УДК 331
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ В РАМКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
С.В. Шиканов
Кузбасский государственный технологический университет, г. Кемерово E-mail: svsch@mail.ru
Рассмотрены проблемы, возникающие при подготовке и переподготовке рабочих кадров в сфере профессионального образования. Предложены меры по повышению эффективности и конкурентоспособности профессионального образования при подготовке рабочих кадров.
Эффективность подготовки рабочих кадров, совершенствование системы профподготовки, качество профобразования.
Интеграция Российского государства в систему мирового экономического сообщества обусловила ряд проблем, специфических и актуальных для нашей страны. Одной из них является необходимость повышения конкурентоспособности страны на основе не сырьевых факторов - инноваций, уровня подготовки и квалификации населения.
Степень износа основных фондов в промышленности выросла от 25,7 % в 1970 г. до 45,4 % - в 2006 г., а возрастная структура производственного оборудования - с 8,4 до 23,5 лет [1. С. 50]. Однако последние цифры весьма приблизительно отражают реальное состояние, поскольку вычисляются по бухгалтерской отчётности, исходящей из формальных норм и сроков амортизации, притом, что последняя инвентаризация, которая только и может дать конкретную информацию, проводилась в стране более 20 лет назад. Изношенное и морально устаревшее оборудование не только не способно производить современный продукт, но и ставит объективные пределы производительности труда. Поэтому, в сложившейся ситуации говорить о наличии внутренних резервов отечественной обрабатывающей промышленности, которая могла бы выступить мотором экономического роста, вряд ли уместно без кардинального технического перевооружения. В свою очередь, даже ожидаемые масштабные финансовые вливания, способные теоретически изменить сложившееся положение в технике и технологиях (притом, что удельный вес инвестиций в основной капитал машиностроения на протяжении 2000-2006 гг., оставался крайне низким - на уровне 2,5 %) заведомо не будут обеспечены трудовыми ресурсами соответствующей квалификации. Таким образом, одной из актуальнейших задач становится опережающая подготовка рабочих кадров во всех существовавших и новых формах.
Эта длительная и кропотливая работа охватывает огромный спектр задач - от разработки систем профессиональной подготовки рабочих кадров до реализации и получения результатов на производстве. Важнейшим условием успешности перестройки является гармонизация процессов, происходящих на рынке труда, профиля специальностей, предлагаемых образовательными учреждениями и качества обучения.
Требования к сегодняшней и завтрашней системе профессионального образования находятся в явном противоречии с кризисной ситуацией, в которой оказалось молодое поколение России и неспособностью значительного числа выпускников адаптироваться к условиям жизни и труда в нестабильном обществе.
Необходимость развития реального сектора российской экономики, выдвигает в ряд наиболее приоритетных задач исследование такой проблемы, как повышение эффективности существующей системы профессионального образования, в том числе - за счёт повышения уровня управления и конкурентоспособности образовательных учреждений занимающихся подготовкой рабочих кадров. Это в большинстве своём зависит от опережающего просчета тенденции в инновационном поле образования и проектировании новых механизмов управления на основе научных исследований.
Понятие развития персонала является относительно новым, однако оно применяется уже не только в научных дискуссиях, но и в практике современных предприятий. Знания сотрудников морально устаревают, их необходимо развивать в соответствии с развитием тех областей знаний, с которыми они сталкиваются в своей работе. Как правило, основные общие знания, которые получены в школе, устаревают медленно, а дополнительные знания - полученные в высшем учебном заведении, техникуме, профтехучилище устаревают значительно быстрее [2].
В настоящее время уже наметились контуры основных направлений перестройки в отечественном образовании. Успешность их реализации зависит от целого ряда управленческих решений, экономической помощи и социально-педагогических факторов. Одним из таких направлений является оптимизация взаимодействия между рынком труда и системой профессионального образования.
Определяющим условием этой проблемы является решение задач по организации прогностических исследований, которые должны проводиться при участии грамотных менеджеров входящих в структуру научных учреждений педагогического
профиля и учреждений начального профессионального образования (НПО).
Исследованиям в области повышения качества профессионального образования посвящён целый ряд работ, но наименее исследованными оказались проблемы функционирования и совершенствования механизма управления деятельностью образовательных учреждений НПО в новых социальноэкономических условиях.
Содержание профессионального образования должно определяться социальным заказом, тенденциями и потребностями в рабочей силе конкретного региона. Однако в настоящее время повсеместно наблюдается дисбаланс между подготовкой специалистов в высшем образовании и специалистов по рабочим специальностям, в результате чего возникает дефицит в квалифицированных рабочих кадрах.
Залогом успешного функционирования образовательных учреждений становится повышение их конкурентоспособности.
Коммерциализация в сфере образования определила проблему маркетинга с позиции практики перед государственными и не государственными образовательными учреждениями. Первыми в этот процесс включились высшие учебные заведения, наглядным показателем чего стало бурное развитие негосударственного сектора высшего образования.
В России проблемы в управлении участвующих в рыночных отношениях учреждений профессионально-технического образования возникли сравнительно недавно. Нововведения, вводимые в этой сфере, вместе с поддержкой встречают непонимание, сомнения и в некоторых случаях даже сопротивление. Тем не менее, переход к рыночным отношениям в профессионально-технической подготовке специалистов уже определился и общество должно признать это как свершившийся факт. В связи с этим коммерциализация получает все большую основу практически во всей структуре системы начального профессионально-технического образования.
Укрепление и становление рыночных механизмов в России способствовало перемещению центров принятия экономических и социально-политических решений в регионы. Проблема экономического подъема региона напрямую связана с наличием квалифицированных кадров на предприятиях, способных успешно решать задачи для более полного функционирования своих организаций и регионов в целом.
Представляется, что сохранение и увеличение профессионально-квалификационного потенциала региона напрямую зависит от трех основных составляющих: наличного уровня квалификации кадров (по данным экспертов, при том, что в передовых странах квалифицированные рабочие составляют 35...45 % от общего числа работающих, в России - около 6 %) [3], уровня развития услуг
учебно-образовательного комплекса и уровня координации и взаимодействия хозяйствующих субъектов и учебных центров при активной регулирующей роли региональных управленческих структур.
По данным экономико-социологических исследований на промышленных предприятиях за последние 10 лет средняя численность кадров упала в 3 раза, текучесть кадров в среднем составляла 25...30 % ежегодно, это означает, что трудовые коллективы не были стабильными. До 2000 г. на каждого нового работника, пришедшего на предприятие, приходилось 2-3 уволившихся. В 1999 г. сокращение численности остановилось и оказалось, что 25 % предприятий испытывают дефицит кадров. Важнейшим выводом является признание того факта, что даже на тех предприятиях, где наблюдается значительный избыток работников, сохраняется острый дефицит квалифицированных специалистов [4. С. 57].
На сегодняшний день актуальной является разработка целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, обеспечивающей прогнозирование потребностей рынка труда, мониторинг и своевременную корректировку диапазона рабочих специальностей в учреждениях профессионального образования. Современная система подготовки рабочих кадров тесно связана с понятием конкурентоспособности учреждений начального профессионального образования (НПО).
Таким образом, новый подход к управлению учреждениями НПО должен базироваться на анализе и оценке различных показателей конкурентоспособности учреждения на рынке в современных его условиях в режиме online.
Несмотря на видимые преимущества системы, существует ряд трудностей ее реализации, которые не являются непреодолимыми, такие как: отсутствие необходимой, достаточной и достоверной информации о состоянии рынка, отсутствие взаимосвязи учреждений НПО с информационноаналитическими центрами региона, сложность выбора достаточных и максимально информативных показателей, отсутствие достоверной информации о деятельности учреждения НПО, сложность взаимодействия между учреждениями одного региона, отсутствие единого центра мониторинга и координации предложения в сфере подготовки рабочих кадров в зависимости от сформировавшегося спроса на рынке и ряд других.
Во всех странах, образование - это наиболее развивающаяся и перспективная для инвестирования сфера экономики. Как утверждают специалисты, объемы спроса и предложения на образовательные услуги постоянно возрастают, особенно в высшем образовании. В наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10...15 %. Пристальное внимание инвесторов обращено на мощный потенциал и логическое развитие образования. Притягательно образование и по итоговой прибыльности вложений. Окупаемость инвестиций в образование составляет от 3 до 6 USD на каждый вложенный доллар. Но получение прибыли достигается не сразу - результаты обучения проявляются лишь после окончания образовательного учреждения, при вступлении обученного в самостоятельную производственную деятельность. В связи с этим возникает необходимость тщательно продуманной концепции и тактики действий хозяйствующих субъектов в этой сфере [5].
Актуальность данной проблемы возрастает с учетом задачи удвоения за десятилетие валового внутреннего продукта (ВВП). На этом этапе рыночный переход к управленческой деятельности учреждений НПО встречается со многими трудностями. Как известно во многих странах с развитой экономической инфраструктурой образование было и остается в большинстве своём объектом внимания и поддержки государства, финансируется государством и государственными органами самоуправления в провинции. В нашей стране те требования, которые предъявляются рынком образовательных услуг, существенно изменяют сложившуюся практику взаимодействия между действующими в образовательной сфере участниками процесса. Уже взят курс на включение России в международное экономическое сотрудничество. Но это сотрудничество должно использоваться рационально и эффективно, а не для перекачки российских сырьевых ресурсов за границу. При этом параллельно нужно начинать радикальную структурную перестройку нашей экономики, для технологического перевооружения и модернизации в обрабатывающем секторе промышленности. Рынок в будущем невозможен без масштабного обновления сильно изношенных основных производственных фондов. Ставку предстоит сделать на отечественное машиностроение. Россия на рынке высокотехнологичных товаров занимает менее 0,5 %. А могла бы занимать в несколько раз больше. Такая задача выполнима лишь при условии создания эффективной системы внедрения наукоемких технологий через цивилизованный рынок достижений отечественной научной мысли [6. С. 7].
Успешный научно-технический прогресс и постановка экономики на инновационные рельсы возможны только при наличии хорошо обученных и квалифицированных кадров на всех уровнях производства - начиная от простого рабочего и заканчивая руководителями высшего звена.
Важной особенностью современной мировой экономики стало осознание необходимости перехода к инновационным процессам в производстве. Финансирование на проведение научно-исследовательских работ становится все больше и больше. Эти расходы в наукоемких отраслях в некоторых случаях превышают выделяемые инвестиции на приобретение оборудования и строительство новых объектов. Вместе с тем усиливается роль государства в области инноваций и образования. Постоянно растет доля расходов на науку в развитых странах, достигнув во многих из них 3 % от ВВП. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35...40 % [6. С. 23].
Выступая в Академгородке г. Новосибирска в 2004 г., В.В. Путин отметил, что «... при грамотном использовании кадрового потенциала, страна может добиться серьезного прорыва в информационной сфере...» [7].
Безусловно, в рамках инновационного пути развития России одним из основных его элементов является соответствующая система подготовки рабочих кадров, которая должна обеспечить качественную подготовку нового поколения специали-стов-профессионалов, которые восприимчивы к инновациям, готовы создавать и реализовывать инновационные проекты, обслуживать высокотехнологичные системы и оборудование. С учетом огромного интереса к разработке и реализации в РФ проектов Hi-Tech, необходимо обратить внимание на тот факт, что обеспечение функционирования и обслуживание сложных высокотехнологичных систем на конкретных предприятиях осуществляется рабочими кадрами, о подготовке которых пока никто не говорит в сравнении с тем, какие объемы инвестиций государство и частные инвесторы готовы вкладывать в сферу НИОКР.
Таким образом, в соответствии с инновационным развитием экономики РФ необходимо создать соответствующую систему, как начальной подготовки рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями инновационных проектов, так и непрерывного профессионального развития рабочих кадров в связи с разработкой и внедрением инноваций на предприятиях страны.
Создавая новую систему подготовки рабочих кадров, необходимо преодолеть следующие основные трудности:
• дисбаланс между спросом предприятий на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимой компетентностью и предложением организаций непрерывного профессионального образования в сфере подготовки рабочих кадров;
• слабую материальную мотивацию рабочих кадров на предприятиях в сравнении с инженерно-техническими работниками;
• отсутствие мониторинга будущего спроса на подготовку рабочих кадров в разрезе рабочих специальностей по тем или иным направлениям деятельности;
• как следствие предыдущего, отсутствие прогноза подготовки рабочих кадров по специальностям в зависимости от будущего спроса на специалистов, подготовленных по данным программам;
• дисбаланс состояния материально-технической и информационной базы и объемом финансирования, выделяемый учреждениям профессионального образования;
• слабую взаимосвязь между учреждениями профессионального образования и работодателями, формирующими спрос на рабочие кадры;
• как следствие предыдущего, неэффективная система последующего трудоустройства рабочих, подготовленных конкретным учреждением профессиональной подготовки;
• систему профессионального образования повсеместно направленную на подготовку стандартизированных специалистов. Набор и программы специальностей пересматривающихся и расширяющихся достаточно редко и медленно, в то время как высокая динамика рынка и потребности предприятий в узких специалистах выдвигают жесткие требования к системе профессиональной подготовки кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В то же время, имея те колоссальные разрушения, которые принёс постперестроечный период, российская экономика все еще обладает мощным научным и производственным потенциалом. Проводимая линия экономической политики государства заключается в реализации этих возможностей, создании механизмов для принятия необходимых мер для повышения конкурентоспособности РФ и в следствии чего, к устойчивому экономического росту.
В соответствии с данной проблемой необходимо решать следующие задачи, причём не только в государственном масштабе, но и на региональном уровне:
образования совместно с центрами занятости населения.
Поступила 31.10.2008 г.