Спросить
Войти

«Заготовка для тещи» с бензопилой. Как сибирские аборигены соединяют древность с современностью

Автор: указан в статье

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ

Как сибирские аборигены соединяют древность с современностью

За плечами автора этой статьи, исследователя коренных народов севера Западной Сибири В. М. Кулемзина, десятки экспедиций, в которых ему приходилось месяцами жить среди коренного населения, деля с его представителями и кров, и стол. Сегодня Владислав Михайлович рассказывает о своих многолетних наблюдениях за тем, как причудливо порой сочетаются предметы традиционного, почти «неолитического», бытования северных народов и нашего «продвинутого» века

Я начал свои записи еще в 60-х, когда страна приветствовала одного за другим своих новых героев — космонавтов. В те времена — и смех, и грех! — «по разнарядке» для «окультуривания отсталых народов» в магазины завозилась всякая ненужная на Севере утварь и предметы «культуры». Становясь свидетелем соединения «неолита» с новинками века, я, отсмеявшись, всегда поражался, как мудро и даже «инновационно» использовали ханты, селькупы или кеты, живущие в ладу со своими холодными лесами и болотами, зверем и птицей, бог знает что завезенное в магазинчик для жителей стойбища.

Разве не удивительно, если из ствола ружья вылетает... фишкабочонок обыкновенного игрального лото и поражает белку, не испортив шкурку? Такой «правильной пулькой» стреляли в 60—70-х ханты, селькупы и лесные ненцы. Ведь их предки охотились на белку из лука, пуская стрелу с тупым наконечником — чтобы ценная шкурка осталась целой.

А зачем в магазине далекого охотничьего стойбища хулахуп? Конечно, затем, чтобы из этого «снаряда» для утонынения талий неведомых красавиц сделать древко копья, разрубив и выпрямив это алюминиевое кольцо. В трубку-древко, легкую и полую, нетрудно вогнать наконечник из камня или бивня мамонта.

Да практически все, завозимое тогда (по пятилетнему плану партии

КУЛЕМЗИН Владислав Михайлович — доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и исторического краеведения Томского государственного университета. Автор 215 работ, в том числе 12 монографий.

На фото: В. Кулемзин после охоты на глухаря. Экспедиция 1974 г. к хантам р. Юган.

на ножки-сваи (иногда пни), & : - чтобы препятствовать -- ^ проникновению грызунов.

~Под-лабазом обычно хранят лодки, нарты и другие крупные вещи. На входной двери — личина родового духа, на стене сушатся шкурки Добытых животных. Ханты.

\РтЪйбище семьи Прасиных 0 --Г 0^Корлики, сентябрь 2008 г.

Фото К. Сагалаева

Пояс шамана. Ульчи. Сбор O.A. Куйсали, 70-е гг. XX в., с. Булава, Хабаровский край. Музей археологии и этнографии ИАЭТ СО РАН

(МАЭ ИАЭТ СО РАН )

Семейные духи. Селькупы. Сборы Г. И. Пелих, И. Н. Гемуева, 1979 г., р. Таз, пос. Сидоровка. МАЭ ИАЭТ СО РАН

64

и советаютго» правительства) ищ) дай даншиЁйнЕррббыгаошксщрйбовано. Даже англо-русский словарь. И уж тем более фетровые дамские шляпки. Из того и другого получались отличные... пыжи для ружья.

Что ни говори, а представители древнейших профессий — охотников и рыболовов — изобретательный народ. Однажды (дело было в 1963 г. во время экспедиции в Нарымский край под руководством известного этнографа-селькуповеда Г. И. Пелих) под священным кедром на селькупском стойбище мы нашли колотушку к бубну с приклеенным знаком Солнца — шестеренкой от настенных часов!

А вот охотник-ненец кусок износившейся резиновой трубочки в

лодочном моторе заменил... кожей, снятой «чулком» с гусиной ноги.

Пустые бочки, брошенные нефтяниками, идут на изготовление понтонного мостика, печей и коптилен для рыбы и мяса.

Изоляторы от электроутюга и электропечи — это красивые подвески для куртки.

Лучшая находка для рукодельницы — обрывки электропроводки в яркой изоляции: если ее стянуть с проволочек и мелко порезать, получится нарядный и просто лучший в мире бисер для вышивания узоров на одежде, обуви или рукавицах. Краски такого бисера не тускнеют ни на морозе, ни на солнце!

А однажды, где-то еще в конце 60-х годов, ко мне пришел потолковать серьезный хант-охотник. Да, он знал, как высоко в космос взлетают ракеты. Да, он знал, что в космосе морозы еще сильнее, чем в верховьях его Ваха (притока Оби). И он просил меня «передать космонавтам», что детали космических аппаратов надо смазывать. жиром, вытопленным из берцовой кости оленя. Вот ханты-де уже давно смазывают этим жиром ружейные замки, и замки от такой смазки безотказно работают на любом морозе.

Вот еще «инновация». У хантов-охотников в ходу клей, сваренный традиционным способом из чешуи зимнего карася, стерляжьих пузырей или лосиных рогов. Им приклеивают мех к лыжам — запах такого

клея привлекает осторожного соболя (запах любого современного клея отпугивает). И если клеить этим костным клеем деку гитары, то звук ее будет сочнее и мягче.

И еще охотники заметили: капкан на сильном морозе издает звук, не улавливаемый ухом человека, но зато его хорошо слышит зверь, а капкан, прикрытый сверху бумажной салфеткой, «молчит».

А вот удивительное наблюдение енисейских кетов. Они заметили, что лось не ходит под линией высоковольтных электропередач. Если след лося вдруг пересекает линию, значит, где-то случился обрыв проводов. Тогда охотники-кеты (в отличие от электромонтеров) радуются: линии электропередач, как

Рыболовный запор из легких дранок или стальной панцирной сетки. При понижении уровня воды после половодья рыба остается в водоеме до самой поздней осени, не уходя в реку. Здесь ее можно просто черпать. Ханты. Стойбище семьи Прасиных у с. Корлики, сентябрь 2008 г. Фото К. Сагалаева

65
66

Берестяной посуде нашлась замена — более долговечная металлическая и пластмассовая. А вот обычай снимать чешую с рыбы специальной костяной пластинкой пока сохранился. Ханты. Стойбище семьи Прасиных у с. Корлики, сентябрь 2008 г. Фото К. Сагалаева

и шум регулярного речного транспорта, ограничивают передвижение зверя, что в свою очередь приводит к «кровосмешению». Кет понимает: аварии благоприятствуют оздоровлению их охотничьих угодий.

Воистину затейливые картины приходится наблюдать сегодня! Вот охотник устанавливает ловушку, изобретенную еще в неолите. Он ее мастерит на месте промысла с помощью ножа, остальное находит здесь же, в лесу: веревкой служит корень кедра, грузом-противовесом — камень, древком натягивающего лука — сук сухой ели. Насторожив (настроив) ловушку, охотник... достает сотовый телефон и сообщает домой, что в скором времени, однако, начнется буран, потому что глухари улетают с опушки леса в самую его глубину.

Вот женщина за трех соболей выменяла... бензопилу и теперь вынуждена ее осваивать. Дело в том, что разделение труда у сибирских аборигенов осуществляется по половозрастному принципу. Охота и рыбная ловля — дело мужское, и вся работа, входящая в этот большой круг, выполняется мужчиной. Приготовление пищи — дело женское, а значит, и заготовка дров — тоже. Но женский топор — большой, тяжелый, для раскалывания чурок (мужской топор — маленький, его глава семьи берет на охоту и носит на ремешках за спиной подобно заплечному мешку), бензопила легче и быстрее. Я видел, как молодая особа, закусив язычок, напильником точила цепь бензопилы, а ее муж сидел рядом и спокойно смотрел на происходящее.

иИДВ^! " «1ВДмДОБЯ &

II— *: ¡и А&" & -ЗЗЯЬ

ТтРаспластанную и натертую солью рыбу насаживают на шампуры, которые втыкают у костра. Это блюдо, способ приготовления которого заимствован у древних южных культур, напоминает шашлык (по хантыйски — тортым сорт). Ханты. Стойбище семьи Прасиных у с. Корлики, сентябрь 2008 г. Фото К. Сагапаева

Изображение Шоде, хозяйки ближней тайги. Селькупы. Жесть. Сборы Г. И. Пелих, И. Н. Гэмуева, 1979, р. Таз, пос. Сидоровка. МАЭИАЭТСОРАН

67
68

На лыжах-голицах (т. е. не подбитых мехом) ходят по весеннему твердому насту. Ханты. Стойбище семьи Прасиных у с. Корлики, сентябрь 2008 г. Фото К. Сагалаева

Вся жизнь, весь быт, весь труд малых народов ориентированы на перспективу, продолжение рода, будущее. Выжить! Их дети с ранних лет должны были не только обучаться всему традиционному, но и одновременно усвоить все новое, чтобы адаптироваться к современности, войти в будущее. Не случайно в мансийском языке слово «невестка» буквально означает «заготовка для тещи». Пока только «заготовка»: ей еще надо нарожать и вырастить девочек, которые потом, когда она станет тещей, нарожают других манси!

В 1998 г. в японском городе Саппоро была проведена международная конференция по традициям и инновациям у охотников, собирателей и рыболовов. И наиболее интересный материал на этой конференции, по всеобщему признанию, представлен сибиреведами.

Может быть, когда-нибудь такая конференция пройдет и на Сибирской земле?

Осенний слопец на лисицу — ловушка давящего действия. Насторожка находится внутри. Ловушка, в отличие от покупных, изготавливается на месте промысла. Ханты. Стойбище семьи Прасиных у с. Корлики, сентябрь 2008 г. Фото К. Сагалаева

Менкв — родовой дух, охраняющий подступы к святилищу манси. Сборы Г. И. Пелих, И.Н. Гемуева, 1979 г., р. Таз, пос. Сидоровка. МАЭИАЭТСОРАН

Редакция благодарит д.и.н. A.B. Бауло (ИАЭТ СО РАН), к. и. н. И. В. Сальникову (ИАЭТ СО РАН), и К.А. Сагалаева (ИФЛ СО РАН) за помощь в подготовке материала

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ МАЛЫЕ НАРОДЫ СИБИРИ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОСТЬ ХАНТЫ УЛЬЧИ СЕЛЬКУПЫ МАНСИ СТОЙБИЩЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты