Спросить
Войти

Современные проблемы профессионального образования рабочих кадров в рамках экономического развития РФ

Автор: указан в статье

УДК 331

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

С.В. Шиканов

Кузбасский государственный технологический университет, г. Кемерово E-mail: svsch@mail.ru

Рассмотрены проблемы, возникающие при подготовке и переподготовке рабочих кадров в сфере профессионального образования. Предложены меры по повышению эффективности и конкурентоспособности профессионального образования при подготовке рабочих кадров.

Эффективность подготовки рабочих кадров, совершенствование системы профподготовки, качество профобразования.

Интеграция Российского государства в систему мирового экономического сообщества обусловила ряд проблем, специфических и актуальных для нашей страны. Одной из них является необходимость повышения конкурентоспособности страны на основе не сырьевых факторов - инноваций, уровня подготовки и квалификации населения.

Степень износа основных фондов в промышленности выросла от 25,7 % в 1970 г. до 45,4 % - в 2006 г., а возрастная структура производственного оборудования - с 8,4 до 23,5 лет [1. С. 50]. Однако последние цифры весьма приблизительно отражают реальное состояние, поскольку вычисляются по бухгалтерской отчётности, исходящей из формальных норм и сроков амортизации, притом, что последняя инвентаризация, которая только и может дать конкретную информацию, проводилась в стране более 20 лет назад. Изношенное и морально устаревшее оборудование не только не способно производить современный продукт, но и ставит объективные пределы производительности труда. Поэтому, в сложившейся ситуации говорить о наличии внутренних резервов отечественной обрабатывающей промышленности, которая могла бы выступить мотором экономического роста, вряд ли уместно без кардинального технического перевооружения. В свою очередь, даже ожидаемые масштабные финансовые вливания, способные теоретически изменить сложившееся положение в технике и технологиях (притом, что удельный вес инвестиций в основной капитал машиностроения на протяжении 2000-2006 гг., оставался крайне низким - на уровне 2,5 %) заведомо не будут обеспечены трудовыми ресурсами соответствующей квалификации. Таким образом, одной из актуальнейших задач становится опережающая подготовка рабочих кадров во всех существовавших и новых формах.

Эта длительная и кропотливая работа охватывает огромный спектр задач - от разработки систем профессиональной подготовки рабочих кадров до реализации и получения результатов на производстве. Важнейшим условием успешности перестройки является гармонизация процессов, происходящих на рынке труда, профиля специальностей, предлагаемых образовательными учреждениями и качества обучения.

Требования к сегодняшней и завтрашней системе профессионального образования находятся в явном противоречии с кризисной ситуацией, в которой оказалось молодое поколение России и неспособностью значительного числа выпускников адаптироваться к условиям жизни и труда в нестабильном обществе.

Необходимость развития реального сектора российской экономики, выдвигает в ряд наиболее приоритетных задач исследование такой проблемы, как повышение эффективности существующей системы профессионального образования, в том числе - за счёт повышения уровня управления и конкурентоспособности образовательных учреждений занимающихся подготовкой рабочих кадров. Это в большинстве своём зависит от опережающего просчета тенденции в инновационном поле образования и проектировании новых механизмов управления на основе научных исследований.

Понятие развития персонала является относительно новым, однако оно применяется уже не только в научных дискуссиях, но и в практике современных предприятий. Знания сотрудников морально устаревают, их необходимо развивать в соответствии с развитием тех областей знаний, с которыми они сталкиваются в своей работе. Как правило, основные общие знания, которые получены в школе, устаревают медленно, а дополнительные знания - полученные в высшем учебном заведении, техникуме, профтехучилище устаревают значительно быстрее [2].

В настоящее время уже наметились контуры основных направлений перестройки в отечественном образовании. Успешность их реализации зависит от целого ряда управленческих решений, экономической помощи и социально-педагогических факторов. Одним из таких направлений является оптимизация взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования.

Определяющим условием этой проблемы является решение задач по организации прогностических исследований, которые должны проводиться при участии грамотных менеджеров входящих в структуру научных учреждений педагогического

профиля и учреждений начального профессионального образования (НПО).

Исследованиям в области повышения качества профессионального образования посвящён целый ряд работ, но наименее исследованными оказались проблемы функционирования и совершенствования механизма управления деятельностью образовательных учреждений НПО в новых социальноэкономических условиях.

Содержание профессионального образования должно определяться социальным заказом, тенденциями и потребностями в рабочей силе конкретного региона. Однако в настоящее время повсеместно наблюдается дисбаланс между подготовкой специалистов в высшем образовании и специалистов по рабочим специальностям, в результате чего возникает дефицит в квалифицированных рабочих кадрах.

Залогом успешного функционирования образовательных учреждений становится повышение их конкурентоспособности.

Коммерциализация в сфере образования определила проблему маркетинга с позиции практики перед государственными и не государственными образовательными учреждениями. Первыми в этот процесс включились высшие учебные заведения, наглядным показателем чего стало бурное развитие негосударственного сектора высшего образования.

В России проблемы в управлении участвующих в рыночных отношениях учреждений профессионально-технического образования возникли сравнительно недавно. Нововведения, вводимые в этой сфере, вместе с поддержкой встречают непонимание, сомнения и в некоторых случаях даже сопротивление. Тем не менее, переход к рыночным отношениям в профессионально-технической подготовке специалистов уже определился и общество должно признать это как свершившийся факт. В связи с этим коммерциализация получает все большую основу практически во всей структуре системы начального профессионально-технического образования.

Укрепление и становление рыночных механизмов в России способствовало перемещению центров принятия экономических и социально-политических решений в регионы. Проблема экономического подъема региона напрямую связана с наличием квалифицированных кадров на предприятиях, способных успешно решать задачи для более полного функционирования своих организаций и регионов в целом.

Представляется, что сохранение и увеличение профессионально-квалификационного потенциала региона напрямую зависит от трех основных составляющих: наличного уровня квалификации кадров (по данным экспертов, при том, что в передовых странах квалифицированные рабочие составляют 35...45 % от общего числа работающих, в России - около 6 %) [3], уровня развития услуг

учебно-образовательного комплекса и уровня координации и взаимодействия хозяйствующих субъектов и учебных центров при активной регулирующей роли региональных управленческих структур.

По данным экономико-социологических исследований на промышленных предприятиях за последние 10 лет средняя численность кадров упала в 3 раза, текучесть кадров в среднем составляла 25...30 % ежегодно, это означает, что трудовые коллективы не были стабильными. До 2000 г. на каждого нового работника, пришедшего на предприятие, приходилось 2-3 уволившихся. В 1999 г. сокращение численности остановилось и оказалось, что 25 % предприятий испытывают дефицит кадров. Важнейшим выводом является признание того факта, что даже на тех предприятиях, где наблюдается значительный избыток работников, сохраняется острый дефицит квалифицированных специалистов [4. С. 57].

На сегодняшний день актуальной является разработка целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, обеспечивающей прогнозирование потребностей рынка труда, мониторинг и своевременную корректировку диапазона рабочих специальностей в учреждениях профессионального образования. Современная система подготовки рабочих кадров тесно связана с понятием конкурентоспособности учреждений начального профессионального образования (НПО).

Таким образом, новый подход к управлению учреждениями НПО должен базироваться на анализе и оценке различных показателей конкурентоспособности учреждения на рынке в современных его условиях в режиме online.

Несмотря на видимые преимущества системы, существует ряд трудностей ее реализации, которые не являются непреодолимыми, такие как: отсутствие необходимой, достаточной и достоверной информации о состоянии рынка, отсутствие взаимосвязи учреждений НПО с информационноаналитическими центрами региона, сложность выбора достаточных и максимально информативных показателей, отсутствие достоверной информации о деятельности учреждения НПО, сложность взаимодействия между учреждениями одного региона, отсутствие единого центра мониторинга и координации предложения в сфере подготовки рабочих кадров в зависимости от сформировавшегося спроса на рынке и ряд других.

Во всех странах, образование - это наиболее развивающаяся и перспективная для инвестирования сфера экономики. Как утверждают специалисты, объемы спроса и предложения на образовательные услуги постоянно возрастают, особенно в высшем образовании. В наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10...15 %. Пристальное внимание инвесторов обращено на мощный потенциал и логическое развитие образования. Притягательно образование и по итоговой прибыльности вложений. Окупаемость инвестиций в образование составляет от 3 до 6 USD на каждый вложенный доллар. Но получение прибыли достигается не сразу - результаты обучения проявляются лишь после окончания образовательного учреждения, при вступлении обученного в самостоятельную производственную деятельность. В связи с этим возникает необходимость тщательно продуманной концепции и тактики действий хозяйствующих субъектов в этой сфере [5].

Актуальность данной проблемы возрастает с учетом задачи удвоения за десятилетие валового внутреннего продукта (ВВП). На этом этапе рыночный переход к управленческой деятельности учреждений НПО встречается со многими трудностями. Как известно во многих странах с развитой экономической инфраструктурой образование было и остается в большинстве своём объектом внимания и поддержки государства, финансируется государством и государственными органами самоуправления в провинции. В нашей стране те требования, которые предъявляются рынком образовательных услуг, существенно изменяют сложившуюся практику взаимодействия между действующими в образовательной сфере участниками процесса. Уже взят курс на включение России в международное экономическое сотрудничество. Но это сотрудничество должно использоваться рационально и эффективно, а не для перекачки российских сырьевых ресурсов за границу. При этом параллельно нужно начинать радикальную структурную перестройку нашей экономики, для технологического перевооружения и модернизации в обрабатывающем секторе промышленности. Рынок в будущем невозможен без масштабного обновления сильно изношенных основных производственных фондов. Ставку предстоит сделать на отечественное машиностроение. Россия на рынке высокотехнологичных товаров занимает менее 0,5 %. А могла бы занимать в несколько раз больше. Такая задача выполнима лишь при условии создания эффективной системы внедрения наукоемких технологий через цивилизованный рынок достижений отечественной научной мысли [6. С. 7].

Успешный научно-технический прогресс и постановка экономики на инновационные рельсы возможны только при наличии хорошо обученных и квалифицированных кадров на всех уровнях производства - начиная от простого рабочего и заканчивая руководителями высшего звена.

Важной особенностью современной мировой экономики стало осознание необходимости перехода к инновационным процессам в производстве. Финансирование на проведение научно-исследовательских работ становится все больше и больше. Эти расходы в наукоемких отраслях в некоторых случаях превышают выделяемые инвестиции на приобретение оборудования и строительство новых объектов. Вместе с тем усиливается роль государства в области инноваций и образования. Постоянно растет доля расходов на науку в развитых странах, достигнув во многих из них 3 % от ВВП. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35...40 % [6. С. 23].

Выступая в Академгородке г. Новосибирска в 2004 г., В.В. Путин отметил, что «... при грамотном использовании кадрового потенциала, страна может добиться серьезного прорыва в информационной сфере...» [7].

8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» президент также обратил внимание на то, что «...Развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет. Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков, талантов... От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее России...» [7].

Безусловно, в рамках инновационного пути развития России одним из основных его элементов является соответствующая система подготовки рабочих кадров, которая должна обеспечить качественную подготовку нового поколения специали-стов-профессионалов, которые восприимчивы к инновациям, готовы создавать и реализовывать инновационные проекты, обслуживать высокотехнологичные системы и оборудование. С учетом огромного интереса к разработке и реализации в РФ проектов Hi-Tech, необходимо обратить внимание на тот факт, что обеспечение функционирования и обслуживание сложных высокотехнологичных систем на конкретных предприятиях осуществляется рабочими кадрами, о подготовке которых пока никто не говорит в сравнении с тем, какие объемы инвестиций государство и частные инвесторы готовы вкладывать в сферу НИОКР.

Таким образом, в соответствии с инновационным развитием экономики РФ необходимо создать соответствующую систему, как начальной подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями инновационных проектов, так и непрерывного профессионального развития рабочих кадров в связи с разработкой и внедрением инноваций на предприятиях страны.

Создавая новую систему подготовки рабочих кадров, необходимо преодолеть следующие основные трудности:

• дисбаланс между спросом предприятий на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимой компетентностью и предложением организаций непрерывного профессионального образования в сфере подготовки рабочих кадров;

• слабую материальную мотивацию рабочих кадров на предприятиях в сравнении с инженерно-техническими работниками;

• отсутствие мониторинга будущего спроса на подготовку рабочих кадров в разрезе рабочих специальностей по тем или иным направлениям деятельности;

• как следствие предыдущего, отсутствие прогноза подготовки рабочих кадров по специальностям в зависимости от будущего спроса на специалистов, подготовленных по данным программам;

• дисбаланс состояния материально-технической и информационной базы и объемом финансирования, выделяемый учреждениям профессионального образования;

• слабую взаимосвязь между учреждениями профессионального образования и работодателями, формирующими спрос на рабочие кадры;

• как следствие предыдущего, неэффективная система последующего трудоустройства рабочих, подготовленных конкретным учреждением профессиональной подготовки;

• систему профессионального образования повсеместно направленную на подготовку стандартизированных специалистов. Набор и программы специальностей пересматривающихся и расширяющихся достаточно редко и медленно, в то время как высокая динамика рынка и потребности предприятий в узких специалистах выдвигают жесткие требования к системе профессиональной подготовки кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цветков В.А. Иллюзия благополучия парадоксальной экономики // Общество и экономика. - 2008. - № 2. - С. 50-56.
2. William P.A., Pamela L.P., Kacmar K.M. Strategic human resource management. Florida State University. - New Orleans: The Dryden press, 1996. - 159 p.
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.gks.ru. - 02.06.2008.
4. Рывкина Р.В., Коленникова О.А. Кадровый кризис на промышленных предприятиях России // Социс. - 2007. - № 8. -С. 57-59.

В то же время, имея те колоссальные разрушения, которые принёс постперестроечный период, российская экономика все еще обладает мощным научным и производственным потенциалом. Проводимая линия экономической политики государства заключается в реализации этих возможностей, создании механизмов для принятия необходимых мер для повышения конкурентоспособности РФ и в следствии чего, к устойчивому экономического росту.

В соответствии с данной проблемой необходимо решать следующие задачи, причём не только в государственном масштабе, но и на региональном уровне:

1. Проанализировать сложившиеся теоретические подходы к исследованию процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
2. Обосновать концептуальные основы реформирования процесса воспроизводства рабочей силы, а также необходимость и возможность совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
3. Раскрыть методические подходы к оценке качества управления процессом подготовки рабочих кадров, разработать критерии и систему показателей оценки конкурентоспособности образовательного учреждения.
4. Разработать механизм мониторинга и регулирования спроса и предложения рабочих кадров. Эти задачи должны решаться департаментом

образования совместно с центрами занятости населения.

5. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Теория управления. - М.: РАГС, 2008. - 560 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Проблемы оценки и повышения конкурентоспособности России // Акцент. - 2000. - № 7. - С. 7-11, 23-27.
7. Сажин Д. Государственная поддержка развития промышленности и технологий в США // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - № 12. - С. 23-28.
8. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://www.kremlin.ru. -08.02.2008.

Поступила 31.10.2008 г.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФПОДГОТОВКИ КАЧЕСТВО ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты