Спросить
Войти

Карл Маркс - основоположник революционного учения

Автор: указан в статье

УДК 316.26

DOI: 10.18101/1994-0866-2018-2-3-3-12

КАРЛ МАРКС — ОСНОВОПОЛОЖНИК РЕВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ

© Осинский Иван Иосифович доктор философских наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: intellige2007@rambler.ru

5 мая с. г. исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Маркса, великого ученого и общественного деятеля, ставшего основоположником коммунистической теории, оказавшего огромное влияние на мир, тенденции его развития. В статье рассматриваются предпосылки, условия, теоретические источники формирования К. Марксом основных составляющих его революционного учения. Обращается внимание на его личностные качества как мыслителя, исследователя, революционера. Отмечается, что ему были присущи острый ум, необычная работоспособность, мужество, непреклонная воля, обостренное чувство справедливости, простота, жизнелюбие. Раскрываются его важнейшие научные открытия, в числе которых концепция материалистического понимания истории, теория прибавочной стоимости, учение о движущих силах истории, формацион-ная и цивилизационная теории, о революции, ее формах, диктатуре пролетариата и др. Маркс и Энгельс доказали, что капитализм — исторически обреченный общественный строй, тупиковой стадией которого является современная глобализация. Наглядным примером ее деградации выступает сегодняшняя Россия, оказавшаяся в тисках алчной олигархии, которая, ничего не производя, эксплуатирует народ, наживается за счет его труда и ресурсов страны. Современное положение в России, да и в мире в целом свидетельствует о жизненности и актуальности учения Маркса.

Двухсотлетие со дня рождения Карла Маркса вызвало новый интерес к личности Маркса, его творчеству, судьбе его учения. На Западе издаются большими тиражами его книги, статьи. В европейских и американских университетах прошли конференции, круглые столы, посвященные его наследию. Обращается внимание на его заслуги перед человечеством, перед экономической, политической наукой, социологией и философией. В то же время встречаются и необъективные, тенденциозные трактовки его взглядов, а то и просто примитивная их фальсификация.

В связи с этим нами ставится задача — проследить развитие идей Маркса, их значимость для науки и практики. Общеизвестным является то, что К. Маркс вместе со своим другом и соратником Ф. Энгельсом создал систему философских, политэкономических, политических воззрений, ставшую крупнейшим и влиятельнейшим направлением современной социальной

мысли. С Карлом Марксом связано превращение стихийного движения рабочих против гнета капитала в сознательную классовую борьбу за низвержение старого строя, возникновение международного коммунистического движения и первых революционных партий, партий рабочего класса и др.

Карла Маркса еще в молодости сравнивали с Прометеем, который, согласно античной мифологии, дал людям знания, обучил их ремеслам, принес им огонь, чтобы избавить от голода, холода и мрака. В образе Прометея был олицетворен творческий гений человечества, а также неукротимая воля Карла Маркса в борьбе за прогресс, свободу и счастье. Открыв законы развития общества, Карл Маркс впервые указал трудящимся реальные пути и средства освобождения от социального гнета, создания условий для подлинно человеческой жизни, для обеспечения свободного и всестороннего развития всех физических и духовных способностей каждого человека. Не случайно учение Карла Маркса привлекло много сторонников во всех уголках мира.

В день восьмидесятилетия (в 1952 г.) известного английского философа Бертрана Рассела один американский журналист спросил его:

- Кто, по вашему мнению, является в наше время самым влиятельным философом?

Рассел ответил:

- К сожалению, Карл Маркс [1].

Лауреат Нобелевской премии, всемирно известный американский экономист российского происхождения Василий Леонтьев говорил, что выводы Маркса — это выдающийся ряд сбывшихся прогнозов, которым современная экономическая наука со всем ее сложным аппаратом противопоставить ничего не может. А бывший глава Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали заявил: «Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке».

В Китае на торжествах, посвященных 200-летию К. Маркса, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин сказал: «Сегодня мы собрались здесь в торжественной обстановке, чтобы со всей искренностью отдать дань уважения Карлу Марксу в связи с 200-й годовщиной со дня его рождения, вспомнить его великие личные и исторические успехи, великий дух и великолепие его теорий ... Прошло двести лет, и несмотря на огромные и глубокие изменения в обществе, имя Карла Маркса пользуется уважением во всем мире, его теория по-прежнему блистает подобно бриллианту светом истины».

По количеству изданных в мире экземпляров «Капитал» уступает только Библии. По данным Библиотеки конгресса США, Марксу посвящено больше научных трудов, чем любому другому человеку в мире. По результатам опроса, проведенного «Би-би-си» на исходе 20-го столетия, Маркс был признан величайшим мыслителем тысячелетия [2].

За годы своей жизни Карл Маркс написал огромное количество работ. Гениальность мыслителя, его проницательный ум, титанический труд, понимание своего долга перед трудящимися позволили ему создать то, что было не под силу другим.

Возникновение марксистского учения — закономерное явление. Основными социальными предпосылками его появления были развитие капиталистического способа производства, обострение классовых противоречий буржуазного общества, быстрый рост пролетариата и выход его на арену исторической борьбы. Осмысление этих процессов опиралось на все достижения общественной мысли, в особенности немецкой философии, английской политической экономики и французского социализма.

Сами по себе эти достижения не давали всестороннего научного понимания исторического процесса, не составляли цельного мировоззрения. Необходим был совершенно новый подход к истории, к пониманию процессов исторического развития и роли в нем отдельных общественных классов, отдельных личностей и народных масс. И этот новый подход был выработан Марксом. Оказывали воздействие на формирование взглядов Маркса и проблемы его собственной жизни.

Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г. в небольшом городе Трир Рейнской области. В экономическом и политическом отношении это была одна из наиболее развитых частей Германии. Отец Маркса был юристом, занимал должность адвоката в высшем апелляционном суде. Мать занималась домашними делами. У Маркса было трое братьев и пять сестер. Братья умерли рано, и лишь три сестры — старшая Софья и младшие Эмилия и Луиза — пережили его.

В 1830 г. Маркс поступил в Трирскую гимназию, после окончания которой учился сначала в Боннском, затем Берлинском университетах. Женился он на аристократке Женни фон Вестфален, которая была старше его на четыре года. У них было четверо детей: три дочери и сын Эдгар, который рано умер (3). В апреле 1841 г. в Иене Марксу была заочно присуждена докторская степень на основании диссертации о различии между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.

В университете Карл Маркс находился под влиянием тогда еще распространенного гегельянства. Вполне естественно, что он и в своем диссертационном труде опирается и на Гегеля. Вскоре он попадает под влияние материалистических взглядов Л. Фейербаха.

В 1943 г. Маркс едет в Париж, где происходит его встреча с Ф. Энгельсом, сыном богатого фабриканта. Здесь зародилась их дружба, оказавшая огромное влияние на всю последующую жизнь. В 1843-1844 гг. завершается переход Маркса на революционно-коммунистические позиции.

В начале 1844 г. вышел журнал «Немецко-французский ежегодник». В нем Маркс впервые высказал мысль о том, что коммунистическое преобразование общества — единственно реальный путь преодоления ограниченности буржуазной революции и освобождения человека от социальных, национальных и других оков.

К. Маркс участвует в революциях во Франции и Германии в 1848 г., в связи с чем под воздействием реакции вынужден был уехать в Англию. Здесь Марксом и Энгельсом реорганизуется «Союз справедливых» в «Союз коммунистов», чем была заложена основа всей последующей истории революционного рабочего движения, а написанный ими «Манифест Коммунистической партии» стал первым программным документом марксизма. Это

вершина творчества основоположников марксизма до революции 1848 г. В «Манифесте Коммунистической партии» основы марксизма впервые были изложены в стройном и систематизированном виде. Маркс и Энгельс показали, что на данном этапе развития капитализма производственные отношения перестали соответствовать выросшим производственным силам, стали тормозить их дальнейшее развитие. Показателями этого несоответствия являются экономические кризисы, которые потрясают всю капиталистическую систему. С исключительной силой охарактеризовали Маркс и Энгельс сущность капиталистического общества с его жестокой эксплуатацией трудящихся, бесчеловечной моралью, безграничной властью денег, превращающей все человеческие отношения в предмет купли-продажи, а личное достоинство человека, его знания, профессиональное мастерство — в простую меновую стоимость.

Доказав неизбежную гибель капитализма, Маркс и Энгельс подчеркнули в то же время, что крах его не произойдет автоматически. Роль могильщика изжившего себя строя предстоит выполнить рабочему классу. Они дали развернутое обоснование всемирно-исторической роли рабочего класса — наиболее революционного из всех классов, которые знала история. Великая заслуга творцов «Манифеста Коммунистической партии» состояла и в том, что они заложили в этом произведении основы учения о пролетарской партии как организаторе и вожде рабочего класса. С появлением «Манифеста Коммунистической партии» марксизм выступил как сформировавшееся в главных чертах цельное революционное мировоззрение.

Неотъемлемой частью марксизма является материалистическая концепция общества и его истории. Эта концепция рассматривается в ряде его работ, начиная с диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», затем — «К критике Гегельской философии права» (1843 г.), «Экономическо-философские рукописи» (1844 г.), «Святое семейство» с Энгельсом (1845 г.), «Немецкая идеология» с Энгельсом (1846 г.) и др. Так, в «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс формируют основной вопрос философии об отношении сознания к бытию следующим образом: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни . Не сознание определяет жизни, а жизнь определяет сознание» [4]. Резюмируя сущность материалистического понимания истории, Маркс и Энгельс пишут: «Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы исходя именно из материального производства непосредственной жизни рассмотреть действительный процесс производства и понять связанную с данным способом производства и порожденную им форму общения, т. е. гражданское общество на его различных ступенях как основу всей истории; затем необходимо изобразить деятельность гражданского общества в сфере государственной жизни, а также объяснить из него все различные теоретические порождения и формы сознания, религию, философию, мораль и т. д., и т. д., и проследить процесс их возникновения на этой основе, благодаря чему, конечно, можно будет изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его различными сторонами). Это понимание истории в отличие от идеалистического... объясняет не практику из идей, а идейные образования из ма6

териальной практики, и в силу этого приходит также к тому выводу ... что не критика, а революция является движущей силой истории, а также религии, философии и прочей теории» [5].

Важной составляющей материалистического мировоззрения является концепция материалистической диалектики. Эта концепция была сформирована на основе воспринятых Марксом и Энгельсом диалектических идей Гегеля. Однако у Гегеля диалектика представлена независимой от реальности областью, чистыми законами абсолютного духа. У него диалектика относится, прежде всего, к пребыванию Абсолютной идеи в ее собственном лоне. У Маркса и Энгельса диалектика стала неотъемлемой характеристикой материального мира и методом его познания.

Важную роль в историческом познании общества сыграли созданные Марксом формационная и цивилизационная теории. Общественно-экономическая формация, по Марксу, это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии. В основе общественно-экономической формации лежит определенный способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Кроме того, это понятие охватывает и все другие стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. Впервые понятие «формация» появилось в работе Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». В развернутом виде оно было представлено в предисловии Маркса «К критике политической экономии» (1859 г.). «Ни одна общественно-экономическая формация, — писал Маркс, — не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества» [6].

Какие же формации выделял Маркс? В качестве базовых ступеней исторического процесса Маркс (1881 г.) выделяет три большие общественные формации: первичная (общая собственность), вторичная (частная собственность) и третичная (общественная собственность) [7].

Наряду с приведенной (трехчленной) дифференциацией исторического процесса Маркс общественные формации рассматривал и в более узком смысле (пятичленка). Маркс разбил всю историю человечества на пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Указанные формации были определены Марксом на основе западноевропейской истории и, вопреки предостережениям Маркса, были представлены в качестве всеобщих единственно возможных ступеней исторического процесса. Маркс употреблял еще понятие азиатского способа производства, обращал внимание на его специфику, но не подвергал его глубокому научному анализу. Данное понятие вызвало острые дискуссии среди исследователей, которые, кстати, не увенчались принятием согласованной позиции. Заслугой Маркса является то, что он впервые увидел, что во всей мировой истории имеют место определенные ступени, стадии, что исторический процесс не стоит на месте и что каждая его стадия или формация качественно отличается от предыдущей, прежде всего способом производства материальных благ.

Что касается понятия цивилизации, то его ввел в научный оборот французский просветитель Мирабо (1756 г.). Под этим термином французские просветители понимали общество, основанное на началах разума и справедливости. Фундаментом цивилизации является общественное богатство, включающее в себя все многообразие материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении всей его истории. Неповторимость, особенность той или иной цивилизации лишь частично могут быть объяснены влиянием экономических факторов. Именно с этих позиций Маркс подходит к характеристике цивилизации. «Один и тот же экономический базис — один и тот же со стороны основных условий благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влияниям и т. д., может обнаружить в своем проявлении бесконечные варианты и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирических данных обстоятельств» [6].

В изучении исторического процесса важно использовать как возможности как формационного, так и цивилизационного подходов. Они с необходимостью дополняют друг друга.

Важнейшее место в марксизме занимают проблемы теории пролетарской революции и диктатуры пролетариата. Начиная со своих первых работ основоположники марксизма выступают как революционеры. В 1850-1852 гг. выходят их работы «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмер Луи Бонапарта» Маркса, «Революция и контрреволюция в Германии» Энгельса и другие, в которых они обобщили опыт революций 1848-1851 гг. Важнейшее место в этих произведениях занимают проблемы теории пролетарской революции и власти рабочих.

Обосновывая необходимость революции, они видят в ней форму разрешения конфликта между развивающимся самосознанием и наличной сопротивляющейся радикальным переменам действительностью. Обобщая наметившиеся в буржуазно-демократических революциях 1848-1851 гг. тенденции, Маркс и Энгельс выдвинули и обосновали теорию перманентной (непрерывной) революции. Они исходили из того, что развитие классового антагонизма между пролетариатом и буржуазией заключает в себе возможность перехода от революции буржуазной к революции пролетарской.

В работах этого периода ими выдвинута идея о союзе пролетариата и крестьянства. По образному выражению Маркса, в лице крестьянства «пролетарская революция получит тот хор, без которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» [8].

Разрабатывая теорию пролетарской революции, Маркс и Энгельс пришли к выводу о необходимости завоевания власти пролетариатом. В работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Маркс впервые употребил для обозначения государственной власти рабочего класса при переходе от капитализма к социализму термин «диктатура пролетариата». После изучения опыта Парижской коммуны он определил ее как государство нового типа.

Свое понимание смысла и значения диктатуры пролетариата Маркс изложил в письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. Маркс писал: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты — экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» [9].

В ходе анализа исторического процесса основоположники марксизма пришли к выводу, что в классовом обществе политически и духовно главенствует всегда тот класс, которому принадлежит экономическое господство. Всякий класс, стремящийся к политическому господству, представляет свой интерес как интерес всего общества, всех граждан данного государства, тем самым создается иллюзия защиты всеобщих интересов, хотя на самом деле не так, ибо пришедший к власти класс отстаивает собственные интересы.

Мысли Маркса актуальны и в современную эпоху, в том числе и в России, где уже сформировался класс буржуазии и где средства массовой информации (СМИ) принадлежат этой буржуазии. Благодаря СМИ она манипулирует общественным мнением, проталкивает в законодательные органы своих представителей, которые верой и правдой служат ей.

Огромный вклад внес К. Маркс в разработку экономической теории, которая была раскрыта в-его главном труде «Капитал». В 1867 г. вышел из печати его первый том. Второй и третий тома были подготовлены к печати и выпуску в свет Ф. Энгельсом уже после смерти Маркса.

Основное содержание первого тома составляет анализ определяющего производственного отношения капитализма — отношения эксплуатации наемного труда капиталом. В процессе развития товарного отношения происходит превращение денег в капитал, перераспределение товарного хозяйства в капиталистическое, основанное на эксплуатации наемного труда.

Маркс открыл тайну капиталистической эксплуатации, дал подлинную научную теорию прибавочной стоимости, которая, по выражению Энгельса, произвела такое впечатление, как удар грома с ясного неба. Классическая буржуазная политическая экономия не смогла объяснить происхождение прибавочной стоимости и ее истинной природы.

Марксу принадлежит открытие того факта, что товаром, который продает рабочий и покупает капиталист, является рабочая сила, то есть способность к труду, а не сам труд, как полагали представители буржуазной политической экономии. Это открытие дает ключ к глубокому объяснению механизма капиталистической эксплуатации.

«Капитал» Маркса — не только экономическое произведение. В нем развиты также марксистская философия, всесторонне обоснована неизбежность гибели капитализма и победа социализма. После выхода первого тома «Капитала» участник революции 1848-1849 гг., соратник Маркса Иоганн Бек-кер писал: «Капитал» — это наш меч, наша броня, оружие нападения и защиты» [7].

Давая высокую оценку «Капиталу», III конгресс I Интернационала, состоявшийся в 1868 г., рекомендовал рабочим изучать «Капитал» во имя успеха их освободительной борьбы. В России «Капитал» был издан в 1872 г. Это было первое издание на иностранном языке. Кстати, сегодня «Капитал» Маркса внесен в реестр духовного наследия ЮНЕСКО.

За прошедшие 200 лет мир во многом изменился. Появились социалистические страны, детище трудящихся, результат их борьбы за социальный прогресс под руководством коммунистических партий; рухнула колониальная система империализма; серьезных успехов добился рабочий класс экономически развитых капиталистических стран. «Западным пролетариям, — пишет Р. Вахитов, — удалось добиться многого: всеобщего избирательного права, фракций рабочих партий в парламентах, законодательства о рабочих, улучшающего их положение, права на получение образования, на больничные и отпуска, на детские сады для детей рабочих, на пособия по безработице, избирательное право для женщин.

Вместе с тем экономическое преуспевание западных трудящихся и вообще малообеспеченных слоев общества все же сильно преувеличено и очень шатко. После падения Советского Союза, успехи в социальной политике которого заставляли капиталистов Запада ослаблять кандалы эксплуатации из элементарного эгоистического страха, положение трудящихся Запада стало заметно осложняться. Даже в североевропейских странах, где, по общему мнению, царствует своеобразный «социализм», стали урезать социальные пособия, бесплатную медпомощь, в других же государствах Европы и особенно в США власти перешли к откровенно неолиберальной политике.

Но дело не только в экономике. Западные режимы, продолжающие называть себя «демократиями», сохранили свой плутократический характер» [10], власть по-прежнему принадлежит преимущественно владельцам больших капиталов. Так, в США в 2014 г. около половины членов американского конгресса (268 из 534) были миллионерами (в 2017 г.), в конгрессе и сенате таковых уже было около 70%. Так называемые «рабочие партии» давно уже потеряли всякую связь с рабочим классом, нередко выражают интересы крупного капитала. Западные режимы научились манипулировать сознанием масс, используя новейшие технические средства: радио, телевидение, интернет. Представители низших классов превращаются в зомби-потребителей и сами поддерживают капиталистическую элиту, вместо того чтобы бороться против нее [12]. Кстати, не отстает в этом от западных режимов чиновничье-олигархический режим в России. В капиталистических странах не потеряла своей классовой природы и система образования. Все это свидетельствует о том, что хотя некоторые стороны учения К. Маркса устарели, как отражают реалии XIX в., в целом марксизм сохраняет свою актуальность до сих пор. Капитализм зашел в безнадежный тупик, что и предвидел великий мыслитель. Он и предсказывал пути выхода из него.

К. Маркс прожил трудную жизнь. Но, как пишут его биографы, он не искал легких путей. Это был прежде всего борец. Борьба за свободу и счастье людей труда, борьба против эксплуататоров и их прислужников являлась его жизненным призванием. С юных лет вступил он в противоборство с самодержавием, мракобесием, политическим и социальным утеснением. На протяжении всей своей жизни не выпускал он из рук оружие беспощадной критики, выступал против ложных идей, фальшивых лозунгов, псевдонаучных теорий, против косности, лицемерия, малодушия, бросая вызов господствующим классам, их идеологам и политическим деятелям.

Выходец из имущего класса, он отказался от блестящей университетской карьеры, от комфортной жизни преуспевающего ученого или модного литератора и выбрал трудную судьбу политического изгнанника, порвал со своей средой, вынужден был покинуть родную страну, обрекая себя, жену и детей на скитания и лишения, на полицейские преследования.

Жизнь Маркса оборвалась рано из-за болезней, вызванных непомерным, титаническим трудом и тяжелыми временами, бедственными условиями существования. Но он имел счастье увидеть первые плоды своей теоретической и практической деятельности, получил при жизни признание, завоевал любовь рабочих, во имя которых он совершил свой жизненный подвиг. Личность Маркса многозначна. В нем органически слились черты великого ученного, неутомимого исследователя и первооткрывателя научных истин, революционного трибуна и руководителя освободительной борьбы революционных масс.

Маркса отличали высокие человеческие качества — простота, сердечность, жизнелюбие, непреклонная воля и необычайная работоспособность, бесстрашие и мужество.

Умер Маркс 14 марта 1883 г. Франц Меринг пишет: «Конец наступил неожиданно. 14 марта около полудня Карл Маркс тихо и безболезненно навсегда заснул в своем кресле. В субботу 17 марта Маркс был похоронен возле своей жены. Семья тактично отказалась от «всякого церемониала», который прозвучал бы резким диссонансом ко всей жизни Маркса».

Только несколько преданных друзей стояли у открытой могилы : Энгельс с Лесснером и Лохнером, двумя старыми товарищами Маркса еще по союзу коммунистов; из Франции приехали Лафарг и Лонге, а из Германии Либкнехт; присутствовали также два видных представителя науки — химик Шорлеммер и зоолог Ланкестер.

Последнее прощальное приветствие своему старому другу Энгельс произнес по-английски. Он в кратких искренних правдивых словах выразил все, чем Маркс был и остается навсегда для человечества.

Энгельс закончил свою речь словами «.он умер, почитаемый, любимый, оплакиваемый миллионами революционных соратников во всей Европе и Америке, от сибирских рудников до Калифорнии, и я могу сказать: у него могло быть много противников, но вряд ли был хоть один личный враг. И имя его, и дело переживут века!».

Слова Ф. Энгельса поистине оказались пророческими. Учение Маркса оказывало и оказывает неослабевающее влияние на мир.

Литература

1. Константинов Ф. В. Марксизм-ленинизм в высшей школе // Материалы всесоюзного совещания заведующих кафедрами общественных наук. М., 1959. С. 10.
2. Зюганов А. Мыслитель, изменивший мир // Советская Россия. 2018. 4 мая. [Электронный ресурс]. URL: https://sovross.ru/articles/1690/39341 (дата обращения: 30.05.2018).
3. Рассел Б. История западной философии. Кн. 3. Новосибирск. 1994. С. 265.
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. М., 1966. Т. 1. С. 14.
5. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 13. С. 6-7.
6. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25, ч. 2. С. 354.
7. Карл Маркс: биография / руководитель автор. коллектива П. Н. Федосеев. М., 1968. С. 77.
8. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 8. С. 607.
9. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 28. С. 427.
10. Вахитов Р. Трибун грядущей демократии // Советская Россия. 2018. 5 мая. URL: http://www.sovross.ru/articles/1691/39372/comments/ (дата обращения: 30.05.2018).

KARL MARX — A FOUNDER OF THE REVOLUTIONARY DOCTRINE

Ivan I. Osinskiy

Dr. Sci. (Philos.), Prof.,

Buryat State University,

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: intellige2007@rambler.ru

On the 5th May of 2018 200 years have passed since the birth of Karl Marx — a great scientist and public figure who was a founder of the communist theory and had a great impact on the world, tendencies of its development.

The article deals with the prerequisites, conditions, and theoretical foundations of the main components of K. Marx&s revolutionary doctrine. Attention is drawn to his personal qualities as a thinker, researcher, revolutionary. It is noted that he had a sharp mind, unusual performance, courage, a will of iron, heightened sense of justice, simplicity, love of life. The article reveals his most important scientific discoveries, including the concept of the materialist understanding of history, the theory of surplus exchange value, the doctrine of driving forces of history, the theory of formations and the civilizational theory, the ideas about revolution and its forms, the dictatorship of the proletariat, etc. Marx and Engels proved that capitalism is a historically failing social system which dead-end stage is modern globalization. A vivid example of such degradation is today&s Russia, caught in the grip of a greedy oligarchy, which while producing nothing exploits the people, cash in on their labor and the country&s resources. The current situation in Russia and in the world as a whole testify to the vitality and relevance of Marx&s teachings.

КАРЛ МАРКС karl marx ОСНОВОПОЛОЖНИК РЕВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ the revolutionary doctrine КАПИТАЛИЗМ capitalism МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ materialist interpretation of history ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты