Спросить
Войти

Южнокорейские общины-государства начала iv века и их военно-политические связи с государством Ямато (по материалам древнеяпонских источников)

Автор: указан в статье

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 14 (343). Политические науки. Востоковедение. Вып. 15. С. 100-115.

Д. А. Суровень

ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ ОБЩИНЫ-ГОСУДАРСТВА НАЧАЛА IVВЕКА

И ИХ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ С ГОСУДАРСТВОМ ЯМАТО (ПО МАТЕРИАЛАМ ДРЕВНЕЯПОНСКИХ ИСТОЧНИКОВ)

Анализируются сведения японских и корейских источников о первых международных связях общин-государств южной Кореи и их объединений с древнеяпонским государством Ямато в начале IV в. Делается попытка сопоставить материалы корейских хроник о раннегосударственных образованиях в Южной Корее с сообщениями древнеяпонских источников.

Не существует единого мнения как о времени возникновения отношений между режимом Ямато и южнокорейскими государствами, так и о характере этих отношений на их ранней стадии1. Поэтому существует необходимость определить, когда и как впервые были установлены дипломатические отношения между южнокорейскими общинами-государствами и возникшим в Центральной Японии государством Ямато; а также сущность этих отношений.

В. М. Тихонов отмечает, что «...материалы как “Сун-шу”, так и других источников позволяют утверждать, что между древним населением Японских островов и ранними политическими образованиями Корейского полуострова, в том числе и протогосударствами [общинами-государствами. - С. Д.] Кая, существовали активные связи»2. Об этом же говорит Ли Гибэк: «Благодаря своему положению на реке Нактонган, Кая (и в особенности, Пон-кая в устье реки) была вовлечена в энергичную морскую деятельность, по поддержке контактов <...> на юге со [страной] Ва [кит. Во] в Японии»3. Ряд районов обитания народа пёнхан, и, прежде всего, устье р. Нактонган (совр. г. Ким-хэ), издавна славились месторождениями железной руды. Уже в 1-11 вв. сильная община-государство этого района - Куя-кук (Южная Кая, т. е. Кымгван4) стала поставщиком железа для Лолана и японцев. Через гавани Куя проходил морской путь из Лолана на Японские острова, и правители Куя активно использовали это обстоятельство для развития посреднической торговли и накопления богатств5. Японцы (кит. во) ездили в Чинхан и Пёнчин покупать железо. «Отсюда выходит железо, которое скупают вэйцы, японцы и маханьцы6. Если надобно купить и выменять что, то железо служит вместо монеты»7 [Хоу-хань-шу, св. 115-й, Бе-цзюань, дунъи, Саньхань, Чэнь-хань]8. То же самое сказано в «Саньго-чжи»: «Страна производит железо [кит. те. - С. Д.], Хань [Юж. Корея], Вэй [кор. Е в Сев. Корее.

- С. Д.] и Япония [Во] все берут его9. Подобно тому, как в Срединном государстве употребляют монеты, здесь на рынках имеет хождение железо»10 [Саньго-чжи, Вэй-чжи, гл. 30, Хань, Бяньчэнь]11.

Археологические раскопки подтвердили факт использования железа южнокорейскими племенами. При раскопках в Кимхэ, Вивоне, Кёнчжу, Тоннэ и Янсане были обнаружены изделия из железа12. Вследствие этих торговых контактов, культура государства Вэ (Японии) испытала на себе большое влияние каяской культуры. Обитатели страны Вэ, отвергая в культуре практичность, придавали большое значение церемониалу. Поэтому, заимствуя из Кая внешние формы, они придавали им большие масштабы13. Таким образом, международные связи Японии и южнокорейских владений имеют давнюю историю - они возникли ещё в период Яматай (1-Ш вв.)14. Падение китайских округов в Корее в 313 г., появление в Южной Корее территориальных государств Пэкче и Силла, а в Центральной Японии - режима Яма-то, - изменило ситуацию. Прервавшиеся, было, в конце III в. контакты - японцы возобновили в IV в.15

М. В. Воробьев отмечает: «Внешние сношения в эпоху Ямато не могли не отличаться от заморских поездок посланцев союза Ематай [яп. Яматай. - С. Д.]. Лишь объект поездок в целом остался прежним (Китай, Корея), да и то теперь там были иные политические образования. Изменение исходного и конечного пунктов таких путешествий предполагало перемену маршрута и влекло за собой смену средств и способов его прохождения. Но особенно изменились, как мы увидим дальше, цели и характер самих сношений»16.

Исследователи обратили внимание на то, что в «Нихон-сёки» (по характеру материалов) можно выделить две части. Первую - традиционную часть (до середины правления Киммэя, 540-571); и вторую - историческое повествование официально-китайского типа (начиная со второй половины царствования Киммэя). Некоторые учёные (например, Ким Сокхён и М.В. Воробьев) не без основания утверждают, что исторические материалы периода до царствования Юряку (до сер. V в.) отражают идеи более позднего времени и особенно сильно подверглись обработке в проимператорском духе. Более поздние материалы также подверглись известной обработке, но в значительно меньшей степени16.

В традиционной части также выделяют четыре периода во внешней политике: (1) начальный - от Судзина до Т юая, (2) ранний - от Дзингу до Нинтоку, (3) средний - от Юряку до Бурэцу (457-506); и (4) поздний - от Кэйтая до Киммэя (507-571)17. Первый - начальный период (от Судзина до Т юая) характеризуется тем, что здесь собраны сведения о связях с Силла и Мимана (кор. Имна) и о походе Дзингу против Силла. В этот период, по мнению исследователей, любая японская община или клан могли более или менее свободно поддерживать связи с Кореей, и сведения этих свитков «Ни-хон-сёки» о международных связях основаны на материале историй этих кланов17. Поэтому сведения первого периода о связях с Кореей в «Нихон-сёки» бессистемны, часто их невозможно приурочить к какой-нибудь точной дате или даже к конкретному царствованию, т. к. попытки связать их с хронологией, созданной уже в VII-VШ вв. - ошибочны, потому что (в соответствии с уже известной традицией невероятно удревнять корни императорского дома и политическую историю Японии) различные события внешней политики и дипломатических связей оказались датированы слишком древним периодом. Невероятность официальных датировок всех событий до сер. V в. не нуждается уже в обосновании, но фактическая сторона - очерёдность установления новым режимом Ямато связей с разными государствами Корейского полуострова (по мнению Куриха-ра Томонобу, Кима Сокхёна, М. В. Воробьева)

дана вполне достоверно18.

Точно можно утверждать, что этот наиболее ранний период закончился в 346 г. - именно тогда (если судить по материалам «Сам-кук саги») был совершён Корейский поход правительницы Дзингу в Силла19. Уточнению времени нижней границы начального периода способствовал пересмотр хронологии истории древней Японии, в результате чего учёные установили, что Ямато возникло на рубеже Ш-ГУ вв.20 С момента возникновения государство Ямато начинает входить в традиционную систему внешнеполитических отношений, связывавших японские государства с Кореей и Китаем.

Самыми первыми у режима Ямато установились отношения с Силла - маленьким государством, возникшим в юго-восточной Корее в сер. I в. до н. э. (что подтверждается археологическими данными21) в результате синойкизма шести селений (кор. чхон, кит. цзунь) Намхана (Юж. Хане)22. Тогда на месте совр. г. Кёнджу (в пров. Сев. Кёнсан) образовалась община-государство23 (кор. сонъып кукка24) Сонаболь25 (она же: Сораболь, Соболь, Сояболь, Саро или Сара)26, представлявшая собой союз шести чинханских территориальных общин (кор. пу

- объединения нескольких деревень27)28. Это объединение контролировало плодородную Кёнджускую равнину в долине р. Хёнсан-ган29. Название данного союза общин не было постоянным, но, в конце концов, выросшее из него территориальное государство стало называться Силла.

«Самкук саги» указывает, что в 300 г., после 6-летнего перерыва в набегах японцев30 (как полагают - времени «Восточного похода» государя Дзимму, связанного с основанием государства Ямато31) из Японии в Силла прибыло посольство для заключения мира32 [Самкук-са-ги, летописи Силла, Кирим, 3-й г. пр. (300 г.)]. По мнению С. А. Арутюнова, это согласуется с тем, что после успешного завершения кровопролитной и тяжелой войны, правители Ямато нуждались в мирной передышке, чтобы упрочить свою победу и воспользоваться её плодами. Этот мир скрепили в 312 г. брачными узами: «.Весной, в третьем месяце ван страны Вэ [Японии. - С. Д.] направил посла с просьбой

о присылке невесты для его сына, и была послана дочь ачхана Кыпни»33 [Самкук-саги, летописи Силла, Хыльхэ, 3-й г. пр. (312 г.)]. Мирные отношения Ямато и Силла были нарушены лишь в 346 г.34

Связи южнокорейских общин Пёнчина с режимом Ямато были установлены позднее -в царствование государя Мимаки (Судзина). который должен был жить во второй пол. III

- нач. IV в.35 По сообщению средневекового комментария к «Кодзики» (1258 г.), год смерти Мимаки приходился на год цутиноэ-тора (15й год цикла), который в начале IV в. выпадает на 318 г.36, совпадающий со временем образования Ямато (на рубеже Ш-ГУ вв.). Но предлагаемая в «Кодзики» хронология относится к XIII в. и связана не с авторами «Кодзики», а с поздними комментаторами этого исторического труда37. Если же исходить из циклических обозначений «Нихон-сёки» и «Кудзи-хонки», то начало царствования Мимаки приходится на год киноэ-сару (21-й г. ц.), выпадающий в начале IV в. на 324 г. Видимо, этот год и следует признать реальным началом правления Мимаки38.

Консолидация режима Ямато при государе Мимаки (324-331 гг. [испр. хрон.]) после периода разброда «восьми правителей» (316324 гг. [испр. хрон.])39, укрепление политической организации и центральной власти, а также расширение территории Ямато40 привели к усилению внешнеполитической активности древнеяпонского государства.

Первое упоминание о внешних связях Яма-то во второй четверти IV в. [испр. хрон.] относится к началу царствования государя Мимаки (Судзина) [после 324 г. испр. хрон.]. В указе, цитируемом в разделе 12-го г. пр., Мимаки упоминает, что «пришли... перевод[чики] (с перевода, или толмачи) (яп. дз ю-яку, кит. чунъй&) [народов с] чужими обычаями (яп. и-дзоку, кит. й-су)»41. Но здесь, видимо, подразумевались народы Японии, жившие за пределами территории Ямато [Нихон-сёки, св. 5-й, Судзин, 12-й г.]. Однако покорение в это время режимом Ямато части территории в Северном Кюсю привело, видимо, к тому, что сведения

о новом государстве дошли до общин Южной Кореи42.

В конце правления Мимаки [после 330 г. испр. хрон.] одна из южнокорейских общин-государств (кор. кук, кит. го, яп. куни) в Имна (яп. Мимана) прислала посла Сонака-чильчжи (др.-кор. Сонагаль-чильчи - досл. “владетеля Сонака / Сонагаль”)43 явиться на высочайшую аудиенцию с дарами ко двору (яп. т ё-ко, кит. чао-гун)44 государя Ямато45 [Нихон-сёки, св. 5-й, Судзин, 65-й г.; Jmnб-shбtбki, I, Sujin, 7346]47. В 237-м свитке «Дай-нихон-си» эта информация «Нихон-сёки» повторена с уточнением, что Сонагаль-чильчи прибыл в Японию не один, а в сопровождении других людей: «Мимана (кор. Имна) <...> Это государство (яп. куни, кор. кук) прислало Сонагаль-чильчи и других явиться на высочайшую аудиенцию с дарами ко двору (яп. т ёко, кит. чао-гун) государя»48 [Дай-нихон-си, св. 237-й, рэцу-дэн, раздел 164-й, с ёбан, ч. 6-я, Мимана, Судзин, 65-й г.]. В 232-м свитке «Дай-нихон-си» сказано: «В царствование императора (микадо) Судзина, человек из Имна прибыл ко двору на высочайшую аудиенцию с подношениями (яп. т ёко, кит. чао-гун). С этого [времени] прибывший [посол пробыл при дворе Ямато] много дней»49 [Дай-нихон-си, св. 232-й, рэцу-дэн, раздел 159-й, с ёбан, ч. 1-я, Сираги, верхний раздел, введение]. По сообщению «Нихон-сёки» и «Дай-нихон-си», Мимана (кор. Имна) располагалась через море от Цукуси (др.-яп. Тукуси, т.е. Сев. Кюсю) на север на расстоянии 2000 ли (яп. ри)50 [столько же указано в «Вэй-чжи» при описании расстояния от южнокорейского владения Гоу-се (кор. Куя) в Кимхэ до Кюсю]51.

Как сказано в «Нихон-сёки», Имна находилась в Южной Корее - «на юго- запад от Керим (др.-кор. Серим52)»53 [Нихон-сёки, св. 5-й, Судзин, 65-й г.]. Керим (др.-кор. Серим) - древнее название общины-государства54, ставшей ядром для формирования территориального государства Силла. Топоним “Керим” (др.-кор. Серим), Сирим (по сведениям корейских источников) появился после 65 г.55 в связи с основанием рода Ким56 [Самкук-саги, летописи Силла, кн. 1-я, Сок Тхальхэ, 9-й г. пр. (65 г.); Самкук-юса, кн. 1-я, Ким Альчжи; Дай-нихон-си, св. 232-й, рэцу-дэн, раздел 159-й, с ёбан, ч. 1-я, Сираги, верхний раздел]. Использование в сообщении о посольстве из Имна топонима Керим говорит о древности сведений первоисточников, и о том, что установление контактов нового государства Ямато с Южной Кореей, видимо, происходило в период утверждения в Силла (Саро) новой династии - династии Кимов (т. е. после конца III в. н. э.).

Термин “Имна” (кит. Жэньна, яп. Мимана) был древним топонимом57 - он использован в «Нихон-сёки», китайских и корейских источниках (в составе термина «Имна Кара»)58. Помимо надписи на стеле Квангэтхо-вана (414 г.)59, он применён в «Самгук саги», в разделе о Кан Су (человеке, жившем ок. 650 г.), где сказано, что он - «человек [из] Имна Кара»60.

Также на силлаской стеле 924 г. об одном чиновнике написано, что его предки были из рода вана Имна61.

Таким образом, топоним «Имна» (в том числе, и в составе «Имна Кара»), многократно употреблялся в древнекорейских, китайских и японских источниках. И только единожды он применён в средневековой хронике «Сам-гук саги», что может указывать на определённый идеологический отбор и фильтрацию материала, использованного составителем «Сам-гук саги».

В. М. Тихонов полагает, что топоним “Имна” в широком значении употреблялся в «Нихон-сёки» по отношению ко всем владениям Кая62. Владения Кая возникли из двенадцати (вместе с Пён-кунми - тринадцати) общин Пёнхана (Пёнджина / Пёнчина)63. Ю. М. Бутин указывает, что часть этих владений подчинялась маханскому чин-вану, часть находилась в зоне влияния наиболее сильного правителя Пёнчина - синджи, или косу. Однако точно указать расположение всех этих мелких владений представляется весьма затруднительным. Ли Бёндо высказал предположение, что, вероятно, синджи - это правитель мощного союза владений в Северной Кая, известного под названием Тэ-кая64 (Тэгая - букв. “Большая Кая”65, Большая Кара, от раннего названия -Кара66, Каран67, в «Нихон-сёки» - “[Северная] Кара”). Политическим центром, вокруг которого произошло объединение общин Северного Кая была община-государство Миояма (ок. совр. Корёна)68.

В конце III в. Кымгван (Карак, в «Нихон-сёки» - “Южная Кара”) выступил инициатором создания нового военно-политического альянса69 южнокаяских общин, получившего название Раннекаяский союз70 (кор. Кая чонги ёнмэн)71. Географические границы Раннека-яского союза до сих пор являются предметом дискуссии. Попытки локализации перечисленных в «Саньго-чжи» пёнчжинских владений, на основе которых сформировался Раннека-яский союз, предпринимали Аюгай Фусано-син, Ли Бёндо и Чхон Гвану, но их выводы серьёзно отличаются друг от друга. По мнению Ким Тхэсика, подытожившего труды своих предшественников, можно считать доказанным, что владения Раннекаяского союза занимали часть территории совр. пров. Юж. Кёнсан

- уезды Косон, Хаман, Кимхэ, Мирян и Тоннэ (окрестности совр. г. Пусана)72. Считается, что на этих территориях располагались упомянутые в св. 30-м «Саньго-чжи» пёнчжинские владения (кор. кук, гук) Куя (Кымгван), Аня (Ара), Мири-мидон, Кочжа-мидон, и Тонно. Они, скорее всего и составили основу Раннекаяско-го союза73.

В разделе 1-го месяца 23-го г. пр. Киммэя (562 г.) «Нихон-сёки» цитируется «одна книга» (яп. хон), где сообщается: «То, что в целом именуется Мимана (кор. Имна), отдельно [включает в себя то, что называется] Кара-гук, Ара-гук, Саиги-гук, Тара-гук, Чольма-гук, Кочха-гук, Чатха-гук, Санбанха-гук, Кольчхан-гук и Имне-гук. Всего десять владений (яп. куни, кор. кук; т. е. общин-государств)»74. Однако в этом списке общин Кая отсутствуют захваченные государством Силла до 562 г. - Кымгван-гук, Тхаккитхан-гук, Тхаксун-гук (т. е., в целом, в Кая было тринадцать владений).

Попытки локализации владений Имна предпринимались в работах Иманиси Рю, Суэмацу Ясукадзу, Ли Бёндо, Чхон Гвану, Ким Тхэсика и других учёных. Все эти исследователи единодушны в том, что Кара-гук располагалась на территории современного уезда Корён провинции Северная Кёнсан (где возникло объединение Тэгая). Ара-гук (Алла, Анра, Анъя, Аня)

- на земле уезда Хаман (там возникло объединение Ара-кая). Саиги-гук располагалось в районе уезда Ыйрён. Тара-гук и Санбанха-гук - на месте уезда Хапчхон. Кочха-гук - на землях уезда Косон (все в пров. Юж. Кёнсан). Местонахождение остальных четырёх владений вызывает споры. Чатха-гук, скорее всего, находилась на территории совр. уезда Кочхан. Кольчхан-гук

- на территории волости Тансон уезда Санчхон пров. Юж. Кёнсан. Местоположение не раз упоминаемой в «Нихон-сёки» Чольма-гук вызывает особые споры. Её локализуют или в уезде Мирян, или уезде Хаман, или в деревни Сольма в волости Маса уезда Кимхэ, или уезда Чинчжу (все - уезды пров. Юж. Кёнсан). Имеющийся материал не позволяет достоверно локализовать Имне-гук (по мнению Ким Тхэсика, это владение могло располагаться на территории совр. уезда Хамян на западной границе пров. Юж. Кёнсан, известной большим количеством каяских погребений VI в., обнаруженных в деревнях Санбэкни, Пэкчхонни и Ванпхённи)75. Причём, следует обратить внимание на то, что это владение называлось Имне - почти также как Имна. Возникает вопрос - не связаны ли эти топонимы между собой?

В тексте «Нихон-сёки» упоминаются другие владения Пёнчина и Чинхана. Это - Чада,

Кичхан, Ёмне, Тара (записывается другими иероглифами76), Кимун, Хве. В «Самкук саги» встречаются названия более мелких владений (кор. согук) - Саболь (ныне Сонджу), Таболь (ныне г. Тэгу), Ымджинболь (в волости Кан-со уезда Кёнджу), Сильджи (Самсоб [?]), Ап-ток (Кёнсан), Самун (ныне Ыйсон), Чхопхаль (Чхоге), Кольболь (Ёнчхон), Пхосанпхаль (Кольпхо), Чхильпхо, Косанпхо, Усан (Уллын-до)77.

Таким образом, в Кая на рубеже III-IV вв. обнаружилось два политических центра - это Тэ-кая (объединение общин Северной Кая вокруг Миояма-кук в районе Корёна) и Пон-кая (объединение общин Южной Кая вокруг Куя-кук, или Кымгван-кук, в районе Кимхэ)78 с политическим и экономическим преобладанием в это время Южной Кая. Но на этом интеграционные процессы не остановились. В «Ёджи Сыллам» приводится предание об образовании уже союза этих двух Кая, который стал ядром для присоединения остальных четырёх Кая, в результате чего возникло объединение «Великая Кая» (или «Шесть Кая»)79. Ли Гибэк добавляет, что Пон-кая и Тэ-кая объединились с другими общинами-государствами (исследователь называет их “м>а11вё-№м>п зґаґєз” - досл. “укреплённый город-государство”, “государство, [образовавшееся вокруг] укреплённого поселения”, кор. сонъып кукка) в регионе нижнего течения реки Нактонган, образовав федерацию Кая80. В «Самкук-юса» поясняется, что понималось под “шестью Кая”. По записанной в «Карак-кук-ки» (“Записях о Караке”81) легенде об основателе Кымгвана (Тхэ-карака) - Ким Суро и его пяти братьях, начавших править в других пяти частях Кая - было шесть Кая:

(1) главная Кая - это Кымгван-кая (в Кимхэ); остальные пять - (2) Ара-кая [ныне Хаман; на северо-восток от совр. г. Чинджу], (3) Конён-кая [ещё читают как Корён-кая; ныне Хамнён в совр. г. Чинджу82], (4) Тэ-кая (“Большая Кая”) [ныне Корён], (5) Сонсан-кая [ещё читают как Сончан-кая; ныне Кёнсан, или Пёкчин, в нынешнем Сонджу82 - на правобережье верховий р. Нактонган], (6) Со-кая (“Малая Кая”) [ныне Косон; в центральной части морского побережья пров. Юж. Кёнсан, к западу от Кимхэ]83.

Исследователи подчёркивают, что общинам Кая и, прежде всего, союзу Тэ-кая пришлось вести долгую и упорную борьбу с новым, растущим на северо- восточных границах Тэ-кая, чинханским государством Силла84. В этой борьбе требовались союзники. Поэтому владения Кая поспешили установить связи с новым, достаточно сильным (по южнокорейским меркам) государством Ямато. Первым таким посольством стало посольство Сонагаль-чиль-чи из Имна, прибывшего в Японию в конце царствования государя Мимаки (Судзина) [ок. 331 г. испр. хрон.].

Возникает вопрос: какое же именно южнокорейское владение прислало «посольство из Имна» по двору государя Мимаки?

(1) В. Астон считал, что корейское название этого маленького государства в Имна было Ка-рак85 (т. е. Кымгван в Южном Кая).

(2) Ю. М. Бутин полагает, что термином “Имна” (яп. Мимана) называлось владение, центр которого находился в районе современного Корёна (в Северной Кая), и которое упоминается в «Саньго-чжи» под названием Ми-ояма (Ю. М. Бутин прочитал её название как “Миманао”). «...Владение Имна создало союз Тэ-кая (Большая Кая), куда вошли владения Ара-Кая (в Хамъане), Корён-Кая (в Чинджу), Сончан-Кая (в Сонджу), Со-Кая (в Косоне) и др.»86. Таким образом, этот исследователь отождествил Имна и Тэгая (находившееся в Сев. Кая)87. Ли Бёндо и М. Н. Пак указывают, что Тэ-кая - это “Имнаская Кара” (в районе г. Корён, в центре совр. уезда Корён пров. Сев. Кёнсан88), обозначаемая в «Самгук саги» топонимом Каран89.

(3) В. М. Тихонов указывает, что в узком значении топоним “Имна” обозначал Поздне-каяский союз90 (кор. Кая хуги ёнмэн; союз общин Северной Кая с центром в Тэгая, который в «Нань Ци-шу» и «Нихон-сёки» именовался Кара91). В этом случае община в Имна, приславшая посольство ко двору государя Мимаки, могла бы быть отождествлена с Тэгая. Однако Позднекаяский союз сформировался только после поражения Пэкче в 475 г., когда северокаяские владения получили возможность избавиться от гегемонии Пэкче и смогли создать собственное военно-политическое объединение92. Поэтому в начале IV в. Поздне-каяского союза ещё не существовало.

(4) Однако, и в китайских, и в корейских источниках, и в «Нихон-сёки» - топонимы “Кара” и “Имна” (кит. Цзяло и Жэньна) противопоставлены друг другу и употребляются для обозначения самостоятельных территорий93.

В целом, видимо, под термином “Кара” понимались земли Пон-кая (в Южном Кая с центром в Кымгване [т. е. Караке], в «Нихон-сёки» именуемом “Южная Кара”), и Тэ-кая (в

Сев. Кая с центром в Кара [т. е. Каране], в «Ни-хон-сёки» именуемом “[Северная] Кара”).

Следовательно, под “Имна”, видимо, должны были пониматься земли Кая к западу от Карака (Кымгвана, центра Пон-кая) и Карана (Кара, центра Тэ-кая), - т. е. Ара-кая (включая Чханвон), Со-кая (совр. Косон), Конён-кая (совр. г. Чинджу), на западной окраине которых располагалось владение Имне-кук (в совр. уезде Хамян).

Исходя из материалов японских источников, можно полагать, что японцы топонимом Мимана (кор. Имна), вероятно, обозначали не только земли Имна, но и земли Кара, а также территории далее на запад - земли южного побережья Кореи: Южного Пёнхана и, не занятые государством Пэкче земли Южного Махана.

Причина, по которой Имна прислала ко двору государя Мимаки посольство, раскрывается в «Синсэн-сёдзи-року». Там говорится, что люди Имна просили помочь отразить нападения государства Силла на местность под названием Кимун (Имун)94 (яп. Сампамон -досл. “Три [округа района] Кимун [Имун]”95), находившуюся на северо-восточной границе Имна и Силла. Ряд японских историков подчёркивают, что вражда Силла и Имна связана со спором о правах на земли данного района96.

Местность Кимун известна по сообщениям «Нихон-сёки» (раздел 513 г., когда Тэ-кая [в тексте: Панпха] захватила Кимун, входивший в состав государства Пэкче97). И, хотя местоположение Кимуна окончательно не выяснено,

тем не менее, исследователи его локализуют в пров. Сев. Чолла (в Махане), а не в провинции Кёнсан (в Пёнджине). По предположению Юн Сокхё (его поддержал Ким Тхэсик), речь шла

о районе современного уезда Имсиль (пров. Сев. Чолла). По мнению Ли Дохака, имелся в виду чуть более северный район уезда Намвон (той же провинции)98. В этом случае Кимун располагался не на северо-востоке Имна (как сказано в источнике), а на северо-запад от Имна. Если исходить из такой локализации спорного района, то получиться, что, скорее, Имна должна была соперничать из-за Кимуна не с общиной-государством Силла (которая тогда вряд ли могла претендовать на столь удалённые от своих земель территории), а с Пэкче (которое из долины реки Ханган расширяло свои территории на юг). В этом случае получалось, что японцы должны были оказать помощь Кимуну в борьбе не против государства Силла (с которым Ямато с 300 по 345 г. находилось в состоянии мира, скреплённого договором 300 г. и брачным союзом 312 г.99), а против Пэкче

- своего будущего союзника, каковым это государство стало с 366 г. [испр. хрон.]. Возможно, поздние составители «Синсэн-сёдзи-року», именно по этой причине, могли заменить стра-ну-агрессора Пэкче (ставшего союзником Яма-то) - на старого врага Кая - Силла и сменить направления с северо-запада на северо-восток. По крайней мере, Кимун находился поблизости от земель современного города Кванчжу (в пров. Юж. Чолла), где с конца IV в., как по-

казали исследования учёных, располагались подконтрольные японцам территории. Здесь, в результате археологических раскопок, проведённых в 90-е гг. XX в., было обнаружено 10 курганов японского типа дзэмпо-коэн-фун (“впереди квадратные, сзади круглые курганы”, т. е. “в виде замочной скважины”), датируемых от нач. V - по нач. VI в. В этих южно-корейских курганах японского типа были обнаружены керамические сосуды цилиндрической формы, подобные японским глиняным погребальным сосудам ханива100, а в одном из них, был найден японский меч101. Следует обратить внимание на то, что от Кванчжу район Кимуна располагался как раз на северо- востоке.

Пэкче в этот период вело борьбу за объединение Махана102. Этнотопоним махан относился, как считается, к особой группе про-токорейских этногрупп, занимавшей в I-IV вв. обширные территории - от северных рубежей современной провинции Кёнги до южного побережья Кореи. В число территорий, заселённых некогда маханцами, включаются земли современных провинций Кёнги, Чхунчхон и Чол-ла. Население Махана, согласно китайским наблюдениям середины III в., достигало примерно 100 тыс. дворов (т. е. ок. 400-500 тыс. чел.). Судя по сведениям китайских источников, к III в. 54 вождества Махана отличались очень высокой степенью дифференциации между собой. Те из них, что были расположены вдали от китайских владений в северной Корее, на крайнем юге полуострова (в землях пров. Чол-ла) были менее развитыми. В тоже время ма-ханские вождества долины р. Ханган, поддерживавшие регулярные контакты с китайскими округами, считались китайцами более цивилизованными. Другим источником цивилизационного влияния для обитателей р. Ханган было постоянное переселение в эти плодородные места групп когурёского и пуёского населения (корейские сказания приписывают основание Пэкче двум сыновьям основателя Когурё -Чумона [выходца из Пуё], ушедшим на юг103). Ранняя история общины-государства104 Пэкче заполнена постоянными войнами с северными соседями и соперничавшими с пэкчесцами вождествами Махана. В ходе войн Пэкче к нач. III в. сумело утвердить свою гегемонию над районом совр. пров. Кёнги, сплотив мелкие вождества этого района в достаточно сильное раннегосударственное образование105. К концу III в. (предположительно в 290-291 гг.) пэкчес-цы сумели подчинить себе главного соперника

в борьбе за гегемонию над северомаханскими землями - вождество Мокчи (Вольчи). Тем самым территория Пэкче расширилась, включив теперь большую часть земель провинций Кён-ги и Чхунчхон, т. е. весь северный и центральный Махан106.

В 313-314 гг. китайские округа в Корее были ликвидированы под ударами когурёских и пэкческих войск. Никто не мог более остановить властителей Пэкче в их стремлении установить гегемонию над всеми маханскими об-щинами106. Однако в то время как общины-го-сударства107 северного и центрального Махана постепенно теряли независимость и подпадали под власть Пэкче, южный Махан, и, прежде всего, густонаселённая долина р. Ёнсан-ган [ок. совр. г. Кванчжу], оставался независимой конфедерацией более чем 20 мелких вождеств вплоть до второй пол. IV в. Возглавляли её влиятельные общины долины р. Сампхо-ган (притока р. Ёнсон-ган). Отличительной чертой ритуальной культуры южномаханских во-ждеств с кон. III - нач. IV в. стали погребения знати в керамических сосудах (онгванмё), над которыми сооружался земляной курган значительных размеров. Подобные погребения были известны во многих районах Корейского полуострова, но главным видом погребений знати они стали только в Южном Махане. Основой хозяйства южномаханских этногрупп было высокопроизводительное рисоводство на орошаемых полях плодородной аллювиальной долины реки Ёнсан-ган и морского побережья. Широко распространились железные орудия труда и оружие. Уже с конца III в. южномахан-ские вождества начинают, соперничая с Пэкче, завязывать самостоятельные связи с Китаем (династии Цзинь) и японскими общинами108.

Данная характеристика южномаханских общин вполне совпадает с предположением, что население богатых районов долины р. Ёнсан-ган и её притока - р. Сампхо-ган [ср.: с яп. Сампамон, кор. Сампхамун] после 314 г. столкнулись с притязаниями разрастающегося государства Пэкче, претендовавшего на расположенный на северо-восток от долины реки Ёнсан-ган богатый район Кимун. В этой ситуации южномаханская конфедерация (с конца

III в. уже имевшая связи с Японией) могла обратиться к недавно возникшему государству Ямато с просьбой оказать помощь в борьбе против Пэкче. Для японцев прибрежная полоса южнокорейских общин (включая земли независимого тогда от Пэкче южного Махана)

являлась территорией Мимана (кор. Имна). Поэтому «Синсэн-сёдзи-року» и рассказывает, что прибыло посольство из Имна просить о помощи в защите Кимуна, расположенного на северо-востоке от Имна (т.е. от долины р. Ёнсан-ган), обещая признать себя зависимой от Ямато территорией. Государь Мимаки мог отправить туда военачальника с отрядом, который успешно отражал агрессию Пэкче в Южном Махане, что позволило южномаханской конфедерации сохранять самостоятельность вплоть до второй половины IV в., пока Ямато не согласилось поддержать аннексию южного Махана государством Пэкче. Впоследствии данный эпизод кратковременного участия полководца Ямато на стороне Имна в его борьбе против Пэкче из-за Кимуна был забыт (или намеренно оставлен в забытьи). В силу союзнических отношений Ямато и Пэкче во второй половины IV в., в древнеяпонских источниках прежний противник Ямато (периода царствования Мимаки) -Пэкче был заменён на Силла, хотя остальные реалии (вражда из-за Кимуна, расположенного на северо-восток от южномаханских районов Мимана, участие японцев в обороне Кимуна, проживание японского полководца и его потомков в Мимана) в тексте древнеяпонского источника сохранились, что и попало потом в текст «Синсэн-сёдзи-року» [Синсэн-сёдзи-ро-ку, св. 3-й, Кити-та-но мурадзи]. Такой вариант развития событий не кажется невозможным.

Если локализация Кимуна в провинции Сев. Чолла (рядом с землями Пэкче) верна, а Имна всё-таки боролась против Силла (а не против Пэкче) - то соперничество между Имна и Силла должно было возникнуть из-за других земель. В этом случае, можно полагать, что в «Синсэн-сёдзи-року» топоним “Кимун” употреблён ошибочно вместо очень близкого по написанию топонима Имун. Где находилась местность Имун - неизвестно109. Но и термин “Имун” может быть ошибкой вместо близкого написания “Самун”110. Самун - это было одно из мелких владений Пёнчина, располагавшегося в районе нынешнего городка Ыйсон111 (в пров. Сев. Кёнсан) - на левобережье верховий р. На-ктонган - в пограничье между Кая и Силла. Эта местность как раз располагается на северо-восток от территории Корёна, где, как полагают, находилась община-государство Миояма-кук (политический центр союза северо-каяских общин Тэ-кая). Район Ыйсона вполне мог быть спорной территорией Кая, на которую претендовало разрастающееся государство Силла.

По сведениям «Самкук-саги» и «Тонгук-тхонгам», первое столкновение между Силла и Кая произошло в 94 г. из-за земель у крепости Маду112 (в бассейне реки Хванган - западного притока реки Нактонган) - на северо-восточной границе Кая, примыкавшей к землям Сил-ла113. В 212 г. в Силла был отправлен заложник из Кая114. Больше о Кая в «Летописях Силла» до 481 г. в «Самкук-саги» ничего не говорится; а в «Летописях Пэкче» - Кая, Кара, Кымгван вообще не упоминаются. И это притом, что в

IV в., а, особенно, в сер. IV - нач. V в. (судя по надписи на стеле Квангэтхо-вана 414 г. и японским источникам) Южная Корея и, в частности Кая, станет ареной ожесточённых столкновений Пэкче, Силла, Кая, Когурё и Ямато.

По причине этой древней вражды из-за земель Имуна (или всё-таки Кимуна [?]), услышав о новом государстве Ямато, правитель Имна отправил посла в Японию просить прислать полководцев на помощь в войне против Силла115. «В древности, в царствование государя (сумэра-микото) Мимаки-ири-бико, управлявшего территорией [государства] из дворца Мидугаки-но мия в Сйки, государство Имна (яп. Мимана), [отправив посла], докладывало государю [Ямато] (яп. со-ситэ, кит. цзду), говоря: “На северо-востоке государства Ваших подданных (яп. син, кит. чэнь, кор. син) есть земли, именуемые ‘Три [округа района] Имун’ (кор. Сам Имун, яп. Сампамон) [(а именно): Верхний Имун, Центральный Имун, Нижний Имун]. Земли - шириной в 300 ли (яп. ри). Народ той территории к тому же зажиточен (яп. фудз ё, кит. фужао). [Имна] и государство Силла [постоянно] друг с другом воюют [из-за этих земель], и эта и другая стороны не могут управлять [данным районом]. [Т. к.] военные действия (яп. икуса, кит. бйнг~э&) продолжаются, жизнь (яп. кураси) народа [т.е. общинников Имуна] не является спокойной. [Ваши] подданные (яп. син, кит. чэнь, кор. син) просят, [чтобы кто-нибудь из Ваших людей], возглавив войско, этой землёй116 [Имуна] управлять (др.-яп. воса-мэсимэта, кит. чжи-лин) изволил, т. е. [чтобы Имун] стал частью (яп. и кит. бу, кор. пу - округом)117 [Вашей] уважаемой страны (кор. кви-кук)”, - так [рекли]. Государь [Мимаки] очень обрадовался.»118 [Синсэн-сёдзи-року, св. 3-й, (94) Кити-та-но мурадзи]. Сходные сведения даны в св. 107-м «Дай-нихон-си», где сказано, что люди Мимана (кор. Имна) просили прислать военачальника, чтобы он овладел и управлял (яп. тору, кит. цюй) тремя землями Имуна119. Радость, которую выразил государь Мимаки, узнав о возможности установления контроля над частью земель Имна, была вызвана тем, что японцы получали доступ к территориям, из которых они ещё в III в. получали железо, покупая его на рынках Пёнчина и Чинхана120.

Далее в «Синсэн-сёдзи-року» сказано: «[Государь Мимаки] группе высших сановников (яп. кэй, кит. цйн) приказал доложить [какого] человека надлежит послать. Сановники доложили, говоря: “Внука Пико-куни-пуку-но микото (совр.-яп. Хйко-куни-фуку) по имени Сипотари-ту пико-но микото (совр.-яп. Сихотари-цу хйко) во главе (яп. касира) [войска] предлагаем [поставить]. [Он] подобен дереву сосне (яп. мацу-но ки), выросшему в [местности] Мики (Санги) (поэтому его называют Мацу-но-ки-но кими

- досл. “Повелитель [подобный] сосне”). Его рост пять сяку, силой [он] превышает толпу людей, по характеру также храбр и отважен”, -так [рекли]»121 [Синсэн-сёдзи-року, св. 3-й, (94) Кити-та-но мурадзи; Дай-нихон-си, св. 107-й, рэцудэн, раздел 34-й122].

Предок Сихотари-цу хйко - Хйко-куни-фуку-но микото (др.-яп. Пико-куни-пуку) был младшим военачальником - помощником полководца О-бико-но микото (упомянутого в эпиграфической надписи 471 г. на мече из Инарияма)123, командовавшим правительственными войсками при подавлении мятежа Такэ-хани-ясу в начале царствования государя Мимаки (Судзина)124.

Хотя в «Синсэн-сёдзи-року» Сихотари-цу хйко назван внуком (яп. сун, кит. с~унь; также “потомок по мужской линии”)125 военачальника Хйко-куни-фуку126, в генеалогии рода Вани-но оми, они - племянник и дядя, т. к. Сихотари-цу хйко был сыном брата Хйко-куни-фуку (по разным версиям - младшего или

Генеалогия рода Вани-но оми128

Хйко-куни-окэцу $ (при Кайка, 9

$ Ихоцуку129 Хйко-куни-фуку $ $

(главная линия клана Вани-но оми) (при Судзине, 10-м)

старшего брата) по имени Оцу-куни-фуку127.

Далее в «Синсэн-сёдзи-року» говорится: «Государь [Мимаки этого] Сипотари-ту пико-но микото приказом отправил [в Имна воевать за Имун]. Следуя государеву указу [Сипотари-ту пико] защищал-оборонял [земли Имуна]. Той [страны] простые люди [этому] правителю [Имуна] (кит. цзай129, яп. микотомоти - досл. “государеву порученцу”130) дали прозвание [и] стали [Сипотари-ту пико] звать Киль (яп. Кити

- “счастье, удача”131). Так, его [прозвище] и его потомков наследственное звание (кабанэ) стало звучать как “род Кити” (др.-яп. Кити-уди, совр.-яп. Кити-удзи)»132 [Синсэн-сёдзи-року, св. 3-й, (94) Кити-та-но мурадзи; Дай-нихон-си, св. 107-й, рэцудэн, раздел 34-й133]. В генеалогии клана Вани-но оми указано, что Сихотари-цу хйко был предк

ДРЕВНЯЯ ЯПОНИЯ ПЕРИОД ЯМАТО ХАНЬ МИМАКИ СУДЗИН СОРАБОЛЬ СИЛА КУЯ КАЯ КЫМГВАН
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты