Спросить
Войти

Археологические исследования исторического города Туринск в 2004 и 2007 гг

Автор: указан в статье

С. Н. Погорелов, В.А. Попов, Е.О. Святова АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ГОРОДА ТУРИНСК В 2004 И 2007 ГГ.

10 мая 1582 г. Ермак взял городище Епанчин - юрт Сибирского ханства, находившегося под правлением Кучума. Оставленный на р.Туре русский отряд начал строительство нового поселения. В 1594 г. в городке проживали 114 мужчин и 62 женщины. Туринск был основан 30 января 1600 г. как острог и поселение ямщиков на Сибирском тракте по указу царя Бориса Годунова (Новоселов, 2000. С. 143-144). Он являлся промежуточным пунктом охраны и обслуживания водного пути из Европейской России в Сибирь и находился на полпути между Тюменью и Верхотурьем. К 1701 г. в Туринске числось 742 двора и 1700 жителей. Однако, к 1744 г., после пожара произошедшего в начала века, насчитывалось немногим более 300 дворов на 2500 жителей. Во второй половине XVIII в., в связи с прокладкой Сибирского тракта через Екатеринбург и Тюмень, Туринск утратил свое значение. Крепость сгорела в 1750 г. и более не восстанавливалась. Туринск стал заурядным уездным городом Тобольской губернии. В начале XIX века в городе насчитывалось всего около 500 дворов и 3650 человек (Новоселов, 2000. С.148-149).

Целью первых работ в историческом городе Туринск в 2004 г. был мониторинг, закладка разведочных

© Погорелов С.Н., Попов В.А.,

Святова Е. О., 2011

шурфов с целью выявления культурного слоя поселения и уточнения его характеристик, проведение разведочных работ по поиску Кресто-воздвиженского собора, освященного в 1765 г. (Новоселов, 2000. С.169), и захоронений, расположенных внутри ограды с алтарной стороны. Храм был разрушен и разобран на стройматериал в 40-е годы ХХ века. Одной из основных задач был поиск места погребения канонизированного священнослужителя Слобо-до-Туринской слободы (о. Федора), принявшего мученическую смерть в 1918 г. и погребенного "по чину" у собора.

В результате проведенных работ было выявлено наличие культурного слоя, мощностью более 1,5 м, в излучине рч. Лоханочки, притока р. Туры, на ул. Народная и ул. Освобождения. Тогда же разведочными шурфами (на территории парка им. Павлика Морозова, в квартале улиц Декабристов — Советская — Кирова — Освобождения) были обнаружены части кирпичных фундаментов ограды Крестовоздвиженс-кого собора, построенной, вероятно, в начале XIX века, ряды захоронений на заалтарной территории и вскрыто одно из погребений (погребение №1).

В 2007 г. были продолжены изыскания к северо-востоку от Кре-стовоздвиженского собора, в его заалтарной части. На основании полученных в 2004 г. данных был заложен раскоп, площадь которого вместе с прирезками составила около 100 кв. м (рис.1). На территории раскопа было зафиксировано 50 погребений и несколько объектов.

В кв. Е/6 был выявлен завал битого кирпича и известкового раРис. 1. Туринск. Кладбище Крестовоздвиженского собора. План раскопа I.

створа, такой же состав отложений обнаружен в разведочном шурфе №4, заложенном в 4 м к югу от линии Е. Вероятно, эти завалы являются остатками разрушенных и разобранных на стройматериал стен и фундаментов алтарной части церкви.

По линиям А и Б выявлены: деревянный настил и две столбовые ямки диаметром около 0,20 м. Под настилом, в кв. Б/6-7 обнаружена округлая яма с уплощенным дном, диаметром более 1 м, вырытая в материке на глубину до 0,6 м. Заполнение ямы гумусное с включением угля, кирпичной крошки и известкового раствора. По линии А настил перекрыт фундаментом кирпичной ограды храма. Могил под настилом нет. Можно предположить, что на этом месте находились деревянные сооружения, вероятно, хозяйственного назначения, которые ограничивали распространение захоронений к северу. Яма например, могла служить для слива святой воды.

Отметим, что часть погребений в кв. Г-В/2, имеющих небольшую глубину залегания (№°№ 5, 6, 17), были разрушены, а погребения №4, 19, 20, 25, 31 были перекрыты фрагментами кирпичной кладки фундамента ограды собора.

По сохранившимся в архивах планам города известно, что собор перестраивался (достраивались приделы), расширялся по площади и, вероятно, сооружение кирпичнорешетчатой (железной) ограды надо относить к началу XIX века. На карте 1821 г. ограда уже отмечена. Таким образом, деревянные сооружения и погребения, перекрытые оградой, являются более ранними по отношению к последней и датируются, вероятнее всего, второй половиной XVIII — самым началом XIX веков.

Все исследованные погребения совершены по православной христианской традиции. Можно выделить три условных ряда захоронений — первый в кв. Д-Г/6-7, второй

в кв. Д-В/4-6, третий в кв. Д-В/2, при этом необходимо отметить, что первый и третий ряды расположены по линии С-Ю, а осевая линия второго ряда имеет отклонение в широтном направлении. Кроме того, погребения № 1 и № 36 попадают в пространство между вторым и третьим рядом. Поэтому, авторы считают наиболее вероятным, что заполнение кладбища осуществлялась не рядами, а семейно-родственными участками захоронений.

Погребения ориентированы по линии ЗЮЗ-ВСВ, с небольшими отклонениями к западу и востоку. Большинство детских захоронений расположено в черном, гумусиро-ванном слое, что затрудняет выявление очертаний некоторых могильных ям, значительная часть из них являются впускными к взрослым. Фиксация таких объектов производилась по факту расчистки крышек деревянных погребальных конструкций. Взрослые погребения совершены на границе гумусированного слоя и материка (серо-зеленой глины), поэтому контуры могильных ям фиксируются четко. Захоронения взрослых расположены в среднем на 0,20 м глубже детских.

На исследованной части кладбища встречены два типа деревянных погребальных сооружений: колода и гроб. И колоды и гробы изготовлены из хвойных пород дерева, вероятнее, сосны. Из 30 достоверно определенных конструкций, 27 относятся к типу колода и только три — к гробам. При этом, во всех случаях, когда сооружения были определены как гробы, доски гроба соединялись железными коваными гвоздями. Отдельного внимания заслуживает погребение №°1, в котором

колода была перекрыта тремя досками (толщиной до 2 см) скрепленными коваными гвоздями. Возможно, в данном случае, мы имеем дело с переходным типом.

Положение усопших — вытянуто на спине, головой на ВСВ. Положение рук фиксируется следующим образом — плечевые кости параллельны оси позвоночника, кости предплечий образуют угол (от острого до тупого) с соответствующей плечевой костью, их дистальные отделы и элементы кисти располагаются: на границе груди и живота — 16 случаев; на животе — 4; на груди — 3; левые на границе груди и живота, правые в верхней части груди — 3; правые на границе живота и груди, а левые в верхней части груди — 1. В двух случаях, когда положение рук зафиксировано достоверно (нет признаков смещения верхних конечностей), дистальные части костей предплечий и элементы кисти расположены в нижней части груди, кости правой руки поверх костей левой (погр. ,№19, 35). Такое положение рук традиционно для православных. Иные расположения возможно, вызваны смещением из основного положения в процессе разложения тела.

Анализ взаиморасположения костных останков, проведенный по авторской методике, предложенной Д.И. Ражевым, в ряде захоронений позволил выделить признаки, реконструирующие особенности фиксации тела умершего при погребении. Так, в 9 детских захоронениях (погр. №2, 4, 10, 12, 16, 18, 38, 47, 48) череп расположен на основании, при этом в 4 случаях (погр. № 2, 12, 16, 25), нижняя и верхняя челюсти сомкнуты. Такое положение костей возможно при фиксации головы полотном из под затылочной части, через теменную и лицевую области с закреплением под подбородком (пеленание с головой). В этих же погребениях зафиксирован еще один комплекс признаков: ключицы расположены под острым углом, грудная клетка закрыта, ребра лежат на внутренних поверхностях, плечевые кости параллельны оси позвоночника. Подобное расположение костей также можно объяснить тугим пеленанием. Однако, положение костей тазового пояса и нижних конечностей не предполагает наличие фиксирующих элементов. Возможно, пеленание нижней части тела было свободным. Все описанные погребения, в том случае, когда достоверно определен тип деревянной конструкции, совершены в колодах. Подавляющее число детей в них имеет возраст до 1 года, но в двух случаях (погр. №4, 47) смерть детей наступила в промежуток от 2 до 4 лет.

Захоронения взрослых людей также имеют ряд особенностей: во всех погребениях отмечены признаки фиксации тела на уровне плеч, о чем свидетельствует положение ключиц под острым углом друг к другу. Интерпретировать этот факт можно двояко: либо тело погребенного было зафиксировано кольцевой перевязкой на уровне плеч или пеленанием, либо естественным ограничителем свободы плеч выступала сама деревянная конструкция (причем, этот признак зафиксирован как в колодах, так и в гробах). Кроме того, в шести захоронениях отмечена фиксация ног на уровне коленного сустава (погр. №19, 27, 42, 43, 46, 49), причем в двух случаях (погр. № 42, 49) фиксация распространялась и на голень.

Таким образом, реконструкция части погребальных ритуалов, связанных с телом, выглядит следующим образом. В момент положения умершего человека в деревянную погребальную конструкцию (гроб или колоду), тело подвергалось фиксации: ребенка, в возрасте до года, а иногда и более старшего возраста, пеленали с головой, причем, обертывание до уровня грудной клетки было тугим, а ног — свободным. Тело взрослого человека фиксировалось на уровне плеч, коленей и, иногда, голени. Достоверно определить вид фиксирующих элементов, в настоящий момент, затруднительно, тем более, что места фиксации не коррелируются ни с возрастом, ни с полом умершего человека, ни с типом деревянной конструкции. Однако, можно предположить, что ограничение пространства на уровне плечевого пояса может быть связано с размерами погребальной конструкции, фиксация на уровне коленного сустава производилась путем перевязывания ремнем или, как было зафиксировано при раскопках захоронений начала

XVIII в. в г. Челябинске (Самигу-лов, 2002. С. 135), шнуром. Аналогичным образом, вероятнее всего, фиксировались ноги погребенного и на уровне голеностопного сустава.

Еще одна особенность погребального обряда, зафиксированная на исследуемом кладбище, представляет собой случаи возможного предварительного или символического погребения. Заполнение четырех погребальных конструкций (колоды № 13, 42, 46, 49), представленное темно-серой супесью, отличается от заполнения тех же могильных ям ( пестроцветный суглинок с включениями черного гумуса). При этом, в пределах раскопа отсутствует слой темно-серой супеси. Возможная интерпретация отмеченного факта связана с традицией, когда в холодный период года, при значительном промерзании почвы, копание могилы откладывалось до теплого периода. Колоду же с покойным заполняли землей и закрывали, хранили в холоде, а по весне захоранивали уже на кладбище ( За-былин, 1880. С. 564). Подобные случаи были зафиксированы при исследовании памятника Изюк I (Татау-рова, 2005. С.230) и кладбища Верхотурского кремля (Ражев, Святова, 2005. С.188).

Описание материала. В процессе раскопок на территории кладбища Крестовоздвиженского собора были обнаружены как предметы бытового назначения, происходящие из исторического культурного слоя, так и предметы культовопогребальной атрибутики, обнаруженные во вскрытых захоронениях.

В погребениях № 25, 31, 35, 36, 40 обнаружены остатки кожаной обуви, представляющие собой по форме туфли (тапки) с плоской подошвой, без или с низким каблуком.

К предметам культово-погребальной атрибутики относятся нательные кресты, икона и, возможно, бронзовая пуговица (рис. 2).

Бронзовая круглая пуговица с ушком из погребения № 37, возможно, является деталью одежды служителя церкви (рис. 2-22), подобные предметы были обнаружены при вскрытии монашеских женских захоронений на территории Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатео і г з.сы

Рис. 2. Туринск. Кладбище Крестовоздвиженского собора. Предметы культовой

металлопластики

ринбурга (Погорелов, 2005. С. 211).

В погребении № 21, в области грудной клетки была найдена икона " Святитель Никола Чудотворец" с навершием — "Спас Нерукотворный" (рис. 2, 1). Икона односторонняя литая, из медного сплава, размерами 47 х 42 х 2 мм без навершия, размеры навершия — 15 х 13 мм. Проушина вертикально прикреплена к оборотной стороне навершия. В центральной части иконы — поясное изображение Николая Чудотворца в омофоре с благословляющим жестом правой руки и закрытым Евангелием с восьмиконечным крестом на титуле в левой. В верхней части иконы слева и справа от нимба идет надпись: СТЫН НИКО АЕ ЧЮДОТВО (Святитель Николай Чудотворец). Над правым плечом святителя изображен Спас, сидящий на облаке, с Евангелием в левой руке и благословляющий всех

правой рукой. Над левым плечом

— изображение Богоматери, сидящей на облаке с омофором в руках. Поверху изображений Спаса и Богоматери читаются буквы: ІС РХ и МР Бу (Иисус Христос и Матерь Божья). Весь сюжет заключен в рамку в виде мелкого выпуклого зигзага. Исходя из сюжета и технологических особенностей, изделие можно датировать XVIII — нач. XIX вв. (Гнутова, Зотова, 2000. С.74-75).

Нательные кресты обнаружены в 22 погребениях (№: 2, 3, 8-10, 1215, 22, 24, 28, 30, 31, 36, 39, 41-43, 47-49): на груди — в 19 случаях; у шеи, на животе, и в области таза — по одному случаю.

Одними из основных работ по классификации нательных крестов являются публикации Э.П. Винокуровой и В.И. Молодина (Винокурова, 1999; Молодин, 2001, 2007). В данной работе мы будем опираться на типологию, приведенную в монографии В.И. Молодина "Кресты-тельники Илимского острога" (Молодин, 2007). Типом и подтипом мы будем определять основною форму контура креста и его средокрестия, а вариантами — описывать сюжет, изображенный на изделии. Сразу надо оговориться, что данная типология достаточно условна и применима только к описываемому кладбищу.

Тип I. Четырехконечные кресты с прямыми балками и прямыми средокрестиями. По размерам этот тип можно подразделить на три подтипа: 1-й — наибольший размер креста слегка вытянутого "латинского" типа; 2-й — средний размер креста обычного "православного" типа; 3-й

— наименьший размер креста.

Подтип 1. Погребение № 14 (рис. 2-2). Крест серебряный позолоченный (с остатками позолоты) односторонний с прямыми перекладинами, слегка закругленными на концах. Ушко поперечное. Размеры

— 35 х 21 мм (без ушка), ширина балок — 5 мм. Крест вытянутой формы, так называемый "латинский крест". На лицевой стороне рельефное изображение восьмиконечного креста на Голгофе, показанной в виде округлого возвышения (внутри контура Голгофы видно изображение черепа). По бокам вертикальной балки изображены копье и трость с губкой. На вертикальной перекладине под ушком идет надпись ЦРЬ СВЫ (Царь Славы), в самом низу ее друг под другом читаются буквы

— МЛ и РБ (место лобное и рай бысть). Под поперечиной 8-ми конечного креста видна надпись НИКА, разделенная вертикальной балкой. На концах горизонтальной перекладины хорошо читаются буквы ІС и ХР. На обратной стороне изделия хорошо виден узор в виде вписанного (впаянного) четырехконечного креста внутри основного. Изделие выполнено методом литья с последующей доработкой и пайкой.

Подобные типы креста были найдены при раскопках Тискинско-го могильника и были датированы сер. XVIII — сер. XIX вв. (Боброва,

2004. С.109-110). Видимо, и этот крестик можно продатировать этим же временем.

Подтип 2. Вариант 1. Погребение № 30 (рис. 2, 3). Крест медный литой односторонний с прямыми перекладинами. Вертикальная балка креста сломана в 4-х мм ниже от средокрестия. Размеры — 32 х 24 мм (без ушка), ширина балок —

Рис. 2. Туринск. Кладбище Крестовоздвиженского собора. Предметы культовой металлопластики (продолжение)

6-7 мм. Лицевая сторона изделия по периметру обрамлена тонким рельефным валиком. В центре ее изображен выпуклый восьмиконечный крест на Голгофе, которая показана в виде стилизованного округлого холма. По бокам вертикальной балки изображены копье и трость с губкой. На вертикальной перекладине под ушком идет надпись в два ряда — ЦРЬ СВЫ (Царь Славы), в самом низу ее друг под другом читаются буквы — МЛ и РБ (место лобное и рай бысть). Под поперечиной восьмиконечного креста идет надпись НИКА, разделенная вертикальной балкой. На концах горизонтальной перекладины хорошо

Рис. 2 . Туринск. Кладбище Крестовоздвиженского собора. Предметы культовой

металлопластики (окончание)

читаются буквы ІС и ХР.

Подтип 2. Вариант 2. Погребение № 47 (рис. 2, 4). Крест литой медный односторонний с прямыми перекладинами. Правая поперечная балка не сохранилась. Вертикальная балка переломлена снизу от сре-докрестия. Размеры: длина без ушка

— 34 мм, ширина балок — 6-7 мм. Верхняя часть креста, включая средок-рестие, закрыта присохшей погребальной тканью зеленого цвета. Внизу вертикальной перекладины на лицевой стороне можно разобрать часть креста на Голгофе и под ними буквы: МЛ и РБ . На оборотной стороне виден практически нечитаемый текст. По материалу изготовления и изображению на лицевой стороне крест идентичен кресту из погребения № 30.

Кресты, подобные номерам 30 и 47 были, найдены во время раскопок кладбища Илимского острога, их можно датировать XVI11 — нач. XIX вв. (Молодин, 2007. С.44-45).

Подтип 2. Вариант 3. Кресты с изображением Кельтского креста (креста Ионы) или Круглого креста: погребения № 28, 9 и 10 (рис. 2, 6, 7, 8). Погребение № 28. Крест четырехконечный бронзовый односторонний с прямыми перекладинами и поперечным ушком. Размеры: 22 х 17 мм (без ушка), ширина балок — 4 мм. Лицевая сторона по периметру оконтурена тонким выпуклым валиком. В центре ее рельефное изображение восьмиконечного креста на Голгофе с кругом в перекрестии: напоминает кельтский крест (крест Ионы), только адаптированный к православию. Голгофа изображена в виде стилизованного полукруглого холма, по бокам от нее находятся копье и трость. Внизу отграниченная горизонтальной чертой надпись — НИКА. Н а концах поперечины надписи: 1С ХР, отграниченные от вписанного креста вертикальными выпуклыми черточками. Наверху креста надпись ЦРЬ СВЫ, отграниченная снизу горизонтальной выпуклой чертой. Изделие литое.

Погребение № 9. Крест по типу, материалу изготовления, рисунку и датировке аналогичен кресту из погребения № 28. Размеры: длина

— 19 мм, ширина балок — 4,5 мм. Правый кончик горизонтальной балки обломлен на 1,5-2 мм.

Погребение № 10. Крест четырехконечный с прямыми перекладинами. В 2 мм вверх от средокрестия

вертикальная балка сломана. Размеры: 25 х 19 мм, ширина балок — 56 мм. Крест по материалу изготовления, рисунку и датировке сходен с крестами из погребений № 28 и 9.

Подтип 3. Погребения № 12 и 48 (р ис. 2, 5). Два креста бронзовых односторонних с прямыми перекладинами. Ушко поперечное. Размеры — 20 х 15 мм, без ушка. По периметру с лицевой стороны крест оконтурен тонким рельефным валиком. В центре ее выпуклое изображение восьмиконечного креста на Голгофе. В верхней части вертикальной балки креста читается надпись

— ЦРЬ СВЫ (Царь Славы), в нижней надпись — НИКА. Н а концах поперечной балки изображены буквы: ІС и ХС (Иисус Христос). Все буквы заключены в рельефные квадратные рамки.

Тип II. Кресты с подромбовид-ными (подтреугольными) концами балок.

Подтип 1. Вариант 1. Подтре-угольные окончания балок с прямыми сторонами. Погребение № 2 (рис. 2, 9). Крест бронзовый односторонний с поперечным ушком. Размеры — 26 х 23 мм без ушка. Балки прямые, расширяющиеся от средокрестия к концам,окончания балок подтреугольные с ровными сторонами. Верхняя часть вертикальной балки немного срезана в месте крепления ушка, а углы слегка сглажены. Лицевая сторона изделия оконтурена по периметру тонким выпуклым валиком. В центре ее рельефное изображение восьмиконечного креста на Голгофе в виде стилизованного полукруглого холма, ниже, под Голгофой, просматривается череп с костями. На концах поперечины в выпуклых пятиугольниках

буквы: 1С ХР. Вверху, под ушком, изображена так называемая, докон-стантиновская христограмма, в виде наложенных друг на друга греческих букв I и Х, обрамленная по бокам тростью и копьем.

Подтип 1. Вариант 2. Погребение № 41 (рис. 2, 10). Крест бронзовый двусторонний литой, с под-ромбовидными концами балок. Балки слегка изогнутые, расширяющиеся от средокрестия к концам. Обе стороны изделия оконтурены тонким валиком. Углы средокрестия закруглены. Размеры — 35 х 26 мм без ушка. Изделие, видимо, было покрыто эмалью, но, к сожалению, она не сохранилась. На одной стороне изображен пустотелый восьмиконечный крест (видимо, раньше был заполнен эмалью) на горизонтальной Голгофе, оконтуренный выпуклыми линиями, крест венчает вдавленное перевернутое изображение трапециевидной формы (тиара?). В нижней части вертикальной балки креста — выпуклое стилизованное изображение главы Адама. По краям поперечной балки изображены цветочные розетки с выпуклой точкой посередине, точкой в иконографии обычно изображается семя (Энциклопедия символов, 2005. С.721). В верхней части изображена чаша (потир) между тростью и копьем. На другой стороне изделия в центре средокрестия видно изображение Гроба Господня с крестом наверху. В верхней части вертикальной балки изображен символ, напоминающий собой купол храма. В нижней части вертикальной балки дано профильное изображение петуха на столпе (колонне), развернутое налево, к столбу с обратной стороны горизонтально прислонена лестница. К сожалению, из-за плохой сохранности изображения на концах горизонтальной балки разобрать не представляется возможным. Весь сюжет на кресте оконтурен выпуклыми линиями.

Похожий крест был найден во время раскопок кладбища Илимского острога (Молодин, 2007. С.161), его можно датировать второй половиной XVIII — сер. XIX вв.

Подтип 2. Вариант 1. Подтре-угольные окончания балок с волнистыми сторонами. Погребение № 22 (рис. 2, 11). Крест односторонний бронзовый литой. Размеры — 26 х 21 мм. Балки креста расширяются от средокрестия к концам, на концах сходятся на конус слегка волнистой линией. На лицевой стороне изображен выпуклый восьмиконечный крест на Голгофе, ниже — показан череп с костями (аналогия с крестом из погр. № 3). На концах поперечины буквы: 1С ХР. В верхней части креста, под ушком, — выпуклое изображение перекрещенных берцовых костей.

Подтип 2. Вариант 2. Погребение № 39 (рис. 2, 12). Крест бронзовый литой. Сохранность изделия очень плохая, поэтому невозможно рассмотреть изображения ни на одной из сторон. Размеры — 33 х 18 мм. Углы средокрестия закругленные. Балки слегка изогнутые, расширяющиеся от средокрестия к концам, на концах сходятся на конус слегка волнистой линией.

Тип III. Кресты с трилистнико-выми (клеверовидными) окончаниями балок. Погребения № 24 и 43 (рис. 2, 13). Два креста медных односторонних трилистниковых (клеверовидных). Ушко поперечное. Размеры — 3B х 29 мм, без ушка. Верхняя часть вертикальной балки горизонтально обрезана чуть выше середины листа клевера для крепления ушка, нижняя часть балки слегка приострена, поэтому изображение цветка клевера получилось вытянутым. На лицевой стороне рельефное изображение восьмиконечного креста на Голгофе, показанной в виде округлого возвышения. По бокам вертикальной балки изображены копье и трость с губкой. Сверху идет надпись — ЦРЬ СЛЫ (Царь Славы), снизу — МЛ РБ (место лобное, рай (распят) бысть). Под поперечиной B-ми конечного креста видна надпись НИКА, разделенная вертикальной балкой. На концах горизонтальной перекладины хорошо читаются буквы I С ХР.

Аналогичный крест был найден при раскопках кладбища Илимского острога (Молодин, 2007. С.122), его можно датировать XVIII — нач.

XIX вв.

Тип IV. Криновидные (крин

— лилия) кресты. Лилия традиционно является символом Божественной Троицы.

Подтип 1. Погребение К 49 (рис. 2, 14). Крест бронзовый односторонний с поперечным ушком. Размеры — 21 х 17 мм без ушка. Вертикальная балка переломлена чуть выше средокрестия. Концы балок представляют собой стилизованные трехлепестковые закругленные лилии. Углы средокрестия также закруглены. На лицевой стороне выпуклое изображение восьмиконечного креста на Голгофе. Изображения на концах балок, внизу и вверху вертикальной балки не читаются из-за плохой сохранности изделия.

Подтип Z. Погребение К B

(рис. 2, 15). Крест бронзовый односторонний с поперечным ушком. Размеры — 25 х 20 мм без ушка. Концы трех балок изображены в виде трехлепестковых вытянутых закругленных лилий, нижний конец вертикальной балки — пятилепестковый. Углы средокрестия закруглены. На лицевой стороне показан выпуклый восьмиконечный крест на Голгофе, ниже хорошо виден череп с костями. На концах поперечины в круглых выпуклых рамках буквы: IC и ХР

— Иисус Христос. Под ушком на вертикальной балке ывхорошо читаются изображенные в один ряд выпуклые буквы: ЦРЬ СВЫ — Царь Славы.

Крест, соответсвующий этому типу, был найден во время раскопок кладбища Илимского острога (Молодин, 2007. С. 79). А.К. Станюкович, И.Н. Осипов, Н.М. Соловьев в своей книге " Тысячелетие креста" считают, что кресты подобного типа появились в XVII в. и производились вплоть до XVI11 в. (Станюкович, Осипов, Соловьев, 2003. С. 243-244).

Тип V. Кресты с окончанием балок в виде желудей (рис. 2, 16, 17, 18). Изобр ажения желудя довольно редки для православной иконографии. В геральдике желудь является символом зрелой силы и могущества (Энциклопедия символов,

2005. С. 736).

Погребение № 36. Крест бронзовый односторонний с рельефным изображением восьмиконечного креста на Голгофе, показанной в виде округлого возвышения. Размеры — 21 х 17 мм без ушка. Ушко обломлено. Все четыре конца балок выполнены в виде желудей с приостренны-ми кончиками. Желуди как бы плавно "вырастают" из средокрестия. На концах горизонтальной балки буквы: !С ХР. Изображение на конце вертикальной балки трудноразличимо. Крест штампованный.

Погребение К 15. Крест полностью аналогичен кресту из погребения К 36, за исключением размеров: 22 х 1B мм.

Погребение К 13. Крест бронзовый односторонний литой размерами 26 х 20 мм. Сохранность изделия не очень хорошая: обломлено ушко, а также переломлена вертикальная балка под самым средок-рестием. На лицевой стороне можно рассмотреть рельефный восьмиконечный крест, на концах поперечины буквы — I С ХР.

Подобные типы крестов были найдены во время раскопок кладбища Илимского острога (Молодин, 2007. С. 69), а также при работах на территории женского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга (Погорелов, Попов, 2005. С.114-115). Кресты можно датировать XIX в.

Тип VI. Является промежуточным между типами II и V. Погребение N° 42 ( рис. 2, 1G). Крест бронзовый односторонний литой размерами 30 х 26 мм. Вертикальная балка переломлена чуть ниже средокрестия, ушко обломлено наполовину. Сами балки ровные, расширяющиеся от средокрестия к концам. Форма концов горизонтальной перекладины близка к типу V (только без острых кончиков), окончания же вертикальной балки соотносятся с типом II. На лицевой стороне рельефное изображение восьмиконечного креста на Голгофе, выше изображена чаша. Что-либо еще разобрать не представляется возможным из-за плохой сохранности изделия.

Тип VII. Крест с пятилепестковыми закругленными концами балок. Погребение К 3 (рис. 2, Z0). Крест двусторонний серебряный литой. Размеры — 32 х 26 мм без ушка. Концы балок закругленные пятилепестковые, сами балки слегка изогнуты и по дуге расширяются от средокрестия к концу. Углы средокрестия закругленные. На одной стороне артефакта изображен восьмиконечный крест на горизонтальной Голгофе в виде стилизованных скальных камней, между которых заключена глава Адама. По бокам от креста из камней выступают два наконечника копья. На краях поперечной балки видны буквы !С ХР, заключенные в выпуклые сердечки остриями вниз. В верхней части креста изображена чаша (потир) на треножнике, а по бокам от нее — копье и трость с губкой. На другой стороне изделия в центре средокрестия изображение Гроба Господня, слева от него внизу видно горизонтальное изображение веника (метлы). Над гробом помещен кувшин. На левом конце поперечины расположены перекрещенные молоток и меч (сабля). Рукоять меча закрыта веником. На правой оконечности видна двухвостая плеть (бич). В верхней части креста под ушком изображена раскрытая Библия под сложной виньеткой. Ниже перекрестья хорошо просматривается профильное правостороннее изображение петуха, сидящего на столпе, который обрамлен растительным орнаментом.

Подобный тип креста приводят в своей работе Б.И. и В.Н. Ханенко, который они датируют 1764 г. (Ханенко, Ханенко, 1900. Табл. XXXII, 35Z). Также похожий серебряный позолоченный крест, тоже очень

богато атрибутированный, был найден осенью 2010 г. в детском склепе внутри Свято-Преображенского собора г.Верхотурья. Его удалось датировать второй половиной XVI11 в. По аналогии и этот крестик можно отнести к этому же периоду.

В погребении № 31 обнаружены три фрагмента одностороннего медного креста (рис. 2, 21): часть средокрестия, часть левой балки и часть нижней балки. Наибольшая ширина балки — 7 мм. Из-за плохой сохранности не представляется возможным определить тип и форму креста. Внизу вертикальной балки можно рассмотреть выпуклое изображение нижней части креста на Голгофе и еще ниже буквы — МЛ РБ. По материалу, способу изготовления и фрагменту рисунка крест схож с крестами из погребений № 30 и 47.

Символика. Надписи на крестиках традиционны и были расшифрованы выше. Изображение черепа Адама, перекрещенных костей, трости и копья (символов Страстей Христовых) также достаточно распространено в ставрографии нательных крестов. Теперь обратимся к более редким изображениям. Чаша (погр. № 3, 41, 42), кувшин, плеть, меч, молоток, веник (погр. № 3), лестница (погр. № 41) и столп (погр. № 3, 41) также являются символами Страстей Христовых (Покровский, 2001. С.468). Чаша может символизировать собой несколько вариантов: чашу Тайной Вечери; чашу, в которую по легенде Иосиф Аримофейс-кий собрал кровь Христа; Святой Грааль или просто объединенный символ христианства, преобразовавшийся в потир для обряда евхаристии. В христианской иконографии чаша с одной стороны является символом искупления грехов, бессмертия и просветления, а с другой — символом жертвы Христа, символом добровольного принятия тяжести своей судьбы во имя других ("горькая чаша"). Кувшин является символом омовения рук Пилатом. Меч, скорее всего, является намеком на Петра, отсекшего рабу ухо в Гефсиман-ском саду. Бичеванию Иисус был подвергнут по приказу Понтия Пилата. При помощи молотка и лестницы Христа сначала распяли на кресте, а затем сняли с него. Лестница также традиционно являлась символом восхождения на небо как в христианстве (лестница Иакова), так и в других религиях (например, в исламе это восхождение Мухаммеда). Сердечки с заключенными в них монограммами (погр. № 3), символизирует Божественную любовь. Раскрытая книга (погр. № 3), обозначает, скорее всего, Евангелие, благодаря которому люди получили божественное откровение: тайное знание перестало быть тайным, т.к. книга раскрыта. Изображение петуха на столпе (погр. № 3, 41) связано с трехкратным отречением Петра от Иисуса на Тайной Вечере: " Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды". Поющий петух — напоминание об отречении Петра, а также символ его раскаяния и служения в качестве первого папы. Петух в христианстве является также символом света и возрождения. Композиции с изображением орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на крестах и других предметах культа (антиминсах, потирах, окладах икон и Евангелий и т.д.) примерно со второй половины XVII в., размещаются они обычно на оборотной стороне креста (Гнутова, 1994. С. 68-69).

Рис. 3. Туринск. Кладбище Крестовоздвиженского собора. Раскоп 1. Железные изделия: 1 - крест с решетки ограды или надгробного памятника, 2 - вбивная петля, 3-6 - кованые гвозди, 7 - закладная петля для крепления решетки окна

При вскрытии верхнего слоя почвы (разрушенный культурный слой на территории автобазы и парка) проводился сбор артефактов. По линиям 6-7 найдены следующие находки:

Железо: гвоздь кованный (рис. 3, 3-6) — 16 экз., размерами от 4 до 18,5 см; 1 костыль высотой 11 см; пробойник высотой 9 см; крючок

- 53 см (все предметы кованые); фигурные скобы (рис. 3, 7) длиной 20 см закладываемые в оконные проемы для последующего крепления к ним решеток (2 экз.); конус железный расплющенный — 1 экз.; вбивная скоба — 1 экз. (рис. 3, 2), 15 металлических пластин (две из них склепаны между собой), вероятно, кровельное железо; обрывок цепи из

7 звеньев; звено цепи; железный крест от решетки церковной ограды или от надгробия (рис. 3, 7). Крест выполнен из двух склепанных друг с другом пластин толщиной 0,2-0,3 см, его размеры по вертикальной оси — 22,5 см, по горизонтальной — 15,5 см. Балки от начала средокрестия к окончанию расширяются. Ширина балок у средокрестия 1,3-1,5 см, на концах 3-3,5 см. Концы длинной балки имеют Б-об-разный изгиб, на одном отверстие под заклепку, кроме того, все концы по вертикальной оси сужаются. Особенности оформления концов длинной балки свидетельствуют о закреплении их на горизонтальных опорах.

Медь: брусок размерами 8,7 х 1,2 х 1 см.

Кость: костяной "нож" (рис. 4, 72), представляет костяную пластину с участком — ручкой и участком

— лезвием. Его длина 8,5 см, ширина у основания 2 см. В 1,3 см от основания ручки прорезано отверстие, возможно, для веревки (петли для подвешивания). Лезвие полукруглое длиной 3,5 см, на нем вырезаны 18 мелких треугольных зубчиков. Игрушка ("бабка"), свиной сустав, с отверстием в нижней широкой части (рис. 4,77). Внутри засыпки или заливки свинца не сохранилось. Скол с бивня мамонта

— 2 экз. 158 фр. костей домашних животных (свинья, мелкий и крупный рогатый скот).

Керамика (посуда): стенки — 572 фр. (1 фр. расплавленный), донышки — 82 фр., венчики (рис. 5) — 126 фр., пятка кирпича — 3 фр., расплавленные стенки — 5 фр., 1 фр. штукатурки; фрагмент дна керамического сосуда с клеймом в виде вдавленного креста (рис. 4,70). Крест равносторонний, в круге, размером 5 х 5 см, концы балок

полукруглые, их ширина 0,8-1 см., ручки сосудов — 5 фр.

Фаянс: донышко — 1 фр., фрагмент тарелки — 1 фр. (рис. 4, 6)

Стекло: 45 фр. патинированного стекла (от штофов (рис. 4, 7), бутылок (рис. 4, 3), оконного стекла (рис. 4, 2), в том числе 6 фр. расплавлены (рис. 4, 5)),

Камень: слюда — 8 фр (рис. 4, 7-9).

По линиям 4-5: Керамика: стенки — 206 фр. (1 расплавленный), донышки — 34 фр., венчики — 30 фр.

Стекло: патинированного оконного стекла — 2 фр., бутылочного стекла 1 фр.

Фаянс: белого фаянса — 1 фр.

Камень: слюда — 1 фр.

Железо: железная пластина с заклепками — 1 экз., гвоздь кованый

— 10 экз., подкова железная каблучная — 2 экз.

Кость: 30 фр. костей домашних животных.

По линиям 2-3: Керамика: венчики — 11 фр., донышки — 4 фр., стенки — 54 фр., обломок крышки с ручкой (скреплен деревянными гвоздями до обжига).

Железо: черенок складного (?) железного ножа с деревянными накладками размерами 13 х 2 х 1 см, фигурная железная пластина длиной 13 см, гвоздь кованый — 2 экз.

Кость: 3 фр. костей домашних животных.

Из анализа состава артефактов следует подавляющее преобладание керамики над изделиями из стекла и фаянса. Состав характерен для раннего времени, то есть не позднее рубежа XVIII -XIX веков. Отметим полное отсутствие фарфоровой посуды, появившейся в конце XVIII в. (российское производство) и полуРис. 4. Туринск. Кладбище Крестовоздвиженского собора. Раскоп 1. Находки:

1 - фрагмент штофа, 2 - оконное стекло, 3 - венчик бутылки, 4 - фрагмент стекл. изделия, 5 - застывший потек и капля, 6 - фрагмент тарелки, 7-9 - вставки окончин, 10 - фрагмент дна горшка с клеймом, 11 - игрушка, 12 - нож ”орнаментир”

чившеи широкое распространение только с середины XIX века. Вероятно, большая часть находок попала в культурный слой до 1760-х гг., времени строительства храма, и соответственно, до первых захоронений у выстроенного собора.

Можно предположить, что железные петли крепления оконных решеток, железный крест, куски кровельного железа, кованые гвозди являются деталями храма и дворовых деревянных хозяйственных построек.

Фрагменты слюды также характеризуют период до начала XIX века, когда окончины стали постепенно заменяться на застекленные окна.

Стоит обратить внимание на куски расплавленного стекла, керамической посуды и возможно соотнести их с пожаром 1750 г.

Интересно отметить находку

Рис. 5. Туринск. Кладбище Крестовоздвиженского собора. Раскоп 1. Изделия из кер

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУРИНСК ГОРОДИЩЕ ЕПАНЧИН КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР ПОГРЕБЕНИЯ НАТЕЛЬНЫЕ КРЕСТЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты