Спросить
Войти

Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. Александр Невский: создание киношедевра. Историческое исследование. СПб. : ИИФ«Лики России», 2012. 400 с.

Автор: указан в статье

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 3

Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов. Александр Невский: создание киношедевра.

Историческое исследование. СПб.: ИИФ «Лики России», 2012. 400 с.

Монография доктора исторических наук, профессора Ю. В. Кривошеева и кандидата исторических наук, доцента Р. А. Соколова «Александр Невский: создание киношедевра. Историческое исследование» была опубликована в конце 2012 г. издательством «Лики России».

Авторы попытались реконструировать процесс создания образа Александра Невского в одноименной киноленте выдающегося режиссера и неординарного человека С. М. Эйзенштейна. Надо отметить, что в этом году отмечается 115-летие со дня его рождения и 65-летие со дня смерти, а историко-патрио-тический фильм «Александр Невский» празднует свой 75-летний юбилей. Выход из печати в канун юбилейных торжеств труда историков Ю. В. Кривошеева и Р. А. Соколова видится хорошей возможностью почтить память таланта и гения кинорежиссера.

Образ древнерусского князя, сотворенный С. М. Эйзенштейном в 1938 г., оказался столь ярким и значимым, что не только в советское время, но и в современности подчас заслоняет собой реальные события и факты. При этом следует помнить, что сам режиссер очень ответственно относился к постановке исторического фильма, ему важна была историческая правда. Авторы монографии, посвященной созданию этого фильма, особое внимание как раз и уделяют сотрудничеству науки и искусства, истории и кинематографа. Ю. В. Криво-шеев и Р. А. Соколов тщательно анализируют работу над сценарием фильма, участие в ней профессиональных историков. Удивительно, но, несмотря на огромное количество работ о С. М. Эйзенштейне и его творчестве, данный вопрос оставался малоизученным в современной науке. К тому же авторы не просто рассмо-тривают дискуссию историков и съемочной группы, но и соотносят полученные выводы

с данными об общем состоянии отечественной исторической науки в 1920-1930-е годы.

Кроме того, авторами выявлена недостаточная освещенность в научной литературе проблемы восприятия картины общественностью. Предшествующая работа, проводимая историками по анализу публикаций в советской периодике, посвященных премьере и последующему прокату фильма С. М. Эйзенштейна «Александр Невский», нашла свое логическое завершение на страницах рецензируемой монографии (Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов «Периодическая печать о фильме "Александр Невский". 1938-1939 гг.», в двух частях // Новейшая история России. 2012. № 1. С. 178-192; № 2. С. 114-135). Пристальное внимание авторов к изучению критических отзывов на кинокартину позволило обнаружить и развенчать некоторые мифы, связанные с кинокартиной. В частности, они опровергают тезис о запрете ленты после заключения пакта Молотова— Риббентропа.

Все эти сюжеты подробно рассмотрены в книге на основе архивных и опубликованных источников, материалов периодической печати, а также историографии. Прежде всего хотелось бы особо отметить привлекаемый авторами архив С. М. Эйзенштейна из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, значительная часть которого по-прежнему остается малоизученной и нуждающейся во введении в научный оборот.

Благодаря скрупулезной проверке фактов, тщательному анализу архивов, документов и печати, уважительному отношению к С. М. Эйзенштейну и другим деятелям культурного процесса 1920-1930-х годов у авторов получилось глубоко научное и, как это ни неожиданно звучит, увлекательное повествование.

Как и предыдущая работа Ю. В. Кривоше-ева и Р. А. Соколова — «Александр Невский: эпоха и память» (СПб., 2009), данная книга адресована широкому кругу читателей.

18 февраля 2013 г. в Доме кино прошла презентация рецензируемой монографии. В ее об-

© Н. В. Турыгина 2013

суждение внесли свой вклад доктора исторических наук М. В. Ходяков, А. В. Сиренов. Кандидат исторических наук, киновед А. Л. Муравьев и режиссер П. Я. Солдатенков отметили, что данную книгу по праву можно назвать достоянием не только исторической науки, но и киноведения. Кандидат филологических наук, доцент А. А. Шелаева подчеркнула простой и вместе с тем выразительный язык авторов, яркую образность в отражении истории и культурного процесса 20-30-х годов XX в. По мнению участников дискуссии, монография представляет собой высокую научную ценность.

Презентация сопровождалась показом документального фильма режиссера П. Я. Солда-тенкова «Вечное время Александра Невского», в создание которого внесли свою лепту преподаватели исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета: Ю. В. Кривошеев, Р. А. Соколов, А. А. Ме-щенина, М. В. Ходяков, Н. В. Штыков.

Н. В. Турыгина, аспирант кафедры исторического регионоведения, Санкт-Петербургский государственный университет

Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов