Спросить
Войти

Комсомол - до и после

Автор: указан в статье

К. А. Голодяев

Музей города Новосибирска (Новосибирск, Россия)

КОМСОМОЛ — ДО И ПОСЛЕ

Принята к публикации 14.11.2018

Молодежные организации существовали в России и до Октябрьской революции — гимнастическое общество «Сокол», «Юный разведчик», «Союз молодых славян», «Христианский союз молодежи», а также партийные — молодежное крыло анархистов, эсеров, эсдеков.

В Ново-Николаевске из этих объединений были известны «соколы» — молодежное спортивное движение панславянского толка, заявляющее о способствовании сплочению народов Российской Империи. В 1910 г. в Москве был создан «Союз Русского сокольства», были провозглашены его «принципы демократизма и любви к ближнему, сознание гражданского и общественного долга и альтруизм».

Но в Сибирь движение проникло еще раньше. В январе 1910 г. в Томском коммерческом училище-гимназии по инициативе ее преподавателя, члена чешской «Сокольской организации», уже прошел праздник «Сокольской» гимнастики. На него были приглашены и учащиеся Ново-НиколаевсKs Ii 11

кого частного реального училища. Сопровождающими преподавателями была отмечена хорошая физическая подготовка и бодрый вид «соколов» — «бедных, засоренных юношей» не было [2].

Еще в 1908 г. в Ново-Николаевском городском училище пытались преподавать физическое воспитание. Уроки вели офицеры местного гарнизона, но им «не удалось заинтересовать учащихся гимнастикой, к которой у учащихся быстро появилось полное охлаждение» [4]. И вот на фоне успешного преподавания в Томске членом чешской «Сокольской» организации было принято решение о приглашении в Ново-Николаевск члена Санкт-Петербургской «Сокольской» организации, выпускника столичной балетной школы, гимнаста Ф. И. Покорного.

Юноши занимались очень охотно, проявляя «постоянный неослабевающий интерес к этим упражнениям». Часто уроки сопровождались музыкой, в частности ритмичными тактами Сокольского марша «^Ия К&Н» («Львы силой, взлетом соколы»).

Сокольская гимнастика и пирамида в исполнении учащихся реального училища им. Дома Романовых

«Сокольская» гимнастика преподавалась в реальном училище им. Дома Романовых [8],

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 3 (13). © К. А. Голодяев, 2018

в женской гимназии, в учительской семинарии, в военном городке, в Бердске, летом с полевой гимнастикой ребята выезжали на загородные дачи, создавались бойскаутские отряды. Одним из

сокольских девизов был: «В мышцах сила — в сердце отвага — в мыслях Родина».

В 1914 г. воспитанники Покорного вместе с другими учащимися реального училища готовились к большому экскурсионному походу «в русские Средне-Азиатские владения для ознакомления учащихся с природой и жизнью края, с его историческим прошлым, с памятниками Кауфмана, Черняева, Скобелева и других славных героев русской земли, завоевателей и устроителей этого края» — от Ташкента до Пятигорска и Самары. Для изыскания средств на поездку «соколы» готовили платный ученический вечер гимнастики [3]. В годы Первой мировой войны гимнасты Покорного стали примером для остальных учебных заведений в части допризывной подготовки молодежи.

Никаких политических задач у данных организаций, конечно же, не было.

Первая же пролетарская организация образовалась в Ново-Николаевске в декабре 1917 г., еще до создания РКСМ. Называлась «Союз пролетарской молодежи» и насчитывала до 30 человек. В числе его организаторов были Л. Мечников, И. Лёвушкин, Л. Личников, Г. Шамшурин, А. Берд-никова. Сохранились и другие фамилии первых молодых ленинцев — А. Сухно, Н. Морозов, Ф. Гриневич, В. Бердникова, А. Бобра, А. Труш, П. Лигадеев [15, с. 152].

После взятия 5-й Красной армией Омска началась организация комсомольских ячеек в Сибири. 26 ноября 1919 г. газета «Советская Сибирь» публикует заметку «Организуйтесь, юные пролетарии!», где призывает молодежь взять будущее в свои руки [18]. 13 декабря 1919 г. газета размещает инструкцию ЦК РКСМ «Как организовать Российский Коммунистический Союз Молодежи» и сообщение о собрании на Механическом заводе, приветствовавшее это начинание [14]. Начинается работа по «обеспечению труда молодежи» на фабриках и заводах, «подготовка строителей новой жизни» в клубах. К концу года в комсомол уже вступило «в общем около 600 человек» [13]. 19 декабря ЦК РКПб сообщает, что «не встречает препятствий к существованию Сибирского областного комитета Коммунистического Союза Молодежи при условии, что комитет будет работать под контролем Сибирского бюро» [30, с. 27]. Начинается образование ячеек на территории от Семипалатинска до Якутии, формирование национальных секций: татаро-киргизской, латышской, эстонской...

Сразу же после восстановления Советской власти в Ново-Николаевске 20 декабря 1919 г. в паровозном депо была организована первая уже комсомольская ячейка. Организатором ее считается Павел Тумбин, прибывший в Ново-Нико-лаевск вместе с 5-й армией и уже имевший опыт такой работы на Урале. В ячейку вошли 20 человек: 17-летний Михаил Домрачев, ставший первым секретарем Вокзального райкома, Г. Сафонов, И. Русаков, П. Быков и др. [7].

Ячейка РКСМ железнодорожного депо. В центре М. Домрачев. 1922

30 декабря прошло общее собрание коммунистов города. На нем было решено создать в Ново-Николаевске комсомольскую организацию. Это дело было поручено Федору Гриневичу.

В оргбюро также вошли Тумбин, Благин, Константинов. А уже 6 января 1920 г. в здании бывшей городской думы (ныне Красный пр-т, 23) прошло первое общегородское собрание молодежи. Докладчиками о целях и задачах выступали также политработники 5-й армии Тумбин и Мав-рин. После бурных дебатов началась запись в комсомол. Среди первых комсомольцев города Александр и Яков Мишурисы, И. Курятников, Е. Петер, Г. Добрычев, Ф. Климович, А. Логинов, То-милин и другие (всего 49 человек) [11, с. 15—19].

Далее организации стали оперативно учреждаться в селах уезда. На 12 февраля в городе насчитывается уже более 500 комсомольцев [30, с. 31]. Комитет Центрального района организует еще три райкома: Вокзальный, Закаменский и Ипподромский, мусульманскую секцию [30, с. 29]. С 14 по 20 марта проходит первая общегородская конференция РКСМ. В ней участвовало 36 человек. В горком (обгорком) комсомола были избраны товарищи И. Курятников, Ф. Климович, Е. Петер, Томилин и Леонов [32]. Выясняется, что многие члены союза существуют лишь номинально. Происходит первая «чистка». После перерегистрации в рядах городского комсомола остается только 250 человек. Но в августе «красная молодежь» Ново-Николаевского уезда насчитывала уже 1 674 человека [30, с. 31]. А осенью большая делегация наших комсомольцев приняла участие в III Всероссийском съезде РКСМ в Москве.

В начале 1920 г. в Омске создано Сибирское бюро ЦК РКСМ. Первым секретарем был назначен 16-летний уральский паренек Александр Мильчаков. В это время сибирский комсомол уже выпускал и собственную прессу: журнал «Юношеская правда», двухнедельная газета «Путь молодежи», однодневные странички-газеты «Знамя молодежи», «Юношеский набат», «Искры коммунизма» [16, с. 29—35].

В июле 1921 г. организация переехала в Но-во-Николаевск. Началась работа как по ликвидации некоммунистических молодежных организаций, так и по чистке собственных рядов. К концу 1920 г. все молодежные организации, чуждые марксистско-ленинской идеологии, были ликвидированы путем политпросвещения и прочими методами. В 1928 г. число комсомольцев в Сибири превысила 100 000 человек.

Отношение населения к новой организации было разное — много было ребят, которые не хотели вступать в организацию, кого-то не пускали родители, кто-то подсмеивался над «идейными». Особенно на селе. Другие понимали, что членство в РКСМ — это и отличная стартовая площадка, ступенька в карьере, и просто возможность узнать что-то новое, проявить себя. Опять же, уже какая-никакая, но власть. В то же время комсомол льготой не был. Скорее даже, наоборот — повышением ответственности: общественной работы больше, и от репрессий комсомольский статус, конечно, не уберегал.

Комсомол принимал активное участие во всех важных начинаниях и кампаниях партии большевиков: продразверстка, ликвидация неграмотности, борьба с беспризорностью, антирелигиозная борьба, раскулачивание, коллективизация. «Мы от партии ни на шаг» — прозвучало на

I конференции Ново-Николаевского губкома в сентябре 1921 г. [5].

История советского комсомола наполнена самыми различными делами. Индустриализация, военный подвиг, восстановление хозяйства, целина, освоение Сибири и Дальнего Востока. ВЛКСМ награжден шестью правительственными орденами, об этом написаны тысячи томов. Мы же перескочим сразу почти на 70 лет вперед.

С началом перестройки 1987 г. одним из первых оживился комсомол. Я тогда был комсоргом небольшой первичной организации и помню, что активно разъяснял на собраниях новую политику партии и давал разнос за неношение комсомольского значка.

Но падение уже началось. Влияние ВЛКСМ на молодежь значительно ослабло. Еще с начала 1980-х гг. стало заметно снижение численности организации. Уже в 1986 г. в Новосибирской области только 55 % молодежи (287 207 человек) были комсомольцами. Это даже ниже союзного показателя — 65,1 %. Авторитет падал очень быстро. Молодежь начала чуть ли не массово выходить из ВЛКСМ. Те, кто не осмеливался на публичный выход, просто переставали платить членские взносы, причем целыми организациями. Это ранее исключение из комсомола было уже почти приговором, волчьим билетом. Теперь политика не успевала за течением жизни. К 1990 г. численность организации сократилась до 120 533 человек [9].

В конце 1980-х гг. стали практиковаться новые способы работы с молодежью. Организация еще как-то пыталась координировать неформальную молодежь. У нас комсомолом был организован первый конкурс «Сибирская красавица», созданы общество «Терпсихора», Фонд молодежной инициативы (ФМИ), собравший под свое крыло на Советской, 37 людей самых различных взглядов, музыкальная «Студия-8», расколовшая рок-движение.

После провала августовского путча 1991 г. и приостановки деятельности КПСС ЦК ВЛКСМ решился на самороспуск организации. 28 сентября XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ в Москве объявил «историческую роль комсомола исчерпанной». ВЛКСМ прекратил свою деятельность, но не все работники аппарата согласились с этим решением. Группой делегатов было принято решение о создании «Федеральных молодежных союзов».

Пятого октября 1991 г. в Новосибирске состоялась XXVI областная конференция ВЛКСМ. Первый секретарь обкома Сергей Фадеев доложил о решениях съезда, который «право на самоопределение отдал республиканским молодежным организациям» ВЛКСМ. Конференцией были определены и правопреемники «в части собственности» — районные и городские организации, а также Дзержинский и Железнодорожный Союзы молодежи [6].

Уже через несколько лет под эгидой комсомола начали работать различные хозрасчетные

центры, малые предприятия, кооперативы. После роспуска ВЛКСМ функционеры отошли на заранее подготовленные позиции и стали быстро растворяться в бизнесе.

Далее все на нашей памяти, и, как непосредственный участник тех событий, я хотел бы допустить некоторое мемуарное отступление и подробнее остановиться на деятельности одной молодежной организации самого начала 1990-х.

Во времена перестройки были и рокеры, и металлисты, и панки-анархисты. Но первой структурной, политической, некоммунистической молодежной организацией стал Сибирский демократический союз молодежи (СДСМ).

Можно сказать, что это была секция партии «Демократический союз» (ДС). Дата создания нового Союза молодежи 3 августа 1989 г. Организовал «демсомол» старшеклассник Олег Жданов. Но сами ребята не любили это слово и предпочитали аббревиатуру СДСМ. Списочно в организации было 70 человек в возрасте 14—21 года, но активно работало лишь около 30. Как положено, был разработан и принят устав организации, манифест. Основной целью союза провозглашалась пропаганда идеи о ненасильственном свержении тоталитаризма в СССР и пропаганда идей свободы и демократии. В январе 1990 г. СДСМ выпустил обращение к молодежи Сибири, где призывал к «объединению демократически

настроенной молодежи, не признающей идеологии КПСС, защите прав и свобод молодого человека, свободного распространению информации» [23, с. 13]. Союз работал также в Барнауле, Бий-ске, Кемерове.

В Москве похожая организация называлась Российский союз молодых демократов (РСМД). 3 февраля 1990 г. она проводила II съезд, куда были приглашены и новосибирские демсомоль-цы. На нем была создана Ассоциация молодежных демократических организаций (АМДО) [24, с. 7]. Также СДСМ принимал участие в работе комиссии ВС РСФСР по обсуждению нового закона о молодежи.

В Новосибирске штабом и ДС и СДСМ был тот самый комсомольский ФМИ (Фонд молодежной инициативы) на ул. Советской, 37, а 10-я школа выпестовала самых активных дем-сомольцев: Мишу Моисеева, Мишу Юданина, Сергея Гречушкина, Диму Баринова, Юрия Никитина, Аню Дерябину. Они в школе даже стенгазету выпускали — «Голос», спецвыпуски памяти И. Бродского и пр. Необходимо отдать дань уважения тогдашним учителям школы — Эльвире Николаевне Горюхиной, Валентине Георгиевне Гороховой, не просто терпевших этих «отщепенцев», но и воспитывающих их, защищающих в соответствующих органах.

Актив СДСМ в помещение Фонда молодежной инициативы. В центре О. Жданов. 1990

В основном ребята распространяли демократические печатные издания: «Пресс-бюллетень»,

«Гражданский путь», «Свободное слово», «Посев», книги Солженицына, а также участвовали

в акциях ДС. Это были и старшеклассники, и студенты, и просто сочувствующие — например, Кирилл Вдовин, Олег Трубенко, похожий на заправского хулигана, Олег Голубев по прозвищу Чикаго. Многих из них можно было встретить в католическом приходе во 2-м переулке Мира, где отец Павел своими сильными проповедями собирал не только верующих, но и просто демократически настроенную молодежь со всего города. После службы в подвальном помещении церкви пили чай, разговаривали на самые злободневные темы.

Одно время я был членом Координационного совета ДС и пересекался с демсомольцами часто. Мне было с ними интересно — продвинутые, эрудированные молодые люди. В 1989 г. Совет направил меня на открытое торжественное комсомольское собрание, посвященное дню рождения комсомола. Конфликт начался с первых же минут, когда наша группа, сидящая на видном месте в центре зала театра «Глобус», демонстративно не встала во время звучания гимна СССР. Демсомольцы попытались было инстинктивно подняться, но после моего «шика» сразу присели. Нелегко было выдержать косые взгляды соседей и президиума. В дальнейшем нам даже удалось завязать дискуссию о необходимости омоложения власти.

А буквально через сутки я оказался с демсо-мольцами на одних нарах. Новосибирским отделением партии ДС было решено возложить к монументу Ленину венок из колючей проволоки и саперные лопатки. К нам присоединились активисты уже основанного общества «Мемориал» и другие сочувствующие. Подняв российский триколор, сцепленная локтями шеренга двинулась к памятнику. На нее тут же набросился поджидавший ОМОН, колючий венок вырвали, людей растолкали по машинам [20, с. 5, 6]. При этом командир ОМОНа майор Тараскин несколько раз ударил непослушного шестнадцатилетнего Юда-нина головой о постамент вождю мирового пролетариата [21, с. 4].

Нас отвезли в изолятор временного содержания (ИВС) в управлении КГБ на ул. Комму нисти-ческой. Проводя по двору, охранник любезно показал испещренную расстрельную стенку, через которую в 1930-х гг. прошла не одна сотня человек. Может, и пошутил. Сняли отпечатки пальцев и распределили по камерам. Мою группу (меня, Валеру Самцова, Мишу Юданина, Олега Жданова, еще кого-то из демсомольцев) посадили в пустую камеру. Камера была на удивление чистая, свежеокрашенная. На следующий день скорый суд, штраф и т. д.

22 апреля 1990 г., в день празднования 120-й годовщины В. И. Ленина, ДС и СДСМ вновь вышли на демонстрацию, пройдя с плакатами и российским флагом от Нарымского сквера до площади Ленина, где забрались на праздничную трибуну с объяснением собравшимся своих целей. Вновь задержание, но в этот раз несовершеннолетние демсомольцы были сразу отпущены [28, с. 6, 7].

Демсомольцы были совсем не чужды творчеству — они активно поучаствовали в росписи бетонного забора вокруг строящегося болгарского дома по Орджоникидзе, 23. Многим запомнились острые лозунги молодых демократов, которые они придумали и несли на митингах 1990 г.: например, «Коммунизм — на свалку истории» или транспарант с изображением Ленина с перекрещенными костями и подписью «Партию палачей на суд народа» [25, с. 7]. В мае 1990 г., в годовщину событий на площади Тяньаньмэнь, дем-сомольцы приняли участие в демонстрации памяти погибших студентов, а также самостоятельно распространили листовку, рассказавшую о событиях в Пекине и выражающую солидарность китайской молодежи [29, с. 6, 7]. Их демарши часто были откровенно провокационными. Ребята выступали за введение профессиональной армии [28, с. 13], рвали свои приписные билеты [26, с. 13].

25 апреля 1990 г. состоялся I Съезд СДСМ, собравший молодежь из пяти городов. На нем «была принята политическая платформа СДСМ, а также резолюции "Об отношении к армии и создании ассоциации отказников", "В поддержку Литвы", "В защиту политзаключенных", "Об отношении к КГБ в связи с последними событиями в г. Новосибирске"» [27, с. 9]. Эти события имели большой резонанс. В конце февраля на здании мэрии была обнаружена листовка, отпечатанная на пишущей машинке и «призывающая к насильственному свержению государственного строя». Помимо призывов к гражданскому неповиновению в ней содержались и однозначные провокации к уничтожению коммунистов и диверсиям: «Призываем вас к объединению в единый революционный народный фронт. Объединяйтесь в группы сопротивления режиму по месту жительства, работы и учебы. Истребляйте портреты и статуи Ленина, красные флаги и другие атрибуты уродливой диктатуры. Бойкотируйте выборы и другие мероприятия власти. Устраивайте саботаж, вредительства, поджоги, диверсии, террористические акты. Организовывайте массовые беспорядки, несанкционированные митинги. Разрушайте средства массовой и правительственной коммуникации. Уничтожайте войска, которые придут для вашего подавления... Сегодня полезно все, что дестабилизирует власть коммунистов, делает ситуацию неуправляемой». Позднее автор листовки объяснял написанное саркастической шуткой, гротескным розыгрышем. Но органам так не показалось.

По факту появления данных листовок 25 февраля 1990 г. Новосибирским УКГБ было заведено дело. Чекисты довольно быстро вычислили печатную машинку, нашли машинистку и автора. Да, действительно, листовка была написана одним из демсомольцев, без ведома Координационного совета. Она была распечатана в четырех экземплярах и наклеена в отдельных местах города: на мэрии, здании ФМИ, на конечной остановке 8-го автобуса в Академгородке.

Совершенно случайно в эту историю попадает Бердск. В нем не было расклеено ни одной листовки, но небольшой город вдруг оказался на острие скандала — его горком КПСС взялся. за распространение «призыва к насильственному свержению государственного строя». Второй секретарь местного горкома В. Е. Кузнецов взял листовку в обкоме КПСС и привез в Бердск, где она «была размножена и роздана в парткомы» местных заводов. После чего листовка зачитывалась в трудовых коллективах и вместе с сопроводительным письмом за подписью «четверки» ПО «Вега» спецпочтой была послана в Москву [17, с. 3].

Начальник Бердского городского отдела управления КГБ А. М. Анохин заявил, что «нет ни одного свидетеля, видевшего аналогичные листовки в нашем городе», что «все экземпляры изъяты, следствие закончено, состава преступления не обнаружено» [17, с. 3]. Через месяц газета «Правда», орган ЦК КПСС, более чем десятимиллионным тиражом в огромной статье на передовице приводит текст «листовки, распространявшейся в сибирском городе Бердске» [10, с. 1, 2]. Также текст перепечатывает газета Новосибирского ДС «Свободная демократическая Сибирь», а потом неожиданно и газета Бердского ГК КПСС «Ленинский путь» [17, с. 3].

Текст листовки в газете «Ленинский путь» (г. Бердск). 1990

Газета «Советская Россия» пишет, что город Бердск и новосибирский Академгородок стали центрами неформального движения на территории Сибири [1, с. 95]. Хотя, конечно же, все происходило в самом Новосибирске. 16 июля 1990 г. был арестован автор листовки, которому недавно исполнилось 18 лет. При обыске конфискована литература самиздата, записные книжки [31]. Более полугода следователи В. А. Бахарев и А. А. Чернышенко разбирали ситуацию. По этому делу через КГБ прошли многие члены новосибирского ДС И СДСМ, в том числе и автор данной работы — любитель писать статьи в самиздат [26, с. 9, 10].

Время шло, вопрос время от времени поднимали на радио «Свобода». Ситуация в стране стремительно менялась, и после разбирательств

и оценки действительной опасности автора дело было закрыто «за изменением обстановки», автор отпущен, а вот «Ленинскому пути» за перепечатку листовки и «дешевые сенсации» влетело [19, с. 2].

К концу 1991 г. самопроизвольно и тихо вслед за комсомолом исчез и СДСМ. Задачи были выполнены, демократия как бы победила, а во власть идти никто не захотел. Некоторые демсо-мольцы воспользовались правом политического убежища и уехали за рубеж — в США, Южную Америку, Германию, Польшу.

На рубеже веков были попытки создавать демсомолы в Барнауле, Новгороде, но это уже совсем не та история и не то оппозиционное объединение.

Комсомол — это молодость, оптимизм, позитив, романтика.

Шесть, безусловно, заслуженных орденов получил Коммунистический союз молодежи, и в них большой вклад всей молодежи XX в.

Молодежь по-прежнему нужно объединять, заниматься ее воспитанием. Другой вопрос, что такие организации не должны быть односторонне политизированы. Молодежь — она очень разносторонняя. И в этом ее сила, в этом будущее страны.

Список литературы

1. Бобкова Н. П. Становление, развитие и проблематика альтернативных печатных изданий в Западной Сибири (1989—1999 гг.). Омск : ОГАУ, 2016, с. 95.
2. Государственный архив Новосибирской области. Ф. Д-157. Оп. 1. Д. 9. Л. 31.
3. Государственный архив Новосибирской области. Ф. Д-157. Оп. 1. Д. 36, ЛЛ. 23—40.
4. Государственный архив Новосибирской области. Ф. Д-157. Оп. 1. Д. 9. Л. 29.
5. Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-186. Оп. 1. Д. 40. Л. 92.
6. Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-190. Оп. 40. Д. 1. ЛЛ. 4, 34.
7. Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-5а. Оп. 1. Д. 79. ЛЛ. 9—14.
8. Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-2190. Оп. 1. Л. 5.
9. Государственный архив Новосибирской области. Ф. П-190. Оп. 38. Д. 29. Л. 213.
10. Демократия и антидемократия // Правда. 1990. 26 марта. С. 1, 2.
11. Золотарёв В. А., Зорин Э. П. Начало большого пути. Юность боевая. Новосибирск, 1960. С. 15—19.
12. Коммунистическая молодежь // Сов. Сибирь. 1919. 19 дек. С. 4.
13. Кузовкин С. Среди молодежи Омска // Сов. Сибирь. 1919. 13 дек. С. 4.
14. Курьянов Ю. А., Шамов В. В. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи // Новосибирск : Энцикл. Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 2003. С. 152.
15. Мильчаков А. И. Первое десятилетие. Записки ветерана комсомола. М., 1965. С. 29—35.
167. Молодых С. «Тайны» Бердского горкома // Ленинский путь. 1990. 4 авг. С. 3.
17. Организуйтесь, юные пролетарии! // Сов. Сибирь. 1919. 26 нояб. С. 4.
18. Перегуда Е. Тайны, которых нет // Ленинский путь. 1990. 13 сент. С. 2.
19. Пресс-бюллетень СибИА, 1989, № 31.
20. Пресс-бюллетень СибИА, 1989, № 32.
21. Пресс-бюллетень СибИА. 1989. № 46.
22. Пресс-бюллетень СибИА. 1990. № 41.
23. Пресс-бюллетень СибИА, 1990, № 46.
24. Пресс-бюллетень СибИА, 1990, № 50.
25. Пресс-бюллетень СибИА, 1990, № 53.
26. Пресс-бюллетень СибИА, 1990, № 55.
27. Пресс-бюллетень СибИА, 1990, № 56.
28. Пресс-бюллетень СибИА, 1990, № 62.
29. Сборник документов и материалов по истории новосибирской организации ВЛКСМ. 1919—1978 / отв. ред. В. А. Демидов, Зап-Сиб. Кн. изд-во, 1979.
30. Сообщают независимые агентства. ИА «Ежедневная Гласность» [Электронный ресурс] // Панорама. 1990. № 9 (21). URL: http://www.panorama.ru/gazeta/1 -30/p21news.html
31. Шамов В. Г.История Новосибирского комсомола [Электронный ресурс] // Новосиб. комсомол. URL: http://nsk.rksm.ru/node/792
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты