Спросить
Войти

Нереализованные государственные планы восстановления немецкой автономии в Поволжье в 1980-е гг

Автор: указан в статье

2 См.: Абдулкаримов С.А. Спорт и культурная идентичность в обществе: история и современность // 1ЭО. 2004. №5. С. 87 - 94.

3 См.: Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. С.153.
4 См.: Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск, 2000. С.159.
5 См.: Глазкова Т.В. Мордовские подвижные игры // Валдо-ня: Программные и методические рекомендации: Для дошк. образоват. учреждений РМ. Саранск, 2001. С. 72 - 101; Национальные игры на уроках физкультуры в школах Мордовии: Программа / Сост. Л.А. Субботина. Саранск, 2000.

УДК 94(470)

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ АВТОНОМИИ В ПОВОЛЖЬЕ В 1980-е гг.

Как известно, в сентябре 1941 г по решению советского руководства из Саратовского Поволжья было депортировано в Сибирь и Казахстан около 450 тыс. поволжских немцев, проживавших в этом регионе без малого два столетия. Существовавшая здесь Республика немцев Поволжья была ликвидирована, ее территория поделена между Саратовской и Сталинград -ской областями1. Разбросанные по огромной территории Советского Союза поволжские немцы все послевоенные годы питали надежду на возвращение в Поволжье и возрождение своей республики. Однако ни один из документов высшего руководства КПСС и СССР, касавшихся советских немцев, в 1950-х - 1 960-х гг. не реабилитировал немецкий народ ни в политическом, ни в культурном отношении.

Так возник «немецкий вопрос» в Поволжье. Суть его - в противоречии между стремлением поволжских немцев к возвращению на Волгу, восстановлению своей автономии и политикой государства, всячески препятствовавшего осуществлению этого. Невозможность реализовать свое стремление, неудовлетворенность дискриминационной политикой властей привели к росту у немцев эмиграционных настроений, что переносило «немецкий вопрос» на международный уровень и компрометировало советское руководство в глазах мировой общественности.

С приходом к власти в Германии в 1969 г. социал-демократов расширяется экономическое, политическое и культурное сотрудничество ФРГ и СССР, но одновременно актуализируется вопрос о дискриминации немецкого населения в СССР. Это имело позитивные последствия для советских немцев. 26 октября 1972 г ЦК КПСС принял постановление «Об отдель -ных категориях граждан, переселенных в прошлом из мест их проживания в другие районы СССР». На его основе 3 ноября 1972 г. издается Указ Президиума верховного Совета СССР «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан»2. Несмотря на то, что Указ был закрытым, в средствах массовой информации не публиковался и до сведения населения не доводился, у немцев появилось юридическое право возвращаться в места довоенного проживания. 26 июня 1974 г. принимается закрытое постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы среди граждан СССР немецкой национальности». На его основе вышли постановления об усилении идейно -политической работы среди граждан немецкой национальности в ЦК компартий Казахстана и Киргизии3.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.), на котором особое внимание уделялось соблюдению прав человека, вынуждало руководство советского государства вновь принимать меры для изменения социально-правового статуса немецкого народа. 6 августа 1976 г. созданной при ЦК КПСС комиссии было дано поручение (П 21/2) изучить ситуацию и внести предложения по вопросу создания автономии для немецкого населения. Группу из восьми человек возглавил Ю.В. Андропов4.

Спустя 2 года, в августе 1978, в ЦК КПСС поступила записка с предложениями о предоставлении немецкому населению национально-территориальной автономии5. Комиссия считала, что положительное решение вопроса по созданию немецкой автономии, с одной стороны, отвечало бы есте-

O.E. Скучаева,

начальник отдела комплектования и экспертизы ценности документов, областное государственное учреждение «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе»

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

ственному стремлению немецкого народа сохранять и развивать свои национальные особенности, а также окончательно устранило бы отрицательные последствия упразднения в 1941 г. АССРНП. С другой стороны, это явилось бы важным аргументом «в борьбе с эмиграционными настроениями, националистическими и другими нездоровыми проявлениями среди отдельной части советских немцев, а также с подрывной деятельностью идеологических центров Запада». В записке тем не менее отмечалось, что создавать немецкую автономию в Поволжье нецелесообразно, так как немецкое население там фактически не проживает и, что звучало особенно кощунственно, «исторических корней в этом рай-оно не имеет». Немецкую автономию в форме области было рекомендовано образовать на территории 5 районов Казахстана с центром в г Ерментау. Такое решение обуславливалось тем, что более половины «советских» немцев (936 тыс. человек) проживало в Казахстане и на территории будущей немецкой автономии около 30 тыс.

Предпринятая в мае-июне 1979 г. попытка создания Немецкой области в Казахстане успехом не увенчалась6.

В разгар целиноградских событий отдельные граждане немецкой национальности высказывались о том, что немецкую автономию следовало бы восстанавливать в Поволжье либо создавать в другом месте7. Лидеры национального движения, воодушевленные вниманием к проблемам «советских» немцев, апеллируя к интересам этнической общности, готовили новые документы с требованиями возвращения своих гражданских прав на территории, упраздненной республики. Авторы «Справок» и «Обращений в Президиум Верховного Совета СССР» пытались распространять их в местах проживания, тем самым вовлекая в национальное движение все большее количество немцев. Однако активизация деятельности сторонников восстановления АССР немцев Поволжья, вызвала явное раздражение органов власти. Против них предпринимались меры по «предупреждению и локализации негативных проявлений, которые могут возникнуть на этой основе»8.

Таким образом, попытка решить вопрос аппаратными методами, без учёта мнения как немецкой стороны, так и местного населения обернулась резким возрастанием межнациональной напряженности и возникновением нового этноконфликта в Советском Союзе. После провала казахского проекта центр предложил руководству Саратовской и Волгоградской областей рассмотреть возможности создания немецкого национально-территориального образования в Поволжье.

Первый документ, обнаруженный нами, датирован 1981 г. В «Предложениях к вопросу об образовании немецкой автономной области»9 рассматривался проект создания автономии за счет разукрупнения Саратовской и Волгоградской областей. Формой новой автономии должна была стать область с административным центром в г. Красный Кут. Для нее отводились земли на границе с Казахстаном, на малозаселённых степных и полустепных территориях Александрово-Гайского, Краснокутского, Новоузенского, Питерского, Ровенского, Советского и Федоровского районов Саратовской области, Палласов-ского и Старо-Полтавского районов Волгоградской области. Территория семи районов Саратовской области составляла 18,3 тыс. км2 (так в документе. - О.С.), на ней находилось 256 населенных пунктов, в которых проживало 164 тыс. человек. Все основные жизненно важные цен-

тры и густо населенные районы бывшей автономии оказались вне пределов нового образования.

По данным переписи 1979 г., в районах отводимых автономии, проживало следующее количество немцев: в Ровенском районе - 1 197 человек (все население района - 17 517 человек); в Краснокутском районе - 601 человек (все население - 38 470); в Федоровском районе -120 человек (все население - 21 050); в Советском районе - 93 человека (все население - 23 251). В трех других районах - в Питерском, Новоузенском, Александро-во-Гайском - немцев проживало менее 50 человек10. Таким образом, в четырех районах, расположенных на территории бывшей Немреспублики, в 1979 - 1980 гг. проживало незначительное число немцев - 2 051 человек (при общей численности населения - 1 00 288 человек). Этот проект существенно отличался от казахского, где в местах, отводимых для автономии, проживало около 30 тыс. немцев. Кроме того, обком КПСС и облисполком были категорически против включения в состав новой национальной области Энгельсского и Марксовско-го, бывших районов Немреспублики, а также г. Энгельса, в прошлом столицы АССР НП. Свою позицию руководство области аргументировало спецификой социально-экономического и культурного развития Саратовской области, концентрацией и специализацией промышленного и сельскохозяйственного производства. Нецелесообразность включения в состав автономии Красноармейского района объяснялась потерей экономических и других связей района с левобережьем.

Еще одним документом, обнаруженным в фонде Саратовского обкома КПСС, датированным 1981 г., стала «Справка о некоторых вопросах экономического, социально-культурного состояния, структуре партийных и советских органов бывшей АССР НП»11, подготовленная для бюро секретарем обкома Ю.Барановым. И все же разработанный работниками саратовского партаппарата проект не был реализован.

Несмотря на то, что отношение руководства страны к «советским» немцам заметно улучшилось, в возрождении автономии на Волге им продолжали отказывать. Одним из аргументов для отказа, названным в Предложениях по реабилитации репрессированных народов, было расселение немцев по всему Советскому Союзу Центр полагал, что большинство немцев и после создания автономии останутся там, где проживают12. Другой немаловажной причиной, по мнению многих исследователей, были быстро нараставшие эмиграционные настроения с ориентацией на ФРГ, а также активное вмешательство Западной Германии - выступления против дискриминации немцев в СССР. Советское руководство понимало, что в случае воссоздания Немреспублики ФРГ наверняка взяла бы на себя роль зарубежного покровителя внутрисоветской немецкой государственности. Поэтому требования со стороны «советских» немцев воссоздания немецкой автономии вызывали сильнейшее раздражение в центре и рассматривались как антисоветские проявления и нелояльность к режиму13.

Однако недовольство немецкого населения пренебрежительным отношением партийного руководства страны к его требованию восстановления немецкой республики на Волге продолжало расти, усиливалась активность религиозных общин и групп, увеличивалось число желающих выехать на постоянное жительство в ФРГ. Только с 1971 по 1979 гг из Советского Союза, несмотря на

серьезное противодействие, удалось выехать 56 213 нем-цам14. Реакцией на недовольство немецкого населения и критику международной общественности (в частности, решение Европарламента от 29 сентября 1983 г. отно-сительно неравноправного положения немецкого национального меньшинства в СССР) стало постановление ЦК КПСС «О мерах по противодействию кампании на Западе вокруг вопроса о положении граждан немецкой национальности в СССР» от 28 декабря 1984 г.15.

Перемены в руководстве страны в 1985 г. и провозг -лашенный центром курс на «перестройку» актуализировал проблему восстановления немецкой автономии на Волге. Уже в том же году в Саратовском обкоме КПСС появляется новый проект создания немецкой автономии. В «Справке о некоторых данных районов области»16 приведены сведения по семи районам, вошедшим в состав Немецкой автономной области в соответствии с проектом 1 981 г., но теперь этот список дополнился Марксов-ским районом. Таким образом, размер предполагаемой территории увеличился до 21,1 тыс. км2, населенных пунктов стало 317, населения - 218,1 тыс. человек. Учитывая негативное отношение руководства Саратовской области к каким-либо территориальным изъятиям, вряд ли такой план мог быть создан без указания свыше. Однако 2 декабря 1985 г. на совещании в ЦК КПСС по немецкому вопросу с участием представителей заинтересованных ведомств и регионов председательствовавший секретарь ЦК КПСС М. В. Зимянин подчеркнул, что «вопрос создания немецкой автономии сейчас поднимать не нужно...»17. Такие резкие повороты, как мы сегодня знаем, были характерны для всей горбачевской политики времен «перестройки». Они лишь обостряли проблемы.

Созданные в 1986 г. при отделе пропаганды ЦК КПСС 12 бригад по изучению положения немецкого населения пришли к выводу, что вопрос восстановления республики все же назрел18. Поэтому в Саратовском обкоме партии продолжают появляться новые проекты создания немецкой автономии в Поволжье. Руководство области понимало, что ограничительные меры в отноше -нии немцев себя изжили и должны быть отменены. Од -нако перспектива того, что с восстановлением немецкой республики область потеряет регион с развитой экономикой и сельским хозяйством, а также около полумил -лиона населения не могла радовать. Отсюда - определенная противоречивость политики руководства области: с одной стороны, согласие на создание автономии, с другой - попытка сохранения экономически значимых территорий.

Обком КПСС рассматривал, причем уже более детально , более аргументировано, различные варианты включения районов Саратовской области в будущую немецкую автономию. В документе без заголовка19 предлагался проект, автор которого признавал, что автономное образование «целесообразно создать на месте бывшей АССР немцев Поволжья с максимальным приближениям к ее прежним границам». Его площадь составит 18 тыс. км2 (18 % территории области) с населением 455 тыс. человек. В этом регионе действовало 76 промышленных предприятий, 89 строительных организаций, имелось 143 крупных агрохозяйства.

Изменение позиции в пользу немцев стало возможным потому, что Саратовский обком КПСС, как ему казалось, нашел приемлемый компромиссный вариант

решения «немецкого вопроса»: создаваемая Немецкая область должна стать составной частью вновь образуемого Саратовского края. Такое решение вполне устраивало власти Саратовской области: во-первых, в этом случае существенно повысился бы административно-территориальный статус региона, во-вторых, сохранилась бы кадровая преемственность и, в-третьих, что наиболее важно, целостность годами складывавшегося экономического комплекса. По мнению авторов документа, такое решение вопроса было бы с пониманием воспринято и местным населением, среди которого 98% составляют русские.

В выборе центра автономии авторы предлагали исходить из численности немецкого населения. Этим городом мог стать г. Маркс, в котором проживало свыше 4 тыс. немцев.

В документе приводятся аргументы против создания автономии в форме республики и включения в ее состав г. Энгельса и Энгельсского района:

- «расчленение единого хозяйственного организма области» приведет к нарушению сложившихся экономических и культурных связей;

- область потеряет самые крупные оросительные системы, общей площадью 186 тыс. га, что составляло 38% всех мелиорированных земель. Главсаратовстрой и Главсредволговодстрой располагали в г. Энгельсе крупной производственной базой;

- в г. Энгельсе действовали подразделения 25 саратовских предприятий;

- возможно нарушение налаженной системы обеспечения г. Саратова овощами, которые производились в объеме более 100 тыс. т в трех пригородных совхозах Энгельсского района;

- осложняется решение жилищной проблемы, по -скольку на территории будущей автономии в очереди на улучшение жилищных условий стоят 25 тыс. семей;

- возможно усиление националистических настроений, поскольку в г. Энгельсе и других крупных населенных пунктах некоторые бывшие владельцы могут предъявить претензии на принадлежавшее им жилье.

Второй документ - «Справка»20. В нем, кроме сведений о подчиненности немецкой автономии в 1918 - 1941 гг., приводятся данные о численности населения, проживающего в районах бывшей территории АССР НП на 1 января 1981 года: Краснокутском, Марксовском, Ровенском, Советском, Федоровском, Энгельсском и Красноармейском.

Кроме текстов, удалось обнаружить ряд таблиц с заголовками «Вариант I» и «Вариант II»21. «Вариант I» предполагал включение в новое национальное образование семи районов - Краснокутского, Ровенского, Советского, Федоровского, Александрово-Гайского, Ново-узенского и Питерского с населением 166,2 тыс. человек (немцев - 2 120 человек) - и 260 населенных пунктов. Фактически этот проект повторял план создания немецкой автономии 1981 г. В «Варианте II» к семи районам «Варианта I» прибавился еще один Красноармейский. Еще одна таблица «Вариант II» для создания национального образования предполагала включение в его состав семь районов бывшей АССР НП: Краснокутско-го, Ровенского, Советского, Федоровского, Марксов-ского, Красноармейского и Энгельсского с территорией 18,2 тыс. км2 и населением 247,2 тыс. человек (из них немцев - 9 796 человек). Следующий вариант -те же семь районов и город Энгельс.

В деле имеются и другие варианты создания новой немецкой автономии:

- в состав немецкого образования должны были войти 10 районов: Красноармейский, Краснокутский, Ровен-ский, Советский, Федоровский, Александрово-Гайский, Новоузенский, Питерский, Марксовский, Энгельсский с территорией 27,6 тыс. км2 и населением 311,3 тыс. человек (в том числе немцев - 9 868 человек);

- в состав немецкой автономии включались те же 10 районов и город Энгельс с территорией 27,7 тыс. км2 и населением 520 тыс. человек (в том числе 10 552 немца).

В Волгоградской области также был подготовлен соответствующий документ - «Справка к вопросу об Автономной Республике немцев Поволжья», которая была принята обкомом 24 августа 1987 г. Исследователь из Японии С. Ханья отмечает, что руководство Волгоградской области, в отличие от саратовского, не видело проблемы в формах национально-территориального образования, дав молчаливое согласие на автономную республику. Территория, ранее входившая в АССР НП, -это шесть районов северо-восточной части Волгоградской области, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства незначительны (0,2% и 4,4% от общих показателей области). Отнесение этих районов к Немреспублике почти не отразились бы на экономических показателях области22. Однако такой вывод нельзя сделать из упомянутой нами «Справки». Ее авторы пишут о возможных негативных последствиях: три района правобережья потеряют прямую связь с нынешними районными центрами, а в левобережных районах нарушатся сложившиеся экономические и социальные связи, в течение длительного времени формировавшиеся в рамках области. В заключение авторы выражают сомнение в экономической целесообразности образования немецкой республики23. Таким образом, как представляется нам, руководства двух областей оказались солидарны в одном: появление немецкой автономии может привести к разрушению целостности их областных экономик.

Итак, к моменту, когда немецкое национальное движение созрело и был прямо поставлен вопрос о восстановлении АССР немцев Поволжья в прежних границах, это не стало неожиданностью для партийного и советского руководства Саратовской и Волгоградской областей. Они предполагали такое развитие событий и, более того, прорабатывали приемлемые для себя возможности его реализации. Наиболее интересным и реалистичным стал план создания немецкой автономной области в составе Саратовского края. Из разрабатывавшихся предложений видно, что руководители Саратовской и Волгоградской областей были готовы включить в эту область практически всю территорию бывшей Не-мреспублики и дополнительно территорию ряда районов, прилегающих к Казахстану. Сделанный нами вывод позволяет во многом по-новому оценить конфликтную ситуацию с «немецким вопросом», сложившуюся в Поволжье в конце 1980-х - начале 1990-х гг. В частности, можно подвергнуть сомнению тезис о «неконструктивности» позиции местных властей. Можно также говорить о серьезном просчете лидеров немецкого движения, не воспользовавшихся предоставленным им историческим шансом и не пожелавших рассматривать предложенный им компромисс.

1 Подробнее об этом см.: Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918 - 1941. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1994. Ч. 2. Автономная республика. 1924 - 1941. ( Гл. 4. Депортация). С. 281 - 328.
2 См.: История российских немцев в документах. М., 1993. С. 179.
3 См. История российских немцев в документах, М., 1993. С. 180 - 182, 185; Из истории немцев Казахстана. 1921 - 1975 гг.: Сб. документов. Алматы-Москва, 2000. С. 270 - 272; Из истории немцев Кыргызстана. 1917 - 1999.: Сб. документов. Беш-кек, 2000. С. 282 - 288.
4 См.: История российских немцев в документах. С. 190.
5 См.: Записка группы ответственных работников ЦК КПСС «Об образовании Немецкой автономной области». 1978. Август // История российских немцев в документах. С. 190 - 192.
6 После выхода постановления Политбюро ЦК КПСС от 31 мая 1979 г. «Об образовании немецкой автономной области» ЦК компартии Казахстана приступил к его реализации. Однако накануне официального объявления о создании немецкой автономной области в Целинограде 17-19 и 22 июня 1979 г. прошли массовые протестные выступления казахской молодежи, что и привело к отказу от плана создания Немецкой области в Казахстане. Подробнее см.: История российских немцев в документах. С. 192 - 197; Омаров М., Какен А. Познай себя: К вопросу о несостоявшейся немецкой автономии в Казахстане. Алматы: Аль-Фараби, 1998.
7 См.: Записка «О негативных проявлениях, имевших место в Целиноградской области» (ЦК КПСС) // История российских немцев в документах. С. 197.
8 Записка С. Цвигуна в ЦК КПСС «О распространении среди советских немцев автономистских материалов» // История российских немцев в документах. С.198.
9 См.: Государственный архив новейшей истории Саратовской области (далее - ГАНИСО).Ф.594. Оп. 47. Д. 96. Л.1.
10 См.: ГАНИСО.Ф.594. Оп. 47. Д. 96. Л.14.
11 См.: ГАНИСО.Ф.594. Оп. 47. Д. 96. Л.14.
12 См.: Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 9479. Оп. 1. Д. 9025. Л. 126.
13 См.: Герман А.А. Репрессии как неотъемлемый элемент политики большевистского режима по отношению к российским немцам // Наказанный народ: репрессии против российских немцев. М.: Звенья, 1999. С. 24.
14 См.: Линке Х.Г. Немецкий вопрос в российско-германских отношениях // Немцы России: Энциклопедия М., 2004. Т. 2: К-О. С. 650.
15См.: История российских немцев в документах. С. 200; Айсфельд А. Национальная политика РСДРП, РКП(б), ВКП(б), КПСС по отношению к немцам // Немцы России: Энциклопедия. М., 2004. Т. 2: К-О. С. 615 - 616.
16 См.: ГАНИСО.Ф.594. Оп. 47. Д. 96. Л.3.
17 Справка о совещании в ЦК КПСС 2.12.1985 г. // История российских немцев в документах. С. 215.
18 См.: Айсфельд А. Национальная политика РСДРП, РКП(б), ВКП (б), КПСС по отношению к немцам... С. 616.
19 См.: ГАНИСО.Ф.594. Оп. 47. Д. 96. Л.24.
20 См.: ГАНИСО.Ф.594. Оп. 47. Д. 96. Л.16.
21 См.: ГАНИСО.Ф.594. Оп. 47. Д. 96. Л.32-36; 39-41.
22 См.: Ханья С. От создания - к восстановлению: немецкая автономия в планах 1980-х годов // Ключевые проблемы истории российских немцев. М.: «МСНК-пресс», 2004. С. 146.
23 См.: Центр документации новейшей истории Волгоградской области ( ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 135. Д. 335. Л. 8.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты