Спросить
Войти

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ПРОБЛЕМЫ ЭВАКУАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ

Автор: указан в статье

УДК 378

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ПРОБЛЕМЫ ЭВАКУАЦИИ ДЕТЕЙ В ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ

Александр Алексеевич Алексеев

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат исторических наук, доцент, тел. (903)906-66-94

В статье на основе изданных и впервые введенных в научный оборот архивных источников, рассматриваются вопросы организации эвакуационных мероприятий, размещения, питания, лечения и адаптации эвакуированных детей. Актуальность и научная значимость проблемы не вызывает сомнения. Применен историко-сравнительный, статистический и иные методы исследования. Целью данной работы является описание многогранной деятельности центральных органов руководства страны и подвергшихся оккупации в годы войны районов Ленинградской области - по эвакуации детей в Сибирь, а также организационной работы партийных и советских органов принимающих регионов. Описаны сюжетные линии этого многогранного процесса и сделан общий вывод о том, что значимость проблемы «дети и война» в мировом общественном сознании до сих пор остается недооцененной, однако пример Сибири доказывает, что при тесном сплочении всех усилий возможно максимально минимизировать ее издержки.

SOCIAL HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR. PROBLEMS OF EVACUATION OF CHILDREN TO WEST SIBERIA

Alexander A. Alekseev

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Ph. D., Associate Professor, phone: (903)906-66-94

In this article, on the basis of published and first introduced in the scientific circulation of archival sources, issues of organization of evacuation measures, accommodation, nutrition, treatment and adaptation of evacuated children are considered. The urgency and scientific significance of the problem is beyond doubt. Historical-comparative, statistical and other methods of research are applied. The purpose of this work is to describe the multifaceted activities of the central bodies of the country&s leadership and the areas of the Leningrad Region that were subjected to occupation during the war years - the evacuation of children to Siberia, and the organizational work of the party and Soviet bodies of the receiving regions. The plot lines of this multifaceted process are described and a general conclusion is drawn that the significance of the problem of «children and war» in the world public consciousness is still underestimated, but the example of Siberia proves that with close unity of all efforts it is possible to minimize its costs as much as possible.

Прием и размещение. Западная Сибирь стала одним из важнейших регионов приема детей. 27 августа 1941 г. исполком Алтайского краевого Совета

принял решение «О размещении прибывающих детских домов в Алтайский край». Для эвакуированных детей был подготовлен курорт Чемал (до 500 человек). В подшефном хозяйстве курорта для детей имелось 263 коровы, 576 овец, 360 свиней, около 200 лошадей; подготовлены были овощи, картофель, мука, печенье, сахар и прочее. О приеме и устройстве эвакуированных детей из Москвы и Ленинграда 2 сентября приняло постановление бюро Омского обкома ВКП(б). Специальную комиссию по приему и размещению детей создал Кемеровский горком партии.

Численность эвакуированных детских учреждений с детьми в Западной Сибири в период 1942 - апрель 1943 гг. (по неполным данным) - 34 364.

Правительство увеличивало эвакуацию детей в Западную Сибирь. Совнарком СССР распоряжением № 9571 от 12 мая 1943 г. по эвакуации детей из Украинской ССР обязал принять и разместить: Омский облисполком - 700 детей, Новосибирский - 400; Наркомпрос РСФСР - выделить необходимые постельное белье, обувь, одежду, Наркомторг СССР - продовольственные товары, СНК РСФСР - отпустить соответствующие ассигнования на содержание эвакуированных детей. Подписал распоряжение Зам. председателя СНК СССР А. Н. Косыгин. 23 июня 1943 г. СНК РСФСР распоряжением № 1042-р предписал еще принять Алтайскому краю - 500 детей, Новосибирской области - 700, Омской - 700.

Эвакуация и прием детей из Ленинграда. Эвакуация детей из Ленинграда началась 29 июня 1941 г. До 27 августа было эвакуировано 395 тыс. детей. По ошибке военно-политического руководства большая часть детей первоначально была эвакуирована в восточные и юго-восточные районы Ленинградской области, что вскоре потребовало 175 400 возвратить в Ленинград и вторично эвакуировать в отдаленные тыловые районы страны.

Численность эвакуированных детских учреждений с детьми, в том числе из Ленинграда, в Западной Сибири в 1942 г. (по неполным данным)*

Край, область Детские учреждения Количество детей

всего из Ленинграда и области всего из Ленинграда и области

Алтайский 43 35 5 070 2 300

Омская 138 109 - 14 925

Новосибирская 48 37 4 670 3 528

Всего 229 181 — 20 753

*Составлено по материалам: Во имя Победы... Т. 3. - С. 6, 9; Алтай в годы Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. - Барнаул, 1965. - С. 294, 295; ГАНО, ф. 4, оп. 7, д. 278, л. 1.

Социальная адаптация эвакуированных детей. Главной задачей было создание условий для выживания, физического и психического благополучия детей.

Проблема обеспечения одеждой и обувью. Многие прибывшие дети не имели одежды, обуви. Подавляющее большинство эвакуированных детских учреждений было переведено на финансирование из местных бюджетов. Местные органы изыскивали возможные формы решения проблемы, распределяли эвакуированным детским учреждениям фонды, отпущенные местным детским домам, организовывали мастерские по пошиву детской одежды и обуви и др.

В целом эвакуированные интернаты, детдома, детсады, особенно ленинградские, обеспечены были одеждой и обувью лучше местных детских учреждений. Это отмечала проверяющая бригада СНК РСФСР осенью 1944 г.

Проблема обеспечения питанием. Была сложной, перебои с обеспечением. Во втором квартале 1942 г. были снижены нормы питания в детских учреждениях (по маслу, сахару, мясу, рыбе).

Важным фактором в решении проблемы питания для эвакуированных детей было внедрение и развитие в детских учреждениях подсобных хозяйств.

Принятые меры позволили увеличить нормы на некоторые продукты питания по детским продовольственным карточкам. Они были приближены к нормам снабжения рабочих и служащих, в отдельных случаях были выше норм взрослых иждивенцев.

Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью. Это направление работы партийных, советских, комсомольских организаций и общественности в Западной Сибири было одним из важнейших. Более 60 решений по этой проблеме в период с сентября 1941 г. по 1944 г. было принято краевыми, областными, городскими, районными органами. За шесть месяцев 1941 г. в Омске милицией было подобрано с улицы 729 детей. 8 сентября Томский горисполком одобрил инициативу учителей: в связи с большим количеством эвакуированных детей, с вновь открытыми классами заниматься весь год, в порядке общественной работы. Постановление СНК СССР от 23 января 1942 г. об устройстве детей, оставшихся без родителей, установило личную ответственность председателей исполкомов всех уровней за устройство таких детей, обязало создать комиссии помощи по охране прав подростков, их трудоустройству, в поисках родителей, устройству сирот в детские дома. Это повысило ответственность всех уровней власти за состояние проблемы.

Результат многообразной, напряженной работы заметно проявился в конце 1944 г. Был предотвращен массовый характер детской беспризорности и безнадзорности, они пошли на убыль.

Проблема сохранения здоровья детей. Причин, отрицательно влиявших на состояние здоровья детей, было немало. Недостаточное питание, проблемы с теплой одеждой, обувью, не хватало бань, мыла. Многие эвакуированные дети прибывали больными. В соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 24 марта 1942 г. «О мероприятиях по улучшению работы эвакуированных детских учреждений», здравотделы в Западной Сибири ввели должности врачей-инспекторов по руководству медицинским обслуживанием эвакуированных детей, эти обязанности выполняли и районные педиатры. В 1942-1943 гг. число больных детей увеличилось. В эвакуированных детских домах Алтайского края

в 1943 г. из 5 542 человек болели: 155 - закрытой формой туберкулеза и 62 -открытой, 283 - цингой, 199 - малярией, 328 - гриппом, 836 - чесоткой, 199 -воспалением легких, 253 - кожными заболеваниями.

В Западной Сибири были дополнительно открыты столовые для усиленного и диетического питания детей, к началу 1943 г. к ним было прикреплено 17 тыс. детей. Число молочных кухонь с 1942 по 1945 г. увеличилось с 96 до 207 (до 57 672 порций).

Предпринимались меры по улучшению санитарного состояния детских учреждений, снабжения их медикаментами, состава кадров, создания детских домов санаторного типа. Расширялись формы летнего оздоровительного отдыха.

Роль ВЛКСМ. Особенная роль этой организации в социальной истории войны, помощи эвакуированному населению, детям определялась двумя факторами. Самоотверженным юношеским патриотизмом, осознанием своего значения как помощника и резерва партии. Второй фактор - возраст, склад мышления, характера - близкие и более понятные детям.

Общественное движение в помощь эвакуированным детям. 19 апреля 1942 г. в Москве состоялся Всесоюзный митинг в защиту детей от фашистского варварства. Общественное движение помощи эвакуированным детям в Западной Сибири развернулось с декабря 1941 г. С призывом окружить заботой и лаской эвакуированных детей обратились к трудящимся Омской области женщины и колхозники Нижне-Тавдинского района. За первые три месяца в фонд помощи детям поступило 495 589 рублей. Идейным организатором общественных движений были, конечно, партийные комитеты. 9 декабря 1941 г. Новосибирский обком ВКП(б) и облисполком в письме городским и районным органам партийного и советского руководства о большом поступлении в область эвакуируемых детских учреждений разъясняли важность изыскания дополнительных ресурсов обеспечения детей бельем, одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Долг каждого гражданина нашего города, говорилось в постановлении бюро Томского горкома партии от 17 декабря 1941 г., каждой матери, каждого комсомольца, пионера и школьника «все полезное для условий жизни сдать для эвакуированных детей» (выделено нами. - А. А.).

Социальное значение таких обращений местного руководства к народу восходит от эпохальных исторических народных подвигов. В жертвенности по спасению эвакуированных детей выражалась беззаветная решимость сплочения сибиряков, всего советского народа для Победы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Во имя Победы: эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в документах и материалах : в 3т. - Томск : ТГПУ, 2005.
2. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1030. Оп. 1. Д. 272. Л. 125.
3. ГАНО. Ф. 4. Оп. 5. Д. 481. ЛЛ. 328, 330.
4. Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945. - М., 2003.
5. Государственный архив новейшей истории Псковской области. Ф. 737. Оп. 1. Д. 7.
6. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Ф. 736. Оп. 1. Д. 1, 4, 9.
7. Война глазами детей. Свидетельства очевидцев. - М. : Вече, 2011.
8. Детская книга войны. Дневники 1941-1945 / ред. Н. Зятьков. - М., 2015.
9. Старикова П. И. Далекое - близкое. - Новосибирск, 2007. - 190 с.
10. Государственный архив Алтайского края. Ф. П-1. Оп. 18. Д. 228, 502, 869.

© А. А. Алексеев, 2018

ДЕТИ ВОЙНА ОККУПАЦИЯ ЭВАКУАЦИЯ АДАПТАЦИЯ ПОЛИТИКА ЛЕНИНГРАД ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты