№ 4 (181). С. 34-40 Историография, источниковедение и методы исторического исследования 2019 DOI: 10.15393/исЬлэЛ.2019.328 УДК 947
ВАСИЛИЙ ЛЕОНАРДОВИЧ КУКУШКИН
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории
Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н. В. Верещагина (Вологда, Российская Федерация)
kafhistoгy1 @уапйех. ги
ИРИНА АГЕЕВНА КУКУШКИНА
преподаватель
Вологодский областной медицинский колледж (Вологда, Российская Федерация) kukvasleo@yandex. ги
КНИГА ПРИКАЗОВ ВОЛОГОДСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА 1935-1936 ГОДОВ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Основной целью статьи является введение в научный оборот нового исторического источника -Книги приказов Вологодского медицинского техникума за 1935-1936 годы, оценка его информативности. Поднимается проблема сохранения документов по личному составу предприятий и учреждений, раскрываются обстоятельства выявления Книги приказов, описываются внешние признаки и состояние источника. Используя методы систематизации и контент-анализа в определении видов и частоты издания приказов, авторы пришли к выводу о приоритетном значении управления кадрами в деятельности Вологодского медицинского техникума в 1935-1936 годах.
ВВЕДЕНИЕ
Источниковедение истории медицины является одной из самых малоизученных проблем в отечественной исторической науке [15: 23]. Многие работы по истории медицины отличаются отсутствием развитой источниковедческой базы. Такая ситуация объясняется тем, что историей медицины нередко занимаются медики, а не профессиональные историки [9]. Специальных же исследований по источниковедению, которые могли бы помочь непрофессионалам в этой сфере, почти нет.
Историография истории советской медицины 1930-х годов более обширна. Ценность ее для источниковедческого исследования заключается в определении условий развития отечественного здравоохранения, оказавших влияние на появление и содержание исторического источника. Такими историческими условиями была политика руководства страны по сближению медицинской помощи с производством, в связи с чем значительно возросла потребность в специалистах с медицинским образованием. Растущая в количественном отношении подготовка учебными заведениями медицинских кадров в 1930-е годы проводилась на недостаточной материально-финансовой основе [2: 27-36], [3: 9-12], [4], [6], [11], [13: 111-118], [14], [17], [18], [19]. Книги приказов советских образовательных учреждений как исторические источники тоже стали предметом изучения. Так, Н. Ю. Никитина отметила обозначенную ранее советскими и российскими исто© Кукушкин В. Л., Кукушкина И. А., 2019
риками проблему получения от исторического источника максимального объема информации (см.: [1: 13-21], [7: 120-121]) и выделила некоторые группы приказов Даугавпилсского железнодорожного техникума за 1944-1945 годы [10]. Тем не менее развернутого количественного анализа всего комплекса приказов, содержащихся в Книге приказов техникума, автором не проводилось.
В работах по источниковедению приказы организаций относятся к материалам делопроизводства: нормативным и распорядительным документам [5: 572], [16: 43-44]. В российском законодательстве они подразделяются на приказы по основной деятельности, административно-хозяйственной части и по личному составу. Приказы по основной деятельности подлежат постоянному хранению организацией, по административно-хозяйственной части - 5 лет, по личному составу - 75 лет (пункт 1.1. Перечня типовых управленческих архивных документов)1. В соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» в связи с необходимостью охраны личной и семейной тайны приказы недоступны широкому кругу историков (статья 25). По истечении установленного срока хранения архивной службой проводится экспертиза ценности документов, после чего они подлежат передаче на хранение в архивное учреждение либо списанию (статья 22.1)2. Как показывает наш опыт, книги приказов советских учреждений 1930-х годов в основном содержат приказы по личному составу, которые сложно отделить от
приказов по основной деятельности, и поэтому после прохождения экспертизы они могут быть списаны вместе с документами по личному составу и утрачены.
Одним из таких списанных документов по истории медицины 1930-х годов является Книга приказов Вологодского медицинского техникума за 1935-1936 годы3. Книга была передана в музей Вологодского медицинского колледжа после истечения установленного срока хранения и проведения экспертизы ценности документа. Колледж был образован в 2009 году на базе Вологодского медицинского училища. До 1936 года учебное заведение функционировало в качестве Вологодского медицинского техникума, а затем было преобразовано в Вологодскую фельдшерско-акушерскую школу. В 1953 году школа реорганизована в Вологодское медицинское училище [8].
Цель нашей статьи состоит в том, чтобы ввести в научный оборот новый исторический источник путем решения следующих задач:
- описать внешние признаки и состояние исторического источника;
- раскрыть структуру приказов, содержащихся в Книге, и провести их систематизацию по выявленным в источнике темам;
- используя метод контент-анализа, провести исследование текста источника, определить и объяснить раскрытые количественные показатели издания приказов по выявленным темам;
- оценить информационные возможности Книги приказов Вологодского медицинского техникума для ее последующего использования в научно-исторических исследованиях.
ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ И СОСТОЯНИЕ ИСТОЧНИКА
Книга приказов значительных повреждений не имеет - все страницы уцелели, чернила, которыми от руки записывались приказы, не выцвели, почерки разборчивые, что позволяет без больших затруднений прочитать все содержащиеся в книге записи. Тексты приказов заносились в тетрадь большого формата, приближающегося к современным параметрам А4, с размеченными «в линейку» страницами. Всего в тетради -57 страниц, причем последние листы, с 50 по 57, - не заполнены. Переплет Книги приказов -картонный, твердый. На лицевой части обложки нанесены следующие записи: «Вологодская фдакушерская школа Арх. № 13 Книга приказов Вологодского медицинского техникума с 1 января 1935 г. по 1936 год На 57 листах». Верхний правый угол обложки оборван.
В конце Книги на нахзаце написано: «В книге пронумеровано на 57 листах Секретарь шк. Федоров [Подпись] 24/У - 48 г.». Титульный лист отсутствует, тексты приказов начинаются с первой страницы книжного блока. Запись приказов
велась на лицевой части и на обороте листов. При архивации были пронумерованы только лицевые части листов. Первый приказ в Книге относится к 11 января 1935 года, последний - к 29 декабря 1936 года.
СТРУКТУРА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРИКАЗОВ
По своей сути приказ является правовым актом, принимаемым единолично руководителем организации для регулирования ее деятельно-сти4. В структуру каждого приказа медицинского техникума входит порядковый номер, под которым издавался приказ, например «Приказ № 1», дата издания, содержание приказа и подпись директора или замещающего его лица. Во многих случаях содержание приказов подразделяется на параграфы, под приказами встречаются подписи ознакомившихся с ними лиц. Присвоение приказам порядковых номеров производилось с начала каждого нового календарного года. Обычно в день издавалось не более одного приказа. Однако случалось, что в один день принималось несколько приказов. Тогда порядковый номер каждого дополнительно принятого приказа совпадал с номером основного и обозначался буквой (литерой) либо цифрой, отделяющейся от номера приказа дробной чертой. В 1935 году было издано 75 приказов, в 1936 году - 105. Таким образом, в Книге приказов Вологодского медицинского техникума всего содержится 180 приказов.
По своему тематическому содержанию приказы Вологодского медицинского техникума за 1935-1936 годы во многом совпадают с приказами, принимаемыми современными организациями. В связи с этим для составления классификатора видов приказов, принятых в Вологодском медицинском техникуме, возможно применение положений действующего российского законодательства и практики издания локальных актов современными организациями в этой сфере5. Так, при составлении классификатора все виды приказов техникума в зависимости от их тематики аналогично приказам современных организаций распределены по трем основным группам (приказы по личному составу, по административно-хозяйственной части и по основной деятельности). Каждая группа и все виды входящих в нее приказов для удобства отображения информации были соответственно пронумерованы (таблица).
Предлагаемый классификатор является основой для проведения количественного тематического анализа текста Книги, поскольку в любом приказе, изданном под определенным номером, могло содержаться несколько видов приказов по различным темам. Именно по этой причине для исследования частоты издания приказов по различным вопросам был применен метод тематического контент-анализа [12]. В нашем случае объектом изучения стало все количество содержащихся в Книге приказов Вологодского
медицинского техникума за 1935-1936 годы фак- определенным в классификаторе темам. Покатов, связанных с изданием приказов директором затели количества изданных приказов были вы-медицинского образовательного учреждения по ражены в процентах.
Тематический классификатор видов приказов Вологодского медицинского техникума
за 1935-1936 годы
Номер группы приказов Названия групп приказов Номер вида приказов в группе Названия видов приказов в группе
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В результате проведенного исследования в процентном соотношении число приказов по личному составу (85 %) значительно превзошло количество приказов по административно-хозяйственной части (11 %) и по основной деятельности (4 %). Эти показатели объясняются прежде всего самой особенностью Книги приказов, которая по своему предназначению является документом, отражающим движение кадрового состава организации и обучающихся в ней студентов. Кроме этого, техникум не обладал значительной хозяйственной самостоятельностью. Его имущество находилось в собственности Советского государства, а основная деятельность весьма строго контролировалась органами здравоохранения. Директор техникума и его заместители руководили прежде всего людьми, не имея возможности произвольно распоряжаться вверенными им материальными ценностями.
При анализе соотношения видов приказов по личному составу (рис. 1) наибольший удельный вес пришелся на приказы 1.1 о приеме на работу (15 %) и 1.8 об отпусках (15 %).
Рис. 1. Процентное соотношение приказов Вологодского медицинского техникума по личному составу
Значительная доля приказов, связанных с предоставлением отпусков, отражает стремление руководства учреждения соблюдать социальные гарантии работников в реализации их прав на отдых. В то же время сравнение процентного соотношения приказов 1.3 об увольнении с приказами 1.1 о приеме на работу показывает значительное преобладание последних, что, по-видимому, свидетельствует о постоянном росте числа штатных должностей в организации.
Совпадение удельного веса приказов 1.9 о временном возложении обязанностей и 1.12 о командировках не является случайным. Отъезд директора техникума в командировку всегда сопровождался временным замещением его должности заведующим хозяйством или заведующим учебной частью. Относительно высокий процент приказов об отъезде в командировку среди приказов по личному составу можно связать с отсутствием необходимого опыта и смелости руководства техникума в самостоятельном принятии важных управленческих решений. Командировочные поездки руководства техникума совершались в основном в крупные административные центры страны - Москву, Архангельск, Ленинград. Именно там можно было получить необходимые указания и консультации от вышестоящих должностных лиц.
Значительная доля приказов 1.13 о наложении дисциплинарных взысканий (11 %), а также ее сопоставление с относительно небольшим удельным весом приказов 1.11 о поощрении (3 %) и 1.14 об отмене наказаний (1 %) позволяют определить преобладание авторитарных методов в управлении учебным заведением, что в целом было характерно для управленческой культуры 1930-х годов.
Не исключено, что применение авторитарных методов следует объяснить и отсутствием у образовательного учреждения средств, достаточных для материального стимулирования трудовой
и учебной деятельности. Вместе с тем приказы 1.7 о повышении заработной платы и стипендии также издавались редко (3 %). Все это вынуждало студентов и некоторых работников в поисках лучшей жизни переводиться на другие специальности или совсем уходить из учебного заведения. Так, сравнивая показатели доли приказов 1.2 о зачислении студентов (1 %) с удельным весом приказов 1.4-1.5 об их отчислении (8 %) и переводе (2 %), можно увидеть тревожную для администрации техникума тенденцию постепенного сокращения числа обучающихся. Чтобы исправить эту неблагоприятную ситуацию, администрация идет на крайние меры, издавая приказы 1.6 о ликвидации академической задолженности и оставлении студентов на второй год (7 %).
Недостаточность средств для обеспечения образовательной деятельности Вологодского медицинского техникума весьма наглядно показывает процентное соотношение приказов по административно-хозяйственной части (рис. 2). По количественному составу здесь явно преобладают приказы 2.1 о соблюдении правил внутреннего распорядка (31 %) и 2.5 о сбережении и ремонте имущества (28 %).
Создается впечатление, что руководство техникума, стремясь сохранить и без того скудные активы, пытается компенсировать их недостаток мерами установления строгой дисциплины, повышения «революционной сознательности», а также введением режима жесткой экономии. Подтверждают этот тезис незначительный процент приказов 2.2 о выносе материальных ценностей (3 %), умеренный удельный вес приказов 2.3-2.4 об административно-хозяйственных расходах и о приобретении имущества (в совокупности - 16 %).
Дополнительными средствами в обеспечении режима жесткой экономии были приказы 2.7 об учете имущества (11 %) и 2.6 о передаче и перераспределении служебных помещений (11 %).
Рис. 2. Процентное соотношение приказов
Вологодского медицинского техникума по административно-хозяйственной части
Учет имущества обычно предполагает некоторое усиление контроля со стороны администрации и отдельных работников за его сохранностью, перераспределение же служебных
помещений (кабинетов) связано с поиском работников, которые могли бы при минимальных затратах со стороны организации оснастить свое рабочее место необходимым оборудованием.
Анализ процентного соотношения приказов по основной деятельности тоже во многом отражает ситуацию, связанную с недостатком материальных ресурсов у Вологодского медицинского техникума. Весомая масса распоряжений по основной деятельности приходится на приказы 3.2 (22 %) и 3.3 (57 %) о создании разного рода комиссий, в том числе по передаче материальных ценностей и проведению инвентаризации имущества (рис. 3). В этом контексте основная деятельность в незначительном ее проявлении по сравнению с количеством приказов по личному составу и административно-хозяйственной части, по общему правилу, сводилась к учету и контролю за сохранностью вверенного учреждению имущества. Наконец, в сравнительном проявлении наименьшая часть приказов 3.1 о внесении изменений в структуру и штатное расписание (14 %) и 3.4 об изменении названия организации (7 %) отражает перемены, произошедшие в деятельности учебного заведения в 1935-1936 годах. Эти перемены связаны с началом преподавания новых учебных дисциплин, учреждением должностей, сменой руководства и наименования организации. Так, в 1935 году в расписании занятий появились новые предметы - военизация и физкультура6. В 1936 году директором вместо Евгения Михайловича Кузнецова назначается Иван Никитич Коротяев. Все эти обстоятельства требуют внесения корректив в роспись должностей. Примечательно, что для того, чтобы назначить не являвшегося членом трудового коллектива И. Н. Коротяева руководить техникумом, Отдел здравоохранения Северного края 21 апреля 1936 года целенаправленно ввел для него должность техникумовского врача (полставки), а только потом уже, 22 апреля 1936 года, назначил его директором7.
Рис. 3. Процентное соотношение приказов Вологодского медицинского техникума по основной деятельности
Меняется и название учебного заведения. Вологодский медицинский техникум в июне 1936 года преобразуется в Вологодскую фельдшерско-акушерскую школу8. Учебное заведение под новым названием вступило в этап структурных изменений в управлении и организации учебного процесса. К сожалению, Книга приказов не позволяет сформировать полное представление об этих изменениях за небольшой период времени, охватывающий вторую половину 1936 года. По-видимому, в большей мере раскрывают их сущность документы внешнего управления организацией (приказы и инструкции, исходящие от вышестоящих органов власти) и источники, отражающие развитие учебного заведения в последующие годы, но они еще недостаточно выявлены.
В целом Книга приказов Вологодского медицинского техникума интересна тем, что дает возможность восстановить историческое развитие учебного заведения за определенный период времени, показать влияние происходивших в стране и регионе событий на настроения и поведение людей, принимавших участие в его деятельности. Книга приказов содержит материал для исследования дисциплинарной политики организации, связанной с назначением наказаний, а также предоставлением поощрений отличившимся студентам и работникам. В приказах нашли отражение персональный состав, численность обучающихся и сотрудников, размеры их материального обеспечения, особенности труда и быта. По некоторым приказам можно проследить судьбу отдельных лиц. К сожалению, Книга приказов не формирует полного представления о материальной базе учебного заведения. В ней упоминается лишь о наличии у организации учебного корпуса, трех общежитий, некоторых оборудованных кабинетов (зубопротезный, зубоврачебный, военный, физкультурный), лаборатории, библиотеки9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Судя по тематике издаваемых приказов, основное значение в управлении деятельностью Вологодского медицинского техникума придавалось именно кадрам. Люди были тем капиталом, который можно было мобилизовать для обеспечения подготовки жизненно необходимого стране среднего медицинского персонала. Будущих специалистов - медсестер и фельдшеров - стремились удержать в стенах техникума, чтобы обеспечить получение ими профессиональных знаний и навыков. При этом методы менеджмента медицинского учебного учреждения в связи со скудными активами основывались на минимизации расходов по материальному обеспечению образовательной деятельности и максимальному использованию средств дисциплинарного, а также морального воспитательного воздействия на поведение сотрудников и учащихся. К нарушителям чаще всего применялись дисциплинарные взыскания, лояльные студенты и работники призывались администрацией к «классовой сознательности».
Таким образом, организационно-управленческая деятельность руководства Вологодского медицинского техникума в середине 1930-х годов точно следовала провозглашенному И. В. Сталиным лозунгу: «Кадры решают все»10. Правда,
вопреки представлениям вождя приоритетное значение кадровых вопросов в управлении техникумом определялось не обеспеченностью материальной базы организации, а как раз наоборот - ее недостаточностью.
ПРИМЕЧАНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Kukushkin V. L., Vologda State Dairy Farming Academy named after N. V. Vereshchagin
(Vologda, Russian Federation) Kukushkina I. A., Vologda Regional Medical College (Vologda, Russian Federation)
ORDER BOOK OF VOLOGDA MEDICAL TRAINING SCHOOL OF 1935 AND 1936
AS A HISTORICAL SOURCE
The main purpose of the article is to introduce a new historical source - the Order Book of Vologda Medical Training School from 1935 and 1936 - and to evaluate its information content. The article raises the problem of keeping documents on the personnel of enterprises and institutions. In addition, it reveals the circumstances of the discovery of the Order Book, and describes the appearance and condition of the source. Using the methods of systematization and content analysis for determining the types and frequency of orders, the authors made a conclusion about the primary importance of personnel management in the activities of Vologda Medical Training School in 1935 and 1936. The staff was the capital that could be mobilized to provide training for the country&s vital paramedical personnel. Management methods of Vologda Medical Training School in connection with scarce assets were based on minimization of expenses on the material support of educational activity and maximum use of means of disciplinary action, as well as the moral educational influence on the behavior of employees and pupils.
REFERENCES
Поступила в редакцию 20.12.2018
№ 4 (181). С. 41-47 Историография, источниковедение и методы исторического исследования 2019
DOI: 10.15393/и^.аИ.2019.329 УДК 94(470+571)«1884/1971»
ОЛЕГ АНАТОЛЬЕВИЧ ЛЮБЕЗНИКОВ
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии
Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Российская Федерация) o.lyubeznikov@spbu.ru
АРХИТЕКТОР Н. П. НИКИТИН И ЕГО КНИГА «ОГЮСТ МОНФЕРРАН»: ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИИ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА
В СТАЛИНСКУЮ ЭПОХУ
Рассматривается история публикации монографии ленинградского архитектора Н. П. Никитина о строительстве Исаакиевского собора. Автор обратился к многочисленным неопубликованным документам пяти архивохранилищ Санкт-Петербурга и реконструировал многолетний процесс работы архитектора над рукописью. В современной историографии истории Исаакиевского собора книга Н. П. Никитина критикуется как тенденциозная, Н. П. Никитин якобы сознательно отражал идеологические установки сталинской эпохи. Автор поставил своей целью выяснить причины и обстоятельства создания книги. Книга была издана в Ленинграде в 1939 году под названием «Огюст Монферран». В личном фонде архитектора удалось обнаружить рукопись первоначального варианта книги под названием «Исаакиевский собор. (История строительства)». В 1938 году Н. П. Никитин был вынужден переработать книгу в биографию О. Монферрана, получив отказ в публикации рукописи в изначальном варианте. Доказываемый Н. П. Никитиным на основании анализа делопроизводственных документов и чертежей тезис о решающей роли в проектировании собора русских зодчих-академистов оказался созвучен партийно-государственному руссоцентристскому курсу конца 1930-х годов, но позднее стал восприниматься как конъюнктурный. Уточнить свою концепцию, издать книгу в исправленном и дополненном виде архитектору не удалось. Проведенное исследование расширяет представления о роли и месте архитектора Н. П. Никитина в истории музея в Исаакиевском соборе, является актуальным в современном контексте изучения истории исторической науки в тоталитарном государстве.
Творчество архитекторов имперского Петербурга не раз становилось предметом научного изучения. Сравнительно большое число работ посвящено Огюсту Монферрану (1786-1858) [1], [5], [8]. Последняя по времени издания специальная монография о зодчем была опубликована в 2005 году известным искусствоведом В. К. Шуйским [10]. В предисловии к книге он охарактеризовал работы предшественников, в том числе и изданную в 1939 году первую научную биографию О. Монферрана, автором которой был архитектор Н. П. Никитин1. В. К. Шуйский, отметив «богатый фактический материал» книги Н. П. Никитина и подчеркнув, что она посвящена преимущественно лишь одной из построек О. Монферрана - Исаакиевскому собору, аттестовал ее как «написанную с позиций господ ство-вавшей в советское время вульгарной социологии и непримиримой борьбы с космополитизмом» [10: 6-7]. Между тем история создания и публикации книги Н. П. Никитина в исследовательской литературе отражения не получила и не была известна В. К. Шуйскому. Многочисленные архивные документы позволяют не только при© Любезников О. А., 2019
знать данную им категоричную характеристику ошибочной, но и реконструировать основные этапы работы архитектора над монографией. Опубликованная на исходе 1930-х годов книга оказалась своеобразным компромиссом между «идеологически правильным» нарративом и задуманным беспартийным зодчим текстом. На концептуальном уровне исследование Н. П. Никитина являлось, с одной стороны, научно обоснованным, а с другой - отражало как личные профессиональные представления автора-архитектора, сформировавшиеся еще в 1910-е годы, так и характерные для эпохи 1930-х годов государственные идейно-политические конструкты.
Николай Петрович Никитин (1884-1971), выходец из крестьянской семьи Калужской губернии, азы архитектурного образования получил в Москве - в Строгановском училище и Училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1914 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств [7]. Систему подготовки будущих архитекторов в Академии в этот период отличало «гармоничное сочетание творческих, исторических и технических
дисциплин»2. Воспитанники должны были приобретать высокую общехудожественную культуру, основанную на глубоком знании истории архитектуры. Исследователь В. Г. Лисовский указывает:
«Постановке преподавания исторических дисциплин в архитектурной школе Академии художеств неизменно уделялось большое внимание, а к преподаванию привлекались крупнейшие специалисты в этой области»3.
Углубленное изучение истории было связано с формировавшимся в стенах Академии так называемым национально-романтическим направлением в архитектуре, представители которого стремились в первую очередь к решению образных задач на основе изучения и использования исторических стилей4. Однокашник Н. П. Никитина по Академии Н. И. Исцеленнов вспоминал о двух считавшихся приоритетными стилистических линиях - новгородской архитектуры в строительстве православных храмов и русского ампира [9]. По мне?