Спросить
Войти

Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР

Автор: указан в статье

церковно-государственные отношения

рудюк Олег Григорьевич «Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР»

удК 371

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В БССР

Рудюк Олег Григорьевич, аспирант МинДА

Аннотация. Уроки исторических событий прошлого столетия в случае их рассмотрения в свете Евангельской Истины могут оказать большую практическую помощь в выстраивании конструктивных взаимоотношений Православной Церкви и государства. Одним из главных направлений совместной деятельности является работа в молодежной среде. Указанное направление было актуальным и для богоборческой советской власти, которая, применяя атеистическую политику воспитания подрастающего поколения, пыталась построить «новую землю» и вырастить «нового человека», но без Бога. Результат таких экспериментов ныне очевиден. Однако история имеет свойство повторяться, видоизменяясь. По этой причине весьма необходимым является восстановление исторической правды, которая, очевидно, показывает как нельзя поступать с молодежью. В статье «Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР» проводится исследование форм и методов безбожной политики в детской и юношеской среде и ее последствий.

THE INITIAL PERIOD OF ATHEISTIC EDUCATION AMONG CHILDREN AND YOUTH IN THE BSSR

Oleg G. Rudyuk,

postgraduate student of the Misnk Theological Academy

Annotation: The lessons of the historical events of the last century, if they are viewed in the light of the Gospel, can be of great practical help in building constructive relations between the Orthodox Church and the state. One of the main areas of cooperation is work with the youth.

This sphere was relevant for the godless Soviet state, which tried to build a "new land" and raise a "new man", but without God implementing atheistic policy of educating the younger generation. The result of such experiments is now obvious. However, history tends to repeat itself in a changed form. For this reason, it is necessary to restore the historical truth, which clearly shows the wrong way to deal with young people. The article examines the forms and methods of godless policies in upbringing children and the youth and their consequences. Keywords: Orthodox Church, atheism, komsomol, pioneers, octobrists

Основная часть

асильственный переворот и захват власти большевиками в России послу-| жил примером к подражанию. «Получив весть о победе вооруженного .восстания в Петрограде, исполком Минского Совета издал приказ № 1, в котором объявил о переходе в городе власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов»1. Вслед за Россией Военно-Революционный Комитет Социалистической Советской Республики Белоруссии издает приказ № 1 от 1 августа 1920 года «Об от1Национальный архив Республи ки Беларуси (НАРБ). Фонд 332. Оп. 1. Д. 2343. Циркуляры, инструкции и договоры Белкоопсоюза. 1931 г. - С. 16.

IV» I с,

делении церкви от государства и школы от церкви»2, виновные в неисполнении которого или уклоняющиеся от правильного и точного его исполнения предавались Суду Революционного Трибунала. Открывалась новая возможность применения кардинальных мер к потенциальным или фактическим нарушителям, к числу которых советской властью в первую очередь была отнесена Православная Церковь. Церковь, сохраняющая неповрежденным учение об Иисусе Христе, предлагающая людям сохранить человека в человеке через применение нравственных Евангельских норм, обрести идеал существования «путь, истину и жизнь» (Ин. 14,6). Принятие следующего постановления Минским волостным отделом народного образования № 2328 от 13 июля 1922 года «О запрещении преподавания Закона Божьего» дало возможность новой власти наложить запрет на обучение детей, не достигших 18-летнего возраста, не только в школах и других государственных учреждениях, но и при храмах3. Отныне любое общественное обучение нормам нравственности, являвшимся основанием многовековой истории, поставлялось вне закона. Как известно, формирование, становление и развитие личности, кроме обучения, призвано осуществлять воспитание, которое издревле традиционно происходило в христианской семье. Семья сотни лет практически применяла в жизни рекомендации Декалога (Десяти Заповедей), воспитывала почтение к Богу (четыре первых Заповеди из десяти) и к каждому человеку (шесть следующих). Но советская власть восстала на Бога и традиционную семью, возвеличивая коммунистические идеалы, провозглашая свои правила в виде воинствующего атеизма. Предметом особой заботы новой власти являлась молодежь. Чтобы обеспечить преемственность воспитания подрастающего поколения в коммунистическом духе, была создана мощная система идеологического взращивания нового человека. Одно из ключевых мест в системе занимал комсомол, управляемый коммунистами, в свою очередь пристально руководивший пионерами и октябрятами. Работа среди детей, в соответствии с решением VI съезда комсомола Белоруссии, проходившем в апреле 1923 года, состояла в «организации сплочения и подготовке масс к активной борьбе за интересы пролетариата, и перед детдвижением стоит задача классового воспита-ния»4. Существовавшее движение скаутов являлось наследием и продуктом буржуазного прошлого. В разряд неприемлемого для новой власти была отнесена и «буржуазная школа», критика которой прозвучала на курсах пионерских работников при Минском горрайкоме комсомола в июле 1925 года. Молодому подрастающему поколению, отметил докладчик Гулис, «вкладывают в голову религиозное учение, верование в бога. «Ты, мол-то, не восставай против своего земного царя, ибо тебя накажет в этом небесный царь «Бог». И следовательно молодое поколение, задурманенное этим учением, не может понять сущность своего положения»5. Комсомол, формируя новое мировоззрение у детей, подвергал критике многовековые тради2Национальный архив Республики Беларуси. Ф. 42. Оп. 1. Д. 1. Декреты и постановления Совета Народных Комиссаров, 1919 г. С. 35.

Национальный архив Республики Беларуси. Ф. 101. Оп. 1. Д. 1426. Декреты и постановления Совета Народных Комиссаров, 1922 г. С. 105.

Национальный архив Республи ки Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 1. Д. 20. Материалы VI съезда КСМБ, 1923 г. С. 21.

5Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 2884п. Оп. 1. Д. 49. Протоколы заседаний пионер-курсов, 1925 г. С. 27.
2019 (6)

Рудюк Олег Григорьевич «Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР»

ции, в том числе через печатное слово. В методических указаниях «Беседа о том, что должна знать крестьянская молодежь», изданных Главполитпросветом ССРБ в Минске в 1922 году, обосновывалось создание нового стоя без влияния семьи и религии. Отмечался новый взгляд на служение священников, «которые учили детей, что все от бога, что все богом делается, этим затемняли их сознание, приучая их быть покорными»6. Много усилий прилагалось для искоренения твердо сложившегося крестьянского семейного уклада, при котором дети, находясь под заботой и попечением родителей, жили по правилу, «что батька сказал, то и делаю»7.

В столице и других городах Белорусской ССР ставилась задача VI съездом комсомола Белоруссии не только изменить принципы обучения в школе, но охватить ребенка в свободное от школы время, когда он возвращается домой и подпадает под влияние «мещанско-религиозной семьи и мелкобуржуазной улицы»8, противопоставив этому коммунистическое классовое воспитание, которое ребята получали в создаваемых группах. Первое сообщество детей в Минске получило название «Белорусская дружина «Юный Спартак»». Организацией работы в июне 1922 года занимались специально подобранные комсомольцы в количестве 30 человек, оказывающие помощь в создании дружин по Минску и Белоруссии. Из отчета детского бюро ЦК ЛКСМБ «О состоянии работы групп «Юный Спартак»» к июню 1923 года Белорусская дружина «Юный Спартак» насчитывала 12 отрядов в Минске и по одному в уездном городе9. Из Устава организации от 1922 года известно, что членами отряда спартаковцев могли быть дети рабочих и крестьян от 8 до 18 лет, которые, поступая, принимали присягу, клятвенно обещали стать на защиту дела революции, всеми средствами помогать своей организации, во всем повиноваться законам спартаков10. Спартаковцы принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых комсомолом, в том числе в противорелигиозной кампании, состоявшей из лекционной части о пагубности христианских праздников и мероприятий, направленных на максимальное отвлечение от Церкви и семьи. Вот пример проведения Рождества Христова по-спартаковски в Минске в 1923 году, зафиксированный в отчете детского бюро Центрального Комитета Коммунистического Союза Молодежи Белоруссии(ЦК КСМБ): «После доклада о празднике Рождества спартаки выдвинули предложение о проведении в этот день лагеря. Лагерь был проведен в городском саду, где были разбиты палатки. Спартаки присутствовали на антирелигиозных вечерах, устраиваемых комсомолом»11. Однако спартаковское наименование не отвечало амбициозным проектам советской власти, внедрявшей систему лидерства среди детей. Дети

6Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 123п. Оп. 1. Д. 1. Документы Минского и Слуцкого уездных комитетов СМБ. 1919-1922 гг. С. 6.
7 Там же. С. 12.

"Национальный архив Республ ики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 1. Д. 20. Материалы VI съезда КСМБ, 1923 г. С. 21.

&Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 4. Д. 5. Доклады и отчеты организации «Юный Спартаковец» и детского бюро о состоянии работы. 1923-1924 гг. С. 1.

10Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 4. Д. 1. Устав, программа и положение о работе пионерорганизаций. 1922-1924 гг. С. 67.

"Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 4. Д. 2. Директивные указания ЦК РКСМ и ЦК КСМБ по пионерской работе, 1923 г. С. 68.

Ч51СЛ

2019 (6)

рабочего класса должны стремиться быть первыми везде и всюду, поэтому стали называться «Юный пионер»12.

После смерти В.И. Ульянова (Ленина) в 1924 году в соответствии с постановлением ЦК КСМБ организация стала называться «Детские группы «Юных пионеров» имени Ленина». До 1925 года антирелигиозные акции пионеров носили импульсный, стадийный характер, часто копировали действия взрослых. В отчете о работе Минского Окружного Бюро Юных Пионеров за апрель 1925 года отмечается, что антирелигиозное воспитание детей проводится, но его уровень имеет ряд недочетов, как «антипоповщина, которое вызывает недовольство со стороны родителей»13. Заседание указанного Бюро в ноябре 1925 года констатирует, что антирелигиозное воспитание проводится в виде антипоповщины, в пионерских отрядах никакого обучения по естествознанию не проводится. Старшие вожатые пионерских отрядов - комсомольцы - сами проводили беседы перед каждым религиозным праздником, без привлечения антирелигиозных специалистов-лекторов, однако уровень оставался низким. В протоколах заседаний Минского окружного бюро юных пионеров за 1925 год отмечается, что больший успех имели антирелигиозные пьески и театрализованные постановки, где пионеры высмеивали религию и священников, после чего их родители дома ругали14. Необходима была корректировка работы, которую на заседании указанного бюро решено поручить учителям: проводить в отрядах беседы по естествознанию «не компанейски, а повседневно», без противопоставления детей верующим родителям15.

Директивные документы ЦК КСМБ предписывали проведение антирелигиозной работы среди детей, уделяя особое внимание Рождеству и Пасхе. В связи с приближающимися праздником Рождества Минокружком ЛКСМБ направлял в районные комитеты комсомола распоряжение, в соответствии с которым на местах необходимо проводить углубленную антирелигиозную работу среди детских групп юных пионеров. При этом пояснялось, что если не предпринимать никаких альтернативных усилий и не использовать религиозные праздники, не противопоставляя им ничего, то дети будут предоставлены сами себе и влиянию религиозной семьи, чего допускать нельзя16. Значительную роль при этом должен был сыграть подготовительный период к основному мероприятию - проведению антирелигиозных вечеров на христианские праздники, имеющих своей целью противопоставление религиозным праздникам - научно-революционные. Расписывалась методика подготовки руководителей мероприятий и подготовка в пионерском отряде. Руководители антирелигиозных вечеров на курсах должны были освоить методы пропаганды среди детей, проработать материал для бесед, изучить «научное» освещение праздника. С пионерами в

12Там же. С. 20.

"Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 40. Отчет орготдела Минокружкома ЛКСМБ и другие материалы. 1924-1925 гг. С. 77.

14 Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 2884п. Оп. 1. Д. 54. Протоколы заседаний Минокружкома юных пионеров, 1925 г. С. 29.

"Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 2884п. Оп. 1. Д. 54. Протоколы заседаний Минокружкома юных пионеров, 1925 г. С. 29.

"Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 4. Д. 2. Директивные указания ЦК РКСМ и ЦК КСМБ по пионерской работе, 1923 г. С. 68.

рудюк Олег Григорьевич «Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР»

отрядах перед религиозными праздниками необходимо было провести цикл бесед с проработкой на семинарах. Рекомендовалось пригласить опытного ветерана-партийца, предложив ему рассказать детям, как и почему он перестал верить в Бога, но при этом необходимы осторожность и осмотрительность в подборе кандидатуры. Закрепление материала проходило через изготовление самими пионерами антирелигиозных лозунгов и плакатов, «например, нарисовать церковь и клуб пионеров с соответствующим лозунгом; нарисовать плакаты, научно объясняющие происхождение земли; плакаты с Джордано Бруно»17. Антипасхальную кампанию постановлениями президиума Минокружкома ЛКСМБ и пленума Центрального Бюро юных пионеров предписывалось проводить еще более углубленно и тщательно. По областям и районам республики рассылались примерные планы работы пионерколлективов. Так, план работы Минских городских и Червенского районного комитетов комсомола на март 1925 года среди пионеров включал ряд теоретических и практических вопросов. Ключевым пунктом значилась «Работа отряда в связи с пасхой»18. Решение данного вопроса предлагалось разобрать на собрании пионерского актива, намечались антирелигиозные мероприятия среди пионеров и школьников с обязательным участием партийца-докладчика. При приближении Пасхи в начале апреля 1925 года всем ячейкам ЛКСМБ и отрядам юных пионеров направлялись методические рекомендации с кратким анализом по вопросу веры и действиям пионеров. В протоколах заседаний президиума Минокружкома комсомола отмечалось, что к 1925 году основная часть населения Белоруссии - крестьяне - были верующими, Пасху праздновали, что еще больше укрепляло их религиозное состояние. Пионеры в семьях праздник чувствовали, у них возникало много вопросов, ответы на которые должен подготовить старший вожатый пионерского отряда. Ему необходимо было убедить детей, что новая власть идет «по пути строительства новой деревни, не верующей, сознательной, культурной»19, поэтому весьма важно постараться отвлечь пионеров и всех крестьянских детей от религии, помня о том, что из них надо воспитать слой сознательных крестьян. Сущность, происхождение Пасхи и всех обычаев, с Пасхой связанных, а именно: что такое Вербное воскресенье, христосование, почему красят яички, пекут куличи и т.д., пионеры должны были знать, а после усвоения материала закрепить его, проводя разъяснительные беседы среди всей массы детей. Для этого старшие вожатые пионерских отрядов обязаны были узнать о планах проведения бесед в школах учителями на тему «Правда о Пасхе», согласовать вопрос необходимости методического обеспечения. В том случае, если по каким-либо уважительным причинам учитель провести беседу не сможет, проведение беседы предписано старшему вожатому. Рекомендовано при проведении бесед привлекать пионеров, недавно окончивших школу, опытных членов партии и передовых комсомольцев с использованием методических материалов, разработанных Минским окружным комитетом ЛКСМБ для комсомольских ячеек. На сборе пионерского отряда старшему вожатому вменялось в обязанность проведение 20-минутной беседы на тему «Почему старики празднуют Пасху, а комсомольцы и коммунисты нет, и что нам предстоит

17Там же.

"Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 284. Материалы о работе окружного бюро Детской коммунистической организации. 1929-1930 гг. С. 15.

"Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 64. Протоколы пленумов Центрального бюро юных пионеров, заседаний президиума Минокружкома ЛКСМБ, 1925 г. С. 5.

делать». Пасхальный день в школах был учебным, поэтому проводилась соответствующая работа, чтобы пионеры и под их руководством все крестьянские дети школьного возраста присутствовали на занятиях. Для этого поднимался вопрос на заседании совета пионерского отряда с приглашением учителя, прорабатывался план действий звеньевых каждого пионерского звена отряда, включавший мероприятия по организации вокруг звеньев и отряда в целом всей массы крестьянских детей для разумного, полезного проведения времени через посещение школы, участие в общественно полезной работе, связанной с подготовкой к посеву, ленинской десятины, школьного огорода и т.д. Учитывая, что пионерское движение находилось под пристальным вниманием и непосредственным руководством ЛКСМ, пионеротрядам настоятельно предписывалось принимать участие в антирелигиозных мероприятиях комсомольских ячеек, изб-читален, красных уголков. Однако самостоятельно проводить антирелигиозные вечера не рекомендовалось, а оказывать активную помощь в подготовке путем украшения лозунгами, плакатами, участвовать в театрализованных сценках и художественной самодеятельности.

Важное значение придавалось антипасхальной работе в семье, куда пионеры приносили полученные знания для просвещения родителей, которые «мешают по своей темноте и невежеству»20. В результате комплекса проводимых мероприятий пионеры должны были сами уяснить и помочь остальным детям понять, почему коммунисты и комсомольцы не верят, не религиозны, почему они не празднуют религиозные праздники, а заменяют их пролетарскими. И в связи с этим начиналась работа по подготовке и проведению ряда мероприятий, отвлекающих детей от Пасхи: 8 Марта, дня рождения В.И. Ульянова (Ленина) - 23 апреля, 1 Мая. Основная работа на местах возлагалась на старших пионервожатых, отобранных из числа идейных комсомольцев, прошедших предварительную краткую политподготовку. Планирование производилось районным (городским) бюро юных пионеров, входящим в состав школьного отдела соответствующего комитета комсомола. Кроме планов работы на предстоящий период, старшие вожатые получали месячные памятки. Так, в памятке, которую нужно было хранить и руководствоваться ею, на апрель 1926 года, подписанной председателем Минского райбюро юных пионеров Путерманом, напоминалось, что всей работой руководит райком комсомола и райбюро пионеров, заседания которого проводились каждый понедельник. Старшим вожатым предписывалось по воскресеньям раз в две недели (4 и 18 апреля) проводить собрания пионерколлектива, а в остальные (11 и 25 апреля) - семинары. Напоминалось о проведении дня рождения Ленина, приурочив к этому времени первый организационный сбор группы октябрят 18 апреля 1926 года. Особое внимание ребят, в соответствии с памятками, разработанными Минским райгорбюро юных пионеров для вожатых, рекомендовалось обратить на праздник, к которому направлялась вся двухмесячная а нти пасхальная деятельность: 23 апреля провести беседу «О Первом мае», устроить торжественный сбор отряда совместно с группой октябрят21. Методические указания по работе с октябрятами к 1 Мая направлялись в пионеротряды. Пионерское движение, расширяя границы влияния, внедряло новую идеологию в деревне путем шефства отрядов Минска над деревенскими. На

^Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 123п. Оп. 1. Д. 1. Документы Минского и Слуцкого уездных комитетов СМБ. 1919-1922 гг. С. 11.

^Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 2884п. Оп. 1. Д. 138. Протоколы заседаний райбюро и горбюро юных пионеров, 1926 г. С. 49.

2019 (6)

рудюк Олег Григорьевич «Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР»

пролетарские праздники, особенно к 1 Мая, пионеры города выезжали в подшефные деревни с подарками - литературой (в том числе антирелигиозной), галстуками для пионеров деревни, красными ленточками для остальных детей. Не оставлены были без внимания малыши яслей и детских садов, потому что для советской власти «эти учреждения являлись местом коммунистического воспитания детей, там воспитывали детей-ленинцев»22. В детских садах устраивались ленинские уголки, проводились мероприятия ко дню рождения Ленина.

Однако в целом, как признавались сами идеологи, антирелигиозная работа среди пионеров находилась еще на низком уровне. Детвора в школах оставалась еще религиозной, поэтому, чтобы ее революционизировать, V Минская окружная конференция ЛКСМБ в 1928 году приняла резолюцию «О задачах пионерской работы в школе», предложив документ к утверждению в партийных органах КПБ. Отмечалась необходимость проведения антирелигиозной работы ежедневно в школах путем включения в учебный план соответствующих предметов. Вся учебная и внешкольная деятельность должна быть связана воедино с антирелигиозным воспитанием для формирования нового человека не только среди пионеров. Один из пунктов резолюции предлагал организацию детских кружков «Безбожник»23. Предложения комсомола среди пионеров были поддержаны и зафиксированы постановлением III партконференции ЦК КПБ в 1928 году, где отмечалась необходимость усиления антирелигиозной работы с привлечением учителей24. Возникший вопрос обеспечения школ квалифицированными специалистами в этой области был решен путем открытия техникума по подготовке пионерских работников, комплектацию студентов которого обеспечивал ЛКСМБ. Разработанная программа обучения включала тему антирелигиозного воспитания в пионерском отряде, состоящую из подразделов: о классовой сущности религии, о борьбе с религиозными предрассудками, о работе во время религиозных праздников, о методах антирелигиозного воспитания25. В 1929 году на III пленуме ЦК ЛКСМБ принято решение о предложении внесения в учебные программы педтехникумов вопросов антирелигиозной работы, имеющих целью подготовку специалистов, умеющих работать с пионерами. Для активизации работы среди пионеров и привлечения помощи от коммунистов ЦК ЛКСМБ выступил с просьбой перед ЦК КПБ о проведении тематических совещаний. В повестке дня этих совещаний предлагался к решению ряд пунктов: участие партийцев в занятиях пионерских отрядов, проведение комитетом партийного контроля проверки выполнения постановлений ЦК КПБ по вопросам пионерского движения. Для успешной работы (в том числе и антирелигиозной) предложено: увеличение выделяемых из культфонда финансов на пионерработу с тем, чтобы они составили не менее 3% фонда, а также отчисления некоторых средств республиканского фонда налогообложения, предоставление помещений в клубах и избах-читальнях при проведении пионер22Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 2884п. Оп. 1. Д. 138. Протоколы заседаний райбю-ро и горбюро юных пионеров, 1926 г. С. 49.

^Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 251. Информация об участии в пионерской работе и среди октябрят. 1928-1929 гг. С. 23.

^Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 221. Протоколы заседаний окружного бюро пионеров Минокружкома ЛКСМБ, 1928 г. С. 3.

^Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 253. Учебные программы Пионерского техникума при педуниверситете, 1928 г. С. 10.

4<6Чго чожиЧгб ^хжоЧг о С

ских мероприятий26. К 1929 г. Совнарком БССР издал постановление «О конкретных мероприятиях по улучшению работы среди детей», в котором для обеспечения правильного классового воспитания детей и подготовки из них политически сознательной и коммунистически воспитанной смены одним из мероприятий, предписываемых к исполнению учреждениям и ведомствам, Белгосиздату БССР поручено расширить и увеличить издание детской литературы, особенно антирелигиозной27. Так, к примеру, методическая разработка под редакцией Центрального Бюро Юных Пионеров «Антирелигиозная работа отрядов» в 1929 году вышла тиражом в 5 тысяч экземпляров28. Необходимо отметить, что усилия по антирелигиозному воспитанию детей со стороны власти и комсомола к 1929 году начали приносить определенные результаты. На пленуме Острошицко-Городокского райкома комсомола от 22 ноября 1929 года в докладе председателя районного бюро юных пионеров Баскова отмечается, что антирелигиозное воспитание среди пионеров поселка находится на достаточно хорошем уровне, о чем свидетельствует стопроцентное посещение школ учениками-пионерами во время религиозных праздников. По району антирелигиозная работа признана удовлетворительной29. Из рапорта о районном пионерском слете Фрунзенскому РК ЛКСМБ г. Минска в 1929 году становится известно о хорошо проводимых антирелигиозных кампаниях. Для отвлечения ребят от пасхальных обрядов и других религиозных праздников пионерскими отрядами проводились вечера самодеятельности и «культурные чашки чаю»30. Пионеры совместно с комсомольцами проводили подготовку и принимали участие в Минских общешкольных мероприятиях. Согласно протоколу заседания бюро Минского обкома комсомола от 15 января 1930 года, через комсомольские организации, пионерские отряды и ячейки «Воинствующих безбожников» необходимо было провести подготовительную работу по подготовке к антирелигиозной демонстрации, посвященной изъятию железнодорожной церкви, с последующим активным участием всех учителей и учащихся в демонстрации31.

Следует отметить, что школе в антирелигиозной работе среди детей и пионеров в том числе уделялось пристальное внимание со стороны коммунистов. Директива XVI Съезда КП(б) обязывает усилить и расширить антирелигиозный фронт. Конкретный план действий под названием «Антирелигиозное воспитание в школе» разработан и представлен к утверждению на бюро ЦК КПБ в 1930 году К. Гадашевичем. Автор, анализируя политическую ситуацию, отмечает, что в период обострения классового противостояния антирелигиозная борьба является особенно важной частью

2019 (6)
26Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 1. Д. 90. Проект резолюций III пленума ЦК ЛКСМБ, 1929 г. С. 4.
27Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 1. Д. 90. Проект резолюций III пленума ЦК ЛКСМБ, 1929 г. С. 35.
28Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 4. Д. 70. Переписка центрального бюро юных пионеров. 1928-1930 гг. С. 43.

^Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 110. Постановления бюро Бегомль-ского районного комитета ЛКСМБ. 1926-1930 гг. С. 179.

30Там же. С. 177.

^Государственный архив Минской области (ГАМн). Фонд 428п. Оп. 1. Д. 284. Материалы о работе окружного бюро Детской коммунистической организации. 1929-1930 гг. С. 15.

рудюк Олег Григорьевич «Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР»

всеобщей классовой борьбы пролетариата. Борьба против религии - это борьба за социализм, в которой школа и учитель должны принимать активное участие, проводить углубленную антирелигиозную работу с детьми. Но положительный результат возможно достигнуть только в случае осуществления комплексных антирелигиозных мероприятий среди родителей и окружающего населения, потому что влияние религиозной домашней обстановки на детей парализует антирелигиозные усилия школы. В процессе деятельности не нужно ограничиваться только тем, что дети вырастут безбожниками. За отчетный период наблюдалась положительная для советской власти динамика по уменьшению числа религиозных детей (в 1929 году - 9%, в 1930 году - менее 2%), выросло количество детей, не получивших религиозного воспитания, почти все дети во время религиозных праздников посещали школы, значительно уменьшилось количество детей, посещающих богослужения. Школа должна «воспитать детей в духе воинствующего безбожия и готовить из них кадры активных борцов против религии»32. Далее в этом документе отмечается, что необходимо повысить степень реализации антирелигиозных элементов существующих школьных программ, повысить интерес к детской антирелигиозной литературе. Важно ориентировать внимание на политехнизацию, организовать работу в школе таким образом, чтобы каждый ученик усвоил, что любое природное или общественное явление имеет материальную основу, возникает и развивается по законам диалектики. Затем К. Гадашевич обращает внимание на влияние религии на интеллектуальную и эмоциональную стороны личности трудящегося. Ритуал религиозных праздников, театрализованные богомолья - это все является мощным средством вызвать религиозные эмоции, через них втянуть и мощно держать в религиозных сетях трудящихся вместе с детьми. Для недопущения влияния церковников на детей еще недостаточно проводить антирелигиозное образование. Оно должно сопровождаться эстетическим воспитанием, пропитанным антирелигиозным содержанием. На место религиозных эмоций должны прийти революционные, классовые, пролетарские с ориентацией внимания на эстетическое оформление революционных праздников. Школа должна вести борьбу за новый быт, когда дети перевоспитывают своих родителей в антирелигиозном направлении. Директору каждой школы вменялось в обязанность усилить работу ячейки воинствующих безбожников среди учителей, а в случае ее отсутствия немедленно образовать. Среди школьников должны действовать ячейки юных безбожников. Координация и взаимодействие ячеек безбожников в школах осуществлялись под руководством комсомола и пионерской организации. Задача активнейшего сотрудничества учителя, пионера и любого ученика в рамках ячеек безбожников состояла не только в получении антирелигиозных знаний через уроки, беседы, доклады, театрализованные постановки. В результате детский актив безбожников - пионеры - должен был вести на практике борьбу против религии как в школе, так за ее пределами33. Для повышения заинтересованности, определения победителей, их стимулирования, из народного хозяйства в антирелигиозной работе применено соцсоревнование и ударнитство, когда между классами осуществлялось соревнование за звание «Лучший антирелигиозный». Из победителей формирова32Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 4. Оп. 1. Д. 5439. Постановления, резолюции, протоколы по вопросам культурно-просветительской работы. 1930-1932 гг. С. 77.

33Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 4. Оп. 1. Д. 5439. Постановления, резолюции, протоколы по вопросам культурно-просветительской работы. 1930-1932 гг. С. 82.

лись ударные бригады, проводившие антирелигиозные культмарши в трудовые коллективы. Итогом культмарша пионерской дружины в трудовой коллектив являлось дальнейшее тесное антирелигиозное сотрудничество, проведение широких массовых кампаний против религии и ее служителей, а также создание новой ячейки союза воинствующих безбожников на производстве в случае ее отсутствия.

Решения партийных съездов и бюро ЦК КПБ обсуждались на II республиканской конференции Юных Пионеров в 1931 году. Среди целого ряда направлений работы пионеров, зафиксированных в постановлении, одно из ведущих занимает антирелигиозная деятельность. В борьбе за воспитание юных воинствующих безбожников, в первую очередь из состава пионерских отрядов, постановление требовало усилить антирелигиозную работу, осуществляя отпор попыткам классового врага влиять на детей при помощи религии. Теперь не только в школах, но и на пионерских базах, других местах пребывания детей организовывались группы юных безбожников, разворачивалась работа по привлечению взрослых в ряды союза воинствующих безбожников34. Печать в этом деле играла весьма значительную роль. Широкое распространение имели настенные газеты, листовки в пионерских отрядных уголках, часто имевшие антирелигиозное содержание. Усилиями детских корреспондентов формировались периодические издания «Пионер Белоруссии», «Юный Ленинец», однако усиление активности и эффективности их работы, внедрение на практике лозунга «Каждый ударник - деткор», «Каждый деткор - ударник» происходило после принятия соответствующих постановлений35. Государство в свою очередь оказывало помощь информационному пространству юных читателей, используя, с одной стороны, местные политпросветорганизации: избы-читальни, красные уголки, библиотеки, с другой - торговую сеть книжных магазинов. Так, в соответствии с циркулярным письмом Белкоопсоюза БССР от 22.03.1931 года «О работе с антирелигиозной книгой», все книжные работники были обязаны принять участие в антирелигиозной кампании не только путем продажи литературы в книжном магазине, но и непосредственной активной работой в местном кружке «Безбожник» и общественных организациях, непосредственно проводящих эту кампанию - ЛКСМБ и др. Отныне вся литература противорелигиозная из разных отделов книжного магазина собиралась в один под вывеской «Антирелигиозная литература», на рекламных витринах были выставлены книги о весенней посевной кампании, коллективизации и антирелигиозных вопросах. Произведено пополнение соответственно перечню, имеющемуся в наличии у издательств антирелигиозных книг в избах-читальнях, красных уголках, библиотеках, а также колхозах и совхозах районов. Важное значение уделялось снабжению школьных библиотек. С 1.04.1931 года к распространению в указанные места антирелигиозной литературы привлекались не только книгоноши, но и юные пионеры36. В дальнейшем КПБ, Совнарком БССР и комсомол оказывали всестороннюю поддержку пионерскому движению в Белорусской ССР по вопросам подготовки пионерспециалистов, издательства антирелигиозной литературы, финансирования.

34Национальный архив Республи ки Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 1. Д. 129. Протоколы заседаний секретариата ЦК ЛКСМБ, 1931 г. С. 75.
35Национальный архив Республи ки Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 1. Д. 129. Протоколы заседаний секретариата ЦК ЛКСМБ, 1931 г. С. 75.
36Национальный архив Республики Беларуси (НАРБ). Фонд 63. Оп. 4. Д. 70. Переписка центрального бюро юных пионеров. 1928-1930 гг. С. 89.
2019 (6)

рудюк Олег Григорьевич «Начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР»

С каждым годом гонения на Православную Церковь со стороны советской власти усиливались и видоизменялись, находя свое отражение в новых формах антирелигиозной деятельности пионеров. Достойная смена проходила достойную школу коммунистического воспитания через пионерское движение и комсомол, впоследствии пополняя ряды коммунистов, предпринимавших огромные усилия для построения благополучного тотального безбожного будущего, которое не наступило по причине полного игнорирования слов Господа Иисуса Христа «Без меня не можете делать ничего» (Ин. 15,5).

Таким образом, основываясь на документальных источниках Государственного архива Минской области, Национального архива Республики Беларуси, кратко описан начальный период атеистического воспитания среди детей и молодежи в БССР. Рассмотрены формы и методы антирелигиозной деятельности среди подрастающего поколения, направления взаимодействия пионеров, комсомола и партии, что для истории является важным. Наукой, как церковной, так и светской, материал исследования возможен к использованию в ракурсе выработки предложений по планированию и осуществлению работы среди молодежи. Заполнение еще одного белого пятна в истории способно предотвратить от повторения ошибок прошлого на пути созидательного сотрудничества Православной Церкви и государства в рамках молодежной политики.

библиографический список

1. Новый Завет. М.: Оптина пустынь, 2017. 971 с.
2. Государственный архив Минской области. Ф. 123п. Оп. 1. Д. 1.
3. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д. 40.
4. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д. 49.
5. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д. 64.
6. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д.110.
7. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д. 221.
8. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д. 251.
9. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д. 253.
10. Государственный архив Минской области. Ф. 428п. Оп. 1. Д. 284.

11. Г

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ АТЕИЗМ КОМСОМОЛ ПИОНЕРЫ ОКТЯБРЯТА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты