Спросить
Войти

Земская почта Южной Украины в контексте экономических реформ Российской империи второй половины XIX в

Автор: указан в статье

Миронова И.С. ©

Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, Черноморский государственный университет имени Петра Могилы

ЗЕМСКАЯ ПОЧТА ЮЖНОЙ УКРАИНЫ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Аннотация

На основе источников, в т. ч. и архивных материалах, в статье рассматривается деятельность земской почты на территории юга Украины. Особое внимание уделяется правилам организации земской почты, земским почтовым маркам, а также взаимоотношениям земской и государственной почт.

Модернизация Российской империи была сложным комплексным процессом, который охватил экономическую, социальную, правовую, политическую и культурную сферы жизни российского общества. Процесс отставания империи от европейских государств-лидеров, усиленный поражением в Крымской войне, заставил передовую часть российских правящих кругов задуматься над разработкой и внедрением реформационного курса, направленного на модернизацию государства.

Одним из важных событий в этом процессе стала крестьянская реформа 1861 г., которая отменила крепостное право и предоставила крестьянам личную свободу и гражданские права. Несмотря на несовершенство этой реформы, она создала условия для дальнейшего развития капиталистических отношений.

Модернизация сделала также необходимой революцию в средствах связи. К середине XIX в. традиционная система передачи сообщений на расстоянии уже не могла удовлетворять темпам развития торговли и промышленности, потребностям обороны и управления государством. Этим объясняется то внимание, которое российское правительство постоянно уделяло развитию почтовых учреждений в империи.

Вопросам развития и деятельности земской почты в Российской империи посвятили свои труды К. Базилевич [1], В. Веселовский [3], К. Лишин [15], А. Лохвицкий [16], Н. Соколов [25], Д. Чудовский [27] и др. В своих работах авторы исследовали вопросы возникновения, становления и развития земской почтовой связи в империи, указывали на положительные моменты и недостатки в процессе ее развития, предоставляли собственные рекомендации по ее улучшению. В то же время вопросы развития земской почты на территории юга Украины не получили должного освещения. Данные вопросы и пытается раскрыть автор статьи.

До реформ 60-х гг. Х1Х в. сельское население Российской империи было почти без почтовых сообщений. Почтовая связь охватывала только города и населенные пункты, лежащие вдоль почтовых трактов. Данное обстоятельство объяснялось рядом причин: огромным пространством империи, что затрудняло задачу связать почтовыми коммуникациями самые отдаленные ее уголки; непродуманной политикой российского правительства в данном вопросе, которое пыталось возложить практически все затраты обустройства почтовой связи на местное население; плохим состоянием дорог, что не позволяло в полной мере наладить почтовые перевозки между уездами; намного меньшим процентом грамотности среди сельского населения по сравнению с городским.

Крестьянская реформа 1861 г. превратила помещичьих крестьян во «временно-обязанных» и создала в жизни села новые условия, которые еще больше требовали удобства в почтовом сообщении. Свободные от помещиков крестьяне получили возможность беспрепятственно передвигаться по стране, искать себе работу в других уездах и губерниях. С развитием индустрии они массово отправлялись на городские заводы, фабрики, устраивались на производствах, которые создавались в поселках [4, 66]. Одной из причин открытия в селах новых пунктов пересылки корреспонденции было то, что страховые и денежные письма, то есть деловая крестьянская корреспонденция, имели большое значение для губерний, где население шло в другие местности на

© Миронова И.С., 2013 г.

заработки, оставляя дома женщин, детей и пожилых людей. Период летней работы, отдаленность почтового пункта и другие условия делали получение денег, за которыми следовало приходить лично или посылать письменные поручения, невозможным [1, 7]. Таким образом, жизнь настойчиво требовала преобразований в данном вопросе. Нужно было коренное изменение в работе сельских учреждений связи. Государству нужны были учреждения, которые избавили бы его от забот и потребностей решать проблемы в каждом селе. Именно такими учреждениями и стали земства, которые приняли на себя заведование сельскими почтами в 1865 г.

В указе Сената от 1 января 1864 г. министру внутренних дел П. Валуеву было предложено внести на «высочайшее» утверждение правила открытия земских учреждений, которые были закреплены в этот же день «Положением о земских учреждениях» [14]. В соответствии с этим указом, такие учреждения были открыты в 36 губерниях империи, из них в Украине: в Екатеринославской, Полтавской, Таврической, Харьковской, Херсонской и Черниговской губерниях и Бессарабской области [27, 10].

При рассмотрении Государственным Советом указанного положения, был поднят вопрос о передаче почтовых станций в подчинение земствам [25, 192]. Главной причиной в пользу передачи заведования почтовыми станциями земствам было то, что они были в состоянии вести эти дела экономнее, благодаря централизации в своих руках подводной повинности, которую крестьяне платили натурой и которой пользовались для пересылки официальной корреспонденции [3, 684].

В течении 1864-1865 гг. государственными служащими был разработан ряд проектов по содержанию почт земствами, которые докладывались на заседаниях Комиссии для пересмотра системы податей и сборов: графа П. Шувалова [21, 37-44], Первой подготовительной комиссии по специальным вопросам об участии земских учреждений в удовлетворении некоторых государственных потребностей [5; 21,49-85], члена данной комиссии В. Ржевского [20; 21,86-89]. На рассмотрение Государственного Совета Комиссия подала доклад «Про земскую почтовую повинность» и записку «Об определении меры участия земских учреждений в отправлении почтовой гоньбы» [19; 21,131-138]. Согласно с указанными предложениями, Министерством почт и телеграфов были составлены «Временные правила для земских учреждений по заведованию почтовыми станциями», которые были пересмотрены в Министерстве внутренних дел, которое разработало окончательный проект, который определял состав, права и обязанности земских учреждений по содержанию станций и правила перевозки почтовой корреспонденции, курьеров, фельдъегерей и частных лиц [25, 198-199].

На практике почтовые станции начали переходить в подчинение земских учреждений с 1865 г. Новая система содержания почтовых станций была применена, в виде опыта, в трех губерниях: в Украине - в Херсонской, в России - Саратовской и Новгородской [1, 10-12]. 28 августа 1870 г. Государственный Совет окончательно решил передать почтовые станции в хозяйственное содержание земствам [22, 166-169]. В течение первых пяти лет организацию собственной почты приняло 65 уездных земств Российской империи [2, 173-174]. На конец XIX в. земская почта существовала в 190 уездах Российской империи, то есть в 53 % их количества по земским губерниям. Из них в Украине организацию почты взяли на себя 34 из 63 уездов Екатеринославской, Полтавской, Таврической, Харьковской, Херсонской, Черниговской и Бессарабской губерний [1, 51].

Проекты организации земской почты разрабатывались каждой уездной земской управой и обсуждались на очередных земских собраниях. В результате, формы организации земской почты имели свои особенности в каждом уезде и только некоторые земства принимали устав почты, разработанный другим земством. Так, ряд земств приняли проект почты Демьяновского земства Новгородской губернии, принятый 14 сентября 1865 г. Согласно проекту, земская управа должна была принимать от почтовой конторы частную и государственную корреспонденцию, газеты и сообщения о получении денег. Разрешалось также отправлять посылки и денежную корреспонденцию. За пользование почтой отправитель и получатель корреспонденции платили кроме почтового тарифа по 3 коп за каждое письмо или сообщение и 10 % от стоимости газет и журналов. По данному проекту работала земская почта Херсонского, Тираспольского и Елисаветградского уездов Херсонской губернии [1, 21].

Большое значение земская почта получила в Екатеринославской губернии, содержание станций в которой взяли на себя шесть уездных земств (Верхнеднепровское, Павлоградское, Екатеринославское, Мариупольское, Новомосковское и Бахмутское) [6]. В Крыму земства были созданы в 1864 г. С 1867 г. содержание почты взяли на себя Мелитопольское, Днепровское и Бердянское уездные земства [15, 8].

В Бессарабской области учреждения земского управления были созданы в 1869 г. В следующем году в Аккерманском уезде была открыта первая земская почта [10, 4]. Позже земские почты были открыты в селах Вилково, Мансбург, Трихаты, Сейменталь, Дракуля, Байрамчи, в городах Рени и Болграде. Однако земская почта по доставке частной и официальной корреспонденции была организована только в трех уездах из семи - Оргеевском, Сороцком и Ясском [8,9; 9,29; 11,8; 12,6; 13,5].

Доставка почтовых отправлений стоила дорого. Покупка транспорта, построение почтовых станций и содержание их персонала требовали больших затрат. И хотя это приносило немалые убытки, земства охотно шли на них, ради привлечения населения. С 1870-х гг. такие земства как Евпаторийское, Одесское, Бердянское, Днепровское, Верхнеднепровское, Екатеринославское доставляли почту бесплатно [23, 51].

Отличаясь в некоторых деталях, организация земской сельской почты в разных уездах и губерниях Российской империи имела следующее устройство: центральным почтовым пунктом, куда поступала из местной почтовой конторы корреспонденция, адресованная в уезд, была уездная земская управа. В определенные дни недели почта развозилась земскими почтальонами по волостям по установленным маршрутам, принимая корреспонденцию, адресованную в другие волости или на государственную почту. Так создавалась связь между земской и государственной почтой, благодаря чему последняя становилась более доступной для населения местностей, которые находились далеко от почтовых контор, а также устанавливалась почтовая связь между пунктами одного уезда [1, 21].

Расходы на почту из земского бюджета поставили вопросы об оплате частной корреспонденции (казенная корреспонденция пересылалась бесплатно). Устав сельской почты Демьяновского земства предусматривал оплату, кроме почтового тарифа, в размере 3 коп за каждое письмо и объявление и 10 % от стоимости журналов и газет. Позже принцип оплаты приняли другие земства. Из частных писем оплата взималась в пределах 2-5 коп. За доставку газет и журналов обычно бралась годовая плата. При практическом выполнении, техника взимания платы за доставку корреспонденции должна была привести к вопросу о выпуске земских марок, чем упрощалась бы техника взимания почтовых сборов [24, 509].

Существуют различные версии относительно появления первых земских марок. Б. Кисин, например, считает, что первая земская марка была выпущена в Шлиссельбургском уезде Санкт-Петербургской губернии в 1865 г. [7, 35], А. Миль указывает на появление такой в Верхнеднепровском уезде Екатеринославской губернии 1 декабря 1866 г. [17, 55]. Известно, что одними из первых земств, которые в 1866 г. подняли вопрос о выпуске земских марок, были три земства Новгородской губернии (Новгородское, Белозерское и Тихвинское) и Богородское земство Московской губернии. 5 мая 1867 г. Херсонском земству и трем указанным выше земствам Новгородской губернии было разрешено, в виде опыта, выпускать собственные марки [1, 26]. Позже правом применения земских почтовых знаков оплаты воспользовались семь губерний Украины: Херсонская, Полтавская, Харьковская, Екатеринославская, Бессарабская, Таврическая и Черниговская. Но только одна губерния в Украине, а именно Херсонская, пользовалась в полном составе своих уездов устройством в них земских почт и применением собственных марок [27, 11-12].

Выпускать собственные почтовые марки земствам разрешалось при обязательном соблюдении двух условий. Во-первых, земские марки могли находиться в обращении только на территории того уезда, который их выпустил, и, во-вторых, по своему внешнему виду они должны были резко отличаться от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Право выпуска почтовых марок предоставлялось только уездным земским управам. В результате, земские марки были введены в 85 уездах Российской империи. Для того, чтобы переправить письмо из одного уезда в другой, рядом с земской маркой наклеивалась еще одна - государственная [18,21; 23,5; 26,12].

Несмотря на все трудности, земская почта достигла наибольших успехов в первые десять лет своего существования, открыв в стране сеть почтовых пунктов. Этот успех побудил правительство сделать в 1877 г. попытку организовать государственную сельскую почту. Предполагалось соединить государственную и земскую почты, к тому же последняя должна была превратиться в отдел общей государственной почты, оставаясь в подчинении земства. Инициатива проекта принадлежала Екатеринославскому губернскому земскому собранию 1876 г.

Но предложение почтового ведомства потерпело неудачу. Земствам, на долю которых приходились более значительные затраты, чем содержание собственной сельской почты, оно не давало никакой пользы. Большинство земских собраний ответили отказом, особенно в тех уездах, где уже существовала земская почта или должна была открыться в ближайшее время. После этой неудачи вопрос о государственной сельской почте замер на 28 лет [1, 50].

К началу ХХ в., благодаря развитию промышленности, быстрому росту количества рабочих, значительная часть которых не прерывала связей с селом, развитию грамотности и по другим причинам, почтовый обмен среди сельского населения не только вырос численно, но и приобрел иной характер. Село этого периода в экономическом и культурном отношениях во многом отличалось от села, которое только недавно вышло из крепостной зависимости: теряя свою прежнюю замкнутость, оно разными путями тянуло к рынку и к городским поселениям. Большего значения приобретала страховая корреспонденция, которая не играла раньше такой роли в почтовом обмене. Заметными становились слабые стороны в организации земской почты: недостаточное количество недельных объездов и медленная пересылка корреспонденции из волостных правлений. Вообще, к земской почте начали ставиться такие же требования, как и к государственной. Но земства не приступали к реорганизации своей почты, поскольку считали, что это не имело бы смысла [1, 59].

Несмотря на это, российское правительство не оставляло мысли соединить земскую почту с государственной. В 1905 г. Главное управление почт и телеграфов созвало совещание «для обсуждения основ организации сельских почт в Российской империи». Совещание занялось изучением опыта организации сельской почты за рубежом, для чего были приглашены представители от почтовых ведомств Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Сербии. Совещание закончило работу в октябре 1905 г., в результате которого была составлена записка, содержавшая критику земской почты и план ее будущей реорганизации. Главной целью проекта было открытие земских и государственных сельских почтовых учреждений, но с тем, чтобы государственная казна не была убыточной. Предполагалось, что в будущем сельская почта станет полностью государственной.

Но неизвестно, что помешало осуществить этот проект и каким было отношение к нему со стороны земств. Вероятно, земства так и не узнали о его существовании. Революционные события 1905 г. отвлекли внимание от вопросов реорганизации земской почты и о развитии почтовых отношений в сельских местностях. В годы Октябрьской революции вопросов усовершенствования земской почты и приближения ее к государственной не касались [1, 62-64].

Земская почта просуществовала до 1918 г. и сделала позитивный вклад в обслуживание сельского населения. Близость отделений к местам проживания, сравнительно невысокие тарифы привели к значительному увеличению переписки. В одном только Херсонском уезде в первый 1867 год работы земской почты количество почтовых отправлений составило 22,5 тыс., а в 1912 г. оно достигло 418,5 тыс., из которых более 10 % составляли частные письма [4, 68-69]. Но с развитием технических средств перевозок почты, значение земской почты, так же, как и других систем содержания почтовых станций, начало уменьшаться.

Таким образом, земская почта как бы продолжила оборванные в городах линии государственной почтовой связи. Одновременно она приняла на себя доставку корреспонденции из государственных почтовых учреждений во все населенные пункты уездов и доставку почтовых отправлений местных жителей к ближайшим конторам почтового ведомства. Успехи земской почты побудили правительство сделать попытку организации государственной сельской почты, соединить государственные и земские почты, но через ряд обстоятельств и, в первую очередь, из-за нежелания земств принимать на собственное содержание государственные почтовые станции, данный вопрос потерпел неудачу.

Несмотря на недостатки, земская почта сыграла прогрессивную роль и дала возможность сельскому населению пользоваться услугами связи. Она просуществовала 53 года и сыграла большую роль в экономической и культурной жизни села Российской империи.

Литература

1. Базилевич К.В. Земская почта в России (1865-1917). - М.: Изд-во "Связь", 1926. - 71 с.
2. Базилевич К.В. Почта в России в Х1Х веке. - М.: Изд-во НКПТ, 1927. - 196 с.
3. Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. - Т.П. - СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1909. -703 с.
4. Ввд пнця до 1нтернету. Нариси з ктори украшсько! пошти / В. Мухш та ш. - К.: [Б.в.], 2002. - 327 с.
5. Доклад I подготовительной комиссии, по специальным вопросам об участии земских учреждений в удовлетворении некоторых государственных потребностей. - [Б. в.], 1864. - 59 с.
6. Земская почта / Большой филателистический словарь / Н.И. Владинец, Л.И. Ильичев и др. [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_philately/821/%D0%97% В0%95%В0%9С%В0%А10/оВ00/о9А0/оВ00/о900/оВ00/(^
7. Кисин Б.М. Страна Филателия. - М.: Просвещение, 1969. - 239 с.
8. Коммунальное предприятие «Измаильский архив» (далее - КПИА), ф.3, оп.1, д.14, 42 л.
9. КПИА, ф.4, оп.1, д.46, 36 л.
10. КПИА, ф.47, оп.1, д.5, 24 л.
11. КПИА, ф.47, оп.1, д.7, 13 л.
12. КПИА, ф.779, оп.1, д.41, 10 л.
13. КПИА, ф.781, оп.1, д.41, 22 л.
14. Лаптева Л. Земские учреждения в России [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http:// emsu.ru/um/default.asp?c=393p=3
15. Лишин К.А. Реферат о почтовых нуждах в провинции и объединении почт правительственной и земской. - СПб.: Типография Е. Евдокимова, 1898. - 21 с.
16. Лохвицкий А.В. Губерния, ее земские и правительственные учреждения. - СПб.: Издание книгопродавца А.Ф. Базунова, 1865. - 221 с.
17. Миль А.А. Кто стучится в дверь ко мне? Очерк по истории отечественной почты. - М.: Связь, 1978. - 80 с.
18. Министерство внутренних дел. Исторический очерк. Приложение второе. Почта и телеграф в Х1Х столетии. - СПб.: Типография МВД, 1901. - 248 с.
19. Об определении меры участия земских учреждений в отправлении почтовой гоньбы. Комиссия высочайше учрежденная для пересмотра системы податей и сборов. 11 сентября 1865 г. №172. - [Б. в.], 1865. - 15 с.
20. Особое мнение члена комиссии В.К. Ржевского по вопросу об участии земских учреждений в отправлении почтовой гоньбы. - [Б. в.], 1865. - 8 с.
21. Российский государственный исторический архив (далее - РГИА), ф.572, оп.1, д.20, 169 л.
22. РГИА, ф.1289, оп.1, д.2846, 209 л.
23. РГИА, ф.1289, оп.12, д.102, 132 л.
24. Сборник постановлений и распоряжений по почтово-телеграфному ведомству. В двух частях. - Ч.1. -СПб.: Типография Товарищества "Общественная Польза", 1885. - 509 с.
25. Соколов Н.И. Системы содержания почтовых станций в России // Почтово-телеграфный журнал. - 1895. -№2. - С.186-199.
26. Стальбаум Б. Что надо знать филателисту. - М.: Центральное филателистическое агенство «Союзпечать» Министерства связи СССР, 1968. - 112 с.
27. Чудовский Д.Н. Описание русских земских почтовых марок, конвертов и бандеролей. - К.: Высочайше утвержд. Товарищество печатного дела и торговли И.Н. Кушнерев и Ко, 1888. - 134 с.
ПОЧТА ЗЕМСТВО РЕФОРМА ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ ЗЕМСКИЕ МАРКИ mail zemstvo reform postal stations zemstvo stamps
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты