Спросить
Войти

История развития автотехнического обеспечения в органах государственной власти РФ (на примере пограничных органов)

Автор: указан в статье

Сергей РОГОВ

историческое РАЗВИТИЕ автотехнического обеспечения

В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

(на примере пограничных органов)

В статье определены основные положения технического обеспечения и одного из его видов - автотехнического обеспечения. Автор исследует различные периоды развития автотехнического обеспечения в пограничных органах Российской Федерации, при этом освещает малоизученные вопросы обеспечения пограничной безопасности.

The main principles of technical provision and of one of its types - auto-technical providing are defined. The author analyses the periods of development of auto-technical providing in boundary bodies of the Russian Federation and illustrates low-studied questions of ensuring boundary safety.

техническое обеспечение, пограничные органы, автомобильное обеспечение, национальная безопасность; technical providing, boundary bodies, automobile providing, national security.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1 указано, что одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации. При этом негативное влияние на обеспечение надежной защиты и охраны государственной границы РФ оказывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов. Автор акцентирует внимание на том, что от состояния технопарка, а также от уровня подготовки личного состава в значительной степени зависит выполнение поставленных задач по охране государственной границы, его качество и сроки.

Техническая оснащенность, помимо поставки современной техники, включает ее обеспечение, а также поддержание в состоянии боеготовности. Как отмечают некоторые авторы, техническое обеспечение в пограничных органах — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение пограничных органов вооружением и военной техникой, боеприпасами и военно-техническим имуществом, их высокой эффективности и безотказности, на быстрое восстановление и возвращение в строй при повреждениях2. Основная цель такого обеспечения — своевременное техническое обслуживание, ремонт и эвакуация машин, обеспечение надежной работы, быстрого восстановления и технически правильной их эксплуатации.

В пограничных органах существуют следующие виды автомобильной техники:

— колесные машины (автомобили многоцелевого и общего назначения, колесные тягачи и транспортеры, многоосные специальные колесные шасси и многоосные тяжелые колесные тягачи);

— гусеничные машины (гусеничные тягачи), транспортеры-тягачи и транспортеры;

— тракторы;

1 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ, 2009, № 20, ст. 2444.
2 Стрельцов В.А., Усачев А.Б, Худкин В.П. Организация эксплуатации автомобильной техники в пограничных органах ФСБ России. — М. : МПИ ФСБ России, 2010, с. 6.

РОГОВ

Сергей Федорович — адъюнкт Военного университета Министерства обороны РФ

— базовые колесные и гусеничные шасси, используемые для установки (монтажа) вооружения и других видов техники;

— прицепы и полуприцепы транспорт -ные и используемые под установку (мон -таж) вооружения и техники;

— средства технического обслужива -ния, эвакуации и ремонта автомобильной техники, смонтированные на колесных и гусеничных шасси или на прицепах (полу прицепах);

— снегоходы и прицепы к ним;

— мопеды, велосипеды, мотороллеры.

Автор выделяет 4 периода развития авто -

технического обеспечения в пограничных органах: довоенный (1910—1941 гг.); воен -ный (1941—1945 гг.); послевоенный (1945— 2003 гг.); современный (с 2003 г. по н.в.).

Такая классификация связана с тем, что использование автомобильной техники берет свое начало с 1910 г., когда появля -ются первые автомобили. Однако разви -ваться это направление начинает только в ходе Великой Отечественной войны, когда стало понятно, что использование устаревшей техники негативно влияет на военные действия и результаты сражений. В дальнейшем происходит небольшой спад (послевоенное время), а в нулевых годах, когда охрана государственной гра ницы вновь становится приоритетным направлением, происходит новый подъем данного направления.

1, Довоенный период (1910—1941 гг.). Использование автомобильной техники в пограничных войсках (как и во всей рус ской армии) берет свое начало в 1910 г. К 1914 г. автомобильной парк насчитывал 711 автомобилей, а к концу Первой миро -вой войны — свыше 10 тыс. ед. Для сравне -ния, французская армия к началу войны насчитывала только 170 автомобилей, а к 1918 г. — 96 тыс. ед.

Россия не имела своей автомобильной промышленности. Производство отече ственного автомобилестроения началось в Советском Союзе только в начале 1930 -х гг До этого использовались зарубежные авто мобили производства Германии1. В 1930 г промышленное производство автомобилей в стране составило 4 000 ед. в год, а в 1938 г.

— 211 тыс. ед. В 1937 г. Советский Союз обогнал по производству грузовых авто

1 История становления и развития военной автомобильной техники в России // http://www. istoгia- auto.ru/voennaya- аук>тоЫ1пауа- texnika.html (дата обращения 15.01.2013).

мобилей такие ведущие индустриальные страны, как Англия, Франция и Германия.

По мере возрастания экономических возможностей страны автомобильная тех -ника внедрялась в пограничные войска и оказывала влияние на способы дей -ствий войск по охране границы. В 1923 г. в Западном пограничном округе каждый пограничный отряд имел по одному авто -мобилю. В 1930 г. пограничные отряды западного направления имели по 9 авто мобилей, но основным способом пере движения личного состава оставались лошади, число которых в пограничном отряде составляло до 200 ед. и более.

2. Военный период (1941 — 1945 гг.). Начало войны показало, что используе -мая автомобильная техника устарела и не может на равных противостоять технике противника. Особенно это ощущалось на границе, где военнослужащие пер выми приняли бой. В Вооруженных силах СССР имелось в наличии всего 280 тыс. единиц автомобильной техники, при этом на пограничные войска приходилось лишь 7%. Основу составляли грузовые авто -мобили ГАЗ -АА («полуторка») и ЗИС - 5 («трехтонка»). В первые месяцы войны на фронтах не было даже армейского штабного автомобиля (его роль выпол нял обычный легковой ГАЗ М1). К концу 1941 г. им стал ГАЗ - 64 (было выпущено всего 686 шт.), а в 1942 г. начали поступать первые ГАЗ - 672.

Времени на разработку нового типа автомобильной техники не было, поэтому состав военной автомобильной техники пополнялся из - за рубежа. Например, использовались американские автомо били типа Wyllis MB, Ford GP, Bentam. В дальнейшем стали использоваться машины Dodge WC- 51, которые получили неофициальное имя «три четверти» за гру зоподъемность в 750 кг.

Советскую пограничную автотехнику представлял ГАЗ -АА, но в 1941 г. немец -кими войсками был уничтожен основной завод, выпускающий данный автомобиль. Поэтому уже к 1942 г. был заключен дого -вор о ленд -лизе, по которому в СССР было поставлено 100 тыс. автомобилей Studebeker US6. Производство ГАЗ -АА при этом не было свернуто, но автомобили могли поставляться с одной фарой и дере вянной кабиной, т.к. деталей не хватало.

2 Там же.
3. Послевоенный период (1945—2003 гг.). После Второй мировой войны автомо бильная техника изменила многовековой облик деятельности пограничных войск. Автомобиль использовался как средство связи и как транспортное средство для подвоза материальных средств, заменяя лошадиную силу. Даже сама его мощность как показатель эффективности длитель -ное время измерялась в лошадиных силах.
4. Современный период (с 2003 г. по н.в.). В 2003 г. пограничные войска вошли в состав ФСБ России, что, несомненно, сильно повлияло на техническое обеспече -ние данного подразделения. Была принята Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государст венной границы Российской Федерации1, определяющая в т.ч. вопросы техниче -ского обеспечения. Изменение способов охраны государственной границы, слож ная обстановка в Северо Кавказском регионе, на российско казахстанском и западном участках государственной гра -ницы потребовали замены автомобильной техники и укомплектования современной техникой вновь формируемых подразделе -ний пограничных органов, а также значи -тельного числа автомобилей для несения патрульной службы.

К автомобильной технике стали приме -нятся новые требования:

— повышение мобильности и снижение массогабаритных характеристик броне -танковой техники, обеспечение транс портировки до 5—7 чел. с легким стрелко -вым вооружением, снижение затрат на ее содержание и техническое обслуживание;

— принятие на вооружение легкоброни -рованных автомобилей для замены БТР и БМП;

— оптимизация парка автомашин; выбор перспективных, преимущественно отече -ственного производства, образцов моди фицированных многоцелевых автомоби лей общего применения (в т.ч. повышен -ной проходимости), снегоходов; создание путем их модернизации служебных спе циальных машин на серийно выпускае мых шасси для различных подразделений, охраняющих границу; выбор и принятие на вооружение патрульного автомобиля для

1 Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1309-р «О Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации» // СЗ РФ, 2008, № 38, ст. 4334.

подразделений границы и легковых авто мобилей повышенной комфортности и безопасности среднего и бизнес класса для руководителей пограничных управлений.

Все это положительно повлияло на укомплектование пограничных органов техническими средствами. В настоящее время пограничные органы имеют в своем составе многоцелевые колесные машины самого различного предназначения.

Круг решаемых пограничными орга нами задач по охране и защите государст венной границы с использованием авто мобильной техники крайне обширен. Автомобиль является средством передви жения и маневра подразделений, частей и соединений при несении пограничной службы, ведении пограничного поиска, действиях по отражению вооруженных вторжений, ведении пограничных опера ций и т.д. Автомобиль является средством передвижения и маневра подразделений, частей и соединений при несении погра -ничной службы, ведении пограничного поиска, действиях по отражению воору женных вторжений, ведении пограничных операций и т.д. Автомобиль обеспечи вает подвижность пунктов управления и связи, является важнейшим техническим средством при решении задач боевого, тылового, морально психологического и технического обеспечения. Автомобиль служит средством передвижения много численных видов радиолокационного и прожекторного вооружения. На базе авто -мобилей создано многочисленное семей -ство специальных машин, используемых пограничными нарядами для автоном -ного несения пограничной службы (до 10 суток). Надежная охрана государственной границы в особых физико географических условиях обеспечивается снего и болото ходными плавающими машинами и сне гоходными средствами. Автомобильная техника входит в состав всех видов струк тур пограничных органов и всех видов обеспечения оперативно служебной дея тельности. Ее численность в настоящее время составляет около 14 тыс. ед.

В целом, необходимо отметить, что охрана государственной границы является приоритетной задачей для любого государ -ства, в т.ч. и для России. Использование технических средств — необходимая мера, которая в полной мере влияет на конеч ный результат при обеспечении безопас ности государства.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты