Спросить
Войти

Подводное культурное наследие и проблемы его музеефикации

Автор: указан в статье

ПРИКЛАДНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ

УДК 910.3

С. М. Фазлуллин

ПОДВОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО МУЗЕЕФИКАЦИИ

Историко-культурным наследием являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материальной и духовной деятельности людей, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность. Наследие включает места, ценности, традиции, события и переживания, которые дают нам понимание наших корней, сегодняшнего состояния и направления развития нашего общества. Характеризуя наше прошлое, наследие определяет будущее.

Современное понимание термина «культурное наследие» тесно связано с деятельностью ЮНЕСКО. Работа в этом направлении приобрела системный характер особенно после принятия ЮНЕСКО в 1972 г. Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия1. Уже около одной тысячи объектов природы и культуры составляют сокровищницу всемирного наследия.

Человеческая цивилизация выросла на берегах рек, озер и морей. Водные пространства были источниками пищи и транспортными артериями. На их акваториях совершались географические открытия, складывалась мировая торговля, и, к сожалению, разыгрывались военные трагедии. Природные катаклизмы, несчастные случаи и войны разрушали то, что люди строили, будь то города или корабли. Вода поглощала их, как порой казалось, навсегда. Однако современная цивилизация научилась проникать под воду и находить там материальные свидетельства исторических событий. Общая гуманизация жизни привела к пониманию того, что историко-культурное наследие, как наземное, так и подводное, является важной составной частью развития всего человечества. Это понимание, в конечном счете, было оформлено принятием в 2001 г. ЮНЕСКО Конвенции об охране подводного культурного наследия2.

Основные положения Конвенции об охране подводного культурного наследия можно свести к следующему:

Приоритетным вариантом охраны подводного культурного наследия считается возможность его сохранения in situ. Коммерческая эксплуатация подводного культурного

1 Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия // ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИИ. URL: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/conventions/heritage.shtml (дата обращения: 24.09.2017).
2 Конвенция об охране подводного культурного наследия // ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИИ. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml (дата обращения: 24.09.2017).

наследия, спекуляция или его безвозвратное рассредоточение несовместимы с его охраной и надлежащим управлением им: оно не является предметом торговли, купли, продажи или бартера в качестве товара, имеющего коммерческую ценность. Деятельность, направленная на подводное культурное наследие, не должна оказывать на него негативного воздействия. При осуществлении деятельности, направленной на подводное культурное наследие, не должен нарушаться покой человеческих останков и мест, являющихся объектом поклонения. Деятельность, направленная на подводное культурное наследие, строго регламентируется с тем, чтобы обеспечить надлежащий учет полученной культурной, исторической и археологической информации за исключением случаев, когда такой доступ несовместим с задачами охраны и управления.

До начала любой деятельности, направленной на подводное культурное наследие, готовится проектная документация, предоставляемая компетентным ведомством для получения разрешения и соответствующей экспертной оценки. Проектная документация должна содержать подтверждение возможности финансировать проект, а на случай непредвиденных ситуаций—план действий, обеспечивающий консервацию культурного наследия.

В отечественной науке термин «подводное культурное наследие» устойчиво вошел в научный оборот в конце 90-х годов XX в. Это произошло, в первую очередь, в связи с началом работы экспертов различных стран над текстом Конвенции об охране подводного культурного наследия. Однако юридического и научного определения этого термина в отечественной специальной литературе до сих пор нет. Вероятно, именно это обстоятельство было причиной того, что в Федеральном Законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ничего не говорится о подводном культурном наследии3. В связи с этим, огромное количество памятников истории и культуры выпадает из-под контроля отечественных государственных надзорных органов. Для этих органов таких объектов юридически не существует. В 73-Ф3 есть упоминание об объектах археологического наследия—«...частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки...». Однако точного определения временных или иных критериев возникновения объекта археологического наследия в законе не дается. Нет этого и в документах бывшей РОСОХ-РАНКУЛЬТУРы, в том числе и приказе от 3 февраля 2009 г. № 15 «Об утверждении положения о порядке выдачи разрешений (открытых листов) на право проведения работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия». Министерство культуры до сих пор не решило этого вопроса, видимо, полагая, что вначале он должен быть обсужден в научной среде. Эта ситуация привела к тому, что в настоящее время требуется теоретическая проработка понятия «подводное культурное наследие» (историко-культурное) и его официальное введение в юридический и научный оборот.

Большой проблемой также является терминологическая неразбериха применительно к рукотворным объектам, находящимся под водой. Часто, не поясняя границы применимости, в одном и том же тексте используются термины «объект подводной археологии»,

3 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-Ф3 (ред. от 23.07.2013) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) (25 июня 2002 г.) // КонсультантПлюс. М., cop. 1997-2014. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148669/ (дата обращения: 24.09.2017).

«объект гидроархеологии», «объект подводного культурного (историко-культурного) подводного наследия». И если в отношении термина «объект подводного культурного (историко-культурного) подводного наследия» все более или менее понятно, так как термин описан в Конвенции ЮНЕСКО, то в отношении временной границы объектов подводной археологии совершенно нет никакой определенности. Заканчивается археология эпохой Возрождения или позже? Определенное разъяснение в этом отношении дают поправки в 73-Ф3, сделанные в 2016 г. Согласно этим поправкам, объекты старше 100 лет необходимо исследовать методиками, принятыми в полевой археологии. Такой подход определенно приводит к удорожанию работ, но принципиальных ответов на вопросы не дает.

Несмотря на уже устойчивое использование термина «наследие», его содержательная часть (семантическое наполнение) порой меняется от автора к автору. Это, в определенной степени, зависит от того, какой аспект наследия рассматривается автором: философский, культурологический, искусствоведческий, рекреационный, географический, социальный и т. д. Ситуация усложняется тогда, когда исследователи пытаются в одном тексте рассматривать различные грани сложного культурного явления.

Весь набор трудностей для типизации объектов наследия относится и к такому понятию, как «подводное культурное наследие». Описание различных аспектов взаимодействия человека с объектами подводного наследия обязательно приводит к необходимости периодически рассматривать вопросы морского и речного наследия, а изучая и то, и другое, сталкиваешься с необходимостью учитывать особенности подводного культурного наследия. При рассмотрении исторической связи человека с водным пространством и его цивилизационного пути при этом естественным образом формируется конструкция морское-речное-подводное культурное наследие. К сожалению, общепринятого для этого круга научных вопросов одного термина не предложено. Автору для определения этого триединства представляется логичным рассматривать единое Великое водное историко-культурное наследие как интегральную совокупность трех слагающих его частей.

Нет никакого сомнения в том, что исследование подводного культурного наследия за последние 10-15 лет начало оформляться как новое научное направление. Свидетельством тому служит устойчивый рост интереса научной общественности к этим вопросам и проведение многочисленных научных конференций по этому направлению, как под эгидой ЮНЕСКО4, так и внутри России5, в которых термин «подводное культурное наследие» получил признание специалистов в области археологии, культурологии, туризма, экологии, подводных исследований и т. д.

4 Underwater Cultural Heritage // UNESCO. URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/themes/ underwater-cultural-heritage/ (дата обращения: 24.09.2017); Managing the Underwater Cultural Heritage. Abstract book. IKUWA 4 International Congress on Underwater Archaeology / University of Zadar. Zadar, 2011; Scientific Colloquium on the Factors Impacting Underwater Cultural Heritage Proceedings 13-14 December 2011 / Royal Library of Belgium. Brussel, 2011.
5 Развитие подводной деятельности в СССР и России: материалы междунар. науч.-практ. конф. / авт.-сост. В. Г. Сташевский, С. М. Фазлуллин. М., 2006; Подводное культурное наследие: изучение, сохранение, трансляция: тезисы докладов секции // V Международная научная конференция «Человек, культура и общество в контексте глобализации». М., 2006; Подводное культурное наследие: перспективы изучения и сохранения: сб. материалов междунар. конф. / Конфедерация подводной деятельности России. Великий Новгород, 2007; Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее: c6. науч. трудов / под науч. ред. А. В. Окорокова, С. М. Фазлуллина. М., 2008; Проблемы изучения и сохранения морского наследия России // Тезисы докладов Первой междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-30 октября 2010 г). Калининград, 2010.

Конвенция ЮНЕСКО 2001 г. дает следующее определение подводному культурному наследию: это объекты, сооружения, здания, артефакты и человеческие останки вместе с их археологическим и природным окружением; суда, летательные аппараты, другие транспортные средства или любые их части, их груз или иное содержимое, вместе с их археологическим и природным окружением; оказавшиеся под водой архитектурные ансамбли, а также скалы или пещеры с наскальными росписями.

В то же время трубопроводы и кабели, а также иные установки, которые проложены на дне моря и продолжают использоваться, культурным наследием не считаются. Трудно отнести к этой категории и технические конструкции, не имеющие исторического контекста, а также содержащие детальные чертежи или описания.

Как видно из приведенной выше цитаты, Конвенция только перечисляет различные виды объектов, а не дает их универсальное описание и не перечисляет свойства и признаки. По мнению автора, подводное культурное наследие—это междисциплинарное научное направление, изучающее подводные историко-культурные комплексы во взаимодействии с подводными географическими комплексами (ландшафтами) в их развитии (эволюции) и исследующее закономерности их пространственного положения, а также определяющее направление практической деятельности по их вовлечению в культурологический оборот. Таким образом, объекты подводного историко-культурного наследия, в зависимости от предмета изучения, могут изучаться историками, географами, культурологами, а также специалистами в области водных рекреационных ресурсов.

Объект исследования подводного культурного наследия—это подводный историко-культурный комплекс во взаимодействии с окружающей природной средой—подвод-ным ландшафтом.

Предметом исследования подводного историко-культурного наследия являются структурный, функциональный и временной аспекты изучения подводных историко-культурных комплексов, позволяющие раскрыть (проявить) их сущность.

Целью научного направления «изучение подводного историко-культурные наследия» является вовлечение в культурологический оборот новой информации о становлении и развитии цивилизации в связи с освоением человечеством водного и подводного пространства, водных объектов.

Четкий временной критерий, определяющий момент возникновения объектов подводного культурного наследия, отсутствует. ЮНЕСКО в своей Конвенции о подводном культурном наследии относит к этим объектам те, чей возраст более ста лет. Есть государства, в которых эта планка составляет пятьдесят лет. Для Российской Федерации в качестве объектов подводного культурного наследия, по-видимому, нужно рассматривать все объекты, образовавшиеся до конца 1945 г., с учетом обстоятельств их возникновения. К другим, более поздним объектам необходимо относиться исходя из контекста их появления.

При определении объекта как объекта подводного историко-культурного наследия одного временного критерия явно недостаточно. Нужны и другие объективные или субъективные основания для того, чтобы объект, не имеющий важных историко-культурных признаков (свойств) и образовавшийся много лет назад, рассматривался как наследие.

Подводное историко-культурное наследие—это свидетельство того, как давно та или иная страна достигла определенного технического прогресса, насколько это развитие повлияло на ход истории мировой цивилизации. Естественно, такой подход к историко-культурному наследию должен быть важен государству, в функции которого входит организация охраны объектов наследия и их вовлечение в историко-культурный оборот.

Государственная система охраны памятников истории и культуры включает комплекс правовых, организационных, финансовых, информационных и иных принимаемых государством мер, направленных на выявление, учет, изучение, проведение историко-культурной экспертизы, установление границ территорий и зон охраны таких объектов, контроль за их сохранением и использованием.

В настоящее время Конвенцию об охране подводного культурного наследия ратифицировали свыше 50 стран. Россия пока не входит в это число, но ее содержание активно изучается и обсуждается теми, кому небезразлично подводное наследие.

Объекты культурного наследия, находящиеся в водной среде, составляют значительную часть историко-культурного наследия России, однако до настоящего времени они почти не представлены в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и списках выявленных объектов. Собственно, и процедуры описания и внесения объектов подводного историко-культурного наследия в реестр нет.

Существенно осложняют ситуацию отсутствие государственной политики в области изучения, сохранения и использования подводного историко-культурного наследия, отсутствие развитой законодательной базы по сохранению и использованию объектов подводного историко-культурного наследия, отсутствие государственных специализированных научных организаций, занимающихся изучением объектов подводного историко-культурного наследия, и финансирования работ по их выявлению и учету.

Заметно влияет на ситуацию и то обстоятельство, что в методологическом отношении мы до сих пор не можем отделить объекты историко-культурного наследия от просто следов человеческой трагедии. В водах Мирового океана к настоящему времени за исторический период затонуло свыше трех миллионов кораблей6. Для их изучения и му-зеефикации средств никогда не хватит. Пока не совсем понятно, какие объекты нужно изучать и сохранять из всего этого многообразия.

В постсоветский период, когда регулирующая роль государства в подводной деятельности неоправданно ослабла, наметились серьезные проблемы в сохранении отечественного подводного историко-культурного наследия. За последние 10-15 лет несравнимо выросли технические возможности в проведении подводных исследований с помощью морской поисковой аппаратуры и водолазной техники. Массово стали выявляться историко-культурные объекты на дне. При этом регулирующие функции государства в этой области практически не работают. Отсутствует какой бы то ни было контроль за извлечением из-под воды предметов, имеющих историческую ценность. Часто предметы, требующие серьезные затрат по консервации и реставрации, разрушаются на воздухе из-за отсутствия квалифицированной консервации поднятых из-под воды предметов. В стране до сих пор нет государственного специализированного методического центра, занимающегося изучением объектов подводного культурного наследия. Все еще нет профильных музеев. Экспозиции, посвященные объектам ПКН, существуют только в четырех музеях страны. Достаточно редко проводятся музейные выставки, посвященные ПКН7. За редким

6 Underwater Cultural Heritage // UNESCO. URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/themes/ underwater-cultural-heritage/ (дата обращения: 24.09.2017).
7 Фазлуллин С.М., Горлов И. О., Николаев И. Р. Подводно-археологические выставки и экспозиции в музеях постсоветского пространства // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции «Выставки. Выбор музея или ответ на запрос посетителя?» к 95-летию музея. 24-26 апреля 2017 года. М., 2017. С. 110-115.

исключением, даже в морских музеях отсутствует налаженный учет, организованное хранение и контроль поднятых из-под воды предметов.

Изучение подводного историко-культурного наследия в нашей стране проводится уже более сотни лет. В 2008 г. к полувековому юбилею Конфедерации подводной деятельности России доктор исторических наук А. В. Окороков издал фундаментальный труд «История отечественной подводной археологии»8. В этой книге приводится большое количество исторических сведений, которые показывают отечественные достижения в подводно-археологических исследованиях в России. С сожалением констатируется, что социально-экономические потрясения 80-90-х годов существенно затормозили теоретические изыскания в этом направлении в России. В 90-е годы подводно-археологических работ под руководством Министерства культуры и Академии наук практически не проводилось. Мимо отечественных специалистов, фактически, прошло формирование нового подхода к подводным археологическим объектам как к подводному культурному наследию. Наши специалисты не участвовали в разработке и принятии текста конвенции ЮНЕСКО 2001 г. — Конвенции об охране подводного культурного наследия. Все это привело к тому, что в нашем правовом поле термина «подводное культурное наследие» не существует. Соответственно мы не можем сохранять то, что не описано в юридическом поле. А подводные объекты изучаются как археологические.

Определенные изменения в выделении ПКН как объекта исследования в России обозначились только в последние 10-15 лет. Важными этапами в формировании культурологического отношения к объектам ПКН стали сборники, выпущенные Конфедерацией подводной деятельности России в 20069, 200710 и 200811 гг., специализированный выпуск журнала «Музей» в 2010 г12., материалы конференций под эгидой Ассоциации морского наследия России 201013 и 201314 гг. и неутомимая, подвижническая работа редакций специализированных журналов для любителей подводного плавания «Октопус», «Подводный клуб», «Нептун XXI век», «Предельная глубина», «Подводное обозрение», «Dive Tek». С 2010 г. под редакцией А. А. Березина на базе Московского подводно-ар-хеологического клуба издается ежегодный сборник «Вопросы подводной археологии»15.

Много полезного для изменения отношения к ПКН сделала Конфедерация подводной деятельности России (далее—КПДР), которая с 2001 г. стала проводить подготовку по курсам специальной подготовки «водолаз-исследователь» и «подводная археология», а также многочисленные научные и общественно-научные мероприятия, направленные на изучение и сохранение ПКН. Существенным достижением КПДР было издание в 2008 г. учебного пособия «Подводная археология: стандарт и программа»16. Члены научного

8 Окороков А. В. История отечественной подводной археологии. М., 2008.
9 Подводное культурное наследие: изучение, сохранение, трансляция; Развитие подводной деятельности в СССР и России.
10 Подводное культурное наследие: перспективы изучения и сохранения.
11 Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее.
12 Музей. М., 2010. № 1.
13 Проблемы изучения и сохранения морского наследия России.
14 Подводное наследие: Материалы междунар. науч.-практ. конф. по подводной археологии и морской истории: сб. ст. / сост. И. Н. Кочергина. М., 2013.
15 Вопросы подводной археологии. М., 2010. № 1.
16 Фазлуллин С. М. 1) Кузница подводных археологов // Предельная глубина. 2011. № 5. С. 34-37; 2) Учебный курс «подводная археология»: опыт КПДР // Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее. С. 258-262; Российская национальная система подготовки подводных пловцов и инструкторов. Подводная археология: стандарт и программа. РД КПДР № 01-08. М., 2008.

комитета КПДР (А. Окороков, С. Фазлуллин, А. Степанов, П. Сорокин, С. Дунчевская и В. Сычев) приняли самое активное участие в формировании и подготовке сборника «Юридические и методические вопросы изучения и сохранения подводного культурного наследия»17.

В постсоветское время были предприняты попытки организовать специальную подготовку в рамках изучения и сохранения ПКН в некоторых вузах страны. До сих пор вызывает удивление то, как на одном энтузиазме удалось организовывать Патрейскую подводную экспедицию для студентов МГГУ им. М. А. Шолохова, которая много лет возглавлялась кандидатом исторических наук А. В. Таскаевым, а затем и А. А. Березиным. По информации начальника подводно-археологического отряда Фанагорийской экспедиции Сергея Ольховского (личное сообщение), он участвует в руководстве несколькими дипломами по подводной тематике студентов-археологов Кубанского государственного университета. В Воронежском государственном университете на кафедре археологии и античной истории доктор исторических наук П. Н. Писаревский читает магистрантам курс «Античная подводная археология» (72 часа). В Крымском федеральном университете с 2018 г. кандидат исторических наук В. В. Вахонеев планирует представить ознакомительный (16 часов) курс по подводной археологии.

Начиная с 2011 г. вопросами ПКН заинтересовалась кафедра музеологии РГГУ, где с сентября того же года в программе бакалавриата кандидатом географических наук С. М. Фазлуллиным стала преподаваться дисциплина «Охрана подводного культурного наследия»18. С 2016 г. спецкурс по этому же направлению включен в программу магистратуры. Одновременно в перечень дисциплин по выбору вошел курс «Подводная археология», практические занятия по которому уже два года проводятся на Черном море. Научное направление по ПКН нашло своих последователей. Был защищен диплом специалиста (И. Николаев) и диссертации магистра (А. Бадягина, И. Горлов). Готовятся к защите еще две диссертации магистров и четыре кандидатских диссертации. По поручению Межведомственной комиссии по морскому наследию при Морской коллегии при Правительстве РФ19 совместно с Музеем Мирового океана (г. Калининград) подготовлена магистерская программа «Морское и подводное наследие», которая будет доступна для освоения с сентября 2018 г.

В России существует свыше сотни музеев морской направленности, большинство из которых являются ведомственными. Как правило, в этих музеях работают лица, чье образование никоим образом не связано с морским и подводным культурным наследием. Подготовка кадров в этом направлении на кафедре музеологии РГГУ призвана исправить существующие диспропорции.

В целом, в России пока не налажена система мероприятий, которую можно рассматривать как управление подводным историко-культурным наследием. Такая система мероприятий должна включать в себя работы по составлению карты затопленных объектов России, систему подготовки специалистов в области изучения и сохранения ПКН,

17 Юридические и методические вопросы изучения и сохранения подводного культурного наследия: сб. ст. / Министерство культуры Российской Федерации. Рыбинск, 2012.
18 Фазлуллин С. М. «Подводное культурное наследие» как образовательный университетский курс // Труды V международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование: MARESEDU —2016». М., 2016. С. 225-230.
19 Протокол заседания Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. Севастополь, 2015.

сложившийся подход к музеефикации объектов ПКН и полноценные практики, презентации объектов подводного историко-культурного наследия посетителям, как в музеях, так и в учреждениях музейного типа.

В мире сложилась отработанная практика охраны ПКН, предусматривающая также и возможность знакомства с объектами и отдельными предметами как в музейном пространстве, так и непосредственно под водой. Автором выделяются следующие формы хранения и презентации объектов и предметов ПКН:

На суше:

1. Собрания, находящиеся в виде интерьерных коллекций. Как правило, это касается судовых якорей или пушек времен парусного флота, которые не требуют специальных условий хранения и в сочетании с историческим фоном могут украшать общественные места.
2. Отдельные предметы в экспозициях музеев. Как правило, речь идет о краеведческих или историко-археологических музеях.
3. Тематические экспозиции, посвященные ПКН, музеев морской направленности.
4. Музеи подводной археологии. Наиболее известны музеи в Бодруме (Турция) и Картахене (Испания).

Под водой:

1 Выявленные объекты ПКН, внесенные в своды памятников и имеющие охранные ограничения. Обычно на такие объекты запрещено погружаться без специального разрешения и сопровождения. Якорная стоянка в месте нахождения объекта ПКН также исключена. Часто такие объекты перекрыты специальными защитными материалами (например, геотекстиль) или отгорожены металлическими решетками.
2. Подводные познавательные маршруты, в состав которых входят объекты ПКН или подводные достопримечательности. Продвижение на таких маршрутах осуществляется в снаряжении для подводного плавания. Сами маршруты должны иметь надежное информационное и организационное сопровождение.
3. Подводные парки. После принятия в 2001 г. Конвенции ЮНЕСКО об охране подводного культурного наследия международное сообщество сосредоточило свое внимание на изучении и сохранении для потомков объектов ПКН. Опыт показывает, что за эти годы именно подводные парки стали эффективным инструментом такой защиты.

Автор выделяет20 следующие по специализации подводные парки:

• природные подводные парки, специализирующиеся на сохранении и демонстрации объектов природы (подводные ландшафты и затопленные пещеры);

• парки скульптур (эстетические и культовые подводные парки);

• подводные парки техники (специально затопленные суда и летательные аппараты);

• историко-культурные подводные парки (археологические и исторические).

Довольно часто встречаются подводные парки с двумя и более специализациями. Посетители подводных парков могут непосредственно погружаться к объектам экспонирования, либо использовать туристические подводные лодки или лодки с прозрачным дном.

4. Подводные музеи, в которых объекты и предметы находятся в водной среде. Посетитель может прогуливаться по прозрачным коридорам в «залах» музея или, надев подводное снаряжение, погружаться к ним. Оба подводных музея построены в Китае.
20 Фазлуллин С. М. Подводные парки и сохранение объектов подводного культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2 (18). С. 112-127.

В недалеком будущем специалисты ожидают открытие аналогичных музеев в Египте и России.

Управление подводным историко-культурным наследием предполагает вовлечение его объектов в просветительские и познавательные программы. С учетом того, что в нашей стране с каждым годом становится все больше и больше любителей подводного плавания, возникает потребность в организации подводных историко-культурных экспозиций. Изюминкой таких экспозиций должна стать возможность погрузиться непосредственно к подводному историко-культурному объекту. Экспозиция должна иметь как наземную (сухопутную) часть, предназначенную для всех категорий посетителей, так и подводную часть, которая должна давать дополнительную эмоциональную нагрузку. Подводная часть экспозиции может частично располагаться на мелководье для посетителей, которые погружаются под воду впервые. Глубина расположения мелководной части, в соответствии с правилами организации ознакомительного погружения, не должна превышать 6 м. При этом предполагается формировать мелководную экспозицию из реплик оригинальных вещей, помещая их в стеклянные витрины, заполненные прозрачной водой. Такие экспозиции будут хорошо просматриваться даже в относительно мутной воде.

Несмотря на достаточные достижения по изучению и охране подводного историко-культурного наследия, музейная наука все еще не выработала своего подхода к демонстрации объектов ПКН. Охраняемые подводные археологические участки, подводные парки и подводные маршруты создавались и описывались не музейными работниками, а представителями подводной туриндустрии и подводными археологами. Только в нескольких случаях, уже после организации подводного парка, его сотрудники использовали в своих буклетах словосочетание «открытый музей» или «музей в море», хотя предварительного музейного проектирования как такового не было. Нет и разработанных теоретических подходов к этому вопросу. Общая практика пока такова, что основные принципы построения наземных музейных экспозиций пытаются использовать и под водой. Вероятно, это период, когда в недрах нового направления по сохранению наследия в подводных парках зреет принципиально иной подход. Возможно, этот новый подход будет базироваться на групповой заинтересованности—специалистов (подводные археологи), посетителей (дайв-туризм) и владельцев прибрежных вод (местное сообщество). Морские культурные ресурсы, показанные на месте, дают новые возможности по развитию теории музееведения, использованию этих достижений в образовании, выработке новых подходов в управлении и получению выгоды в процессе эксплуатации объекта. Еще одним важным моментом является формирование устойчивой связи между музеем и его сторонниками. Такие устойчивые связи позволяют вовлекать в музейную жизнь большое количество волонтеров, заинтересованных в развитии данного музея и предпринимающих усилия в этом направлении. В этом случае музей перестает быть местом сосредоточения узких специалистов. Ответственность за музей могут делить и профессионалы, и представители заинтересованной общественности. Такой подход хорошо вписывается в особенности функционирования музеев подводного культурного наследия и подводных парков, где крайне важно участие волонтеров, обученных навыкам нахождения под водой.

Охрана и управление объектами подводного культурного наследия, сохраняемых in situ, должны иметь необходимый финансовый и организационный ресурс. Такой ресурс может возникать в виде государственных субсидий, в виде соответствующего благотворительного фонда и в виде частных пожертвований. Создание благотворительного фонда является

мощным инструментом для будущей защиты объектов подводного культурного наследия, поскольку в концентрированном виде может выражать совокупную волю граждан, заинтересованных в таком бережном отношении. В этом случае исход дела зависит не от прихоти отдельно взятого специалиста или чиновника, а от общественных настроений в данной области. Деятельность такого фонда может привести к тому, что будет доведена до массового посетителя мысль о том, что утрата того или иного подводного объекта невосполнима, а его ценность заключается в общественном владении историческими объектами и их неделимости. Участки с объектами подводного культурного наследия, на которых закончены археологические работы, при эффективном управлении ими, могут быть весьма эффективно представлены на рынке подводного туризма.

За последние двадцать лет интерес к изучению подводного культурного наследия заметно вырос. Основными формами его представления и сохранения являются тематические музеи и подводные историко-культурные парки. Подводные историко-культурные парки по количеству существенно обгоняют традиционные тематические музеи. На сегодняшний день десятки стран имеют опыт создания подводных парков. А в местах, где нет или недостаточно подводных исторических объектов, возникают искусственно созданные морские парки.

Быстрое увеличение числа охраняемых объектов подводного наследия, подводных парков и программ по организации подводных маршрутов показывает, что эта стратегия культурного управления ресурсом выполняет требования сохранения и открытого доступа к объектам ПКН. Специалисты отмечают, что демонстрация объектов как части нашего общего культурного наследия вызывает интерес и уважение посетителей к таким объектам. При этом в дальнейшем часть посетителей становятся участниками волонтерских программ по сохранению объектов наследия или жертвуют финансовые ресурсы.

Информация о статье Автор: Фазлуллин Сергей Маратович—кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Институт океанологии им. П. П. Ширшова, Российская академия наук; доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, sh1703@vandex.ru.

Заглавие: Подводное культурное наследие и проблемы его музеефикации. Абстракт: Быстрое увеличение числа охраняемых объектов подводного наследия, подводных парков и программ по организации подводных маршрутов указывает, что эта стратегия культурного управления ресурсом выполняет требования по сохранению и прямому доступу к объектам подводного культурного наследия. Специалисты отмечают, что демонстрация подводных исторических объектов как части нашего общего культурного наследия вызывает к ним интерес и уважение посетителей. При этом в дальнейшем часть посетителей становятся участниками волонтерских программ по сохранению объектов наследия, а другие жертвуют финансовые ресурсы.

Список литературы

Managing the Underwater Cultural Heritage. Abstract book. IKUWA 4 International Congress on Underwater Archaeology / University of Zadar. Zadar, 2011. 76 p.

Scientific Colloquium on the Factors Impacting Underwater Cultural Heritage Proceedings 13-14 December 2011 / Royal Library of Belgium. Brussel, 2011. 7 p.

Underwater Cultural Heritage // UNESCO. URL: http://www.unesco.org/new/en/unesco/ themes/underwater-cultural-heritage/ (дата обращения: 05.10.2017).

Вопросы подводной археологии. 2010. № 1. 96 с.

Музей. 2010. № 1. 84 с.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия // Организация Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ heritage.shtml (дата обращения: 05.10.2017).

Конвенция об охране подводного культурного наследия // Организация Объединенных Наций // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage. shtml (дата обращения: 05.10.2017).

Окороков, Александр Васильевич. История отечественной подводной археологии. Москва: КНОРУС, 2008. 160 с.

Подводная археология: прошлое, настоящее, будущее: Сб. науч. трудов / Конфедерация подводной деятельности России; под науч. ред. А. В. Окорокова, С. М. Фазлуллина. Москва: КПДР, 2008. 328 с.

Подводное культурное наследие: изучение, сохранение, трансляция: Тезисы докладов секции / V Международная научная конференция «Человек, культура и общество в контексте глобализации». Москва, 2006. 20 с.

Подводное культурное наследие: перспективы изучения и сохранения: Сборник материалов международной конференции / Конфедерация подводной деятельности России. Великий Новгород: КПДР, 2007. 70 с.

Подводное наследие: Материалы междунар. науч.-практ. конф. по подводной археологии и морской истории: сборник статей / сост. И. Н. Кочергина. Москва: Нептун XXI век, 2013. 429 с.

Проблемы изучения и сохранения морского наследия России: Тезисы докладов Первой междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 27-30 октября 2010 г.). Калининград: Терра Балтика, 2010. 276 с.

Протокол заседания Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации / Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации. Севастополь, 2015. 6 с.

Развитие подводной деятельности в СССР и России: материалы междунар. науч.-практич. конф. / Конфедерация подвод

maritime heritage underwater cultural heritage unesco underwater archaeology underwater archeology museum underwater park МОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОДВОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО ПОДВОДНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты