РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-12-17 УДК 271.2-523
Чернецова Светлана Борисовна
Член Ярославского областного отделения Русского географического общества, член ВООПИК, г. Ярославль
ch-sb@yandex.ru
КОМПЛЕКС ЧАСОВЕН ПРИХОДА КАЗАНСКОГО ХРАМА С. ЗАОЗЕРЬЕ КАК ПРИМЕР ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА КАЛЬВАРИЙ
Статья посвящена часовенному феномену с. Заозерье, где в приход Казанского храма входило около двух десятков часовенных сооружений. Основное внимание в работе уделяется сбору утраченной информации обо всех часовнях комплекса, посвящению часовен, обрядности и традициях, связанных с ними. В России подобные комплексы не известны. В статье делается попытка поиска аналогов подобных комплексов на территории ближайших к России государств. В связи с этим автор рассматривает большие часовенные комплексы в Польше, известные как каль-варии (Голгофы). По сути, кальварии являются пространственными маркерами некоторых сюжетов страданий Иисуса Христа во время его крёстного пути. Некоторые из европейских кальварий посвящены исключительно Богородице. Усматривая явное сходство с европейскими кальвариями, посвященными Деве Марии, автор приходит к выводу, что в окрестностях Заозерья сложилась локальная традиция почитания Богородицы, которая изначально самым тесным образом была связана с источником «Плотницы».
Изучение часовенного комплекса прихода Казанского храма с. Заозерье (Угличский район Ярославской области) и поиск его ближайших аналогий вызвало затруднение, так как достоверных данных о наличии такого большого количества часовенных сооружений, относящихся к одному церковному приходу, в России просто нет [12, с. 66]. В сложившихся традициях Ярославской губернии ХУШ-Х1Х веков была распространена практика установки одной-двух часовен, относящихся к конкретным приходам сельских или городских церквей [11, с. 50]. Большое число церквей и храмов совсем не имело приписных часовен. На севере Ярославской губернии, где храмов было построено гораздо меньше, чем в южных уездах, их число в приходе могло доходить до пяти единиц. Самое большое число монастырских часовен в Ярославской губернии - семь сооружений - имел только Толгский женский монастырь. В целом ситуация с приписными часовнями в Ярославской губернии соответствует общей ситуации по России.
В тоже время известно, что в ближайших к России польских, белорусских и литовских землях в XVII в. начинают активно обустраиваться духовные комплексы, в которых количество часовенных сооружений могло достигать нескольких десятков . В данном случае речь идет о так называемых кальвариях - своеобразных пространственных имитациях палестинских святынь. Как правило, кальварии обустраивались на холмах или выраженных возвышенностях и состояли из большого центрального сооружения с крестом (распятием) на вершине холма и ряда небольших часовен. Эти часовенные сооружения, по сути, являлись станциями-маркерами различных сюжетов страданий Иисуса Христа во время его крёстного пути на Голгофу. Количество часовен в кальварии могло
варьироваться от нескольких единиц до нескольких десятков, но чаще всего строилось от 14 до 24 сооружений в одном комплексе. Определенный интерес представляет и вопрос об общей протяженности кальварийских комплексов на местности, так как многие по протяженности занимают пространство не более 7 км. Расстояние между станциями крестного пути, то есть часовнями, должно приблизительно соответствовать «иерусалимским реалиям» [15, с. 719].
Считается, что Русь до середины XVI века оставалась вне европейской традиции копирования святых мест [15, с. 720]. Первой русской каль-варией является Новый Иерусалим царя Алексея Михайловича, построенный на берегу реки Истра, которая позднее была переименована в Иордан [16, с. 281]. По мнению ряда исследователей, со времени строительства Воскресенского собора в Новом Иерусалиме в России постепенно начинает формироваться особый пассийный (от лат. раББЮ - страдание) культ, в котором в различных художественных, пластических или архитектурных формах отражается тема «страстей Господних» и последующего Светлого воскресения [16, с. 289].
Нельзя не отметить, что часовни-станции в европейских кальвариях не всегда были связаны только со страстями Христа во время его пути на Голгофу. Например, Кальвария Зебжидовская (Польша, г. Краков) насчитывает 52 станции-часовни, из которых 24 часовни посвящены исключительно Деве Марии и именуются как «тропки Марии» [18, с. 211]. Кальвария Пацловская на границе Польши и Украины (г. Перемышль) состоит из 41 станции-часовни, из которых 30 часовен составляют: «тропы Богоматери Скорбящей» (16 часовен) и «тропы Погребения и Вознесения Богородицы» (14 часовен). Главной святыней всего комплекса является чудотворная икона Богоматери Кальварийской
Вестник КГУ ^ № 3. 2019
© Чернецова С.Б., 2019
Слушающей [1, с. 163]. Под «тропами» здесь так же, как и в Зебжидове, понимаются как сами часовни-станции, посвященные жизни Богоматери, так и названия богослужений, включающие прохождение этих троп с молитвами и размышлениями при каждом стоянии [1, с. 156].
В целом первоначальный характер польских кальварий начинает меняться в XVII веке с момента усиления культа Девы Марии, связанного с появлением чудотворных явленных икон Бо-жией Матери в Речи Посполитой. В некоторых польских кальвария (Зебжидова, Пацлавская, гура Кальвария) марианский культ даже начинает доминировать над страстями Христа [17, с. 214-215]. Исторически сложившиеся марианские кальва-рии в Польше делятся на два типа: как культовые центры на месте ранее существовавших святилищ и вновь построенные кальварии [17, с. 214]. В этих комплексах форма почитания Божией Матери строится на основе прохождения трех «троп», связанных со скорбью Девы Марии по сыну, успением и погребением Богородицы и ее триумфом (вознесением) [17, с. 216].
Некоторые кальварийские сюжеты, связанные со страстным циклом Иисуса Христа, имеются и на территории Ярославской земли, например в росписях некоторых церквей Ростова Великого: Воскресения, Иоанна Богослова (1670-1680 гг.), Спаса на Торгу (1690-е гг.) [16, с. 276-277]. Но данных о наличии в России полноценных кальварийских часовенных комплексов нет. В тоже время нельзя полностью исключать проникновение в Россию некоторых европейских католических духовных тенденций XVII века, поскольку есть мнение, что к строительству Нового Иерусалима Алексей Михайлович приступил именно под впечатлением от польских и литовских кальварий [10, с. 389; 14, с. 66-67]. В целом стоит отметить, что именно Польша в XVII веке становится одной из ведущих европейских стран по количеству построенных и строящихся кальварий, где эта традиция только усилилась в XIX и начале XX века [19, с. 104-105].
Единственный документальный источник, из которого нам стало известно о большой группе деревянных часовен, сосредоточенных в округе большого села Заозерье Угличского уезда - небольшая брошюра священника А. Миролюбова «Летопись села Заозерья», вышедшая в 1913 году небольшим тиражом в угличской типографии И.А. Дикаре-ва [5]. Не совсем понятен тот факт, что в детальной работе К.Г. Рыбина «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», вышедшей на пять лет раньше «Летописи...», нет даже упоминания о часовнях Заозерья, хотя эта работа отличается особой скрупулёзностью именно в части фиксации часовен, приписанных к разным храмам и монастырям [8]. Итак, по свидетельству А. Миролюбова, в приход Казанского храма села Заозерье, куда входило двадцать деревень, были установлены шестнадцать деревянных часовен. Ещё несколько часовен прихода находились в самом селе Заозерье. Одна из них - каменная, так называемая Александровская. Первоначально она была деревянной и располагалась непосредственно в ограде Казанского храма. Самая известная заозерская часовня - часовня Плотицы (Плотницы) - расположена в одной версте от села1. Таким образом, общее количество часовен, относящихся к приходу Казанского храма, - не меньше 18 сооружений.
Расположение всех часовен Казанского прихода имеет вытянутое направление в форме «петли» к северу и северу-востоку от села Заозерье2. Часовни были установлены в населенных пунктах вдоль больших и значимых дорог на г. Углич и село Ильинское. Часовенных сооружений в южном и западном направлении от села практически нет. Самые дальние часовни были установлены в 7 км от села в деревнях Аверинская, Осиновка, Инобожь и Лисьи Ямы. При этом необходимо заметить, что в топографическом плане часовни в д. Аверинская и д. Осиновка были установлены на доминирующих по высоте точках местности.
Большая часть всех часовен Казанского прихода села Заозерье посвящена Богородице. Главная икона в этих часовнях, так же как и главный «престольный» деревенский праздник, были посвящены одному из ее образов. Большинство главных часовенных икон принадлежат к так называемому типу «Умиление» (Елеуса), одному из самых распространённых и самых любимых в народе. На иконах Богоматери Смоленской (д. Иваново, д. Отруднево) и Богоматери Казанской (д. Андре-ево, с. Заозерье) Богородица держит Иисуса на левой руке, а на иконе Божья Матерь Донская (д. Тер-пенка, д. Лисьи Ямы) Богомладенец расположен на правой руке.
Еще один образ Богоматери - «Умиление-Ростовская», или «Богородица с яблочком», занимал в Заозерье совершенно особое место. Сам оригинал этой иконы находился в церкви Благовещения в г. Ростов Великий. После истории 1910 г., связанной с чудесным исцелением 10-летней девочки, икона стала чрезвычайно популярна и почитаема в народе. Список с новоявленной чудотворной иконы специально для Заозерья был выполнен иеромонахом Аврамиева Ростовского монастыря о. Антонием, который был уроженцем Заозерья. В 1913 г. (21 апреля) эта икона была торжественно встречена заозерцами на дороге из Ростова Великого и с большими почестями пронесена по всем деревням прихода. Навстречу процессии с иконой из с. Заозерье вышел крестный ход. Встреча произошла в поле между Заозерьем и д. Федяково, где был отслужен молебен [4, с. 4-5]. После того как икона заняла свое постоянное место в Казанском храме, было принято решение каждое воскресенье
служить ей молебен с освящением воды, которою приносили домой и для лечения больных3.
Часовни деревень д. Вяльково и д. Федяково были освящены в честь образа Божией Матери, именуемого Троеручницей (Троеручицей), относящейся к совершенно иному типу византийской иконографии - Богородицы «Одигитрии» (Путе-водительницы). В нижней части «Троеручицы» имеется изображение отрубленной руки известного защитника православия преподобного Иоанна Дамаскина, сделанное из серебра, откуда икона и получила свое имя. В народном сознании икона «Троеручицы» тесно связана с праздником Преполовения Пятидесятницы, который являлся одним из главных церковных праздников в с. Заозерье. Здесь до пожара 1896 г. важным и центральным элементом церковного богослужения был крестных ход и большой водосвятный молебен на источнике Плотницы. По сути, Преполовение Пятидесятницы является одним их древнейших христианских праздников, который отмечается между Пасхой и Троицей. Считается, что праздник установлен в ознаменование благодати Святого Духа, которую Христос сравнил с водой, дарующей жизнь всем, кто жаждет спасения. Исследователи отмечают, что истинное церковное значение праздника в народе мало кто понимал. В народе также устоялось мнение, что Преполовение - праздник преимущественно женский. Есть определенная взаимосвязь праздника Преполовения с образом Богоматери «Троеручица». В некоторых местах бытовала легенда, объясняющая происхождение праздника тем, что во время преследования Богородицы шайкой разбойников ей пришлось переплыть реку с Богомладенцем на руках. Поскольку с ребенком грести одной рукой и плыть было трудно, она взмолилась своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу» [9]. Младенец услышал, появилась у нее третья рука, и Богородица благополучно достигла берега. Название «преполовение» народная этимология здесь связывает со словом «переплывание». Подтверждением легенды, в глазах крестьян, была икона Богоматери Троеручицы [9].
Безусловно, что и широкое распространение в окрестностях с. Заозерье почитания образа Богородицы «Троеручница» также связано с деятельностью Алексея Михайловича, и началось здесь никак не ранее конца XVII века, поскольку в Россию первый список иконы «Троеручицы» был привезен в 1661 году патриархом Никоном для Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.
Другие часовни прихода, даже если они не имеют прямого посвящения одному из образов Богородицы, тем не менее были тесно связаны с ней. Так, в д. Осиновка часовня была посвящена Сергию Радонежкому, но главная икона часовни - «Явление Божией Матери преподобному Сергию».
Для понимания духовных процессов, проходивших в с. Заозерье, необходимо более подробно рассмотреть ситуацию, связанную с формированием часовенного комплекса в этом месте. В писцовой книге Переславль-Залесского уезда 1629-1630 гг. упоминаются две древние церкви с. Заозерья: «...церков Кирила архиепискупа Александрийского... древяна клетцки с папиртью, да приделю великой Христовы мученицы Парасковеи, наречен-ныю Пятницы» и «.церков Николы чюдотворца, да в пределех Бориса и Глеба, да Петра Александрийского сожгли черкасы» [6]. Возведение нового Казанского храма было начато в 1730 г. по указу Правительствующего синода. Спустя сорок лет, по завершению строительства, храм приобретает два придела: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. Пророка Илии. По всей видимости, часовенный комплекс Казанского прихода окончательно сформировался не ранее 1770 года, когда была упразднена Никольская церковь в сожженном поляками соседнем с. Николо-Бортники, после чего две часовни в Терпенке и Харлово, которые ранее входили в приход Николо-Бортников, скорее всего, перешли к Казанскому храму. По времени это совпадает с устройством Никольского придела.
До настоящего времени сохранилось только две старые часовни: каменная «Александровская» в Заозерье и часовня в д. Адреевка(цево), в которой сохранился большой деревянный киот от иконы Казанской Божией Матери. На задней поверхности киота имеется запись: «1875 г. 9 июля усердием построена сия Часовня Икона деревни Андреевки бывшим здешним крестьянином, а ныне московским купцом Петром Максимовичем и Иоанном Васильевичем Боталовыми». Кроме них вполне уместно говорить и о сохранении старой часовни из д. Осиновки, имевшей посвящение Сергию Радонежскому. Следует отметить, что обе часовни (в Андреевке и в Осиновке) чрезвычайно похожи друг на друга - это традиционные 4-стенные обшитые досками сооружения из бруса под 4-скатными крышами без выноса крыльца. Количество венцов в срубах не превышает 12 штук. К концу 90-х гг. ХХ в. часовня в Осиновке находилась в полностью разрушенном состоянии, после чего сваленные брусья старой часовни были перевезены в с. Учма (Мышкинский район Ярославской области). В с. Учма она была восстановлена В.Г. Смирновым на территории Музея истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни. В самой д. Осиновке на месте установки старой разрушенной часовни в 2014 г. была заново построена деревянная часовня с тем же посвящением.
Обращает на себя внимание интересный способ оформления (зонирования) места расположения старой часовни в центре д. Осиновки, где по четырем углам сооружения куртинами растут липы, высаженные «букетным» способом по
Достоверно известно, что две деревянные часовни в д. Аверинская и д. Терпенка были «круглыми», то есть 8-стенными под 8-скатными крышами. Следует обратить внимание, что в христианской традиции число 8 является числом-символом Воскресения. Среди традиционных форм часовен восьмигранные встречаются крайне редко, что подчеркивает их особый статус [14, с. 68]. Часовня в Терпенке была посвящена иконе «Божья матерь Донская». Престольный праздник здесь отмечался 19 августа (1 сентября по н. с.). Посвящение часовни в д. Аверинская установить уже не удалось ввиду отсутствия старожилов.
Возможно, что местная локальная традиция почитания Богородицы изначально была самым тесным образом была связана с источником Плот-ницы. По сути, этот источник - главная святыня всей сельской округи и прихода. Вообще, вся имеющаяся скудная информация, связанная с самой первой деревянной часовней «Плотицы», представляется весьма неоднозначной. Время её установки неизвестно. Посвящение установить тоже невозможно, так как древняя часовня сгорела в 1896 г. Все предания, сохранившиеся в округе, связывают возведение первой деревянной часовни над родником с чудесным явлением иконы Богородицы местному молодому пастуху, который пришёл на родник напиться воды. В народе родник почитался и почитается до сих пор как святой и целебный. С большой долей уверенности можно утверждать, что изначально «Плотницы» были посвящены именно Богородице.
На пасхальной неделе 1898 г. пожар уничтожил старую часовню, а спустя год над источником была установлена каменная часовня. Она получила совершенно новое посвящение в память священного коронования государя императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Строительство велось уже в строгом соответствии со строительным регламентом того времени [2].
В начале ХХ в. в нескольких десятках метров от часовни был выстроен деревянный дом, в котором поселились две монахини, следившие за часовней и источником. По всей видимости, именно их влияние в немалой степени способствовало длительному сохранению «статуса» родника как святого и лечебного. В воспоминаниях местных жителей до сих пор фигурируют эпизоды, связанные с бытованием легенд либо не имеющих конкретных пер-сонификаций5, или же напрямую связанных с чудесным исцелением конкретных родственников6. Место «дома монахинь» до сих пор маркируют две высокие старые ели, которые были высажены рядом с их жилищем на источнике. В 1942 году каменная часовня была закрыта, а впоследствии разрушена. Вплоть до конца прошлого десятилетия на месте каменной часовни стоял навес из досок под крышей, а сам источник был оформлен в небольшой деревянный сруб. Новая деревянная часовня на этом месте была выстроена только в 2008 году. При этом она уже в третий раз «поменяла» свое сакральное посвящение и была освящена в память Святых Царственных Страстотерпцев.
Водосвятные молебны и крестные ходы на источник «Плотницы» до 1896 г. кроме праздника Преполовения Пятидсятницы проводились также накануне Крещения - 6/19 января, «на Егория» -23 апреля и во время празднования Происхождения (Изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня - 1/14 августа. Кроме этого, в Заозерье проводились и другие крестные ходы, в которых часовня и источник на «Плотницах» задействованы не были.
Подробное описание икон, находящихся в иконостасах Казанского храма, оставленное А. Миро-любовым, обращает на себя внимание тем, что:
Сложившаяся духовно-историческая традиция в с. Заозерье и его окрестностях не может не наталкивать на мысль о формировании здесь особой местной локальной традиции почитания Богородицы, которая изначально самым тесным образом была связана с источником Плотницы на истоке
р. Устье. Явление иконы Богородицы пастуху воспринималось и воспринимается как божественное знамение или чудо. По сути, это событие или легенда формирует сакральную среду с. Заозерья в виде некой пространственной духовной структуры, в формировании которой явно прослеживаются некоторые тенденции европейской традиции строительства кальварий, хотя в посвящении часовен Казанского прихода нет сюжетов страстного пути Христа. Можно предположить, что в Заозерье мы имеем дело с духовным комплексом, который складывался в традициях строительства кальварий, что проявилось в форме организации сакрального пространства, но не в его сути. Спонтанно сложившаяся локальная форма с годами только расширила свою территорию за счет новых деревень разрастающегося прихода, о чем непосредственным образом свидетельствует карта расположения часовен в приходе Заозерья.
Примечания
Библиографический список
References