Спросить
Войти

Арктика и Япония

Автор: указан в статье

Арктика и Япония*

В данном докладе излагается частное мнение, не являющееся точкой зрения правительства или Сил самообороны Японии, о действиях Японии в Арктическом регионе.

Вопросы Арктики будут рассмотрены на примере материалов, предоставленных Управлением морской стратегии Японии при Кабинете министров (Headquarters for Ocean Policy/Cabinet Secretariat).

Сферы интересов Японии в Арктике затрагивают следующие области: «влияние [Арктического региона] на экономику нашей страны с точки зрения энергетики и морских перевозок», «влияние на окружающую среду и изменения климата» и «влияние, которое деятельность человека может оказать на природу Арктики».

Проблемы Арктики для Японии - источник возможностей и тем для обсуждения. Прежде всего, это «возможности, связанные с природными ресурсами», затем -«возможности Северного морского пути», «международное сотрудничество в области исследований проблем экологии» и, наконец, «проблемы безопасности».

В июле 2013 г. состоялось сводное совещание ведомств, занимающихся вопросами Арктики (The framework of the Coordinating Committee of Related Ministries and Agencies), для того, чтобы способствовать улучшению сотрудничества и обмена информацией между соответствующими министерствами и ведомствами по различным затрагиваемым в ходе работы вопросам. В числе этих ведомств представлены департаменты Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии, Министерства иностранных дел Японии, Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, Министерства экономики и промышленности Японии, Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии, Министерства окружающей среды Японии, Министерства обороны Японии.

По поводу политики Японии в Арктике. Изначально Япония пришла в Арктический регион с целью проведения исследований, которые проводятся с 50-х гг. ХХ в. В начале XXI в., по мере того как льды Арктики таяли, пришло осознание проблем изменения окружающей среды, природных ресурсов и Северного морского пути, а также безопасности.

В пересмотренном в 2013 г. Генеральном морском плане 1 (Морской стратегии Японии) вопросы Арктики стали одними из основных. Также существует включающий перечисленные выше пункты документ («Организационная структура ведомств, имеющих отношение к Арктике»), где обобщены все сведения. На основе документа ниже будет представлен обзор политики правительства Японии в Арктике. В частности, говорится о том, что «есть надежда на сокращение расходов, связанных с морскими перевозками, а также на продвижение научных исследований в Арктике» (Ч. 1. Гл. 1. Ст. 2.4).

Утверждается, что «наблюдения и исследования в Арктике, Антарктике и прочих регионах важны для оценки воздействия климатических изменений и составления будущих прогнозов в глобальном масштабе, равно как и в приложении к Японии и окружающим её морям. Помимо вышеперечисленного наблюдения и исследования в Арктике сделают возможной оценку потенциала использования в будущем Северного морского пути, с тем, чтобы правительство могло продолжать способствовать осуществлению подобных видов деятельности» (Ч. 1. Гл. 3. Ст. 3).

* Автор раздела - Исихара Такахиро АвЫИага ТакаЫго), научный работник отдела стратегических исследований Института подготовки командного состава Морских сил самообороны Японии.

1 Генеральный морской план Японии (на яп. и англ. яз.) // Официальный сайт Кабинета министров Японии. 11Р1_: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/kaiyou/kihonkeikaku/130426kihonkeikaku_je.pdf.

Согласно части 2, главе 4, статье 1 документа, необходима «активизация переговоров с имеющими к региону отношение странами по вопросам использования Северного морского пути, который в последнее время привлекает всеобщее внимание, и в процессе сотрудничества с логистическими компаниями и грузоотправителями и прочими участниками [транспортно-логистической цепочки нужно] исследовать возможность открытия [новых] транспортных путей, вопросы технического и экономического плана».

В другой части говорится, что следует «продвигать наблюдения, исследования и прочую научно-исследовательскую деятельность в Арктике, принимая во внимание тот факт, что во всем мире растет интерес к вопросам практического использования Северного морского пути в связи с таянием арктических льдов в результате глобального потепления» (Ч. 2. Гл. 7. Ст. 1).

Упоминается о том, что «Япония должна активно продвигать международное сотрудничество в сфере изучения моря, осуществляя это при помощи и взаимодействии соответствующих ведомств и организаций в Японии и за рубежом, включая двустороннее сотрудничество, основанное на соглашениях по научно-техническому и прочим видам сотрудничества, для того чтобы осуществлять научные исследования в области океанографии с целью оценки влияния атмосферных колебаний Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов на окружающую среду» (Ч. 3. Гл. 11. Ст. 3).

Япония осуществляет научно-исследовательские проекты в Арктике при помощи международного сотрудничества. В Национальном институте полярных исследований (National Institute of Polar Research) в 1990 г. был основан Центр исследования окружающей среды Арктики (AERC), где проводится изучение ледового покрова, а также прочие исследования. С проектами института можно ознакомиться на его официальном сайте 2. Институт участвует в проведении наблюдений на Шпицбергене, исследований северного сияния в Исландии, в международных проектах по изучению ледового покрова в Гренландии и проч.

Активно осуществляются и неправительственные исследовательские проекты в Арктике. Так, в сентябре 2011 г. крупнотоннажный сухогруз-балкер «Sanko Odyssey», принадлежащий одной из японских компаний, прошел по Северному морскому пути. Его проводка осуществлялась при помощи российского ледокола.

Научно-исследовательское судно «Мирай» также активно участвует в изучении Арктики. Так как оно не ледокольного класса, с его помощью проводятся исследования на свободных от ледового покрова участках Северного Ледовитого океана.

Обобщая направления интересов Японии в Арктике, нужно отметить, что они прежде всего заключаются в осуществлении научно-исследовательских проектов в различных областях, в том числе и в сфере исследования Северного морского пути, где возможно участие частных компаний. Актуальны для Японии и проблемы экологии Арктики. Все проекты следует осуществлять в условиях международного взаимодействия.

2 http://www.nipr.ac.jp/ Официальный сайт Национального института полярных исследований (National Institute of Polar Research).
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты