Спросить
Войти

«Любите истину и никогда и ни за что не уступайте ее. . . ». Роль М. М. Ковалевского в становлении научного мировоззрения П. А. Сорокина

Автор: указан в статье

УДК 930.2+94/99

В. В. Василенко

«ЛЮБИТЕ ИСТИНУ И НИКОГДА И НИ ЗА ЧТО НЕ УСТУПАЙТЕ ЕЕ...». РОЛЬ М. М. КОВАЛЕВСКОГО В СТАНОВЛЕНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ П. А. СОРОКИНА

В статье рассматривается вклад Ключевые слова: М. М. Ковалевский,

М. М. Ковалевского в развитие русского пози- П. А. Сорокин, масонство, плюрализм факто-тивизма, его влияние на становление научного ров, позитивизм, интегрализм. мировоззрения П. А. Сорокина.

V. V. Уа^епко

«LOVE THE TRUTH AND NEVER GIVE IT UP» THE ROLE OF M. KOVALEVFSKIY IN FORMING OF P. SOROKIN&S SCIENTIFIC OUTLOOK

The article studies Kovalevskiy&s contribution to the development of Russian positivism and its influence on Sorokin&s scientific outlook.

Достижения отечественных ученых (А. С. Лаппо-Данилевского, Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, П. А. Сорокина и др.) в области методологии социального познания позволили российской науке в конце XIX - начале ХХ вв. занять ведущую позицию. Значительный вклад в развитие социального познания внес ученый с мировым именем, основатель российского позитивизма, представитель эволюционизма Максим Максимович Ковалевский (1851-1916).

В современной отечественной литературе имя М. М. Ковалевского чаще упоминают при рассмотрении проблем, связанных со становлением и отечественного правоведения и социологии. Исторические труды М. М. Ковалевского почти не известны, к ним редко обращаются современные исследователи.

Как методолог М. М. Ковалевский оказал заметное влияние почти на все социальные и гуманитарные науки, в которых работал. Он заложил основы отечественной социологии. Как педагог воспитал ученого с мировым именем П. А. Сорокина (1880-1968).

Продолжая дело своего учителя, П. А. Сорокин участвовал в создании социологического факультета в Гарвардском университете, а позже был избран президентом Международного института социологии, СоKey words: M. Kovalevskiy, P. Sorokin, freemasonry, pluralism of factors, positivism, integralism.

циологического конгресса, Международного общества сравнительных исследований цивилизаций, Американской социологической ассоциации и др. Создал интегральную методологию, выходящую далеко за пределы социологии.

М. М. Ковалевский отличался широким мировоззрением и энциклопедическими знаниями. Его интересы и деятельность были разносторонними. Он активно участвовал в политической и общественной жизни России, много работал в Европе. Дореволюционный журналист А. Руманов вспоминал М. М. Ковалевского как «одну из колоритнейших фигур потонувшего мифа», характеризовал его как «русского барина, помещика, типичного интеллигента, любителя острого слова и каламбура, превосходного рассказчика, профессорскую голову, начиненную невероятным количеством знаний, по иным вопросам -ходячий университет по эпохе английского короля Георга III и Звездной палаты - непревзойденного авторитета» [6, с. 166].

М. М. Ковалевский родился в семье отставного генерала в 1851 г. После окончания с золотой медалью Харьковской гимназии в 1868 г. поступил в Харьковский университет на юридический факультет. Специализировался по государственному праву Западной

Европы. По рекомендации учителя историка Д. И. Каченовского был оставлен на кафедре государственного права для получения профессорского звания. Как отмечал сам М. М. Ковалевский, Д. И. Каченовский «подготовил длинный ряд поколений в идеях гражданского равенства, публичности, свободы, народного самоуправления» [6, с. 168]. Д. И. Каченовский, по мнению М. М. Ковалевского, определил его дальнейшую судьбу, зародил в нем первые семена политического свободомыслия, познакомив с конституционным устройством западноевропейских стран.

В возрасте 21 года М. М. Ковалевский уехал за границу. В 1872-1876 гг. он продолжил образование в Европе. Об этом периоде он вспоминал: «Моя умственная жизнь была особенно деятельна в годы ученичества в Лондоне и Париже, то есть между 23 и 30 годами жизни, когда были намечены почти все темы, которые я разрабатывал и разрабатываю по настоящее время» [6, с. 168]. Большую часть своей жизни он находился в Западной Европе, слушал лекции в Берлине и Париже, в Лондоне посещал салон К. Маркса и занимался в Британском музее. Он был лично знаком с выдающимися личностями, такими как Г. Спенсер, Г. Тард, Э. Тейлор, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, М. Горький и многими др. О себе М. М. Ковалевский предпочитал говорить: «Я только - эрудит, собиратель и коллекционер фактов, а не творец самостоятельных систем» [4].

По возвращении в Россию с 1878 г. по 1887 г. он преподавал в Московском университете. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию «Общественный строй Англии в конце средних веков». Серьезное влияние на М. М. Ковалевского оказал В. Ф. Миллер. В 1879-1880 гг. они вместе издавали журнал «Критическое обозрение», а в 1883 г. совершили этнографическую экспедицию на Кавказ. М. М. Ковалевского привлекал анализ проблем эволюции всего человечества, медленного усовершенствования общественных учреждений и институтов. На Кавказе ему удалось собрать уникальный эмпирический материал по истории правовой культуры народов Кавказа, который в дальнейшем был обобщен и послужил основой для написания труда по истории обычного права «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравни-тельном освещении» [12].

Демократические идеи М. М. Ковалевского были восприняты как «отрицательное отношение к русскому государственному строю» и в 1887 г. он был уволен из Московского университета. М. М. Ковалевский вернулся в Европу и обосновался в Лондоне, Париже. Его приглашали с лекциями в Стокгольмский, Парижский, Оксфордский и др. университеты. На вилле М. М. Ковалевского, расположенной рядом с Ниццей, в Болье, гостили А. П. Чехов, М. Горький, П. Л. Лавров и др.

Имя М. М. Ковалевского прочно связано с историей масонского движения. Как отмечает отечественный исследователь масонства Д. Харитонович, «новое российское масонство ...было масонством филантропическим и теоретическим ... по своим корням являлось французским и в первую очередь политическим [22, с. 130]. Известно, что первые попытки создания русских масонских лож в Париже с целью их дальнейшего переноса на российскую почву связывают с именем П. Н. Яблочкова. Он основал ложу Космос, которая должна была объединить российских деятелей науки и культуры за рубежом. После возвращения П. Н. Яблочкова в Россию, организацию возглавили находившиеся в тот период в Париже М. М. Ковалевский и Е. В. Де Роберти.

В 1901 г. М. М. Ковалевский вместе с Е. В. Де Роберти и Ю. С. Гамбаровым организовали Русскую высшую школу общественных наук. В ней выступали с лекциями общественные деятели различных политических взглядов - И. И. Мечников, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, И. О. Милюков, П. Б. Струве, Г. Тард и др. Как отмечали современники, в кругах русских эмигрантом масонство было популярно во многом благодаря личным качествам и обаянию М. М. Ковалевского.

В 1905 г. после начала буржуазно-демократической революции, М. М. Ковалевский возвращается в Россию, где на политической арене различные политические течения, партии и союзы, а в Государственной думе непримиримые дебаты. В Петербурге М. М. Ковалевский активно занялся общественной, политической, педагогической и научной деятельностью. Он организовал либеральную «Партию демократических реформ», был избран в Государственную Думу, в Государственный Совет. Учитывая международный авторитет и признание, в 1907 г. его также избрали президентом Международного института социологии.

Под воздействием событий, связанных с революцией 1905 г., мировоззрение восемнадцатилетнего Питирима Сорокина претерпело серьезные изменения. В годы обучения в школе деревни Римье он познакомился с творчеством А. Чехова, М. Горького, Л. Толстого и др., а в период учебы в хренов-ской церковно-учительской духовной семинарии встречался с представителями различных политических партий - социалистами-революционерами, монархистами, анархистами, либералами, консерваторами и др. В дневнике он аккуратно фиксировал названия прочитанных книг и имена авторов [14, с. 36]. Позже он отмечал, что, контактируя с этими людьми, он «впитал много новых идей и ценностей, узнал состояние общества». Его «старое мировоззрение и система ценностей были заменены «научной теорией эволюции» и «естественнонаучной философией». Приверженность монархической системе правления и «капиталистической» экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами. Политическая индифферентность уступила революционному порыву» [14, с. 37].

Идеология эсеров наиболее отвечала миропониманию молодого человека. С точки зрения П. Сорокина, она была более целостной, «эсеровские взгляды отводили большую роль в социальных процессах и человеческом поведении таким важным неэкономическим факторам, как созидательные идеи, личностные усилия, «борьба за индивидуальность вместо «марксистской борьбы за существование» [14, с. 37]. В 1906 г. за агитационную деятельность П. Сорокин был заключен тюрьму г. Кинешма. Находясь в заключении, он продолжал размышлять над проблемами российского общества, изучать теории переустройства, произведения П. А. Кропоткина, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, К. Маркса и др.

С накопленным идейным багажом П. Сорокин перебрался в 1908 г. в Петербург. В своем автобиографическом романе он вспоминал, что значительную поддержку в столице ему оказал земляк, выходец из Коми, преподаватель Черняевских курсов К. Ф. Жаков. П. А. Сорокин не только посещал вечерние занятия Черняевских курсов по программе гимназического экстерната, но и,

по приглашению земляка, участвовал в «литературных и философских» дискуссиях в его доме. Именно в доме К. Ф. Жакова П. Сорокин познакомился с М. М. Ковалевским.

Ряд исследователей масонства упоминают, что в период с 1906 г. по 1910 г. в Москве была предпринята попытка организации первой масонской ложи Возрождение, которая из-за внутренних разногласий вскоре была распущена. Существует точка зрения о том, что отличительной особенностью петербургского масонства было активное участие в педагогической деятельности. Действительно, петербургские масоны участвовали в создании частных учебных заведений, таких как Психоневрологический институт, Высшие женские курсы и др.

«В русском масонстве, - по мнению историка русской философии В. В. Зеньков-ского, - формировались все основные черты будущей «передовой интеллигенции - на первом месте здесь стоял примат морали и сознание долга служить обществу, вообще практический идеализм» [8, с. 108]. Основная задача заключалась в духовном построении подлинной человеческой личности, «духовной геометрии», идеального человеческого общества как «храма - дома духа», стены которого слагаются совершенных личностей, посвятивших свои жизни самосовершенствованию ради общечеловеческого дела.

К 1912 г. была учреждена масонская организация Великий Восток народов России. Как отмечает Д. Харитонович, «в этой организации было очень мало от классического масонства, практически упразднялся (или существенно упрощался) ритуал, отменялись обязательные символы, не присваивались высокие степени и т. д. Одной из основных целей деятельности было стремление участников проникать во все отрасли государственной жизни и менять общество, незаметно направлять ход жизни» [22, с. 138]. Поэтому эту ложу часто называют «думским масонством». Примечательно, что в Великий Восток народов России входил А. Ф. Керенский, позже возглавивший второе коалиционное Временное правительство, в котором П. А. Сорокин выполнял функции его секретаря.

Мироощущение и идеалы масонства -мир, братство, свобода, демократия, терпимость и личное самосовершенствование, -безусловно, привлекали передовую часть молодежи. По всей видимости, влияние масонской идеологии, направленной на соединение людей в идеальное человеческое общество и их духовное самосовершенствование на основе общих человеческих ценностей - чести, благородства, высоких моральных принципов, -привлекали П. Сорокина. Идея неустанного творческого поиска истины и знания, личного самосовершенствования и служения обществу стала одной из ведущих в его творческой биографии.

Завершив обучение на Черняевских курсах, в 1909 г. П. А. Сорокин поступил на службу в Психоневрологический институт. Как отмечалось выше, в организации этого института участвовал М. М. Ковалевский. Позже П. А. Сорокин вспоминал, что в тот период его более всего интересовала социология, а в институте была открыта единственная в тот период в России кафедра социологии, которой руководил М. М. Ковалевский. По свидетельствам современников, молодежь привлекала царящая в институте особая демократическая атмосфера. Студенты, в основном выходцы из рабоче-крестьянских сословий, отмечали «особый тон и сердечность» профессуры, их «стремление к движению общества и страны». Как уже отмечалось, в эти годы П. Сорокин осмысленно работал над собственной системой «целостного единого мировоззрения».

Широкий кругозор, энциклопедические знания и жизнелюбие М. М. Ковалевского влекли к нему огромное количество студентов Психоневрологического института. Сам ученый, несмотря на стремление к смене существующего строя, считал, что в отличие от открытой политической борьбы, в этом деле более действенна повседневная кропотливая культурно-просветительская работа, и сам был открыт для общения с молодежью. Вместе с тем, целенаправленно и последовательно свою научную школу М. М. Ковалевский не создавал.

П. Сорокин проявлял огромный интерес к учебе. Наибольшим авторитетом у него пользовался М. М. Ковалевский, и за годы обучения в институте у них сложились теплые дружеские отношения, которые сохранились до последних дней жизни учителя. Спустя годы, в период профессорства П. А. Сорокина в Гарвардском университете, по его собственным признаниям, он старался воспроизвести в своей преподавательской деятельности манеру чтения лекций и способ организации учебного процесса в стиле М. М. Ковалевского.

После первого года обучения в Психоневрологическом институте, считая воинскую повинность «наихудшей формой насильственного порабощения свободного человека самодержавием, а военное искусство - обучением искусству массового убийства», стремясь избежать призыва в армию, П. А. Сорокин, по совету педагогов, в 1910 г. поступил в государственный университет на юридический факультет. В этом учебном заведении кафедра социологии отсутствовала, так как социология в то время считалась едва формирующейся наукой, и дисциплина официального признания еще не имела. Многие аспекты и вопросы социологии рассматривались на юридическом факультете, где преподавал М. М. Ковалевский. Под дружеским руководством М. М. Ковалевского П. Сорокин продолжал заниматься социологией. В годы своего обучения на юридическом факультете Петербургского университета П. Сорокин отмечал: «[мне] ... просто повезло, что составляющие такое чудесное созвездие ученые были моими учителями, а позже и друзьями. Эти выдающиеся профессора не требовали, чтобы мы сильно принимали на веру их теории - именно этим они и отличались от ученых среднего уровня ... Напротив, мэтры скорее даже поощряли обоснованное критическое отношение к их точке зрения и всей душой приветствовали проявление творческой оригинальности у студентов» [14, с. 59].

В университетские годы П. А. Сорокин познакомился с А. Ф. Керенским и, как он сам позже писал, активно участвовал в политической жизни страны, выступая за свержение самодержавия в агитационных лекциях, политических дискуссиях, в научных семинарах. В 1911 г. П. Сорокину грозил арест, но М. М. Ковалевский помогт ему скрыться, переправив по фальшивому паспорту в форме курсанта Военно-медицинской академии как сопровождающего «тяжело больного друга, инженера» в Италию, в Сан-Ремо. В 1913 г. П. Сорокина все же арестовали. А. Ю. Со-гомонов обнаружил письмо, написанное в тюрьме П. Сорокиным М. М. Ковалевскому, где ученик оправдывался пред учителем следующим образом: «Сидел себе над книгами, читал много докладов в ряде научных кружков, писал статьи, написал за зиму книгу о карах и наградах, которую Вы знаете и. Право же, при таких обстоятельствах, я думаю, мудрено еще заниматься политикой» [13]. По ходатайству М. М. Ковалевского, П. Сорокин был освобожден из-под стражи, и вскоре ему была предложена должность приватного секретаря и ассистента М. М. Ковалевского.

В 1914 г. увидел свет первый серьезный научный труд П. А. Сорокина, книга «Преступление и кара, подвиги и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» [Сорокин, 1914]. Предисловие к этому изданию было написано М. М. Ковалевским, который обращал внимание на то, что автор «разносторонне подготовлен, ему известна не только литература по психологии, социологии на четырех европейских языках, но и материалы законодательных и религиозных книг . он постоянно орудует данными психологии, этнографии, истории с тем научным пристрастием, которые, к сожалению, так редко встречаются в сочинениях по обществоведению» [20, с. 6].

В научных кругах М. М. Ковалевского ценили за стремление к широким обобщениям. Следуя идеям О. Конта, смысл социального познания он видел в раскрытии и объяснении всех сторон общественной жизни в прошлом и настоящем. Социологию определял как общую теорию социального развития, как науку о порядке и прогрессе человеческих обществ, о законах социальной статики и динамики. В социологическом разрезе рассматривал и историю. В понимании предмета и метода истории отталкивался от эволюционизма. Он признавал развитие глобального исторического процесса, но придерживался идеи медленного усовершенствования общественного строя, «красной нитью» выделял смену общественных и политических укладов. Перемены в хозяйственной сфере связывал с ростом знаний и техники. Большое значение придавал влиянию экономического прогресса на сословную организацию общества. Важнейшим фактором общественного прогресса считал углубление сферы солидарности между народами, социальными группами. В анализе явлений прошлого и настоящего следовал методологическому приему - разбивал целое на части, сравнивал их, выявлял причины и следствия.

В марте 1916 г. 65-летний М. М. Ковалевский простудился, заболел воспалением

легких с осложнением. Ю. Дойков приводит воспоминание А. Руманова о том, как «умирал Ковалевский от мучительной болезни». Он пишет: «Последние часы у него сидел его ученик Питирим Сорокин и по просьбе умирающего друга читал ему Лермонтова «по небу полуночный ангел летел. И когда он кончил: И песен небес заменить не могла // Ей скучные песни земли. Максим Максимович слабым голосом прошептал: «А как еще этих скучных песен хотелось бы послушать!» [6, с. 174].

М. М. Ковалевский был похоронен на Никольском кладбище Александро-Не-вской Лавры. Коллега и единомышленник М. Туган-Барановский произнес речь, в которой прозвучала мысль о том, что «со времени смерти Льва Толстого русское общество не переживало такой крупной потери. Русский народ конечно, не знал Ковалевского, но русская интеллигенция редко кого так любила. Он был для нее не профессор Ковалевский, и тем более не член Государственного совета, а Максим Максимович» [6, с. 175].

От имени учеников у могилы учителя выступал П. А. Сорокин: «Любите истину и никогда и ни за что не уступайте ее, - вот то, чему учил нас Максим Максимович . и мы, ученики его, прощаясь навек с дорогим для нас учителем, не забудем этой заповеди, которую сам Максим Максимович ни разу в жизни не нарушил» [16].

По инициативе П. А. Сорокина было создано «Русское социологическое общество имени М. М. Ковалевского». Его целью была «разработка вопросов социологии и других общественных наук, а также распространение знаний по этим наукам» [1, с. 139]. В него вошли И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, Л. И. Пе-тражицкий, Н. И. Кареев, М. И. Туган-Бара-новский, П. Б. Струве, П. М. Милюков и др., а возглавил его академик А. С. Лаппо-Дани-левский. В 1919 г. председателем был избран Н. И. Кареев.

М. М. Ковалевскому П. А. Сорокин посвятил несколько научных трудов. Наиболее ценной в теоретико-методологическом плане является статья «Теория факторов М. М. Ковалевского» [21, с. 8]. В ней П. А. Сорокин анализирует методологический плюрализм М. М. Ковалевского, как самую интересную частью его теории.

М. М. Ковалевский учитывал всю сложность и многогранность взаимодействия

большого числа социальных (хозяйственных, правовых, государственных, религиозных), космических, биологических и др. факторов, не разделяя их на главные и второстепенные. Любое явление рассматривалось им не только как пассивное следствие предшествующих событий, но и как причина последующего развития. М. М. Ковалевский учил видеть всю полноту связей и факторов. Ему удалось выявить, что в различные эпохи могут выдвигаться и временно занимать ведущее положение отдельные факторы - объективные причины развития общества. Он отрицал методологический монизм, утверждая, что «нельзя сводить историю той или иной эпохи к решению уравнения с одной неизвестной» [21, с. 8]. П. А. Сорокин очень высоко оценивал теорию М. М. Ковалевского и подчеркивал заслугу учителя, состоящую в том, что он «... совершил переход от субстанционального понятия факторов к методологическому конструированию фактора» [15, с. 189]. Свои исследования как в российский период научного творчества, так и в американский П. А. Сорокин строил на основе плюралистической теории фактов.

Не менее ценным, с точки зрения П. А. Сорокина, являлся сравнительно-исторический метод, сформулированный М. М. Ковалевским. Особенность сравнительно-исторического метода М. М. Ковалевского состояла в «параллельном изучении развития форм общежития у различных древних и современных народов, - изучении, которое должно дать нам общую формулу социальной эволюции». М. М. Ковалевский писал: «Применяя этот метод, мы не должны останавливаться на особенностях проявления какого-нибудь закона общежития у того или другого народа, у той или иной расы, но иметь в виду его общую эволюцию у всего человечества. Факты из истории отдельного народа должны при этом лишь постольку привлекать наше внимание, поскольку они освещают эволюцию данного явления вообще, т.е. повторяются в жизни других народов. Историко-сравнительный метод более заботится об установлении сходства, чем о выделении черт различия» [11, с. 13].

Н. М. Дорошенко вполне справедливо критиковал российских позитивистов, отмечая, что, «сделав ставку на процессуальный характер истории, позитивисты так и не вышли за рамки описания событий, механически

соединенных между собой какой-нибудь на-дисторической закономерностью вроде «формулы социальной эволюции» или «формулы социального прогресса». Составляя глобальные схемы исторического процесса, они рассматривали общество как высший и конечный этап социальной эволюции, лишенный внутренних противоречий.. Взяв на вооружение теорию линейного прогресса, позитивисты первого поколения отождествили историю с однонаправленной социальной эволюцией и, соответственно, - историзм с вульгарным эволюционизмом. К тому же, не понимая относительности самого понятия развития, они абсолютизировали динамику в ущерб статике, гипертрофировали диахронический подход в ущерб синхронному» [7, с. 53].

Создавая интегральную концепцию в США, П. А. Сорокин стремился преодолеть эту ограниченность. Он сконструировал обобщенные исторические типы для понимания современного состояния общества. В повторяющихся процессах и повторяющихся аспектах процессов он выявил разнообразные, в том числе линейные процессы (непрямолинейный в осциллирующем, спиралевидном и разветвляющемся типе), нелинейные, циклические процессы (в абсолютном и относительном типе) и вариантно или творчески повторяющиеся процессы. И все же стремление к глобальным построениям при анализе социокультурной динамики, выявление не только отдельных фактов, но и общих связей, процессов и закономерностей, придание особой роли творческому созидательному альтруизму и др. П. А. Сорокин унаследовал от М. М. Ковалевского. Как справедливо отметил В. П. Золотарев, «.отношения Сорокина и Ковалевского далеко выходят за рамки уровня «учитель - ученик», они трансформировались во взаимоотношения «старший коллега - младший коллега» и далее последовало «друзья по науке», «заботливый отец - любимый сын» [9, с. 138]. М. М. Ковалевский был для П. А. Сорокина безусловным авторитетом и образцом для подражания.

П. А. Сорокин всегда считал себя воспитанником и продолжателем русской социологической традиции, традиции в которой «он играл весьма значительную роль» и, как показало время, стал «завершающей фигурой» [5, с. 116].

Литература

1. Бороноев А. О., Капустина Е. Г. История и основные итоги деятельности социологического общества им. М. М. Ковалевского // Наследие 2013. № 3. С.137-144.
2. Вилич В. Умер М. М. Ковалевский // Вестник знания. 1916. № 3. С. 220-226.
3. Виноградов П. Г. М. М. Ковалевский. (Некролог) // Известия Императорской академии наук. 1916. Сер.У!. С.1163-1170.
4. ГАРФ. Ф. 692. Оп. 1. Д. 13.
5. Голосенко И. А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России: Избранные сочинения: в 2 книгах / под ред. В. В. Козловского. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2002. 304 с.
6. Дойков Ю. В. Самые знаменитые историки России. М.: Вече, 2004. 384 с.
7. Дорошенко Н. М. Философия и методология истории в России (конец XIX- ХХ века). СПб.: Из-во СПб. гос. ун-та, 1997. 180 с.
8. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2. Т.1. Л.: ЭГО, 1991. 221 с.
9. Золотарев В. П. М. М. Ковалевский и П. А. Сорокин // Наследие. 2014. № 2 (5).
10. Ковалевский М. М. О методологических приемах при изучении раннего периода в истории учреждений // Юридический вестник. 1878. Т. 1. С. 3-24.
11. Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственность. СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1895. 147 с.
12. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в истори-ко-сравнительном освещении. Т. 1, 2. М.: Типография В. Гатцук, 1890. 756 с.
13. Сапов В. В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // Социологические исследования. 1990. № 3. С.112-114.
14. Сорокин П. А. Долгий путь. Сыктывкар: Союз Журналистов Коми АССР: Шыпас, 1991. 304 с.
15. Сорокин П. А. Знание как фактор поведения // Ежемесячный журнал. 1916. № 7-8. С. 187-198.
16. Сорокин П. А. М. М. Ковалевский и его западные друзья // Биржевые ведомости. 30 апреля 1916 .
17. Сорокин П. А. М. М. Ковалевский как профессор // Путь студенчества. 1916. Май.
18. Сорокин П. А. Памяти дорогого учителя и обожаемого друга // Русские ведомости. 1916. 24 марта.
19. Сорокин П. А. Последние дни М. М. Ковалевского // Биржевые ведомости. 1916. 24 марта.
20. Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914. Я. Г. Долбышев, 1914. 504 с.
21. Сорокин П. А. Теория факторов М. М. Ковалевского. Черновик статьи // ГАРФ. Ф. 692. Оп. 1. Д. 13.
22. Харитонович Д. Масонство. М.: Весь мир, 2001. 224 с.
М. М. КОВАЛЕВСКИЙ П. А. СОРОКИН p. sorokin МАСОНСТВО freemasonry ПЛЮРАЛИЗМ ФАКТОРОВ pluralism of factors ПОЗИТИВИЗМ positivism ИНТЕГРАЛИЗМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты