Спросить
Войти

История становления и развития высшего образования музеологов в Кемеровской области

Автор: указан в статье

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ FROM THE HISTORY OF EDUCATION

УДК/UDC 378+069(571.17) Д. Д. Родионова

D. Rodionova

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУЗЕОЛОГОВ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

HISTORY OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE HIGHER EDUCATION OF MUSEOLOGIST IN THE KEMEROVO REGION

Введение. В статье автор рассматривает историю становления и развития высшего образования в области музейного дела и охраны объектов культурного и природного наследия. Выделяются этапы развития подготовки музейных кадров на территории Кемеровской области. Предлагается краткая характеристика каждого из них.

Методология. Исследование базируется на проблемно-хронологическом методе, с помощью которого последовательно рассматриваются история развития высшего профессионального образования музеологов на территории Кемеровской области. Основные этапы подготовки кадров по музейному делу и охране памятников в Кемеровской области раскрываются с опорой на инструментарий метода периодизации.

Результаты исследования показали, что становление музейного образования на территории Кемеровской области можно логически разделить на пять этапов, которые тесно связаны с происходящими в стране социокультурными и историческими процессами и стимулированы государственными правительственными документами.

Заключение. Автор акцентирует внимание на том, что подготовка специалистов для музеев и учреждений музейного типа на территории Кемеровской области начата значительно раньше, чем в других регионах страны.

Introduction. In the article author considers the history of formation and development the higher professional education in the field of museum sphere and protection cultural and natural heritage. Stages of development training of museum personnel in the territory of the Kemerovo region. Offers the brief description of each of them.

Materials and Methods. The study is based on the application of the problem-chronological method, which consistently examines the history of higher professional education of museologists in the Kemerovo region. The main stages of training in museum sphere and protection of monuments in the Kemerovo region are revealing with based on the tools of the method of periodization.

Results. Based on the study revealed that the formation of museum education in the Kemerovo región can be logically divided into five stages, which are closely related to the ongoing socio-cultural and historical processes in the country and stimulated by government documents.

Conclusions. The author focuses on the fact that the training of specialists for museums in the Kemerovo region started much earlier than in other regions of the country.

Введение

Петроградский институт внешкольного образования в 2018 г отмечает свой столетний юбилей с момента открытия музейной специализации, начавший подготовку музейных кадров в России на базе высших учебных заведений [14, с. 18]. Однако в силу определенных исторических обстоятельств с середины 1930-х гг. в советской России сложилась следующая система музееведческого образования: краткосрочные курсы, музейные техникумы, музейные и музейно-крае-ведческие кафедры в отдельных педагогических вузах, годичные курсы повышения квалификации музейных работников при Народном комиссариате просвещения, аспирантура [17, с. 318].

В Сибири в послевоенный период начинает складываться система подготовки кадров на базе республиканских, областных, краевых, окружных музеев. Специалисты государственных музеев получили возможность повышать свою квалификацию в крупнейших музеях страны и впоследствии делиться своими знаниями с сотрудниками филиалов, общественных музеев. Структура такой системы подготовки кадров выглядела следующим образом: повышение квалификации на базе крупнейших музеев Москвы и Ленинграда; индивидуальная подготовка в республиканских, областных, краевых, окружных музеях; курсы повышения квалификации через учебно-методический центр при комитетах по культуре; обмен опытом (научно-практические конференции, семинары, круглые столы и др.); музейные издания.

Данная система подготовки кадров отчасти сохранилась и в настоящее время. Ведущие музеи Сибири приглашают лучших отечественных и зарубежных специалистов для чтения лекций, проведения семинаров, тренингов, на научно-практические конференции, занимаются издательской деятельностью. Однако музеи не имеют возможности осуществлять подготовку кадров высшей квалификации в сфере музеологии и охраны культурного и природного наследия. Обратим внимание и на то, что сегодня в нашей стране не существует подготовки музеологов в рамках СПО.

Методология

На основе проблемно-хронологического метода в процессе исследования было выявлено, что до становления указанного образования в Кемеровской области музеи обеспечивались специалистами с историческим базовым образованием, приезжающими по распределению из столичных вузов. Так, например, в 1955 г. после окончания Московского государственного пединститута им. Н. К. Крупской был направлен в Кемерово А. И. Мартынов, проработавший с 1955 по 1960 г. директором Кемеровского областного краеведческого музея. Следующий директор этого же музея — Л. П. Кравцова — также была выпускницей исторического факультета. В это время организовывались курсы подготовки для директоров музеев различного уровня, как на базе ведущих краеведческих музеев страны, так и в Центральном институте повышения квалификации руководящих и творческих работников Министерства культуры РСФСР.

Сведения о становлении музейного образования в Кемеровской области фрагментарно представлены в опубликованных исследованиях по сохранению историко-культурного наследия. Зарождение музейного образования связано с началом формирования коллекций предметов традиционной культуры коренных народов, проживающих на территории Кемеровской области, в рамках вузовского образования и необходимостью последующей научной обработки предметов музейного значения. Этому способствовала государственная музейная политика: в 1964 г. принято Постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» [12, с. 416-417]. В 1965 г. проводились полевые исследования студентов исторического факультета Кемеровского педагогического института под руководством преподавателя Д. В. Кацюбы по выявлению предметов музейного значения в естественной историко-культурной среде проживания шорцев и бачатских телеутов [4, с. 152]. С 1966 г в связи с основанием Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры усиливается интерес к объектам историко-культурного наследия. В первой половине 1970-х гг. полевые исследования по сбору коллекций по культуре коренных народов Кемеровской области активизируются в связи с созданием Областного экспериментального краеведческого историко-этнографического лагеря «Кузбасс», которым руководил Д. В. Кацюба [3, с. 300]. Предметы, собранные в ходе полевых исследований, переданы в школьные музеи, а также был сформирован фонд будущего историко-этнографического музея Кемеровского государственного университета, который не получил официального статуса, но в рамках его деятельности осуществлялась подготовка к музейным практикам: составление коллекционных описей, присвоение предметам коллекционных номеров, атрибуция предметов.

Специальные курсы по музейному делу и охране памятников начинают читаться в Кемеровском государственном институте культуры в 1976 г. [10, с. 16]. О необходимости подготовки квалифицированных специалистов в области научной обработки музейных коллекций заговорили именно в 1979 г., что отражено в письме Министерства культуры РСФСР от 15.01.1979 № 01-15/16-10 «О паспортизации музейных коллекций» [5, с. 174]. В развитии музейной науки 1970-е гг. отмечены как достаточно продуктивные: при Международном совете музеев возник Комитет по музе-ологии (1С0Р0М). В эти годы, пришедшие на середину так называемого музейного бума, было создано огромное число музеев, весьма не похожих друг на друга [16, с. 5]. В одной из своих публикаций 1979 г. А. М. Кулемзин описывает имеющийся опыт преподавания предмета «Краеведение и основы музейного дела» [6]. По анализу ниже приведенных публикаций мы видим, что преподавание музееведческих дисциплин, таких как «Изучение памятников истории и культуры Сибири», который состоит из трех разделов: «Историография и методология», «Методика работы с памятниками» и «Исторические и культурные памятники Сибири» [9, с. 60], «Музееведение и охрана памятников истории и культуры», переходит из Кемеровского государственного института культуры в Кемеровский государственный университет в 1978-1979 гг. [7].

Открытию специализации «Музееведение и охрана памятников истории и культуры» на историческом факультете КемГУ способствовало развитие кафедры археологии под руководством доктора исторических наук, известного археолога А. И. Мартынова, а также наличие в начале 1980-х гг. специалистов для организации создаваемого направления — А. М. Кулемзина, инициатора охраны памятников в Кемеровской области; этнографа-собирателя музейных коллекций, выпускника кафедры этнографии Ленинградского университета В. М. Кимеева, с 1974 г. совершавшего экспедиции в Беловский район и отдаленные таежные районы Горной Шории — места компактного проживания бачатских телеутов. В 1980-е гг. на основе собранной В. М. Кимеевым коллекции организован этнографический отдел музея «Археология и этнография Южной Сибири», в рамках деятельности студенческого этнографического кружка проводилась научная обработка музейных предметов. О том, насколько эффективной была подготовка к музееведческой деятельности, свидетельствует тот факт, что один из активных участников кружка, выпускник исторического факультета Д. А. Функ, в конце 1980-х гг. работал сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры), а в настоящее время является заведующим кафедрой этнографии МГУ.

Благодаря подготовке специалистов в рамках специализации «Музееведение и охрана памятников истории и культуры», на кафедре археологии КемГУ для пополнения коллекций университетского музея в составе Южно-Сибирской археолого-этнографической экспедиции была сформирована группа, в которой имелись будущие музееведы. Так, в 1980-е гг. коллекция по традиционной культуре хакасов собирается при участии Н. А. Белоусовой, в настоящее время являющейся кандидатом культурологии по специальности 24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов». В 1980-е гг. утверждается Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР [13].

В рамках подготовки историков с музейной специализацией особое внимание уделялось таким дисциплинам, как «Охрана памятников истории и культуры», «Методика краеведческих исследований», «Историческое музееведение», «Музееведение и охрана памятников истории и культуры», были запланированы три курсовых. Студенты специализации начинали знакомство с «Основами музееведения» на третьем курсе и затем в течение пяти семестров осваивали теорию и практику музейного дела на следующих спецкурсах: «История охраны культурного наследия», «Музейная экспозиция», «Фонды музеев», «Экомузеология», «История мировой культуры», «Геральдика и нумизматика», «Реставрация музейных предметов», «История русской архитектуры», «Памятниковедение» и т. д. Всего было разработано четырнадцать дисциплин [2, с. 215].

Инициаторами музееведческого образования А. М. Кулемзиным и А. И. Мартыновым, а также администрацией университета проводилась работа по подготовке к открытию специального отделения на историческом факультете и кафедры музееведения для обеспечения музеев и организаций Сибири по охране памятников соответствующими специалистами.

Подготовка и переподготовка музейных кадров всегда являлась одним из важнейших условий будущего успешного развития музеев, а также сохранения, изучения и использования мирового культурного достояния, которое складывается из коллекций существующих ныне музеев.

Кемеровский госуниверситет в этот период располагал достаточной материальной и учебной базой для дальнейшего развития специализации. Были открыты учебные музеи — «Археология и этнография Южной Сибири» и зоологический музей. Создавался музей истории политических организаций. Студенты специализации и сотрудники кафедры археологии принимали непосредственное участие в создании музея-заповедника «Томская писаница», шорского национального экомузея «Тазгол», в разработке проектов других местных музеев. Основные научные направления студенческих дипломных работ — история становления и развития музейного дела, охраны памятников и краеведческого движения в Сибирском регионе; развитие научной и общественной мысли, общественного движения в защиту историко-культурного наследия в нашей стране; выявление и интерпретация памятников в собраниях музейных коллекций; использование археологических и этнографических материалов в музейной практике, разработки концепций и тематико-экспозиционных планов для местных музеев [1, с. 97-100].

К сожалению, в существовании в КемГУ специализации «Музееведение и охрана памятников» в 1994 г. появились серьезные проблемы. А. М. Кулемзин характеризует их следующим образом: «... Мы, начав и дав толчок новому явлению, потеряли приоритеты, стали отставать, специализация находится под угрозой расформирования» [8, с. 182]. А. И. Мартынов дает свою оценку данному явлению: «К сожалению, ни вуз, ни область тогда не созрели для того, чтобы понять важность и необходимость подготовки в сибирском регионе специалистов по сохранению и использованию историко-культурного наследия» [11, с. 10]. В 1999 г. специализация была закрыта с формулировкой как несоответствующая профилю специальности «История».

В этом же 1999 г. кандидат исторических наук, доцент А. М. Кулемзин переходит в Кемеровский государственный институт культуры и искусств, где под его непосредственным руководством общенаучная кафедра истории была преобразована в кафедру истории, музееведения и краеведения и начала подготовку документов для открытия новой для вуза специальности «Музейное дело и охрана памятников». Особо следует отметить, что с этого момента по настоящее время кафедра выполняет две функции: является общенаучной, то есть преподает «Отечественную историю» (Историю) для всех специальностей и направлений подготовки в вузе, а «Всеобщую историю», «Религиоведение» — для творческих направлений. С 2001 по 2015 г. состоялись выпуски кафедры по специальности «Музейное дело и охрана памятников», а с 2011 г. по настоящее время — по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

С 2000 г. в КемГИК успешно работает аспирантура по направлению 24.00.03 «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов», открытая по инициативе профессора А. М. Кулемзина. За это время защищено 17 диссертаций, среди них работы кемеровских, омских, иркутских музееведов. В настоящее время в КемГУ обучаются аспиранты под руководством доктора исторических наук, профессора А. И. Мартынова; доктора культурологии, профессора А. М. Кулемзина; кандидата культурологии, доцента Т. И. Кимеевой.

Сегодня кафедра музейного дела Кемеровского государственного института культуры успешно ведет подготовку кадров на очном и заочном отделениях. В 2006 г. был осуществлен первый выпуск музееведов [14, с. 60]. Дипломы о высшем музейном образовании за этот период получили более 300 человек. Значительная часть выпускников работает в музейных, памят-никоохранительных, туристских структурах и на других смежных специальностях [15, с. 319]. С 2011 г. кафедра перешла на двухуровневое образование. В 2013 г. состоялся первый выпуск магистров, а в 2015 г. — бакалавров по направлению 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность».

Результаты

Становление подготовки кадров по музейному делу и охране памятников в Кемеровской области прошло пять этапов.

• Первый (1965-й — середина 1970-х гг.) — формирование основ полевой музейно-педа-гогической практики, ориентированной на подготовку студентов исторического факультета Кемеровского педагогического института для школьных историко-краеведческих музеев, стимулом создания которых явилась государственная музейная политика, отраженная в Постановлении ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964), а причиной повышенного интереса к объектам историко-культурного наследия явилось создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (1966).

• Второй (1976-1978) — организованы специальные курсы по краеведению, музейному делу и охране памятников в Кемеровском государственном институте культуры. Этап связан с развитием музейной науки в 1970-е гг., стимулом чего стало возникновение при Международном совете музеев Комитета по музеологии (¡СОРОМ), развитие теоретического направления в музееведении, а также рост огромного числа музеев в период так называемого музейного бума в середине 1970-х гг.

• Третий (1978-1985) — связан с продолжением «музейного бума», характеризующегося созданием большого числа музеев и, соответственно, необходимостью подготовки специалистов в области научной обработки музейных коллекций в связи с постановлением Министерства культуры РСФСР 1979 г. «О паспортизации музейных коллекций». Читаются отдельные специальные курсы по музейному делу и охране памятников в Кемеровском государственном университете.

• Четвертый (1985-2000) — открыта и просуществовала 15 лет на историческом факультете Кемеровского государственного университета специализация «Музейное дело и охрана памятников». Это связано с государственной политикой в области сохранения историко-культурного и природного наследия: в 1980-е гг. приняты законы «Об особо охраняемых территориях» (1995), «О музейном фонде РФ» (1996), положение «О государственном историко-культурном заповеднике», а также основана федеральная служба по охране историко-культурных ценностей «Росохранкультура» (1996).

• Пятый (с 2000 г по настоящее время) — открыта специальная выпускающая кафедра музейного дела в Кемеровском государственном институте культуры и искусств.

Заключение

Каждый из пяти этапов становления музейного образования в Кемеровской области обоснован происходящими в стране социокультурными и историческими процессами и стимулирован государственными правительственными документами. Введение музееведческих дисциплин было подготовлено на основе потребностей изучения объектов историко-культурного наследия региона и осуществлялось историческим факультетом Кемеровского педагогического института в рамках полевой музейно-педагогической практики в середине 1960-х гг., а в 1970-е гг. закономерно привело к включению в учебный план музееведческих и памятниковедческих дисциплин. Это был первый этап и одна из первых тенденций в СССР подготовки специалистов музейного дела и охраны памятников. Второй этап обоснован вниманием к развитию теоретического направления в музееведении; третий — необходимостью систематизации и научной атрибуции материалов, сосредоточенных в музейных собраниях страны; четвертый связан с активной государственной политикой в области сохранения объектов культурного наследия; пятый характеризуется переходом на многоуровневую систему подготовки музейных кадров и внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов.

Подводя итог, особо хочу отметить, что с середины 1970-х гг. ХХ в. на территории Кемеровской области подготовка музейных кадров на базе высших учебных заведений началась значительно раньше, чем в стране, тогда как чтение отдельных курсов и открытие профильных музейных кафедр начинается в России лишь с середины 1980-х гг. ХХ в., а в регионах Сибири с 1992 г.

У истоков музейного образования Кузбасса стояли такие ученые, как Д. В. Кацюба, А. И. Мартынов, А. М. Кулемзин, А. М. Кимеев и др. Сегодня подготовку музеологов в России осуществляют 13 вузов культуры, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации. На современном этапе модернизации высшего образования к подготовке кадров, в том числе в области культуры и искусства, предъявляются высокие требования, и кафедрам, осуществляющим обучение музеологов, предстоит решать сложные задачи по развитию современных технологий и методик обучения, отвечающие современным нормам подготовки востребованного специалиста для музея или учреждения музейного типа.

Литература

1. Белоусова Н. А. Музеи в системе высшего образования Западной Сибири : дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2009. 254 с.
2. Белоусова Н. А. Из опыта подготовки музейных специалистов в Кемеровском госуниверситете // Проблемы охраны и использования историко-культурного наследия Сибири. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1996. С. 214-217.
3. Боголепова Л. З. Дмиторий Васильевич Кацюба - кузбасский ученый и краевед (к 95-летию со дня рождения) // Археологическое наследие Сибири и центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения) : материалы Междунар. конф. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2016. С. 298-302.
4. Кимеева Т. И., Глушкова П. В., Родионов С. Г. Этапы формирования шорских этнографических коллекций в музеях России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 34. С. 148-158.
5. Кимеева Т. И. Культурологический подход к анализу памятников историко-культурного наследия: по материалам этнографических музейных коллекций (на примере шорских украшений из бисера и бусин) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 5 (25). С. 173-176.
6. Кулемзин А. М. «Свободная» тематика контрольных работ по краеведению как форма стимулирования творческой и общественной активности студентов заочного отделения // Организация и контроль за самостоятельной работой студентов. Кемерово, 1979. С. 59-63.
7. Кулемзин А. М. Готовить кадры для охраны памятников истории и культуры // Известия Сибирского отделения Академии наук СССР : сб. ст. Новосибирск, 1987. С. 18-23.
8. Кулемзин А. М. Проблемы подготовки специалистов по охране памятников // Историческое краеведение в школе и вузе : тез. докл. Кемерово, 1994. С. 181-183.
9. Кулемзин А. М. Формируем уважение к историческому наследию // Вестник высшей школы.1981. № 1. С. 60-62.
10. Марков В. И, Мартынов А. И., Кулемзин А. М. Забота об историко-культурном наследии - признак современности // Ученые записки НИИ прикладной культурологии. 2009. Т. 1 (7). С. 15-19.
11. Мартынов А. И. 65 лет Анатолию Михайловичу Кулемзину // Музееведение и историко-культурное наследие. Кемерово, 2006. Вып. 1. С. 7-11.
12. О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся : постановление ЦК КПСС от 12.05.1964 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС. М., 1983. Т. 10. С. 416-417.
13. Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР [Электронный ресурс] : приказ Минкультуры СССР от 17 июля 1985 г. № 290. URL: http://www.bestpnavo.nu/fedenalnoje/bz-zakony/ a7k.htm/.
14. Родионова Д. Д. Из опыта подготовки музейных специалистов в Кемеровском государственном университете культуры и искусств // Музееведение и историко-культурное наследие. Кемерово, 2008. С. 59-61.
15. Родионова Д. Д., Покровская А. Ф. Анализ потребности в квалифицированных кадрах музеев Кемеровской области // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 318-321.
16. Сундиева А. А. О базовых понятиях музейной науки // Музей. 2009. № 5. С. 4-9.
17. Труевцева О. Н. История развития музейного дела в Сибири: к вопросу о классификации источников // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 4 (47). С. 317-319.

References

1. Belousova N. A. Muzei v sisteme vysshego obnazovaniya Zapadnoj Sibini [Museums in the system of higher education in Western Siberia]. Ph. D. thesis. Kemenovo, 2009, 254 р. (In Russian).
2. Belousova N. A. Iz opyta podgotovki muzejnyh specialistov v Kemenovskom gosunivensitete [Fnom the expenience of pnepaning museum specialists in Kemenovo State Univensity]. Problems of protection and use of the historical and cultural heritage of Siberia. Kemenovo, Kuzbassvuzdizdat, 1996, pp. 214-217. (In Russian).
3. Bogolepova L. Z. Dmitonij Vasil&evich Kacyuba - kuzbasskij uchenyj i knaeved (k 95-letiyu so dnya nozhdeniya) [Dmitniy Vasilyevich Katsyuba - Kuzbass scientist and local histonian (on the 95th annivensany of his birthday)]. Materials of the International Conference "Archaeological Heritage of Siberia and Central Asia (Problems of Interpretation and Conservation)". Kemenovo, Kuzbassvuzizdat, 2016, pp. 298-302. (In Russian).
4. Kimeeva T. I., Glushkova P. V., Rodionov S.G. Etapy fonminovaniya shonskih etnognaficheskih kollekcij v muzeyah Rossii [Stages of the fonmation of Shon ethnognaphic collections in museums of Russia]. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2016, no. 34, pp. 148-158. (In Russian).
5. Kimeeva T. I. Kul&tunologicheskij podhod k analizu pamyatnikov istoniko-kul&tunnogo naslediya: po matenialam etnognaficheskih muzejnyh kollekcij (na pnimene shonskih uknashenij iz bisena i busin) [Cultunological appnoach to the analysis of monuments of histonical and cultunal henitage: based on matenials of ethnognaphic museum collections (using the example of Shon jeweleny made of beads and beads)]. Tomsk State University Bulletin, 2013, no. 5 (25). P. 173-176. (In Russian).
6. Kulemsin A. M. «Svobodnaya» tematika kontnol&nyh nabot po knaevedeniyu kak fonma stimulinovaniya tvoncheskoj i obshchestvennoj aktivnosti studentov zaochnogo otdeleniya [The "free" subject of examinations on local histony as a fonm of stimulating cneative and social activity of students in the connespondence department]. Organization and monitoring of students& independent work. Kemenovo, 1979, pp. 59-63. (In Russian).
7. Kulemsin A. M. Gotovit& kadny dlya ohnany pamyatnikov istonii i kul&tuny [Pnepaning pensonnel fon the pnotection of monuments of histony and cultune]. News of the Siberian Branch of the Academy of Sciences of the USSR: a collection of articles. Novosibinsk, 1987, pp. 18-23. (In Russian).
8. Kulemsin A. M. Pnoblemy podgotovki specialistov po ohnane pamyatnikov [Pnoblems of tnaining specialists in the pnotection of monuments]. Historical study of local lore in schools and universities. Kemenovo, 1994, pp. 181-183. (In Russian).
9. Kulemsin A. M. Formiruem uvazhenie k istoricheskomu naslediyu [We form respect for the historical]. Bulletin of the Higher School, 1981, no. 1, pp. 60-62. (In Russian).
10. Markov V. I., Martynov A. I., Kulemzin A. M. Zabota ob istoriko-kul&turnom nasledii - priznak sovremennosti [Concern about the historical and cultural heritage - a sign of modernity]. Scholarly notes. Research Institute of Applied Cultural Studies, 2009, vol. 1 (7), pp. 15-19. (In Russian).
11. Martynov A. I. 65 let Anatoliyu Mihajlovichu Kulemzinu [65 years of Anatoly Mikhailovich Kulemzin]. Museology and historical and cultural heritage. Kemerovo, 2006, vol. 1, pp. 7-11. (In Russian).
12. O povyshenii roli muzeev v kommunisticheskom vospitanii trudyashchihsya [On enhancing the role of museums in the communist education of the working people]. Resolution of the Central Committee of the CPSU dated 05.12.1964. CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee of the CPSU. Moscow, 1983 vol. 10, pp. 416-417. (In Russian).
13. Instrukcii po uchetu i hraneniyu muzejnyh cennostej, nahodyashchihsya v gosudarstvennyh muzeyah SSSR [Instructions for registration and storage of museum valuables in state museums of the USSR]. Order of the Ministry of Culture of the USSR on the approval of July 17, 1985 of no. 290. Available at: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-zakony/a7k.htm/. (In Russian).
14. Rodionova D. D. Iz opyta podgotovki muzejnyh specialistov v Kemerovskom gosudarstvennom universitete kul&tury i iskusstv [From the experience of preparing museum specialists in the Kemerovo State University of Culture and Arts]. Museology and historical and cultural heritage. Kemerovo, 2008, pp. 59-61. (In Russian).
15. Rodionova D D., Pokrovskaya A. F. Analiz potrebnosti v kvalificirovannyh kadrah muzeev Kemerovskoj oblasti [Analysis of the need for qualified personnel of the museums of the Kemerovo region]. World of science, culture, education, 2014, no. 1 (44), pp. 318-321. (In Russian).
16. Sundiev A. A. O bazovyh ponyatiyah muzejnoj nauki [On the basic concepts of museum science]. Museum, 2009, no. 5, pp. 4-9. (In Russian).
17. Truevtseva O. N. Istoriya razvitiya muzejnogo dela v Sibiri: k voprosu o klassifikacii istochnikov [The history of museum development in Siberia: on the issue of source classification]. World of Science, Culture and Education, 2014, no. 4 (47), pp. 317-319. (In Russian).
МУЗЕОЛОГ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДГОТОВКА МУЗЕЙНЫХ КАДРОВ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ museologist higher education education the museum staff stages of formation
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов