Спросить
Войти

2008. 02. 005. Блум М. Женщины - «Камикадзе»: мировая тенденция. Bloom M. female suicide bombers. A global trend // Daedalus. - Cambridge, 2007. - Vol. 136, n 1. - P. 94-102

Автор: указан в статье

2008.02.005. БЛУМ М. ЖЕНЩИНЫ - «КАМИКАДЗЕ»: МИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ.

BLOOM M. Female suicide bombers. A global trend // Daedalus. -Cambridge, 2007. - Vol. 136, N 1. - P. 94-102.

Американская исследовательница Майя Блум (Университет штата Джорджия, США) задается вопросом, каковы причины, побуждающие мусульманок не только в исламских, но и во вполне благополучных западных странах прибегать к насилию в политических целях. Только в 2006 г. в нескольких террористических актах -как удавшихся, так и предотвращенных - принимали участие обращенные в радикальный ислам женщины из Германии и Бельгии. Данная тенденция демонстрирует некое новое умонастроение: если в таких организациях, как «Народная воля», ИРА, «Красные бригады» и др., женщины играли второстепенную, вспомогательную роль, то теперь они все больше выходят на первый план: «В настоящее время женщины начинают играть в конфликтах главные роли, становясь бомбистками-самоубийцами и используя собственные тела как живые детонаторы для тех взрывчатых материалов, которые находятся у них на поясе. Первой в этом году была 17-летняя ливанка Санаа Мехайдали, получившая задание от Сирийской социалистической национальной партии... - секулярист-ской просирийской ливанской организации - и взорвавшая себя вблизи колонны израильских войск в 1985 г. в Ливане, убив пятерых солдат» (с. 94). Из 12 терактов, совершенных данной организацией, шесть были совершены женщинами; вообще, более половины всех «камикадзе» в настоящее время - это женщины, что противоречит широко распространенному тезису - одному из ключевых в феминистической «доктрине» - гласящему, что представительницы «слабого» пола более, чем мужчины, предрасположены к компромиссу и мирному разрешению конфликтов. То, что женщи-ны-«камикадзе» часто симулируют беременность, придает ситуации еще более зловещий смысл и едва ли вяжется с попытками феминисток представить женщину в качестве жертвы мужских конфликтов, жертвы по преимуществу.

Каковы же непосредственные причины, побуждающие женщин к подобным действиям? «Мотивы бывают различными: отомстить за утрату близких людей, восстановить попранную честь семьи, найти выход из монотонной жизни "за каменной стеной", стяжать личную славу, попытаться изменить те патриархальные устои общества, в которых они вынуждены жить» (с. 95). Как правило, женщины руководствуются побуждениями личного характера, а не теми, что продиктованы идеологией. Так, Зарема Мужихоева, задержанная при попытке совершить теракт, была вынуждена отрабатывать украденные ею у родственницы драгоценности. Немаловажным мотивом все чаще становится гендерный: стать героиней, чтобы показать, на что способны женщины, уйти от второстепенных ролей; этому в немалой степени способствует и то прославление - в песнях и т.д., - которым окружены «шахиды». Так, 27-летняя палестинка Вафа Идрис, служащая палестинского отделения Красного Полумесяца, совершившая самоубийственный теракт по заданию «Бригад мучеников ал-Акса» (военное крыло «Фатх») 27 января 2002 г., стала признанной героиней во всем арабском мире, а «Бригады» даже учредили специальное отделение, носящее ее имя и специализирующееся на подготовке аналогичных акций. По заверениям руководства, оно уже подготовило около 200 смертников. Такие заявления, по данным осведомленных источников в Израиле, не так уж далеки от реальности - об этом свидетельствует огромное число писем от женщин, готовых стать «камикадзе», адресованных в «Хамас». Подготовкой смертниц занимается и «Аль-Каида» в Пакистане. Появилась даже некая Умм Усама (араб. «Мать Усамы» - возможно, имя вымышлено и содержит намек на Усаму бин Ладена), якобы осуществляющая руководство женскими отделениями бойцов «Аль-Каиды».

Подобная активность женщин оказывает глубокое влияние и на мусульманские общества в целом. Так, палестинское общество под влиянием политической активизации женщин с начала 60-х годов прошлого века переживает существенную трансформацию гендерных ролей: «В результате мы наблюдаем двойную траекторию, которой следует вступившие на путь политической борьбы палестинские женщины; с одной стороны, они доказывают обществу весомость собственного вклада в его жизнь, с другой - помогают восстановлению системообразующих ценностей сообщества» (с. 99). Тем не менее те, кто направляет действия смертниц, едва ли позволят им вытеснить патриархальный культ мужчины как главного действующего лица; женщины-«камикадзе» - лишь тактическая уловка с целью пробудить гордость мужской части населения (особенно в условиях, когда арабские армии демонстрируют либо неподготовленность, либо бездействие) и вызвать к жизни дух соревнования между полами, что способствовало бы дальнейшей эскалации террора. Кроме того, женщина - особенно вестернизован-ная - вызывает намного меньше подозрений охранных структур.

Средства массовой информации уделяют в восемь раз больше внимания терактам, в которых участвуют женщины, чем тем, что совершены только мужчинами; этому соответствует и интерес, который проявляет к смертницам публика: «Вид женщин, бросающих вызов традиционным ценностям, чтобы пожертвовать жизнью ради палестинского дела, привлекает внимание мирового сообщества к тому отчаянному положению, в котором пребывают палестинцы» (с. 100). Таким образом, подобные нападения совершаются в значительной мере ради того психологического эффекта, который они вызывают; сюда же следует добавить и стирание тех мысленных барьеров (женщина, превращающая себя в оружие), которые существуют в сознании масс населения, - создается впечатление, что повстанцы повсюду, а это делает атаки самоубийц еще более устрашающими.

К.Б. Демидов

ЖЕНЩИНА И ПОЛИТИКА ТЕРРОРИЗМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты