2010. № 7 (78). Выпуск 14
УДК 94(471.06/94(471.083
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Курский
государственный
университет
М.А. АДАМОВ
Данная статья посвящена истории духовных семинарий Русской православной церкви в период с 1702 по 1917 г. Этот период можно условно разделить на два основных этапа: 1) становление (1702-1867); 2) развитие (1867-1917). При рассмотрении каждого из этапов были выделены и проанализированы основные проблемы, свойственные каждому из них. В итоге был сделан вывод о том, что основной проблемой первого этапа было недостаточное финансирование духовных семинарий. Что касается второго этапа, то главной проблемой следует считать уход учащихся духовных семинарий на светскую службу.
Особую актуальность тема истории отечественного духовного образования приобретает в свете разгоревшейся в последние годы острой дискуссии о путях дальнейшего развития современной духовной школы. При этом опыт прошлого может иметь для нее практическое значение. Термин «духовное образование» в научной литературе отличается большим разнообразием трактовок, что приводит к размытости данного понятия. В данной статье под термином «духовное образование» понимается система профессиональной образовательной и воспитательной подготовки будущих священно- и церковнослужителей, осуществляемая в рамках специализированных учебных заведений (духовных школ). Что касается духовных семинарий, то в рассматриваемый период они являлись основным звеном системы духовного образования, так как именно в них проходила подготовку абсолютное большинство приходского духовенства.
Возникшие на протяжении XVII в. Киевская коллегия (с 1701 г. академия1) и Московская славяно-греко-латинская академия не имели своей основной целью подготовку будущего духовенства. Появление первых специализированных духовных школ, которые и стали прототипом духовных семинарий, следует отнести к первой половине XVIII в. Система профессионального духовного образования возникает по инициативе государства и регулируется государственными законами. Законодательные основы реформирования духовных семинарий в полной мере изложены в «Полном собрании законов Российской империи».
Историю развития отечественного духовных семинарий в рассматриваемый период (1702 - 1917 гг.) можно разделить на два основных этапа: становление (1702 - 1867 гг.) и развитие (1867 - 1917 гг.). Каждых из них имел свои особенности и специфические проблемы. Обратимся к каждому из данных этапов подробней.
I. Этап становления (1702 - 1867 гг.) в свою очередь можно разделить на несколько стадий: 1) начальная (1702 - 1721 гг.); 2) досекуляризационная или киевская (1721 - 1764 гг.); 3) секуляризационная или московская (1764 - 1808 гг.); 4) стадия осуществления реформы 1808 - 1814 гг. (1808 - 1867 гг.).
открыты в целом ряде российских городов: в Тобольске в 1704 г.3 и т. д. Отметим, что первые архиерейские школы были открыты архиереями - уроженцами Малороссии и выпускниками Киевской коллегии. Их инициативы отвечали планам государственной власти, которая нуждалась в политически благонадежном и богословски образованном духовенстве. Указ от 15 января 1708 г. предписал обязательное обучение детей духовенства в «греческих и латинских» школах4. Но данные школы еще не имели четкого оформления, и их открытие полностью зависело от инициативы епархиального архиерея. Понятие «семинария» еще не употреблялось, но именно архиерейские школы стали ее прототипом.
Эти особенности обусловили основные проблемы данной стадии: недостаточное финансирование, что нередко являлось причиной закрытия духовных школ; нехватка учителей; уклонение детей духовенства от обучения в данных школах, что было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, чужеродностью для великоросских епархий духовных школ, создававшихся по образцу Киевской академии, возникшей в иных социокультурных и политических условиях. Во-вторых, отсутствием положительных стимулов к учебе. В-третьих, тяжелыми материально-бытовыми условия существования духовных школ.
На этой стадии впервые используется понятие «семинария». Первоначально оно было употреблено в «Духовном регламенте»6. На практике оно стало применяться в 1730-е гг. как название наиболее развитых духовных школ.
Главной особенностью секуляризационной стадии стало назначение штатного содержания для всех духовных семинарий, что позволило несколько снизить остроту проблем досекуляризационной стадии. Первоначально сумма, выделяемая на от-
с. 314-346.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 7 (78). Выпуск 14
дельные семинарии, составляла 2 000 руб.8 18 декабря 1797 г. эта сумма была существенно увеличена, и каждая отдельная семинария стала получать от 3 000 до 4 000 руб. в год9. Выделяемые ежегодно средства обусловили бесперебойное функционирование духовной школы. Но все же этих средств было недостаточно. При этом по-прежнему ощущалась острая нехватка учителей. К тому же в развитии духовных школ в каждой отдельной епархии главную роль играла личность епархиального архиерея. Как отмечает Н.В. Ляпунова, «подчинение духовных школ епархиальным архиереям не позволяло ввести единые требования к выпускникам школ, методам преподавания, учебным пособиям, построить систему обеспечения духовных школ педагогическими кадрами»10.
Помимо прочего, продолжалось систематическое использование учащихся духовных школ для нужд светской школы и службы. Так, указ от 25 января 1787 г. сообщал, что в связи со значительным увеличением штатного числа учащихся медицинских школ необходимы лица, знающие латынь, но их очень мало. В связи этим было признано, что «единый надежный и удобнейший предмет» - это приглашение семинаристов и студентов академий. Приглашались необходимые для нужд самой церкви учащиеся высших классов: риторического, философского и богословского11.
Система духовного образования не была структурирована по уровням, каждый из которых имел бы свои четко определенные цели и задачи. Что касается семинарий, то на практике в разных епархиях это были принципиально различные учебные заведения: начиная от начальных школ, в которых обучали элементарной славянской грамотности, церковному уставу и основам латыни, и заканчивая школами с полным курсом, включавшим основательное и всестороннее изучение богословия. Как отмечает П.В. Знаменский, в это время: «семинариями признаны были все вообще главные школы по епархиям, хотя иная такая главная школа, например, Воронежская, не имевшая даже латинских классов, стояла несравненно ниже многих низших по другим епархиям» 12.
И именно с этого момента семинарии были выделены в отдельную, имевшую свои цели и задачи ступень духовного образования. Целями деятельности семинарий было объявлено: «1) образование духовного юношества к священнослужительским и учительским должностям; 2) управление уездных училищ»13. Помимо того, выпускники семинарии, как предусматривал устав, могли поступать в медикохирургическую академию14, то есть использование потенциала духовных семинарий для нужд светской службы было законодательно закреплено в основном документе, регулирующем их деятельность. В качестве основного источника финансирования
духовного образования был указан доход от продажи церковных свечей. Другим источником стали проценты с выделенной государством суммы15.
Помимо административного контроля, духовные академии занимались подготовкой педагогических кадров для подконтрольных им семинарий, уездных и приходских училищ. Аналогичная задача была поставлена и для семинарий, которые помимо своей основной задачи - подготовки приходского духовенства - готовили учителей для уездных и приходских духовных училищ. Это позволило решить проблему нехватки преподавательских кадров для духовных школ.
С самого начала реформы был создан центральный орган для руководства всеми духовно-учебными заведениями, что позволило их вывести из-под непосредственной власти епархиальных архиереев.
Одним из магистральных направлений реформы 1808 - 1814 гг. стало воплощение на практике ранее заявленного принципа всеобщего обучения сыновей священно- и церковнослужителей. При этом важным достижением стало создание положительных стимулов к учебе в духовно-учебных заведениях. Теперь, благодаря распределению по разрядам, от успехов в поведении и учебе принципиальным образом зависело дальнейшее трудоустройство выпускника духовной школы. Требование определенного образовательного ценза от будущих священно- и церковнослужителей решило проблему уклонения детей духовенства от обучения в духовно-учебных заведениях. Но здесь следует отметить, что именно успех данной реформы во многом обусловил собою ряд дальнейших материально-бытовых проблем духовной школы. Приток желающих обучаться в них был столь велик, что ранее предусмотренных для этого средств стало катастрофически не хватать на обеспечение учащихся на должном уровне. Наиболее остро данная проблема стала в царствование Николая I.
Тяжелое положение духовных школ в это время нашло отражение в большом числе источников и научных исследований. Это и архивные материалы, и произведения выпускников духовно-учебных заведений, таких как И.С. Никитин16 и Н.Г. Помяловский17, и труды по истории духовной школы. Выпускник Курской семинарии епископ Евфимий Саратовский (Беликов) вспоминал: «в бурсе они терпели и холод, и голод; из-за лишней порции какой-нибудь каши, из-за лишнего куска хлеба, кололи, бывало, дрова для сторожей»18. Наиболее острой проблемой стало соблюдение в духовных школах элементарных санитарных норм, обеспечение учащихся необходимой обувью, одеждой и качественным питанием.
Первой реакцией стало дальнейшее увеличение суммы, выделяемой на духовно-учебные заведения. Но даже с увеличением средств улучшить материальнобытовое положение духовных школ не удалось. И тогда началось ограничение числа их учеников путем введения штатного числа учащихся в каждом духовно-учебном заведении. Например, нормальное число учеников согласно предписанию Синода в августе 1851 г. для Курской семинарии составляло 340 человек, а именно: высшее отделение - 90 человек, среднее - 110, низшее - 14019. Но и данная мера не имела успеха, что обусловило необходимость изыскания новых источников финансирования духовно-учебных заведений.
Отметим также ряд имевших принципиальную важность преобразований, проведенных в царствование Николая I. Это, прежде всего, отмена латыни как языка, на котором велось преподавание в духовно-учебных заведениях. Теперь она стала од-
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 7 (78). Выпуск 14
ним из учебных предметов. Это позволило развивать отечественную богословскую науку на родном языке и приблизить программу обучения в духовно-учебных заведениях к потребностям проповеди среди широких народных масс.
Еще одним преобразованием стало введение в число преподаваемых в семинариях предметов медицины и сельского хозяйства20. Это было обусловлено стремлением сблизить служение духовенства с практическими нуждами населения приходов, в первую очередь сельских. Эта мера вызвала протест ряда известнейших церковных иерархов. Так, митрополит Московский Филарет (Дроздов) писал: «Священник, просвещенный в вере, благоговейный в богослужении, честный в жизни, с усердием, человеколюбием исполняющий дела своей должности для прихожан, не будет ниже их от того, что мало сведущ в сельском хозяйстве, а у возложивших руку на рало (соху) часто выпадает из рук книга, и совершенство земледельца возрастает похищением от совершенства священника»21. Впоследствии медицина и сельское хозяйство были исключены из программы обучения в семинариях.
Перейдем теперь к рассмотрению II этапа, который мы обозначили как этап развития духовных семинарий (1867-1917 гг.). Здесь также следует выделить несколько стадий: 1) реформа 1867 года и ее осуществление (1867 - 1884 гг.); 2) реформа 1884 г. и ее осуществление (1884 - 1905 гг.); 3) революция 1905 - 1907 гг. и подготовка новой реформы духовных школ (1905 - 1917 гг.).
Отметим, что реформа 1867 г. нашла свое продолжение в реформе академий в 1869 г. В ходе этих преобразований было введено выборное начало в избрание руководства духовно-учебных заведений, при этом была отменена система духовноучебных округов. Но в это же время в 1860 - 70-е гг. резко обозначился целый комплекс проблем, которые были, с одной стороны, обусловлены социальнополитической обстановкой в стране, а с другой, внутренними проблемами самого духовного сословия. Многие семинаристы устремились на гражданскую службу, среди учащихся духовных школ нарастали революционные настроения. Здесь стоит отметить, что первые революционные кружки в среде учащийся молодёжи возникают именно в духовных семинариях. Так, В.В. Вяткин отмечает, что в 1860 г. в Пермской семинарии обнаружили тайную типографию и революционно-демократический кружок25.
В 1863 г. семинаристам было позволено свободно поступать в университеты, значительное число семинаристов воспользовалось этой возможностью. По данным Г.И. Щетининой, в 1875 г. 53 % всех поступивших в университеты составили гимназисты и 46 % семинаристы26. Буквально через несколько лет обозначилась острая нехватка кадров для нужд самого духовного ведомства. К тому же проблема усугублялась тем, что в университеты уходили лучшие из учащихся. В результате в 1879 г. доступ семинаристов в университеты был сильно ограничен27.
Острота данной проблемы была обусловлена тем, что ранее это приветствовалось самим государством, которое ощущало нехватку образованных кадров. Теперь государство с развитием светской системы образования не нуждалось в массовом притоке учащихся духовных школ. Все это развивалось на фоне вовлечения учащихся духовных школ в революционно-демократическое движение. Следует отметить, что кумиры молодежи той эпохи Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов - сами происходили из семинаристов.
В это время в особенной ясностью обозначилась взаимосвязь проблем духовного сословия и духовной школы. В связи с этим митрополит Евлогий (Георгиевский) делал следующий вывод: «Тяжелые впечатления раннего моего детства заставили меня еще ребенком почувствовать, что такое социальная неправда. Впоследствии я понял, откуда в семинариях революционная настроенность молодежи: она развивалась из ощущений социальной несправедливости, воспринятых в детстве. Забитость, униженное положение отцов сказывались бунтарским протестом в детях»29. Дело в том, что духовная школа в России с самого момента своего возникновения стала формироваться как сословная, в нее набирали детей священно- и церковнослужителей. Первоначально это было обусловлено тем, что данные лица были освобождены от податей и повинностей, и государству было не выгодно расширять численность духовенства за счет привлечения лиц из податного сословия. В указе от 9 июля 1744 г. отмечалось, что если «в церковнический и в другие чины из крестьян положенных в подушный оклад, по желанию их принимать и определять, то никогда исправного платежа подушных денег быть не может»30. Впоследствии это закрепилось тем, что сами духовные школы финансировались из средств духовного ведомства.
Отметим также, что успех финансового аспекта реформы 1867 г. имел помимо положительных и определенные негативные последствия. Местные средства приходов, извлекаемые посредством епархиальных съездов, могли быть получены только при условии, что абсолютное большинство учащихся духовных школ будут детьми духовенства. К тому же обучение детей священно- и церковнослужителей в духовных школах осуществлялось на льготных условиях. Лучшие в успехах и поведении могли
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. № 7 (78). Выпуск 14
содержаться за казенный счет. Но даже для тех, кто обучался на платной основе, все же это было дешевле, чем в гимназии.
Общим для всех семинарий лозунгом было требование свободного доступа в университеты. С начала 1905 г. центром общесеминарской организации становится г. Владимир, откуда было разослано воззвание, которое агитировало семинарии за подачу общесеминарской петиции об открытии доступа во все высшие учебные заведе-ния32. 14 декабря 1905 г. правительство дало разрешение на свободное поступление семинаристов в высшие учебные заведения. И здесь, как и в 1870-е гг., количество поступающих в университеты было столь велико, что уже в 1908 г. доступ в университеты был сильно ограничен. В итоге в 1904 - 1905 учебном году в университеты поступило 467 выпускников семинарий, в 1905 - 1906 - уже 674, а в 1906 - 1907 г. -66733. С 1906 г. началась подготовка к Поместному собору. В ходе нее были собраны мнения епархиальных архиереев. Большинство высказалось за доступную для всех сословий духовную школу. Но данное решение потребовало бы целого ряда кардинальных преобразований.
Во-первых, это бы привело к окончательному разрушению замкнутости духовного сословия. Во-вторых, потребовалось решение вопроса о получении детьми духовенства среднего образования. Для этого предлагалось открыть специальные гимназии, в которых бы обучались желавшие поступить в светские учебные заведения и на гражданскую службу. Но здесь вставал вопрос о том, кто будет финансировать эти гимназии. Окончательно данный вопрос в рассматриваемых нами временных рамках так и не был разрешен. Решения открывшегося после Февральской революции Поместного собора 1917 - 1918 гг. не были проведены в жизнь в полной мере, т.к. в 1918 г. все духовные семинарии были закрыты большевиками.
Подводя итоги, следует сказать, что основной проблемой духовных школ на этапе становления (1702 - 1867 гг.) были недостаточное финансирование. Преобразования духовных семинарий на данном этапе были в той или иной мере связаны с увеличением выделяемых государством средств. На этапе развития духовных семинарий (1867 - 1917 гг.) удалось решить острейшие материально-бытовые проблемы духовных семинарий. Это было сделано благодаря реформе 1867 г., когда с одной стороны была увеличена сумма государственных средств, выделяемых на духовное образование, а с другой - через созыв епархиальных съездов духовенства привлекались дополнительные средства из местных источников. При этом главной проблемой этапа развития духовных семинарий (1867 - 1917 гг.) следует считать стремление их учащихся на светскую службу.
С. 155, 159, 163.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF THEOLOGICAL SEMINARIES OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN XVIII - THE FIRST PART OF THE XX CENTURIES
M.A. ADAMOV
Kursk State University e-mail: adamovm@mail.ru
This article is devoted to history of theological seminaries of the Russian Orthodox church from 1702 to 1917. This period can be divided into two basic stages conditionally: I. Formation (1702-1867); II. Development (1867-1917). The basic problems of each stage have been revealed and analysed. As a result, the conclusion has been drawn that insufficient financing of theological seminaries was the basic problem of the first stage; as for the second stage, the main problem was that students of theological seminaries left for secular
service.