Спросить
Войти

Литературные объединения России конца XIX начала XX века

Автор: указан в статье

Сазонова Елена Александровна, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования, Московский городской педагогический университет кафедра «Отечественной истории», соискатель

Литературные объединения России конца XIX - начала XX века

Во второй половине XIX века в литературе усиливается деятельность представителей социальных низов, «писателей из народа», в большинстве своем не получивших «ни образования, ни воспитания», но «саморазвившихся» и «самовоспитавшихся». Тяга «писателей-самоучек» к общению друг с другом и с известными писателями была естественной. Она проявилась, с одной стороны, в создании литературных кружков, с другой-в издании сборников. Так, в начале 70-х годов XIX века в Москве был создан кружок под руководством поэта-самоучки И.3.Сурикова (Суриковский литературный кружок), впоследствии члена «Московского общества любителей российской словесности». Силами участников его кружка в 1872 года был издан сборник «Рассвет», в котором приняли участие поэты А.Е.Разоренов, М.А.Козырев, С.Я.Дерунов. Продолжениемкружка И.З.Сурикова явился новый кружок писателей-самоучек (начала 80-х годов), в состав которого вошли М.Л.Леонов, М.Л.Вдовин, И.А.Белоусов. «М.Л.Леонов оказался очень энергичным человеком, - вспоминает И.А.Белоусов. - Хотя он скрывал от отца свое писательство, все же сумел собрать вокруг себя небольшую группу таких же молодых, начинающих писателей из народа. Я примкнул к ним, и круг моих литературных знакомств сразу расширился. Мы стали собираться по вечерам и большею частью по праздникам в каком-нибудь трактирчике или чайной и вели беседы на литературные темы. Этот кружок писателей из народа являлся продолжением того кружка, который был основан в начале 70-х годов поэтом Иваном Захаровичем Суриковым» [1,5].

По инициативе кружка писателей из народа было издано два сборника «Родные звуки». В первом из них (1889г.) приняли участие как старые суриковцы - С.Я.Дерунов, М.Я.Козырев, А.Е.Разоренов, так и начинающие поэты - М.Л.Леонов, И.М.Вдовин, И.А.Белоусов, А.И.Слюзов. Во втором выпуске (1891г.) участвовали Я.Е.Егоров, Н.З.Панова и талантливый поэт С.ДДрожжин, впоследствии член «Общества любителей российской словесности».

Его участники выпустили несколько сборников. В 1902 году кружок получил устав под именем «Товарищеского кружка писателей из народа».

Суриковский литературный кружок был учрежден в городе Москве и имел своей основной целью общение писателей вышедших из народа, облегчение материально -экономического положения своих членов, объединение писателей из народа для совместных литературных работ, и взаимопомощь среди своих действительных членов.

Суриковский литературный кружок имел право устраивать еженедельно собрания, для чтения как произведений классиков, так ровно и произведений новейшей изящной литературы, а равным образом и произведений своих членов, для обсуждения этих произведений и их критики.

Суриковский литературный кружок издавал литературные сборники из произведений своих членов и другие издания и имел право возбудить ходатайство о разрешении издания собственного повременного издания.

Суриковскому литературному кружку не возбранялось устраивать для своих членов и их знакомых гостей литературные, вокальные, музыкальные вечера, концерты, спектакли, лекции, литературные чтения, с соблюдением для этого установленных правил, распоряжений Правительства и с разрешения подлежащего начальства.

Из взаимопомогательного капитала кружок выдает пособия своим действительным членам на случай болезни, лишения заработка, пожара и инвалидности по строгому рассмотрению и по предложению совета, и на случай смерти члена, лицу на которого умерший член укажет в своем духовном завещании или заявлении [2, 1-2].

В Суриковский литературный кружок входили писатели: С.Д. Дрожжин, М.Е. Захаров, М.Л. Леонов, Е.Е. Нечаев, М.В. Праскунин, П.А.Травин, Ф.С.Шкулев (в 1900-х годах среди его участников - С.А.Есенин, Н.А.Клюев, С.А.Клычков, С.А.Обрадович, П.В.Орешин, А.П.Чапыгин).

Кружок располагался в доме № 9 по Садовнической улице в Москве. Здесь находилась и редакция журнала «Млечный путь», редактором и издателем, которого был

А.М.Чернышев. С журналом сотрудничал С.А. Есенин. В литературном отделе работали С.Д. Дрожжин, Ф.С. Шкулев, И. Северянин, А.С. Новиков-Прибой, Н.Н. Ляшко и другие «суриковцы», многие из которых испытали влияние народнических идей и толстовства, издавали газеты («Доля бедняка» 1909-1914), журналы, выпустили около 40 литературных сборников, имели в 1915-1916 годах свое издательство «Друг народа». В 1921 году большая часть членов кружка влилась во Всероссийский союз крестьянских писателей (с1925 года Всероссийское общество крестьянских писателей). Кружок функционировал до 1933 года.

В 1905-1906 годах существовало несколько подобных кружков, издававших сборники для читателей из народа, сборники революционной поэзии. Эти издания обычно преследовались цензурой. Так, сборник «Под красным знаменем» в 1907 году был уничтожен по постановлению Московской судебной палаты, а его авторы В.Е.Миляев, М.Л.Леонов, Ф.С.Шкулев отбывали тюремное заключение.

И.А. Белоусов оставил около сорока литературных зарисовок членов Суриковского кружка. Почти у всех биография начиналась с трудового стажа, с мелкой службы, с попыток издавать газету, тотчас закрываемую цензурой.

Революционная эпоха выдвинула литераторов из рабочего класса. В биографических справках к сборнику «Революционная поэзия» фигурируют более 40 поэтов из рабочих. Некоторые суриковцы участвовали и в рабочей печати. Небольшая часть самоучек пробивалась в литературу - таланты, разбуженные революционной борьбой, подчас неотшлифованные, со своими темами, чувствами и убеждениями выражавшие духовный подъем народных масс. В 1913 году были изданы «Басни» поэта-большевика Демьяна Бедного, а в следующем году - «Сборник пролетарских писателей»; из его 32 авторов 17 сотрудничали в «Звезде» и «Правде». В предисловии к сборнику А.М. Горький отмечал «рост интеллектуальных сил пролетариата» [3, 139, 439].

Наиболее известным был Московский литературно-художественный кружок, основанный в феврале 1898 года.

В 1901 году в Московском литературно-художественном кружке состояло 234 действительных члена (в том числе 86 учредителей).

Кружок был задуман как центр, где бы могли чувствовать себя «дома» разбросанные по разным редакциям, театрам, консерваториям, студиям, разным кружкам, меблированным номерам лица, представляющие в настоящее время литературу и искусство в Москве», -писал А.И.Сумбатов-Южин [4, 268].

Московский литературно-художественный кружок имел своей целью: общение

литераторов и художников всех отраслей изящных искусств, для исполнения совокупными силами различных сценических произведений, концертов, чтений, публичных лекций, выставок художественных произведений на вечерах и собраниях для возможности совершенствования и содействия целям благотворительности, а также чествования писателей [5, 10, 1, 1].

Кружок имел хорошую библиотеку. Он предоставлял свой особняк (ул.Большая Дмитровка, д.15) под заседания и собрания различных литературных и артистических групп. Так, в 1913-1914 годах здесь собиралось до 30 обществ и учреждений: Общество свободной эстетики, «Литературная среда», Суриковский литературный кружок, Общество деятелей периодической печати и литературы, комитеты по организации юбилеев «Русских ведомостей», Т.Г. Шевченко, А.А. Яблочкиной и многие другие.

Члены кружка делились на основную группу, и членов-соревнователей - из богатой буржуазии, плативших годовой взнос (25 рублей); они не пользовались правом голоса, их привлекал игорный зал. Этот контингент, по словам В.В.Вересаева, приносил кружку необходимые средства, платя большие штрафы за ночную игру. К марту 1916 года кружок объединял 790 человек. Почти половина основной группы - 226 из 464 человек - состояла из литераторов, ученых и журналистов. При кружке существовала комиссия по

распределению пособий имени А.П. Чехова. В 1915-1916 года она располагала суммой в 4700 рублей [6, 434-440].

Среди творческих кружков, строившихся на основе товарищеской критики и помощи, объединенных известным единством литературных взглядов и общественных настроений, выдвинулся кружок, участники которого посещали так называемые «субботники» у Д.И. и Е.Н. Тихомировых, известных педагогов и писателей, где писатели могли общаться с широким кругом интеллигенции разных профессий. Там бывали писатели В.В.Вересаев (Смидович), Н.Г.Гарин-Михайловский, А.А.Вербицкая; большевики В.П.Ногин, И.Ф. Арманд, С.И. Мицкевич; историки В.П. Потемкин, Н.А. Рожков; адвокат Н.К.Муравьев.

С.И. Мицкевич вспоминал, что посетители «субботников», помимо чтения своих произведений читали «Искру» и другую нелегальную литературу.

В 1892 году было открыто Литературно-художественное общество в Петербурге (не путать с Литературно-художественным кружком). Почетными членами его являлись: С.А.Андреевский,

В.В. Андреев, В.П. Буренин, П.П. Гнедич, В.Н. Давыдов, М.И. Долина, А.Н.Маслов, Н.Н. Фигнер.

Действительными членами, освобожденными от платы членского взноса Устава общества, являлись: В.А.Боди, А.М.Давыдов, М.П.Домашева, М.М.Иванов, В.Я.Майборода, В.А.Мичурина,

Н.А.Скроботов, А.И.Сумбатов-Южин, И.В.Тартаков, Л.Г.Яковлев.

Действительными членами общества были: А.Г. Алексеев, П.М.Арнольди,

М.Ф.Волькенштейн, А.А.Плещеев, М.А.Полонский (Кузьменко), П.П.Потемкин, Б.А.Суворин, М.А. Суворин, Е.А. Философов, К.Я. Шумлевич, А.А.Якимович, В.В.Яковлев и многие другие. Численность действительных членов Литературно-художественного общества с 1908 по 1914 гг. не превышала 115 человек [7, 152-155].

Литературно-художественное общество имело свою ревизионную комиссию и дирекцию, члены, которых избирались на годовом общем собрании сроком на три года [8, 5-7]. Дирекция из своей среды выбирала заведующего хозяйством общества, казначея, делопроизводителя, заведующего буфетом и кухней. В помощь дирекции функционировал совет старшин.

Литературно-художественное общество занималось благотворительностью: выдавало

пособия (в том числе и похоронные) семьям служащих общества, призванных на фронт Первой мировой войны, ссуды из кассы общества действительным членам: Д.А. Андрееву -350 р., С.С. Егорнову - 500 р., А.С. Жолкевичу - 450 р., С.Н. Рогову - 200 р., К.С.Тычинкину -2.000 р., пожертвования [9, 50].

Были пожертвованы портреты М.Г.Савиной и В.П.Далматова в музей артистов Александринского театра. Двадцать третьего ноября 1916 года артисты Александринского театра принесли (в письменной форме) свою глубокую благодарность дирекции Литературно -художественного общества за присланный дар музею артистов: портрета заслуженной артистки Императорских театров М.Г.Савиной и трех портретов В.П.Далматова [10, 57].

Литературно-художественное общество рассматривало заявление директора М.Н.Мазаева о постановке памятника на могилу В.П. Дамлатова и постановила: 1) чтобы использовать предстоящий строительный сезон для постановки памятника на могиле В.П.Дамлатова, ассигновала на этот предмет 1000 (одну тысячу) рублей; 2) поручило директору Ю.М.Юрьеву войти в театральный комитет Александринского театра с предложением принять участие на сбор средств на памятник; 3) просило М.А. Суворина о предоставлении Малого театра для устройства сборного концерта для этой же цели. В результате постановлением собрания было решено выдать ассигнациями на постановку памятника на могилу В.П. Дамлатова 1000 (одну тысячу) рублей.

Дирекция Литературно-художественного общества рассматривала вопросы о рождественских подарках раненным солдатам находящимся на излечении в Николаевском госпитале, организовывала отвод помещения под лазарет, занималась благотворительностью на фронте во время Первой мировой войны, оплачивала определенные суммы на похоронные расходы для умерших членов общества [11, 50].

Помимо писательских организаций существовали и неоформленные творческие объединения прогрессивных литераторов. Антиправительственная направленность таких объединений была еще более очевидной.

До 1882 года авторы русских оригинальных пьес оплачивались много хуже, чем привилегированные переводчики иностранных пьес для императорских театров. Цензурный устав 1828 года вообще обходил права драматургов на оплату их творчества провинциальными театрами. С тех давних времен русская драматургия сильно выросла, но монополия

императорских театров держала писателей в кабальном положении. На именах известных драматургов наживались антрепренеры, не неся никакой ответственности за качество своих постановок.

Много сделал А.Н.Островский для защиты прав драматургов, которые, как и он сам, «написавший целый русский театр» (около 40 пьес), обречены были на «беспрерывный и торопливый труд», чтобы хоть количеством возместить невыгодность своей работы. По инициативе 80 учредителей во главе с А.Н.Островским в 1870 году было создано Общество русских драматических писателей; в 1883 году к нему присоединились оперные композиторы. Оно взяло на себя защиту авторских прав своих членов, опираясь на статью 1684 года Уложения о наказаниях, воспрещавшую публичные представления без согласия авторов пьес. Задача заключалась практически в учете и сборе отчислений, причем в первое время приходилось даже привлекать к суду антрепренеров, не желавших платить. Была создана платная агентура общества, охватившая постепенно все провинциальные частные театры. Наконец, положением 1882 года было узаконено поспектакльное вознаграждение авторов пьес с валового сбора.

Общество издавало списки своих членов и каталоги их пьес, таким путем реально охраняя их права. Собранные с частных театров отчисления в конце XIX века составили свыше двух миллионов рублей. Часть средств шла на оплату агентов, на пособия и культурные цели - премии, юбилеи и т.п. В 1878 году общество имело 180, а в 1914 году -1220 членов - писателей, композиторов, включая 334 наследника умерших членов [12, 101-113]. Общество охраняло не только материальные, но и литературные права авторов. Т.Л.Щепкина-Куперник, сделавшая перевод «Сирано де Бержерака» Э. Ростана, обратилась в общество с протестом, когда эту пьесу собирался поставить театр Ф. Корша - под ее именем, но с сильно искаженным текстом. Постановка была запрещена, а на следующий год пьеса пошла в ее переводе [13, 123-124].

Литературные салоны, общества, собрания, вечера, юбилеи - все эти разнообразные формы литературных объединений, популярные в конце XIX - начале XX века, были литературно - бытовой реальностью, в условиях которой развивалась деятельность молодых писателей, вступивших в литературу в 90-е годы XIX века. Это время ознаменовало собой переломный период в истории общественной и литературной жизни России. В обществе все еще нарастало ощущение неизбежности социального кризиса и вдобавок ко всему необходимости смены ценностей. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.

Формы участия в движении писателей были разнообразными и определялись специфическими условиями их деятельности: объединение в профессиональных

организациях с целью отстаивания своих прав, помощь своим членам (благотворительность), выступления на общих собраниях с оппозиционными требованиями. Деятельность творческой интеллигенции стала носить не только легальный и профессиональный характер, но и приобрела политический антиправительственный характер.

Литература

1. Белоусов И.А. Литературная Москва. (Воспоминания 1880-1928). Писатели из народа. Писатели-народники / И.А. Белоусов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Моск. т-во писателей, 1929. 150 с.
2. Дрожжин Спиридон Дмитриевич - член кружка. Проект устава «Суриковского литературного кружка»//РГАЛИ. Ф. 176. Оп. 1. Ед. хр. 339. Л. 1-2 об (Дрожжин Спиридон Дмитриевич).
3. Белоусов И.А. Литературная Москва. (Воспоминания 1880-1928). Писатели из народа. Писатели-народники. С.139; Революционная поэзия (1890-1917) / Под. ред. В. Архангельского. Изд. 2. Л. : Советский писатель, 1953. 450 с.
4. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX -XX веков / Г.Ю. Стернин. - М. : Искусство, 1970. 296 с.
5. Материалы деятельности Сумбатова-Южина А.И. в Московском литературнохудожественном кружке: открытое письмо о задачах кружка, составленное А.И. Сумбатовым-Южиным, письма его в редакционные газеты, проект устава, повестки и

другие документы. 1898-1913 гг. Проект устава Московского литературнохудожественного кружка//РГАЛИ. Ф. 878. Оп. 2. Ед. хр. 7. Л. 10 (Сумбатов-Южин Александр Иванович); Письма и извещения дирекции Московского литературно -художественного кружка Сумбатову-Южину Александру Ивановичу о заседаниях дирекции кружка, о собраниях действительных членов, о назначении его дежурным директором, об избрании членом комиссии по распределению денежных пособий и по другим вопросам. 10 декабря 1897 г. - 16 февраля 1912 г. // РГАЛИ. Ф. 878. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 1 (Сумбатов-Южин Александр Иванович); Чествование писателей Петра Вейнберга и Николая Михайловского 26 января 1902 года в помещении Московского литературно -художественного кружка // ГАРФ. Ф. 102. Департамент полиции. Особый отдел. Оп. 1902. Ед. хр. 170. Л. 1. (Особое отделение. Дело Департамента полиции. Делопроизводство).

6. Вересаев В.В. Воспоминания. / В.В. Вересаев. - Изд. 3. М.-Л. : ОГИЗ, Гослитиздат, 1946. 508 с.
7. Отчет литературно-художественного Общества с 1 октября 1915 года по 1 октября 1916 года. - Пт.: Тип. Т-ва А.С. Суворина «Новое время». Эртелев, 13, 1917. 166 с.
8. Отчет литературно-художественного Общества с 01 октября 1915 года по 1 октября 1916 года. С. 5-7.
9. Отчет литературно-художественного Общества с 1 октября 1915 года по 1 октября 1916 года. С. 50.
10. Отчет литературно-художественного Общества с 01 октября 1915 года по 1 октября 1916 года. С. 57.
11. Отчет Литературно-художественного Общества с 1 октября 1915 года по 1 октября 1916 года. С. 50.
12. Обзор деятельности Общества русских драматических писателей и оперных композиторов за ХХУ-летие его существования. 1874-1899 гг. М.: Тип. М. Стасюлевича, 1899. 150 с.
13. Щепкина - Куперник Т.Л. Театр в моей жизни / Т.Л. Щепкина-Куперник. - М.-Л.: Искусство, 1948. 170 с.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты