ШЧерказьянова И.В.
«К.П. Яновский - просветитель и организатор народного образования на Кавказе»_
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНУК И
К.П. ЯНОВСКИЙ - ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ОРГАНИЗАТОР НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА КАВКАЗЕ
И.В. Черказьянова
K.P. YANOVSKY - EDUCATOR AND FOUNDATOR OF THE NATIONAL EDUCATION IN CAUCASUS
Cherkazyanova I.V.
The article is devoted to the outstanding foundator of the national education in Caucasus, Kiril Petrovich Yanovsky, who has a played a very special role in the cultural life of this region. The release of the multivolume "Collection of articles describing the districts and the tribes in Caucasus" has become one of his contributions.
Статья посвящена выдающемуся организатору народного образования на Кавказе Кириллу Петровичу Яновскому, которы1й сыграл особую роль в культурной жизни этого региона. Одной из заслуг К.П. Яновского стало появление многотомного «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа».
УДК 39
История Кавказского учебного округа рассматривается нами в период управления округом К.П. Яновским, который сменил Я.М. Неверова, первого попечителя округа (1). Время деятельности Яновского на Кавказе, с 1878 по 1900 г., в основном совпадает с годами правления Александра III, ярко выраженного русификаторского правительственного курса, что, несомненно, отразилось и на мероприятиях в округе. В то же время новый попечитель сыграл особую роль в истории края, в общественно-культурной жизни Кавказа последней четверти XIX в.
Биографию попечителя можно реконструировать по воспоминаниям самого Яновского (2), юбилейным очеркам (3), некрологам и воспоминаниям сослуживцев (4). О его деятельности в качестве попечителя округа находим подробные сведения в работах М.В. Краснова (5), Л.Н. Модзалевского (6). Практически нет современных исследований о Яновском, исключение составляет статья Т.А. Бекоевой (7).
Кирилл Петрович Яновский (1822—1902) (8) происходил из обедневших малороссийских дворян Черниговской губернии. Высшее образование получил на физико-математическом факультете университета св. Владимира в Киеве. Уже в студенческие годы занимался преподаванием, затем работал учителем математики и физики в гимназиях Ровно, Одессы и Кишинева, в 1853 г. стал инспектором, а в 1862 г. — директором Кишиневской гимназии (одновременно директором народных училищ
Бессарабской губернии). С поста директора училищ он попал в столицу, где с 1871 по 1878 гг. служил помощником попечителя Петербургского учебного округа. Яновский расходился с министром просвещения Д.А. Толстым во взглядах на классическое образование, и, согласно официальной версии, будучи противником такого образования, с удовольствием принял в 1878 г. приглашение наместника на Кавказе великого князя Михаила Николаевича возглавить Кавказский округ.
Вступление Яновского в должность произошло 13 ноября 1878 г., через несколько месяцев после окончания войны с Турцией. К 1 января 1880 г. население учебного округа превышало 5 470 тыс. человек, 6,9% от этого числа составляли учащиеся (9). К этому времени в округе имелось 3111 учебных заведений, 81460 учащихся (10).
Деятельность министерства народного просвещения (МНП) в последней четверти XIX в. сводилась к двум основным направлениям: начальные учебные заведения переводились в ведение МНП, на национальных окраинах шло упорядочение устройства начальных школ. Преобразования коснулись не только формальной стороны дела, но и глубинных пластов культуры всех нерусских народов. На Кавказе проживали народы с древней культурой, многие имели собственную письменную традицию, но это далеко не всегда учитывалось при проведении политического курса.
языка преподавания. В 1870—80-е гг. началось вытеснение грузинского языка, русский язык стал языком преподавания даже в духовной семинарии в Тифлисе. В 1880-е годы на русский язык преподавания были переведены армянские школы. В годы управления округа Яновским значительно возросло число начальных школ, в которых преподавание велось исключительно на русском языке, с 49,8% (1879) до 73,4% (1893). За это же время практически не осталось школ, где преподавание велось бы исключительно на родном языке (в 1879 г. их было 17,9%) (11). Сам Яновский связывал изучение русского языка с подъемом просвещения и культуры на Кавказе.
На первых порах новому попечителю пришлось направить усилия на преодоление последствий войны, а также на последовательное применение государственного учебного законодательства, на улучшение преподавания в городских училищах, усовершенствование изучения местных языков (12). Вскоре после его вступления в должность были организованы комиссии: для изыскания мер к улучшению преподавания древних языков в гимназиях и прогимназиях, по вопросу преподавания географии, по организации профессионального образования. В 1882 г. начала работу комиссия по вопросам преподавания русского языка и словесности в национальных школах. Уже в первом отчете о деятельности округа за 1878 г. Яновский изложил свои предположения относительно организации на Кавказе Горного института и факультета восточных языков, наподобие факультета в Петербургском университете, на котором в то время обучалось мизерное число студентов. Попечитель ратовал за открытие таких учебных заведений, которые принесли бы наибольшую выгоду экономике и культуре края. За 22-летний срок управления округом народное образование края значительно улучшилось: возросло число учебных заведений, учительских семинарий, ремесленных училищ, в семинариях началось преподавание основ сельского хозяйства (садоводства, огородничества, виноградарства, пчеловоды
ШЧерказьянова И.В.
«К.П. Яновский - просветитель и организатор народного образования на Кавказе»
ства), велась методическая работа с педагогами, появились новые учебные пособия.
Яновский как педагог и администратор был убежден, что для успешного развития школы следует соблюдать два основных принципа: 1) поддерживать связь с родителями, общественностью и краевыми организациями и 2), укреплять взаимосвязь учебных и воспитательных действий. Эти положения отражены уже в первом его циркуляре 8 февраля 1879 г. Свое понимание постановки учебно-воспитательного процесса, его специфики в региональных условиях Яновский изложил в главной своей книге «Мысли о воспитании и образовании» (1900).
М.В. Краснов, директор Ставропольской гимназии, особо выделяет заботу Яновского о расширении культурного влияния учителей округа на местное население через личный пример. Попечитель рекомендовал педагогам в свободное время заниматься с учениками огородничеством, садоводством, шелководством. Благодаря поощрению учителей сады появились в степях, где до 1880-х годов не росло ни одного дерева (13).
Усилия попечителя по развитию образования и культуры края были признаны общественностью. В 1893 г. екатеринодар-ская городская дума избрала Яновского почетным гражданином города. За содействие развитию в школах художественного и эстетического воспитания он был избран почетным членом Академии художеств. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже Кавказский учебный округ получил grand prix.
Ближайшими сподвижниками попечителя учебного округа были директора, окружные инспектора и инспектора народных училищ. Подбор людей на эти должности во многом определял успех учебного дела в крае, т. к. именно инспектора стояли ближе всего к школам, учителям, знали их проблемы и нужды, с другой стороны, именно инспектора были конечным звеном в системе государственного контроля и управления народным образованием. В числе помощников Яновского, к сожалению, лишь в непродолжительное время, в 1879—1880 гг., был Лев Николаевич Модзалевский
(1837—1896), выдающийся педагог, соратник и последователь К.Д. Ушинского. Модзалевский окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1859), затем двухгодичные педагогические курсы при нем. Его перу принадлежит фундаментальная работа «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших дней» (14). В июне 1867 г. Модзалевский отбыл на Кавказ по личному приглашению великого князя Михаила Николаевича в качестве воспитателей его детей. При назначении попечителем Яновского Модзалевский занялся школьной статистикой и составил две памятные книжки Кавказского учебного округа (на 1879 и 1880 годы). В феврале 1880 г. им был подготовлен исторический очерк «Ход учебного дела в Кавказском наместничестве», охватывавший период с начала XIX в. до начала 1880-х годов. Инспектор был автором проекта Кавказского политехнического института.
В 1897 г. в штате округа было три окружных инспектора: М.Р. Завадский, Р.К. Шенгер, Л.Г. Лопатинский. Михаил Рому-лович (Ромуальдович) Завадский поступил на должность окружного инспектора 22 июля 1886 г., до этого был директором Ставропольской женской гимназии. Выпускник Новороссийского университета (1871), в 1880—1882 гг. редактировал «Педагогический вестник», был составителем одних из первых мингрельского и абхазского букварей. В 1901—1906 гг. возглавлял Кавказский учебный округ. Лев Григорьевич Лопатин-ский и Рудольф Карлович Шенгер стали инспекторами в 1889 г. Первый из них — доктор наук Львовского университета, преподаватель греческого и латинского языков, другой был выпускником математического факультета Петербургского университета, преподавал математику.
Важной страницей в биографии Яновского и истории Кавказского округа стало появление многотомного «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа». Идея создания принадлежала попечителю, им же была разработана и программа сборника, издание финансировалось из средств Кавказского учебного округа.
Сюда вошли ценные сведения по истории, этнографии, археологии, лингвистике, географии Кавказа, словари и тексты различных народов, сказания, песни. В первом выпуске в качестве введения была опубликована программа по собиранию необходимых материалов и важнейших сочинений о Кавказе. Она была составлена главным образом для учителей начальных школ, но приветствовалось участие в сборе материалов и педагогов гимназий, учительских семинарий, даже предлагалось привлекать к работе учащихся гимназий, реальных училищ, других учебных заведений. Программа Яновского была дополнена вопросником, который предложил Г.Н. Потанин, член РГО. Новые вопросы касались сбора поверий, суеверий, обрядов (15). «Программа» вновь была опубликована в 27-м выпуске «Сборника» и издана отдельной брошюрой (1900).
Вокруг «Сборника» объединились ученые и краеведы, учителя — все, кто проявлял живой интерес к истории и культуре народов Кавказа. До революции на Кавказе не было своего университета, который бы стал средоточием научной деятельности в крае. Эту роль выполняли Тифлисская публичная библиотека (основана в 1846), Кавказский музей (1867). Долгое время центром притяжения краеведов, всех пытливых умов был отдел РГО, основанный в 1850 г. Возможность для публикаций предоставлял «Сборник сведений о кавказских горцев», издававшийся Кавказским горным управлением в 1868—1875 гг. Но то, что предложил Яновский, было совершенно новым подходом к организации исследовательской работы: целенаправленно привлекались учителя, в первую очередь, учителя начальных школ. Руководство округа стремилось к тому, чтобы учителя поддерживали на должном уровне полученное образование и занимались самообразованием.
Среди авторов Степан Павлович Зелинский, учитель приготовительного класса Эриванской прогимназии, выпускник Тифлисского учительского института, опубликовал на страницах «Сборника» и отдельными изданиями исторические очерки о городах Эривань, Шемаха, о правовых обычаях у армян. Свои работы представили: Алексей Васильевич Барсов (учитель русского языка Темир-Хан-Шуринской прогимназии с 1875 г., автор учебных пособий по истории русской литературы), Александр Иванович Джавахов (учитель-инспектор Сигнахского городского трехклассного училища с 1876 г.), Константин Андреевич Никитин (учитель-инспектор Нахичеванского городского трехклассного училища с 1879 г.), Николай Иванович Шафранов (учитель математики Кутаисской Ольгинской женской гимназии с 1879 г.).
Несколько статей посвящено немецкому и менонитскому населению Северного Кавказа, которое появилось здесь сравнительно поздно. Однако от внимания исследователей не ускользнула эта небольшая этническая группа. Одним из авторов, описавших меннонитские колонии в Кубанской области в 1886 г., был А.И. Твалчрелидзе (16), преподаватель русского языка, учитель-инспектор Баталпашинского городского уезда, а позже инспектор народных училищ Ставропольской губернии, ему принадлежит энциклопедический труд о Ставропольской губернии (17). Автор дает описание колоний Александрфельд и Вольдем-фирст согласно программе, предложенной учебным округом. Именно эта эмоциональная «отстраненность» автора дает в значительной степени объективную картину. В частности, отмечается высокий уровень грамотности жителей, зафиксированный переписью 1882 г. В обоих поселках грамотных насчитывалось 484 человека (69,7%), действовало три школы. Те же самые колонии 20 лет спустя описывает М. Заалов, отмечая возросший уровень грамотности жителей («более 80%»), а также хорошие знания меннонитами русского языка (18). О поселке Семеновка Кубанской области, населенном немцами-католиками из Саратовской губернии, оставил описание учитель местной школы Л.К. Розенберг (19). Здесь преобладают негативные оценки, которые отражают не только низкий уровень развития хозяйства поселенцев и их прохладное отношение к школе, но и явный конфликт между русскоязычным учителем и жителями поселка.
ШЧерказьянова И.В.
«К.П. Яновский - просветитель и организатор народного образования на Кавказе»
Карл Федорович Ган, выпускник Тю-бингенского университета, работал учителем немецкого языка в Тифлисской гимназии (с 1876), был автором нескольких очерков. Позже статьи были объединены и появились в виде отдельной работы — «Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе» (20). Ган много путешествовал по Кавказу, составил ценные этнографические и географические описания.
Заинтересованность попечителя округа в продвижении работ его подчиненных свидетельствуют такие факты. На заседаниях Историко-филологического отделения АН 20 января, 17 февраля и 21 апреля 1887 г. Яновский лично представлял отчеты одного из участников «Сборника» — инспектора народных училищ Тифлисской губернии, специалиста по истории и этнографии Востока Алексея Николаевича Грена. Были представлены итоги сборов мингрельских текстов, проведенных учителем в 1886 г. (21). Отчеты были переданы на рассмотрение академикам В.В. Радлову и К.Г. Залема-ну для заключения по вопросу о составлении практической азбуки мингрельского языка.
К 1895 г. вышло 20 выпусков «Сборника» и указатель статей к нему (22). При жизни Яновского появилось 30 выпусков, а всего было издано 46 выпусков (1881-1929). Научную ценность уже первых сборников определили известные ученые: В.Ф. Миллер (академик с 1911), директор Лазаревского института восточных языков; директор Азиатского музея АН К. Г. Залеман (академик с 1896); филолог-классик и историк, директор Департамента МНП В.В. Латышев (академик с 1893) (23).
Кроме научной значимости «Сборник» имел и нравственную ценность: через эту работу учителя в самых отдаленных районах чувствовали связь с миром, осознавали свой, хоть и маленький, вклад в науку. Исследовательская работа заполняла досуг учителей, повышала их авторитет в глазах общественности. Немаловажным моментом при подготовке издания было и то, что учителя разных национальностей писали о народах, к которым сами не принадлежали. Изучение культуры другого народа способствовало развитию взаимного уважения.
За инициативу и содействие изданию «Сборника материалов» 7 декабря 1891 г. Яновский был избран почетным членом АН. Представление на избрание подписали академики: Я.К. Грот, А.Ф. Бычков, Л.И. Шренк, В.В. Радлов, В.Г. Васильевский, К.Н. Бестужев-Рюмин, К.Г. Залеман, В.Р. Розен, Л.Н. Майков. Избрание Яновского почетным членом АН прошло единогласно. Издание «Сборников» - несомненная заслуга Яновского перед наукой, но сам он более скромно оценивал свой вклад. Когда попечителя хвалили за это громадное дело, тот отшучивался: он затеял его, чтобы отвлечь персонал от сплетен, карт и винопи-тия.
Уважение к ученым занятиям сформировалось у Яновского в начале педагогической работы, свой след оставили встречи в молодости с учеными, дружба с ними. В Ровно он сошелся с историком, сослуживцем по гимназии Н.И. Костомаровым, в Одессе - с философом и публицистом Н.Н. Страховым. После назначения в 1871 г. в Петербург Яновский снова постарался сблизиться с Костомаровым, который жил тогда в столице «почти частным человеком» и состоял лишь членом Петербургской Археографической комиссии (24). В Одессе Яновский нашел в лице тогдашнего попечителя округа Н.И. Пирогова покровителя, мудрого наставника. Николай Иванович прослужил в Одессе с 3 сентября 1856 по 18 июля 1858 г., однако это были яркие годы в истории округа. За короткий срок одесский попечитель успел оценить деятельного инспектора Яновского, помог ему организовать заграничную командировку в Париж с целью закупки физических приборов, способствовал публикации статьи «Детский мир» в «Одесском вестнике».
Яновский был в дружеских отношениях с ректорами Петербургского университета К.Ф. Кесслером и А.Н. Бекетовым, которые возникли во время службы Яновского помощником попечителя Петербургского учебного округа. В знак благодарности за участие в делах университета он был избран
в 1894 г. почетным членом Петербургского университета. В Академию наук он присылал книги, лично участвовал в заседаниях АН. В отчете Физико-математического отделения АН за 1903 г. отмечался вклад попечителя в устройство сейсмических станций на Кавказе (25). Избрание К.П. Яновского почетным членом АН - заслуженная оценка трудов попечителя в области организации науки, развития просвещения и культуры.
Кирилл Петрович сам активно интересовался историей и этнографией, был почетным членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, организованного при Московском университете. Пытался он заниматься и чистой наукой. Последней его рукописью, так и не законченной, была работа «Обмен и постоянное движение материи, как условие мировой жизни вообще и в частности — жизни органической».
Попечитель положил начало традиции вести учет ученых трудов учителей и служащих округа, изданий самого округа. Первый перечень изданий округа появился в 1884 г. (26) Указатели изданий содержали специальный раздел «Кавказоведение». Под руководством Яновского учителя приняли участие и в сборе материалов для книги о детских играх (27) известного педагога и ученого Е.А. Покровского, редактора журнала «Вестник воспитания». Вскоре после обращения к попечителю автор получил «целый печатный сборник» игр, собранных, главным образом, в станицах Терской и Кубанской областей (28).
К.П. Яновский вошел в историю как яркая, многогранная личность, блестящий организатор просвещения не только Кавказа, но и России в целом. Научно-организационная деятельность попечителя играла важную роль во всестороннем изучении края, развитии научно-педагогической интеллигенции и культуры края в целом.
молодая, 1993. - С. 107-126; Хатаев И.Е. Научно-просветительская и педагогическая деятельность Я.М. Неверова (1810-1893 гг.). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. -170 с.
- 1902, ноябрь. - Т. СССХХХХ1У. - С. 137145; Кирилл Петрович Яновский (Некролог) // Вестник воспитания. - 1902, сентябрь. -№ 6. - 131-133; Перетяткович Г. Из воспоминаний о Кишиневской гимназии (по поводу «Воспоминаний и мыслей» К.П. Яновского) // Русская школа. - 1902. - № 12. - С. 40-47.
- СПб., 1897. - С. 603; Известия Имп. Академии наук. - Т. XVII, № 2. - 1902, октябрь.
- С. XIX.
ШЧерказьянова И.В.
«К.П. Яновский - просветитель и организатор народного образования на Кавказе»
Об авторе
Черказьянова Ирина Васильевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, ответственный редактор научно-информационного бюллетеня «Российские немцы» (Москва), член-корреспондент Германской научной комиссии по изучению немцев в России и странах СНГ (Wissenschaftliche Kommission für die Deutschen in Russland und in der GUS), участница международных конференций по истории немецкого населения и нерусских народов Российской империи и СССР (Алма-Ата, Казахстан, 1998; Запорожье, Украина, 1999, 2004; Москва, 1996—2006; Геттинген, Германия, 2005; Коува-ла, Финляндия, 2006 и др.). Область научных интересов - история науки и образования, история и культура российских немцев.