Спросить
Войти

Исторические связи Молдавии со странами СНГ

Автор: указан в статье

Владимир ЦАРАНОВ

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МОЛДАВИИ СО СТРАНАМИ СНГ

В ходе поступательного развития исторического процесса на огромных просторах Российского, а затем Советского государства неизбежно возникали многочисленные этносы со своей судьбой, особенностями становления, своими интересами и устремлениями. Для успешного решения поставленных перед ними хозяйственных, торговых, культурных, оборонительных и других проблем они неизбежно и неоднократно взаимодействовали между собой. Это приводило к формированию постоянных связей между этносами. Особенно эти связи укрепились, стали более устойчивыми и многогранными после появления этнических государственных образований, когда больше внимания стало уделяться защите своих рубежей от нападения извне.

Как известно, этнические предки молдаван (волохи) в процессе своего исторического развития, согласно молдавской летописной легенде, проживали со славянами в Карпато-Днестровском регионе. Своеобразные природно-хозяйственные и социально-экономические условия сформировали у них (по сравнению с волохами к югу от Карпат) отличительные черты этнического развития. Их контакты, главным образом с восточными славянами в ХИ-ХМ вв., сыграли значительную роль в формировании молдавской народности. В дальнейшем это было тесно связано с образованием в 1359 г. независимого Молдавского феодального государства и последующим его развитием.

Общей у молдаван, как и большинства русских, была религия -православие. Оно появилось в Молдавии вместе с церковнославянским языком, который с образованием Молдавского государства не только обслуживал религиозные институты, но и стал официальным письменным языком страны. На нем велись делопроизводство в го-сподарской и боярских канцеляриях и официальная переписка, писались дарственные грамоты, составлялись дипломатические документы, осуществлялось обучение в школе. Сохранились написанные на церковнославянском рукописи церковных книг, славяно-молдавские летописи XV-XVI вв., несколько тысяч славянских грамот Молдавии, в которых зафиксированы почти четырехвековая история восточнороманских народов и первые сведения о восточнороман-

ских языках. На этом же языке были созданы и первые оригинальные произведения молдавской церковной и светской литературы.

С XVI в. начинают появляться первые переводы богослужебных книг на молдавский язык. Этим было положено начало молдавской письменности, которая с середины XVII до середины XVIII в. полностью приходит на смену церковнославянскому языку. Между тем, последний оказал огромное влияние на молдавский. Свидетельством тому, в частности, служит тот факт, что в нем содержится значительное количество (по оценке некоторых исследователей, около пятой части) слов славянского происхождения.

Распространение церковнославянского языка в Молдавии сыграло важную роль в ее культурном развитии. Благодаря этому страна получила возможность приобщения к высокой культуре Византии и славянского мира. Благотворное влияние Москвы, Киева, Львова сказалось на развитии книгопечатания, школьного дела, изобразительного искусства, в т. ч. иконописания средневековой Молдавии. Молдавская культура, обычаи, традиции тесными узами связаны со славянской культурой.

В течение столетий одной из устойчивых структур социальноэкономической жизни в деревне для молдавского и российского крестьянства являлась сельская земельная община. Опыт общинноколлективного владения или пользования землей, совместное решение хозяйственных, финансовых, налоговых и других вопросов жизни общины формировали у крестьян определенные черты характера, поведения, навыки, привычки, традиции, особый менталитет, чувства коллективизма и взаимопомощи. Все это происходило на различных географических пространствах, сближая этносы.

После включения в 1812 г. в состав Российской империи Пру-то-Днестровского междуречья (Бессарабии) и на этой территории начинается действие общих российских норм законодательной, хозяйственной, социальной, политической и других сторон жизни. Во второй половине XIX в. Россия быстро начала двигаться по капиталистическому пути, стал интенсивно формироваться общероссийский рынок, куда была вовлечена и экономика Бессарабии и левобережных районов Приднестровья, где компактно проживало молдавское население. В условиях развития капиталистических отношений в России сложилась молдавская нация, тесно связанная социально-экономическими и культурно-политическими узами с российской действительностью.

Революционные события 1917 г. завершились отрицанием старой социально-экономической и политической системы всего жизнеустройства общества и положили начало новой общественно-эконо-

мической формации, основной целью которой было провозглашено построение социализма. С помощью Советского государства, в т. ч. братских республик, в 20-30-х гг. прошлого века было построено социалистическое общество на левом берегу Днестра, в рамках Молдавской Автономной Республики, а в Днестровско-Прутских, бессарабских районах - уже в послевоенные годы.

В ходе осуществления социалистической индустриализации Молдавская ССР прочно опиралась на возможности созданного в Советском Союзе могучего промышленного и научно-технического потенциала и накопленный ранее большой опыт. Индустриализации республики помогала вся большая страна. Сюда направлялись для строительства новых и реконструкции действовавших предприятий средства из общегосударственного бюджета, необходимые капитальные вложения, стройматериалы, техника и оборудование, техническая документация, сырье и столь необходимые в таких случаях опытные кадры. За 20 послевоенных лет более 1/3 средств на развитие промышленного потенциала республики было веделено из общесоюзного бюджета.

Индустриализация и дальнейшее развитие промышленности позволили создать новые предприятия. Когда не хватало своих кадров, республика обращалась за помощью, и она незамедлительно приходила. К примеру, Дубоссарскую гидростанцию на Днестре в 50-е гг. возводили специалисты из многих регионов СССР. Оборудование и материалы поставляли сюда более 200 предприятий из других республик. И такие случаи не были редкостью.

В 1990 г. в республике насчитывалось 558 современных индустриальных объектов, из которых 243 относились к тяжелой, 99 - к легкой и 213 - к пищевой промышленности. Вместо мелких кустарных и полукустарных предприятий (в основном пищевого профиля) досоветского времени индустриальную палитру края представляли предприятия электроэнергетические, металлургические, машиностроительные, химико-лесного комплекса, деревообрабатывающие. Высокопроизводительными были предприятия легкой промышленности, агропромышленного сектора и др.

Новые производительные силы обеспечивали эффективное развитие промышленности. Объем продукции с 1940 по 1990 г. возрос почти в 80 раз. В 1990-м в Молдавской ССР за 5 дней производилось продукции больше, чем за весь 1940 г. Она обеспечивала нужды самой республики, а также пользовалась спросом за ее пределами, в т. ч. в дальнем зарубежье, в индустриально развитых странах.

Коренные изменения произошли и в сельском хозяйстве, во всем укладе жизни деревни. Они были направлены на то, чтобы в аграр-

ном секторе в сравнительно небольшие сроки осуществить глубокие социально-экономические преобразования сельскохозяйственного производства, создать новые производительные силы и новые производственные отношения и на их основе коренным образом улучшить условия жизни сельского населения, изменить его социальные приоритеты.

После завершения перехода крестьянства к кооперативной форме развития (в основном от конно-ручной к механической тяге в наиболее трудоемких сферах сельскохозяйственного производства) лейтмотивом аграрной политики государства стало постоянное наращивание и обновление материально-технической, кадровой и технологической базы отрасли, все большее использование науки и передового опыта в сельхозпроизводстве. Это означало, что в земледелии, в результате его переустройства на социалистических началах, были созданы новые производительные силы. В сочетании с новыми производственными отношениями они оказались способными обеспечить в республике решение продовольственной проблемы и создать достаточно устойчивую сырьевую базу для многократно возросшей по объему производства пищевой и некоторых других отраслей экономики, активно участвовать в общесоюзном разделении труда.

Убедительными показателями роста и зрелости производительных сил в аграрном секторе являются урожайность и объемы валовых сборов сельскохозяйственных культур. По данным официальной статистики, средние валовые сборы за 1986-1990 гг. по сравнению с 1940 г. увеличились по зерновым культурам в 1,5 раза (в то время как посевные площади под ними сократились более чем в 2,2 раза), сахарной свекле - в 21,6 раза, овощам - более чем в 13 раз, плодам и ягодам - в 5,9 раза, винограду - в 2,7 (а по сравнению со среднегодовыми сборами в 1976-1985 гг. - в 3,2 раза), мясу - в 6,9 раза, молоку - 8,1 раза, яйцу - в 4,8 раза.

В огромной Советской стране бескорыстная помощь в строительстве нового общества была обыкновенным явлением, и она сыграла решающую роль в преодолении культурной отсталости республики, прежде всего в ее правобережных районах. В короткий срок была ликвидирована неграмотность взрослого населения, охвачена всеобучем вся молодежь, а с 70-х гг. обязательным стало всеобщее среднее образование. Тысячи выпускников средних школ продолжали учебу в высших учебных заведениях, в т. ч. и в ведущих вузах Советского Союза. По числу студентов на 10 тыс. населения Молдавия опережала большинство развитых стран мира.

В конце Отечественной войны в Кишинев были реэвакуированы Ленинградский медицинский институт, в 1946 г. открыт Кишинев-

ский госуниверситет, позднее были созданы научные подразделения АН СССР, а в 1962 г. учреждена Академия наук Молдавской ССР. Эту помощь невозможно переоценить. В высших учебных заведениях обучалась не только местная молодежь, но и представители зарубежья. К примеру, только в Кишиневском университете получали образование посланцы из 55 стран Европы, Азии и Африки.

Исторические связи, сотрудничество молдаван с другими народами в области материальной и духовной культуры в течение столетий аккумулировали богатейший опыт взаимоотношений между ними, имеющий огромное практическое значение и сегодня. Такое сотрудничество сближало народы и помогало им успешно двигаться вперед. Сегодня, когда страны СНГ, как и другие государства, охвачены перманентным кризисом в экономической, политической, духовной и других сферах жизни, необходимо глубже осмысливать опыт прошлого и делать надлежащие выводы, извлекать полезные уроки для сегодняшнего дня.

Этой теме 28 марта 2013 г. была посвящена научная конференция, которую совместно провели Ассоциация ученых Молдовы имени Н. Спэтарул Милеску, Российский центр науки и культуры в Республике Молдова, Международная ассоциация дружбы и сотрудничества «Молдова и Россия». На конференции присутствовали представители дипломатического корпуса, творческой интеллигенции, этнокультурных и общественных организаций и др.

На пленарном заседании с первым докладом «Инновационное сотрудничество стран СНГ до 2020 года» выступил вице-президент Академии наук РМ академик И.М. Тигиняну. Он подчеркнул, что ученые АНМ принимают активное участие в международных научных проектах, в т. ч. в работе международного научного коллектива в Дубне. У Республики Молдова с Российской Федерацией в различных отраслях совместно реализовано 88 научных проектов, подобные разрабатываются с Украиной, Белоруссией и другими странами СНГ. Докладчик обозначил ряд научных направлений, по которым будут осуществляться совместные научные разработки с Российской академией наук.

Интересный доклад «Культурные связи молдавского и русского этносов в Средневековье» представил кандидат исторических наук С.Г. Суляк. В нем он показал, как складывались тесные связи между этими народами в средние века, а также их взаимодействие с соседними государствами.

Яркий доклад доктора биологических наук С.Н. Маслоброда «Сын молдавского господаря, титан петровского ренессанса Антиох Кантемир» был посвящен всесторонне талантливой и неординарной личности, которая связала свою судьбу с Россией и оставила

глубокий след в ее культуре, науке и политике. Докладчик раскрыл его образ - образ поэта, дипломата, просветителя-рационализатора, одного из основоположников русского классицизма в жанре поэтической сатиры.

С оригинальным докладом «Молдавия в картине мира жителей России» выступила доктор филологических наук И.А. Ионова. Анализируя произведения художественной литературы, она проиллюстрировала, как живущие на просторах огромного постсоветского пространства, например в Молдавии, на Севере, Дальнем Востоке и др., не всегда могут адекватно представлять и оценивать конкретику бытия этих отдаленных друг от друга мест. Однако исторические, этнические и другие связи помогают даже отдаленным по месту жительства индивидумам успешно преодолевать «белые пятна» в познании окружающего мира.

Пленарные доклады были существенно дополнены интересными материалами выступавших. В их числе - доктор исторических наук Е.Н. Квилинкова, кандидаты исторических наук И.П. Тельнов, О.С. Галущенко, П.М. Шорников и О.К. Радова-Каранастас, кандидат психологических наук И.И. Кауненко, кандидат искусствоведения Т.П. Нестерова, кандидат сельскохозяйственных наук Е.С. Кухарук, представитель Международной ассоциации дружбы и сотрудничества «Молдова и Россия» Ю.И. Максимов, президент Украинской Громады в Республике Молдова Н.К. Олейник, представитель общественного объединения «Наследники Победы» Ю.А. Бондаренко, архитектор Т.П. Куценко, представитель Кишиневского совета ветеранов М.И. Просвирин и др.

Прошедшая конференция, как мне представляется, была интересной и полезной. Интересной потому, что ее участники, анализируя такую важную проблему, как взаимодействие этносов на длительном историческом отрезке, не могли не извлечь из этого какого-то нового знания, что весьма важно. Полезной же потому, что такой опыт поможет обществу принимать верные решения в наше непростое время. Недаром «отец истории» Геродот еще за пять веков до нашей эры одарил нас крылатой фразой: «История - учитель жизни», а российский историк В.О. Ключевский, уже гораздо позднее, в конце XIX в. продолжил эту мысль: «Тех, кто должным образом не учит историю, она сама проучивает».

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты