Спросить
Войти

Воспоминания современников Великой отечественной войны 1905-1933 годов рождения: методика сбора и обработки

Автор: указан в статье

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1905-1933 ГОДОВ РОЖДЕНИЯ: МЕТОДИКА СБОРА И ОБРАБОТКИ

С.А. Козодаев

В статье дается характеристика группы воспоминаний (150) по возрасту опрошенных, их полу, региону проживания, социальному происхождению, уровню образования. Главным результатом статьи стала систематизация и раскрытие информативного содержания источников при помощи таблиц. Ключевые слова: таблица, воспоминания, систематизация источника.

Многообразие и информативность - так можно охарактеризовать общие черты, связывающие все исторические воспоминания. Но их различают по методике сбора (устный опрос, анкетирование, запись разговора с респондентом при помощи диктофона), региону, в котором он проводился, возрасту опрашиваемых людей, социальному положению и образованию респондентов, количественному соотношению мужских и женских воспоминаний, объему содержащейся в них информации.

Целью данной статьи является характеристика группы воспоминаний (150) по возрасту опрошенных, их полу, региону проживания, социальному происхождению, уровню образования и определение с помощью этой характеристики некоторых закономерностей формирования данной группы источников по отечественной истории 1930-1940-х гг.

Воспоминания были собраны в различное время (в основном в 1992-2007 гг.) студентами старших курсов исторического факультета. Преимущественно респонденты являлись их ближайшими родственниками (дедушки и бабушки), что естественно повышало уровень откровенности и, вместе с ней, полноты и достоверности собранного материала. Метод, использованный при сборе воспоминаний, представлял собой непосредственный, прямой разговор-опрос, опирающийся на заранее обдуманные вопросы, соответствующие целям предпринятого исследования - изучению отражения в воспоминаниях предвоенного и военного времени. Количество вопросов не регламентировалось, но их содержание, направленность оставались неизменными. Это значительно облегчало последующую обработку материала, сообщая ему необходимое единообразие, и помогало избежать путаницы. Последующее

составление таблицы также имело своей целью максимальную эффективность обработки источника за счет систематизации данных, содержащихся в нем. Структура таблицы может состоять из произвольного количества параметров, количество и содержание которых определяется самим исследователем в зависимости от цели предпринятого исследования. Фрагмент, приведенный в качестве примера ниже, является частью развернутой таблицы, созданной с помощью программы Microsoft Excel (табл. 1). Ее структуру составили 29 параметров, в равной степени раскрывающих как биографические, так и мировоззренческие особенности каждого респондента.

В качестве опрашиваемых выступали люди, время рождения которых находилось в основном в промежутке между 1910-1932 гг. Самой старшей среди вспоминавших была жительница с. Веселое Тамбовской области Стародубова Е.Т., родившаяся 1 сентября 1905 г. Самой младшей оказалась уроженка г. Моршанска Григорьева А.И. 1933 года рождения. Таким образом, ко времени описываемых ими событий (1941-1945 гг.) большинство подошло в сознательном, а зачастую в зрелом возрасте, что положительно сказалось на точности, информативности и объективности источника. Количество человек в различных группировках, использованных в статье, различно, несмотря на постоянное число источников. Это стало следствием недобросовестного отношения некоторых корреспондентов к своей задаче. При заполнении отдельных анкет, записи воспоминаний интервьюеры проявили небрежность и забыли указать важные данные, касающиеся возраста, региона рождения, места жительства, образования, работы и т. д. Тем не менее такие документы хранят в себе ценную ин-

Таблица 1

Образец первых 7 параметров биографий респондентов

Фамилия Имя Отчество Год рождения Месяц День Регион

Алимпиева Мария Степан 1925 Тамб. обл.

Андриешина П А 1928 г. Чита

Баркатина Александр Александр 1930 март 17 г. Тамбов

Барсукова Александр Ефим 1916 Тамб. обл.

Берендяева В П Тамб. обл.

Бехтерева Юлия Георгий 1928 Красноярский край

Борщева Серафима Васильевна Тамб. обл.

Белякова Мария Иван 1923 июль 27 Тамб. обл.

Бурукова Зинаида Павел 1919 август 8 Рязан. обл.

Бучнева Татьяна Иван 1930 февраль 3 Тамб. обл.

Воронина Ирина Леонтьевна 1916 Тамб. обл.

Кобзева Любовь Дмитриевна 1921 Тамб. обл.

Дружинина Зинаида Васильевна 1923 Тамб. обл.

Глазков Георгий Александр 1926 февраль 6 Пенз. обл.

Глазкова Анна Сергей 1921 Тамб. обл.

Григорьева Анна Иван 1933 Тамб. обл.

Гунькова Лидия Петровна 1929 август 13 Тамб. обл.

Евдокимова Мария Ефим 1929 июнь 29 Тамб. обл.

Иванова Мария Яковлевна 1923 Сарат. обл.

Ильина Раиса Васильевна 1925 ноябрь 13 Тамб. обл.

Каляскина Зинаида Сергей

Касса Анна Григорий Тамб. обл.

Климов Александр Иван 1927 декабрь 26 Тамб. обл.

Кондрашова Мария Никифор 1925 август 15 Пенз. обл.

Костина Александра Николаевна 1925 Тамб. обл.

Круглова Клавдия Сергей 1924 Рязан. обл.

Крушатина Раиса Иван 1918 декабрь 3 Тамб. обл.

Крючкова Мария Иван 1912 Тамб. обл.

Кудрявцев Серафим Егор 1912

формацию. При отсутствии одного параметра (например, региона рождения) они содержат все прочие сведения в полном объеме, что оказывается достаточным для решения большинства наших исследовательских задач.

В табл. 2 годы рождения указаны с интервалом в 7 лет. Это дает возможность определить, воспоминания людей какой возрастной группы представлены в наибольшем количестве, сравнить точки зрения представителей разных поколений (их совпадения, различия), проследить, как изменялось человеческое сознание с течением времени, установить, зависела ли объективность восприятия современником событий от его возраста (зрелый человек, молодой, ребенок). К тому же группировка рождений респондентов по конкретным 7-летним фазам 28-летнего природно-демографического цикла позволяет сопоставлять данный анализ с другими исследованиями новейшей социальной истории России, выполненными в подобном методологическом ключе.

Таблица 2 Распределение респондентов по 7-летиям их рождения

Год рождения Количество человек

1905-1912 18
1913-1919 19
1920-1926 60
1927-1933 36

Следующим этапом стал подсчет количества мужских и женских воспоминаний в общей массе собранного материала. Хотя значительная часть воспоминаний принадлежала женщинам (большинство мужчин призывного возраста в исследуемый период 1941-1945 гг. находились на фронтах Великой Отечественной войны, т. е. были изъяты на время войны из тылового общества), сопоставление действий людей разного пола в одних обстоятельствах и в одном времени с соответственным «разнополым» восприятием эпохи дает возможность проведения не

квази-, а подлинно гендерного исследования (табл. 3).

Далее воспоминания группировались по регионам проживания респондентов на материалы, собранные у уроженцев Тамбовской области (представленные в абсолютном большинстве) и на источники, предоставленные уроженцами прочих областей. Массовое привлечение документов, собранных в одном регионе, позволяет делать выводы о неких присущих именно ему особенностях, дает возможность выявить различные нюансы политической, социальной, демографической жизни исследуемой области, понять, как ее конкретная история определяла особенности мировоззрения и характера населявших ее

Таблица 3 Распределение респондентов по полу

Пол Количество

Мужчины 33

Женщины 120

людей. Также появляется возможность сравнить уровень жизни, условия работы, миграционные процессы в разных областях. Наконец, мы можем выделить общее и особенное воспоминаний на внутрирегиональном срезе.

Колебания количества человек по районам их рождения объясняются особенностями сбора воспоминаний. Опрос респондентов студентами Тамбовского государственного университета предопределил значительное количество документов из Тамбовского района. К Тамбову тяготели Сампур-ский, Ржаксинский и Рассказовский районы, чьи жители зачастую стремились переселиться в областной центр. Вследствие этого доля воспоминаний из данных районов больше чем из прочих, перечисленных в табл. 4б. Выходцы из северо-западных районов традиционно стремились в другие крупные города Тамбовской области (Мор-шанск, Мичуринск). Это объясняет преимущество указанных районов по количеству собранных в них источников (табл. 4а).

Таблица 4а

Распределение воспоминаний уроженцев Тамбовской области по районам и годам их рождений

Районы Количество человек Год рождения

Бондарский 6 1916, 1921, 1929, 1927, 1906, 1923

Гавриловский 2 1920,1915

Жердевский 2 1925,1924

Знаменский 4 1926, 1928, 1925, 1912

Инжавинский 4 1923, 1911,1923,1930

Кирсановский 1 1918

Мичуринский 6 1925, 1920, 1922, 1911, 1906, 1922

Мордовский 5 1929, 1927, 1921, 1924, 1909

Моршанский 7 1921, 1929, 1924, 1933, 1918, 1929, 1918

Мучкапский 4 1919, 1910, 1905, 1912

Никифоровский -

Пичаевский 1 1918

Первомайский -

Петровский 2 1925,1910

Рассказовский 7 1918, 1926, 1922, 1926, 1918, 1925, 1928

Ржаксинский 7 1916, 1927, 1916, 1924, 1924, 1915, 1926

Сампурский 6 1924, 1927, 1928, 1924, 1925, 1921

Сосновский 7 1906, 1924, 1922, 1925, 1925, 1928, 1932

Староюрьевский 1 1931

Тамбовский 36 1925, 1930, 1924, 1930, 1923, 1933, 1912, 1911, 1930, 1909, 1926, 1922, 1925, 1928, 1920, 1930, 1924, 1923, 1930, 1929, 1922, 1927, 1921, 1920, 1918, 1914, 1927, 1921, 1910, 1923, 1928, 1927, 1925, 1911, 1932, 1905

Токаревский 2 1918, 1921

Уваровский 2 1925,1930

Уметский 1 1918

Итого 113

Таблица 4б Распределение воспоминаний уроженцев других областей СССР по регионам и годам их рождений

Область Коли- чество человек Год рождения

Брянская 1 1921

Владимирская 1 1933

Волгоградская 2 1926,1924

Вологодская 1 1908

Воронежская 4 1923,1925,1928,1926

Житомирская 1 1910

Красноярский край 1 1928

Ленинградская 3 1926,1924,1907

Московская 4 1924,1926,1922,1923

Пензенская 3 1926,1925,1931

Рязанская 2 1919,1924

Смоленская 1 1925

Ульяновская 1 1921

Харьковская 1 1923

Читинская 1 1928

Итого 27

После распределения в таблице воспоминаний респондентов из других областей стала заметна одна общая особенность. Часто места проживания опрошенных были географические сильно удалены друг от друга. При дальнейшем изучении биографического материала появилась возможность проследить, как за короткий промежуток времени уроженец, например, Краснодарского края становился жителем одного из районов Тамбовской области (табл. 4б). В изучаемый период подобные миграции, в абсолютном большинстве случаев, обусловливались Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.). Боевые действия, угроза оккупации, мобилизация на тыловые работы вынуждали людей покидать области, коренными жителями которых они являлись.

Информация о социальном происхождении опрошенных людей также представлена в табл. 5 в полном объеме. Подавляющее большинство респондентов относились по своему социальному происхождению к крестьянам, что при проведении дальнейшего исследования позволяло сделать заключение об отдельных присущих именно крестьянству особенностях менталитета и сознания, проследить, как они изменялись по мере переселения части сельских жителей в город, переворачивавший традиционный уклад жизни деревенского человека. Число мемуа-

ристов, происходящих из рабочих, хоть и намного меньше, но также позволяет делать достаточно надежные наблюдения и выводы по ряду интересующих нас вопросов.

Таблица 5 Распределение респондентов по их социальному происхождению

Социальное происхождение Количество человек

Крестьянин, колхозник 115

Рабочий 25

Важнейшим фактором, определяющим уровень развития самосознания личности, ее способности к аналитическому, критическому и непредвзятому восприятию действительности, является образование. Но в советскую эпоху оно в своем гуманитарном блоке (история, литература, языки, право, политэкономия, политическая география и т. д.) носило весьма идеологизированный характер и, по сути, являлось орудием пропаганды социалистических идеалов, что, несомненно, накладывало отпечаток на мировосприятие получавших его членов общества. Исходя из этого образованию нами было уделено особое внимание при работе с источником, и сведения о нем заняли отдельный столбец. Соотношение людей абсолютно неграмотных, имеющих элементарные навыки (чтение, счет), полученные в начальной школе, закончивших профессиональные технические училища и выпускников вузов отражено в табл. 6.

Таблица 6 Распределение респондентов по уровню их образования

Полученное образование Количество человек

Высшее 17

Среднее 30

Среднее специальное 24

Неполное среднее 13

Начальное 57

Неграмотные 11

Эти данные также позволяют считать нашу выборку воспоминаний пригодной для нашего исследования с точки зрения информированности, кругозора респондентов, их умения изложить свои воспоминания и взгляды.

Стереотипный подход, пренебрежение к информативному потенциалу воспоминаний, неумение полностью раскрыть заложенные в них сведения часто препятствуют проведению продуктивного исследования.

Отбор, вычитывания, исследование и систематизация воспоминаний представленными в статье способами позволяют из рассказов людей, не имеющих к науке никакого отношения, выделить рациональное зерно, уловить в них закономерности. Выявленные в результате работы с подобными документами исторические реалии и причинноследственные связи при использовании традиционных источников и стандартных методов зачастую бывает сложно обнаружить. Опираясь на достоверно известные факты в

сочетании с выводами, сделанными на основе материалов «устной» истории, можно взглянуть на прошлое глазами современников, проникнуть в иной пласт времени, добиться эффекта «присутствия» в нем.

Поступила в редакцию 26.06.2008 г.

Kozodaev S.A. The memoirs of contemporaries of the Great Patriotic War born in 1905-1933: gathering and processing methods. The author analyzes the methods of using memoirs of members of Great Patriotic War, who were born in 1905-1933. The main result of this article is the systematization of memoirs in tables.

ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ, ШКОЛ И ПОДХОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Г.В. Белкина

Статья посвящена проблемам исследования политической коммуникации. В ней рассматриваются основные исторические этапы развития исследования, также дается характеристика различных школ по изучению коммуникации. Автор дает анализ достижений, их осмысление, а также критику подходов.

Исследование теории политической коммуникации способствует более глубокому пониманию сути политических процессов, протекающих в современной России, повышению эффективности политической системы, развитию политической культуры, привлечению большого числа россиян в политический процесс, созданию реальных конкурентных условий для претендентов на выборные должности и тем самым обеспечению возможности политической альтернативы.

Начало изучения политической коммуникации было положено в 20-х гг. ХХ в. в рамках общей теории коммуникации на основе концепций и подходов, разработанных Уолтером Липпманом [1].

С 20-х гг. ХХ в. можно выделить в американской науке три основных школы по изучению коммуникации. Первая школа связана с изучением медиаэффектов и ориентирована на сравнение результатов информа-

ционного воздействия, оказываемого на аудиторию отдельными средствами массовой информации. В 1960-х гг. она получила развитие благодаря работе Д.Ж. Клеппера [2]. С конца 1960-х гг. значительный вклад в изучение результатов влияния на аудиторию различных СМИ внесли исследования Дж. Робинсона [3] и М. Леви, С. Вэйда и У. Шрамма, П. Кларка и Е. Фредина, Э. Эдельштейна и др. Обобщающий анализ результатов изучения эффектов масс-медиа представлен в работе известной американской исследовательницы коммуникационных процессов Д. Грейбер.

Другое направление изучения политических коммуникаций получило название школы «неинформированного избирателя» и связано с электоральными исследованиями американских политологов и социологов на основании концептуальных моделей. Наиболее известными среди них являются [4-10]:

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты