Спросить
Войти

Использование историкокультурного наследия в патриотическом воспитании курсантов

Автор: указан в статье

Майор внутренней службы Д. С. АРТАМОНОВ, адъюнкт Псковского ЮИ ФСИН России

Майор внутренней службы А. Н. МИЛКОВ, начальник отдела по работе с личным составом Псковского ЮИ ФСИН России

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ

На рубеже XX и XXI веков Россия оказалась на историческом перепутье. Десятилетиями накапливавшиеся в умах и сознании граждан преданность и любовь к своему Отечеству были растеряны и развеяны в результате распада СССР и последовавшим за этим социокультурным кризисом, который отразился на всех сторонах жизни российского общества и привел к утрате чувства патриотизма у значительной части населения и прежде всего у юношей и девушек.

Как известно, молодежь — это будущее страны, а молодые сотрудники правоохранительных органов —

особая категория людей, которые добровольно и целенаправленно встали на путь служения своей стране, защиты ее от внешних и внутренних врагов.

Они должны иметь четкую мотивацию, активную гражданскую позицию, что неразрывно связано с уровнем патриотизма, который в них должны воспитать родители, затем школа и на стадии их профессиональной подготовки — высшее образовательное учреждение.

В Псковском юридическом институте ФСИН России патриотическому воспитанию курсантов уделяется особое внимание. Оно ведется по трем основным направлениям: образовательная работа в рамках учебной дисциплины «История отечества» и факультатива кружка «Отечественная история» (лекции, круглые столы и т. д.), участие под эгидой поискового отряда «След пантеры» в ежегодной Вахте памяти по поиску, подъему и перезахоронению воинов Красной Армии, погибших на территории Псковской области в 1941 — 1944 годах, а также в реализации проекта музея-заповедника «Изборск» — «Забытые крепости XX века», направленного на изучение и сохранение фортификационного наследия Псковской области XX века.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основополагающий фактор в патриотическом воспитании курсантов — использование богатейшего исторического рукотворного наследия, сохранившегося на территории Псковской области. К нему относятся многочисленные археологические находки, а также архитектурные памятники средневековой эпохи (церкви, крепости, гражданская архитектура), фортификационные сооружения XX века.

При проведении образовательной работы курсанты получают возможность изучать историю не только по книгам, но и непосредственно соприкасаясь с ней на экскурсиях, в ходе которых они могут увидеть памятники зодчества ХІІ—ХІХ веков. В их состав входят крепости Пскова, Изборска, Печор, Порхова. Среди памятников церковного зодчества необходимо прежде всего выделить Спасо-Преобра-женский собор XII века Мирожского монастыря во Пскове с уникальными фресками работы византийских мастеров, Троицкий собор Псковского кремля XVII века, комплекс Псково-Печорского монастыря. Кроме того, следует помнить о многочисленных памятниках гражданского зодчества на территории Пскова XV-XIX веков.

Большое прикладное значение имеет участие курсантов в археологических изысканиях на территории Пскова. Они получают возможность поработать на раскопках средневекового города, погрузившись на пять-десять столетий

в глубину русской истории, ознакомиться с бытом средневекового русского города, изучить уникальные артефакты.

Однако наибольший объем работы по патриотическому воспитанию связан с историей XX века и прежде всего с Великой Отечественной войной. В 1941 году на территории области бои шли в течение нескольких месяцев, а за освобождение территории нынешней Псковской области они длились более года (1943—1944).

Ознакомление с историей войны для курсантов начинается с лекций в рамках учебной программы, а также посещения воинских мемориалов на территории области. Затем курсанты получают возможность принять участие в изучении фортификационных объектов, возводившихся вдоль старой границы СССР, которая существовала до 1939 года.

В течение 1930—1939 годов вдоль границы велось возведение Псковской укрепленной полосы и строительство четырех укрепленных районов (далее — УР): Псковского, Островского, Опочецкого и Себежского. Эти работы были растянуты во времени. Так, Псковская укрепленная позиция строилась в 1930 — 1932 годах, а затем модернизировалась и усиливалась вплоть до 1937 года. Курсанты института в ходе экскурсий и походов имеют возможность увидеть и посетить долговременные огневые точки (далее — ДОТ), ложные ДОТы, танковые огневые точки (иначе БОТ — броневая огневая точка).

В 1930 году было начато строительство Псковской укрепленной позиции (далее — УП), которая должна была защитить все подходы к Пскову с запада, а также броды через р. Великая (южнее города). При этом предполагалось, что противник будет атаковать позицию пехотно-кавалерийскими частями, из-за чего к строительству были запланированы только пулеметные ДОТы, а также

сооружение различного рода инженерных заграждений (рвов, заграждений из колючей проволоки, заминированных).

Строительство УП началось в 1930 году с возведения трех ДОТов, перекрывающих шоссе и железную дорогу Псков — Рига. При этом построенные ДОТы своим проектом напоминали образцы времен Первой мировой войны.

В 1931 — 1932 годах было возведено еще 47 ДОТов, включая два команднонаблюдательных. Эти сооружения были технически совершеннее и больше. В середине 1930-х годов к некоторым из них были пристроены дополнительные помещения под фильтровентиляционные установки в рамках модернизации.

В середине 1930-х годов на фоне бурного развития танковой техники эффективность УП, состоящей из пулеметных ДОТов, стала резко падать. В связи с этим принимается решение усилить ее орудийным вооружением, но существовавшие в то время ДОТы были непригодными для размещения в них орудий, а строить новые оказалось слишком дорого. В результате на территории УП были установлены 25 танковых огневых точек, причем часть из них забетонировали, а остальные были установлены внутри деревянной опалубки. Для установки в УП использовались первые серийные советские танки МС-1 (Т-18), являвшиеся копиями французского РТ-17 времен Первой мировой войны.

Именно над одним из таких танков взял шефство Псковский юридический институт ФСИН России в 2009 году. Силами курсантов института сооружение, расположенное в деревне Криушено, было расчищено от мусора и грунта, территория вокруг него приведена в порядок и смонтирован информационный стенд о происхождении, назначении и судьбе объекта. Все работы были выполнены курсантами и офицерами института при консультационной помощи музея-заповедника «Изборск».

Курсанты, посещая Псковскую УП, могут проследить развитие советской военной промышленности, осмотреть различные модификации оснащения ДОТа, проанализировать изменение стратегии и тактики ведения боя посредством наблюдения над изменениями, вносимыми в порядок организации обороны УП, ее модернизацию и усиление.

Большое значение имеет тот факт, что гарнизоны ДОТов в первых числах июля 1941 года приняли неравный бой с наступающими немецкими бронетанковыми частями. Многие сооружения были повреждены орудийным огнем и стали немыми свидетелями тех событий. Они позволяют не только представить картину боя, но и увидеть его результаты.

Во второй половине 1930-х годов Псковская УП окончательно устаревает и теряет свое оперативно-стратегическое значение. В свою очередь, бурно развивается советская промышленность, и руководство страны принимает решение о строительстве сплошной системы обороны вдоль западной границы, получившей в дальнейшем ныне широко известное название «Линия Сталина». (Это название является неофициальным, в архивных документах данная фортификационная система, как правило, носит название «Линия обороны старой границы».)

В 1938 году на территории нынешней Псковской области начинается возведение Псковского, Островского и Се-бежского укрепленных районов, а также проводятся подготовительные работы к началу строительства Опочецкого УР В настоящее время курсанты имеют возможность побывать на этих объектах и изучить их.

Следует также отметить, что в Псковской области ежегодно проводится молодежно-патриотический слет «Снежный десант». Проведение данного мероприятия приурочено к 23 февраля и включает

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в себя (в ходе туристического лыжного похода) посещение мест боевой славы и воинских захоронений. Команда Псковского юридического института ФСИН России, участвующая в слете, кроме указанных выше мест, посещает также фортификационные сооружения. Так, в 2009 году маршрут пролегал по территории Псковского УР, а в 2010 году — по территории Себежского и Опочецкого укрепленных районов. Во время похода курсанты получают возможность, наряду с осмотром уже известных объектов, принять участие в поиске и исследовании еще не найденных сооружений, а также пополнить информацию об уже известных, но плохо изученных сооружениях.

В предвоенный, а затем послевоенный период информация об УР была засекречена. После развала СССР и потери боевой ценности о них забыли, в том числе и военные. Это привело к тому, что сегодня ничего не известно ни о точном местоположении ДОТов в укрепленных районах, ни о других объектах. Архивные исследования не дают полной картины, а часть информации за 70 лет утеряна. Эти факты делают актуальными полевые исследования, в том числе и в ходе зимних туристических походов.

Так, ряд ДОТов Себежского УР находится в заболоченной местности на островах и летом является почти недоступным. В зимнее же время попасть к ним довольно легко, а отсутствие листвы облегчает поиск объектов на местности.

Изучая фортификационные сооружения конца и начала 1930-х годов, курсанты могут получить широкое представление о развитии техники в СССР, наличии промышленного потенциала, об изменении стратегии обороны границ в связи с появлением угрозы массированных танковых атак со стороны противника. Так, в отличие от Псковской УП, в состав которой входили только небольшие пулеметные сооружения фронтального огня, новые УР включали в себя большое количество орудийных сооружений, а также массивные артиллерийские сооружения. Большинство сооружений в новых УР строились по схеме полукапонира и предназначались для ведения флангового огня, а не фронтального. Широкое распространение получает строительство вспомогательных объектов, таких как наблюдательные пункты, убежища, казематированные батареи (последние ввиду переноса границы в 1940 году остались лишь в проекте). Сооружения в УР конца 1930-х годов имели гораздо большие габариты, чем сооружения Псковской УП, и более совершенное оснащение различными системами вооружения и жизнеобеспечения.

Необходимо подчеркнуть, что в ходе «Снежного десанта» силами курсантов проводятся уроки мужества в сельских школах, а также организуются встречи со старожилами и ветеранами. Помимо военной истории, молодые люди познают историю развития Псковской области, ее прошлого и настоящего. Общаясь со школьниками, местными жителями и ветеранами, курсанты способствуют формированию позитивного образа сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, которому не безразлична история родного края.

В настоящее время на базе Псковского УР реализуется крупномасштабный проект под эгидой администрации Псковской

области и музея-заповедника «Изборск» по созданию площадки реконструкции боевых действий июня 1941 года на границе СССР.

Псковский юридический институт ФСИН России является партнером в данном проекте. Курсанты участвуют в работах по подготовке площадки реконструкции, очистке сооружений Беневского узла обороны Псковского УР, помогают в организации и проведении самой реконструкции. В ходе этих мероприятий они получают возможность ознакомиться с формой и вооружением советских и немецких солдат, увидеть реконструкцию боя по обороне границы в начале Великой Отечественной войны.

Наряду с работой по привлечению курсантов к изучению фортификационного наследия Второй мировой войны большое внимание уделяется поисковой работе по подъему и перезахоронению останков советских воинов, павших в боях за Родину в 1941 — 1944 годах. Ежегодно поисковый отряд института включается в состав сводного поискового отряда «След пантеры» и принимает участие в Вахте памяти, проводимой в конце апреля — начале мая.

Кроме того, курсанты посещают места боев, где ведется поиск, многочисленные военные захоронения и мемориалы, встречаются с ветеранами. Наряду с останками бойцов поднимаются различное вооружение и вещи, которые затем передаются в музеи.

Работа на Вахте памяти позволяет осознать значимость человеческой жизни, воочию увидеть всю тяжесть боев и потерь, которые несла Красная Армия в ходе оборонительных сражений 1941 года и наступательных операций 1943—1944 годов.

В настоящее время особое внимание в рамках работы по патриотическому воспитанию курсантов института планируется уделить изучению практически забытой и во многом неизвестной нынешнему гражданину России истории Первой мировой войны.

Она крайне поверхностно освещена в нашей историографии, о событиях этой войны мало кто помнит. Между тем Первая мировая война имела огромное значение для нашей Родины, была наполнена героическими событиями, солдатскими подвигами, в ней русская армия наряду с горечью поражений познала и великие победы. Хочется надеяться, что в 2014 году в нашей стране будет праздноваться 100-летие со дня начала этой войны и данная страница русской истории получит должное освещение и свое признание.

Работа по патриотическому воспитанию в этом направлении ведется в институте в тесном взаимодействии с музеем-заповедником «Изборск». Следует отметить, что на территории Псковской области располагается протяженная полоса долговременных и полевых фортификационных сооружений, возведенных в 1915—1917 годах как часть тыловой позиции крепости Петра Великого. Упомянутая полоса включает в себя пять узловых позиций: Чудскую, Псковскую, Островскую, Святогорскую и Новоржевскую. Уникальность этой полосы связана с тем, что на территории нынешней Российской Федерации объекты фортификации времен Первой мировой войны

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

сохранились лишь на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, во Владивостоке и в Псковской области.

В настоящее время в институте ведется работа над совместным проектом с музеем-заповедником «Изборск» по расчистке одной из батарей Псковской позиции, расположенной в охранной зоне музея-заповедника, с целью ее включения в туристические маршруты и привлечения внимания населения и областной администрации к вопросу о необходимости изучения и сохранения памятников не только Великой Отечественной войны, но и столь целенаправленно забытой во времена СССР Первой мировой войны.

В 2009—2010 годах в рамках туристических слетов курсанты Псковского юридического института ФСИН России при содействии научных сотрудников музея приняли участие в изучении различных объектов Псковской позиции. В частности, они смогли осмотреть полевые фортификационные сооружения, окопы и блиндажи, которые за период от Первой до Второй мировых войн очень сильно эволюционировали и изменились. Кроме того, курсанты получили возможность ознакомиться с устройством тяжелых артиллерийских батарей и организацией системы их снабжения и обеспечения, изучить простейшие огневые сооружения времен Первой мировой войны.

В заключение хочется констатировать, что столь широкий набор исторических памятников на территории области позволяет прививать и воспитывать патриотизм через непосредственное визуальное восприятие истории, через ее немых свидетелей: памятники археологии и зодчества (гражданского и военного). Наличие большого количества фортификационных сооружений средневековой эпохи, Первой и Второй мировых войн дает возможность продемонстрировать курсантам эволюцию военной науки и военного искусства русского воинства, показать мужество и стойкость наших солдат, защищавших Родину, проливавших кровь во имя будущих поколений на западных рубежах нашей страны. ф

В свете реализации основных путей развития современной уголовно-исполнительной политики, направленных на повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития; сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы; гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы; повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов, в числе общих задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, определены такие, как изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе, а также разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания [1].

Решение указанных задач предопределено той ролью, какую играет образование в реализации основной цели исполнения наказания, — исправление осужденных.

Образование лиц, лишенных свободы, способно не только повышать их интеллектуальный и культурный уровень, но и во взаимодействии с другими средствами исправления оказывать на последних интенсивное позитивное влияние, формировать положительные

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты