Спросить
Войти

Необходимость оценки основной части стоимости бизнеса

Автор: указан в статье

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Е.А. ФИЛАТОВ

старший преподаватель Иркутского государственного технического университета

НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Стратегия большинства компаний на определенном витке их развития обязательно будет сосредоточена на подготовке к продаже бизнеса. В этот момент на первый план выходит работа по увеличению стоимости компании, идентификации тех показателей, которые будут использованы потенциальными покупателями для оценки стоимости. Следующим очевидным шагом становится деятельность, направленная на то, чтобы сориентировать работу компании на максимизацию значений данных показателей.

Сегодня, в связи с выходом компаний на международный фондовый рынок, привлечением крупных иностранных инвестиций, слияниями и поглощениями, проблема управления стоимостью компании становится весьма актуальной. Ряд фирм приобретаются для дальнейшей перепродажи, и акционер ставит перед менеджментом главную задачу: повышение стоимости компании. Владелец рассматривает покупку компании как среднесрочное или долгосрочное инвестирование.

Например, крупнейший мировой производитель жевательной резинки и леденцов «Wrigley» приобрел за 300 млн дол. 80% акций российской кондитерской компании «А. Коркунов». За счет этого американская корпорация вышла на сегмент производства шоколада. Всю Одинцовскую кондитерскую фабрику американцы оценили в 375 млн дол., что в 3,7 раза больше годового оборота фабрики и в 21 раз — величины ее прибыли. По мнению американских бизнесменов, выйти на стабильно растущий рынок можно только за счет приобретения уже существующих брендов. Поэтому самый богатый (и, наверное, самый высокоинтеллектуальный) предприниматель в мире, Билл Гейтс, постоянно продает свои акции. За последние пять лет его доля в компании «Microsoft» снизилась примерно вдвое. К апрелю 2006 г. Гейтс владел всего 9,4% акций этой компании. На развитых конкурентных рынках мира наблюдается следующая тенденция: чем дороже бизнес или больше капитализация, тем меньшую роль в нем играют отдельные акционеры.

Все больше российских капиталистов используют свои акции для привлечения финансовых потоков извне с целью увеличения стоимости своих компаний. Началось снижение концентрации капиталов в экономике. Тенденция изменения подхода к управлению стоимостью — это оценка работы компании как инвестиционного проекта. Структура рынка довольно быстро преобразуется, и примеров бизнеса, который сосредоточивается в одних руках долгое время, немного. Компании ищут крупных инвесторов, объединяются, меняют своих владельцев. И даже если на сегодняшний день у владельца нет цели перепродажи бизнеса, такое предложение может быть рассмотрено им в любой момент.

Стоимость реализации компании складывается из ее балансовой стоимости и гудвилла (goodwill). Большое влияние на стоимость компании оказывают ее нематериальные активы: знания и опыт персонала, владение торговыми марками, географическое расположение, налаженные отношения с поставщиками и покупателями, технологические ноу-хау. При управлении стоимостью компании управление нематериальными активами, повышение их стоимости могут существенно повлиять на итоговую сумму реализации бизнеса.

Одно из определений гудвилла, принятое Американским обществом оценщиков (ASA), звучит как «доброе имя» фирмы, которое включает ее нематериальные активы: деловую репутацию, местонахождение, взаимоотношения с клиентами, уровень подготовки персонала и др. Нематериальные активы условно можно разделить на три группы:

- неамортизированные активы, имеющие неопределенный срок службы и неотделимые от компании: подготовленный персонал, достижения в продвижении продукции,

© ЕА. Филатов, 2007

Е.А. ФИЛАТОВ

географическое расположение, репутация компании и т.д.;

- неамортизированные активы, имеющие неопределенный срок службы и неотделимые от персонала компании: репутация и профессиональные навыки сотрудников, их коммерческие способности и т.д.;

- амортизированные активы, имеющие определенный срок службы, которые могут быть оценены отдельно и поставлены на баланс предприятия: торговые марки, авторские права, патенты.

Большой вес в совокупной стоимости нематериальных активов имеет интеллектуальный, или человеческий, капитал. Изучение влияния интеллектуального потенциала на деятельность компании ведется долгое время. П. Друкер, классик современного менеджмента, утверждал, что в «обществе знания» базисным экономическим ресурсом являются знания, а не природные ресурсы или материальные активы. Так же считает и российский профессор, бывший заместитель министра иностранных дел РФ, Ф. Шелов-Коведяев, который отмечает, что именно человеческий капитал, а не ископаемые, представляет собой главный ресурс1.

Между тем такие активы (персонал компании) отдельно не выделяются и/или не оцениваются в отчетности компании, но служат реальным источником прибыли. Структура интеллектуального капитала отдельных компаний, занимающихся разными видами деятельности, может значительно различаться. В том числе из-за структуры человеческого (интеллектуального) капитала с 1984 по 1994 г. компании IBM и DEC потеряли 55 млрд дол. капитализации, в то время как «Microsoft», «Intel», EDS и «Novell» заработали 80 млрд дол. Задача руководства компании состоит в выявлении этого капитала и управлении им, так как интеллектуальный капитал является самым мощным двигателем производства. Вследствие этого возникает актуальнейший вопрос: как управлять процессами, которые нельзя измерить? Игнорирование стоимости деловой репутации персонала компании ограничивает объективность принятия решений по инвестированию ее деятельности.

Например, подготовленность и профессионализм сотрудников компании, по мнению многих экономистов, могут быть оценены

такими показателями, как уровень образования различных групп работников (ИТР, АУР, рабочие), текучесть кадров и средний стаж работы в компании.

Оценка деловой репутации компании как объединения многих людей, выполняющих разнообразные функции, требует использования иных показателей. Конкурентоспособность любого товара или ресурса определяется совокупностью только тех его свойств, которые привлекают покупателя и обеспечивают удовлетворение его потребностей. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны. Для будущих владельцев, инвесторов, кредиторов и партнеров хозяйствующего субъекта несомненный интерес представляет деловая репутация его работников. Важным методологическим вопросом при формировании методики оценки деловой репутации персонала является изучение ее ключевых характеристик и измерение их влияния на величину исследуемых экономических показателей.

Для оценки деловой репутации персонала компании при принятии инвестиционных решений целесообразно использовать предложенную автором в ранее опубликованных статьях методологию, которая учитывает основные факторы, оказывающие воздействие на стоимость компании. Использование данной методологии необходимо:

- собственникам компании — с целью получения возможности контролировать процесс повышения стоимости компании;

- менеджерам компании — для оптимизации процессов принятия управленческих решений;

- сотрудникам компании — при определении коэффициента личного вклада каждого из них в деятельность компании;

- инвесторам — в целях рассмотрения перспектив развития компании при принятии решений о распределении свободных денежных средств;

- сторонним организациям — при оценке надежности потенциальных партнеров.

Примечание

& Шелов-Коведяев Ф. Фантазия — путь к лидерству: Как России занять достойное место в мировой экономике? / / Forbes. 2006. Май (спец. вып.). С. 28.

Известия ИГЭА. 2007. № 2 (52)

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ business reputation intangible assets value of business human capital
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты