Спросить
Войти

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ТРАДИЦИОННЫМ ХОЗЯЙСТВОМ СЕВЕРА ЯКУТИИ В 1992-1993 ГОДАХ

Автор: указан в статье

Санникова Я. М. Структурные изменения в управлении традиционным хозяйством Севера Якутии в 1992—1993 годах / Я. М. Санникова // Научный диалог. — 2018. — № 9. — С. 295—306. — DOI: 10.24224/2227-1295-2018-9-295-306.

Sannikova, Ya. M. (2018). Structural Changes in Management of Traditional Economy of North of Yakutia in 1992—1993. Nauchnyy dialog, 9: 295-306. DOI: 10.24224/2227-1295-20189-295-306. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

^бИШШУ.ЙЦ

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 94:636.294(571.56)"19"+908 DOI: 10.24224/2227-1295-2018-9-295-306

и I к I С H & s

PfJHOCXCALS t)IKK"TORYСтруктурные изменения в управлении традиционным хозяйством Севера Якутии в 1992—1993 годах1

© Санникова Яна Михайловна (2018), orcid.org/0000-0002-7430-8783, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории и этносоциологии Арктики, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Сибирское отделение Российской академии наук (Якутск, Россия), sannikowa@mail.ru.

Рассматривается судьба традиционного хозяйства коренного населения Севера Якутии в первые годы постсоветского десятилетия через призму преобразований в структуре управления аграрным сектором региона — в той части, которая была связана с повседневной жизнью хозяйств арктических и северных территорий Якутии и во многом определила реализацию аграрной политики республики. Указывается на то, что для традиционной экономики Севера Якутии характерна комплексность традиционных хозяйственных занятий, при этом ведущим направлением является оленеводство, в частности разведение домашних оленей. Несмотря на все трудности и противоречия, характерные для развития северных хозяйств, Якутия оставалась одним из крупных оленеводческих регионов страны. Автор рассматривает структурные изменения в управлении северными хозяйствами первых постсоветских лет: поиск путей управления хозяйствами, проектные инициативы руководства АПК «Север» и особенности формирования единого управленческого пространства в аграрном секторе республики. Более подробно освещен вопрос организации оленеводческой компании — НАОК «Таба». На основе архивных документов сделана попытка показать последовательность и логику данных структурных изменений в управлении традиционным хозяйством Севера Якутии в начале 90-х годов.

1 Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 17-11-14003 «Кочевники Севера: антропология образа жизни оленеводов Якутии (XX — нач. XXI вв.)».
1. Введение

В первое десятилетие после распада Советского Союза, сопровождавшегося противоречивыми процессами в политической и экономической жизни страны, произошли изменения и в традиционном хозяйственном образе жизни коренных народов Севера. С одной стороны, образовывались самостоятельные хозяйства различной формы собственности, с другой стороны, разрушалась централизованная государственная экономика, создавшая в числе прочего специфичное советское сельскохозяйственное производство в стране. Нужно отметить, что при формировании рыночных отношений постсоветского периода идея советского государства о товарности производства сельскохозяйственной продукции не претерпела больших изменений, поэтому хозяйство коренных народов Якутии продолжало развиваться как традиционная отрасль сельскохозяйственной жизни страны. В то же время было очевидно, что дальнейшее развитие традиционного хозяйства коренных народов Якутии будет зависеть от стратегии аграрной политики нового государства.

Традиционное хозяйство Севера Якутии представлено оленеводством, рыболовным и охотничьим промыслами, табунным коневодством и скотоводством. Эти отрасли составляли сельскохозяйственную основу экономики отдельного улуса (района), их развитие считалось преимущественным, соответственно и внимание к ним было более пристальным, нежели к отраслям общехозяйственной направленности. При этом отдельное хозяйство (совхоз, коллективное предприятие, родовая община или крестьянское хозяйство) создавало свой уклад жизни. В эти годы большое значение для жизни сельских жителей имела система личных подсобных хозяйств, которая давала возможность развития индивидуального подворного хозяйства для личного потребления.

Следует отметить, что из 15 изучаемых улусов (Аллаиховский, Ана-барский, Булунский, Нижнеколымский, Усть-Янский, Жиганский, Оленек-ский, Верхоянский, Момский, Оймяконский, Томпонский, Эвено-Бытан-тайский, Абыйский, Верхнеколымский, Среднеколымский) большинство вошли с 1993 года в перечень районов проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Не относились к данным территориям из изучаемых улусов Верхоянский район и сельские поселения Среднеколымского и Томпонского улусов (кроме Березовского и Томпонского наслегов данных улусов соответственно).

2. Реорганизация системы управления северными хозяйствами в первый постсоветский год

В первой половине 1990-х годов в сфере сельского хозяйства Якутии происходила постоянная реорганизация системы управления, которая рассматривалась как поиск оптимальной структуры управления отраслью. Такая деятельность высших органов исполнительной власти республики должна была привести к определенным положительным результатам в условиях перехода в постсоветский период к новым экономическим отношениям. С этой целью в январе 1992 года было образовано Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), которое как орган государственного управления отраслью сельского хозяйства должно было решить следующие задачи: создать благоприятные условия для эффективного развития сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса; провести аграрную реформу; осуществить государственную инвестиционную политику развития социальной и производственной инфраструктуры села; организовать подготовку кадров для агропромышленного комплекса; оказать содействие развитию аграрной науки и распространению передовых технологий и новых методов хозяйствования [ОВА МСХ РС(Я), ф. 55, оп. 35, д. 5, л. 20].

Ко времени создания министерства хозяйства Арктики и Севера Якутии находились в ведении Агропромышленного комбината «Север», который сотрудничал с новым министерством сельского хозяйства республики в общей системе агропромышленного комплекса региона и подчинялся профильному министерству на российском уровне.

В рамках реорганизации системы управления совхозы как крупные хозяйства, в ведении которых находились все вопросы социально-жилищного характера, в том числе в изучаемых районах в составе АПК «Север», теперь передавали всю материально-техническую базу данной сферы по состоянию на 1 января 1992 года в местные органы [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 15, л. 33].

На заседании Совета АПК «Север» 15 февраля 1992 года были закреплены изменения, произошедшие к этому времени в управлении хозяйствами Арктики и Севера Якутии и в реорганизации комбината. Так, в соответствии с новой Конституцией и Декларацией о государственном суверенитете Республики был избран Президент Республики Саха (Якутия) и было создано новое правительство республики, в состав которого вошло и Министерство по делам малочисленных народов Севера. Образование отдельного министерства оценивалось как еще одно достижение республики в деле социальной защиты народов Севера. Цели и задачи этого министерства были направлены на дальнейшее улучшение руководства социально-экономическим развитием районов проживания малочисленных народов Севера. Теперь экономическое и правовое управление АПК «Север» было передано непосредственно данному республиканскому министерству, при этом комплекс сохранялся как производственная единица [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 3, лл. 100—101]. На заседании Совета АПК «Север» был сделан вывод о жизненности и полезности трехлетней практики в сфере социально-экономического развития северных хозяйств и предприятий комбината [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 3, лл. 97—101, 106, 108, 113]. После обсуждения Совет постановил: во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) (далее — РС(Я)) «О реорганизации центральных органов государственного управления РС(Я)» преобразовать АПК «Север» в хозяйственную структуру со следующими основными функциями: производственно-коммерческой, заготовительной деятельности; переработки и сбыта продукции; материально-технического снабжения и технического перевооружения; перспективного планирования и ведения капитального строительства; внешнеэкономической деятельности; экономического прогнозирования и учета; разработки, внедрения и развития современной техники и безотходной технологии. Таким образом, в вышеперечисленных направлениях деятельности арктические и северные хозяйства продолжали быть производственными единицами комбината. Отметим, что в это время сменилось руководство комбината: генеральный директор АПК «Север» С. А. Филиппов перешел на работу в новое курирующее министерство в качестве министра, и новым руководителем комбината был избран П. С. Иванов [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 3, лл. 101—102].

Через месяц, 18—19 марта, на очередном заседании Совета комбината были обсуждены итоги хозяйственной деятельности за 1991 год, внесены изменения и дополнения в Положение об АПК «Север», структуру исполнительного аппарата комбината и рассмотрены другие организационные вопросы. Известно, что в данном заседании Совета приняли участие 32 члена и 84 приглашенных, Постановлением Совета был утвержден состав Президиума АПК «Север» РС(Я) в количестве 13 человек, из них только один представитель рядовых работников северных хозяйств — охотник совхоза «Оленекский» Петр Николаевич Николаев [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 3, лл. 115, 120—127]. Также был утвержден новый состав членов Совета АПК «Север», в который вошли 63 представителя из 17 арктических и северных улусов Якутии и г. Якутска, в том числе 24 директора совхоза, четверо глав общин, четверо представителей коллективных хозяйств, двое представителей агрофирм, трое — рыбной отрасли, двое — перерабатывающей отрасли, один — снабженческой, трое

строителей, двое рабочих, девять заместителей глав администраций районов, один руководитель банка, один представитель науки, один — рескома профсоюзов, пять работников аппарата АПК «Север» [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 3, л. 142—144]. Были внесены частичные изменения и уточнения в Положение о комбинате в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1991 года № 81 «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом РФ» и Указом Президента РС(Я) «О реорганизации центральных органов государственного управления РС(Я)». Изменения касались передачи государственных функций управления в связи с производственно-заготовительной и коммерче-ско-экономической целесообразностью, а также оказания практической помощи хозяйствам и предприятиям Крайнего Севера РС(Я). Комбинат продолжал осуществлять производственно-хозяйственную, коммерческую деятельность в соответствии с программой экономического и социального развития, имел самостоятельный баланс и оставался юридическим лицом. В состав комбината добровольно входили зарегистрированные колхозы, совхозы, родовые общины и другие формы хозяйствования; согласно заявлениям они регистрировались в перечне структур комбината. Высшим органом оставался Совет АПК «Север». Таким образом, 19 марта 1992 года состоялось третье за рассматриваемый период обновление деятельности комбината [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 17, л. 1].

На том же заседании Совета П. С. Иванов как новый генеральный директор комбината выступил с речью, содержащей информацию об общей направленности предстоящей деятельности комбината, и выразил, пожалуй, общее мнение участников заседания: «Мы живем в трудное время: в хаосе, в неверии друг другу и правительству. Давайте все работать в согласии. Прошу на местах не отставать, идти в ногу с сегодняшним днем. Прошу найти общий язык с главами администраций (районов. — Я. С.), так как им передана неограниченная власть на местах. Они согласовывают ваше назначение с АПК. Вам розданы инструктивные материалы по разгосударствлению (материалы не обнаружены. — Я. С.) — действуйте и руководствуйтесь ими. Нам нужно в короткий срок поднять экономику. В этом деле нам необходимо консолидироваться, тогда легче преодолеть трудности...» [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 3, л. 127].

3. Проектные инициативы АПК «Север» по управлению хозяйствами в 1993 году

Процесс адаптации хозяйственной деятельности к новой системе управления к началу 1993 года выявил те тенденции, с которыми руководство АПК «Север» не было согласно [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 7, лл. 37—39]. Так, за подписью гендиректора АПК «Север» П. С. Иванова в Правительство РС(Я) 12 января 1993 года было направлено письмо № 01-8 «К проекту Государственной программы аграрной реформы РС(Я) на 1993—1995 гг. по разделу "Организационная структура управления аграрным сектором экономики"», в котором говорилось следующее: «Как показала практика, отсутствие четкой системы государственного управления традиционными отраслями сельского хозяйства Севера в связи с созданием нового Министерства по делам малочисленных народов Севера и реорганизацией АПК «Север» в хозяйственную структуру отрицательно сказалось на результатах работы хозяйственных формирований традиционных отраслей Севера. Сегодняшняя фактическая ситуация, реалии жизни убедительно показывают то, что в отношении государственного управления и организации хозяйственной деятельности традиционных отраслей и промыслов, АПК «Север» в целом складываются абсолютно ненормальное положение и подход, начинает закладываться неверная основа государственной и хозяйственной политики. Приступая к реализации Госпрограммы аграрной реформы РС(Я) на 1993—1995 гг., считаем необходимым дальше сохранить АПК «Север» в составе Министерств сельского хозяйства и по делам малочисленных народов Севера РС(Я) с делегированием обоими министерствами функций государственно-хозяйственного управления всем комплексом формирований традиционных отраслей Севера и всего АПК» [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 7, д. 37]. В письме выражалась убежденность в том, что Министерство по делам малочисленных народов Севера принесет больше пользы Северу и его людям, если будет заниматься по государственной линии вопросами развития культурной, этнической, социальной жизни, экологией, природопользованием и другими глобальными проблемами Севера и его народностей. Подчеркивалось, что на Севере живут разные народы, присутствуют разные формы хозяйствования, что должно учитывать министерство в своей деятельности, поэтому, делегируя АПК «Север» соответствующие свои функции, Министерство по делам малочисленных народов Севера добьется значительно большего в вопросах аграрной развития Севера, чем стремясь все хозяйственно-производственные функции взять на себя; экономическая и хозяйственная жизнь должна быть организована целостно, но с учетом разных походов и возможных приоритетов [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, д. 7, лл. 37—39].

В предложенной АПК «Север» «Структуре государственного управления сельского хозяйства северного региона РС(Я)» Правительство РС(Я) в лице обоих вышеназванных республиканских министерств должно было

делегировать комбинату функции государственно-хозяйственного руководства, и в этом свете в сферу его управления должны были быть включены совхозы; коллективные предприятия; агрофирмы; родовые общины; крестьянские хозяйства; малые предприятия, объединения; ПКО «Севера-гропромснабтранс» со всеми подразделениями; акционерно-строительное объединение «Североагропромстрой» со всеми подразделениями; ПО «Се-вероагропромэнерго» со всеми подразделениями; служба единого заказчика ОДСП; предприятие «Якутсельхозсвязь»; совместные предприятия [НА РС(Я), ф. 1500, оп. 1, ф. 7, л. 40].

Таким образом, можно утверждать, что у руководства АПК «Север» было свое видение управленческой роли и значения комбината в развитии хозяйств. Последующие изменения свидетельствуют, что со стороны руководства республики были приняты, с одной стороны, меры по устранению двойственного положения комбината при министерстве по делам малочисленных народов Севера, с другой стороны, таких широких полномочий как при создании комбината в 1988 году, предприятию передано не было, более того, произошла по сути ликвидация АПК «Север».

4. Особенности формирования единого управленческого пространства в аграрном секторе республики

В мае 1993 года была организована Национальная акционерная оленеводческая компания «Таба», созданная Указом Президента Республики Саха (Якутия) на базе государственных предприятий и хозяйственных формирований, входивших в АПК «Север». Президентом НАОК «Таба» был назначен П. С. Иванов (прежний генеральный директор АПК «Север»), со стороны республиканского руководства новую структуру курировал заместитель Председателя Правительства (занимал эту должность в тот период А. С. Матвеев). Как было заявлено в учредительных документах, НАОК «Таба» организовывался для совершенствования управления традиционной отраслью Севера — оленеводством — и гибкой, оперативной организации производства на местах для внедрения рыночных взаимоотношений, ускорения внедрения новых технологий и достижений научно-технического прогресса в производство. Уставной фонд составлял 66,8 млн руб. Размеры пая участников распределялись следующим образом: совхозы, агрофирмы — 5,0 млн руб., коллективные предприятия, товарищества — 3,0 млн руб., общины — 2,0 млн руб., родовые общины, крестьянские хозяйства — 1,0 млн руб., малые, совместные предприятия — 3,0 млн руб. Участники могли внести паи в виде денежных, имущественных и материальных ценностей, ценными бумагами. Учредителями стали 77 хозяйствующих субъектов и организаций, в том числе 29 совхозов, 4 агрофирмы, 15 коллективных предприятий, 23 общины, 2 малых предприятия, 2 товарищества с ограниченной ответственностью, 2 совместных агропредприятия из 15 улусов, рассматриваемых в данном исследовании, а также из Кобяйского, Олекминского улусов, занимающихся оленеводством и промыслами в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера [ОВА МСх РС(Я), ф. НАОК «Таба», оп. 1, д. 4, лл. 1—14]. К 28 октября 1993 года 31 хозяйственное формирование реально внесло сумму пая или часть его, что составило 30,1 млн руб. [ОВА МСх РС(Я), ф. НАОК «Таба», оп. 1, д. 2, лл. 3,4]. НАОК «Таба» согласно своему Уставу должна была осуществлять хозяйственную деятельность по развитию оленеводства, а также организовывать переработку и сбыт произведенной участниками компании продукции; с участием структурных подразделений развивать торгово-коммерческую, снабженческо-сбы-товую, посредническую и иную предпринимательскую деятельность [ОВА МСх РС(Я), ф. 55, оп. 35, д. 302, л. 3].

В какой-то степени НАОК «Таба» продолжил традиции работы АПК «Север», но с ограниченными полномочиями, что было связано, по-видимому, как в целом с кризисным положением, которое не позволяло расширить финансовые возможности, сохраняя при этом коллегиальный принцип управления, так и со специализацией новой структуры преимущественно в оленеводческой отрасли.

20 октября 1993 года вышел Указ Президента РС(Я) № 593 «О совершенствовании структуры управления агропромышленным комплексом Республики Саха (Якутия)», в котором говорилось о том, что с целью повышения эффективности нормативно-правового и оперативного управления, улучшения материально-технического снабжения и сервисного обслуживания агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) необходимо создать на базе Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) единое министерство по вопросам сельского хозяйства и агропромышленного комплекса с передачей ему функций по управлению традиционными отраслями Севера от Министерства по делам малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Основными функциями нового Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) являлись разработка и внедрение государственно-нормативных актов, программных действий Правительства республики. В систему государственного управления министерства вошли все сельскохозяйственные предприятия и объединения независимо от их форм собственности, научно-производственные организации, предприятия агротехнического

обслуживания, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, предприятия и организации, занятые в традиционных отраслях хозяйствования народов Севера [ОВА МСх РС(Я), ф. 55, оп. 35, д. 5, л. 21]. Также в 1993 году было создано при региональном министерстве сельского хозяйства республиканское объединение «Сахаагротехсервис» с передачей ему функций и производственной инфраструктуры снабжения села и создания для него сервисных услуг. Данные решения объяснялись целью повышения эффективности нормативно-правового и оперативного управления, улучшения материально-технического снабжения и сервисного обслуживания агропромышленного комплекса республики. Министром сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) был назначен Юрий Дмитриевич Трофимов, он проработал на этой должности в самые сложные первые годы постсоветского периода. Новый министр сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в месячный срок должен был внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) Положение о Министерстве сельского хозяйства, структуру и штатное расписание, а также Положение о республиканском объединении «Са-хаагротехсервис». Курировал данный процесс тот же заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А. С. Матвеев. Отраслевые отделы в аппарате министерства были ликвидированы, и в ноябре 1993 года были созданы республиканское государственное объединение с инспектурой по племенному делу в животноводстве и республиканское управление по семеноводству и контролю за плодородием почв с инспекцией [ОВА МСх РС(Я), ф. 55, оп. 35, д. 5, л. 21]. Таким образом, в единое управленческое поле Министерства сельского хозяйства РС(Я) как в экономическом, хозяйственном, так и в организационно-управленческом плане хозяйства арктических и северных улусов полностью вошли к концу 1993 года, а реальная работа началась с 1994 году.

5. Заключение

Вопросы развития ведущей отрасли традиционного хозяйства Севера — оленеводства — продолжали решаться через НАОК «Таба», еще последующие два года были для компании достаточно активными, о чем свидетельствуют протоколы общих собраний учредителей — руководителей хозяйств. Вместе с тем постепенно ее полномочия специальной аграрной хозяйственной структуры сужались, изменяя статус компании.

И хотя районные управления сельского хозяйства, кроме республиканского министерства сельского хозяйства и улусной администрации, подчинялись и НАОК «Таба», определяющим было то, что уже сами районные организации теперь становились единым органом государственного управления по проведению аграрной политики в отдельном улусе (районе). В то же время, с 1 июня 1993 года, начался период, когда районные управления сельского хозяйства были переданы в ведение глав районных администраций [ОВА МСх РС(Я), ф. 55, оп. 1, д. 5, л. 21]. На 1 января 1994 года в НАОК «Таба» входили 110 хозяйств, в них трудились 4815 рабочих кадров, в том числе 1994 оленевода, 237 чумработников, 1272 охотника, 661 рыбак, 425 коневодов, 226 звероводов [ОВА МСх РС(Я), ф. НАОК «Таба», оп. 1, д. 20, лл. 15—19]. Здесь были представлены все 15 изучаемых улусов, а также Алданский, Кобяйский, Нерюнгринский, Олекминский улусы, в которых на территориях компактного проживания представители малочисленных народов Севера занимались традиционными отраслями хозяйства.

Вопросами развития традиционных отраслей Севера занимались также компании, созданные в сентябре 1992 года, специализирующиеся в охотничьем и рыболовном промыслах: Национальный концерн «Саха-булт» и Национальная компания рыбного хозяйства «Балыксыт». На практике республиканское министерство сельского хозяйства, которое курировало их деятельность, распределило их функциональные обязанности, которые исполнялись из-за финансового и, видимо, организационного кризиса в меру сил самого министерства и созданных им структурных организаций. НК «Сахабулт» организовывал охотпромысел и заготовку, затем переработку пушно-мехового сырья, осуществлял снабжение охотников оружием, патронами, капканами, снегоходами и другими материально-техническими средствами. НКРх «Балыксыт» занимался рыбодобычей, заготовкой и переработкой рыбы; осуществлял снабжение рыбаков сете-материалами, лодками, водомоторной техникой и т. д. Компании занимались развитием системы переработки в своих отраслях (промыслах) как в северных улусах, так и в г. Якутске, причем с применением иностранных передовых технологий и оборудования.

Архивные материалы показывают, что в первые постсоветские 1992— 1993 годы передача организационно-управленческих функций непрофильному министерству стала некоторым препятствием к дальнейшему рациональному хозяйственному развитию всего коренного населения Севера Якутии. Опыт структурных изменений в управлении хозяйствами и проектных инициатив в данном вопросе привели к тому, что с конца 1993 года традиционные хозяйства были переданы полностью в ведение единого профильного министерства республики как в экономическом, так и в организационно-управленческом плане. При этом региональной особенностью

управления традиционными отраслями Севера стало сохранение специализированной структуры — оленеводческой компании «Таба», созданной на базе АПК «Север», а также организация аналогичных компаний в промысловых направлениях.

Обращая внимание на требующие в дальнейшем отдельного рассмотрения вопросы реального положения северных хозяйств на местах, подчеркнем, что, на фоне управленческих изменений в традиционном хозяйстве региона, на страницах районной периодической печати выступали представители хозяйств и руководства районов с информацией, прежде всего, о текущих организационно-хозяйственных проблемах. Так, например, в созданном в 1989 году новом Эвено-Бытантайском улусе в начале 1990-х годов в газете «Бытантай уоттара» обсуждались такие насущные вопросы, как необходимость строительства новых оленеводческих баз и создания условий для проживания оленеводов, постоянно занимающихся напряженной работой; решение вопроса кадровой подготовки, проведение целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и мотивирование их к осознанному выбору традиционного хозяйственного занятия; всестороннее изучение возможных маршрутов кочевания стад, выбор оптимальных вариантов в зависимости от природных условий года; бережное и рациональное отношение к оленьим пастбищам и т. д. Шли обсуждения формы дальнейшей хозяйственной деятельности, что давало возможность понять проблемы, которые в те годы волновали людей, в частности работников сельского хозяйства. Одной из главных выявленных проблем стала проблема социальной защищенности в условиях перехода к рыночным отношениям.

Источники и принятые сокращения

1. ОВА МСХ РС(Я) — Объединенный ведомственный архив Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).

Ф. НАОК «Таба». Оп. 1. Д. 2.

Ф. НАОК «Таба». Оп. 1. Д. 4.

Ф. НАОК «Таба». Оп. 1. Д. 20.

Ф. 55. Оп. 35. Д. 5. Л. 20.

Ф. 55. Оп. 35. Д. 5.Л. 21.

Ф. 55. Оп. 35. Д. 302.

2. НА РС (Я) — Национальный архив Республики Саха (Якутия)

Ф. 1500. Оп. 1. Д. 3.

Ф. 1500. Оп. 1. Д. 7.

Ф. 1500. Оп. 1. Д. 15.

Ф. 1500. Оп. 1. Д. 17.

Structural Changes in Management of Traditional Economy of North of Yakutia in 1992—19931

© Sannikova Yana Mikhaylovna (2018), orcid.org/0000-0002-7430-8783, PhD in History, senior research scientist, Department of History and Ethnosociology, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences (Yakutsk, Russia), sannikowa@mail.ru.

The article considers the fate of the traditional economy of indigenous population of the North of Yakutia in the first years of the post-Soviet decade through the prism of changes in the management structure of the agricultural sector of the region — in the part that was associated with the daily life of the farms of the Arctic and Northern territories of Yakutia and largely determined the implementation of the agricultural policy of the Republic. It is indicated that the traditional economy of the North of Yakutia is characterized by the complexity of traditional economic activities, while the leading direction is reindeer husbandry, in particular the breeding of domestic deer. Despite all the difficulties and contradictions typical for the development of Northern farms, Yakutia remained one of the largest reindeer herding regions of the country. The authors consider the structural changes in the management of Northern farms in the first post-Soviet years: search for ways to manage farms, project initiatives of the management of agricultural complex "North" and features of the formation of a unite management space in the agricultural sector of the Republic. The issue of the organization of the National joint stock reindeer herding company "Taba" is covered in more detail. On the basis of archival documents, an attempt is made to show the sequence and logic of these structural changes in the management of the traditional economy of the North of Yakutia in the early 1990s.

Material resources

NA RS (Ya) — Natsionalnyy arkhiv Respubliki Sakha (Yakutiya). (In Russ.).

F. 1500. Op. 1. D. 3.

F. 1500. Op. 1. D. 7.

F. 1500. Op. 1. D. 15.

F. 1500. Op. 1. D. 17.

OVA MSKh RS(Ya) — Obyedinennyy vedomstvennyy arkhiv Ministerstva selskogo kho-zyaystva Respubliki Sakha (Yakutiya). (In Russ.).

F. NAOK «Taba». Op. 1. D. 2.

F. NAOK «Taba». Op. 1. D. 4.

F. NAOK «Taba». Op. 1. D. 20.

F. 55. Op. 35. D. 5. L. 20.

F. 55. Op. 35. D. 5.L. 21.

F. 55. Op. 35. D. 302.

1 The article is supported by RFBR, project No. 17-11-14003 "Nomads of the North: Anthropology of the Reindeer Breeders& Lifestyle of Yakutia (XX — beginning of XXI centuries)".
СЕВЕР ЯКУТИИ ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО ОЛЕНЕВОДСТВО КОРЕННЫЕ НАРОДЫ УПРАВЛЕНИЕ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА north of yakutia traditional economy reindeer husbandry indigenous peoples
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты