Спросить
Войти

Арабские этнические поселенцы Ближнего и Среднего Востока в VII - IX вв

Автор: указан в статье

Мирбобоев Абдуллоджон Кенджабоевич,-д.и.н., профессор ТГУПБП Усмонов Негматжон Насимович,соискатель ТГУПБП

АРАБСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА В VII - IX ВВ.

После падения Набатейского царства в IV в. нашей эры в Северной Аравии стали господствовать кочевые бедуины. Около 570 г. Южная Аравия была завоёвана сасанидским Ираном. До 630г. эта область считалась одной из сатрапий Ирана. Приблизительно в том же VI в. произошёл прорыв плотины Марибского оазиса, нашедший отражение в Коране (1,340). Плотина была построена на цементном растворе, изобретенном ещё в 1200 г. до н. э. в Сирии (2,19). Примерно в это же время цемент проникает в Южную Аравию. Его появление позволило приступить к возведению названной плотины. Это плотина служила людям более полутора тысяч лет. Она привела к образованию ряда цивилизаций во внутренних долинах Южной Аравии. Но после прорыва плотины место зелёных оазисов заняла пустынная степь с небольшими очагами растительности. Города опустели либо пришли в упадок.

Многие востоковеды историю Аравийского полуострова периода VI -VIIв. - времени возникновения ислама и образования халифата - оценивают как мрачное время в истории арабов (3,19). В эту эпоху у бедуинов Аравийского полуострова и у других арабских племён сформировалось сословие аристократии, жаждущее власти, стремившееся завладеть богатствами и землями сопредельных северо-восточных государств, прежде всего Месопотамией и сасанидским Ираном. Важная роль в этих планах отводилась газиям, от слова - «газв». Это были военизированные отряды, которые в многочисленных междоусобных войнах усовершенствовали тактику «газв» (внезапное нападение). Отряды «газв» или газиев в качестве наёмников участвовали в опустошительных войнах между Византией и Ираном, поставляя той и другой стороне конницу - газиеви и верблюжью кавалерию. Так что отряды газиев, о которых ниже пойдёт речь, ко времени походов арабов в Иран, Хорасан и Мавереннахр имели солидный опыт ведения боевых действий.

По версии А.Меца, на Аравийском полуострове в арабской среде, за исключением городов Мекки и Медины, до окончательной победы ислама в 630 г., не существовало ещё сложившейся фискальной налоговой системы (4,158). Налоговая система была унифицирована гораздо позже, при халифе Ал - Мутаваккиле (847 - 867). Однако в литературе о причинах, подвигших арабов на завоевание северо - восточных стран, находившихся за пределами Арабского полуострова, ничего не сообщается. Нам представляется, что в 630 г., после победы стороны Мухаммеда над идолопоклонниками города Мекки,

пророк Мухаммед и люди из его окружения стали всерьёз задумываться о финансовом обеспечении формирующегося Арабского халифата. Они осознавали то, что на их исконной родине - Аравийском полуострове, состоящем исключительно из солончаковых пустынь, им не удастся собрать с кочевых бедуинов необходимую сумму для содержания аппарата халифата и многотысячной армии. В связи с чем уже при первом халифе, Абу Бакре (632 - 634), началось завоевание Египта, Сирии и Ирака (5,273). Только в этих странах арабы столкнулись со сложной фискальной налоговой системой а также с арендной платой за жилье (6,29).

Десятилетнее правление халифа Омара (634 - 644.) было для ислама периодом победоносной экспансии и прочной организации на Ближнем Востоке.

Исследователи не могут определить число арабов, вышедших из Аравии и расселившихся на территории городов Ближнего и Среднего Востока, от Атлантики до высокогорья Бадахшана и Гиндукуша. Массовое переселение арабов - бедуинов в VII - VШвв. в города Ирана, Хоросана и Мавереннахра можно только сопоставить с «Великим переселением народов», наблюдавшемся в Европе в V - VI вв. Аравийский полуостров после этого, невиданного доселе массового перемещения арабов - бедуинов, стал мало - помалу безлюдным. По мнению востоковеда О.Г. Большакова, Аравия» из центра арабского мира постепенно превратилась в глухую провинцию (7,157).

В результате массового переселения арабов - бедуинов на Восток, Мекка и Медина стали лишь религиозными центрами ислама, а вся жизнь переместилась в города Месопотамии и Ирана. По оценкам отдельных исследователей, во второй половине VII в. из Аравии выселилось вместе с семьями более 100 тысяч арабов. Арабские воины и знать селились в городах. По условиям договора им отводилась в городах половина жилья, а также мечети для устройства намаза. Уцелели таксы договора арабов с жителями Дамаска и других городов (8,160). В том же Дамаске, согласно другим источникам, арабы расселялись в бесхозных домах. Например, в городе Химме наместник расселил мусульман в бесхозных домах горожан, бежавших в Византию. Арабы взимали также дань в размере одного динара с каждой семьи (9,28).

В Сирии, Египте и во всем Междуречье, процесс оседания арабских переселенцев протекал в сложных условиях. В восточных городах арабы оказались в массе чуждого им иноязычного населения, в котором они могли совершенно утонуть. Чтобы избежать этого, было решено часть армии и простых поселенцев поселить в больших военных лагерях, позже переросших в города. Так, в Ираке возникли города Куфа и Басра, считавшиеся ранее лагерями арабских поселенцев. В том же Египте возник город Фустат, в Иране - город Шираз, рядом с Дамаском арабы основали военные лагеря Джабия и Дабик, вскоре переросшие в крупные города в результате массовой миграции переселенцев (10,29). Застройка города Куфы

была регламентирована самим халифом Омаром (634 - 644). Его распоряжением улицы должны были иметь в ширину 40 локтей (около 20м), а второстепенные - 30 и 20 локтей (11,99).

Город Багдад был основан теми же арабами - поселенцами в период правления халифа Мансура (754 - 775). Город располагался на западном берегу Тигра. Как известно, новый халиф Мансур являлся представителем новой династии Аббасидов, пришедшей к власти в 750г. Аббасиды придерживались во взглядах и политике проиранской ориентации, к управлению государством привлекались министры иранского происхождения. В итоге арабская и иранская культуры образовали сложный синтез. Восточная ориентация Аббасидов выразилась в смещении политического акцента на иранскую почву. Р. Фрай не случайно назвал одну из глав своей работы - «Завоевание персами ислама» (12,38).

Арабы сохранили в Иране, Хорасане и Мавереннахре некоторые институты сасанидской бюрократии. Например, система взимания налогов на местах и структура иранского общества, в частности, сословие «дехкан», «озодагон» и другие, оставались в основном прежними. Главные перемены произошли позднее, когда арабы начали создавать свои военные гарнизоны в городах. В результате воины - чужеземцы влились в состав городского населения. Например, в городе Пайкенде арабы захватили семьи торговцев, находившихся по торговым делам в Китае, в заложники. Вернувшись, купцы выкупили своих детей и жён за большие деньги (13,44). В самой же Бухаре арабы во главе с Кутайбой разделили город между арабами и местными жителями. В ответ более 700 жителей Бухары, оставив арабам свои дома, построили в пригороде Бухары новые замки, известные как «Куйи мугон» (14,39).

Арабская армия, в том числе боевики из числа газиев - борцов за веру, формировалась исключительно из числа малоимущего сословия бедуинов, которые участвовали в этих завоеваниях главным образом для грабежа и наживы. Они в то же время были весьма многочисленны. Например, при осаде арабами города Пайкенда во главе с наместником Хорасана Убайдаллахом ибн Зайда, под его командованием находились 25 тыс. воинов (15,112). В результате в городах Мавереннахра оседало много арабских племён, что отразилось, в частности, в топонимах «Гозиён», «Арабон» и др. В Худжанде, например, имелось два квартала с названием Арабон. Один из них располагался в юго - восточной части города, а другой - в юго - западной части города (16,327). Много арабов осело также в Шаартузском районе Хатлонской области Таджикистана, о чём свидетельствуют известные исследования Б. Кармышевой и З. Мадаминджановой.

Список использованной литературы:

1. Коран. Сура 34. 15/16/. - с. 340.
2. Аравия. Материалы по истории открытия. - М., 1981. - с. 19.
3. Балазури. Завоевание Хоросана. -Душанбе, 1987.-с.19.
4. Бартольд В В. Соч. Т.6. - М., 1966.- с.158 и др.
5. Бартольд ВВ. Соч. Т.! - М., 1963.- с. 273.
6. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. -М., 1984. -с.29.
7. Большаков О.Г. Средневековый арабский город//Очерки истории арабской культуры в V - XV. -М., 1982. - с.157.
8. Большаков О.Г. Средневековый арабский город. - Указ. раб.- с. 160.
9. Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока. Указ. раб. -с.28.
10. Большаков О.Г. Там же. - с.29.
11. Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1973.- с.99.
12. Массэ А. Ислам. - М., 1982. - с.38.
13. Наршахи. История Бухары. -Душанбе, 1979.-с.44.
14. Смирнова О.И. Очерки из истории Согда. -М., 1970. -с. 39
15. Турсунов Н.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII - нач. ХХвв. - Душанбе, 1991.- с. 108; См. также. Худжанд. Энциклопедия. - Душанбе, 1999.- с. 112 -113.
16. Фрай Р. Население Ирана. -М., 1972. - с. 327.
17. Фрай Р. Население Ирана. -Указ. раб. - с. 319.

Мирбобоев А.К., Усмонов Н.Н.

Арабские этнические поселенцы Ближнего и Среднего Востока в VII - IX вв.

Многие востоковеды историю Аравийского полуострова периода VI - VIIв. -времени возникновения ислама и образования халифата - оценивают как мрачное время в истории арабов. В эту эпоху у бедуинов Аравийского полуострова и у других арабских племён сформировалось сословие аристократии, стремившееся завладеть богатствами и землями сопредельных северо-восточных государств, прежде всего Месопотамией и сасанидским Ираном. Важная роль в этих планах отводилась газиям. Это были военизированные отряды, которые в многочисленных междоусобных войнах усовершенствовали тактику «газв» (внезапное нападение). Массовое переселение арабов - бедуинов в VII - VIII вв. в города Ирана, Хоросана и Мавереннахра можно только сопоставить с «Великим переселением народов», наблюдавшемся в Европе в V - VI вв. Это отразилось, в частности, в топонимах «Гозиён», «Арабон», о чём подробно изложено в статье авторов.

Mirbabaev A.K.,Usmonov N.N.

The Arabian ethnic settlers of the near and middle east VII — IX centuries

Many history orientalists ofArabian Peninsula of the period VI - VII c. estimate the time of occurrence of Islam and caliphate formation as a gloomy time in the history of Arabs. During this epoch either at Bedouins of Arabian Peninsula and at other Arabian tribes was generated the aristocracy estate, aspiring to take hold of richness and the earths of the adjacent northeast states, first of all Mesopotamia and Iran. The important role in these plans was taken away by gases. They were the militarized groups which in numerous internal wars have improved tactics of gases. The main purpose of this research is to study and analyze the Arabian ethnic settlers which is in detail stated in authors& article.

Хамидов Фуркатжон, — к.и.н., доцент кафедры международных отношений ТГУПБП

НАЧАЛО ПРОЦЕССА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ТАДЖИКСКОГО КИШЛАКА В ТАДЖИКСКОЙ АССР

В целях расширения дехканского землепользования в декларации II пленума Оргбюро КП (б) Узбекистана в Таджикской АССР было законодательно закреплено решение о переселении дехкан на новые земли.

Декларация о национализации земли, воды, недр земли и леса, несмотря на то что она не предусматривала коренных изменений в характере землепользования и земельных отношений, имела большое политическое и социально-экономическое значение.

Одним из основных направлений аграрной политики Советской власти в Таджикской АССР являлось переселение дехкан из перенаселенных районов в слабозаселённые, где имелось много свободных земель.

«Эта исторически сложившаяся неравномерность

сельскохозяйственного развития, являющаяся основным сдерживающим моментом в деле развития производительных сил, должна быть изжита путем организации внутреннего планового переселения и полного использования дожитых свободных земель». 2

Действительно, даже если не брать в расчет социальное расслоение кишлака, в некоторых районах республики в то время население испытывало острый дефицит земли. В замкнутых горных районах, согласно проведенному обследованию, земельный надел, обеспечивавший прожиточный минимум, определялся в 0,4 десятины на душу населения, а фактическая наделённость землёй во многих районах была значительно ниже. Так, в Гармском тумане население имело по 0,2 десятины на душу, в Дарвазском тумане -0,1

2 ЦГА РТ, ф. 12, оп. 1, д. 5, л. 87.
КОЧЕВЫЕ БЕДУИНЫ АРАВИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ ОТРЯДЫ ГАЗИЕВ АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ АРАБСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ИРАН iran ХОРАСАН И МАВЕРЕННАХР khorasan beduins nomad camp
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты