Гоминьданом после его реформирования на массовое движение рабочих и крестьян. Массовые движения рабочих и крестьян, а также быстрое развитие национальной революции стали возможными в результате того, что в ходе исторического Движения «4 мая» широкие массы рабочих и крестьян проявили свою сознательность и свои силы и что интеллигенция под влиянием Октябрьской революции 1917 г. считала, что Китай может одержать победу в революции, только лишь идя по русскому пути.
В последующие десятилетия массовые движения стали играть большую роль в политическом развитии страны. В то же время не следует умалчивать и о том, что в определенной ситуации чрезмерная фетишизация народных движений действительно приносила немало негативных последствий, но это не имеет никакой связи по существу с идеей демократии.
«Исторические факты доказывают, что политические преобразования или политические реформы могут привести к переменам в культуре и, напротив, культурное пробуждение или культурное движение также могут оказать определенное и важное влияние на политику» (с. 28), - заключает Гэн.
И. С. Ермаченко
ЛИ СЮЭХУН, ЛЮ СИН. Миньчжу гэмин шици го гун лян дан чжэнган бицзяо // Шоуду шифань дасюэ сюэбао. - Пекин, 2008. -№ 3. - С. 149-153. - Кит. яз.
Ли Сюэхун (Пекинский педагогический университет) и Лю Син (Северо-Восточный педагогический университет) проводят сравнительный анализ содержания политических программ Гоминьдана (Национальная партия) и КПК и его изменения со времени появления этих программ и до 1945 г.
Авторы отмечают сходство политических программ партий по следующим трем пунктам.
Основатель ГМД Сунь Ятсен неоднократно говорил о необходимости внутри страны разбить милитаристов, а за ее пределами дать отпор империалистической агрессии. Китайская революция изначально была антифеодальной и антиимпериалистической.
Политическая программа КПК, принятая на II съезде (июль 1922 г.), включала три главные задачи: прекратить внутренние беспорядки, разгромить милитаристов, установить в стране мир; освободиться от гнета международного империализма, добиться полной национальной независимости; объединить всю территорию страны для установления в Китае подлинно демократической республики.
Совпадение основ политических программ ГМД и КПК сделало возможным сотрудничество между партиями в 1922-1927 гг. (первое сотрудничество). Мао Цзэдун неоднократно отмечал, что антифеодальная, антиимпериалистическая революция в Китае, строго говоря, началась с Сунь Ятсена.
После начала войны сопротивления Японии (1937-1945) в программах обеих партий также обнаружились сходные моменты. И ГМД, и КПК осуждали агрессию Японии, стояли на позиции отпора японским агрессорам, требовали подготовки военных сил для оказания сопротивления и считали стратегическим выбором затяжную войну.
И ГМД, и КПК перед лицом общего врага допускали в тот период возможность вступления в коалицию с силами, находившимися вне партий, и признавали необходимость самого широкого объединения с демократическими силами и интеллигенцией и борьбы за осуществление такого объединения.
Политические установки, составлявшие самую первую политическую программу ГМД, содержались в Уставе и в Манифесте I конгресса ГМД (январь 1924 г.), а также в документах III (май
Политическая программа КПК включала программные установки, принятые на I съезде (июль 1921 г.) и II съезде КПК (июль 1922 г.); выдвинутый на совещании 7 августа 1927 г. общий курс партии на аграрную революцию; принятую в конце августа 1937 г. на совещании Политбюро ЦК КПК в Лочуани программу из десяти пунктов «ведения войны сопротивления Японии и государственного строительства», а также содержавшиеся в трудах Мао Цзэдуна политические оценки и установки.
Программа «государственного строительства» Сунь Ятсена предусматривала прохождение трех этапов, на первом из которых (период военного управления) правительство использовало военные силы для ликвидации всех преград внутри страны и продвижения дела ее объединения. После смерти Сунь Ятсена в марте 1925 г. в период нахождения у руководства ГМД Чан Кайши большинство членов ГМД составляли военные, в большинстве контролируемых ГМД провинций местную власть возглавляли военные чиновники.
В гоминьдановской программе «войны сопротивления Японии и государственного строительства» отдельный раздел был посвящен военному делу. Сам Чан Кайши начинал свою карьеру начальником военной школы Вампу (Хуанпу) и позже, независимо от того, какие посты он занимал в ГМД, установленный им непосредственный контроль над гоминьдановскими военными силами никогда не ослабевал.
Что касается КПК, то Мао Цзэдун на «совещании 7 августа» 1927 г. указывал на необходимость в дальнейшем обращать особое
внимание на военную сторону дела, знать и помнить, что винтовка рождает власть.
В принятой в августе 1937 г. на совещании Политбюро ЦК КПК в Лочуане программе из десяти пунктов прямо говорилось о необходимости провести общую военную мобилизацию на всей территории страны. В работе Мао Цзэдуна «О коалиционном правительстве», когда речь шла о политической программе после победы в войне сопротивления Японии, указывалось, что войска и другие вооруженные силы являются важной частью правовых органов новодемократического государства, без которых невозможно обеспечить его защиту.
При наличии сходных мест в политических программах ГМД и КПК эти программы имеют разные теоретические базы и разный характер. Теоретическую базу программы ГМД составляли «три народных принципа Сунь Ятсена» (национализм, демократизм и народное благоденствие). Изначально содержание этих трех принципов и приданная им после смерти Сунь Ятсена в 1925 г. новая трактовка выражали интересы класса китайской буржуазии. После установления власти ГМД на всей территории страны изменившаяся программа ГМД отражала интересы крупных помещиков и крупной буржуазии, целью ее было построение в Китае капиталистического общества.
Теоретической базой программы КПК был марксизм. КПК как революционная партия рабочего класса выражала его коренные интересы и интересы широких народных масс, ее конечной целью было построение социалистического и коммунистического обществ.
Различия в теоретической базе и характере политических программ ГМД и КПК определяли и различия в их содержании.
Первая программа ГМД провозглашала цель свержения феодальной Цинской династии, развития капитализма, создания демократической республики.
Политическая программа КПК вырабатывалась на основе изучения программы Российской коммунистической партии и под руководством Коминтерна, в ней провозглашалась цель построения социалистического и коммунистического обществ.
После установления ГМД своей власти на всей территории страны политическая программа ГМД из программы буржуазно-
демократической революции превратилась в программу, нацеленную на защиту классовых интересов крупных помещиков и крупной буржуазии, Нанкинское правительство (1927-1937) было не коалиционным правительством представителей нескольких революционных классов, а однопартийной диктатурой ГМД.
Провозглашенная в 1927 г. программа аграрной революции КПК объявляла целью создание демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства, основанной на союзе рабочих и крестьян и объединяющей другие революционные классы и социальные слои, осуществляющей диктатуру в отношении классов крупных помещиков и буржуазии и направленной против империализма.
После смерти Сунь Ятсена ГМД стоял на позиции создания диктатуры крупных помещиков и крупной буржуазии, осуществлял однопартийную диктатуру ГМД. Разработанная Сунь Ятсеном «система пяти властей» (законодательной, исполнительной, судебной, экзаменационной и контрольной) служила лишь ширмой, прикрывавшей диктатуру ГМД.
Объединившиеся с ГМД демократические партии подвергались давлению со стороны ГМД, тогда как объединение КПК с демократическими партиями было подлинным сотрудничеством.
В программе КПК, изложенной в работе Мао Цзэдуна «О коалиционном правительстве», говорилось о создании политической системы единого фронта, объединяющего все демократические классы. Органы власти должны были использовать систему демократического централизма, при которой собрание народных представителей всех классов определяло главный политический курс, избирало правительство.
В период войны сопротивления Японии ГМД отстаивал линию на ведение войны лишь силами правительства и армии, тогда как КПК проводила линию на ведение народной войны. Предлагавшаяся ГМД идея ведения затяжной войны сводилась к тактике разрозненных оборонительных действий, отдельных военных столкновений в надежде на то, что неожиданные изменения международной обстановки приведут к изменению внутренней обстановки в Китае.
Идея затяжной войны КПК предполагала активную оборону и активное военное сопротивление, непрерывную партизанскую войну, нацеленную на уничтожение живой силы противника, превращение вражеского тыла в главный военный плацдарм, доведение войны до победного конца.
В осуществлении своих политических программ ГМД и КПК добились различных исторических результатов. Заложенные изначально в программу ГМД «три народных принципа» Сунь Ятсена в тот период отвечали главному направлению исторического развития Китая, указали китайскому народу цель - свержение существовавшей более двух тысячелетий феодальной монархии, но в последующем программа ГМД постепенно перестала соответствовать потребностям развития Китая на том историческом этапе, и ГМД потерял поддержку народа. Правление ГМД становилось препятствием на пути развития производительных сил, что и привело к поражению ГМД в континентальном Китая и к бегству гоминьданов-цев на Тайвань.
Политическая программа КПК всегда отвечала главному направлению исторического развития Китая, развиваясь на основе обобщения полученного партией опыта. Эффективные усилия КПК по претворению своей программы в жизнь увеличили коллективную силу партии, расширили и укрепили ее поддержку со стороны народных масс, повысили место и значение, политическое влияние КПК в обществе. Своевременное выдвижение КПК в разные периоды истории страны программ, отвечавших велению времени, привело партию к окончательной победе в демократической революции.
Политическая программа ГМД не учитывала реалий китайской действительности, в ней не говорилось о решительных антифеодальных, антиимпериалистических действиях и даже находили отражение имевшиеся у руководства ГМД иллюзии относительно роли империализма в исторических судьбах Китая. В программе отсутствовали требования развития производительных сил страны и не говорилось о коренном решении аграрного вопроса для крестьянства.
КПК на всем протяжении демократической революции обращала особое внимание на необходимость учета реальной революционной обстановки, на соединение основных принципов марксизма с китайской действительностью, в программе КПК на всех этапах революции выдвигалось требование развития передовых производительных сил. Так, в период аграрной революции у партии имелось четкое понимание того, что крестьянский вопрос является ключевым вопросом демократической революции, КПК избрала правильный курс в аграрной революции в Китае.
Содержавшийся в самой ранней программе ГМД призыв к антифеодальной, антиимпериалистической борьбе и призыв к объединению всех сил, выступавших против агрессора в период войны сопротивления Японии, отвечали коренным интересам всего китайского народа и смогли привести к Синьхайской революции 1911-1912 гг. и к победе над Японией. За исключением этих двух случаев программа ГМД отражала интересы крупных помещиков и буржуазии, поэтому ее осуществление встречало сопротивление народа и привело к поражению ГМД в континентальном Китае.
Программа КПК на разных исторических этапах строилась на изучении интересов самых широких народных масс. Так, в период войны сопротивления Японии главным было требование объединения военных и народа, развертывание активных действий военных сил, созыв действительно национального съезда народных представителей для избрания правительства народной обороны, объединение всех сил, способных участвовать в войне, развитие сельского хозяйства, обеспечение в военное время продуктами производства. Такая политика КПК выражала коренные интересы самых широких народных масс, помогла успешно развернуть народную войну против агрессора и привести к победе.
Осуществление партийных политических программ требует наличия мощной партийной организации. ГМД имел чрезвычайно сложный состав, включавший милитаристов, крупных помещиков, компрадоров, политических приспособленцев и др., хаотичную идеологию, постоянную борьбу и разобщенность между представителями разных направлений, разложение гоминьдановских чиновников, отсутствие партийной дисциплины. Внутри ГМД существовали противоречия в центральных органах партии, противоречия между центром и могущественными местными группировками. Милитаристские междоусобицы заставляли ГМД нести очень серьезные военные расходы.
Внутри КПК хотя и возникали в разное время ошибки «левого» или «правого» уклонов, но они быстро исправлялись. В целом партийные организации КПК были сплоченными и способными к объединению. При сильном руководстве со стороны партии между
военными и народом, между чиновниками и военными возникали «гармоничные отношения».
Все это усиливало сознательность, мобилизованность и активность членов партии в осуществлении партийной программы, позволило партии со временем завоевать доверие людей, собрать силы, обеспечивало последовательное проведение партийной программы в жизнь и достижение победы в революции.
Только в том случае, если партийная программа полностью отражает требование развития передовых производительных сил, курс на развитие передовой культуры, отражает коренные интересы самых широких слоев населения, может быть обеспечен ее научный, революционный и передовой характер. Этот вывод должен помочь избежать повторения прошлых ошибок в современном партийном строительстве.
И. С. Ермаченко