Спросить
Войти

Инновационные и инвестиционные ресурсы развития сельского хозяйства

Автор: указан в статье

Экономика

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Г.В. БЕСПАХОТНЫЙ,

доктор экономических наук, профессор, академик РАСХН, заместитель директора по научной работе, ВНИОПТУСХ

Возможности модернизации сельского хозяйства и сроки её проведения зависят от наличия инновационных и инвестиционных ресурсов. Точкой отсчёта начала модернизации можно считать 2006 год - принятие национального проекта «Развитие АПК». За прошедший период определены направления и сценарии развития сельского хозяйства. Мы представляем, каким должно быть сельскохозяйственное производство будущего. В соответствии с этими представлениями разрабатываются модели научного, консультационного и кадрового обеспечения. Но эти перспективные модели рассчитаны на инновационное обеспечение эффективных предприятий, которые на рынке могут купить новинки техники, технологий, инновации всех видов. Они подходят для таких хозяйств, как, например, ЗАО «Ручьи» Ленинградской области. Это хозяйство XXI века. В нём собраны самые лучшие технологии со всего мира. 80% всех фондов - иностранного происхождения. Во главе хозяйства - доктор экономических наук. Рентабельность - почти 40%. «Ручьи» развивались не на пустом месте: в советские времена это было одно из лучших хозяйств, то есть были кадры, и они за период реформ сохранились.

Можно ли методы развития этого хозяйства применять для основной массы хозяйств? Ответ очевиден. Страна не в состоянии выделять в большом количестве валюту для закупки по импорту. Не может каждое предприятие само искать технологии по всему миру. Для этого нужны специализированные организации. Вместе с тем отечественная аграрная наука за годы реформ увеличила отставание от мирового уровня. В условиях развала производства она не была востребована. Задача науки была - выжить. С задачей выживания сельскохозяйственная наука справилась лучше, чем многие другие отрасли. В промышленности с упразднением отраслевых министерств большинство НИИ, КБ, проектных учреждений просто ликвидировали. Отраслевые институты системы Минсельхоза России были переданы в Россельхозакадемию. Хотя финансовых средств из бюджета выделяли мизерное количество, а от производства вообще ничего не получали, научные учреждения сжались, постарели, но сохранились. В настоящее время ведут речь о реорганизации Рос111621, г. Москва, ул. Оренбургская, 15; тел. 8 (495) 700-06-71

сельхозакадемии. Выдвигают обычное для таких случаев предложение - скопировать американский вариант организации науки. Насколько такой вариант приемлем, можно понять, если учесть, что в США прикладные исследования на 65% финансируются за счёт коммерческих корпораций, а у нас пока этот источник финансирования на нуле. Конечно, недееспособные учреждения надо оздоровлять, реформировать, некоторые - закрывать. Но нельзя закрывать научные направления. Нельзя оставить без научного обеспечения ту или иную отрасль сельского хозяйства или какую-то территорию. Без этого не будет модернизации.

Что касается внедренческого звена науки, то в сельском хозяйстве оно практически ликвидировано, его надо создавать заново. Когда начали идти на село инвестиции, наиболее актуальной стала проблема этого звена. Считается, что на 1 рубль фундаментальных исследований надо направить 10 рублей на отраслевую науку и 100 рублей - на внедрение. Инфраструктура внедрения формируется стихийно. С начала инвестиционного оживления наши НИИ пытаются создать свои маркетинговые службы, но самостоятельно отдельному институту на современном уровне это сделать трудно. Появились также частные фирмы по продаже семян, отдельных видов техники и другой научно-технической продукции. Но это также маломощные структуры. Инновационный рынок в стране захватывают иностранные компании. Это естественно, так как у каждой такой компании своя наука, собственная производственная база, мощные маркетинговые службы. В пищевой промышленности у нас 100% импортного оборудования; животноводческие комплексы строят западные фирмы.

На сегодняшний день ситуация такова: без западных технологий мы не можем обойтись, но валютные возможности закупки по импорту у нас не увеличиваются, а сокращаются из-за финансового кризиса и падения цен на энергоносители. Очевидно, что в этих условиях следует развивать отечественные научные центры в кооперации с мировой наукой. Выход один - закупать образцы, патенты, лицензии и организовывать с участием западных компаний производство собственной наукоёмкой продукции.

Выделенные в последние годы льготные кредиты стимулировали приток инвестиций и рост производства в таких отраслях, как птицеводство и свиноводство. Техническая и технологическая модернизация в птицеводстве позволила довести яйценоскость кур до 305 шт. Это мировой уровень. Экономический механизм в птицеводстве и свиноводстве пока срабатывал неплохо. Прирост мяса птицы составил в 2008 году 16,5%. Во всех категориях хозяйств производство свинины увеличилось на 8%, а в сельскохозяйственных организациях -почти на 15%. В птицеводстве и свиноводстве продолжается техническая и технологическая модернизация, начатая в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Вместе с тем кризис уже сократил планы по инвестициям в эти отрасли на 2009 и 2010 годы. Надежды на то, чтобы к 2015 году полностью удовлетворить потребности страны в мясе птицы и свинине, могут не оправдаться.

В молочном и мясном скотоводстве дела обстоят намного хуже. Производство молока и говядины сокращается. Целевые показатели национального проекта «Развитие АПК» и пятилетней программы развития сельского хозяйства не выполнены. Хотя осуществлялись меры по обновлению стада, модернизации и строительству новых ферм, но рост продуктивности не возмещает потери продукции от выбытия поголовья. Процессы деградации в отрасли опережают процессы модернизации. Даже в передовой Ленинградской области, где удой на одну корову достиг 7 тыс. кг, производство молока за последние годы не увеличилось.

Причина в том, что в Государственной программе развития сельского хозяйства для молочно-мясного скотоводства заложены те же подходы к модернизации, что и для других отраслей. Они не учитывают специфику направления. Субсидированные кредиты использовались в большей мере для скороспелых отраслей. Молочные комплексы требуют более длительных сроков для полного освоения их производственных мощностей и создания гарантированной кормовой базы. Окупаемость вложений

Innovative and investment resources, agriculture, modernization, the development mechanism.

невысокая. Скотоводство имеет повсеместное распространение; концентрация производства небольшая по сравнению с птицеводством или свиноводством. От развития скотоводства зависит не только обеспечение страны мясомолочной продукцией, но и решение проблемы вывода из кризиса сельских депрессивных территорий, где оно является основной отраслью сельского хозяйства. 60% всех фондов сельскохозяйственного производства приходится на мясомолочную отрасль.

Чтобы перейти от точечной модернизации сельского хозяйства к массовой, нужны другие механизмы инвестирования и организации инновационного обеспечения. Для решения задач по развитию молочного животноводства и созданию практически заново специализированного мясного скотоводства требуются большие вложения в кормопроизводство. Если производство зерна в стране значительно возросло, то сложившиеся тенденции к сокращению посевов кормовых культур продолжаются: в 2005 году их площадь составила 21,6 млн га, а в 2008 году - только 18,6 млн га. О предстоящих масштабах работ по восстановлению кормовой базы можно судить по тому, что в 1990 году под кормовыми культурами было занято 44,5 млн га. Необходимо ввести в оборот выбывшие площади сельхозугодий, прежде всего наиболее ценные, мелиорируемые (около 2 млн га орошаемых земель, ранее используемых преимущественно для производства кормов, не орошается). Как обеспечить модернизацию десятков тысяч хозяйств в современных условиях? Большинство из них малорентабельно или убыточно. Рассчитывать следует не столько на рыночные механизмы, сколько на так называемые мобилизационные. Такие предложения пока не воспринимаются, поскольку считается, что они не соответствуют рыночной идеологии. Но рынок - не цель, а средство. Любое средство хорошо, если ведёт к цели, в данном случае - к модернизации сельского хозяйства.

Что мы вкладываем в понятие «мобилизационный механизм»? Первое - это централизованное бюджетное финансирование. Надеяться на привлечение частных инвестиций, на что делается упор в современной экономической политике, нереально. У отечественного бизнеса, особенно в условиях кризиса, просто нет таких денег. За последние два года 90% всех кредитов для сельского хозяйства выделяли государственные банки: Россельхозбанк и Сбербанк. Попытка переложить финансирование на тощие региональные бюджеты неправильна. Для финансирования модернизации можно и нужно задействовать эмиссионные ресурсы государства. Многие экономисты сходятся во мнении, что направление эмиссионных денег в сельское хозяйство не вызовет дополнительной инфляции, так как произойдёт

импортозамещение продовольствия.

Вторая составляющая мобилизационного механизма - организационные структуры, способные проводить модернизацию сельскохозяйственных предприятий в современных условиях. Нужны не только деньги. Выделяемые бюджетные средства не везде полностью используются. Для этого имеются объективные и субъективные причины. При заключении соглашений по реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства регионы представили заявок на субсидированные инвестиционные кредиты почти на 15% меньше, чем было предусмотрено в программе. Многие регионы не в состоянии выполнить условия по обязательному софинансиро-ванию из собственных бюджетов. Россельхозбанк неоднократно заявлял, что не может выдать кредиты под те необоснованные и не обеспеченные залогами проекты, которые представляют хозяйства. Сельскохозяйственные предприятия не только не могут правильно разработать проект, но и освоить деньги, если даже им их выделить.

Чтобы проводить масштабную модернизацию, нужны новые структуры финансирования, или, как их называют, институты развития. Такими институтами могут стать региональные инвестиционно-инновационные центры, создаваемые на базе действующих технопарков, научных организаций, передовых хозяйств. Задача данного центра состоит не только в продвижении отдельных технологий. Состояние большинства сельскохозяйственных предприятий таково, что их надо восстанавливать заново. В них деградирована материально-техническая база, отсутствуют квалифицированные кадры, поэтому частные улучшения мало что дают. Инвестиционно-инновационные центры должны располагать такими производственными мощностями, кадрами и финансовыми ресурсами, чтобы с их помощью можно было модернизировать предприятия «под ключ». Как показывает опыт, решить такую задачу частному предпринимателю просто не под силу. Ему нужна помощь в получении льготных кредитов, в решении вопросов с земельными долями, разработкой проектов, закупкой оборудования, техники, переподготовкой кадров и т.д.

Выпускников учебных заведений следует направлять на работу в инвестиционно-инновационные центры. Что может сделать молодой специалист в слабом хозяйстве? Мало что могут сделать и пять разных специалистов. Если же они начнут свою трудовую деятельность в инвестиционно-инновационном центре, то под руководством опытных работников будут разрабатывать программу модернизации хозяйства, восстановления севооборотов, организации семеноводства, племенного дела в животноводстве, укомплектования техникой, квалифицированными кадрами и т.п. Молодые специалисты приобретут опыт

Экономика

в налаживании технологических процессов, поиске и внедрении инноваций и уже с накопленным багажом знаний смогут успешно работать в хозяйстве, которое они восстановили. Используя имеющиеся льготы для молодых специалистов, они получат возможность с помощью инвестиционно-инновационного центра построить себе жильё. Центр совместно с государственными и муниципальными органами будет решать также проблемы строительства объектов социальной инфраструктуры села. Модернизированное хозяйство может быть передано коллективу на правах долгосрочной аренды с возможностью последующего выкупа, что открывает перед молодыми специалистами возможности стать совладельцами предприятия. Предполагается также сдача в аренду или продажа инвесторам. В этом случае для них намного упрощаются процессы организации инвестирования, резко снижаются связанные с этим риски.

Инвестиционная привлекательность сельскохозяйственного производства возрастёт. Состав участников центра, его организационно-правовую форму предстоит отработать на местах. В зависимости от условий интегратором могут выступать различные организации, связанные с сельским хозяйством, наиболее подготовленные и продвинутые среди остальных. Становление таких центров предполагает опору на государственное финансирование и активное привлечение инвестиций частных организаций, поставляющих ресурсы сельскохозяйственным предприятиям или приобретающих их продукцию. В этом деле необходимо отработать формы государственно-частного партнёрства.

Поиск дополнительных источников финансирования и новых механизмов модернизации в сельском хозяйстве происходит. Так, правительство России выделило дополнительно к Государственной программе развития сельского хозяйства на пятилетку 21 млрд руб. прямых инвестиций на молочное и мясное скотоводство. Раньше концентрировали средства господдержки в передовых, более богатых регионах. В 2009 году стали проводить конкурсы программ. Побеждал не тот, кто богаче, а кто предоставил лучшую программу. С этого года принято решение развивать новые подходы. Теперь будут выделять средства не субъектам Федерации под региональные программы, а напрямую хозяйствам под конкретные проекты развития хозяйств. Поэтому важно на местах организовать разработку инвестиционных проектов, чтобы представить их для финансирования в Минсельхоз России. Надо поручить подготовку проектов специализированным учреждениям.

Для фермерских хозяйств в экспериментальном порядке начата работа по созданию нового механизма финансирования. Правительство России выделило средства для финансирования строительства и обеспечения функционирования 100 семейных молочных ферм. Для этого создаются в 7 регионах пилотные проекты. В регионах организуются инвестиционно-инновационные центры, которые назвали агропромышленными парками. В Белгородской области уже образован такой агропромышленный парк, действуют семейные фермы, которые он создал и обслуживает. Россельхозакадемия направила предложение в Минсельхоз России о том, чтобы распространить сферу действия агропромышленных парков и на сельскохозяйственные организации.

Дальнейшее развитие механизма модернизации сельского хозяйства должно строиться на следующих принципах.

■ Рефинансирование сельского хозяйства осуществляется не через банки, а через создаваемые инвестиционно-инновационные центры.

■ Инвестиционно-инновационные центры функционируют на договорных принципах государственного и частноЭкономика

го партнёрства. При невыполнении условий договора должна возникать задолженность перед государством в размере стоимости непроизведённой продукции.

■ Переход от внедрения отдельных инноваций к комплексной модернизации производства «под ключ».

Такой механизм создаст инвестиционный климат, благоприятный для притока в сельское хозяйство капитала, инициативных руководителей, технических и технологических инноваций.

Литература

1. Гасанова Х. Н., Камилова П. Д. Освоение инноваций в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 4. С. 36-37.
2. Узун В. Я. Стимулирование инноваций в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. 2008. №12. С. 32-36.
инновационные и инвестиционные ресурсы СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО модернизация механизм развития innovative and investment resources agriculture modernization the development mechanism
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты