Спросить
Войти

Модернизационные процессы в образовании женщин Дагестана к началу XX века

Автор: указан в статье

Общественные и гуманитарные науки ••• 1

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37(471.67)

МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ ЖЕНЩИН ДАГЕСТАНА К НАЧАЛУ XX ВЕКА

© 2009 Адухова А. М.

Лицей №5 г. Махачкалы

Модернизационные процессы в дагестанском обществе начала XX века включали формирование системы светского образования и привлечение горянок в учебные заведения русским языком обучения.

Modernization processes in Daghestan society at the beginning of the 20th century formed through the development of the system of the secular education and mountain girls’ involving in educational institutions with Russian as a educational language.

К началу XX в. Дагестан приобщается к российской системе гимназического образования. Она давала возможность выпускникам стать студентами университетов и входить в мир науки и культуры Запада. К этому же времени была сформирована и сеть реальных училищ, дававших первоклассное образование тем, кто собирался использовать свой талант на ниве индустрии, культуры. В целом российская система среднего образования превосходила по своим показателям европейскую и американскую системы [2].

В Дагестане же еще в 1865 году наместник Кавказа Е. И. Воронцов утвердил проект устава Темир-Хан-Шуринского общественного училища, открытого для бедных девиц, известного к тому времени как «Дом женской бесплатной школы» [8]. В нем учились в основном дети бедных родителей, не располагавших

возможностью содержать их в других городах России. Учились девочки от 8 до 12 лет. Содержались и воспитывались за счет училища, получая бесплатно одежду, питание и учебные пособия. Число бесплатных учениц было ограничено из-за недостатка средств на их содержание. Желающие учиться за свой счет платили 60 рублей в год. Приходящие, то есть имеющие жилье или возможность жить в городе, могли учиться бесплатно. Все сборы с одной ученицы, находящейся в пансионате, не могли превышать 50 рублей в год [8].

Со временем увеличивается количество желающих отдавать девочек в это училище для продолжения образования в более расширенном варианте. Жизнь диктовала необходимость иметь постоянно функционирующее полноценное женское среднее учебное заведение в столице Дагестана - Темир-Хан-Шуре.

Инициативу в подготовке основания женской гимназии в Дагестане взяла на себя, супруга начальника области княгиня А. М. Меликова. Она ходатайствовала о преобразовании бесплатной женской школы в 4-х классную Темир-Хан-Шуринскую прогимназию с особым подготовительным классом. Такая необходимость диктовалась еще тем, что во вновь осваиваемые территории переселялись из внутренних районов России крестьяне. Иными словами, на смену казачьей колонизации пришло переселенческое движение крестьян, начавшееся в пореформенное время и получившее широкое развитие в конце XIX - начале XX века. Основное переселение происходило в 90х годах XIX века в Кизлярский, Темир-Хан-Шуринский и Хасав-Юртовский округа, города Дербент и Кизляр, слободы Хасав-Юрт, Чир-Юрт, Петровск.

Особенность русского населения Дагестана заключалась в том, что оно было преимущественно городским в отличие от русского населения Предкавказье, состоявшего в основном из сельских жителей. В начале XX века русское население Дагестана составляло 72,7% в городах, а в Предкавказья лишь 13,7% всего городского населения [7. С. 30-33].

Переселенческое движение из Центральной России становится одним из каналов формирования и развития среди многонационального населения Дагестана русской национальной группы, сыгравшей большую роль в хозяйственной, социально-экономической, политиче-

ской и культурной жизни края и светского образа жизни [7. С. 33].

Характерной особенностью светского образования 60-80-х годов XIX в. Дагестане было, во-первых, то, что оно появлялось там, где преобладало русское население; во-вторых, женские светские школы вначале приписывались к воинским частям, которые давали школам контингент учащихся и создавали материальные условия для функционирования этих школ. В основном они возникали по частной инициативе.

В 1871 году при поддержке мужа -командира 21 пехотной дивизии - С. Я. Петрова попросила разрешение открыть

в Дешлагаре женское училище. Ей было отказано ввиду отсутствия условий для его функционирования.

Мужественную, высоконравственную женщину это не остановило. С. Я. Петрова при поддержке знакомых, которые взяли на себя и преподавание, и ежедневное приготовление уроков, устроила эту школу у себя дома. На свои собственные средства и пожертвования друзей она обеспечила своих девочек учебниками, а порой одевала малообеспеченных детей. Она собирала до 50 школьниц. Учебные дисциплины соответствовали программе приготовительного и первого классов женских гимназий. Через 2 года, когда 21-я дивизия была переведена в город Петровск, здесь школа перестала функционировать. Надо заметить, что Дагестан по времени появления женских учебных заведений от России в целом не отставал. Здесь затянулся процесс привлечения горянок в светские школы, хотя в это время отмечалось глубокое уважение к книге.

В 90-е годы в дербентском женском училище число учеников несколько увеличилось. По сведениям, представленным дербентским градоначальником военному губернатору Дагестанской области, в нем в 1883 году обучалось 32 девочки, в 1891 - 40 и в 1893 - 35 [9]. Учительницей здесь работала выпускница астраханской женской гимназии Се-режникова Евдокия. Во второй половине 90-х годов в женском образовании в Дагестане произошли определенные сдвиги. В 1897 через 22 года после открытия Темир-Хан-Шуринская прогимназия была преобразована в женскую гимназию, где обучалось 197 девочек [10], среди которых не было ни одной горянки. В этом же году в Порт-Петровске открылось женское начальное училище. В начале 1900 года дербентское женское училище было преобразовано в женскую прогимназию с 75 учениками. Таким образом, к началу XX века в 4-х учебных заведениях по линии Министерства просвещения в городе Темир-Хан-Шуре обучалось 234 девочки, в пяти учебных заведениях города Дербента - 107, в шести учебных заведениях Порт-

Петровска - 166 [11]. Наибольшие темпы роста наблюдались в Порт-Петровске с открытием железнодорожной ветки (1897 год). Профессиональное железнодорожное училище готовило кадры из мужчин и женщин для обеспечения потребностей железной дороги, вокзалов, станций.

В 1902 году в 20 учебных заведениях 3-х городов Дагестана обучалось 691 девочка. В 9 округах (16 школ и училищ) было всего 25 девочек, горянка - только одна в Хаджалмахинском женском училище, остальные 24 девочки в школах при воинских частях и чирюртовском начальном училище [16]. В чирюртов-ском слободском одноклассном училище в 1891 году обучалось 40 учеников - из них 28 мальчиков и 12 девочек [13]. Кроме одно- и двухклассных училищ, частных женских школ, типичными с начала нового времени стали 3 женские гимназии в трех городах: в Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Порт-Петровске. Из четырехклассных прогимназий они превратились к началу XX века в полноценные гимназии из семи и восьми классов.

Последователем Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского из известных педагогов женских гимназий Дагестана был Евгений Иванович Козубский, человек, вошедший в историю народного образования Дагестана, ученый-историк, оставивший солидное научное наследие и по истории этого региона [1. С. 20].

В 1913 году женские гимназии подвергаются определенным реформам. Если раньше программы женских гимназий резко отличались от мужских, то отныне их решили уравнять. Это опиралось на мнение тех, кто считал, что женский организм слаб и не способен усваивать того курса, который проходят в мужских гимназиях и реальных училищах, что физика, тригонометрия, алгебра, древние языки им должны преподаваться в меньшем объеме, чем мужчинам. Эту проблему стали увязывать с вопросом о равноправии женщин и решили учить их по одинаковым программам с мужскими учебными заведениями.

Абасова Софья Ивановна, преподавательница Темир-Хан-Шуринского ре-

ального училища и женской гимназии с 1905 года вспоминала: «Женская гимназия в Темир-Хан-Шуре открылась в 1901 году. Поступило туда 5 националок, а все остальные русские и др. Дагестанцы не давали своих девушек в гимназию, потому что там, на уроках, должны были сидеть без платков. Это положение мешало горянкам поступать в гимназию» [1. С. 26].

До революции в 4-х женских училищах, открытых в Н. Дженгутае, Н. Каза-нище, Казикумухе, Чохе, обучалось 128 девочек. А в 60 сельских начальных школах обоего пола - 61 девочка. Совместное обучение дагестанским традиционным обществом еще не воспринималось.

Особое место среди женских учебных заведений занимало частное женское училище, открытое и функционировавшее на средства нефтепромышленника Тагиева Зайналабида. Оно было открыто в 1898 году в Баку и рассчитано на четырехгодичное обучение. Это русско-мусульманское Александрийское женское училище давало элементарное начальное образование девушкам-мусульманкам с 7-летнего возраста. Учились там по программе, соответствующей одноклассным начальным училищам с профессиональным дополнительным классом для изучения рукоделия и домоводства в соответствии с требованиями типичной мусульманской семьи.

В Дешлагаре довольно долгое время работало сельское двухклассное училище, рассчитанное на совместное обучение обоего пола. В конце 1890-х годов там учились 52 мальчика и 23 девочки. Смотрителем училища был Константин Павлов - выпускник Ставропольской гимназии, учителем работал Ханасов Лазар, окончивший Темир-Хан-Шуринское реальное училище [11]. В Порт-Петровском смешанном начальном одноклассном училище обучалось 35 девочек и 43 мальчика. Учителями здесь работали Георгий Бочелевский, окончивший Слуцкую гимназию, и выпускница Темир-Хан-Шуринской женской гимназии Александра Измаильская [12].

Все три женские гимназии, начавшие свое функционирование к началу XX в., имели свой устав. Обучение в них было рассчитано на семь лет, а восьмой класс был педагогическим. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы начальной школы, по окончании восьми - домашней учительницы, если закончили с медалью, то имели право стать домашней наставницей. Система оценок в женских гимназиях Дагестана была пятибалльной.

Таким образом, во-первых, женское гимназическое образование в Дагестане возникло в 70-е годы XIX века и приобрело тенденцию заметного развития к началу XX века. Во-вторых, по своему содержанию эта система образования начала входить в общероссийскую со всеми ее сильными и слабыми сторонами. В-третьих, гимнастическое образование женщин создает основательные предпосылки для выравнивания ее социального положения с мужчиной в обществе, получившие свое реальное воплощение в дальнейшем при иных социально-политических изменениях.

К началу XX века светские школы функционировали во всех 9 округах Дагестанской области. Но открытие новых школ шло медленно. «Отмечая несомненный факт, - признавал военный губернатор, - что большинство туземцев, составляющих сплошное население Дагестана, уже пришло к убеждению в полезности и необходимости для него русской речи и грамоты и вполне сознательно стремится к усвоению их, в интересах справедливости, нельзя пройти молчанием то, что до настоящего времени для образования сельского населения области, несмотря на его трудолюбивый и миролюбивый характер, способности и энергию, сравнительно с народным образованием в других губерниях и областях Кавказского края, сделано было весьма мало. Сознание это тем более грустно, что для образования, служащего единственным прочным основанием как экономического, так и нравственного благосостояния, население безвозвратно потеряло много времени» [4].

Итак, в начале XX в. функционирова-

ли четыре вновь открытых средних учебных заведения: два в Дербенте - реальное училище (1902 г.) и женская гимназия (1904 г.), и два в Порт-Петровске -женская и мужская гимназии (соответственно в 1903 и 1905 гг.) Правда, основная тяжесть расходов по их содержанию падала на плечи местного населения. Так, в августе 1902 г. Министерство просвещения при открытии реального училища в Дербенте потребовало обеспечить «своими средствами помещение училища, квартиры должностных лиц, коим таковые помещения полагаются, оборудование училища и принять на себя все расход, оставив сбор за учение в собственность училища» [13].

Под напором революционной волны 1905-07 гг. военный губернатор Дагестанской области генерал-лейтенант Тихонов подписал 30 января 1907 года обязательное постановление по городам Те-мир-Хан-Шуре, Петровску и Дербенту, которое предусматривало, что «служащие в торговых и ремесленных заведениях, не достигшие 17-летнего возраста, независимо от 2-х часового перерыва на принятие пищи, освобождаются ежедневно в будние дни на три часа, для посещения школы» [14]. Время это с 10 часов утра до часу дня было определено соглашением между полицией и общественным управлением. Это решение положительно отразилось на оживлении деятельности органов образования.

Попечитель учебного округа указывал на ряд условий, тормозивших дело развития народного образования в Дагестане:

1. Косность разноязычного населения Дагестана (населяют при общем числе жителей 679911 чел. отдельных 27 племен, имеющих свой особый, непонятный для других язык).
2. Недостаток казенных средств и необходимость обложения расходами (деньгами или натуральной повинностью) на единовременное устройства и содержание училищ: по найму сторожа, отоплению и освещению.
3. Крайняя пересеченность местности с трудными условиями передвижения.
4. До крайности слабый приток ка-

зенных средств на нужды начального образования всей Кавказской окраины.

Главной причиной, тормозившей распространение школ в Дагестане, попечитель учебного округа называет подушный сбор и натуральную повинность для школы.

Таким образом, при становлении и развитии гимназического образования в Дагестане царское правительство придерживалось интересов, прежде всего, своей геополитики на Кавказе. «Все мероприятия правительства в сфере учебного дела были связаны одной общей нитью - постоянным стремлением примирить местные умственные, религиозные и бытовые особенности

края с общими духовными интересами России и постепенно, без насилования, путем школы, провести в жизнь диких сынов гор и степей европейско-русские начала образования и истинной гражданственности» [6].

Средняя школа способствовала очень медленному, но неизменно прогрессивному разрушению сложившегося тысячелетиями традиционного общества. В Дагестане именно со средней школы начинается модернизация, проходившая медленно, в борьбе, связанной временами с человеческой трагедией, но неминуемо, неумолимо.

Примечания

1. Гаджиев А.-Г.С. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX - начале XX веков. Махачкала, 1996. 2. Известия. 1995, 15 сентября. 3. Обзор Дагестанской области за 1900 год. Темир-Хан-Шура, 1901. С. 70. 4. Обзор Дагестанской области за 1896 год. Темир-Хан-Шура, 1897. 5. Обзор Дагестанской области за 1902 год. Темир-Хан-Шура, 1903. С. 57-60. 6. Просвещение национальностей. Журнал. 1934. №3. С. 49. 7. Суздальцева И.А. Русское переселенческое движение в Дагестане в конце XIX - начале XX вв. // Тезисы докладов научной конференции. Махачкала, 1993. 8. ЦГА РД. Ф.77. Оп.1. Д.3. Л.9. 9. ЦГА РД. Ф.2. Оп.2. Д.98. Л.Л.2-4. 10. ЦГА РД. Ф.2. Д.110. Л.34. 11. ЦГА РД. Ф.2. Д. 109. Л.40. 12. ЦГА РД. Ф.2. Л.46. 13. ЦГА РД. Ф.84. Оп. 1. Д. 27. Л.45. 14. ЦГА РД. Ф.2. Д.24. Л.33.

Статья поступила в редакцию 23.12.2008 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты