Спросить
Войти

Исторический костюм в музее: к проблеме выставочной интерпретации

Автор: указан в статье

СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО. ИСКУССТВО И ОБЩЕСТВО

Л.С. Ильичева

УДК 008

Исторический костюм в музее: к проблеме выставочной интерпретации

Важным аспектом музейной интерпретации исторического костюма является организация тематических выставок, в настоящее время активно реализующихся в отечественной и зарубежной практике. Автор анализирует основные принципы, предлагает условную классификацию подобных проектов, акцентирует внимание как на научно-концептуальных, так и на специфических технических решениях.

Исторический костюм и его элементы являются частой составляющей выставок и постоянных экспозиций музеев исторического и художественного профиля. В широком смысле костюм является неотъемлемым элементом культуры повседневности: он служит отражением этнических, социальных, гендерных характеристик, эстетических идеалов определенной исторической эпохи. Костюм свидетельствует о личном художественном вкусе своего владельца, являясь способом невербальной социальной самоидентификации. Многочисленные собрания исторического костюма находятся в крупных музеях мира и активно используются в различных выставочных проектах.

Л.И. Скрипкина отмечает, что на рубеже XX— XXI веков музейный предмет изучается в качестве продукта культуры, результата деятельности человека и выступает как объект различных гуманитарных наук. Особое внимание обращается на изучение роли, которую предметы играли в природе и обществе в рамках определенного пространства и времени, то есть на исследование семантики источников как таковых и отражаемых ими процессов и явлений [2, с. 36].

На современном этапе развития музейного проектирования, как отмечает Н.Н. Чевтайкина, по-прежнему основным структурным элементом выставки и экспозиции остается музейный предмет, с помощью которого передается та или иная информация. Но при этом все чаще используются новые приемы

© Ильичева Л.С., 2016

организации пространства, композиции экспонатов, применяются технические средства, несущие в себе дополнительную информацию [5, с. 79].

Во второй половине ХХ века, как подчеркивает Н.А. Слюсарева, произошла «переоценка» основных принципов работы музеев от внутриму-зейной работы по формированию и изучению фондов и экспозиций к представлению о роли музея как социокультурного центра [3, с. 138]. Усиливается роль посетителя как полноправного участника музейной коммуникации.

Музей является динамичной, постоянно меняющейся структурой, чутко реагирующей на общественные настроения. Поэтому поиск новых экспозиционных решений и тем, потенциально популярных для широкого круга посетителей, становится актуальной задачей музея как социокультурного института.

В настоящее время в связи с обширным научным и общественным интересом к изучению многогранной культуры повседневности, возрастает внимание к отдельным ее элементам, в частности, костюму. Костюм наиболее тесно связан с человеком и является отражением разнообразных культурных кодов, интерпретация которых в экспозиционно-выставочном пространстве музея помогает приблизиться к пониманию ряда аспектов исторической действительности.

В постоянных экспозициях музеев исторический костюм часто выставляется в тематико-экспозиционных комплексах, построенных согласно иллюстративному или ансамблевому методу либо при их сочетании — в зависимости от профиля музея. Однако в музеях костюма он может экспо -нироваться по коллекционному принципу, являясь структурной единицей тематического эволюционного ряда.

Примером масштабной ретроспективы может служить выставка «Мода пушкинской эпохи», состоявшаяся в 2015 году в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве, на которой были представлены экспонаты из собраний Государственного музея А.С. Пушкина, частной коллекции Александра Васильева и Государственного исторического музея.

Авторы выставки в качестве главной цели определили раскрытие феномена моды в явлениях быта. Выставка была посвящена распорядку дня светского человека, жизнь которого отражала характерное для дворянской культуры тяготение к ритуализации повседневной жизни. Литературные образы из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого легли в основу некоторых концептуальных построений экспозиции, которая состояла из трех крупных разделов: «Общий распорядок дня»; «Театр»; «Вечерние развлечения».

Первый раздел раскрывал пять основных подтем: утренний туалет, прогулка, утренний визит, обед, вечерний визит. Второй раздел был посвящен театральной жизни. Третий раздел касался темы бала, времяпрепровождения в клубе, званого вечера.

В каждом из тематико-экспозиционных комплексов экспонировались городские костюмы, соответствующие ситуации: утренние, дневные, прогулочные, визитные, вечерние, бальные и т. д. Особое внимание было уделено костюму в контексте городской культуры первой половины XIX века и таким тонкостям, как способы ухода за собой, особенностям создания различных причесок, уместности того или иного костюма в определенной ситуации. На выставке исторический костюм и его составляющие были показаны как знаковые элементы культуры повседневности. Выставка явилась примером плодотворного сотрудничества государственных музеев и коллекционера А.А. Васильева, подобная форма взаимодействия кажется перспективной для современной музейной экспозиционной практики.

В настоящее время в экспозиционно-выставочной деятельности отечественных и зарубежных музеев прослеживается тенденция к созданию выставок коллекционного характера, на которых экспонируются однотипные предметы. Обычно такие выставки строятся линейно: экспонаты располагаются в хронологической последовательности, а основной целью является отражение эволюции определенного типологического ряда.

В 2015 году в музее Виктории и Альберта в Лондоне состоялась выставка «Обувь: наслаждение и боль» («Shoes: Pleasure and Pain»), на которой было представлено более чем 250 предметов женской, мужской и детской обуви различной типологии.

Выставка состояла из двух крупных разделов. В первом была показана в линейно-хронологической форме историческая обувь от древности до современности. В разделе были сосредоточены знаковые экземпляры музейного собрания, на примере которых раскрывались конкретные факты в истории костюма: отсутствие разделения на правую и левую ногу в обувном производстве до 1830-х годов, появление сандалий на пробковой платформе в городской моде 1930-х годов, изобретение каблука-шпильки и др.

Однако отражение истории обуви являлось только частью экспозиционного замысла.

Вторая часть выставки была посвящена обуви как символу социального статуса и средству обольщения. Е. Истомина отмечает, что именно страстные, подчас запретные чувства, а вовсе не видные декоративно-прикладные ремесла на «Наслаждении и боли» являются структурообразующими [1, с. 11].

Главной особенностью этой выставки, построенной согласно систематическому методу экспонирования, стала попытка показать не только обувь в хронологическом аспекте, но и затронуть тему социальной идентификации, рассмотреть феномен восприятия человеческого тела в разные исторические периоды.

Для осуществления двух главных задач выставки «Обувь: наслаждение и боль»: отражении некоторых фактов из истории обуви и интерпретации обуви и ее дизайна как феномен культуры, — были применены приемы

выявления связей между предметами, противопоставления путем контрастного показа.

Например, традиционные женские туфельки китайской знати могли быть помещены в одну витрину с современными туфлями на высоких каблуках-шпильках. Эти предметы из разных эпох и культур были объединены одним символическим смыслом: подобная обувь была создана не для удобства, а исключительно для эстетического удовольствия, которое достигалось мучительными, травматическими телесными практиками или банальным неудобством «во имя красоты».

Схожие принципы построения экспозиций прослеживаются на зарубежных выставках обрядового городского костюма «Свадебные платья 1775—2014» («Wedding Dresses 1775—2014»), состоявшейся в музее Виктории и Альберта в Лондоне в 2014 году [8], и «Смерть ей к лицу. Век траурного наряда» («Death Becomes Her. A Century of Mourning Attire») [6], проходившей в музее Метрополитен в Нью-Йорке в 2014—2015 годах.

В основе этих выставок — линейно-хронологический подход к подаче материала и систематический (коллекционный) метод экспонирования. Художественное решение пространства также идентично: предметы были представлены на манекенах в витринах без задников; вспомогательные материалы в виде дополнительных баннеров, растяжек, перегородок и т. д. использованы не были.

Главной задачей выставки «Свадебные платья 1775—2014» было формирование у посетителя представления о развитии городской свадебной моды на протяжении двух с половиной столетий. Отдельно были акцентированы вехи творчества знаменитых европейских и американских модельеров XIX—XXI веков: Чарльза Фредерика Уорта, Нормана Хартнелла, Чарльза Джеймса, Джона Гальяно, Кристиана Лакруа, Вивьен Вествуд и Веры В он г.

Помимо женских платьев был задействован мужской свадебный костюм и образцы детской моды. Была осуществлена попытка рассмотреть символику цвета в контексте свадебной моды. Выставка раскрывала такие подтемы, как утверждение белого как символического цвета ткани для пошива свадебных платьев, особенностей свадебной моды в период траура либо повторного брака. В собрании музея Виктории и Альберта хранятся редкие образцы свадебной одежды городского типа, сшитые из серых или лиловых тканей в соответствии с правилами этикета XIX века.

В отличие от выставки в музее Виктории и Альберта, посвященной свадебной моде, музей Метрополитен в 2014—2015 годах продемонстрировал образцы траурной одежды городского типа XIX — начала ХХ века. На выставке «Смерть ей к лицу. Век траурного наряда» были представлены более 30 ансамблей траурного костюма, датированного 1815—1915 годами.

Целью выставки стало отражение траура как культурного феномена через эстетику модного костюма в контексте европейской культуры

XIX — начала ХХ века. Сложные правила светского этикета при соблюдении скорбных ритуалов пронизывали разнообразные стороны повседневности, наиболее ярко выражаясь внешне «языком костюма». Различные степени траура были проиллюстрированы, помимо предметов одежды, многочисленными изобразительными источниками: живописью, графикой, фотографиями XIX — начала ХХ века, которые значительно расширили заданную тему, усилили общее впечатление от выставки и позволили сделать ее более информативной.

Отдельное внимание было уделено траурным украшениям и аксессуарам, специфике их изготовления и особой ритуальной эстетике, так, например, экспонировались украшения викторианской эпохи, изготовленные с использованием волос покойных: браслеты, медальоны, броши.

Концепция выставки предусматривала линейно-хронологический показ, особо акцентированы были мемориальные предметы из коллекции Института костюма музея Метрополитен: платья королевы Виктории и Александры Датской.

Примечательно экспозиционное оборудование: манекены имели специальные стилизованные «прически», выполненные из однотонного синтетического материала белого цвета, повторяющие характерные модные прически, распространенные в городской среде в период 1815—1915 годов, различные в каждый исторический период, которые были выделены условно в историко-искусствоведческом ключе (романтизм, второе рококо, историзм, эклектика, модерн).

Обращение к опыту зарубежных музеев позволяет выделить несколько тенденций экспонирования исторического костюма, основные из которых — акцентирование внимания на отдельных элементах костюма и историко-культурологическая интерпретация определенных типов одежды.

В 2013 году в Парижском музее моды и текстиля проходила необычная выставка под названием «Механика нижнего белья. Нескромные истории силуэта» («La mеcanique des dessous, une histoire indiscrete de la silhouette») [7].

Выставка была посвящена истории изменения модных силуэтов при помощи специальных предметов нижнего белья и каркасных элементов: корсетов, панье, кринолинов, турнюров и т. д. Самые ранние предметы датированы XIV веком, завершали экспозицию творения современных дизайнеров, использующих в своих работах искусственные формообразующие элементы костюма.

Известно, что женский городской костюм европейского образца Нового времени имел каркасную основу. Многочисленные приспособления, которые носились под верхним слоем одежды и позволяли формировать необходимый модный силуэт, достаточно подробно изучены историками, однако выставочная интерпретация этих специфических предметов — особый проект, посвященный именно белью и формообразующим деталям костюма, — в таком масштабе был осуществлен впервые.

Организаторы выставки придерживались линейно-хронологического принципа показа. Особенностью проекта стала увлекательная форма работы с посетителями. В пространстве музейных залов была отведена специальная зона, в которой посетителям предлагалось примерить на себя корсеты, панье, кринолины и турнюры — реконструкции, выполненные по историческим образцам. Думается, такой прием позволил посетителям выставки приблизиться к пониманию исторической повседневности прошлых веков, буквально ощутить на себе, что чувствовали женщины, когда носили необъятные кринолины и тугие корсеты. Таким образом, визуальный ряд «оживал» благодаря тому, что наглядно были показаны особенности бытования предметов.

Отдельного внимания заслуживают видеоролики, демонстрировавшиеся на выставке. На них крупным планом демонстрировались детали корсетов и каркасных элементов костюма; путем компьютерного моделирования были воссозданы моменты распрямления и складывания фижм, кринолинов на обручах и турнюров на металлической основе.

Такой информативный подход помог реализовать задачу иллюстрации непосредственного использования элементов костюма и их конструктивных особенностей во время движения. Наглядная демонстрация того, как садились и вставали в платье с фижмами, кринолином или турнюром, способствовала пониманию функционирования определенных подтипов городского костюма в быту.

В отдельную группу можно условно выделить выставочные проекты, посвященные костюму, в которых ведущей составляющей является не история бытования, стилистика и символика костюма, а роль личности в мире моды. Подобные выставки немногочисленны, однако представляют собой значительный интерес: биографические и мемориальные по своему типу, они раскрывают основные этапы творческого пути художников-модельеров через вещественные источники — непосредственные продукты творчества мастеров, ставшие в свое время бытовыми предметами, а впоследствии возведенные в ранг произведений искусства.

Примерами таких выставок могут стать «Шанель. По законам искусства» — ГМИИ им. Пушкина, Москва, 2007 год. За рубежом: «Чарльз Джеймс: за гранью моды» — Музей Метрополитен в Нью-Йорке, 2014 год.

Таким образом, выставки исторического костюма и его элементов можно условно разделить на три группы, в зависимости от их тематики и состава экспонатов. К первой группе можно отнести масштабные выставки-ретроспективы, одной из задач которых является экспозиционная интерпретация костюма определенного типа или вида в конкретный исторический период.

Ко второй группе относятся монографические выставки, на которых представлены отдельные элементы костюма, заостряется внимание на их эволюции, стилистике, характерных особенностях, бытовании, производстве и т. д.

В третью группу условно выделяются историко-биографические выставочные проекты, освещающие деятельность знаменитых модельеров и историю известных Домов Моды.

Существенной особенностью музейного экспонирования исторического костюма является соблюдение совокупности мер, направленных на обеспечение сохранности экспонатов. Как замечают реставраторы Н.А. Счастливая и О.Б. Лантратова, самыми зависимыми от условий экспонирования являются предметы из органических материалов, и в особенности, из тканей и кожи [4, с. 46].

Соблюдение необходимого температурно-влажностного и светового режима является главным условием при экспонировании исторического костюма. Немаловажен подбор специального оборудования. Думается, важной задачей при экспонировании исторического костюма является именно подбор манекенов и соответствие их форм музейным предметам. С одной стороны, манекен не должен отвлекать внимание посетителя от осмотра экспонатов, но в то же время манекен является частью дизайн-среды и общего художественного решения, он должен соответствовать художественной концепции и органично вливаться в экспозиционное пространство.

Также важно соответствие форм манекена историческому костюму не только размером, но и пропорциями, утрирование которых может привести к искаженному восприятию музейных предметов посетителями. Однако данный вопрос является наиболее острым при работе с историческим костюмом, т. к. зачастую на первый план выступает проблема финансирования музея. Главным критерием при подборе манекенов должна быть, в первую очередь, безопасность оборудования для музейных предметов и обеспечение их сохранности при экспонировании.

Другой существенной особенностью при экспонировании исторического костюма является его разрозненность в музейных фондах, т. к. аутентичные костюмные комплексы, принадлежавшие одному владельцу, являются редкостью: образ буквально собирается из разных элементов, что представляется серьезной проблемой при отсутствии некоторых предметов либо их плохой сохранности. Поэтому применение метода научной реконструкции при работе с историческим костюмом является оправданным и перспективным способом, однако, также как и с вопросом экспозиционного оборудования, данный момент сопряжен с финансовыми возможностями конкретного музея.

Краткий обзор экспозиционной деятельности некоторых отечественных и зарубежных музеев, связанной с выставками исторического костюма, показывает, насколько широк круг проблем и различна тематическая ориентированность проектов, в которых в разной степени задействован костюм. Музейная интерпретация источников подобного типа, обладающих значительным информационным потенциалом, является обширной сферой для научно-исследовательской работы специалистов.

Литература

1. Истомина Е. Каблукам закон не писан. «Обувь. Наслаждение и боль» в Музее Виктории и Альберта // Коммерсантъ. № 170 от 17.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2810954.
2. Скрипкина Л.И. Значение теоретического наследия А.М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела в России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ—ХХ! веков. Труды ГИМ. Вып. 127. М.: Эпифания, 2001. С. 17—48.
3. Слюсарева Н.А. Конфликт интерпретаций мифа в современной музейной практике // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 138—146.
4. Счастливая Н.А., Лантратова О.Б. Монтаж и экспонирование музейных предметов из ткани и кожи // Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ. Вып. 168. М., 2007. С. 46—58.
5. Чевтайкина Н.Н. Исторические реконструкции и интерьеры на выставках и экспозициях по истории ХХ века // Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. Труды ГИМ. Вып. 160. М., 2006. С. 77—88.
6. Death Becomes Her. A Century of Mourning Attire. [Электронный ресурс] URL: http://www.metmuseum.org/exhibitions/listings/2014/death-becomes-her.
7. La mécanique des dessous, une histoire indiscrète de la silhouette. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lesartsdecoratifs.fr/francais/musees/musee-des-arts-decoratifs/actualites/archives/mode-et-textile/la-mecanique-des-dessous-une/.
8. Wedding Dresses 1775—2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vam. ac.uk/content/exhibitions/wedding-dress-1775-2014/wedding-dress-1775-2014-about-the-exhibition/ (дата обращения: 13.02.2016).
ВЫСТАВКА МУЗЕЙ МУЗЕЙНАЯ ВЫСТАВКА КОСТЮМ ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ exhibition museum museum exhibition costume historical costume
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты