Спросить
Войти

Познание истории юридического образования сквозь призму юбилеев и юбилейных практик (на примере Уральского государственного юридического университета)

Автор: указан в статье

r vis/ Щс «Рос сТЯи cRt) MVKD р Й Д I/I ^ Е СКОМТВКУРНАЛУ»

ПОЗНАНИЕ ИСТОРИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЮБИЛЕЕВ И ЮБИЛЕЙНЫХ ПРАКТИК (на примере Уральского государственного юридического университета)

Лифанов Дмитрий Максимович Назарова Мадина Каримовна

Студенты Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: dmlif142159@gmail.com

Представлены результаты работы студентов-исследователей кружка студенческого научного общества УрГЮУ по истории государства и права России, проводившейся в 20152016 гг. и посвященной некоторым аспектам становления отечественного юридического образования, месту юбилеев в системе подготовки квалифицированных юридических кадров, правовой преемственности и результатам учебно-методической и научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава разных отечественных юридических школ (преимущественно - уральской). Актуальность работы продиктована юбилеем ряда учредительных нормативных документов, в том числе постановления ВЦИК от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров работников советского строительства», приказа Министерства высшего среднего специального образования РСФСР от 7 июля 1976 г. № 309 «О структурных изменениях высших учебных заведениях Главного управления университетов, экономических и юридических вузов». На основе изученных материалов - архивных данных, нормативных правовых актов и др. - удалось проанализировать отдельные аспекты истории российского юридического образования в контексте юбилейных практик, выявить малоизвестные факты из жизни родного вуза, а также приобщиться к тем культурным ценностям, которые унаследовала уральская правовая школа. Методы проведенных исследований: формально-юридический, историко-ге-нетический, биографический, биобиблиографический, системно-структурный.

THE STUDY OF HISTORY OF LEGAL EDUCATION THROUGH THE PRISM OF ANNIVERSARIES AND JUBILEE PRACTICES

(on the example of the Ural State Law University)

Lifanov Dmitry Nazarova Madina

Ural State University (Yekaterinburg), e-mail: dmlif142159@gmail.com

The article presents the results of the work of students - the members of the History of State and Law of Russia Student Scientific Club held in 2015-2016. It was devoted to some aspects of the formation of national legal education, the place of anniversaries in the system of training of qualified jurists, the legal succession and the results of teaching and research activities of the professors belonging to various law schools (mainly the Ural), etc. The urgency of the work is due to the anniversary of a number of constituent regulatory documents, including the Resolution of the

All-Russian Central Executive Committee of 20 April 1931 «On measures for the training and retraining of Soviet construction workers», the Order of the Ministry of Higher Specialized Secondary Special Education of the RSFSR of 7 July 1976 № 309 «Changes in higher education institutions of the General Directorate of Universities, economic and legal institutions of higher education». Based on the materials, including archival data, regulatory acts, the authors analyze certain aspects of the history of Russian legal education through the prism of jubilee practices, and reveal a number of previously unknown facts about the life of their native high school; in doing so they learn the cultural values that are inherited by the Ural law school. The methods of the conducted research are formal-legal, historical-genetic, biographical, biobibliographic, system-structural.

Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего Тадеуш Котарбиньский

В настоящее время на фоне усиливающегося спроса на высшее образование среди широких слоев населения значительно возрастает влияние праздников на жизнь современного общества. Одной из причин празднования юбилейных торжеств во много является стремление охватить максимально широкую аудиторию, наиболее успешно внедрить свои идеи и представления о прошлом, настоящем и будущем страны1. Под праздниками в данном контексте следует понимать круглые даты каких-либо значимых событий.

Юбилеи празднуются и в университетах, и в других высших учебных заведениях. Так, в 2016 г. свое 85-летие отметили Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА), Саратовская государственная юридическая академия. Торжества, связанные с круглыми датами, имели место и в Уральском государственном юридическом университете (СЮИ - УрГЮА - УрГЮУ).

Здесь важно зафиксировать два вводных замечания. Во-первых, юбилей и подготовка к нему - один из творчески ориентированных способов познания пройденного пути, накопленного опыта, уточнения и восполнения имеющихся лакун. Несмотря на устойчивый интерес к юридическому образованию и его истории, вряд ли правильно утверждать, что все ее аспекты осмыслены и скрупулезно описаны. Во-вторых, университетские юбилеи связаны не только с «днем рождения» самого вуза, но и с принятием значимых нормативных правовых актов, нередко учредительного характера, в разное время определявших его развитие, а также с людьми, разделившими свою судьбу с вузом, и, конечно, с его структурными подразделениями: кафедрами, факультетами, институтами. Так, в 2016 г. в УрГЮУ свое 40-летие торжественно отметили Институт прокуратуры (судебно-прокурорский факультет), Институт права и предпринимательства (факультет правовой службы в народном хозяйстве), Институт юстиции (следственно-криминалистический факультет); точкой отсчета здесь выступил приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР 1976 г.

В данном контексте представляется уместным обратить внимание на историю образования Института юстиции УрГЮУ. В соответствии с п. 1.4. приказа № 309 «О структурных изменениях в высших учебных заведениях Главного управления

1 Цимбаев К. Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX - начала XX века // Вопр. истории. 2005. № 11. С. 98. URL: http://ebiblioteka.ru/browse/doc/8696221 (дата обращения: 28.07.2017).

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

университетов, экономических и юридических и экономических вузов», подписанного министром высшего и среднего специального образования РСФСР И. Ф. Образцовым, в составе Свердловского юридического института предполагалось организовать следственно-криминалистический факультет со специальностью «1801 - Правоведение». В последующем на основании данного приказа руководством СЮИ в лице ректора Д. Д. Остапенко был подписан приказ № 164-а об образовании в Свердловском юридическом институте по дневной форме обучения следственно-криминалистического факультета с ежегодным приемом в количестве 165 человек и общим набором 660 студентов соответственно1.

Свои юбилеи праздновали также другие институты и факультеты университета. Торжественным (итоговым) актам предшествовала разноплановая работа: исследования в университетском архиве, научные форумы, подготовка музейных экспозиций, творческие, спортивные баталии, др.

«инистерсшо высшего и сшнего специального образования рсфср свердловский юридический институт

02.09.76

До мздою ооставу

ПРИКАЗ Свердловск

В соответствии с приказом Министра высшего в среднего спе-цнадьного образования РСФСР 1С 309 от 7 шля 1976 г.

1. Образовать в Свердловском юридическом институте во дневной форме обучения факультеты:
1.1. С^дебно-црокурорскиВ со специальностью 1801 "Правоведение" с ежегодным приемом 275 чел. и общ* контингентом студентов ПОО чел. /
1.2. Следственно-криминалистический со специальностью 1801 "Правоведение* с евегодныы приемом 165йел. и общим контингентом 660 чел.
1.3. Правовое слухбы в народном хозяйстве со специальностью 1801 "Правоведение" с ежегодным приемом 60 чел. и общш контингентом 240 чел.
2. Начиная о 1976-77 уиебного года зачисление на первый курс производить по факультетам.
3. Студентов П-1У курсов расходовать по факультетам исходя И8 указанного контингента.
4. Впредь до выделения Минвузом РСФСР штатных должностей деканов факультетов возложить общее руководство факультетами по дневной форме обучении на декнна - ГАШАШРОВА Р.Ы. и его заместителей, сохранив прежнюю организацию управления.
5. Проректору по учебно! работе профессору ¡ШШШ В.Ф. обеспечить подготовку перестройку и перевод учебаого процесса на факультетскую систему.

РЕКТОР ИНСТИТУТА ПРОФЕССОР

Д.Д.ОС1АЛЕШО

Приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР

Приказ ректора СЮИ Д. Д. Остапенко

Благодаря недавно обнаруженным новым данным стало известно о более ранней дате «рождения» Уральского государственного юридического университета, а в устав образовательной организации были внесены существенные изменения. В соответствии с уставом УрГЮУ от 20 апреля 2016 г., размещенном на сайте вуза2, университет был создан 15 сентября 1918 г. согласно постановлению Совета министров Сибир1 Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. Оп. 1 Л. Книга приказов ректора № 127-184 за июль-сентябрь 1976 г.

2 URL: http://www.usla.ru/about/localacts/ustav_urguu_2016.pdf (дата обращения: 28.07.2017).

ского правительства от 26 апреля 1919 г. как юридический факультет в составе Иркутского государственного университета, который в дальнейшем был переименован в факультет советского строительства и права1. В связи с этим в настоящее время проводится работа по подготовке к празднованию 100-летнего юбилея вуза, запланированного на осень 2018 г.

iSfè^tP Б Р Ä H И Е ПЕРВЫЙ

(ШЩаНОНЕНИИ И № 29 °VÏÏW 1*СП0РЯЖЕНИЙ

26 июня 1931 г.

PASQUE — НРЕСТЬЯНСНОГО п Р а в и т ел ь с т в а рсфср

"Эааваеыое и-&н-кз

СОДЕРЖАНИЕ

Соцщльме-кцльтгри» строительство

Я1. О мероприятиях по П9дготэркбкп»ре-< подтип»* кадров pitoranún тв(>г-ского строителктвл. . ОпоркахсяятврвиюргаяопРМСР. ОЛшшчнжиист.гвоетяповлевияСНК

ОСЛСТОЯПИН ирдики сдпилриого J0.13

в освоввых проымшлевшк paflnaav.

Пронышл*ниоеть

264 О 11]Ча"&Р1»П4ВИН 1ХЦ. ou .CnpBBit•tsp- П гостдя pCTBf В H LI il tptCT llDOf

тнулстиу сарилклгряых сооружении, ытохатшеско!) нроппюаожлрноЭ

rtirnubuiuli и хккичссялго ирг>тввоппжарнпгп оборрэпакнл.

Социально-культурное строительство

?R1 ^ мероприятия* но подготоше и переподготовке калроа p««t

1 детского ciроигельстви.

fine т. H ЦП К cm &JO nnpr.r<t /931 t

Залечи развернутого социалистического строительсп ГТуплгкич на капиталистически? элементы »л иссму Фро волящеЛ роли гоиетоп а нровглепии 11 нерэлышп линии Партии. у Upen, нк основного звена социалист нче choro строительств и дер« мне, а моДИМОСТЬ осуществлении »• иннрг ГНОГО рукпмоДСТвЗ С (ИМиИИ Iii ЛИН Ног О ЛеЛЯ II умснигм Я КДЖЛОМ ОТДГЛЬНОМ СЛУЧЯГ ВСС >1

Ii яоамЛстм! иные лнлячн повышают требоаипнг к каждому pafotHi1»

•ССИ OCTJ»OI"&«ft С1И11ПТ IMNipnC о ЬЯ.1;ЛЧ р.и&хиниьп* С ■ I. к• /О •стр»

требуют решительного ttníppoii я дел* усиленна их HtMготовки H

тик р

IfHB p.lft Ii

Испод я ия »того. Президиум Ш1ИК в рал

Г^КИ от № фещчзля l!>ki тл* об устаиарперсподготояки работников но соямгкому i 1Э0) и о с т а и о и л и г т ;

t. Организовать при Ilprau.iinыг ItlllIH pvkuBMtrno H^.VOTOIkoA и пгрггшдтгопкоА. мичоа сонетов и испемкои&^

Выполнение лтмч ф) i Ft. it и и на местам во,и краевых и оЛллстных исполкомов.

Поручит* орготдглч П;.шдм>ы4 ШШК Днлекнс и структуру отдел« кадров Ли* ШД"У< орготдел** исполкомов

2. П ид е лить ил Мрсяюткою, &le h »vu paii Кшмпиш ю«уларг Т*&имы% >»«*»><• ¡ , »it« г -• фал грана, ргорганиаоаяя и* а ч» iv«& M»

»тне пост

•нии рли1

ИК и (ПК 10,

Фрагмент постановления ВЦИК от 20 апреля 1931 г.

«О мероприятиях подготовке кадров работников советского строительства»

Однако до недавнего времени точкой отсчета в истории УрГЮУ было принято определять постановление ВЦИК РСФСР от 20 апреля 1931 г. «О мероприятиях по подготовке и переподготовке кадров советского строительства» (далее - Постановление 1931 г.). Традиционно считалось, что именно этот документ являлся учредительным, поскольку он закрепил выделение из Иркутского государственного университета в качестве самостоятельного учебного заведения Сибирского института советского права. И согласно данному постановлению в 2016 г. наша Alma mater отмечала бы 85-летний юбилей, а не столетие в 2018 г. Тем не менее (повторим) в связи с недавним обнаружением архивистами, исследователями новых данных и их

1 К вопросу о столетнем юбилее университета: новое в биографии вуза (по материалам Круглого стола) // URL: http://www.usla.ru/news/2016/doc/06_statya_otchet.pdf (дата обращения: 24.07.2017).

последующим нормативным закреплением можно с полной уверенностью заявить, что 15 сентября 2018 г. Уральскому государственному юридическому университету исполнится 100 лет.

Круглые даты принятия нормативных правовых актов органично вписываются в юбилейный «исследовательский спектр». Рассуждая в целом об истории юридического образования, важно вспомнить, что, например, в 2015 г. отмечался 180-летний юбилей Общего устава российских императорских университетов 1835 г., подготовленный при участии министра народного просвещения С. С. Уварова и создателя Свода законов Российской империи М. М. Сперанского; вспоминали и 110-летие Временных правил об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения 1905 г., которыми в вузы было возвращено выборное начало. У важнейших нормативных правовых актов, регулировавших советское юридическое образование, в прошедшем 2016 г. также были своеобразные юбилеи. Речь идет об упомянутом Постановлении 1931 г., постановлении ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» и приказе Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 7 июля 1976 г. № 309.

По случаю намечающегося в 2018 г. торжества в честь 100-летия УрГЮУ актуализировался вопрос о становлении и развитии юридического образования в России, изучать который перспективно, в том числе, посредством осмысления юбилейных практик.

Юридическое образование представляет собой неотъемлемый элемент правовой культуры, поскольку благодаря ему возможна трансляция того правового опыта, который был накоплен на протяжении многих столетий. Однако в силу конкретно-исторических условий, по большей части в форме социально-экономических и политико-правовых факторов, юридическое образование подвергалось неоднократным преобразованиям, что сказывалось не только на подготовке профессиональных юристов, но и на системе высшего образования в целом. В контексте неоднократно изменявшихся особенностей государственного управления, идеологии, законодательства, роли международных стандартов в области образования и т. д. важно рассмотреть вопрос о хронологии становления и развития российской системы подготовки юридических кадров.

В настоящий момент в юридической науке существует несколько подходов к периодизации развития юридического образования. Согласно одному из них систему подготовки юридических кадров условно можно разделить на четыре периода (этапа) в зависимости от исторической эпохи, иными словами, от вех развития российской государственности1. Именно этот подход был взят нами за основу.

Начало развития отечественного юридического образования было положено в период правления Петра I. Этот первый (императорский) период продолжался вплоть до рубежа Х1Х-ХХ вв. По указу Петра Алексеевича от 28 января 1724 г. была создана Академия наук в Петербурге с университетом и гимназией, где была учреждена первая кафедра правоведения. В дальнейшем императрица Елизавета Петровна продолжила петровские начинания, и в 1755 г. по ее инициативе был учрежден Московский университет, где был образован юридический факультет.

1 Остапович И. Ю, Мусинов П. А. Этапы развития юридического образования в России // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2014. № 3. URL: http://ce.if-mstuca.ru/wp-content/uploads/2014/11/os-tapovich-musinov.pdf (дата обращения: 19.07.2017).

Именно в рассматриваемый период сформировались замечательные традиции российской юридической высшей школы и научного правоведения. Важно, что к настоящему времени накоплен значительный историографический опыт осмысления этих традиций.

Второй этап связан с Советским государством. Многие историки, историки права считают, что именно в этот период произошла существенная модернизация системы юридического образования, поскольку новая власть взяла курс на внедрение высшего образования в массы, а прежняя методология преподавания, как и система ценностей в целом, не соответствовала идеологии советской власти. Для решения поставленных задач советское правительство провозгласило в качестве идейно-теоретической основы всей юриспруденции марксистко-ленинское учение о государстве и праве как надстроечных явлениях (формах), обусловленных базисными отношениями общества1. На практике такая образовательная программа привела к замене правовой науки правовой идеологией в форме активного вмешательства государственных органов в юридическую деятельность, т. е. в правотворчество, правоприменительную деятельность практически всех уполномоченных субъектов, и непосредственно в юридическое образование. Тем не менее свобода действий в условиях советской диктатуры все же была. Справедливо мнение Т. Ф. Ящук о том, что на самом деле допускался плюрализм научно-исследовательской деятельности в тех отраслевых направлениях юридической науки, где не требовалась классовая оценка или необходимо было только формально признать факт марксистского метода в юриспруденции. Отмечаются также некоторые плюсы в содержании образования2.

В первой половине 20-х гг. XX в. произошло повсеместное упразднение юридических факультетов классических университетов; вместо них появились факультеты общественных наук, так называемые ФОНы. В принятом СНК РСФСР 4 марта 1921 г. декрете «О плане организации Факультетов Общественных Наук российских университетов» было закреплено, что «все студенты факультета, независимо от специализации, изучают в течение двух первых лет цикл предметов общих, преподавание коих стремится им дать общее социологическое образование... начиная с третьего года факультет делится на 3 отделения: экономическое, юридико-политическое и историческое.».

Однако опыт факультетов общественных наук в составе других образовательных учреждений был признан неудачным: ФОНы были повсеместно ликвидированы к 1926 г. ввиду их крайней неэффективности в плане специализации. Что касается нашей Alma mater, то после ликвидации в 1924 г. ФОНа в составе Иркутского государственного университета и до образования Сибирского (Иркутского) института советского права единственной кузницей юридических кадров в восточных районах страны был факультет права и местного хозяйства (впоследствии - факультет советского строительства и права) Иркутского государственного университета.

Позднее советское правительство вернулось к стандарту «институционализации юридического образования», создав институты советского права в крупных городах. Одним из ключевых учредительных документов, способствовавших реализации данной образовательной политики, стало упомянутое ранее Постановление 1931 г. Данный нормативный акт сыграл важнейшую роль в становлении и нашей Alma mater.

1 Шадрин В. М. Теоретическая юриспруденция и юридическое образование в первые годы советской власти // Вестн. ЧелГУ. 2012. № 27. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-yurisprudentsiya-i-yuridicheskoe-obrazovanie-v-pervye-gody-sovetskoy-vlasti (дата обращения 19.07.2017).
2 Ящук Т. Ф. Юридическое образование в высшей школе: учеб. пособие. Омск, 2014. С. 65.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

2/2018

Иркутский государственный университет (из фондов Музея истории СЮИ - УрГЮА - УрГЮУ)

Постановление 1931 г. закрепило специализацию ряда высших юридических заведений: например, Казанский институт советского права предназначался исключительно для подготовки кадров автономных образований, а Институт советского строительства и права Коммунистической академии занимался подготовкой аспирантов и научных работников.

Однако в целом советское правительство стремилось к достижению соответствия юридического образования марксистко-ленинской методологии1, генеральной линии правящей партии и к снятию «искусственного ограничения доступа населения к юридическому образованию». Следовательно, неотъемлемыми элементами, основой названного Постановления стали следующие принципы юридического образова-ния2: строгое следование марксистко-ленинской методологии; установление тесной связи теории и практики, направленной на дальнейшее совершенствование практической деятельности; ранняя специализация будущих юристов.

Важно отметить, что результатом принятия Постановления 1931 г. стало окончательное отделение от Иркутского государственного университета Сибирского института советского права; а в соответствии с приказом № 1 по Сибирскому (Иркутскому) институту советского права3 в качестве первого директора института был назначен Юрий Михайлович Позан.

1 Зипунникова Н. Н. Институты советского права «в конвейерной ленте» правового образования: продолжение разговора о реформе подготовки юристов в начале 1930-х гг. // Рос. юрид. журн. 2013. № 3. С. 186 и далее.
2 Захаров В. В. Юристы для пролетарской диктатуры: реформа юридического образования 1931 г. (По материалам публикаций «Российского юридического журнала») // Рос. юрид. журн. 2015. № 2. С. 202 и далее.
3 Архив УрГЮУ. Ф. 2143-р. Оп. 1. Л. Ед. хр. 1. Л. 1.

Oiij i ** i53 * *

J i* - •

il^&i»!

mofev ■■>•-• V «од : *

14 ili-ЧчЖ«-- * & ^

iHAiV1 ä /> f.--1

Шммм^

Фрагмент приказа № 1 по Сибирскому (Иркутскому) институту советского права

Юрий Михайлович Позан

Таким образом, Постановление 1931 г. ознаменовало важную веху в становлении отечественного юридического образования, в том числе Сибирского (Иркутского) института советского права1.

Последующие годы, связанные со всеобщей военной мобилизацией и последующим вторжением немецко-фашистских войск на территорию СССР, негативно сказались на развитии и совершенствовании учебно-методической и научно-исследовательской подготовки будущих и переподготовки уже состоявшихся юристов. До окончания Великой Отечественной войны советское правительство практически не принимало никаких попыток существенно изменить образовательное законодательство,

1 К вопросу о столетнем юбилее университета: новое в биографии вуза (по материалам Круглого стола).

в особенности в области юриспруденции, упор был сделан исключено на сферу развития международных связей СССР1.

Существенные преобразования в образовательной сфере начались лишь в послевоенный период. Так, 5 октября 1946 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление «О расширении и улучшении юридического образования», в котором была поднята проблема несостоятельности действующей системы подготовки юристов2, перед органами юстиции поставлена серьезная задача улучшить эффективность юридических учебных заведений в области научно-исследовательской деятельности, а также увеличить количество выпускаемых специалистов и др.3 Однако, по существу, эта доля выпала Министерству высшего образования СССР, а Минюст СССР в свою очередь занимался кадровыми вопросами и общим управлением подготовкой и переподготовкой юристов в юридических школах Советского государства. Кроме того, важным нововведением Постановления ЦК ВКП(б) стало учреждение Высших курсов усовершенствования юристов в целях переподготовки работников органов юстиции, суда и прокуратуры.

Фрагмент редакционной статьи журнала «Социалистическая законность» (1949 г.)

Помимо названного документа большое влияние на развитие юридического образования в стране в целом и уральской правовой школы в частности оказало Постановление ЦК КПСС от 16 июня 1964 г. «О мерах по дальнейшему развитию юридиче1 Развитие юридической науки в СССР. По материалам образовательного портала Российской правовой академии Министерства Юстиции Российской Федерации // URL: http://distance.rpa-mu.ru/files/mg/imun/thm/ tsm7.html (дата обращения: 21.07.2017).

2 Зипунникова Н. Н., Зипунникова Ю. Н. Юридическое образование как перекресток права, культуры, интересов личности, общества и государства (размышления в связи с новым изданием «Ящук Т. Ф. Юридическое образование в высшей школе: учебное пособие. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. - 312 с.») // Genesis: истор. исследования. 2015. № 4. С. 508-534. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/article_15659.html (дата обращения: 23.07.2017).
3 Кодинцев А. Я. Юридическое образование в СССР в послевоенный период. Часть 1 // URL: http://www. center-bereg.ru/l2685.html (дата обращения: 24.07.2017).

ской науки и улучшению юридического образования в стране». В области научной деятельности Центральным комитетом была поставлена задача решения ключевых проблем, связанных с государственным управлением, деятельностью органов государственной власти и общественных объединений на территории Советского государства. Руководителями ЦК отстаивалась позиция о дальнейшем сближении юридических образовательных учреждений с правоохранительными органами, органами юстиции и т. д.

Ввиду этого примерно во второй половине 1960-х гг. в СЮИ под началом О. А. Кра-савчикова была создана комиссия Ученого совета по связи с практикой, куда вошли представители различных силовых ведомств, органов прокуратуры, суда и др. Важно, что подготовка специалистов для работы в судах, органах прокуратуры и внутренних дел признавалась наиболее значимой задачей института, обусловливавшей совершенствование учебного процесса. В целях обеспечения реализации Постановления 1964 г. на базе СЮИ была проведена научная конференция «О путях дальнейшего совершенствования юридического образования и его приближения к потребностям практики»1.

Октябрь Алексеевич Красавчиков

Для стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов в рамках института на постоянной основе проходили межкафедральные семинары, где С. С. Алексеев, Д. Н. Исупов, Б. Ф. Ливчак и другие преподаватели рассуждали о вопросах советской юридической науки и делились секретами своих научных исследований. В целом Постановление ЦК КПСС 1964 г. благоприятно сказалось на развитии научно-исследовательской деятельности и учебно-методической работе СЮИ2.

Третий этап развития отечественного юридического образования пришелся на перестроечное время; он характеризуется комплексным реформированием системы юридического образования Советского государства. С одной стороны, происходило

1 Свердловский юридический институт. 1931-1981. М., 1981. С. 23.
2 Семенов В. В Свердловском юридическом институте // Правоведение. 1964. № 4. URL: http://law.edu.ru/ article/article.asp?articleID=1130371 (дата обращения: 26.07.2017).

активное заимствование зарубежных стандартов преподавания в области юриспруденции, а с другой - наблюдалась консервативная тенденция возвращения системы подготовки юридических кадров к дореволюционному опыту. Нормативным обеспечением проведения данной образовательной реформы выступили прежде всего Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования», Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и др. Очевидно, что данный период стал, по сути, промежуточным, связующим.

Четвертый этап развития системы юридического образования непосредственно связан с Болонским процессом, когда 19 июня 1999 г. была подписана Болонская декларация, установившая международные стандарты в области высшего образования. РФ присоединилась к данной системе в сентябре 2003 г., и теперь в нашей стране действует двухуровневая система высшего образования: первый уровень - бакалавриат, второй - магистратура. В 2000 г. была принята «Лиссабонская стратегия», установившая курс на формирование единого исследовательского пространства в странах Европейского континента. В итоге во многих странах-участницах Болонского процесса наблюдается уклон в сторону англо-американской культуры высшего юридического образования.

Уральская кузница знаний всегда славилась и славится сейчас своими преподавателями, развивающими юридическую науку. Как отмечалось в вузовской историографии, преподавательский состав СЮИ после постановления ЦК КПСС 1964 г. вел учебную и воспитательскую работу, которая соответствовала требованиям, предъявленным ЦК к высшим юридическим заведениям1. Наш вуз стал одним из ведущих центров юридического образования и науки в СССР. В институте работали крупнейшие ученые-правоведы страны, оставившие заметный след в юридической науке: профессора А. М. Винавер, В. Н. Дурденевский и др.2

В предвоенные годы в СЮИ начал закладываться фундамент уральской научной юридической школы. По мере роста института кафедры укрупнялись, создавались новые. В канун войны появились специализированные кабинеты и лаборатории. К 1941 г. профессорско-преподавательский состав института насчитывал 29 человек, среди них были 3 профессора и 15 доцентов. На четырех курсах обучалось 325 студентов3.

В разное время в СЮИ (УрГЮА) работали такие ученые и педагоги, как С. С. Алексеев, П. М. Давыдов, В. Б. Исаков, О. А. Красавчиков, Б. Б. Черепахин, К. С. Юдельсон и многие другие известные правоведы, которые считаются основателями самостоятельных направлений и школ в юридической науке. Б. Б. Черепахин и его ученик С. С. Алексеев - основоположники уральской научной школы гражданского права, одной из самых авторитетных в стране. Перу С. С. Алексеева принадлежит более 400 печатных трудов. Уже в его ранних цивилистических работах наряду с конкретными рекомендациями по совершенствованию договорных связей и гражданского законодательства прослеживается постановка общих проблем теории права. За свои научные труды и высказанные в них передовые идеи С. С. Алексеев был признан выдающимся теоретиком права4.

1 Зипунникова Н. Н., Зипунникова Ю. Н. Указ. соч.
2 Кукушкин М. И., Перевалов В. Д. Уральской государственной юридической академии - 70 лет // Правоведение. 2001. № 1. С. 6-12. URL: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=173602 (дата обращения: 05.08.2017).
3 Свердловский юридический институт. 1931-1981. С. 9-11.
4 Алексеев С. С. // URL: http://www.koob.ru/alekseev_s_s/ (дата обращения: 17.07.2017).

В 2016 г. преподаватели, многие из которых являются выпускниками СЮИ, отмечали юбилеи. В их числе - профессора М. Я. Кириллова, П. И. Савицкий, П. Г. Щеко-чихин и др.

Мария Яковлевна Кириллова - известный ученый, имеет более 150 научных работ, среди которых - 7 монографий, две из них на китайском языке. По результатам конкурсов Мария Яковлевна неоднократно признавалась одним из лучших лекторов вуза. Под ее руководством кандидатские диссертации успешно защитили П. В. Крашенинников (1995 г.), А. В. Брызгалин (1996 г.), С. Г. Ким (1997 г.), Ю. Л. Ершов (1998 г.), Л. Ю. Добрынина (2000 г.), Л. И. Полич (2002 г.), Е. А. Рыжковская (2005 г.), Е. М. Подрабинок (2008 г.). М. Я. Кириллова награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», юбилейными медалями, медалью Жукова, медалью «За доблестный труд», медалью Анатолия Кони, нагрудными знаками «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» и «За отличные успехи в работе». В 2015 г. юридическое сообщество высоко оценило вклад Марии Яковлевны Кирилловой в юридическое образование и воспитание, наградив высшей юридической премией «Юрист года»1.

Мария Яковлевна Кириллова

Награды Марии Яковлевны Кирилловой

1 1 апреля 2016 года свой 95-летний юбилей отмечает Кириллова Мария Яковлевна - профессор кафедры гражданского права Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, участник Великой Отечественной войны // URL: http://www. usla.ru/ch.php?mid=139cid=139obid=5960 (дата обращения: 24.07.2017); История, настоящее, будущее: 80 лет СЮИ - УрГЮА / отв. ред. В. А. Бублик, В. Д. Перевалов. Екатеринбург, 2011. С. 151; Юрист. 2016. № 3. С. 2.

П. Г. Щекочихин является автором более 100 научных публикаций, в том числе монографий, четырех учебных пособий, входит в состав авторского коллектива учебников1. Награжден орденом Почета, медалью «За трудовую доблесть», двумя юбилейными медалями, а также медалью Анатолия Кони.

Сферу научных интересов П. И. Савицкого составляют проблемы предмета правового регулирования конституционного права РФ, системы органов государственной власти в Российской Федерации, конституционных основ формирования и функционирования институтов гражданского общества. За время научной и педагогической деятельности из-под его пера вышло более 100 научных работ, в том числе 58 статей. В 1996-1999 гг. им подготовлен и опубликован (в соавторстве) пятитомный «Сборник нормативно-правовых актов по конституционному праву Российской Федерации». П. И. Савицким сформулирована и обоснована идея о двуединой социальной природе предмета конституционно-правового регулирования. Ученый подчеркивал значение институтов гражданского общества в обеспечении стабильности конституционного строя2.

Юбилейные даты профессоров П. Г. Ще-кочихина и П. И. Савицкого торжественно отмечались в университете: замечательных ученых и педагогов чествовали в рамках II Уральского форума конституционалистов; кроме того, были подготовлены две персональные выставки3.

Петр Григорьевич Щекочихин

Петр Иванович Савицкий

1 Савицкий Петр Иванович // URL: http://www.usla.ru/ch.php?mid=140cid=140obid=4744empid=34 (дата обращения: 25.07.2017).
2 Щекочихин Петр Григорьевич // URL: http://www.usla.ru/ch.php?mid=140cid=140obid=4744empid=117 (дата обращения: 24.07.2017).
3 II Уральский форум конституционалистов // URL: http://www.usla.ru/ch.php?obid=6344large=2 (дата обращения: 01.08.2017); Выставка к юбилею профессора П. Г. Щекочихина // URL: http://www.usla.ru/ ch.php?obid=6318 (дата обращения: 01.08.2017); Выставка в честь юбилея профессора П. И. Савицкого // URL: http://www.usla.ru/ch.php?obid=6319 (дата обращения: 01.08.2017).

r vis/ Щс «Рос сТЯи cRt) MVKD Р Й Д I/I ^ Е СКОМУВкурналу»

Выставка к юбилею профессора П. Г. Щекочихина

Выставка к юбилейным датам профессора П. И. Савицкого

Не стоит забывать и об ушедших из жизни преподавателях. Так, в 2016 г. исполнилось 110 лет со дня рождения Б. Ф. Ливчака и 90 лет со дня рождения В. М. Семенова. Б. Ф. Ливчак (1906-1993), замечательный историк, фронтовик, сын известного

российского архитектора, инженера и изобретателя Ф. И. Ливчака1, связал свою профессиональную деятельность с СЮИ, где читал курс истории государства и права зарубежных стран2. В. М. Семенов (1926-2011 гг.) - организатор научных исследований в СЮИ - УрГЮА. Под его руководством в Академии начали развиваться аспирантура и докторантура, было создано студенческое научное общество. В. М. Семенов известен как автор более 150 работ, в том числе 9 монографий. Особую известность получили его учебники «Суд и правосудие» и «Правоохранительные органы в Российской Федерации». Награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Дружбы народов, знаками «Отличник высшего образования», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» и др.3

Фрагмент выставки о выдающихся исследователях историко-правовой науки, приуроченной к 110-летию со дня рождения Б. Ф. Ливчака и 75-летию со дня рождения В. В. Баженова.

Справа - профессор Борис Федорович Ливчак

Владимир Михайлович Семенов

1 80-летию кафедры истории государства и права посвящается... // URL: http://www.usla.ru/ch.php?mid=13 9cid=139obid=6156 (дата обращения: 19.07.2017).
2 Насибуллин Р. А. Две войны Бориса Ливчака // Две великих войны: сборник научных трудов к 100-летию начала Первой мировой войны и 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Екатеринбург, 2015. С. 291.
3 Профессор Владимир Михайлович Семенов // URL: http://www.usla.ru/ch.php?mid=139cid=139ob id=2696 (дата обращения: 23.07.2017).

Юбилеи профессоров Б. Ф. Ливчака и В. М. Семенова и их вклад в развитие Свердловского юридического института осмысливались в рамках работы круглого стола «О юбилейных датах не спорят? (Новое в изучении документальной биографии вуза)»1.

Д. М. Лифанов рассказывает о реформе советского юридического образования 1931 г. на круглом столе «О юбилейных датах не спорят? (Новое в изучении документальной биографии вуза)»

Студенты-исследователи кружка СНО по истории государства и права России вместе с сотрудниками архива УрГЮУ и музея СЮИ - УрГЮА - УрГЮУ на круглом столе «О юбилейных датах не спорят? (Новое в изучении документальной биографии вуза)»

1 Лифанов Д. М., Назарова М. К. К вопросу о столетнем юбилее университета: новое в биографии вуза (по материалам Круглого стола) // URL: http://www.usla.ru/news/2016/doc/06_statya_otchet.pdf (дата обращения: 24.07.2017).
2016 г. также стал годом юбилеев структурных подразделений вуза. Приказом от 13 сентября 1936 г. № 114, подписанным ректором Свердловского правового института Ю. М. Позаном, были образованы две кафедры, которым исполнилось 80 лет: кафедра истории государства и права и кафедра русского и иностранного языков1.

Кафедра истории государства и права является одной из старейших в России среди историко-юридических кафедр. В 1936 г. кафедру возглавил создатель первого учебника по истории государства и пра

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ juridical education ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА legal science ИСТОРИЯ history ЮБИЛЕИ anniversaries ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ СВЕРДЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты