Спросить
Войти

Генезис конгрессного туризма и факторы, определяющие его развитие

Автор: указан в статье

УДК 332.146.2

Н.А. Красовская

ГЕНЕЗИС КОНГРЕССНОГО ТУРИЗМА И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕГО РАЗВИТИЕ

Конгрессный туризм, входящий в структуру делового туризма и представляющий собой отрасль с высоким экономическим потенциалом, которая стимулирует приток иностранной валюты и активизирует развитие смежных секторов экономики (транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, торговля, производство товаров народного потребления и др.) не является феноменом современности. Развитие конгресс-туризма происходило по мере эволюции человечества, при этом каждому историческому периоду сопутствовала определенная специфика деятельности людей, создающая соответствующие предпосылки для формирования целой индустрии конгрессов.

Исследованиями теоретических аспектов становления конгрессного туризма занимались такие зарубежные авторы, как D&Amore L.1, Jafari J.2, Alkjaer, Eriksen3. Эволюция туризма и формирование его в отдельную отраслевую группу раскрыта в научных трудах отечественных авторов Квартального В.А.4, Бабкина А.В.5, Биржакова М.Б.6, Путрик Ю.С.7, Абрамова В.В.8, Соколовой М.В.9, Черниковой Л.Ф.10

Однако, несмотря на достаточно подробное описание процессов развития мировой туристкой индустрии, в работах ученых недостаточно внимания уделено такому динамично развивающемуся и высокодоходному виду туризма как конгрессный, не установлены факторы, определяющие его развитие, не исследован понятийный аппарат категории «конгресс-туризм». Данное обстоятельство обусловливает необходимость в определении исторических закономерностей развития конгрессного туризма, его генезиса и эволюции как туристского продукта.

Целью статьи является исследование конгресс-туризма в историческом аспекте и выявление факторов, определяющих его формирование и развитие.

Задачами исследования выступают:

- проведение периодизации развития конгресс-туризма;

- выявление предпосылок формирования конгрессной деятельности;

- установление организаций, принимающих непосредственное участие в конгрессной деятельности, на основе изучения главных этапов и ключевых событий, определяющих вектор развития конгресс-туризма.

Истоки понятия «конгресс» связаны с древнегреческим использованием слов «synedrion» обозначающего «собрание, совещание». В 338 г. до нашей эры Филипп II царь македонский в Коринфе созвал общегреческое совещание - Коринфский конгресс (синедрион). Итогом конгресса

стало прекращение войны в Греции и создание общегреческой федерации, и также наступление всеобщего мира11. Исторические корни, близкие к современному пониманию, также прослеживаются и в Средневековом происхождении латинского слова «congressus» которое использовалось со значение «встреча, собрание». Смысловой корень формируется в англин-ском «congress», французском «congres», немецком «сongress» и заключает

в себе значение «сходиться вместе, съезд государей или их уполномочен12

ных для решения международных дел»12.

Современное устоявшееся энциклопедическое трактование определяет «конгресс» как:

1) съезд, совещание, как правило, международного характера;
2) название законодательного органа в США, в государствах Латинской Америки и в Португалии;
3) высший орган некоторых международных организаций13.

Дипломатический словарь конкретизирует данное понятие: «съезд

представителей нескольких или многих стран»14. Толковый словарь иностранных слов дополняет понимание «конгресс», как «съезд ученых для обсуждения спорных вопросов в науке»15.

В 2009 г. был принят национальный стандарт Российской Федерации «Конгрессная деятельность», в котором дается определение конгрессного мероприятия, как организованной встречи представителей стран, отраслей, профессий или учреждений, организаций для обмена знаниями и опытом, поиска необходимых решений, проводимые самостоятельно или сопровождаемые выставочно-ярмарочными мероприятиями16.

Следует отметить, что эволюция конгрессов как особого туристского продукта характеризовалась определенными этапами:

- I этап (до н.э.) - развитие древних государств и народов. В этот период формируются обменные операции и появляются первые предпосылки становления ритуала встреч. Представители племени отправлялись в соседние местности для обмена нужных товаров17. Путешествия древних народов устанавливали межкультурные связи, тем самым обеспечивая обогащение знаниями и опытом в различных сферах деятель-ности18.

- II этап (середина 1 тыс. до н.э. - V в. н.э.) - расцвет Древней Греции, Индии, Рима и Китая. Отличительной особенностью данного периода является создание первых способов организации средств размещения путешественников и формирование экспедиций, целью которых являлось: обмен товаром; религиозное паломничество; захватнические походы; участие в различных спортивных мероприятиях; дипломатические визиты и др.19

- III этап (V - XV вв. н.э.) - рост числа путешествий между Европой и Азией, а также между европейскими странами. Зачастую путешественники отправлялись в путь для популяризации своих религиозных и интеллектуальных взглядов. Значительная часть путешествий была

связана с деятельностью правителей, в том числе установлением союзов или сохранением контроля над владениями. При этом реализация целей путешествий была связана с большим числом сопровождающих лиц20. Все это обусловило значительный вклад в развитие конгрессной индустрии в организацию отдыха по маршруту следования.

- IV этап (XIII -XVI вв.) - возрождение культуры и искусства, эпоха Великих географических открытий. Множество формирующихся колоний, с учетом их местоположения, становятся полноценными курортами. В данный период путешествия, в связи с их доступностью, становятся регулярными, основными целями которых являются: образование, отдых, лечение, религия и экономические связи. Эпоха Ренессанса ознаменована формированием системы гостеприимства, обеспечивающей привлечение путешественников и создание высокого уровня предлагаемых услуг.

Одним из важнейших событий в истории развития конгресс-туризма данного периода является первый общеевропейский мирный конгресс, состоявшийся в 1435 г. во французском городе Аррасе. Целью конгресса

стало принятие мирного договора между Францией и Бургундией путем

21

переговоров лидеров многих стран21.

- V этап (XVII - XIX вв.) - научно-технический прогресс, развитие новых средств передвижения. Это сделало возможным регулярно совершать поездки и расширять географию путешествий. Целями путешествий все чаще становились поиск новых бизнес-партнеров, расширение рынков сбыта, налаживание контактов с представителями различных культур и религий, а также обмен опытом в сфере научных достижений22. Данное обстоятельство обусловило развитие предприятий питания, обслуживающих путников, и формирование так называемого гостевого бизнеса.

Нельзя не отметить особый вклад в развитие конгрессного туризма ярмарочно-выставочной деятельности, которая постепенно приобретает коммерческий характер. Ярмарки становятся неотъемлемой частью обмена знаниями, информацией и опытом между людьми из разных регионов23.

Конгрессная деятельность, соответствующая данному этапу времени, стала общественно важной отраслью и явилась собранием дипломатов и государственных деятелей для решения международных вопросов, касающихся заключения мира после войны, а также рассмотрения проблем административно-законодательного уровня. Наиболее значимыми кон-грессными мероприятиями этого времени являются:

а) 1648 г. - первый современный дипломатический конгресс, результатом которого стал Вестфальский мир, завершающий тридцатилетнюю войну в Священно Римской империи;

б) 1814 г. - Венский конгресс, участие в котором приняли практически все европейские государства. Целью созыва конгресса являлось мироустройство после антинаполеоновской войны (длился конгресс почти целый год);

в) 1856 г. - многосторонний международный Парижский конгресс, положивший конец Крымской войне;

г) 1878 г. - Берлинский международный конгресс, целью которого явилось установление всеобщего мира.

В эту эпоху стали формироваться первые профессиональные союзы, а также стали регулярными проведение профсоюзных конференций. В 1868 г. был создан Конгресс тред-юнионов, который явился руководящим органом всего профсоюзного движения.

- VI этап (от начала до середины ХХ в.) - череда мировых войн и экономический упадок. Именно в этот период получил эволюционный толчок конгресс-туризм. Все судьбоносные решения были приняты в процессе длительных и упорных переговоров лидеров «большой тройки». Тегеранская (1943 г.) и Ялтинская (1945 г.) конференции стали важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений. Мотивы и цели визита лидеров стран, организация и проведение конференций можно воспринимать как факт формирования конгресс-туризма.

В 1945 г. была создана масштабная межгосударственная Организация Объединённых Наций (ООН), целью которой является укрепление международного мира, обеспечение безопасности, развитие сотрудничества и поддержка всеобщему социально-экономическому развитию.

- VII этап (середина ХХ в. и по настоящее время) - развитие науки и техники.

В связи с появлением спроса на коммерческие услуги по организации конгрессов и конференций, ключевым фактором, определяющим вектор развития конгресс-туризма, стало создание во второй половине ХХ в. профессиональных ассоциаций участников конгрессной деятельности:

а) 1963 г. Международная ассоциация конгрессов и съездов (1ССА);

б) 1964 г. Европейская федерация конгрессных городов (EFCT);

в) 1968 г. Международная ассоциация профессиональных организаторов конгрессных мероприятий (1АРСО);

г) 1974 г. Международная ассоциация делового туризма (1ВТА);

д) 1976 г. Ассоциация специалистов по организации корпоративных поездок (АСТЕ)24.

Развитие науки и техники в ХХ в. способствовало организации и проведению серии международных конференций по обсуждению фундаментальных проблем физики и химии (Сольвеевские конференции). Так, если в 30-е годы ХХ в. ежегодно проводилось около 200 международных конгрессов, то в 90-е годы ХХ в. количество международных коммуникативных мероприятий составило более 8 тыс. в год.

В Европе и в США конгресс-туризм, как отдельная отрасль, стал формироваться в 70-80-е годы, в то время, как в России освоение данного вида туризма началось лишь в 90-е25. Развитие конгрессной деятельности

в России связано, прежде всего, с формированием рыночной экономики, развитием предпринимательства и конкуренции.

Рассмотрев хронологию становления конгрессного туризма, можно констатировать факт, что каждый этап обладает теми или иными отличительными особенностями, которые отражают его специфику и определяют его место в структуре путешествий. Особую значимость конгресс-туризм приобретает в системе путешествий по мотивацион-ному признаку (при исследовании объективных и субъективных побудительных мотивов, стимулирующих человека к принятию решения о туристской поездке) (рис.1).

Рис. 1. Классификация путешествий по мотивационному признаку

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что конгресс-ный туризм, представляющий собой область практической деятельности, обеспечивающей передачу, обмен и обновление знаний, результатом чего выступают социальные, культурные и экономические последствия, является неотъемлемой частью функционирования человечества на протяжении всего исторического процесса.

Дальнейшие исследования в данной области будут направлены на определение ключевых направлений развития конгресс-туризма в Республике Крым для разработки концепции его эффективного функционирования, что позволит обеспечить развитие инфраструктуры региона, рост объемов продаж регионального продукта, повышение конкурентоспособности и укрепление имиджа региона.

Примечания

1 D&Amore L. Tourism: The World&s Peace Industry. Journal of Travel Research. - 1998. -Vol. 27. - No. 1. - P. 45 - 54
2 Jafari J. Anatomy of the Travel Industry // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. - 1983. - May. - Vol. 24. - No. I. - P. 71-77.
3 Alkjaer, Eriksen, Location and Economic Consequences of International congress, Copenhague, 1998.- 243 p.
4 Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.
5 Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -252 с.
6 Биржаков М. Б. Введение в туризм. - М.: «Издательский Дом ГЕРДА»; СПб.: НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. - 544 с.
7 История туризма : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. и сост. Ю. С. Путрик. М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 256 с.
8 Абрамов В.В. Iсторiя туризму: пщруч. Харк. нац. акад. мкьк. госп-ва. - Х: ХНАМГ, 2010. - 294 с.
9 Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
10 Черникова Л.Ф. История развития туризма // Культура народов Причерноморья. - 2012. - №240.с.161-165.
11 История дипломатии Т.1. / под ред. В.П. Потемкина. М.: ОГИЗ Государственное социально-экономическое издательство, 1941. - 567с.
12 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений 4-е изд., доп. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
13 Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . М.: Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
14 Дипломатический словарь. Том II / под. ред. Громыко А. А. M.: Политиздат, 1971. - 592 с.
15 Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
16 Конгрессная деятельность. Термины и определения. ГОСТ Р 53524-2009. (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 775-ст) [электронный ресурс] / Нормативные документы. URL: http://gostedu.ru/49233.html.
17 Средневековый мир в терминах, именах и названиях./ Смирнова Е.Д., Сушкевич Л. П., Федосик В. А.— Минск: Беларусь 1999.
18 Растегаева Т.Е. Генезис делового туризма в мире.// European researcher, 2012, Vol. (21), No 5-2. с. 630-632
19 Бондарев В.В. Развитие конгресс-туризма в Российской Федерации// Сервис plus № 4, 2007. - с 100-110
1. D&Amore L. Tourism: The World&s Peace Industry. Journal of Travel Research. -1998. - Vol. 27. - No. 1. - P. 45 - 54
2. Jafari J. Anatomy of the Travel Industry // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. - 1983. - May. - Vol. 24. - No. I. - P. 71-77.
3. Alkjaer, Eriksen, Location and Economic Consequences of International congress, Copenhague, 1998.- 243 p.
4. Kvartal&nov V.A. Turizm: Uchebnik. - M.: Finansy i statistika, 2002. - 320 s.
5. BabkinA.V. Special&nye vidy turizma. Rostov-na-Donu: Feniks, 2008. - 252 s.
6. Birzhakov M.B. Vvedenie v turizm. - M.: «Izdatel&skij Dom GERDA»; SPb.: NP «Izdatel&stvo «Nevskij Fond», 2014. - 544 s.
7. Istorija turizma : uchebnik / kollektiv avtorov ; otv. red. i sost. Ju. S. Putrik. M. : Federal&noe agentstvo po turizmu, 2014. - 256 s.
8. Abramov V.V. Istorija turizmu: pidruch. Hark. nac. akad. mis&k. gosp-va. - H: HNAMG, 2010. - 294 s.
9. SokolovaM.V. Istorija turizma: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 6-e izd., ster. M.: Izdatel&skij centr «Akademija», 2010. - 352 s.
10. Chernikova L.F. Istorija razvitija turizma // Kul&tura narodov Prichernomor&ja. -2012. - №240.s.161-165.
11. Istorija diplomatii T.1. / pod red. V.P. Potemkina. M.: OGIZ Gosudarstvennoe social&no-jekonomicheskoe izdatel&stvo, 1941.- 567s.
12. Ozhegov S.I., Shvedova N.Ju. Tolkovyj slovar& russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij 4-e izd., dop. M.: OOO «A TEMP», 2006. - 944 s.
13. Bol&shoj jenciklopedicheskij slovar& / Red. A. M. Prohorov . - 2-e izd., pererab. i dop. M.: Bol&shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2000 . - 1456 s.
14. Diplomaticheskij slovar&. Tom II / pod. red. Gromyko A.A. M.: Politizdat, 1971. -592 s.
15. Krysin L.P. Tolkovyj slovar& inojazychnyh slov. - M.: Jeksmo, 2008. - 944 s.
16. Kongressnaja dejatel&nost&. Terminy i opredelenija. GOST R 53524-2009. (utv. Prikazom Federal&nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniju i metrologii ot 15 dekabrja 2009 g. № 775-st) [jelektronnyj resurs] / Normativnye dokumenty. URL: http://gostedu.ru/49233.html.
17. Srednevekovyj mir v terminah, imenah i nazvanijah./ Smirnova E.D., Sushkevich L.P., Fedosik V. A. - Minsk: Belarus& 1999.
18. Rastegaeva T.E. Genezis delovogo turizma v mire.// European researcher, 2012, Vol. (21), No 5-2. s. 630-632
19. Bondarev V.V. Razvitie kongress-turizma v Rossijskoj Federacii// Servis plus № 4, 2007. - s 100-110
КОНГРЕСС КОНГРЕССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНГРЕССНЫЙ ТУРИЗМ СИСТЕМА ГОСТЕПРИИМСТВА ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЯРМАРОЧНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ congress congress activity congress tourism
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов