Спросить
Войти

Первые школы на Руси

Автор: указан в статье

УДК 37.02 ББК 74.03(2)

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ НА РУСИ

Беляев Владимир Иванович,

доктор педагогических наук, профессор Академия социального управления (г. Москва)

Аннотация. В статье раскрываются особенности первых школ на Руси - обучение на родном языке, индивидуальный подход; содержание и методы обучения; роль князей в развитии образования и просвещения. Доказывается, что древнерусское государство было примерно на одном уровне по грамотности населения с европейскими странами.

THE FIRST SCHOOLS IN RUSSIA

Belyaev V.I.,

Dr. Pedagog. Sciences, Professor, Academy of public administration, Moscow

Abstract. The present article describes the educational peculiarities of the Eastern Slavonic (Russians). The main factors favoured the openings and development of first schools are specially named and illustrated, i. e. state strengthening, the spread of written language, Old Russia christening, etc. There are the features offirst schools listed in the article - teaching in native language, individual approach and others. The material gives a vivid picture of the general educational policy lead by the princes in Kiev Russia. This state educational policy was oriented to public education and state sovereignty that is directly connected with teaching progress, first schools establishment and their further development.

Обретение государственности, создание письменности и принятие христианства мощно стимулировало развитие образования и культуры Киевской Руси. Не случайно, что именно в 988 г. открывается первая школа (сам термин «школа» впервые употребляется в летописи 1382 г.). Указание об открытии первой школы на Руси содержится в Лаврентьевской летописи 988 года. Это было событие совершенно новое, чрезвычайное, имеющее архиважное значение для государства, потому летописец счёл нужным сказать об этом. Это была «дворцовая школа» - для избранных детей. Учителями в ней были греки. По мнению исследователей, она была открыта при десятинной церкви. Образованность сыновей Владимира - Ярослава, Мстислава, Бориса, Изяслава -свидетельствует о серьёзном объёме знаний, полученном в этой школе. Киевская школа «книжного учения» занимала особое место для образования на Руси.

В ней изучались предметы, входящие в традиционный комплекс «семи свободных искусств». Особенностью первых школ на Руси было то, что обучение происходило на родном языке и индивидуально. Конец Х-го века считают временем обучения первого поколения отечественной интеллигенции, русских «книжных людей», приобщавшихся к мировой культуре. Единство языка - народного, государственного и обучения - способствовало распространению грамотности. Если на Западе, например, путь к овладению грамотой лежал через изучение латыни - языка, многим европейским народам чуждого и непонятного, то русскому человеку для того, чтобы научиться читать и писать, достаточно было знания «словеньской азбуки».

С 1019 г. в Киеве правит князь Ярослав Мудрый -покровитель славянской культуры, князь-просветитель, создатель школ и библиотек. Он строит в Киеве храм - русский центр православия и культуры, храм Софии. В образ Софии вкладывалось представление о мудрости, знании, науке. Сама София рисовалась в форме «книги», лежащей на столе. Строительством собора князь хотел подчеркнуть, что новый храм должен стать не только центром православия, а и центром просвещения. Князь был «любомудр и книголюб», сам переводил греческие книги, жаловал «черноризцев», собрал «книгописцев множество», им была основана первая киевская библиотека. Летопись сообщает: Ярослав «собра писце многы и перекладаша от грек на словенское писмо и исписаша книгы многы». Артель переводчиков и переписчиков работала под непосредственным наблюдением князя. Первая на Руси библиотека предназначалась и для учения. Библиотеки, созданные при Ярославе Мудром в храмах, монастырях, княжеских резиденциях, становились базами для распространения просвещения и грамоты в Киевской Руси.

Узнав о таком своеволии князя, Византийский император разгневался. Прибыли послы, объявили претензии: наши византийские книги на свой (сло-веньский) язык сам переводишь, своих людей грамоте учишь, наши иконы ваши богомазы пишут. Пошли угрозы. В ответ они услышали: на силу - силу имеем, на власть - власть, а на добро - добро (по смыслу тот же ответ, что произнесёт позже А. Невский: а кто с мечом к нам придёт...). Меняется тон послов: предлагают породниться - женить сына князя на дочери Византийского императора. Но князь уклоняется: мал ещё и отправляет сына княжить в Новгород (утверждалась традиция: чтобы «сесть» в Киеве, княжить должно начинать в Новгороде).

Подобно тому, как в дворцовой школе Карла Великого обучались его дети, советники и архиепископы, в киевской школе Ярослава занимались его дети, придворных вельмож и аристократии. При дворе Ярослава воспитывались дети английского короля Эдмуна Железнобокого - Эдвин и Эдуард, будущие норвежские правители Гаральд и Ренге-вальд, датский королевич Магнус Добрый, наследники венгерского престола и др. Следовательно, киевская школа была признанным центром образования и за рубежом. На Руси появляются люди весьма образованные, прежде всего, среди знати. Например, дочь Ярослава, Анна, ставшая королевой Франции, подписывала государственные документы собственноручно, тогда как её муж, Генрих первый, ставил лишь крестик.

В Х1 в. Киев становится культурным центром Древней Руси: были построены Софийский собор и Киево-Печёрский монастырь, который по величине уступал монастырям только в Византии и Кордове. Во время своего правления Ярослав Мудрый (10191054 гг.) создал школы «учения книжного» не только в Киеве и Новгороде. В 1028 г. князь Ярослав собрал в Новгороде от старост и попов 300 детей «учи-ти их книгам». К XIII в. школы существовали в Пе-реяславле, Суздале, Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове, Ростове (Великом) и других городах. Именно тогда рождалось уважительное отношение славян к книге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это - реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдёшь великую пользу для души своей». (См.: 1, 2).

Знакомство с грамотой происходило буквосла-гатаельным методом, заимствованным из византийской школы. Сначала заучивались наименования букв в азбучной последовательности; а - «аз», б -«буки», в -«веди» и т.д. Затем ученики тренировались в написании букв на вощёных дощечках или вычерчивали их острым «писалом» на бересте. Далее шло обучение чтению слогов, слов и т.д. После этого переходили к чтению и переписыванию молитв и псалтирских текстов. Ученик той поры должен был по образцу сделать собственную новую книгу-изборник, переплести её и проиллюстрировать. Обучение математике на начальном уровне состояло в овладении нумерацией, а на повышенном -в счёте на абаке - азбучной доске. Детей знакомили с буквенным цифровым алфавитом: «Аз» - 1, «Буки» - 2, «Веди» - 3 и т.д. На следующем этапе ученики усваивали сложение, вычитание, умножение и деление.

В помощь учению детям был изобретён деревянный букварь (обнаружен при раскопках в Новгороде в 1954 г.) - можжевеловая табличка с вырезанными буквами (36 штук), на другой стороне - выемка для писания по воску. Писали заострённой палочкой - писалом - с лопаточкой на другом конце, чтобы стирать написанное. Сначала учились писать на воске, а затем - на бересте. Вскоре школы переходят в ведение церкви: освоение христианской книжности было необходимо, прежде всего, священникам; обучение грамоте и распространение православной

веры был единый процесс. Грамотность не входила в состав общеобразовательного воспитания как обязательный его компонент. Она причислялась к «механическим хитростям» и нужна была только для определённых занятий - духовного поприща или приказного чина. Книжное образование одновременно было и профессиональным образованием для церковнослужащих.

Церковь стремилась распространить своё влияние на все сферы жизнедеятельности и сознание людей. Она не запрещала веселья и смеха, но ставила чёткие ограничения: кто смеялся «до слез», тому полагалось 3 дня питаться всухомятку и 25 поклонов каждый день - утром и вечером; такая же кара полагалась за хулу плохой погоды, «всякой твари Божьей». За смех и разговоры в церкви - 12 дней всухомятку и 100 поклонов в день. За воровство и клевету (за вред другим людям и своей душе) - 40 дней всухомятку и наказания за «уголовщину».

Постоянным укором со стороны церкви было пьянство: пьяница «сам себе враг и убийца», пьянство землю опустошает, а душу убивает; пьянство лишает семьи, красоты и здоровья. Борьба с пьянством была традицией издревле: древние греки спаивали рабов и водили их, демонстрируя, до какого скотского состояния доводит людей пьянство. Аристотель заклеймил на все времена это зло: пьянство - это добровольное сумасшествие. Когда на Руси впервые ввели монополию на спиртное (И. Грозный), то первый кабак был открыт на территории Кремля. Однако церковь добилась постановления о том, чтобы рядом с храмом питейные заведения не открывались.

Главное «научение» в этот период было обращено в сторону овладения основными житейскими правилами христианина. Сформировался некий образ «христианского жительства», который состоял из трёх «строений»: строение душевное или учение о душевном долге, спасении души, строение мирское -учение о гражданской жизни, о правилах и обязанностях человека-гражданина, строение домовое -наука о ведении домового хозяйства. Эти три «дисциплины» и составляли содержание общего образования на Руси, а главной школой была приходская церковь. Священник выступал в роли духовного пастыря и учителя.

Воспитание русского человека той поры имело своей целью утвердить в нём такие добродетели, как воздержание, безусловное повиновение старшим, отрешение от собственной воли. Православное богословие ограничивало роль разума в постижении веры: богопостижение возможно через созерцание, чувство самоотрешения и нравственный подвиг.

Правильное понимание истории педагогики, воспитания и образования предполагает признание

того, что началом всему была народная педагогика. Она является истоком и «первым этапом в развитии педагогической культуры». Народная традиция воспитания и образования, созданная нашими пращурами, является источником древнерусской педагогики, которая помогала сохранять и преумножать культуру, выработанную нашими древними предками. Своё понимание целей, методов и средств воспитания народ запечатлел в фольклоре: Грамота - второй язык; Азбука - наука, а ребятам - бука; Азбуку учат -на всю избу кричат; Пойти в науку - терпеть муку; Сказанное слово - было, да нет, а написанное живёт век; Недоученный человек хуже неучёного.

Нам «крупно повезло» с князьями: они заботились и о государстве, и о народе, и о просвещении. Сын Ярослава Мудрого, Всеволод, как отмечал В. Мономах в «Поучении», изучил пять иностранных языков, «сидя дома». В летописях упоминается князь смоленский Роман Ростиславович, организовавший ряд школ (XII в.), в которых изучался и латинский язык. Князь галицкий Ярослав (XII в.) «изучен был языкам» и привлекал доходы монастырей для организации школ. В конце XIV века поляками в галицкой земле были уничтожены огромные библиотеки и книгохранилища. В «Полном собрании русских летописей» сообщается, что сын князя Всеволода Константин (XIII в.) организовал во Владимире школу повышенного типа, в которой работали русские и византийские учителя. В её библиотеке было много ценных древностей и манускриптов, переводные хронографы. По его инициативе была создана группа, которая работала над рукописью по истории Древней Руси.

Итак, книга становилась основным источником и средством получения образования. Исследователи этим объясняют то традиционное уважение к «книжному слову», которое прослеживается на протяжении всей нашей последующей истории. (См.: 3).

Особенностью развития культуры Древней Руси было и то, что образование было открыто не только для мужчин. Историк В.Н. Татищев указывает: «В 1086 г. при киевском Андреевском монастыре княжной Анной было основано женское училище, где девиц обучали «писанию, також ремёслам, пению, швению и иным полезным ремёслам». В XIII веке в Суздале также было учреждено женское училище, которым 24 года руководила Ефросинья Суздальская. Дочь Всеволода Большое Гнездо Верхус-лава была покровительницей летописцев и переписчиков.

В материалах по русской истории В.Н. Татищева содержатся сведения о деятельности князей по развитию просвещения в Киевской Руси. Так, в некрологе князю Всеволоду Ярославичу (1093 г.) содержится приписка, отсутствующая в летописных сводах - «много на училища подаяния давал». Приводится рассказ о том, как князь Давид Смоленский «к учению многих людей принуждал, устроя на то училища и учителей греков и латинского звания, своею казною содержал и не хотеш иметь священников неучёных» (1180 г.). В адрес великого князя Константина Всеволодовича В.Н. Татищев писал: «усопший был великий охотник почитанию книг, и научен был многим наукам, того ради имел при себе и людей учёных, многие книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. ... имел одних греческих книг более 1000». 11 мая 1227 г. во Владимире учинился великий пожар, во время которого сгорело 27 церквей и двор великого князя Константина Всеволодовича.

Церковь и монастыри становятся также культурно-просветительными центрами на Руси. Однако самой массовой школой воспитания в это время становится христианская семья. Заповеди христианского вероучения становятся главными принципами духовно-нравственного воспитания. Основными методами обучения были - заучивание текстов наизусть и упражнения в их повторении. После освоения письма на церах разрешалось писать на бересНаши представления о грамотности на Руси XI-XII вв. коренным образом изменили «берестяные грамоты», которые были открыты при раскопках Великого Новгорода в начале 50-х годов прошлого века. Первая из них была найдена 26 июля 1951 г. Во-первых, стало ясно, что живой язык, звучавший на обширной территории Древнерусского государства, не был единым. На собственно древнерусском языке, который был живым языком общения и обучения, писались лишь деловые и юридические документы. Чрезвычайно важно, что из более 800 найденных берестяных грамот 280 относятся к ХЬХП векам, что свидетельствует о распространённости грамоты среди всего новгородского населения той эпохи. Грамоты были найдены и в других городах - Киеве, Смоленске, Пскове, Витебске, Твери. Берестяные грамоты писали горожане и селяне, мужчины и женщины, взрослые и дети, т.е. береста являлась прекрасным «писчим материалом» для простого народа: доступная, дешёвая, а главное - нетленная!

Были найдены берестяные «тетрадки» ученика -Онфима, на которых запечатлены его ученические задания - написание элементов букв, слогов, слов и предложений. В руки археологов попали «тетрадки» двух новгородских школьников, датированные 1263 годом. Ученики изучали коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили молитвы. С открытием А.В. Арциховским берестяных грамот стала известна

система букв, которая обозначала числа от 1 до 40 тысяч. Ученики изучали одновременно два алфавита - буквенный и цифровой. Стало понятно словосочетание «цифровая грамота», смысл древних пословиц - «На грамоте осёкся, то и цифирь не удалась». Найдены первые словари-азбуковники. В одном из них описано (растолковано) 350 слов греческого, болгарского и др. языков.

Академик А.В. Арциховский, оценивая значение найденного им букваря (1954 г.), писал: «До этой находки наша древнейшая школа ускользала от изучения. Никаких археологических материалов и никаких письменных источников по древнерусскому школьному делу не было». Аналогом древнерусскому деревянному букварю был английский горнбук Х-ХУ века: табличку с вырезанными буквами покрывали тонкой роговой плёнкой, от чего и произошло её название («горн» - рог, «бук» - книга). В качестве дидактического материала применялось подобие разрезной азбуки: на обточенные черепки от битой посуды наносились буквы алфавита; черепки складывались, образуя слоги и слова. Подобный способ изучения букв и составления слогов широко применялся греками. Останки таких керамических «разрезных азбук» обнаружены при раскопках Старой Рязани, Черновиц и др. городов.

Накануне монгольского ига Русь была достаточно грамотной страной. Исследователь этого времени Б.В. Сапунов пришёл к выводу, что в начале ХШ столетия в среднем по стране прослойка грамотных среди взрослых людей не опускалась ниже 1-2% ко всему населению страны. В городах она была не ниже 10% от всего населения, или 20% от числа взрослого населения. Верхний рубеж установить достаточно трудно, но по этим показателям Древняя Русь стояла на уровне европейских стран. В настоящее время население «державы Рюриковичей» определяется в пределах 5-7 миллионов человек. Следовательно, число грамотных в абсолютном выражении не опускалось ниже 100 тыс. чел. (См.: 4; 5, с. 207).

Итак, мы видим, что воспитательные традиции, на которые опиралась педагогика Древней Руси, насчитывают тысячелетия. В Х-ХШ веках при активном участии князей, при дворе, церквах и монастырях учреждались первые школы и училища. Девяностые годы Х-го века в истории отечественной педагогики принято считать временем обучения первого поколения русской интеллигенции. Однако ни педагогическая мысль, ни образование Древней Руси не были простой копией византийской культуры, педагогической мысли и структуры учебных заведений: они отличались своей оригинальностью и были связаны с потребностями древнерусского

общества. Влияние Византии на развитие культуры и просвещения Руси значительно, но культура не может быть навязана извне. Её развитие - результат усилий князей, самого народа. (1, с. 19).

В XI-XIII вв. в Древней Руси происходит качественный социально-культурный сдвиг: на протяжении нескольких поколений развивается и крепнет обширное раннефеодальное государство, формируется древнерусская народность, довольно широко распространяется грамотность, возникают школы. По образованию Русь становится на один уровень с самыми просвещёнными и культурными государствами Европы. Однако татаро-монгольское нашествие не только остановило государственное и культурное развитие Руси, но отбросило его назад по всем показателям.

Прекрасное может умереть в отдельном человеке, но не в народе и не в его истории: в ней всегда останется место для красоты и гармонии. Кто знает

историю своих предков, тот не свернёт с их пути: кто привык пить из родника, тот не станет пить из сосуда, тем более из лужи (заморской), хоть тёплой и вроде бы даже сладкой. Образование Древней Руси явилось одним из факторов становления формирующейся великой русской цивилизации.

Литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. - М., 1985.
2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времён до конца XVII в. - М., 1989.
3. Перетц, В.Н. «Образованность Древней Руси: Книга для чтения по русской истории», ч.1. - М., 1904.
4. Сапунов, Б.В. Истоки русской школы ^Ьнач. XIII вв.)/ Сов. педагогика, 1989, № 6.
5. Сапунов, Б.В. Книга в России в XI-XIII вв. - Л., 1978.
6. Скрынников, Р.Г. История Российская. К^&У!! вв. -М., 1997.
255
ШКОЛА school ОБУЧЕНИЕ training ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД individual approach СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ teaching content МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ teaching methods
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты