Спросить
Войти

КОМПЛЕКС ЧАСОВЕН ПРИХОДА КАЗАНСКОГО ХРАМА С. ЗАОЗЕРЬЕ КАК ПРИМЕР ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КАЛЬВАРИЙ

Автор: указан в статье

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-12-17 УДК 271.2-523

Чернецова Светлана Борисовна

Член Ярославского областного отделения Русского географического общества, член ВООПИК, г. Ярославль

ch-sb@yandex.ru

КОМПЛЕКС ЧАСОВЕН ПРИХОДА КАЗАНСКОГО ХРАМА С. ЗАОЗЕРЬЕ КАК ПРИМЕР ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КАЛЬВАРИЙ

Статья посвящена часовенному феномену с. Заозерье, где в приход Казанского храма входило около двух десятков часовенных сооружений. Основное внимание в работе уделяется сбору утраченной информации обо всех часовнях комплекса, посвящению часовен, обрядности и традициях, связанных с ними. В России подобные комплексы не известны. В статье делается попытка поиска аналогов подобных комплексов на территории ближайших к России государств. В связи с этим автор рассматривает большие часовенные комплексы в Польше, известные как каль-варии (Голгофы). По сути, кальварии являются пространственными маркерами некоторых сюжетов страданий Иисуса Христа во время его крёстного пути. Некоторые из европейских кальварий посвящены исключительно Богородице. Усматривая явное сходство с европейскими кальвариями, посвященными Деве Марии, автор приходит к выводу, что в окрестностях Заозерья сложилась локальная традиция почитания Богородицы, которая изначально самым тесным образом была связана с источником «Плотницы».

Изучение часовенного комплекса прихода Казанского храма с. Заозерье (Угличский район Ярославской области) и поиск его ближайших аналогий вызвало затруднение, так как достоверных данных о наличии такого большого количества часовенных сооружений, относящихся к одному церковному приходу, в России просто нет [12, с. 66]. В сложившихся традициях Ярославской губернии ХУШ-Х1Х веков была распространена практика установки одной-двух часовен, относящихся к конкретным приходам сельских или городских церквей [11, с. 50]. Большое число церквей и храмов совсем не имело приписных часовен. На севере Ярославской губернии, где храмов было построено гораздо меньше, чем в южных уездах, их число в приходе могло доходить до пяти единиц. Самое большое число монастырских часовен в Ярославской губернии - семь сооружений - имел только Толгский женский монастырь. В целом ситуация с приписными часовнями в Ярославской губернии соответствует общей ситуации по России.

В тоже время известно, что в ближайших к России польских, белорусских и литовских землях в XVII в. начинают активно обустраиваться духовные комплексы, в которых количество часовенных сооружений могло достигать нескольких десятков . В данном случае речь идет о так называемых кальвариях - своеобразных пространственных имитациях палестинских святынь. Как правило, кальварии обустраивались на холмах или выраженных возвышенностях и состояли из большого центрального сооружения с крестом (распятием) на вершине холма и ряда небольших часовен. Эти часовенные сооружения, по сути, являлись станциями-маркерами различных сюжетов страданий Иисуса Христа во время его крёстного пути на Голгофу. Количество часовен в кальварии могло

варьироваться от нескольких единиц до нескольких десятков, но чаще всего строилось от 14 до 24 сооружений в одном комплексе. Определенный интерес представляет и вопрос об общей протяженности кальварийских комплексов на местности, так как многие по протяженности занимают пространство не более 7 км. Расстояние между станциями крестного пути, то есть часовнями, должно приблизительно соответствовать «иерусалимским реалиям» [15, с. 719].

Считается, что Русь до середины XVI века оставалась вне европейской традиции копирования святых мест [15, с. 720]. Первой русской каль-варией является Новый Иерусалим царя Алексея Михайловича, построенный на берегу реки Истра, которая позднее была переименована в Иордан [16, с. 281]. По мнению ряда исследователей, со времени строительства Воскресенского собора в Новом Иерусалиме в России постепенно начинает формироваться особый пассийный (от лат. раББЮ - страдание) культ, в котором в различных художественных, пластических или архитектурных формах отражается тема «страстей Господних» и последующего Светлого воскресения [16, с. 289].

Нельзя не отметить, что часовни-станции в европейских кальвариях не всегда были связаны только со страстями Христа во время его пути на Голгофу. Например, Кальвария Зебжидовская (Польша, г. Краков) насчитывает 52 станции-часовни, из которых 24 часовни посвящены исключительно Деве Марии и именуются как «тропки Марии» [18, с. 211]. Кальвария Пацловская на границе Польши и Украины (г. Перемышль) состоит из 41 станции-часовни, из которых 30 часовен составляют: «тропы Богоматери Скорбящей» (16 часовен) и «тропы Погребения и Вознесения Богородицы» (14 часовен). Главной святыней всего комплекса является чудотворная икона Богоматери Кальварийской

12

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

© Чернецова С.Б., 2019

Слушающей [1, с. 163]. Под «тропами» здесь так же, как и в Зебжидове, понимаются как сами часовни-станции, посвященные жизни Богоматери, так и названия богослужений, включающие прохождение этих троп с молитвами и размышлениями при каждом стоянии [1, с. 156].

В целом первоначальный характер польских кальварий начинает меняться в XVII веке с момента усиления культа Девы Марии, связанного с появлением чудотворных явленных икон Бо-жией Матери в Речи Посполитой. В некоторых польских кальвария (Зебжидова, Пацлавская, гура Кальвария) марианский культ даже начинает доминировать над страстями Христа [17, с. 214-215]. Исторически сложившиеся марианские кальва-рии в Польше делятся на два типа: как культовые центры на месте ранее существовавших святилищ и вновь построенные кальварии [17, с. 214]. В этих комплексах форма почитания Божией Матери строится на основе прохождения трех «троп», связанных со скорбью Девы Марии по сыну, успением и погребением Богородицы и ее триумфом (вознесением) [17, с. 216].

Некоторые кальварийские сюжеты, связанные со страстным циклом Иисуса Христа, имеются и на территории Ярославской земли, например в росписях некоторых церквей Ростова Великого: Воскресения, Иоанна Богослова (1670-1680 гг.), Спаса на Торгу (1690-е гг.) [16, с. 276-277]. Но данных о наличии в России полноценных кальварийских часовенных комплексов нет. В тоже время нельзя полностью исключать проникновение в Россию некоторых европейских католических духовных тенденций XVII века, поскольку есть мнение, что к строительству Нового Иерусалима Алексей Михайлович приступил именно под впечатлением от польских и литовских кальварий [10, с. 389; 14, с. 66-67]. В целом стоит отметить, что именно Польша в XVII веке становится одной из ведущих европейских стран по количеству построенных и строящихся кальварий, где эта традиция только усилилась в XIX и начале XX века [19, с. 104-105].

Единственный документальный источник, из которого нам стало известно о большой группе деревянных часовен, сосредоточенных в округе большого села Заозерье Угличского уезда - небольшая брошюра священника А. Миролюбова «Летопись села Заозерья», вышедшая в 1913 году небольшим тиражом в угличской типографии И.А. Дикаре-ва [5]. Не совсем понятен тот факт, что в детальной работе К.Г. Рыбина «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», вышедшей на пять лет раньше «Летописи...», нет даже упоминания о часовнях Заозерья, хотя эта работа отличается особой скрупулёзностью именно в части фиксации часовен, приписанных к разным храмам и монастырям [8]. Итак, по свидетельству А. Миролюбова, в приход Казанского храма села Заозерье, куда входило двадцать деревень, были установлены шестнадцать деревянных часовен. Ещё несколько часовен прихода находились в самом селе Заозерье. Одна из них - каменная, так называемая Александровская. Первоначально она была деревянной и располагалась непосредственно в ограде Казанского храма. Самая известная заозерская часовня - часовня Плотицы (Плотницы) - расположена в одной версте от села1. Таким образом, общее количество часовен, относящихся к приходу Казанского храма, - не меньше 18 сооружений.

Расположение всех часовен Казанского прихода имеет вытянутое направление в форме «петли» к северу и северу-востоку от села Заозерье2. Часовни были установлены в населенных пунктах вдоль больших и значимых дорог на г. Углич и село Ильинское. Часовенных сооружений в южном и западном направлении от села практически нет. Самые дальние часовни были установлены в 7 км от села в деревнях Аверинская, Осиновка, Инобожь и Лисьи Ямы. При этом необходимо заметить, что в топографическом плане часовни в д. Аверинская и д. Осиновка были установлены на доминирующих по высоте точках местности.

Большая часть всех часовен Казанского прихода села Заозерье посвящена Богородице. Главная икона в этих часовнях, так же как и главный «престольный» деревенский праздник, были посвящены одному из ее образов. Большинство главных часовенных икон принадлежат к так называемому типу «Умиление» (Елеуса), одному из самых распространённых и самых любимых в народе. На иконах Богоматери Смоленской (д. Иваново, д. Отруднево) и Богоматери Казанской (д. Андре-ево, с. Заозерье) Богородица держит Иисуса на левой руке, а на иконе Божья Матерь Донская (д. Тер-пенка, д. Лисьи Ямы) Богомладенец расположен на правой руке.

Еще один образ Богоматери - «Умиление-Ростовская», или «Богородица с яблочком», занимал в Заозерье совершенно особое место. Сам оригинал этой иконы находился в церкви Благовещения в г. Ростов Великий. После истории 1910 г., связанной с чудесным исцелением 10-летней девочки, икона стала чрезвычайно популярна и почитаема в народе. Список с новоявленной чудотворной иконы специально для Заозерья был выполнен иеромонахом Аврамиева Ростовского монастыря о. Антонием, который был уроженцем Заозерья. В 1913 г. (21 апреля) эта икона была торжественно встречена заозерцами на дороге из Ростова Великого и с большими почестями пронесена по всем деревням прихода. Навстречу процессии с иконой из с. Заозерье вышел крестный ход. Встреча произошла в поле между Заозерьем и д. Федяково, где был отслужен молебен [4, с. 4-5]. После того как икона заняла свое постоянное место в Казанском храме, было принято решение каждое воскресенье

служить ей молебен с освящением воды, которою приносили домой и для лечения больных3.

Часовни деревень д. Вяльково и д. Федяково были освящены в честь образа Божией Матери, именуемого Троеручницей (Троеручицей), относящейся к совершенно иному типу византийской иконографии - Богородицы «Одигитрии» (Путе-водительницы). В нижней части «Троеручицы» имеется изображение отрубленной руки известного защитника православия преподобного Иоанна Дамаскина, сделанное из серебра, откуда икона и получила свое имя. В народном сознании икона «Троеручицы» тесно связана с праздником Преполовения Пятидесятницы, который являлся одним из главных церковных праздников в с. Заозерье. Здесь до пожара 1896 г. важным и центральным элементом церковного богослужения был крестных ход и большой водосвятный молебен на источнике Плотницы. По сути, Преполовение Пятидесятницы является одним их древнейших христианских праздников, который отмечается между Пасхой и Троицей. Считается, что праздник установлен в ознаменование благодати Святого Духа, которую Христос сравнил с водой, дарующей жизнь всем, кто жаждет спасения. Исследователи отмечают, что истинное церковное значение праздника в народе мало кто понимал. В народе также устоялось мнение, что Преполовение - праздник преимущественно женский. Есть определенная взаимосвязь праздника Преполовения с образом Богоматери «Троеручица». В некоторых местах бытовала легенда, объясняющая происхождение праздника тем, что во время преследования Богородицы шайкой разбойников ей пришлось переплыть реку с Богомладенцем на руках. Поскольку с ребенком грести одной рукой и плыть было трудно, она взмолилась своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу» [9]. Младенец услышал, появилась у нее третья рука, и Богородица благополучно достигла берега. Название «преполовение» народная этимология здесь связывает со словом «переплывание». Подтверждением легенды, в глазах крестьян, была икона Богоматери Троеручицы [9].

Безусловно, что и широкое распространение в окрестностях с. Заозерье почитания образа Богородицы «Троеручница» также связано с деятельностью Алексея Михайловича, и началось здесь никак не ранее конца XVII века, поскольку в Россию первый список иконы «Троеручицы» был привезен в 1661 году патриархом Никоном для Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

Другие часовни прихода, даже если они не имеют прямого посвящения одному из образов Богородицы, тем не менее были тесно связаны с ней. Так, в д. Осиновка часовня была посвящена Сергию Радонежкому, но главная икона часовни - «Явление Божией Матери преподобному Сергию».

Для понимания духовных процессов, проходивших в с. Заозерье, необходимо более подробно рассмотреть ситуацию, связанную с формированием часовенного комплекса в этом месте. В писцовой книге Переславль-Залесского уезда 1629-1630 гг. упоминаются две древние церкви с. Заозерья: «...церков Кирила архиепискупа Александрийского... древяна клетцки с папиртью, да приделю великой Христовы мученицы Парасковеи, наречен-ныю Пятницы» и «.церков Николы чюдотворца, да в пределех Бориса и Глеба, да Петра Александрийского сожгли черкасы» [6]. Возведение нового Казанского храма было начато в 1730 г. по указу Правительствующего синода. Спустя сорок лет, по завершению строительства, храм приобретает два придела: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. Пророка Илии. По всей видимости, часовенный комплекс Казанского прихода окончательно сформировался не ранее 1770 года, когда была упразднена Никольская церковь в сожженном поляками соседнем с. Николо-Бортники, после чего две часовни в Терпенке и Харлово, которые ранее входили в приход Николо-Бортников, скорее всего, перешли к Казанскому храму. По времени это совпадает с устройством Никольского придела.

До настоящего времени сохранилось только две старые часовни: каменная «Александровская» в Заозерье и часовня в д. Адреевка(цево), в которой сохранился большой деревянный киот от иконы Казанской Божией Матери. На задней поверхности киота имеется запись: «1875 г. 9 июля усердием построена сия Часовня Икона деревни Андреевки бывшим здешним крестьянином, а ныне московским купцом Петром Максимовичем и Иоанном Васильевичем Боталовыми». Кроме них вполне уместно говорить и о сохранении старой часовни из д. Осиновки, имевшей посвящение Сергию Радонежскому. Следует отметить, что обе часовни (в Андреевке и в Осиновке) чрезвычайно похожи друг на друга - это традиционные 4-стенные обшитые досками сооружения из бруса под 4-скатными крышами без выноса крыльца. Количество венцов в срубах не превышает 12 штук. К концу 90-х гг. ХХ в. часовня в Осиновке находилась в полностью разрушенном состоянии, после чего сваленные брусья старой часовни были перевезены в с. Учма (Мышкинский район Ярославской области). В с. Учма она была восстановлена В.Г. Смирновым на территории Музея истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни. В самой д. Осиновке на месте установки старой разрушенной часовни в 2014 г. была заново построена деревянная часовня с тем же посвящением.

Обращает на себя внимание интересный способ оформления (зонирования) места расположения старой часовни в центре д. Осиновки, где по четырем углам сооружения куртинами растут липы, высаженные «букетным» способом по

2-3 дерева в одну яму. Возраст лип определяется в 120-150 лет. Такой способ посадки деревьев был весьма характерен для пейзажного стиля в садово-парковом искусстве XIX века в обеих столицах и других крупных российских городах. В частности, так же в одну яму высаживались деревья во время работ по перепланировке Михайловского сада в 1824-1826 гг. в Санкт-Петербурге. Возможно, что здесь, в Осиновке, в такой форме посадки деревьев сказывается прямое или косвенное влияние земляка Якова Щукина, создателя и устроителя знаменитого сада «Эрмитаж» в Москве4. Воспоминания его вдовы прямо указывают на то, что все земляные и проектировочные работы в саду «Эрмитаж», равно как и все земляные работы по благоустройству Заозерья в конце XIX - начале ХХ в., проводились при непосредственном участии самого Якова Щукина [3, с. 111].

Достоверно известно, что две деревянные часовни в д. Аверинская и д. Терпенка были «круглыми», то есть 8-стенными под 8-скатными крышами. Следует обратить внимание, что в христианской традиции число 8 является числом-символом Воскресения. Среди традиционных форм часовен восьмигранные встречаются крайне редко, что подчеркивает их особый статус [14, с. 68]. Часовня в Терпенке была посвящена иконе «Божья матерь Донская». Престольный праздник здесь отмечался 19 августа (1 сентября по н. с.). Посвящение часовни в д. Аверинская установить уже не удалось ввиду отсутствия старожилов.

Возможно, что местная локальная традиция почитания Богородицы изначально была самым тесным образом была связана с источником Плот-ницы. По сути, этот источник - главная святыня всей сельской округи и прихода. Вообще, вся имеющаяся скудная информация, связанная с самой первой деревянной часовней «Плотицы», представляется весьма неоднозначной. Время её установки неизвестно. Посвящение установить тоже невозможно, так как древняя часовня сгорела в 1896 г. Все предания, сохранившиеся в округе, связывают возведение первой деревянной часовни над родником с чудесным явлением иконы Богородицы местному молодому пастуху, который пришёл на родник напиться воды. В народе родник почитался и почитается до сих пор как святой и целебный. С большой долей уверенности можно утверждать, что изначально «Плотницы» были посвящены именно Богородице.

На пасхальной неделе 1898 г. пожар уничтожил старую часовню, а спустя год над источником была установлена каменная часовня. Она получила совершенно новое посвящение в память священного коронования государя императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Строительство велось уже в строгом соответствии со строительным регламентом того времени [2].

В начале ХХ в. в нескольких десятках метров от часовни был выстроен деревянный дом, в котором поселились две монахини, следившие за часовней и источником. По всей видимости, именно их влияние в немалой степени способствовало длительному сохранению «статуса» родника как святого и лечебного. В воспоминаниях местных жителей до сих пор фигурируют эпизоды, связанные с бытованием легенд либо не имеющих конкретных пер-сонификаций5, или же напрямую связанных с чудесным исцелением конкретных родственников6. Место «дома монахинь» до сих пор маркируют две высокие старые ели, которые были высажены рядом с их жилищем на источнике. В 1942 году каменная часовня была закрыта, а впоследствии разрушена. Вплоть до конца прошлого десятилетия на месте каменной часовни стоял навес из досок под крышей, а сам источник был оформлен в небольшой деревянный сруб. Новая деревянная часовня на этом месте была выстроена только в 2008 году. При этом она уже в третий раз «поменяла» свое сакральное посвящение и была освящена в память Святых Царственных Страстотерпцев.

Водосвятные молебны и крестные ходы на источник «Плотницы» до 1896 г. кроме праздника Преполовения Пятидсятницы проводились также накануне Крещения - 6/19 января, «на Егория» -23 апреля и во время празднования Происхождения (Изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня - 1/14 августа. Кроме этого, в Заозерье проводились и другие крестные ходы, в которых часовня и источник на «Плотницах» задействованы не были.

Подробное описание икон, находящихся в иконостасах Казанского храма, оставленное А. Миро-любовым, обращает на себя внимание тем, что:

1. Одновременно в храме было размещено более 20 разных типов образов Богородицы.
2. Такие иконы с образами Божией Матери, как «Казанская», «Живоносный источник», «Владимирская», «Троеручица», «Иверская» и «Смоленская», присутствовали сразу в нескольких вариантах.
3. Общее количество икон Богородицы в Казанском храме превышает 40 экземпляров.
4. Встречаются достаточно редкие для ярославской земли иконы, такие как Божия Матерь «Чен-стоховская», Божия Матерь «Экономисса Афонская» и др.
5. Многие иконы Казанского храма отражают земной путь Богородицы.
6. Большинство часовен прихода в своем посвящении перекликаются с иконами Казанского храма.

Сложившаяся духовно-историческая традиция в с. Заозерье и его окрестностях не может не наталкивать на мысль о формировании здесь особой местной локальной традиции почитания Богородицы, которая изначально самым тесным образом была связана с источником Плотницы на истоке

р. Устье. Явление иконы Богородицы пастуху воспринималось и воспринимается как божественное знамение или чудо. По сути, это событие или легенда формирует сакральную среду с. Заозерья в виде некой пространственной духовной структуры, в формировании которой явно прослеживаются некоторые тенденции европейской традиции строительства кальварий, хотя в посвящении часовен Казанского прихода нет сюжетов страстного пути Христа. Можно предположить, что в Заозерье мы имеем дело с духовным комплексом, который складывался в традициях строительства кальварий, что проявилось в форме организации сакрального пространства, но не в его сути. Спонтанно сложившаяся локальная форма с годами только расширила свою территорию за счет новых деревень разрастающегося прихода, о чем непосредственным образом свидетельствует карта расположения часовен в приходе Заозерья.

Примечания

1 Имеющиеся старые фотографии улиц Заозерья начала ХХ в. позволяют сделать вывод о том, что фактическое количество часовен в самом Заозерье было больше, но достоверных данных о принадлежности их к приходу Казанского храма нет.
2 На аналогичное расположение часовен-станций в форме «петли» в польской Кальварии Зеб-жидова указывает, в частности, исследовательница Эльжбета Бильска [17, 18].
3 Оригинал иконы «Умиление-Ростовская» был выполнен во второй половине XIX в. на доске в технике масляной живописи. Сам список является более ранним и наиболее адаптированным воспроизведением иконы Богоматери Балыкинской, являющейся, в свою очередь, радикальной переработкой ренессансного итальянского оригинала [7, с. 244].
4 Яков Васильевич Щукин - уроженец соседнего с. Вяльково. Разбогатев, он в 1868 г. перевез семью родителей в с. Заозерье.
5 Предание, записанное и художественно обработанное школьниками-краеведами с. Заозерье в рамках подготовки исследовательского проекта в 2008 г.: «... родился младенец пола мужского и всем был хорош и здоров, но вот говорить не умел. И посоветовали матери снести его на «Плот-ницу» к монахиням. Пошла мать, в часовне помолилась, водицей святою умылась, водицы попила и сына попоила. А к вечеру, на закате, домой воротилась, сына спать уложила, а сама на ночь помолилась. А наутро в ясный день сыночек слово промолвил» [13].
6 Так, в частности, местная жительница Т. 1960 г. р., уроженка с. Бронники, рассказала, что её отец во младенчестве имел проблемы с ногами, отчего долго не мог пойти. По совету одной из монашек мать посадила его в мешок и «на закорках» трижды обошла с ним вокруг источника «Плотницы», после чего напоила водой из родника. После этого мальчик полностью излечился.

Библиографический список

1. Баранецка-Ольшевска К. Управление чувственными формами: оптимизация, максимизация и эффективность. Торжество в Кальварии Пацлав-ской // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2016. - № 3 (34). - С. 148-171.
2. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф. 80. - Оп. 1. - Д. 1206 «Дело о разрешении построения каменной часовни в с. Заозерье».
3. Ерохина Т. С самой правдивой стороны // Углече поле: литературно-художественный альманах (приложение к «Угличской газете»). - Ярославль: Печатный двор, 2016. - № 29. - С. 110-121.
4. Миролюбов М.А. Перенесение и встреча иконы «Умиления Пресвятой Богородицы» в село Заозерье из Ростова Великого. - Углич: Типография И. А. Дикарева, 1914.
5. Миролюбов М.А. Летопись села Заозерья. -Углич: Типография И.А. Дикарева, 1913.
6. Писцовая книга Переславль-Залесского уезда // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 1209. - Оп. 1. - Д. 7646. - Л. 219 об.
7. Пуцко В.Г. Об иконографическом прототипе иконы Богоматери Умиление-Ростовская // История и культура Ростовской земли, 2002. - Ростов, 2003. - С. 244-251.
8. Рыбин К.Г. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: Типографии губернской земской управы, 1908.
9. Преполовение [Электронный ресурс] // Российский этнографический музей. - Режим доступа: http://old.ethnomuseum.ru/prepolovenie (дата обращения: 02.07.2019).
10. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. - М; Л.: Академия, 1934. - С. 389.
11. Чернецова С.Б. Традиции часовенного строительства в центральных и северных уездах Ярославской губернии // Казанская наука. - Казань, 2014. - № 9. - С. 50-53.
12. Чернецова С.Б. Часовенный феномен // Углече поле: литературно-художественный альманах (приложение к «Угличской газете»). - Ярославль: Печатный двор, 2016. - № 29. - С. 66-75.
13. Яблокова Н.А. Святой источник - Плотни-ца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// chtenie-21.ru/blogs/102/1020 (дата обращения: 02.07.2019).
14. Яворская С.Л., Яворская Т.Л. Святыни Литвы: Лестница страстей Христовых и место явления Пресвятой Девы Марии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2011. - Т. 29, № 3-4. - С. 66-75.
15. Яворская С.Л. Шумаевский крест. Врата Сиона // Дом Бурганова: Пространство культуры. -2009. - № 4. - С. 110-116, 719.
16. Яворская С.Л. Кальварии царя Алексея Михайловича (К опыту кальварийского строительства в России) // Проблемы российской истории. -2012. - № 1 (11). - С. 275-294.
17. Bilska Е. Przemiany kulturowych i religijnych funkcji kalwarii w Polsce // Przestrzen i sacrum. Geografia kultury religijnej w Polsce i jej przemiany w okresie od XVII do XX w. na przykladzie osrodkow kultu i migracji pielgrzymkowych. - Krakow: Instytut Geografii Uniwersytetu Jagiellonskiego, 1996. -S. 201-220.
18. Bilska Е. Kalwaria Zebrzydowska jako wzor dla innych kalwarii na ziemiach polskich [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. academia.edu/9991041/Kalwaria_Zebrzydowska_ jako_wz%C3%B3r_dla_innych_kalwarii_na_ ziemiach_polskich (дата обращения: 02.07.2019).
19. Ziarkowski D. Polskie kalwarie jako wyraz ksztaltowania krajobrazu sakralnego w epoce nowozytnej // Krajobraz sakralny / Jozef Partyka (red.). - Krakow; Lwow, 2014. - S. 99-114.

References

1. Baranecka-Ol&shevska K. Upravlenie chuvstvennymi formami: optimizaciya, maksimizaciya i effektivnost&. Torzhestvo v Kal&varii Paclavskoj // Gosudarstvo, religiya, cerkov& v Rossii i za rubezhom. -2016. - № 3 (34). - S. 148-171.
2. Gosudarstvennyj arhiv YAroslavskoj oblasti (GAYAO). - F. 80. - Op. 1. - D. 1206 «Delo o razreshenii postroeniya kamennoj chasovni v s. Zaozer&e».
3. Erohina T. S samoj pravdivoj storony // Ugleche pole: literaturno-hudozhestvennyj al&manah (prilozhenie k «Uglichskoj gazete»). - YAroslavl&: Pechatnyj dvor, 2016. - № 29. - S. 110-121.
4. Mirolyubov M.A. Perenesenie i vstrecha ikony «Umileniya Presvyatoj Bogorodicy» v selo Zaozer&e iz Rostova Velikogo. - Uglich: Tipografiya I.A. Dikareva, 1914.
5. Mirolyubov M.A. Letopis& sela Zaozer&ya. -Uglich: Tipografiya I.A. Dikareva, 1913.
6. Piscovaya kniga Pereslavl&-Zalesskogo uezda // Rossijskij gosudarstvennyj arhiv drevnih aktov (RGADA). - F. 1209. - Op. 1. - D. 7646. - L. 219 ob.
7. Pucko V.G. Ob ikonograficheskom prototipe ikony Bogomateri Umilenie-Rostovskaya // Istoriya i kul&tura Rostovskoj zemli, 2002. - Rostov, 2003. -S. 244-251.
8. Rybin K.G. Kratkie svedeniya o monastyryah i cerkvah YAroslavskoj eparhii. - YAroslavl&: Tipografii gubernskoj zemskoj upravy, 1908.
9. Prepolovenie [Elektronnyj resurs] // Rossijskij etnograficheskij muzej. - Rezhim dostupa: http://old. ethnomuseum.ru/prepolovenie (data obrashcheniya: 02.07.2019).
10. Sobolev N.N. Russkaya narodnaya rez&ba po derevu. - M; L.: Akademiya, 1934. - S. 389.
11. CHernecova S.B. Tradicii chasovennogo stroitel&stva v central&nyh i severnyh uezdah YAroslavskoj gubernii // Kazanskaya nauka. - Kazan&, 2014. - № 9. - S. 50-53.
12. CHernecova S.B. CHasovennyj fenomen // Ugleche pole: literaturno-hudozhestvennyj al&manah (prilozhenie k «Uglichskoj gazete»). - YAroslavl&: Pechatnyj dvor, 2016. - № 29. - S. 66-75.
13. YAblokova N.A. Svyatoj istochnik - Plotnica [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://chtenie-21. ru/blogs/102/1020 (data obrashcheniya: 02.07.2019).
14. YAvorskaya S.L., YAvorskaya T.L. Svyatyni Litvy: Lestnica strastej Hristovyh i mesto yavleniya Presvyatoj Devy Marii // Gosudarstvo, religiya, Cerkov& v Rossii i za rubezhom. - 2011. - T. 29, № 3-4. - S. 66-75.
15. YAvorskaya S.L. SHumaevskij krest. Vrata Siona // Dom Burganova: Prostranstvo kul&tury. -2009. - № 4. - S. 110-116, 719.
16. YAvorskaya S.L. Kal&varii carya Alekseya Mihajlovicha (K opytu kal&varijskogo stroitel&stva v Rossii) // Problemy rossijskoj istorii. - 2012. -№ 1 (11). - S. 275-294.
17. Bilska E. Przemiany kulturowych i religijnych funkcji kalwarii w Polsce // Przestrzen i sacrum. Geografia kultury religijnej w Polsce i jej przemiany w okresie od XVII do XX w. na przykladzie osrodkow kultu i migracji pielgrzymkowych. - Krakow: Instytut Geografii Uniwersytetu Jagiellonskiego, 1996. -S. 201-220.
18. Bilska E. Kalwaria Zebrzydowska jako wzor dla innych kalwarii na ziemiach polskich [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.academia. edu/9991041/Kalwaria_Zebrzydowska_jako_ wz%C3%B3r_dla_innych_kalwarii_na_ziemiach_ polskich (data obrashcheniya: 02.07.2019).
19. Ziarkowski D. Polskie kalwarie jako wyraz ksztaltowania krajobrazu sakralnego w epoce nowozytnej // Krajobraz sakralny / Jozef Partyka (red.). - Krakow; Lwow, 2014. - S. 99-114.
СВЯЩЕННЫЙ ПЕЙЗАЖ КАЛЬВАРИИ САКРАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА ЧАСОВНИ СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ДЕВА МАРИЯ sacred landscape calvaries sacred architecture chapels
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты