Спросить
Войти

На втором плане в Третьем рейхе: имперский трудовой фюрер константин Гирль

Автор: указан в статье

Познание начинается тогда, когда на объект направляется серия "интенциональ-ных" (целевых) актов - осознание, внимание; в зависимости от характера объекта он познаётся посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или мистической. Термин мистический не имеет определенного, установившегося значения; в популярной литературе и в обыденной речи он нередко встречается в связи со смутными представлениями о чем-то таинственном, несказанном, неопределимом, принадлежащем к мирам иным. Эти представления чрезвычайно разнообразны у различных лиц и действительно иногда неопределимы. Между тем термин мистический эмпиризм у Лосского служит исключительно для обозначения тех особенностей теории знания, которые обусловливаются признанием мистического восприятия. Если говорить о месте интуиции в научном творчестве, согласно Лосскому, то здесь важно как не переоценить, так и недооценить ее важность.

Мы видим, что интуитивные компоненты в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех видах научного творчества, поэтому совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам в получении нового знания, то, каким бы таинственным и непостижимым не казался этот механизм, им нужно пытаться управлять. Для этого применимы, например, достижения современной психологии - работа над преодолением подсознательных барьеров и стереотипов, причем лучше не “переделывать” человека, а обращать внимание на эти вопросы на самых ранних этапах воспитания творческой личности. Интересны также методы управления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога). Однако представляется несколько сомнительным применение таких методов именно в научном познании. В этом смысле ученые находятся в более выгодном положении, нежели люди других творческих профессий. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному и, во-вторых, подтверждения их в реальном объективном мире, что мы отметили на примере трудов Н.О. Лосского. Человек же, занимающийся художественным творчеством и слишком рассчитывающий на различного рода интуитивные способы полу-

чения нового, рискует потерять связь с действительностью.

Однако интуиция в научном познании занимает менее важное место, чем, например, в художественном творчестве. Основная причина состоит в том, что наука - достояние всего человечества, тогда как поэт или художник может творить в своем замкнутом мире. Любой ученый на начальном этапе своего научного становления пользуется трудами других ученых, выраженных в логически выстроенных теориях и составляющих науку “сегодняшнего дня”. Именно для научного творчества следует лишний раз подчеркнуть важность предварительного накопления опыта и знаний до интуитивного озарения и необходимость логического оформления результатов после него.

По мнению Лосского,"между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция" [6. С. 122].

Библиографический список

1. Ильин В. Н. Эссе о русской культуре // Н.О. Лосский и его значение в истории русской и мировой философии. М., 1997.
2. Ирина В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. М.,1978.
3. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М.: Наука, 1983.
4. Лосский Н.О.Интуитивизм // Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.,1992.
5. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. М.: Правда, 1991.
6. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999.

А.М. ЕРМАКОВ

На втором плане в Третьем рейхе: имперский трудовой фюрер Константин Гирль

Механизм осуществления власти в нацистской Германии долгое время является дискуссионным в исторической науке. Историки-традиционалисты считали полновластным хозяином Третьего рейха фюрера и рейхсканцлера Адольфа Гитлера, стремившегося последовательно реализовать все цели, изложенные им на страницах книги «Моя борьба». Исследователи-ревизионисты, напротив, доказывают, что тоталитарное государство не было монолитной и беспрекословно следовавшей воле фюрера структурой, по-

литические решения являлись результатом анархической конкурентной борьбы между соперничающими группами и инстанциями в государственном и партийном аппарате, промышленности и вооруженных силах. «Институциональный дарвинизм», существование множества противоборствующих центров власти, взаимно переплетающихся влияний и волеизъявлений имели следствием непоследовательное и неполное выполнение приказов Гитлера и возникновение все новых и новых организаций, руководители которых вступали в непрерывную и жестокую борьбу за свою долю полномочий.

Одной из таких организаций была Имперская служба труда (РАД). Перед РАД, через трудовые лагеря которой за время нацистского господства прошли несколько миллионов юношей и около одного миллиона девушек, ставились задачи нацистского воспитания молодого поколения посредством выполнения сельскохозяйственных и строительных работ, непосредственной политической обработки, организованного досуга, физической подготовки. Через полгода службы юноши благодаря строевым занятиям, ношению униформы со знаками различия, военным упражнениям и приучению к дисциплине были подготовлены к службе в вермахте, а девушки, помогавшие многодетным крестьянкам и освоившие курс домоводства, - к роли образцовой домохозяйки и матери. Это полностью соответствовало национал-социалистическому идеалу разграничения гендерных ролей мужчины и женщины.

Глава РАД имперский трудовой фюрер Константин Гирль, несомненно, находился на вторых ролях в нацистской государственной и партийной иерархии. «Он любит работать и действовать в тени. Он очень неохотно выдвигается на первый план, очень неохотно попадает в свет политического прожектора. Только этой весьма специфической «скромностью» Гирля объясняется тот факт, что сей национал-социалистский политик, несмотря на свою более чем решающую роль за кулисами фашистской диктатуры, вплоть до самого последнего времени скрывался на заднем плане, почти забывался всеми теми, кто изучал отдельных представителей фашистской диктатуры», - писал в 1937 г. советский журналист Н. Корнев [1. С. 301].

В государстве Гирль занимал посты депутата рейхстага от Померании (1930), статс-

секретаря министерства труда (1933), имперского комиссара по Добровольной службе труда в министерстве внутренних дел (1934), имперского трудового фюрера (1935), министра без портфеля (1943), в Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) - посты второго организационсляй-тера (1929), уполномоченного фюрера по трудовой повинности (1931), имперского трудового фюрера (1933), рейхсляйтера (1936). Имея непосредственный доступ к фюреру, он не мог оказывать влияния на политику Рейха в той же мере, что и его соперники - министр труда Франц Зельдте, министр авиации, главнокомандующий люфтваффе и уполномоченный по Четырехлетнему плану Герман Геринг, министр народного просвещения и пропаганды рейхсляйтер Йозеф Геббельс, рейхсфюрер СС рейхсляйтер Генрих Гиммлер, шеф Верховного главнокомандования вермахта (ОКВ) Вильгельм Кейтель и другие представители нацистской верхушки. Однако под руководством Гирля Служба труда превратилась в важное звено национал-социалистической системы воспитания молодежи и инструмент рынка труда, а в годы Второй мировой войны стала кадровым резервом германской экономики и вооруженных сил.

Анализ жизненной траектории Гирля свидетельствует о том, что он был одним из многих людей второго плана, сыгравших важную, но не решающую роль в бурных и трагических событиях германской истории первой половины XX века: Первой мировой войне, Ноябрьской революции, установлении гитлеровской диктатуры, Второй мировой войне.

Константин Гирль родился 24 февраля 1875 г. в небольшом баварском городке Бург-хаузен на реке Инн в семье судейского чиновника средней руки. По окончании школы он избрал популярную в Германской империи карьеру военного и 14 июля 1893 г. поступил кандидатом в офицеры в 11-й баварский пехотный полк «Фон дер Танн». Успешно пройдя все ступени подготовки, в марте 1895 г. Гирль был произведен в секунд-лейтенанты. Вскоре старательный молодой офицер был замечен начальством и направлен для продолжения обучения в баварскую Военную академию. Это учебное заведение было обязано своим существованием особенностям объединения Германии в XIX в.: войдя в состав империи Гогенцоллернов, Бавария со-

хранила не только королевскую династию Виттельсбахов, но и армию, включая Генеральный штаб и Военную академию. Вскоре после завершения трехлетней подготовки Гирлю было присвоено звание старшего лейтенанта, а в 1904 г. он сам приступил к преподаванию военной истории и оперативного искусства в Академии. В 1907 г. способный офицер был переведен в прусский Генеральный штаб - мозг всей германской военной машины - где прослужил почти пять лет [7. 8. 10-21].

Первую мировую войну майор без патента Гирль начал в качестве офицера штаба 6-й баварской армии принца Рупрехта, сражавшейся на Западном фронте. Его военные заслуги были отмечены «Железным крестом» II и I класса. Как и многие немецкие офицеры, Гирль, преклонявшийся перед Фридрихом Прусским и Наполеоном, воспринял поражение Германии в войне как личную катастрофу и посчитал его результатом «удара кинжалом» в спину победоносной императорской армии, итогом разрушительной деятельности демократических политических партий и евреев, которые через подконтрольную прессу вели антиправительственную и антивоенную пропаганду в тылу и на фронте, способствовали вступлению в войну на стороне Антанты Соединенных Штатов и организовали революцию в союзной с Германией Австро-Венгрии [11. 8. 14, 28].

Выполнение условий Версальского договора было связано с гигантским сокращением офицерского корпуса. Командование проводило строгий отбор остающихся в республиканском рейхсвере 4 тысяч офицеров, руководствуясь не столько их профессиональными качествами, сколько происхождением и политическими убеждениями. Гирль успешно прошел этот отбор - он не был сторонником реставрации монархии, но возненавидел Веймарскую республику и «Версальский диктат». Его зачислили в засекреченный отдел министерства рейхсвера, который заменял запрещенную Версальским договором Военную академию и занимался подготовкой будущих офицеров-генштабистов. В марте 1919 г. он вступил в один из отрядов, сформированных правительством для подавления левых сил, а вскоре сколотил из солдат разных частей собственный добровольческий корпус (фрайкор)

- «группу майора Гирля». Правительство направило этот отряд на подавление Баварской

советской республики, поручив ему отбить у спартаковцев Аугсбург. В ходе боев за город 20-22 апреля 1919 г. 2,5-тысячное войско Гирля понесло тяжелые потери, но майор добился принятия защитниками города условий ультиматума [7. S. 30-21].

После взятия Аугсбурга Гирль принял участие в боях с антиправительственными силами в других городах Баварии, затем оказался в Мюнхене в штабе генерала фон Меля, а через некоторое время в Берлине. Начало 1920 г. в Германии было связано с путчем националистического политика Вольфганга Каппа и командующего войсками на северо-востоке Германии генерала Вальтера фон Лютвица. Используя недовольство в войсках распоряжением о сокращении армии с 800 до 100 тысяч человек, они захватили Берлин и попытались установить военную диктатуру. Гирль оказался в рядах тех офицеров, которые остались верными бежавшему в Штутгарт законному правительству, но заявили, что не будут стрелять в мятежников - своих боевых товарищей. Выполняя функции правительственного офицера связи, он познакомился с лидерами Социал-демократической партии Германии - председателем Совета Народных Уполномоченных Фридрихом Эбертом и военным министром Густавом Носке. Оба произвели на Гирля приятное впечатление: Эберт показался ему симпатичным человеком, прагматичным политиком, способным к нестандартному мышлению, еще большую симпатию офицера вызвал «сильный человек» Носке - один из главных организаторов террора против левых сил в 1918-1919 гг. [11. S. 15].

После подавления путча Гирль вернулся в министерство рейхсвера, где преподавал военную историю и оперативное искусство, дослужившись к моменту своей отставки в конце сентября 1924 г. до полковника. Гирль, как это предписывали нормы поведения офицерского корпуса, тратил свободное время на самообразование и не ленился публиковать результаты своих изысканий. Еще в 1912 г. в газете «Militärwochenblatt» появилась его первая статья «Значение изучения военной истории наполеоновской эпохи», в ноябре 1919 г. на страницах баварской газеты «MünchenerAugsburger Abendszeitung» он выступил за тактическое сотрудничество Германии с одним смертельным врагом - Россией против других смертельных врагов - стран Запада. Статья вызвала такой интерес лидера нарож-

давшегося нацистского движения Гитлера, что тот даже направил автору письмо. Однако в этот момент личной встречи Гирля и будущего нацистского фюрера не состоялось: либо кадровый офицер посчитал ниже своего достоинства поддерживать контакты с никому неизвестным выскочкой, либо этому попросту помешала сумятица бурных послевоенных лет. В 1923 г. Гирль обобщил опыт деятельности добровольческих корпусов, опубликовав брошюру «Ведение войны с помощью импровизированных армий». Вывод автора гласил, что наспех собранные части могут эффективно использоваться в боях, если находятся под руководством грамотного и решительного командира [7. 8. 33, 40].

Изучая в целях самообразования самую разнообразную информацию, полковник Гирль натолкнулся на сведения о существовании в Болгарии, также разоренной войной и униженной Нейиским мирным договором, трудовой повинности для юношей. Призванная отчасти заменить запрещенную всеобщую воинскую повинность, болгарская организация Трудовой службы была сформирована по армейскому образцу, поставлена под командование офицеров и подчинена военному министру. Гирль же увидел в подобной организации и иную возможность - воспитать молодое поколение в духе классового сотрудничества и уважения к ручному труду, а главное -обойти версальские положения о запрете всеобщей воинской повинности. Шанс реализовать свои замыслы, как ему казалось, возник в момент тяжелейшего кризиса Веймарского государства в 1923 г., когда командующий сухопутными войсками генерал Ганс фон Сект получил широкие полномочия. Многие офицеры министерства рейхсвера рассчитывали на то, что генерал установит в стране военную диктатуру, утвердит авторитет центрального правительства на всей территории страны, прекратит хаос в экономике, остановит инфляцию и проведет «ожидаемые военным поколением радикальные внутренние реформы с целью оздоровления и реорганизации жизни нашего народа» [7. 8. 19].

18 ноября 1923 г. Гирль направил Секту меморандум, в котором предлагал ввести всеобщую трудовую повинность для юношей. Он обратил внимание генерала на крайне негативные последствия отмены всеобщей воинской обязанности для воспитания молодежи, которая, утратив веру в авторитет родителей и

государства, может попасть под влияние радикальных левых сил. Между тем из юношей послевоенного поколения необходимо воспитать достойных граждан государства и защитников отечества. Этого можно добиться путем введения всеобщей трудовой повинности для 17-20-летних молодых людей. В трудовых лагерях в противовес «марксистскому духу классовой борьбы» будет культивироваться «дух трудового единства», апробироваться модель будущего германского государства, построенного на чувстве ответственности, верности долгу, самодеятельности и сотрудничестве. Трудовой лагерь одновременно будет местом, где господствуют авторитарный дух, по-военному строгая дисциплина и подчинение приказам, молодые люди закаляются физически и развивают черты характера, присущие настоящему вождю. Именно такие немцы в будущем сумеют сплотить нацию и составят костяк граждан государства [11. 8. 180-181].

Сект, сторонник концепции небольшой профессиональной армии, отверг эти предложения, и Гирлю не оставалось ничего иного, как подать в отставку. Он немедленно окунулся в политическую деятельность - вступил в организованный генералом Эрихом Люден-дорфом Танненбергский Союз, сформировал и возглавил его филиал в Южной Германии. Гирлю была близка цель союза - беспощадная борьба с «внутренними врагами государства»: евреями, масонами и марксистами. В брошюре «Наша позиция по отношению к государству» он резко высказался против Веймарской республики - «Системы» - и выступил за авторитарную форму правления, право принадлежать к немецкой нации только тех, в чьих жилах течет немецкая кровь, введение всеобщей воинской обязанности, силовую внешнюю политику, подготовку народа к войне, «социальное государство труда» [7. 8. 47-53].

Эти взгляды, характерные для традиционных правых сил Германии, были весьма близки идеям, которые проповедовали Гитлер и его партия. Гирль впервые увидел будущего диктатора в 1920 г., когда в качестве военного коменданта Мюнхена посетил одно из собраний НСДАП. Их личное знакомство состоялось в кризисном 1923 г., но отставной офицер примкнул к нацистской партии под влиянием главного внутрипартийного оппонента Гитлера Грегора Штрассера. Деятельность в Танненбергском союзе свела его и с другими

видными нацистами: руководителем баварских штурмовиков генералом Францем фон Эппом, будущим рейхсляйтером и имперским наместником в Баварии в 1933-1945 гг., и имперским казначеем НСДАП Францем Ксаве-ром Шварцем. В 1927 г. Гирль окончательно разошелся с Людендорфом, отношения с которым всегда были довольно напряженными, и покинул Танненбергский союз, а в 1929 г. вступил в НСДАП, сразу же возглавив Второй организационный отдел «Национал-социалистическое государство», занятый подготовкой предстоящего государственного строительства [7. 8. 58].

На этом посту Гирль занялся разработкой аграрной программы партии и выработкой ее позиции в вопросах обороны страны, но главной сферой его интересов стала трудовая повинность молодежи. 5 июня 1931 г. правительство Генриха Брюнинга ввело трудовую повинность для безработных юношей. Добровольная служба труда (ФАД), финансирование которой осуществлялось из средств страхования по безработице, занималась мелиоративными работами, подготовкой земли для поселений и приусадебных участков, улучшением путей сообщения и строительством спортивных сооружений. Открывать трудовые лагеря могли местные органы власти, партии и общественные организации. На обитателей лагерей не распространялось действие законодательства о профсоюзах, стачках, защите и оплате труда. Кроме карманных денег, доброволец по окончании службы получал квитанцию из расчета по 1,5 марки за каждый отработанный день. Предъявив квитанцию в банк, он мог получить кредит на 2 года из 6% годовых в том случае, если решит организовать свое хозяйство в деревне [14. 8. 295, 401;

20. 8. 357].

В условиях массовой безработицы Служба труда быстро завоевала популярность, и к октябрю 1932 г. количество обитателей трудовых лагерей достигло 250 тысяч, что стимулировало интерес политических партий к ФАД. К давним принципиальным противникам любой формы трудовой повинности относились Коммунистическая партия Германии (КПГ) и ее молодежная организация - Коммунистический Союз Молодежи Германии. Напротив, Социал-демократическая партия, католические и протестантские объединения, популярная организация ветеранов Первой мировой войны «Стальной

шлем» открыли по всей стране тысячи лагерей [12. 8. 152-153].

Нацистская партия оказалась среди них аутсайдером, хотя еще летом 1930 г. Гирль направил Гитлеру доклад о необходимости введения всеобщей трудовой повинности. Второй организационсляйтер был убежден в том, что государство имеет право на тотальное распоряжение индивидом: не только в военное, но и в мирное время «немец должен служить своему народу». Служба труда не должна создавать конкуренцию частному хозяйству и оказывать давление на заработную плату, а быть «средством государственнополитического воспитания в духе национал-социализма». Ее задачами провозглашались заселение сельской местности в восточных районах страны, чтобы воспрепятствовать урбанизации и проникновению в Германию поляков, укрепление продовольственной базы, обучение юношей военному делу, а девушек - домоводству и садоводству и, наконец, политическая подготовка молодежи. Характерно, что Гирль ни словом не упомянул о главной проблеме, стоявшей перед молодежью, - массовой безработице. Рвавшиеся к власти нацисты видели в Службе труда только инструмент для достижения собственных целей - реаграризации страны, достижения продовольственной автаркии, индоктринации подрастающего поколения, а не способ помочь молодым людям пережить тяжелейший экономический кризис [8. 8. 14-16].

В другом докладе, сделанном зимой 1931 г. в присутствии Гитлера перед рейхс-ляйтерами и гауляйтерами НСДАП, Гирль поставил безработицу на первое место среди причин введения всеобщей трудовой повинности. Но он тут же обесценил это утверждение, заявив, что такое понимание Службы труда было бы «слишком узким». Главными целями провозглашались воспитание молодежи и подготовка к восстановлению всеобщей воинской обязанности. В этом докладе Гирль впервые выдвинул идею трех ступеней воспитания гражданина в тоталитарном государстве: в школе молодой немец получает основы знаний и умений, из него воспитывают «немецкого человека». В армии молодой человек изучает обращение с оружием, учится сражаться на поле боя, из него воспитывают солдата. Наконец, в Службе труда он познаёт тяжелый физический труд, из него воспитывают «гражданина государства, обладающего чув-

ством долга». Второй организационсляйтер предложил слушателям проект закона об обязательной двухгодичной трудовой повинности для юношей 17-25 лет. По его расчетам, стране была необходима «трудовая армия» численностью 1 млн. человек, включая 100 тысяч командиров [8. 8. 17-27].

Зимой 1931 г. Гирль был назначен уполномоченным фюрера НСДАП по трудовой повинности, а осенью пост его помощника получил ставленник Штрассера Гельмут Штелльрехт. Постепенно Гирль начал понимать, что ФАД позволяет гитлеровской партии собрать опыт и создать собственные руководящие кадры. Он уступил настояниям Штелльрехта и согласился на открытие нескольких лагерей, призванных подготовить командиров для будущей массовой нацистской организации. В январе 1932 г. начал работу первый учебный трудовой лагерь НСДАП на полигоне рейхсвера в Хаммер-штейне (Нижняя Померания), а к моменту прихода нацистов к власти в их трудовых лагерях находились 12-13 тысяч юношей [19. 8. 15].

О формировании Гитлером правительства уполномоченный фюрера НСДАП по трудовой повинности узнал из сообщения по радио. Он был жестоко разочарован тем, что руководитель «Стального шлема» Зельдте был назначен не только министром труда, но и имперским комиссаром по ФАД. Своим помощником по Службе труда он сделал главного организатора трудовых лагерей «Стального шлема» бывшего школьного учителя Генриха Манкена. Гирль понял, что может оказаться не у дел, и на первом же скором поезде поспешил из Мюнхена в Берлин добиваться аудиенции у Гитлера [11. 8. 74]. Его опасения оказались напрасными: 1 апреля

рейхсканцлер назначил в несколько м%

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты