Спросить
Войти

Взгляды на финансирование образования в Российской экономической литературе конца XIX начала XX в

Автор: указан в статье

Страницы истории

ВЗГЛЯДЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX в.

о. г. прокопенко,

Ульяновский государственный университет

Времена, которые историки относят к переломным, всегда характеризуются пересмотром устоявшихся взглядов, прежде казавшихся вполне приемлемыми. Так и на рубеже XIX и XX вв. стала очевидной необходимость расширения сети образовательных учреждений и ликвидации безграмотности для дальнейшего развития России и становления ее как цивилизованной страны.

В этот период значительно увеличилось финансирование образования: земскими органами — с 14 до 34,1 %, из казны — с 2 до 11,5 % общешкольного бюджета. Но главным источником содержания школ были сельские и городские общества, сам трудовой народ, проявлявший большой интерес и активность в создании школ. В 1870 г. крестьянские общества отдали на содержание школ 71,5 % всех расходов на школы, городские общества — 7,2 %, что позволило значительно повысить уровень преподавания и улучшить условия обучения. При этом расходы на народное образование хотя и росли, но значительно медленнее, чем бюджеты других ведомств. Например, в 1881 г. вся смета Министерства народного просвещения составляла 17,4 млн руб. и в 1902 г. увеличилась до 36,6 млн руб., а бюджет, например, Министерства путей сообщения за этот же период вырос с 12,1 до 435,5 млн руб. Постоянно растущий спрос на коммерческие кадры невозможно было удовлетворить за счет сложившихся форм народного образования.

Необходимость развития образования и проблему ликвидации безграмотности хорошо понимали известные деятели того времени С. Ю. Витте (1849 — 1915) и Н. П. Огарев (1813 — 1877).

Сергей Юльевич Витте — российский государственный деятель, в течение 11 лет стоял во

главе Министерства финансов. Главным недостатком Российского государства Витте считал низкий уровень развития народного образования, в связи с чем, по его мнению, Россия не могла считаться цивилизованной страной. Он говорил, что «русский народ, если бы только он не был бы народом христианским и православным, был бы совершенно зверем» 1. Создание церковно-приходских училищ должно было осуществляться по замыслам Витте как на основе добровольных пожертвований денег и имущества, так и при содействии Министерства финансов. Давая оценку деятельности Витте, его современник и видный экономист Д. А. Лутохин отмечает, что хотя он не был активным сторонником идеи всеобщего народного образования, но очень много сделал для распространения коммерческих училищ, к финансированию затрат на развитие которых он привлек общество2.

Особенностью функционирования коммерческих училищ при Витте являлось их подчинение Министерству финансов. До 1894 г. было всего 8 коммерческих училищ, а с 1896 по 1902 г. их открылось 147. Кроме того, были учреждены три коммерческих института — в Киеве, Варшаве и Санкт-Петербурге. Витте заботился также о распространении в рабочей среде практических технических сведений, об устройстве сельских ремесленных заведений, о художественно-промышленном и профессиональном женском образовании. Он привлек к делу коммерческого образования средства земских, го1 Витте С. Ю. Воспоминания: в 3 т. Т. 1 (1849 — 1894): Детство. Царствование Александра II и Александра III. М., Со-цэкономиздат, 1960. С. 386 — 392.

2 Лутохин Д. А. Граф С. Ю. Витте как министр финансов.

Петроград,. «Двигатель», 1915. С. 21 — 23.

родских и сословных учреждений и частных лиц. Из 31 млн руб., израсходованных на сооружение и оборудование учебных заведений финансового ведомства, на казну государства выпадало лишь

11 млн. Из 4,3 млн руб. ежегодного расхода на эти заведения казна тратила лишь 1,4 млн руб., прочие расходы были покрыты из других источников.

При учебных заведениях были организованы попечительские советы, состоявшие из представителей тех общественных организаций, которые принимали участие в расходах на их содержание. Таким образом, были созданы необходимые условия для организации коммерческого образования, что способствовало достаточно бурному его развитию, в особенности его среднего звена.

Николай Платонович Огарев — русский поэт и публицист — разрабатывал социально-экономическую программу крестьянской революции в России в духе «крестьянского социализма». Он предложил своеобразный подход к организации и финансированию образования. Так, в статье «Преобразование чиновничества» он отмечает, что содержание школ и наем преподавателей — дело общественное, а не правительственное. При этом не стоит опасаться за содержание существующих и учреждение новых школ на общественные деньги, так как есть в них прямая заинтересованность. Как же объяснял Огарев такую заинтересованность общества? Он делил общество на две группы, считая, что одна часть общества будет с ревностью развивать «первоначальные, средние и высшие школы», поэтому будет существовать преподавание на общественные сборы. Другая часть общества скупо отнесется к учреждению школ — там «разовьются частные предприятия».3 В любом из двух случаев потребность в развитии подобных учреждений проложит себе дорогу.

Также он отмечал, что преподавание в этих школах не должно кем-либо контролироваться, существование частных учебных заведений не воспрещается. Следовательно, так как преподавание будет независимым, то потребность в высшем органе — Министерстве просвещения — исчезнет. Тем самым он приходит к выводу, что существование министерства просвещения и чиновничества «не имеют места».

В другой статье «Движение русского законодательства» Огарев отвечает на вопрос, почему же центр образования крестьян иной, нежели для прочих сословий? Он объясняет это тем, что в то время народные школы существовали под руководством

3 Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения: в 2 т. М., Политиздат, 1952. С. 189 — 191.

министерства государственных имуществ. Так как распространение образования не являлось спецификой данного министерства, это приводило лишь к фиктивному набору школьных учителей «невероятного невежества» и «насильному признанию» крестьянских детей в школы 4, результатом чего была не ликвидация безграмотности крестьян, а развитие новой отрасли взяточничества, когда отец откупал своих детей от обучения в народных школах.

Исследуя данные статьи, можно сделать вывод, что финансирование школ только за счет общественных средств приводит к отсутствию всякого контроля за образовательным процессом со стороны государства. Но в тот период времени, вероятно, основной проблемой было снятие с бюджета государства всякого рода нагрузки, а система образования требовала значительных вложений.

Среди политических и общественных деятелей невозможно оставить без внимания труды Д. И. Менделеева (1834 — 1907), российского ученого, педагога, общественного деятеля. Итоги многолетних размышлений о развитии производительных сил в России он изложил в книге «К познанию России» (1906). В главе 9 «Желательное для блага России устройство Правительства» он делает акцент на том, что участие правительства в просвещении народа не является простой благотворительностью, а определяется потребностью иметь подготовленных служащих в администрации. Менделеев также высказывается против свободного народного просвещения, не относящегося к правительству. Финансирование образовательных учреждений он предлагал увеличить даже за счет уменьшения строительства железнодорожных в пользу водяных сообщений. В данной книге автором подчеркивается необходимость развития и финансирования образования как «первейших надобностей России». 5

Вторая исследуемая работа о направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей — это глава из книги Д. И. Менделеева «Заметки о народном просвещении России» (1901). В этой книге он изложил свои заветные мысли о системе образования в стране и ее усовершенствовании. Ученый неоднократно говорил «Вся гордость учителей в учениках, в росте посеянных им семян». Кроме того, он критически относился к классическому образованию, изучению «древних языков, не могущих найти практического применения». Основой общего образования, по его мнению, должны быть русский язык, математика и

4 Там же. С. 129.
5 Менделеев Д. И. К познанию России. М.: Айрис Пресс,
2002. С. 341.

естествознание. Менделеев утверждал, что в России нет общей цельной системы государственного образования, лишь современная смесь классицизма с профессионализмом, но это явление случайное, бессистемное и нашей стране мало подходящее. Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным.

Во введении к книге «Заветные мысли» (1904) Менделеев сформулировал свой главный тезис: «Для обогащения нужно просвещение, а просвещение немыслимо без обогащения». 6 К рассмотрению данного высказывания он подходил с материалистической и реально исторической точки зрения.

С материалистической точки зрения необходимость общего народного образования определяется потребностью в практической деятельности, начиная с сельскохозяйственной и кончая административной. С развитием увеличиваются потребности, что дает возможность расширять деятельность народа и его богатства.

С реальной исторической точки зрения освобождение крестьян и рост цивилизации России увеличивают потребность в общем народном образовании, но это невозможно при строе, когда преобладающая масса населения предоставлена собственному историческому течению. Но реализм «внушает» в то же время, что общая народная образованность немыслима без накопления народного богатства. Таким образом, требование предварительного накопления народного богатства очевидно по отношению к общему народному просвещению.

Развитие образования немыслимо без широкого развития науки, а оно требует больших средств, средств не только необходимых для научных пособий (библиотек, лабораторий), но и для жизни в достатке, как это происходит в Англии или в Америке, или даже в сравнительно бедной Германии.

Средства нужны на содержание и благоустройство высших школ, т. е. университетов, академий и т. п., так как для 140-миллионного народа, как русский, их необходимо множество. Одно их устройство стоит огромных денег. Например, построенные три политехникума в Киеве, Варшаве и Петербурге, стоили более 14 млн руб. своим начальным благоустройством.

Еще больше средств необходимо для средних учебных заведений, так как их число должно превосходить число высших учебных заведений. Результатов в стране можно ждать лишь тогда, когда учителя этих средних учебных заведений будут достаточно обеспечены, чтобы не только

6 Менделеев Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно. М.: Советская Россия, 1991 г. С. 361.

посвящать свою жизнь развитию учеников, но и развитию науки.

Перепись 1897 г. сообщает, что детей школьного возраста (т. е. с 8 до13 лет) в России примерно

12 млн. Если в земских школах на ученика ежегодно требуется расход более 2 руб. в год, то чтобы поставить толково начальные народные школы, необходимо расходовать, по крайней мере, по 5 руб. на ученика в год. Следовательно, одни начальные школы потребуют от государства, земств, городов около 60 млн руб. в год текущих расходов.

«Таким образом, для постепенного устройства и содержания своих ученых и учебных общих и специальных заведений такая страна, как Россия, при полном развитии просвещения потребует ежегодно несколько сотен миллионов рублей, вместо современных десятков миллионов, расходуемых Министерством народного просвещения, разными другими министерствами и земствами на дело образования». 7 Общего свода сведений всех текущих расходов России на образование, считая не только смету Министерства народного просвещения, Синода, военного и других министерств, а также все земские и городские расходы на образование, не существовало. По мнению автора, в 1901 г. расходовалось всего около 70 млн руб., а ежегодно расходы возрастали примерно всего на 5 млн руб. Отсюда становится понятным требование о необходимости умножить расходы на народное просвещение России, чтобы не только не отставать от других народов, но и перегонять. Принимая во внимание недостаточность средств, отпускаемых народом на образование детей и юношей, и заметив, что в России ежегодно прибывает около 2 млн жителей, можно сделать вывод, что на все ветви народного просвещения, после достижения известного уровня, должно расходоваться ежегодно, по крайней мере, 200, а то и все 400 млн руб. Таких средств на свое просвещение народ, еще часто голодающий, доставить своей стране не мог ни в виде частных пожертвований и расходов на образование детей, ни в виде государственного и земского обложения.

Рассмотрев проблему с точки зрения реализма, автор приходит к выводу, что нет безысходных ситуаций, можно найти свой исторический выход, пригодный стране по времени и обстоятельствам. Данный выход он видит первоначально в развитии политики протекционизма как первого и испытанного средства для умножения общего народного богатства, которое необходимо для удовлетворения возрастающих потребностей к просвещению.

7 Менделеев Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно. М.: Советская Россия, 1991г. С. 341.

Сходство указанных работ состоит во мнении авторов о необходимости развития образования за счет общественных средств. Но давать такую нагрузку бюджету было бы неправильно. С другой стороны, расходы на содержание всех уровней народного просвещения, по предположению Д. И. Менделеева, должны были составлять 400 млн руб. в год, реально на них расходовались лишь 70 млн руб. Государственный бюджет не располагал такими средствами, так же как и общество. Различие их заключается в способах функционирования образовательных учреждений, а также в вопросе, необходим контроль над образовательным процессом или нет.

В ходе начавшейся Первой мировой войны дальнейшее развитие системы образования было приостановлено, а революция 1917 г. и гражданская война поставили точку в истории коммерческого обучения как составной части системы народного образования в России. Таким образом, в начале XX в., когда в России создавались новые общественные институты и устанавливались новые правила игры между государством и обществом, произошло становление системы бесплатного и

обязательного общего образования под контролем государства в ущерб развитию коммерческого образования.

Данный подход применим и к современным проблемам финансирования образования. В переходный период развития Россия решает свои социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной школе, а на основе ее опережающего развития как вложение средств в будущее. Система образования ориентируется не только на потребность со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы предприятий. Именно это и должно создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Повышение инвестиционной привлекательности образования позволит увеличить объем внебюджетных средств, направляемых непосредственно в учебные заведения. Таким образом, результат взаимодействия государственной поддержки образования и усиления роли общества приведет к стабилизации и укреплению финансово-экономического положения образовательных учреждений.

Подписка на электронную версию

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

• На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

eLIBRARy.RU

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты