Спросить
Войти

Историко-культурный след древних народов степного Приуралья в ландшафте, топонимах и артефактах

Автор: указан в статье

УДК 902.6:502.3:911.2

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СЛЕД ДРЕВНИХ НАРОДОВ СТЕПНОГО ПРИУРАЛЬЯ В ЛАНДШАФТЕ, ТОПОНИМАХ И АРТЕФАКТАХ

С.В.Богданов

Историко-культурное наследие каждого народа неповторимо. Оно соответствует судьбе народа, его эталонные образцы овеществлены в недвижимых памятниках истории и культуры. Пирамиды в пустынях Египта, хенги типа Стонхенджа в Британии, руины храмсв олимпийским богам в Греции - их пощадило неумолимое время, они пережили эпохи расцвета и крушений цивилизаций, кровазых войн и стихийных бедствий. В этом смысле эталонные памятники истории и культуры не принадлежат только прошлому, настоящему или будущему, они избраны существовать вечно...

В степях Евразии культурный след древних и средневековых обитателей запечатлен курганами • земляными или каменными гробницами. « Курганами», «марами», «шиханами-., «шишками», «могилами» в русской языковой традиции принято именовать искусственные сооружения в виде земляных или каменных насыг.ей, воззедонных над одним или несколькими захоронениями. Насыпь кургана может быть куполообразной, ступенчатой, кольцеобразной, фигурной. Курганы чаете окружены кольцеобразнь ми ипи дугообразными рвами, возникшим* при выбср*е грунта для возведения насыпи. Иногда курганы могут на содержать погребений, являясь своеобразными храмами-святилищами. В Приуралье курганнь о могупьники, или некрополи, характерны прежде всего для степных районов, Оренбургской области, но встречаются также и на остепненных участках песостепи и е каменной степи Уральской горной страны. В зазисимсюти от эпохи, в какую они были сооружены, курганные некрополи сильно варьируют в размерах, отличаясь по форме часыпеЙ, планировкой могильников. Столь же различны топографические условии некрополей, обычно они тяготеют к речным долинам, т. е. высоким пойменным гривам или плоским площадкам на краю первой надпойменной террасы, но встречаются и на водоразделах з открытой ппакорной отели на значительном удалении от реки. Горизонты Синего и Мелового Сыртов. Илекскогс плато полны курганами, они составляют неотъемлемые антропогенные компоненты исторически сложившихся ландшафтов степи.

Этимология слова курган не вполне ясна. Другое, менее распространенное название этого типа памятников - "мар", бопее определенно, оно имеет общеиндоевропейское значение и образовано от корни мар-мерд", означавшего смерть, гибель. В индийской мифологии гора Меру являлась центром вселенной, пупом земли, под ней располагались круги ада. В Оренбургской области слово «мар» довольно часто фигурирует в названиях широко известных археологи чес-<их памятников - Пятимары в Соль-Иле jkom эайоне, Комаров Map, Большой Дедуровский Mao, Студемикнн Map 8 Оренбургском. Изредка местные жители применяют к древним курганам слово могила, например отдельные участки большого сарматского некрополя близ с. Де^уроека называются Высокая могила и Богатырские могилки. Слово могила общеславянского происхождения и образовано от существительного «могы» - «сильный, богатый человек». По мнении.»

В.И. Даля, первич юе значение слова могила - «курган, где погребены «могугники • - витязи».

С этимологией слова курган все гораздо сложнее, дело в том. что древние гробницы, перекрытые насыпью, называют этим словом славяне, финно-угры, тюрки и др. народы. Многие языкозеды, на мой взгляд, ошибочно считают слово курган заимствованием из тюркских языков. Действительно, в турецком языке мы находим слово курган в зкачени/ «крепость» (от «кургамак» - укреплять), в татарском языке есть слово «кюрхэнэ» в значении могила, могильный холм. В славянских и германских языках корень «кур» означав" «дым, чад. огонь, смрад», а корень «гал» ипи «гаи» - черный цвет. Т. е. в восточнославянской языковой традиции слово курган может означать -«черный дым», что вполне естественно, если учесть особенность древнестсвянеких курганов - в языческие времена курганная насыпь возводилась над трупосожжени-ем: тела знатных русой сжигали вместе с челядью в ладьях. Но в письменных источниках словосочетание «кур» и «гин» употребляется значительно раньше, еще в Месопотамии в яревнешуморских текстах 1\МИ тыс. до н. э., и обозначается клинописны / значком из трех сочлененных треугольных оттисков лелочки. Дословно «кур» означало «холм» «гора», - горная страна». В шумерской мифологии словами «кур-> или «кур-ну-гин» (««страна без возврата»), куз-эден («горная степь») обозначается подземный хтонический мир, царство мертвых. Не случайно корень «кур» входит в название Вавилонской башни - «Зиккурат». Шумерскому слову «кур» по значению близка общеиндо-европе1;ская форма «к/р» в значении «строить», «делать», урапьсое «кура», «кора» - сплетать, скреплять, алтайское «кура» - ««строить»» «устраивать», дравидское «кура» -•сп тете ты» «связывать». Эго единство восходит ко временам, когда иидсееролейская, алгайская. уральская, дравидская л семито-хамитская семьи языков в глубокой древности составляли единый ностратический праязык. Как считают многие исследователи, он распался на отдельный семьи не позже 8 тыс. пет назад.

Скорее всего, слово курган* как устойчивая форма обозначения земляных гробниц степной зоны Восточной Европы возникло задолго до миграции на эту территорию народов алтайской язь ковой семьи в I тыс. и существовало, по к эайнеи мере, е периоды стабильного существования к распада индоевропейской языковой общности (V -нач. I! тыс. до к э - по археологической шкало энеолит -брочзоный ьв\<).

Изуче ние древних и средневековых курганоз в Оренбургской гуСернии бы-о иг чаю еще во второй поповине прошлого века членами Оренбургской Ученой Архивной комиссии. создавшим;* пэд руководством П.П. Бирк «Музей древностей» (1, с. 5- 7). От этого музея водет свое начало современный Оренбургский областной краеведческий музей. Наиболее значительные археологические разведки и раскопки в дооктябрьский период истории края провел вице-президент ОУАК. <ранитель «Музеядревностей» И.А.

С.В.БОГДАНОВ. Историко-культурный, след древнего населения Степного Приурагья а ландшафте, топонимах, артефактах

Кастанье, опубликовавший в 1910 г. свод ««Древности Киргизской степи и Оренбургского края». К сожалению, раскопки И.А. Кастанье мало чем отличались по методике от грабительских работ артепей ««марохолателей» или «бут-ровщиков». Их объединяла общая цель - доСыча ««таинствен-ных сокровищ» - и методика раскопок - в центре» кургана закладыва1?ся ««колодец-яма» и выбиралось основное самое богатое погребение. Находки не фи<сирсзались на масштабных полевых чертежах. Один из Курганов, огсколан-ных в 1909 г. И.А. Кастанье возле Актюбинска, в наши дни доисследооан В.В. Ткачевым и С.Ю. Гуигловыь. Сказалось, что размеры этого кургана И.А Кастанье означил совершенно не верно: он достигал не& 110 метров окружности", а ок. 30 м. высоты не "12 метров", а ок. 2.7 м. В кургане выявлено большое количество впускных захор-энений, не замеченных И.А. Кастанье. а а основном, раскопанном им погребении с останками двух взрослых субъектов, не содержавшим по И А. Кастанье вещей, обнаружен богатей ший набор медных орудий и оружия, также не замеченный в свое время И.А. Касга.чье. Столь же ошибочны или поверхностны многие сведения, сообщенные авторш.* в вышеупомянутом своде. Крупномасштабные грзбител^кио раскопки древних курганов в Оренбургской губернии в конце XIX - нач. XX в. проводились жителями окрестных дер>-вень. как правило, в поисках "пугачевских ипм киргизски> кладов &, "золотых карет1, якобы зарыть х под насыпям л. 3 курганах бронзового века возле с. Краскохогм и с. Деду-ровка мне приходилось встречать следы крестьянских грабительских раскопок конца XIX в. Но сам .¡й древний из датированных грабительских расколов куэганоэ относится к среднему бронзовому веку - нач. II ты:. до н. э.: носители

т. н. во; ьско-лбищенской археологической культурь. раз-граСили большой курган раннего бронзового века (ок. середины III тью. до н. э.). относящийся к древнеямной культуре (2, с. 17-37). <урган располагался в окрестностях современного с. Дедуров<а (рис. 1). Древних грабителей привлекали медные ооудия, находившиеся в этом погребении.

В наии дни в цепом ряде районов Оренбургской области, к глубокому сожалению, возобновились противозаконные грабительские эаокопки; сокровищами древних Курганов наши земляки пытаются поправить свое бедственное материальное погожение, пошатнувшееся в результате сомнительных погитико-экономических экспериментов правительства России. В ходе этих самовольных раскопок разрушаются це! 1нейшие объекты историко-культурного наследия относ» щиеся. в основном, к бронзовому веку. Многие приметные курганы, не содержавшие никакого зогота и в древности, оскверняются грабительскими раскопками по мно у раз, как, например, курган на южной окраине г Бузулука. Большое количество курганов разрушается распашкой. Предприятия «Газпрома», «Оренбургнефть* и др. крупные пользователи земли не соггасуют свою дэяге^ьность с органами охраны историко-культурного нгепедия. Усилиями специалистов-археологов Оренбургского педуниверситета. Краеведческою музея. Института стали УрО РАН порой удается сласти от разрушения ценнейшее объекты, как, например, некрополи кочевников скифо-сарматссой эпохи (I тыс. до н. э. -шч I тыс. н. э.) близ с. Бердянка и с. Нижняя Павловка. Но в це юм при отсутствии систематического финансирования этой сферы изменить плачевную ситуацию мы не можем. От финансирования деятельности по спасению <ур-аньых некрогогвй, разруиающихся в ходе строительных и да. земелы- ых работ, юридические лица, повинные в пэичннении э"ого ущерба, успешно уклоняются. Так, затраты на охранные раскопки 8 1995 году сарматских курганов, олуразрушенных сванкой твердых отходов ПО »Газпобыча» (3. с. 70-73), не5ыли за истекшие годы профинансированы, как то предусматривает ««Закон об охране памятников истории и ку/ътуры»

Фактически уничтожается целый пласт историко-культурного наследии нг.рсдов России. С ним связан круг проблем происхождения индоевропейских народов, в том ■<испе V русско-о. Древние кндсевропейцы. оставившие юреые курганы на вос токе сжнорусскихстепей. в Заволжье и ^.&уралье. появляются в конце V - первой половине IV тыс. до н. э. Эти курганывозведеьы носителями т н. хиапыноко береж ноелкой кулыурной грулпь. древнеямной кулатур.я энеолита - раннего фонзоного века. Носители этой культурно? группы привнесли в степи Евразии триаду новаций: скотозсдсгйо, 8нак<мство с металлообработкой и древневоотечныл логреба/ьиый обряд. - появившихся .задо-то до этого з Северной 1\!есопотамии. Прототипы многих предметов матеркальнойкуяьтуры хвалынско-бе-оожновской груп 1ь каув;«ныс булавы, топоры, кольца, брасле-ы, подвас<ич у<рац.ен^ из кости и раковин, мак-оспити^оская кремчдрая ичдустриз - ипервые появляются еще в покерами&-ес/соу неолите Северной Месопотамии в следе скстсвод-.ескэ :емледельческих племен. Их миграция на север чегез Кавказ б южюрусск/е степи положила начало индое& рог.&еизации Восточной Европы.

Курганные пэ-себал ¿ныв обряда, сформировавшиеся в Богго-Ург-льскчх степях нл протяжении |\ЧИ тыс до н. э., также »-ес/1 печать дрзвневосточ^х погребальных идей: для абооигенного нгселения Востсмной Европы в это вре66

ВОПРОСЫ СТЕПЕВЕДЕНИЯ, 1999

мя были характерны фунтовые бескурганные могильники с останками покойных, захороненными вытянуто на спине; носители курганных культур практиковали иной обряд: так же, как на Ближнем Востоке, тела покойных укладывали в могилу скорченно на боку или на спине с подогнутыми ногами. Смерть соплеменника в этой системе погребальных идей осмысливается как жертвоприношение богам, а курганная насыпь - как жертвенник. С особой силой этот мстив звучит в заповеди Господа пророку Моисею на горе Синай: &Сделай мне жертвенник из зомли, и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя. Если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо. как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их" (Исх. 20; 24-25).

В Оренбургской области к эпохе становления курганных обрядов - к энеолиту (медно-каменный век) относится группа памятников в устье р. Турганик е Красногвардейском р-не (4, с. 103, рис. 1,17,19-20). Ее составляют культурные слои двух стоянок и большой могильник, располагавшийся на дюне. Обряд этих погребай ий не установлен, но в выдувах собран разнообразный погребальный инвентарь, включавший каменные кольца и браслеты, тесло и булаву, кремневые наконечники стрел и украшения из раковин, позволяющие сопоставить могильник с инвентарем древнеямных подкурганных захоронений Нижней Волги хвалынско-бережновской культурной группы. Ранние этапы становления курганных обрядов не вполне ясны: часть носителей одной и той же энеолитинеской культуры (хвалынской, по И.Б. Васильеву - 5, с. 22-50) практиковали обряд подкурганных захоронений, прослеженный по могильникам у с. Политотдельское, бережновка, Ровное, другая часть - обряд фунтозых погребений (Хва-лынские, Хлоповский могильники), все остальные элементы пофебального обряда абсолютно аналогичны. Возможно, это различие связано с разделением одной культуры на две этнографические группы - кочеаников. практиковавших курганный обряд, и относительно оседлых скотоводов. хоронивших останки покойных в грунтовых могильниках возле поселений.

В конце IV - первой половине III тыс. во н. э. с наступлением раннего бронзового века носителями древнеямной археологической культуры Приуралья начинают разрабатываться грандиозные Каргалинские медные рудники и менее крупные выходы медистых песчаников типа Сайгачьего рудника на р. Бердянке. Территория нашего края постепенно входит в орбиту т. н. циркумпонтийской металлургической и культурно-исторической провинции.

Каргалинский древний горно-металлургический центр (ГМЦ) - крупнейший в Восточной Европегорнорудный и металлургический комплекс ландшафтных памятников природы, истории и археологии общей площадью около 500 кв км состоящий из одиннадцати участков, расголоженных в верховьях рек Каргалок, впадающих в реку Сакмару севернее Оренбурга в пределах Октябрьского, Переволоц-кого и Сакмарского районов Оренбургской области,

Каргалинские месторождения относятся к типу медистых песчаников. Медные минералы - зеленый малахит и синий азурит залегают пластами, жилами, отдельными линзами в стометровом горизонте красно-коричневых песчаников пермского периода (285-230 млн. лет назад). Каргалинский ГМЦ возник после Балканского и Кавказского в конце IV - начале III тыс. до н. э. Горняки раннего бронзового века - носители древнеямкой археологической культуры • первыми приступали к добыче руды и выплавке меди. До этого времени население обширных территорий Южнорусских степей пользовалось привозным балканским, а затем кавказским металлом. Первые разработки, вероятно, провод^ись откр»>ггым способом го осыпям многочисленных оврагов и бало< в верховьях Каргалок Несмотря на тщательные поиски археологов, памятников древнейшего периода освоения рудного поля - III тыс. до н. э. на самих Каргалех не обнаружено, но анализ металлических предметов из ямных подкурганных погребений кочевых ското-водоз степногоЗаволжья и Приуралья свидетельствует, что их большая часть отлита из Каргалинских медистых песчаников. Из каргалинской меди отливалось оружие - проуш-ные топоры, клевцы. молоты, кинжалы; инструменты - долота, тесла, шилья: учрашения. В одном из древних захоронений у с. Изобипьное ча правом берегу Илека обнаружена литейная форма, а 8 левобережье Илека в ямном погребении кургана у нос. Кумакский - куски медистых песчаников. Монопольный доступ к меди Карг алинских рудников обусловил развитие социальной стратификации в среде кочевников, обитавших в середине III тыс. до н. э. в степях Приуралья. Огромные куполообразные курганные насыпи диаметром до 100 м и высотой до 9 м (Дедуровский, Барышниковскии, Утэвский и др. курганы) перекрывают погребения знати, содержавшие металл из каргалинской меди, челозеческио жертеопэиношения.

В позднем бронзовой веке - в середине - третьей четверти II тыс. до н. э. - в Поволжье и Приуралье обитали племена оседлых скс-тоаодов - носители срубной и алакуль-ской археологических культур, оставившие многочисленные поселения, исследованные в бассейнах Тока. Самары, Урала. На каждом из памятников выявлены следы металлургии. На Каргалинских рудниках на участках Горный и Ордынский обнар\жоны поселения горняков-металлургов, просуществовавши е несколько столетий На одном из таких поселков на высоком холме участка Горный с начала 90-х гг. экспедиция института археологии РАН проводит расколк.1 под руководством широко известного историка металла и археологе доктора исторических наук, профессора Е.Н. Черных (6, с. 28-69). В работе экспедиции активно участзуют русские аэхеологи С.В. Кузьминых, С.А. Агапов, специалисты из Испании, Германии, оренбургские археологи, краеведы, студенты и школьники. Раскопками выявлены котлованы жилищ, производственные помещения /. площалки, где пэоизнодилось дробление и обогащение руды. Культурный слой поселения насыщен рудой, каплями меду, фрагментами литейных форм и другими свидетельствами 1ииро.<омасштабной деятельности по добыче, плавке руды и отливке медных и бронзовых орудий.

Но уже к рубэжу 11-1 т^с. до н. э. эти поселки забрасываются. и по степным г эссторам расселяются племена ираноязычной скотоводов - предков скифов и сарматов. На долгие тысячелетия, впготь до вхождения территории Оренбургского края в состав Российской империи. Каргалинские рудники были заброшены, добыча меди не велась.

В середине XVIII века по следам "чудских копей", как называли тогда заброшенные шахты бронзового века, росс/йские купцы л грсмышленники закладывают на Кар-галах новые шахты, и ухе в конце XVIII века Россия попу-чала до четверти осей выплавленной меди с Каргалинских рудников! Многие сотни километров ходов подземных шахт и штолен пронзи» и в это время Каргалинское рудное попе. Добытую руду отвозили на 300-400 км к северу

С.В.БОГДАНОВ. Историко-культурный след древнего населения Степного Приурш ья в ландшафте, топонимах, артефактах _ _

в лесистые районы Башкирии, где на древесном угле из каргалинской руды на заводах зыплавпяли медь. К началу XIX в. запасы меди на Каргалах оказались исчерпаны, гигантское рудное поле заброшено, на отвалах и провалах бесчисленных шахг сформировались уникальные сообщества степных растений, уничтоженных пахотой в равнинных окрестностях Каргалов.

Значение металлургии меди для культур и народов бронзового века 111-11 тыс. до н. э. было несравненно большим, чем в последующие эпохи. Образно это время можно означить как "эпоху медного топора". Массовое производство медного, а затем бронзового оружия, прежде всего топоров и копий, изменило социальную структуру существа, формирование кланов профессиональных воинов-кшатриев, начиная со второй четверти II тыс. до н. э. использовавших легкие боевые колесницы, привело к нескольким культурным &всплескам" и массовым миграциям, дальним военным походам. Один из таких "всплесков" археологически прослеживается по городищам конца среднего - начала позднего бронзового века восточного Оренбуржья и сопредельных территорий Челябинской и Кустанайской областей: в XVII-XVI вв. до н. э. в Зауралье создается целая сеть укрепленных валами городищ типа Аркаима (Чел. область) или Аландского в устье р. Солончанки в левобережье Су-ундука в Кваркенском районе - форпостов, прикрывавших дороги к разрабатывавшимся тогда медным рудникам Таш-Казган и связанным с ними инфраструктурам. Соответствующие этим городищам курганные некрополи типа Синташ-тинских могильников не отличаются особенно крупными размерами насыпей, но содержат массу захоронений уг -ряжных коней, боевые колесницы в могильных ямах, останки воинов сопровождаются оружием.

В начале раннего железного века {I тыс. до н. э.) новый этап курганного строительства связан с ираноязычными кочевниками-сарматами и их предками - носитепями культуры т. н. аржано-черногоровского гооизонта (VIII-VII вв. до н. э.). Для этого времени характерны курганные насыпи с каменными закладами, увенчанные антропоморфнь -ми степами типа гумаровской (7, с. 238), с изображениями поясов с оружием.

Курганы савроматского времени (VI- V вв. до н. э.) в степях Южного Урала более многочисленны, иногда они окружены каменными кольцами-кромлехами. Эти курганы содержат вытянутые на спине захоронения с широтной ориентировкой, сопровожденные короткими железными ме-чами-акинаками скифского типа, железными копьями, бронзовыми наконечниками стрел, украшениями из бронзы, золота и серебра. Любопытно, что в это время появляется особый тип памятников - курганы-жертвеиники с кольцевой или подпрямоугольной насыпью, окружающей жертвенную площадку- Один из самых больших курганов-жертвенников диаметром свыше 70 м и высотой еала до 2.5 м располагается у с. Шкуновка в Акбулакском районе. Этот тип памятников очень слабо изучен. Известный археолог К.Ф Смирнов в 60-е годы раскопал несколько небольших курганоз-жертвенников в окрестностях с. Липовка в Бузу-лукском районе (7, с. 210-215). Он считал их сарматским/, святилищами огня. Своей формой святилища напоминают прямоугольные или округлые чаши каменных алтарей из погребений сарматских женщин-жриц V-III вв. до н.э., украшенных стилизованными изображениями жертвенных животных или хищников, терзающих копытных. Сарматы, как многие индоиранские народы, действительно были огнепоклонниками, божество огня домашнего очага Агни считался

посредником мира пю£ей и богов. Но для того чтобы жертва плотью, кровью или туком (жиром) скота, молочными продуктами, пьянящим напитком "хаомой" (сомой) или дурманящим дымом конопли, донеслась до богов, необходимо было с помощью магических процедур создать "некое волшебное пространство". В конструкции святипищ и переносных каменных алтарей есть два общих элемента: кольцо и четырехугольник. Кольцо - знак вечности, неба, ветра, времени - и прямоугольник - символ земли представляют собой части геометрического выражения «мандапы» (дослов-но - круг») - уние©реального философского принципа духовной культуры индоиранцев. Помещением жертвы в круг мандалы алтаря-жертвенника или кургана-свягилища происходила сакрализация, т. е. ритуапьная организация пространства. Оно становилось волшебным миром превращений, сожженная в его пределах жертва отправлялась к одному из богов - небесному прародителю Папаю - главе ски-фо-сарматского пан геона или змееногой богине земли, на-поминаощей эллин^сыческую Афродиту Уранию - Аргим-пасе. Примечательно, что сарматские каменные жортвен-ники-алтари с прямоугольной чашей либо вообще были лишены орнамента, либо украшались знаками земли - змеями, валиками, зигзагами, спиралями, а алтари с округлой чашей декорировались изображениями баранов, хищников, сцен терзания животных, календарными символами. Не исключено, что первые, как и соответствующие курганы-святилища, предназначались для жертвоприношений земле -Аргимпасе, а вторые - небесному Папаю...

Культурный след црэвних обитателей края доходит до нас не только в виде артефактов • предметов материальной культуры или пандшафтно-археологических памятников. среди нас, как это ни парадоксально, живут слона давно ушедших людей, старинное и древнее название р. Урал «Даик» или «Яик» иранского, сарматского происхождения. «Дахи» или «дай» - имя одного из сарматских племен, вошедших в мировую историю завоевательными походами в Средней и Передней Азии. А одна из вершин Илекского плато, где сосредоточены княжеские курганные некрополи сарматов, называется гора Папай.

В V-IV вв. до н. э. на участках открытой плакорной степи на водоразделах Донгуза, Черной и Б. Песчанки возникают грандиозные некрополе сарматских князей, состоящие из многих десятков больших курганов, достигающих в диаметре 100-*&50 м, в высоту 8-10 м. Их отличает очень сложный и пышный погребальный обряд - останки вождей помещались в обширные (до 20 м диаметром) погребальные камеры с наклонными прэходеми-дромосами (коридорами), перокры-тые шатрами из древе<^ных стволов, сожженных в момент сооружения нась.г и. В одном из таких курганов в жертвенных ямах-бофр-ах известным уфимским исследователем А.Х. Пшеничнюком в 1988 оду (Филипповка. к. Nc1-9. с. 2-12) обнаружена масса золотых украшений, оружия, бытовой утвари, культовых прерме тов. Среди них иранский ритон с про-томами быка, золотые обкладки деревянных сосудов в виде оленей с волчьими голе вами, сотни пластин-накладок на деревянные сосуды с изображением кабанов, рыб, верблюдов. баранов, фантастических животных. Эти изображения, особенно та часть, что выполнена в "перфорированном стиле", обладает рядом особенностей, не дублированных в других зонах раЬлрострак ения искусства &звериного& стиля: изображения оче»- ь статичны, даже в сценах терзания, сражения и охоты передается не динамика поединка, а застывший з вечности кадр", зее поле изображения покрывается ковровь ми завитками, спиралями, пальметами. насечками

С.В.БОГДАНОВ. Историко-культурный след древнего населения Степного Приуралья

в ландшафте, топонимах, артефактах 69

и т. п. Эти характерные стилевые особенности видны на золотых обкладках сосуда с изображением лучника, поражающего сайгака, из Филипповки (рис. 2).

Потомки сарматских князей, захороненных в Филиппов-ских курганах, оставили так называемую грохоровскую или раннесарматскую курганную культуру IV-И вв. до н. э. Свое название она получила по комплексу выразительных материалов, полученных в результате раскопок у с. Прохоровки Шарлыкского района, опубликованных в книге выдающегося русского археолога М.И. Ростовцева (10). Период прохоровской культуры - это время завоевательных походов. Из степного Приуралья союзы сарматских племен аорсов. роксалан, аланов вторглись в npeqe-лы Скифии в Северное Причерноморье, pa3i рохмв скифов, огнем и мечом прошли через всю Европу по северным границам Римской империи, положив тем самым начало эпохе Великого Переселения Народов

На рубеже нашей эры на территории современной Оренбургской области курганное строительство переживало упадок, основная масса сарматов, очевидно, участвовала в завоевательных походах на запад, часть на юго-восток - в обход Каспия на север Ирака. Новых курганов сооружалось очень мало, в основном совершаются подза-хоронения в курганы V-II вв. до н. э. Среди них выделяется серия погребений малолетних девочек или девушек, не достигших брачного возраста с египетскими алебастровыми туалетными сосудиками, богатыми украшениями, а также амулетами из кости и идолами из мела или штука, изображающими обнаженную богиню утренней зари, юности, красоты индоиранского пантеона Ушас (рис. 3).

Начиная с гумно-сарматского времени (III-IV вв. до н. э.) и вплоть до кипчакско-половецкой эпохи (IX-XII ав. до н. э.), тюркские кочевники не оставили заметного следа на нашей земле. Лишь курганные погребения и курганы-святилища половцев с каменными насыпями и антропоморфными изваяниями - «каменными бабами»« представляют собой выразительное серийное явление. Одно из средневековых половецких святилищ с каменным антропоморфным идолом открыто недавно сотрудниками института степи УрО РАН в Акбулакском районе близ священной горы Кашкан-Тау (««убежавшая гора») в верховьях р. М. Хобды.

С горой Кашкан-Тау, напоминающей лежащего сфинкса и расположенной поблизости от широко известной горы Корсак-Бас ("голова лисы"), связаны восемь курганных могильников сарматской эпохи, средневековья, нового вэе-мени. В могильнике у восточного склона г Кашкан-Тау отчетливо видна преемственность культур степняков, возле половецко-кипчакского кургана IX-X вв. в конце XVII -начале XVIII в. сооружается небольшой киргиз-кайсацкии (казахский) курган с каменной насыпью, и, так же. как возле половецкого кургана устанавливается ««каменная баба», возле киргизского воздвигается антропоморфная стела - «кулпытас» с тамгами рода "жаппас" в виде древа жизни и звезды, показанной крестом (рис. ¿).

От нашего времени останется меньше вечных символов, мы дети эпохи непрочных вещей - пластмасса, стекло. полиэтилен, алюминий и даже армированный бетон за несколько десятилетий в земле превращаются в прах. Наша эпоха породила лишь один массовый вечный, но довольно хрупкий материал - шифер. Возможно, археологи будущего назовут наше время шиферным веком.

Сотрутся в памяти нищета и страдания, страшные войны XX века будут частью героизированы, частью забыты, но культурные слои российских городов и сел последней

четверти XX века археологи будущего смогу г определять по наличию битого шифера и радиационному следу »Звезды Полынь», взошедшей над Припятью в 1986 году согласно древнему пророчеству Апостола Иоанна (Откровение св. Иоанна БогосгоЕ;а. 8; 10-11).

Литература

1. Богданов СВ. Страницы истории Оренбургского краеведческого музея /.Оренбургский край. Вып. 2. Оренбург. 1994.
2. Богданов С.В. БолэШой Дедуровский Map //Археологические памятники 0:>енбуржья. Оренбург, 1998.
3. Богданов СБ. Охранные раскопки 1995 г. у с. Нижняя Паеловка и Дедуровка//Проблемы изучения, сохранения и использования природного и историко-культурного наследия Оэеноур-ской области. Оренбург. 1997.
5. Васильев И.5. Энеолит Поволжья. Степь и лесостепь. Куйбышэв, 1981
6. Черных Е.Н. Каршты. Забытый мир. Москва. 1997.
7. Попов СЛ. Тайны "Пятимаров". Челябинск. 1982.
8. Смирнов К.Ф Сарматское святилище огня //Древности Восточной Европы М.. 1969.
9. Пшеничнюк А X. Раскопки "царского кургана на Южном Урале. Уфа. 1989.
10. Ростовцое М.И. <урганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма. Пг, 1918.

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Рис. 1. Ландшафтная ситуация "Большого Дедуровского Мара", сер. Ill тыс до н. э.

Рис. 2 Золотые i акладки на сосуды. Филипповка, к. N-1. V в. до и. э.

Рис. 3. Статуэтка Сарматской богини. Нижняя Павловка I. кур- ан №3.1 п. н. э.

Рис. 4. Ситуационный план святлпища у г. Кашкан-Тау, №1 половецкое антрогоморфное изваяние. №2 - киргиз-кайсацкий "кулпыас".

70

BOnPOCbl CTEflEBEflEHHa, 1999

Historico-cultured track of ancient people of Steppe Priuraiie in landscape, toponyms, artefacts S.V.Bogdanov

For the first time the brief survey of ethical elements of landscape tied wilh the life of ancient peoples in Urals steppe zone is represented. It is offered to create a system of protected landscape - archaeological objects.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты