителем буржуазии», предлагал отказаться от приема интеллигентов в партию, но встретил критику со стороны большинства делегатов съезда. «В Программе партии было записано, что “КПК окончательно порывает все отношения со слоем желтой интеллигенции и другими подобными партиями и группировками”»; однако «все признающие программу и политику КПК и желающие стать преданными членами партии» могут вступать в партию (с. 119). Сопоставление этих двух пунктов показывает, что партия заявляла о своем негативном отношении не ко всей интеллигенции, а только к той ее части, которая относилась враждебно к КПК.

Спад первого подъема рабочего движения в стране заставил КПК задуматься о важности единого фронта различных сил общества и провести всесторонний анализ позиций всех классов, слоев, организаций китайского общества. Дальнейшее углубление пред-

ставления об интеллигенции в период до и после III съезда КПК (июнь 1923 г.) выразилось в трех моментах:

1) Велась критика некоторых партийных организаций за недостаток внимания к развертыванию работы среди интеллигенции;
2) Впервые отмечалась необходимость работы по идейному воспитанию вступивших в партию интеллигентов, что можно рассматривать как начало осознания КПК важности внутрипартийной работы по идейному воспитанию и перевоспитанию интеллигенции. Чэнь Дусю в докладе на III съезде КПК отметил, что партия недооценила важность их идейного воспитания и тот факт, что многие из них, преисполненные революционного энтузиазма, вступили в партию, но не понимают исповедуемых коммунистами принципов;
3) Начался анализ состава и классовой принадлежности интеллигенции. Цюй Цюбо в статье, вышедшей в 1923 г., разделил ее на две категории: интеллигенцию патриархального общества, представляющую китайскую культуру (старую интеллигенцию), и новую интеллигенцию, состоящую из учащихся учебных заведений, ориентированных на Запад и на Америку, служащих в банках, на телеграфе, на железной дороге и т.д., являющуюся движущей силой новой экономики.

Цюй Цюбо довольно рано высказался о формировании интеллигенции и ее экономической базе и смутно понял зависимость новой интеллигенции от класса буржуазии. Недостатком его оценки были полностью негативное отношение к старой буржуазии и взгляд на интеллигенцию как на самостоятельный класс.

В вышедшей в декабре того же года статье Чэнь Дусю содержалось в основном правильное и четкое определение классовой принадлежности интеллигенции. Он отметил, что мелкобуржуазная интеллигенция не имеет собственной экономической базы, и поэтому у нее нет собственной четкой позиции в отношении политических представителей любого класса.

В статье впервые говорилось о революционной позиции интеллигенции и ее роли, впервые сформулирована партийная позиция привлечения интеллигенции. Чэнь Дусю отметил, что именно из-за отсутствия у класса интеллигенции особой «экономической базы у нее нет незыблемой классовой принадлежности», она стоит

на идейных позициях революционного романтизма, и тяга к революции у интеллигенции временами сильнее, чем у буржуазии.

Развивая анализ, Дэн Чжунся отметил, что интеллигенция находится под экономическим гнетом и испытывает последствия обеднения своих семей. Учащаяся молодежь переживает экономические трудности во время учебы и не удовлетворена своим социальным положением после окончания учебных заведений, что пробуждает в ней тягу к революции. Кроме того, обладая знаниями, интеллигенты часто становятся связующим звеном между революционными силами из разных классов, центральными фигурами в революционном движении, как это показал опыт Синьхайской революции 1911-1912 гг. и движения «4 мая» 1919 г. К сожалению, не имея собственной экономической базы, интеллигенция может добиваться каких-то успехов, лишь находясь в зависимости от экономически сильного класса. Поэтому, хотя интеллигенты преисполнены идеями революционного романтизма, свободы и анархизма, они не могут собрать свои силы.

Выводы Дэн Чжунся, особенно о возможности интеллигенции находиться в зависимости от любого экономически сильного класса и только тогда добиваться определенных успехов, имели большое значение для практической работы партии. Понимание того, что интеллигенция теоретически могла присоединиться и к пролетариату, определяло политику партии по вовлечению и перевоспитанию интеллигенции. В то же время вывод о зависимости интеллигенции от класса буржуазии оказал глубокое влияние на последующую политику КПК в отношении интеллигенции, что проявилось в политике перевоспитания интеллигенции в период движения за упорядочение стиля партийной работы («чжэнфэн») в Яньани в 1941-1945 гг., в проходившей после 1949 г. борьбе с «правым уклоном», в отправке в период «культурной революции» (1966-1976 гг.) интеллигентов в деревню на «перевоспитание» их крестьянами - бедняками и середняками. Такая политика партии всегда основывалась на выводах о классовой зависимости интеллигенции от буржуазии и о том, что интеллигенция не является самостоятельным классом, а значит, может использоваться как буржуазией, так и пролетариатом.

В принятой в октябре 1923 г. «Резолюции по вопросам воспитания и пропаганды» КПК впервые был высказан тезис об использовании интеллигенции для дела пролетарской революции.

После IV съезда (январь-февраль 1925 г.) сформировалась основная идея партии - идея демократической революции. Партия подвергла анализу с марксистских позиций место и роль китайской интеллигенции в обществе. На IV съезде КПК отмечалось, что в колониальных странах интеллигенция заслуживает очень большого внимания, ее можно превратить в борца революции. В принятой съездом «Резолюции по организационному вопросу» прямо указывалось, что самой важной и насущной задачей партии является вовлечение в революцию передовых элементов промышленной буржуазии, революционно настроенных мелких ремесленников и предпринимателей, а также интеллигенции. Впервые КПК поставила интеллигенцию в один ряд с рабочими, крестьянами как одну из трех составных частей революционных сил.

В принятой в декабре 1925 г. резолюции КПК «О просвещении в деревне» предлагалось всех окончивших в 20-е годы начальную школу, как и всех сельских учителей, относить к интеллигенции. В «Резолюции» отмечалась важность роли сельских учителей как зачинщиков коммунистического движения среди крестьян, указывалось, что в отсталой китайской деревне сельские школы на начальном этапе могут стать центрами этого движения. Соответственно высказывалось требование к партийным организациям низшего звена вести упорную работу по идейному просвещению сельских учителей, вовлекать их в коммунистические молодежные организации и в КПК. Там же содержалось требование к партийным организациям использовать особое положение учительства для ведения партийной работы по подъему и организации крестьян, стремиться к тому, чтобы интеллигенты становились «мостом» между партией и крестьянами.

В качестве самой необходимой задачи после проведенной партией организации учителей называлось привлечение их к ведению пропаганды крестьянской программы КПК, пропаганды борьбы против помещиков.

В декабре 1925 г. Мао Цзэдун в статье «О классах китайского общества» впервые провел разделение интеллигенции на слой, зависящий от крупных помещиков и крупной буржуазии, на слой

буржуазной интеллигенции и на слой мелкобуржуазной интеллигенции, назвав врагом революции только зависящую от класса крупных помещиков, компрадоров, империализма и милитаристов реакционную интеллигенцию.

Этот вывод означал понимание коммунистами сути и роли интеллигенции, и был полезен для формирования политики КПК в отношении интеллигенции. Мао относил подавляющую часть китайской интеллигенции к мелкой буржуазии и делил ее на три части. Относящаяся к правому крылу часть боялась власти и боялась революции. Вторая часть, к которой принадлежало подавляющее большинство, ругала иностранцев, милитаристов, злостных помещиков (тухао и лешэнь), не хотела участвовать в движении против империализма и милитаристов, занимала нейтральную позицию, но не выступала против революции. Левое крыло интеллигенции активно участвовало в революции и играло в ней очень важную роль.

Тем самым, признает автор, Мао Цзэдун правильно разделил мелкобуржуазную интеллигенцию на три части и определил их позиции в отношении китайской революции, что означало начало формирования концепции КПК об отношении к китайской интеллигенции.

I съезд КПК постановил не ограничивать прием интеллигентов в партию. Из 53 членов партии в 1921 г. все были интеллигентами, и все партийное руководство принадлежало к интеллигенции. В июне 1922 г. среди новых членов партии были 21 рабочий и 121 интеллигент (с. 122). Многие представители передовой интеллигенции, становясь членами партии, доходили до руководящих постов в партийных органах. Так, на II съезде КПК в Шанхае (1922 г.) среди 12-и делегатов был только один рабочий, все остальные - интеллигенты (с. 122). К III съезду (1926 г.) численность партии достигла 420 человек, среди которых были 164 рабочих и 256 интеллигентов, в состав избранного на III съезде ЦК КПК входили шесть интеллигентов и три рабочих, Бюро ЦК полностью состояло из интеллигентов (с. 122).

Вслед за углублением понимания КПК классовой зависимости интеллигенции и позиции разных слоев интеллигенции по отношению к китайской революции ЦК постепенно осознал необходимость идейного воспитания и практической закалки интеллигентов при вступлении их в партию. Были исправлены прежние поло-

жения партийного устава и установлен шестимесячный кандидатский срок для вступавших в партию интеллигентов и трехмесячный - для рабочих.

После официального утверждения на I съезде гоминьдана (ГМД) сотрудничества между ГМД и КПК число членов коммунистической партии быстро возрастало. К V съезду КПК (апрель 1927 г.) в рядах партии состояли 57 967 человек, из них 50,8% были рабочие, 19% - интеллигенты, 18,7% - крестьяне, 3,1% - военные (с. 122). Однако в составе избранного на съезде ЦК (27 человек) были лишь шесть рабочих, остальные - интеллигенты. Все семь членов Политбюро также были интеллигентами (там же). Таким образом, интеллигенты по-прежнему играли ведущую роль в партийных организациях и в партийном строительстве. Изложенные выше факты показывают, что выработанная КПК оценка классовой зависимости интеллигенции, ее особенностей и роли в обществе, так же как и политика КПК в отношении интеллигенции были в основном правильными и привели к вступлению большого количества представителей интеллигенции в партию, к их движению по пути объединения с рабочими и крестьянами. Интеллигенция внесла огромный вклад в возникновение и развитие китайской революции.

По мнению Ли Вэйхая, отрицая ведущую роль интеллигенции в первой революции (1925-1927), очень трудно понять ту руководящую роль, которую сыграла КПК в политической и организационной областях для возникновения великой революции, и также трудно понять поражающие человеческое воображение темпы развития революции» (с. 122). Это, считает автор, объективная и точная оценка роли и места китайской интеллигенции в революционной борьбе.

И. С. Ермаченко

2006.02.043. НЕЛЬСОН Т. РАБСТВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ.

NELSON TH. Slavery in medieval Japan // Monumenta nipponica. -Tokyo, 2004. - Vol. 59, N 4. - P. 463-492.

Во второй половине ХVI в., отмечает преподаватель Оксфордского университета, португальские и другие европейские источники часто упоминали о вывозе рабов из Японии. Возможно,

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты