Спросить
Войти

Теория и практика построения "Великой Финляндии" на северо-западе России в 10-е - 20-е гг. XX века

Автор: указан в статье

УДК 323.1(470.23=511.1)"1917/30" ББК 63.3(2)61-36 К 59

Елена Кокконен

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ «ВЕЛИКОЙ ФИНЛЯНДИИ» НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В 10-е - 20-е гг. XX ВЕКА

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена идее ингерманландской автономии, активно обсуждавшейся в 10-х - 20-х г. XX века. Автор описывает, как в условиях революции и гражданской войны возникла идея присоединения территории Ингер-манландии к Финляндии, как вопросы национальной автономии ингер-манландцев рассматривались при заключении Тартуского мира между Советской Россией и Финляндией.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ингерманландия, национальная политика, Тартуский мир, континуитет

ИНКЕРИ, ИНГРИЯ, ИНГЕРМАНЛАНДИЯ

»■М «исконности» этих земель говорить весьма сложно. Многие века здесь Р^жили рядом славянские и финские племена. В Средневековье входила Эта территория в состав земель Новгородской республики. В начале XVII века она была завоевана Швецией, а затем вновь возвращена Петром I. Именно на ее территории встала столица Российской империи - Санкт-Петербург.

Свой рассказ можно начать с событий после Февральской революции 1917 г. Представим картину бурных месяцев революций и гражданской войны. Появление совершенно новых независимых государств - Эстонии и Финляндии - коренным образом изменило геополитические реалии на Северо-Западе России.

Террор противоборствующих сил и гражданская война прервали всю общественную деятельность в Ингерманландии. Лето и осень 1918 г. были временем мятежей и восстаний, и началось бегство ингерманландцев в Финляндию. К концу 1919 г. число беженцев было 8200-8300 человек. Свое первое совещание они созвали в Выборге 24 ноября 1918 г. Оно происходило в отеле «Выборг».

В совещании участвовало тридцать человек из разных районов Ингерманлан- ^ дии, многие из которых прибыли в Выборг летом и осенью. Из протокола со- § вещания видно, что оно не получило полномочий выступать от имени всего ас народа Ингерманландии. Однако совещание единогласно решило, что делега- ^ ция в составе трех человек получает право изложить суть дела правительству © Финляндии. Речь шла о присоединении Ингерманландии к Финляндии. Мне- о ния разделились, но совещание решило, что нужно просить правительство ^ Финляндии, чтобы оно приняло меры для присоединения к Финляндии всей ш Ингерманландии, а при невозможности этого присоединить к Финляндии Ц только Северную Ингерманландию, причем финскому населению Южной ш Ингерманландии дать культурную автономию. £ Если же к Финляндии нельзя присоединить никакую часть Ингерманлан- о дии, то просить культурную автономию для всей территории. <1 Делегации были даны полномочия представить финляндскому прави- ^ тельству пожелания народа Ингерманландии. 12 декабря 1918 г. регентом Фин- < ляндии стал К.Г. Маннергейм, премьер-министром - Лаури Ингманн, а министром иностранных дел - Карл Энкель. К ним и направлялась делегация. ее Если бы правительство Финляндии сочло возможным участвовать в этом, то £ делегация хотела обратиться к представителям Англии, Франции, а при не- н

обходимости и других стран для решения ингерманландского вопроса. ............

Совещание занималось не только внешнеполитическими делами, но из- ¡Е

брало исполнительный комитет, в компетенцию которого входило размеще- § ние и обеспечение ингерманландских беженцев, а также другие касающиеся

их дела. ™

Намерения и замыслы Управления прослеживаются по протоколам его 5 заседаний. Из них явствует, что Управление поставило целью добиться известности не только в Финляндии и Эстонии, но и в Скандинавских странах, а также в Европе. Для чего в Швецию и Норвегию отправился инженер Юкка Саволайнен. Признания все же следовало добиться прежде всего в Финляндии и Эстонии. В результате был заключен договор между Эстонией и Временным управлением по делам Ингерманландии. Со стороны Эстонии в переговорах участвовали премьер-министр Пяте, а также генералы Лайдонер и Соотс. Ин-германландскую сторону представляли лейтенант Тапанайнен, инженер Саволайнен и агроном Тойкка. По этому договору Эстония разрешала способным носить оружие мужчинам въезд в страну, обеспечивала их вооружение, обучение и содержание, подчинив их эстонскому командованию в качестве особой группы войск при наступлении на Петроград. Договор был подписан 26 марта 1919 г. В его тексте был и такой пункт: «...когда от большевистской диктатуры будет освобождена часть Ингерманландии, и для ее защиты потребуются свои войска, это будет единственной причиной, по которой ингерманландские военные формирования будут освобождены от службы Эстонии».

Авторам подобных планов нельзя отказать в широте размаха. Освобождение Ингерманландии началось с похода на Олонец, предпринятого 21 апреля 1919 г. В памятной записке министру Сойнинену Временное управление по делам Ингерманландии представило предварительный набросок плана по превращению Петрограда, после его освобождения, в «небольшой вольный го— 9 —

^ род». Управление считало, что с точки зрения собственной безопасности Фин§ ляндии следовало обязательно овладеть Петроградом. Оно также полагало, что

□с после решения судьбы Петрограда ингерманландский вопрос может легко

^ разрешиться. Представители Управления 10 мая 1919 г. обратились к регенту

© Маннергейму, но ответа на свое обращение не получили.

о 12 мая 1919 г. в Хельсинки было созвано совещание, которое проходило Е^ в Доме сословий. Из его протокола явствует, что на нем присутствовали де-ш путаты финляндского парламента Кокко, Кайла, Хейккинен, Прокопе, доктор Ц Гуммерус и профессор Хомен. Ингерманландцев представлял старший препо-ш даватель Прокопе. Без их положительного влияния ингерманландские беженок цы были бы беспомощны.

о Ингерманландские активисты действовали на свой страх и риск и вполне

< подходили роль народных защитников, но оказать существенного влияния на

положение ингерманландских беженцев в Финляндии они не могли. Для того, < чтобы деятельность ингерманландских представителей была легитимной, им не хватало главного: гражданства страны, в которой они жили. Подавляющее ее большинство из них даже не имело постоянных доходов, чтобы прокормить £ себя и свою семью. Они просили правительство Финляндии оказать помощь н покинувшим Ингерманландию землякам и, по мере возможности, облегчить

......... им условия существования. Они надеялись, что пограничные власти Финлян¡Е дии не станут возвращать беженцев, а согласятся выслушать их и позволят пе-§ ресечь границу. Они просили у правительства Финляндии денег на вооружение ингерманландского добровольческого войска. Они жили надеждой на то, I что и в самой Финляндии найдутся добровольцы для похода на Петроград. Как ш ни удивительно, но их выслушивали, с ними беседовали, принимали их петиции, делегации и ходоков с просьбами о помощи. Их даже понимали и им помогали, особенно если их просьбы и предложения совпадали с сиюминутными или долгосрочными интересами принимающей стороны.

По записям этих совещаний можно заключить, что Временное управление по делам Ингерманландии и правительство Финляндии - именно в таком порядке - должны были обратиться к соседним странам и поведать им о бедственном положении в Ингерманландии, а затем получить помощь продовольствием и оружием.

Наступление генерала Родзянко из Эстонии на Петроград началось 13 мая 1919 г. Кроме русских и эстонских войск в нем принимал участие и отдельный ингерманландский батальон. В боях под Копорьем он понес большие потери. Вскоре к нему присоединились остатки ранее расформированного финского полка «Ро^&ап Ро]&аЪ> («Северные парни»), которым правительство Финляндии разрешило присоединиться к наступающим войскам. Позже финны вспоминали, что их прибытие вдохновило на самостоятельные действия ингерман-ландцев, которые немедленно приступили к возрождению прежнего местного самоуправления на освобожденной части Ингерманландии. По вполне понятным причинам русское командование не одобрило действий, способствовавших установлению двоевластия на этой территории. Ингерманландские добровольцы призывали всех способных носить оружие земляков вступать в ряды своего батальона, чтобы сражаться за «чистую и подлинную власть

народа». Отношения между ингерманландскими и русскими командирами ^

осложнились настолько, что генерал Родзянко исключил ингерманландские §

формирования из состава своих войск. ас

В июне-июле 1919 г. в Финляндии обдумывали возможность наступления ^

на Петроград. Правительство и большинство парламента были против петро- ©

градского похода. Когда выяснилось, что Англия не поддерживает эту идею, о

Финляндия объявила о свертывании подготовки к военным действиям. ^

Постоянные военные столкновения и усобицы в Ингерманландии только ш

увеличили приток беженцев в Финляндию. Люди, покинувшие Северную Ин- ^ германландию, считали, что Временное управление по делам Ингерманлан-дии оставило их на произвол судьбы, совершенно забыв о стремлении к незаш

висимости. Они начали сами вооружаться и проводить учения. В начале июля о

1919 г. в пос. Рауту (совр. Сосново) на Карельском перешейке собралось около <

четырехсот беженцев. В их заявлении, принятом на этом собрании, говорилось, что их цель - защитить свои дома от большевиков и добиться автономии < для ингерманландцев с тем, чтобы «вместе с Финляндией, Эстонией и Восточной Карелией образовать федеративное государство». Собрание избрало свой ее исполнительный орган - Временный комитет Северной Ингерманландии. £ В его задачи входило создание законопроектов и сбор денег в пользу беженцев. н

Получив известия о созыве собрания и его намерениях создать федера- ..........

тивное государство, Каапре Тюнни 14 июля написал секретарю Временного ¡Е комитета Юхо Кокконену письмо, в котором замечал, что Ингерманландии § не следует помышлять об отделении от России. Россия никогда не откажется от Петрограда и от выхода к Балтийскому морю. «Финляндия и пальцем не | пошевелит ради нас, потому что две трети парламента против. Впереди пре- 5 зидентские выборы, и ни одно правительство не согласится на действия, которые не поддерживает парламентское большинство, а поэтому федералистские устремления не будут иметь успеха». Тюнни считал, что Финляндия начнет боевые действия только в случае, если большевики нападут на нее, и предостерегал ингерманландцев от провокационных действий.

Однако случилось совсем иначе. Вторжение в Ингерманландию началось 27 июля под командованием финского подполковника Юрье Эльфвегрена. Оно полностью провалилось. Войскам не удалось продвинуться дальше линии Лемболово - Никулясы. Пять дней спустя красные начали наступление и вытеснили т. н. «ингерманландцев» за границу. Правительство Финляндии резко выступило против этого похода, и Эльфвегрен вынужден был уйти в отставку. Судя по той нагрузке, которая выпала на Временное управление по делам Ин-германландии, речь идет о самом большом притоке беженцев в Финляндию. Вместе с отступающим полком свои родные места покинули почти 6000 беженцев. Среди них началась острая нехватка продовольствия. Наряду с финским правительством, беженцам помогал и американский Красный Крест. Руководимая президентом Стольбергом Финляндия осталась в стороне от этого военного конфликта.

По инициативе западных держав в августе 1919 г. в Эстонии создается правительство Северо-Запада России (правительство Русской Северо-Западной области). В его задачу входило взять обстановку под контроль. С ним ингер^ манландцы также посчитали нужным установить отношения. У беженцев из

§ Северной Ингерманландии было совсем иное настроение. В заключительном

□с заявлении собрания народных представителей указывалось, что «они будут

^ всемерно доверять» проводимой Финляндией линии.

© Несмотря на угрожающее положение, большевики и их противники счи-о тали Петроград второстепенным театром военных действий.Для усиления его Е^ безопасности большевики ограничились 7-й армией, в которой на весну 1919 г. ш насчитывалось около 15 000 бойцов, не считая Балтийского флота. Командовал Ц ею бывший царский генерал Антон Ремезов. Политическая власть была сосре-ш доточена в руках Григория Зиновьева. Весной 1919 г., когда обстановка в севером ном секторе под Петроградом обострилась, туда прибыл член Реввоенсовета о Иосиф Сталин, и с 18 мая 1919 г. он взял бразды правления в свои руки.

< Население Ингерманландии сопротивлялось большевикам, и с точки зреэс

ния советского правительства было ненадежным и антисоветски настроен-< ным. Мобилизация в Красную армию ингерманландцев, способных носить оружие, началась в мае 1919 г. Это вызвало еще одну мощную волну бегства ее в Финляндию. Петроградский Реввоенсовет, стараясь остановить бегство, кон-£ фисковал имущество беженцев и арестовывал оставшихся дома родственни-н ков. Вооруженные команды ЧК и внутренней обороны Петрограда, возглав-

......... ляемой Петерсом, «частым гребешком» прочесывали приграничные области,

¡Е очищая их от собравшихся там «отбросов общества».

§ При подготовке похода на Петроград генерал Николай Юденич восстановил и включил в состав своих войск Северо-Ингерманландский полк. Ин-I германландцы решили использовать это для достижения своих целей. Место 5 боевых действий полка было то же, что и в первом походе: Лемболово и Ни-кулясы. И результат оказался таким же. Наступление Юденича закончилось 14 ноября, когда эстонцы разоружили Северо-Западную русскую армию. Надежды ингерманландцев, связанные с этой армией, рухнули. Впереди были переговоры с Советской Россией и Тартуский мир. Ингерманландским финнам оставалось только ждать возвращения полученных в 1917 г. от Временного правительства прав и свобод. Заканчивался первый этап вляния на судьбу ингерманландского народа. Сами ингерманландцы не имели возможности высказаться за столом переговоров. И все же они еще надеялись на то,что Финляндия выступит в поддержку их права на самоопределение.

ИДЕЯ АВТОНОМИИ

Временное управление по делам Ингерманландии создало комиссию из трех человек для подготовки предложения по автономии. В ее состав вошли: вышедший в отставку в 1918 г. с поста директора почты в Финляндии Пи-етари Ямалайнен, старший преподаватель Пиетари Тойкка и получивший преподавательскую должность магистр Каапре Тюнни. Составляя это предложение, авторы исходили из предположения, что Россия в своем развитии станет федеративным государством, в составе которого Ингерманландия будет автономной провинцией. Трудно сказать, на чем основывалась такая надежда авторов. Пиетари Ямалайнен и Пиетари Тойкка еще до революции

многие годы жили в Финляндии. У них не было прямого соприкосновения ^

с повседневной жизнью России, ее администрацией и системой управле- §

ния. В отличие от них, Каапре Тюнни прекрасно знал ее как депутат местно- ас

го управления. Но и его взгляды основывались главным образом на знании ^

деятельности волостного правления в царское время. В России было военное ©

положение, и все решения подчинялись одной цели - военной победе над о

агрессорами. Кроме всего прочего, в самой России не было ясного представ- ^

ления о том, в каком направлении страна будет развиваться. Даже было не- ш

известно, удержатся ли большевики у власти. Ближе к истине будет предпо- ^ ложить, что в составленном черновике Каапре Тюнни основывался на своих представлениях 1917 г.

Составляя предложения по автономии, авторы в первую очередь исходили о

из того условия, что финское население Петроградской губернии будет боль- А

шинством, и при таком определяющем положении в будущем сможет влиять на принятие решений. Действительность была иной. В соответствии с прове- < денной в России переписью 1920 г., финнов было 120 388 человек (в сельских районах жило 107 006 человек). Это составляло всего 16% от общей численности ее населения губернии. £

Вторым вариантом было установление культурной автономии Ингерман- н

ландии. Составители вряд ли были удовлетворены содержанием этого пункта, ..........

но сам Тюнни больше всех верил в возможность осуществления именно этого ¡Е условия. Третьим вариантом было присоединение Ингерманландии к Фин- § ляндии. Если в тех условиях даже первые два варианта были трудноосуществимыми, то и сами авторы едва ли верили в возможность третьего варианта. |

Предварительный черновик договора для мирных переговоров между 5 Финляндией и Россией составил в конце марта 1920 г. профессор права Рафаэль Эрих. По его мнению, оптимальным вариантом для ингерманландских финнов было получение права культурной автономии. Правительство назначило Юхо Кусти Паасикиви руководителем делегации на мирных переговорах. Это был первый, но не последний раз, когда Паасикиви вынужденно или добровольно высказывался по делам ингерманландских финнов. По мнению комитета Паасикиви, культурная автономия была тем вариантом, при котором можно было бы ограничить вмешательство России в процесс принятия решений. Кроме того, этот вариант не создавал препятствий для достижения мира.

Гражданская война и военное противостояние Советской России с новыми государствами породили огромное количество авантюристов, готовых перекраивать карты. Так, со стороны Временного управления по делам Ингер-манландии в 1919 г. выдвигались предложения превратить Петроград в «небольшой вольный город».

Обсуждались вопросы и о федеративном государстве, состоящем из Финляндии, Эстонии и Восточной Карелии. Более здравомыслящие политики, конечно, «поправляли» своих зарвавшихся коллег: «Ингерманландии не следует помышлять об отделении от России. Россия никогда не откажется от Петрограда и от выхода к Балтийскому морю... Финляндия и пальцем не пошевелит ради нас, потому что две трети парламента против».

^ Определенные надежды возлагались и на автономию в составе России.

§ Однако авторы этих проектов исходили из предположения, что когда-нибудь

□с финское население Петроградской губернии будет большинством. Действи^ тельность же была иной. По переписи 1920 г. в этой области проживало лишь

© 16% лиц финской национальности от общего числа населения.

б ТАРТУСКИИ МИР

к Советская Россия и Эстония подписали мирный договор 1 февраля 1920 г.

По нему часть Западной Ингерманландии отходила к Эстонии и с тех пор ^ стала известна как Эстонская Ингерманландия. Западно-Ингерманландский

0 полк был расформирован. Представителем Комитета Западной Ингерманлан< дии на переговорах был Каапре Тюнни. Для его участия в переговорах имелась рЕ веская причина, поскольку Временное управление по делам Ингерманлан< дии было уполномочено представлять ингерманландских финнов и выступать от их имени в Эстонии. Но оно утратило поддержку эстонского прависс тельства после того, как в июне был распущен Западно-Ингерманландский £ полк и 1700 бывших солдат присоединились к беженцам в Финляндии. н Мирные переговоры между Советской Россией и Финляндией начались

............ в Тарту примерно через две недели после того, как 12 июня 1920 г. состоялось

¡Е собрание в Рауту. Финляндия сразу же дала ясно понять, что никаких терри-§ ториальных претензий относительно Ингерманландии она не имеет. Оста-£ валось добиваться того, чтобы в рамках, предусмотренных конституцией

1 Советской России, создавались условия для культурного развития Ингерман-5 ландии. Причем так, чтобы это устраивало Финляндию.

Переговоры по этой проблеме не состоялись. Для обеих сторон ингерман-ландские дела так и остались на уровне деклараций. Советы считали проблему ингерманландских финнов исключительно внутренним делом России. Кроме того, мирная конференция не имела полномочий обсуждать вопросы, связанные с культурной автономией ингерманландцев. Однако представителям Финляндии было небезразлично, каким образом будет осуществляться право на самоуправление финского населения Петроградской губернии. В Финляндии считали для себя вполне приемлемым, если бы жизнь финского населения Ингерманландии строилась на принципах демократии.

В течение следующих трех месяцев этот вопрос больше не затрагивался. Для Финляндии и для Советской России проблема Ингерманландии была второстепенной. Причина этого заключалась в близости Ингерманландии к Петрограду. Было очевидно, что Ингерманландия значит для Финляндии гораздо меньше, чем Восточная Карелия с нерешенной территориальной проблемой в районе Ребол и Поросозера. Сложным был и территориальный вопрос Петсамо (совр. Печенга).

В представительство под руководством Каапре Тюнни входили еще Юхо Тирранен и Микко Питкянен. Они вновь представили правительству Финляндии свои соображения по вопросу автономии ингерманландцев. Их позиция не изменилась. Но еще раньше стало ясно, что автономная Ингерманландия может существовать только в составе Советской России и в рамках ее законодательства.

Совсем неожиданно у представителей ингерманландских финнов появи- ^

лась возможность побеседовать с делегацией Советской России, разумеется, §

в неофициальной обстановке. На проведение официальных встреч делегаты ас

от Советской России не соглашались, напоминая ингерманландским фин- ^

нам об их участии в вооруженной борьбе против Советской России. Ингер- ©

манландцы передали секретарю советской делегации памятную записку для о

правительства Советской России. В ней ингерманландская автономия форму- ^

лировалась как «национально-культурная», что немногим отличалось от ос- ш

новного значения термина «автономия». Ц

Мирный договор между Финляндией и Советской Россией был подписан в Тарту 14 октября 1920 г. По нему Финляндия уступала Реболы и Поросозеро,

а вместо них получала Петсамо. О правах на самоопределение Ингерманлан- о

дии и Восточной Карелии были сделаны соответствующие заявления. Нака- А нуне переговоров была образована Карельская Трудовая коммуна, и советское ТИ правительство посчитало, что тем самым полностью осуществилось право < Восточной Карелии на самоопределение.

Заявление, касающееся Ингерманландии, делегация Советской России ее приняла в соответствии с предложением, сделанным делегацией Финляндии. £ Текст этой «декларации» настолько важен, что есть смысл процитировать его: н

«Российская делегация от имени правительства Российской Советской ..........

Федеративной Республики заявляет, что финское население Петроградской ¡Е губернии в полной мере будет пользоваться всеми теми правами и свобода- § ми, которые предоставляются национальным меньшинствам российскими законами. В частности, это означает, что указанное финское население имеет | право: 5

• в пределах общих законов и постановлений государства свободно руководить народным просвещением, волостным и межволостным управлением, а равно и местным судопроизводством;

• использовать все возможности для улучшения своего благосостояния;

• осуществлять упомянутые выше цели через необходимые представительские и исполнительные органы, которые содержатся на общественные средства, в соответствии с действующим законодательством». Начавшаяся в 1921 г. новая экономическая политика способствовала не

только свободе предпринимательства. В Советской России по своей сути начался расцвет национальных культур малых народов. В некоторых сельсоветах Ленинградской области административным языком был финский. Выходит газета «Вапаус» («Свобода») и журналы, создается книгоиздательство «Кирья» («Книга»).

Достаточно успешно развивается сеть школ, их число достигло 280. Функционируют и средние учебные заведения с преподаванием на финском языке, такие как педагогические техникумы в Гатчине и Ленинграде, сельскохозяйственный техникум в Рябове. При Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена было открыто финское отделение. В Ленинграде работал финский Дом просвещения.

Ситуация начинает меняться к концу 20-х г. Начинается постепенное свертывание деятельности национальных органов. В 30-е г. к этому добавились еще три фактора: высылка и принудительное переселение людей из мест постоянного проживания; прекращение школьного обучения на финском языке и свертывание финноязычной культурной деятельности; потеря в 1938 г. статуса национальных районами компактного проживания финского населения.

Особую роль в переселении и депортации финского населения сыграл А.А. Жданов. Так, Тойво Флинк отмечает, что изначально (по словам Жданова) переселение должно было осуществляться «деликатно и вежливо». Более того, лидер ленинградских большевиков считал, что «переселенцы могли быть только благодарны за получаемые ими льготы и компенсации». Но за 1936 год было переселено всего 200 человек. В последующее же время этот процесс пошел по нарастающей, он затронул судьбы многих тысяч людей.

ИНГЕРМАНЛАНДИЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ТАРТУСКИЙ МИР КОНТИНУИТЕТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты