УДК 929.733 ёш: 10.17238/227-6465.2016.1.42
МАНЬКОВ Сергей Александрович, соискатель кафедры истории и политологии гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, заместитель директора Историко-литературного музея города Пушкина. Автор 56 научных публикаций, в т. ч. одной монографии
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ГЛУХОНЕМОГО ХУДОЖНИКА-ГРАВЕРА Н.И. ИВАШЕНЦОВА
В статье приводятся биографические сведения и исследуется творческий путь глухонемого русского художника-гравера Н.И. Ивашенцова (1803-1864). Жизнь и творчество этого почти забытого мастера являются уникальным примером социальной и профессиональной адаптации инвалида в Российской империи в 1-й половине XIX века. Замечательный отечественный художник Николай Иванович Ивашенцов был известен российской и зарубежной общественности как иллюстратор поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», романа Д. Дэфо «Робинзон Крузо», многих других произведений классиков отечественной и зарубежной художественной литературы и как автор целого ряда портретов известных деятелей российской культуры. Однако достоин удивления тот факт, что художник-инвалид был принят на службу в российское военное ведомство, в чертежную генерал-инспектора по инженерной части. Творческий путь даровитого иллюстратора раскрыт в статье с точки зрения его профессиональной самореализации в условиях сложного социального положения инвалидов в Российской империи XIX столетия. Работа основана на архивных документах и иных первоисточниках середины XIX века, носит исследовательско-биографический характер и проливает свет на ранее неизвестные и малоизученные страницы истории старинного литовско-русского дворянского рода Ивашенцовых. Автор также предпринимает попытку исправить многочисленные ошибки, присутствующие в отечественной исторической литературе относительно биографии и творческого пути Николая Ивановича Ивашенцова.
Служба в армии или работа в учреждениях военного ведомства для лиц с врожденными ограниченными возможностями (инвалидов) вплоть до сегодняшнего дня считается делом весьма затруднительным, в практическом отношении почти невозможным. Тем не менее история русского военного ведомства знает уникальные примеры такого служения инвалидов. Один из них связан с незаурядной фигурой чиновника и художника-гравера Николая Ивановича Ивашенцова (1803-1864).
Имя этого человека встречается в ряде отечественных искусствоведческих работ XIX-XX веков, но даже в столь значимых изданиях,
как «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.» Д.А. Ровинского1 и биобиблиографический словарь «Художники народов СССР»2, приводящих сведения об Ивашенцове, не раскрываются его происхождение, отчество, даты жизни и служба в военном ведомстве.
Николай Иванович Ивашенцов родился в 1803 году в семье поручика Ивана Петровича Ивашенцова (1776-1810)3. Род Ивашенцовых (Ивашинцовых) принадлежал к древнему дворянству Солигаличского и Буйского уездов Костромской губернии4. Глухонемой от рождения Николай рано лишился всех ближайших родственников. Когда ему было 7 лет, от чахотки умирает его отец, еще раньше скончалась мать и 2 младенца-брата, Александр и Михаил.
Жизнь глухонемого ребенка могла сложиться весьма трагично, если бы в его судьбу не вмешалась вдовствующая императрица Мария Фёдоровна (1759-1828). Дело в том, что в 1796 году для сообщения о рождении ее третьего сына, Великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I), из Царского Села в Санкт-Петербург к Екатерине II нарочным был послан вахмистр лейб-гвардии Конного полка Иван Петрович Ивашенцов [1, с. 7]. Позже отец Н.И. Ивашенцова был переведен на службу в Кавалергардский полк, шефом которого являлась императрица Мария Фёдоровна.
С другой стороны, императрица осуществляла высочайшее покровительство глухонемым детям. Причиной этого стала встреча Марии Фёдоровны с глухонемым мальчиком Александром Меллером в Павловском парке. Для облегчения участи этого мальчика и подобных ему детей императрица поручила выписать из Польши одного из наиболее известных профессоров, ксендза Винцента-Ансельма Зыгмунта, чтобы с его помощью учредить в Санкт-Петербурге училище глухонемых, что и произошло в 1806 году.
По августейшей воле императрицы Марии Фёдоровны Николай Ивашенцов был определен воспитанником в Санкт-Петербургское училище глухонемых [2, с. 462]. Здесь ребенок научился не только читать и писать, но благодаря наставничеству известных граверов Н.И. Уткина и глухонемого К.К. Гампельна [3, с. 132, 143], преподававших в училище, стал искусным рисовальщиком, гравером «крепкой водкой» и литографом.
В числе других талантливых воспитанников Санкт-Петербургского училища глухонемых Н.И. Ивашенцов бывал в Павловском дворце и проживал в крепости Бип в парке Мариен-таль. Для кабинета императрицы Марии Фёдоровны в Павловском дворце им было изготовлено несколько работ, в частности офорты «Три головы восточного типа» (1819), «Голландские мужики за столом» (1820) и др., а также литография «Скачущий казак...» (1822) [4, с. 113]. Талант юного глухонемого художника был востребован и среди дворянства. К примеру, изображение цветов работы Ива-шенцова можно встретить в личном альбоме вдовы генерал-майора Маргариты Михайловны Тучковой (1780-1852), впоследствии игуменьи Марии, основательницы Спасо-Боро-динского монастыря [5, с. 66-71]. В 1821 году в «Журнале Императорского человеколюбивого общества» в статье «Ручная азбука глухонемых» впервые в России был опубликован дактильный алфавит, литографически изображенный художником Николаем Ивашенцовым [6, с. 71, 213].
В Павловске Николай Ивашенцов был представлен будущему императору Николаю I, высоко оценившему работы протеже своей матери. Благодаря желанию нового покровителя достигший 20-летнего возраста Ивашенцов 20 августа 1823 года был принят в качестве вольнонаемного художника в чертежную генерал1Подробный словарь русских граверов ХУКХК вв. / сост. Д.А. Ровинский. СПб., 1895. Стб. 115, 403-404.
инспектора по инженерной части5. В качестве места жительства ему было определено помещение в Инженерном замке Санкт-Петербурга. На новом месте Ивашенцов занимался раскрашиванием рисунков обмундирования российской армии и гвардии, черчением военных планов и карт, выполнял каллиграфические работы.
Одновременно со службой в военном ведомстве в период с 1835 по 1858 год Ивашенцов продолжал заниматься творческой деятельностью: выполнял рисунки (картины, акварели), среди них - портреты графа Ф.П. Толстого, князя М.С. Волконского и графа Остен-Сакена, а также серию иллюстраций по мотивам книг Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» (1850) и Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» (1857)7. Советский искусствовед Г. Островский так характеризовал работы Н.И. Ивашенцова: «Жизненно, убедительно, с чувством юмора
и иронии воссоздает художник зрительный облик героев гоголевской поэмы. Без труда узнаем мы и Чичикова, вынужденного терпеливо выслушивать громогласные рассуждения Ноздрёва, и умиленного, растроганного Манилова в кругу чад и домочадцев, и Петра Петровича Петуха, едва переводящего дух после обильного обеда. Выбор сюжетов и номера, проставленные на обороте рисунков, позволяют предполагать, что перед нами лишь фрагменты более обширного иллюстративного цикла. <...> Наиболее интересны, пожалуй, зарисовки народных типов, привлекающие внимание своей конкретностью, сдержанным и уважительным отношением автора к своим моделям. Надо полагать, что хотя Н. Ивашенцов и затерялся со временем среди более крупных и оригинальных мастеров русского графического искусства середины прошлого века, но творчество его развивалось в русле демократического реализма тех лет» [6, с. 232-234].
Несмотря на врожденный недуг, Н.И. Ива-шенцову удавалось управлять своими имениями в Костромской губернии. Так, в 1853 году его вызывали в Буйский уездный суд за неплатеж казенной недоимки после продажи имения8. В 1857 году в Костромской палате гражданского суда он спорил с вдовой своего дяди, полковницей Каролиной Карловной Ивашенцовой, по делу о праве владения имением своего умершего отца И.П. Ивашенцова9. 9 апреля 1861 года продал государственному крестьянину деревни Па-нино Буйского уезда Контеевской волости Ивану Ефимову 2 участка земли до д. Контратово Буй-ского уезда в 12 и 5 десятин за 28 р. 30 к.10.
Еще более невероятным фактом биографии глухонемого художника Н.И. Ивашенцова явля5РГВИА (Рос. гос. воен.-ист. арх.). Ф. 395. Оп. 171. Д. 391. Л. 1-22.
&Художники народов СССР. С. 462.
ется его женитьба на дочери основателя и первого директора Томской гимназии, коллежского советника барона Августа-Вильгельма-Готлиба (Августа Христиановича) фон Эйбена (1751 -после 1821) - баронессе Елизавете-Ксаверии (1820-1895)11. Можно предположить, что данный брак был заключен посредством Высочайшего покровительства и баронесса также могла страдать определенными врожденными заболеваниями, поскольку союз являлся бездетным.
В начале 1850-х годов Николая Ивановича постиг удар и он «стал страдать» частичным параличом. 8 июля 1856 года он был уволен со службы по состоянию здоровья с пожалованием в коллежские секретари и назначением пенсии 350 р. в год12.
Скончался отставной коллежский секретарь Николай Иванович Ивашенцов 27 ноября 1864 года в Санкт-Петербурге. После смерти мужа его вдова Елизавета Августовна Ивашен-цова ходатайствовала о присвоении его пенсии, поскольку осталась вместе с престарелой матерью баронессой Анной и больной сестрой баронессой Софией фон Эйбен «без средств
к существованию». Высочайшая милость, распространявшаяся на всю жизнь глухонемого Н.И. Ивашенцова, не миновала его вдову. В 1865 году вследствие Высочайшего распоряжения императора Александра II Николаевича Елизавете Ивашенцовой была назначена пенсия 250 р. в год - «негласно», поскольку ее размер не соответствовал чину покойного мужа. Эту пенсию она продолжала получать вплоть до своей смерти 31 декабря 1895 года13.
В настоящий момент выявленные работы Н.И. Ивашенцова находятся в фондах Государственного исторического музея, Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного Русского музея, в Мемориальном музее и научной библиотеке «Дом Н.В. Гоголя», Российском государственном архиве литературы и искусства и др.
В целом можно сделать вывод о том, что жизнь и творчество Н.И. Ивашенцова представляют собой редкий пример успешной социальной и профессиональной адаптации инвалида в Российской империи в 1-й половине XIX столетия.
Список литературы
References
doi: 10.17238/227-6465.2016.1.42
Mankov Sergey Aleksandovich
Faculty for Humanities, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation;
State University of Aerospace Instrumentation;
Pushkin Town History and Literature Museum 28 Leont&evskaya St., Pushkin, St. Petersburg, 196601, Russian Federation;
e-mail: mankov21@mail.ru
THE LIFE AND WORK OF THE DEAF-MUTE ARTIST AND PRINTMAKER N.I. IVASHENTSOV
The article provides insights into the life and career of the deaf-mute Russian artist and printmaker N.I. Ivashentsov (1803-1864). This is a unique case of social and professional adaptation of disabled people in the Russian Empire in the first half of the 20th century. The remarkable Russian printmaker Nikolai Ivanovich Ivashentsov was widely known both in Russia and abroad as the illustrator of N.V. Gogol&s Dead Souls, D. Defoe&s Robinson Crusoe and many other works of Russian and foreign classics, as well as the author of a series of portraits of famous Russian cultural figures. It is surprising, though, that an artist with disability was hired by the Russian Defence Ministry to work in the drawing-room of the inspector-general for engineering. The career of this talented illustrator is studied here in terms of his professional fulfillment under difficult social conditions for persons with disabilities in the nineteenth-century Russia. This paper can be seen as a biographical research based on archival documents and other primary sources of the mid-19th century. It sheds some light on the previously unknown and little studied facts of the old Russian noble Ivashentsov family. In addition, the author attempts to correct the numerous errors found in Russian historical literature on the life and work of Nikolai Ivashentsov.
Контактная информация: адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Леонтьевская, д. 28;
e-mail: mankov21@mail.ru