Спросить
Войти

Режим Виши: от истоков фашистского режима во Франции до его отголосков в послевоенном мире

Автор: указан в статье

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Арсеньева Дарья Ивановна г.Москва, РФ

Е-mail: arseneva-dasha@mail.ru

РЕЖИМ ВИШИ: ОТ ИСТОКОВ ФАШИСТСКОГО РЕЖИМА ВО ФРАНЦИИ ДО ЕГО ОТГОЛОСКОВ В ПОСЛЕВОЕННОМ МИРЕ

Аннотация:

Данная статья посвящена анализу режима Виши во Франции, существовавшего во время Второй мировой войны, а также самому восприятию французским обществом этого явления на протяжении десятилетий после его свержения. В связи с этим также затронуты идейные истоки фашистского режима во Франции, сама возможность его появления и популярности в стране-победительнице, проблема преемственности между последующими правительствами Французской республики и режимом Виши.

Франция, Виши, IV Республика, III Республика, коллаборационисты, "синдром Виши", фашизм,

"национальная революция".

Коллаборационистский режим Виши утвердился во Франции после падения Парижа в 1940 году. Фашистский режим провозгласил «национальную революцию», что фактически является единственным примером в новейшей истории Франции того, как политическая культура авторитарного толка берет на себя ответственность за государство в целом и определяет его будущее [2]. В связи с этим возникает несколько точек зрения о том, как данная политическая культура смогла относительно успешно получить развитие во Франции — стране, всегда противопоставлявшей себя фашистским принципам. Было ли это историческим недоразумением или ее основы всегда занимали определенную нишу в идеологических традициях страны, а значит имеют перспективы проявиться и сегодня? Для разрешения данного противоречия считается целесообразным изучить эволюцию идейных представлений французского общества относительно данной идеологии и самого режима Виши.

Как правило, в сознании большинства европейский фашизм напрямую ассоциируется с такими странами, как: Германия, Италия и Испания. Но мало, кто отдает себе отчет в том, что именно во Франции зародилась идеологическая основа нового политического течения, а в дальнейшем практически реализовалась в монархической политической организации «Аксьон франсэз» [ 3, c.4 ] (в переводе — «Французское действие»). На 1920-е и первую половину 1930-х гг. приходится пик ее популярности. И, несмотря на то, что в начале Второй мировой войны «Аксьон франсэз» отвергала нацистскую идеологию, создание 10 июля 1940 года правительства маршала Петэна и Французского государства монархисты одобрительно приняли [4, c. 65-68]. Уничтожена была «Аксьон франсэз» вместе с падением режима Виши в 1944, но вновь возрождена с 1947 года.

Более того, как пишет Руссо А. в своей популярной статье "Национальная революция"[2], идеология режима Виши была синтезирована не только на базе идей «Аксьон франсез», но и многих других реакционных течений XIX века, например, "Лиги огненных крестов" полковника де Ля Рока. Автор также подчеркивает, что и сам вишистский режим кардинально не отвергал наследия Великой французской революции — празднование Дня взятия Бастилии и "Марсельеза" всегда оставались вне идеологических толков. Это дает основания предположить, что без неких идейных предпосылок, разделявшихся немалым количеством людей, "прижиться" режиму Виши на французской почве представлялось вряд ли возможным.

Для наиболее полного раскрытия темы и глубокого понимания природы политических основ режима Виши стоит упомянуть о тех событиях, с которых началось его восхождение на пьедестал власти.

Гитлеровская армия в кратчайшие сроки сумела оккупировать Францию, правительство во главе с Полем Рейно покинуло Париж, который впоследствии был занят немецкими войсками. Пост премьерминистра в ходе данных политических пертурбаций переходит маршалу Петэну, который тогда был необычайно популярен[5, с.71]. Именно при поддержке Петэна Франция подписала Компьенское перемирие с фашистской Германией. Хотя стоит заметить, что этот шаг лишь превознес маршала в глазах народа, представив его в качестве "спасителя" страны. Условия перемирия были таковы: 2/3 французской территории (включая Париж) оккупировались и находились под контролем германо-итальянских войск, а южные территории оставались под контролем французского правительства. 10 июля 1940 г. в результате выборов власть была передана маршалу Петэну.

Особенное внимание стоит уделить тому факту, что разрыв Петэна с политикой Третьей Республики нельзя воспринимать слишком критично: базис прошлой политической системы разрушать сразу маршал не стал. Например, даже известный лозунг свободной Франции "Свобода, Равенство, Братство" был заменен созвучным "Труд, Семья, Отечество". И хотя принципы политики менялись, но лишь путем последовательных мер, воплощавших идею неделимости власти. Об этом подробно пишет Д.В. Шмагин в своей статье "Синдром Виши: политические проблемы переосмысления коллаборационистского прошлого"[5, с.70-78].

Падение режима Виши произошло, в большей мере, из-за внешнеполитических просчетов: маршал Петэн делал ставку на гитлеровский режим и победу Третьего рейха в войне. Но, как известно, освобождение Парижа 25 августа 1944 года войсками генерала де Голля положило начало новой исторической вехе во Франции.

Теперь проблема заключалась в том, что репутация Французской республики была уже не так чиста: память о существовании на ее территории фашистского режима укоренилась в мировом сообществе, а главное - в умах самого французского народа. Перед последующими правительствами встал вопрос: попытаться ли избавиться от неприятных воспоминаний прошлого или принять их как неотъемлемую часть своей истории?

В связи с вышесказанным возник новый исторический термин - "синдром Виши", который обозначает коллективное чувство вины за национальное предательство, введенное в научный оборот применительно к коллаборационизму во Франции[5, с.71]. Вследствие этого первые годы после освобождения страны нередко звучал лозунг «законные чистки» (от франц. Épuration légale), который означал уничтожение многочисленных коллаборационистов, по различным причинам сотрудничавших с немцами, — Франция отчаянно пыталась спасти лицо перед собственным народом и международным сообществом. Сам же маршал Петэн был приговорен к смертной казни, однако, потом наказание заменили пожизненным заключением.

Но постепенно тяга французов к отмщению ослабевала. Помилования происходили все чаще, коллаборационизм начал восприниматься как пережиток особого образа мыслей, а внимание политиков все больше отвлекало экономическое положение Четвертой республики. Де Голль, в свою очередь, взял курс на апеллирование к единству французского народа, все еще терзавшегося конфликтом оккупационного времени. «Мы соединили порванную нить истории, мы единый народ", — неоднократно звучало в его речах.

Особого внимания также заслуживает преемственность между режимом Виши и дальнейшей политической системой страны. Обращаясь к фактам, можно заметить, что даже сейчас в стране действует довольно большое количество законов, принятых еще во время вишистской Франции — упразднены были отнюдь не все, а лишь те, которые были в корне антиреспубликанскими[1,с.114]. Более того, опасаясь вакуума власти, правительство Четвертой Республики смещало с постов не всех госслужащих времен вишистского режима. А в 1974 году и вовсе исчезает цензура в прессе по поводу режима Виши, сильно ощущавшаяся в предыдущие годы. Этот интерес СМИ особенно проявился в 1974 году при президенте Жискарде д&Эстене.

В заключение вышесказанного следует сделать следующий вывод. Независимо от того, насколько верно мнение А. Руссо о том, что вишистской идее "национальной революции" просто не хватило времени для полной реализации при поддержке гитлеровского режима, стоит признать тот факт, что сейчас режим Виши воспринимается многими французами как часть исторического наследия, которое будет принадлежать

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №6/2016 ISSN 2411-717Х

им всегда. И на вопрос "Как же долго должен каяться народ в своих ошибках?" Французская республика в своей политике сегодня уже вряд ли захочет отвечать. Список использованной литературы:

1. Буле В., 1944 год и "восстановление республиканской законности": восстановление суверенитета, наследие правительства Виши и III Республики / В. Буле //Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований 2015 № 1(6).
2. Руссо, А., "Национальная революция" режима Виши / А. Руссо // Французский ежегодник. 2003: Правые во Франции / А. В. Чудинов . - М. : Едиториал УРСС, 2003.
3. Добрынина М.В., "Аксеньон Франсез" как идейная предшественница европейского фашизма / М.В.Добрынина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015 № 2(6). - М. : типография ИПК МИЭТ, 2015.
4. Добрынина М.В., "Аксеньон Франсез": к истокам европейского фашизма / М.В. Добрынина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 2015 № 8 (58) в 3-х ч. Ч. I — Тамбов: Грамота, 2015.
5. Шмагин Д.В., "Синдром Виши": политические проблемы переосмысления коллаборационистского прошлого/ Д.В.Шмагин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология: Научный журнал 2012 № 2. - М. : Издательство РУДН, 2012.

© Арсеньева Д.И.2016

ФРАНЦИЯ ВИШИ iv РЕСПУБЛИКА iii РЕСПУБЛИКА КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ "СИНДРОМ ВИШИ" ФАШИЗМ "НАЦИОНАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты