Спросить
Войти

"судьбы, опалённые войной. . . ": проект студентов МГИК

Автор: указан в статье

Каратыгина Т.Ф., Абакаргаджиева З. "Судьбы, опалённые войной...":

проект студентов МГИК

Аннотация: Под таким заголовком студенты и магистранты Социально-гуманитарного факультета МГИК подготовили в ознаменование 70-летия Великой Победы мультимедийный проект, посвященный участникам Великой Отечественной войны, студентам и преподавателям родного вуза, который начал свою деятельность в 1930 г., как первый в стране библиотечный институт - Московский (государственный) библиотечный институт - МБИ / МГБИ.

Под таким заголовком студенты и магистранты Социально-гуманитарного факультета МГИК подготовили в ознаменование 70-летия Великой Победы мультимедийный проект, посвященный участникам Великой Отечественной войны, студентам и преподавателям родного вуза, который начал свою деятельность в 1930 г., как первый в стране библиотечный институт - Московский (государственный) библиотечный институт - МБИ / МГБИ.

Будущие библиотекари рассматривают также свою деятельность в русле мероприятий, связанных с подготовкой к (отмечаемому летом нынешнего года) 85-летнему юбилею МГИК, призванному показать персонифицированный вклад ушедших поколений в развитие теории и практики библиотечной отрасли, выявить нравственно - этические и созидательно патриотические истоки их творческой и организаторской деятельности.

Красочные слайды проекта прежде всего рассказывают о ровесниках современных студентов, которые в 19-20 лет ушли на войну с институтской скамьи, а затем, вернувшись и завершив своё высшее библиотечное образование после Победы, стали его педагогами (как Николай Иванович Сахаров - почетный гражданин г. Химки, включенный в блог « Бессмертный полк» этого города) или крупными организаторами библиотечного дела (как Ирина Викторовна Бахмутская - создатель ГРЮБ и инициатор создания библиотек для молодёжи в рамках других регионов СССР).

Далее проект знакомит с целой плеядой фронтовиков, избравших наш вуз для поступления по завершению своего ратного пути, и составивших со временем цвет современной библиотечной науки и практики, такими, как К.И. Абрамов - выдающийся ученый, историк-библиотековед; Б.Н. Бачалдин - организатор библиотечного дела, журналист, главный редактор и заместитель главного редактора таких ведущих профессиональных изданий, как «Библиотекарь» и «Научные и технические библиотеки»; самый молодой из участников войны, встретивший её в 16 лет, глава Санкт-Петербургской библиотечной школы, ныне здравствующий ученый А.Н. Ванеев, судьба которого поразительный пример человеческого и творческого долголетия и верности своему делу; а также крупные библиографоведы и книговеды, москвичи И.Я. Госин, Е.А. Динерштейн и сибиряк, основатель особого информационно-технологического направления подготовки кадров С.А. Сбитнев.

Наконец, проект повествует о славных вузовских педагогах - участниках войны, среди которых - организатор библиотечного дела, один из первых выпускников МГБИ Г.П. Фонотов; знаменитый отечественный библиотековед, «библиотекарь №1», как его называли, Оган Степанович Чубарьян, вернувшийся в МГБИ сразу после окончания

войны и трудившийся здесь (до перехода на руководящие должности в ГПНТБ СССР и ГБЛ) вплоть до начала 1960 года.

В состав профессорско-преподавательского состава МГБИ-МГИК в 1960-е и в последующие годы влились корифей библиотечной педагогики А.Я. Айзенберг; создатель курса (и соответствующего учебника для вузов) «История технической книги» и многих работ по книговедению, ныне здравствующий А.Я.Черняк и продолжающий свое тесное сотрудничество с МГИК, недавно отметивший свое 95-летие, доктор технических наук, профессор, генерал-майор в отставке К.В. Тараканов.

Этим деятелям также отведены соответствующие, отдельные, страницы проекта.

Мультимедийный проект включал не менее трёх слайдов по каждой персоне, на которых были представлены: фотографии персон - военной и нынешней поры; даты жизненного пути; снимки учреждений, населенных пунктов, где жил, работал, воевал данный человек; обложки его основных книг; атрибуты увековечивания памяти данного лица: воспоминания о нём, музеи, конференции, посвященные ему.

Написанию текстов презентаций прежде всего предшествовало ознакомление студентов с био-библиографическими источниками, некоторые из которых имели подлинно эксклюзивный характер.

Например, студент 2-го курса Денис Шкатов, автор презентации о К.И. Абрамове, познакомился с оригиналом машинописи, воссоздающей историю его (понесшего неслыханные потери в ходе Сталинградской битвы) полка, в котором ему пришлось воевать.

На одном из прилагаемых к статье снимков Денис увлеченно читает летопись К.И. Абрамова, на другом - воспроизведена подлинная страница этого исторического документа.

Эта военная летопись (увидевшая свет в виде отдельной книги лишь 5 лет назад), созданная по окончании войны 24-летним гвардии капитаном, напечатанная первоначально на некачественной серой бумаге, представлена в видеоряде на фоне трофейной машинки, на которой она и печаталась.

Процесс работы над проектом включал активное общение с ныне живущими героями, например с А.Н. Ванеевым. Студент-второкурсник Павел Розов воспроизводит полученную от ученого фотографию, где он изображен в кругу коллег, пришедших поздравить его в день 90-летия.

Были и непосредственные встречи со знаменитыми библиотекарями-фронтовиками. Руководитель творческого авторского студенческого коллектива Захрат Абакаргаджиева посетила и сделала (отраженные в видеопроекте) фотоснимки имевшей место в апреле 2015 года в Доме ученых презентации известным (отметившем незадолго до этого события 91-летие) книговедом Е.А. Динерштейном своей только что вышедшей монографии, объёмом 500 страниц.

Основная часть данного проекта подготовлена бакалаврами дневной формы обучения 2-го курса, среди них, кроме упомянутых - Виктория Андреева, Эвита Титкова, Ольга Савельева, Роман Ковальчук, Екатерина Мусина и Анастасия Никольская.

Сюжеты о К.И. Тараканове были освещены магистрантами - заочниками первого года обучения, сотрудниками Научной библиотеки Генерального штаба РФ - её директором - полковником Дмитрием Ивановичем Крыловым и заместителем директора Александрой Михайловной Приваловой (построившими свое повествование на изучении личного архива фронтовика и интервью с ним).

Жизнь и деятельность С.А. Сбитнева в озвученном киноролике осветил выпускник заочного бакалавриата, ныне сотрудник ИНИОН - Аркадий Михайлович Голубев, который опирался главным образом на документальные источники.

Одновременно все исследователи подготовили развернутые доклады-презентации на Майскую традиционную (приурочиваемую ко Дню библиотек) студенческую конференцию Социально-гуманитарного факультета МГИК.

Так, доклад Голубева о С.А. Сбитневе посвящается военной и трудовой биографии Стаса Андреевича, внесшего значительный вклад во внедрение отечественных библиотечных информационно-поисковых систем, выявление оптимальных подходов к созданию которых осуществлялись им на базе КемГУКИ, в научно-преподавательскую деятельность которого он внес весомый инновационный вклад. Кратко описываются все основные периоды жизненного профессионального пути С.А. Сбитнева, его личное участие в военных действиях в годы Великой Отечественной войны.

Кроме того, материалы А. Голубева о С.А. Сбитневе размещены на сайте КемГУКИ (вузе основателем которого он являлся) в специальном блоге, под девизом «Ковавшие победу».

Говоря о познавательно-воспитательной роли проекта, отвечая на вопрос, что дал данный проект каждому его участнику, приведем свидетельства некоторых из них, зафиксированные в ходе анкетирования по завершению работы над проектом.

Так, студент второго курса Социально-гуманитарного факультета МГИК Павел Розов, писавший об Анатолии Николаевиче Ванееве, отметил, что проект позволил ему, напрямую соприкоснувшись с выдающимся деятелем будущей профессиональной сферы, постепенно войти в круг изучаемых ею проблем.

О пользе персонифицированного изучения (с позиций выявления наиболее актуальных проблем) творческого труда людей, так или иначе связных с МГИК, говорят в своих отзывах в анкетах и другие участники проекта.

Так, Роман Ковальчук констатирует - «проект дал мне знания и информацию о людях, которых я никогда не знал ранее. Это было познавательно для меня... Они вдохновляют своими подвигами и на военном, и на научном фронтах.»

По мнению Эвиты Титковой (её «героем « являлся О.С. Чубарьян), в ходе работы в проекте, ей было интересно узнать о том, что в нашем вузе работали такие, как и О.С. Чубарьян, «трудолюбивые, ответственные люди, по - настоящему любящие своё дело».

Высказывания участников проекта не предвзято акцентируют наше внимание на том, что, по мнению молодёжи, успешное библиотечно-информационное обслуживание населения возможно лишь при тщательном изучении библиотекарями забот и

потребностей социума, непреложного человеческого внимания к реальным и потенциальным читателям библиотек.

Так, Ольга Савельева, повествуя о Г.П. Фонотове, констатировала, что хотела бы прежде всего «перенять у него удивительную коммуникабельность, способность найти с любым человеком общий язык ... И, по большому счету, ЛЮБОВЬ К ТОМУ ДЕЛУ, КОТОРЫМ ЗАНИМАЕШЬСЯ И СПОСОБНОСТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ им ДРУГИХ.»

Трудолюбие и любовь к книгам мечтает перенять у Б.Н. Бачалдина, чей жизненный путь она изучала, Анастасия Никольская - несколько наивно, но искренне заключившая свой ответ следующими словами: «Хочется, чтобы и меня любили, как Бориса Николаевича».

Почти во всех анкетах красной нитью проходит мысль о том, что включенность в проект позволила его участникам узнать много нового в профессиональном плане, стала неким поводом, чтобы гордиться своей страной и её славными людьми, честно исполняющими свой служебный долг.

Применительно к С.А. Сбитневу очень хорошо выразила эту мысль Екатерина Мусина: «Я почувствовала гордость за этих людей, узнав о них больше. Они не только сумели защитить свою землю от врагов, но и многое привнесли в профессию библиотекаря. Стас Андреевич Сбитнев был невероятно продуктивен в своём деле. Его очень любили ученики. Мне бы хотелось научиться его трудолюбию, ну, и способности жить правильно, если так можно выразиться.»

Нельзя не отметить, что «способность жить правильно» - это главная черта, которую первостепенно желает перенять у военного поколения нынешняя молодежь.

Очень большое впечатление на всех студентов произвела патриотическая настроенность представителей молодого военного поколения (которые имели тот же возраст, что и нынешние студенты, то есть многим из них было не более 18-20 лет), их готовность отдать жизнь за родину, поменять жизнь в тылу на военные будни.

Этот тезис, получивший раскрытие в приведенных выше словах Екатерины Мусиной, подтверждает в своей презентации Денис Шкатов, писавший о К.И. Абрамове, за плечами которого в его 24 года (а сейчас столько же и Денису) было четыре года самой тяжелой и кровопролитной в истории войны, в которой он выстоял и сохранился как цельная личность.

Вторит однокурсникам и писавшая о Н.И. Сахарове Виктория Андреева: «Меня поразило, что несмотря на свой юный возраст, Н.И. Сахаров пошёл добровольцем защищать родину. Ему было всего 19 лет, когда началась война. Не знаю, смогла ли я быть такой смелой».

Как отмечает Захрат Абакаргаджиева, особо трудно было на войне девушкам, в том числе и будущему крупному руководителю библиотечного дела И.В. Бахмутской, которая ушла на фронт со второго курса института, оставив на попечение родителей 6-ти месячного сына. «И мне (как матери, также имеющей сына), - написала Захрат, -понятно, какие переживания, заботы неотступно следовали за ней всю войну».

Все без исключения участники проекта констатировали, что все герои проекта оставались верными выбранной еще до войны профессии, а те, кто приобщился к ней после победы, сделали это осознанно на всю жизнь.

Причем, пополнение знаний - всегда главное условие успешности профессии. Иллюстрируя это положение, приведем свидетельства сотрудников Библиотеки Генштаба Д.И. Крылова и А.М. Приваловой: «Знакомство с жизнью и деятельностью К.В. Тараканова, работа над проектом несомненно вселила в нас чувство гордости за свою профессию, к которой постепенно после войны приобщился знаменитый фронтовик. Пришло осознание правильности нашего решения - получить к одному имеющемуся высшему образованию еще и второе - профессиональное, для чего поступить в магистратуру МГИК.»

Заключая повествование о данном проекте, обратим внимание (помимо -воспитательно-образовательной и мемориальной значимости) еще на один его важный организационно - прагматический эффект, на который указала Эвита Титкова. Отвечая на вопрос, что ей дал проект, она написала: «Я научилась работать в команде». И это, пожалуй, главный залог успеха любого дела. В том числе того, которое связано с использованием библиотечно-информационных ресурсов во имя мира и прогресса.

Сведения об авторах

Каратыгина Татьяна Фёдоровна - автор сценария и научный руководитель проекта, Заслуженный работник культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и книговедения МГИК.

Абакаргаджиева Захрат - руководитель и режиссер творческого студенческого объединения (группы), студентка 2 курса социально-гуманитарного факультета МГИК

К оглавлению выпуска конференции, история библиотечного дела, Библиотечное образование

БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИСТОРИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА КОНФЕРЕНЦИИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты