Спросить
Войти

Пенитенциарное законодательство начала XIX века

Автор: указан в статье

располагает общество к разработке универсальных общеобязательных регуляторов, так как с развитием социума усложняется и его состав, появляется социальное многообразие, «пестрый» общественный строй.

Подводя итог, перечислим признаки правообразовательного процесса:

- уникальность;

- законосообразность;

- субъективные и объективные фоновые условия;

- диалектичность;

- регулируемость;

- социальная обусловленность.

Резюмируя, генезис права представляет собой социально обусловленный, закономерный, уникальный, регулируемый процесс формирования (возникновения, создания) и развития права как системы представлений о социальном порядке до нормативных установок с последующим их потенциальным закреплением в законодательстве.

Список литературы:

1. Бержель Ж.Л. Общая теория права: пер. с фр. - М., 2000.
2. Розин В.М. Генезис права: методологический и культурологический анализ. - М., 2003.
3. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы общей теории государства и права. - Казань, 2003.

ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НАЧАЛА XIX ВЕКА

© Рубцов Д.И.*

Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир

В статье рассматриваются основы законодательства, регунирующего исполнение уголовного наказания в России в начале XIX в.

В современной России преобразованию подвергаются различные сферы государственной и социальной жизни, в том числе и уголовно-исполнительная система. Очевидно, что в период реформирования, в первую очередь необходимо создать теоретически обоснованную, непротиворечивую и реализуемую нормативную базу для полноценного обеспечения реформы, а уже затем подумать о переустройстве существующих в РФ учреждений исполняющих уголовное наказание.

* Преподаватель кафедры Государственно-правовых дисциплин.

Российское государство имеет богатый опыт развития уголовно-исполнительной системы. В истории России данный институт неоднократно претерпевал изменения. Исходя из этого, в современных условиях, актуально обращение к историческому опыту правового регулирования обще -ственных отношений связанных с исполнением уголовного наказания. Это позволит уточнить и расширить объем научной информации об особенностях законодательства об исполнении уголовного наказания в России, тем самым дополнить теоретическую базу современной реформы.

В данной работе мы рассмотрим особенности тюремного законодательства начала XIX в., так как именно в это время была осуществлена попытка тюремной реформы, целью которой было объединение существовавших тогда тюрем в определенную систему, имеющую единую законодательную базу. Необходимость решения данной задачи обуславливалась тем, что в данный период издавались исключительно указы, инструкции, относящиеся к определенному месту лишения свободы, либо спорные вопросы в области исполнения наказания решались по усмотрению чиновников.

К началу XIX в. в Российской империи существовала достаточно разветвленная сеть тюремных учреждений, но законодательства, регулировавшего исполнение наказаний, не было. Следует отметить, что попытки создания единого закона, регламентировавшего деятельность отечественных тюремных учреждений, предпринимались. Впервые они воплотились в разработке Проекта устава о тюрьмах, созданного в 1787 г. Екатериной II [8]. Данный нормативный правовой акт, который был весьма гуманным и прогрессивным для своего времени, оказал влияние на дальнейшее развитие пенитенциарного законодательства. В этом документе:

- во-первых, содержание лиц, лишенных свободы регламентировалось на основе не свойственных этой эпохе гуманных принципов, что явилось следствием влияния идей итальянского гуманиста Че-заре Беккариа;

- во-вторых, большое внимание было уделено устройству тюремных зданий и условиям содержания заключенных, а именно: предполагалось разделение тюрем на уголовные и гражданские; впервые ставился вопрос об отделении подследственных от осужденных и градации заключенных в соответствии с тяжестью преступления; предполагалось разделение заключенных по половому признаку;

- в-третьих, регламентировался внутренний распорядок тюремных учреждений; оговаривались особые условия содержания тюремных больных;

- в-четвертых, весьма подробно была регламентирована деятельность тюремного персонала.

В силу того, что заявленные положения Проекта устава о тюрьмах значительно расходились с реальной пенитенциарной практикой российского государства, ни проект в целом, ни его отдельные положения так и не были приняты и введены в действие. Данный факт позволил исследователям достаточно резко, но вполне справедливо дать оценку этому проекту. Так, М.Н. Гернет писал: «У Екатерины такого рода расхождение слова с делом принимало особые размеры. В погоне за славой и популярностью она была особенно склонна к мертворожденным проектам, громким, напыщенным фразам, прикрывающим самую тяжелую фактическую действительность» [2].

Исследователи отмечают, что реализация этого проекта действительно была невозможна в условиях пенитенциарной политики Российской империи второй половины ХУШ в. Причины заключались в следующем:

- он требовал существенных финансовых затрат, которых у государства не было;

- в силу демографических, географических и экономических условий тюремное заключение как организационная форма наказания не могло стать доминирующим в России второй половины ХУШ в.;

- для реализации проекта, в основу которого были положены идеи ценности человеческой личности, в России не было ни социально-экономических, ни политических, ни культурных, ни правовых предпосылок [1].

Вместе с тем Проект устава о тюрьмах имел большое значение в истории русского права: он оказал влияние на дальнейшее развитие отечественного уголовно-исполнительного законодательства, которое получило реальное воплощение в последующий период.

Концептуально новые положения Проекта Устава о тюрьмах требовали дальнейшего развития и конкретизации. Многочисленные единичные указы уже не могли в полной мере урегулировать складывающиеся уголовно-исполнительные отношения, время требовало кодификации. Процесс формирования дореволюционной законодательной базы, регулирующий исполнения наказания в виде лишения свободы, сопровождался изданием ведомственных (издаваемых МВД, Министерством юстиции, Главным тюремным управлением) нормативно-правовых актах (уставах, положениях, инструкциях, циркулярах, временных правилах и т.п.), которые также прошли путь интенсивного развития.

Впервые ведомственные тюремные инструкции в России стали появляться в конце ХУШ в. Одной из первых была принята Инструкция для офицера военного караула Санкт-Петербургской тюрьмы, разработанная в 1799 г. Это был небольшой документ, состоящий всего из 13 статей. Инструкция регулировала вопросы приема арестантов в тюремный замок, их классификацию по видам преступления, порядок свидания осужденных с родственниками и т.д.

В 1804 г. было подготовлено более основательное Положение о должности смотрителя тюремного замка в Москве и о должности караульного

офицера в тюремном замке. Документом предусматривалась, в частности, классификация заключенных по званиям, преступлениям, полу, особо подчеркивался запрет смешения арестантов по сословному признаку. Предписывалось удерживать заключенных от нарушения дисциплины «кроткими средствами, как-то: благородных сажать в уединенные покои, а разночинцев употреблять в работу по замку и вне очереди для очищения нечистоты и пр. или, давая умеренную пищу, хлеб да воду только».

В числе дисциплинарных мер упоминались также телесные наказания. Арестанты (из непривилегированных сословий) должны были заниматься работой (щипать перья, толочь сандал и пр.). Заключенным запрещалось давать бумагу, перья и чернила. Разрешалось читать книги только религиозного содержания. В каждой тюремной камере определялся выборный староста, который являлся ближайшим помощником смотрителя по наблюдению за порядком и чистотой.

Смотрителю предписывалось «с заключенными арестантами обхождение иметь строгое, однако же никогда не отступать от правил человеколюбия и обходиться без злобы, мщения и насильства».

Представляет определенный интерес также инструкция, разработанная Петербургским губернским прокурором для столичной тюрьмы в 1819 г. Факт ее появления свидетельствовал о том, что предыдущая инструкция оказалась недолговечной. В документе указывалось, в частности, чтобы старосты собирали заключенных своей камеры на утренние и вечерние молитвы и чтобы после утренней молитвы раздавали арестантам кормовые деньги на сутки; запрещалось курение в опасных местах. Кружки для сбора подаяний на ночь предписывалось убирать (в связи с воровством денег из них).

Стремясь дать целостную оценку данного документа, правоведы, прежде всего, обращали внимание на то, что Инструкция носила поверхностный характер и не отражала многих вопросов организации жизни арестантов в тюрьме [9].

Исключительная важность принятия такого рода инструкции состояла в том, что практика составления тюремных инструкций для служебного пользования в пределах конкретной тюрьмы распространилась по всей России (в частности, в 1823 г. была принята Инструкция главному надзирателю Виленского тюремного замка).

Однако в целом для Российской империи перечисленные инструкции не имели общегосударственного масштаба. Вобрав в себя ряд положений Проекта Устава о тюрьмах, они послужили в дальнейшем правовой базой первой общероссийской тюремной инструкции 1831 г, которая будет охарактеризована в дальнейшем.

Следующим актом, повлиявшим на становление пенитенциарной системы России исследуемого периода, являются правила для Попечительного о тюрьмах общества. Изначально они не являлись правовым актом, регулирующим исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, поскольку само Общество задумывалось как благотворительное. Однако в нашей стране эта организация приобрела весьма существенное значение, что связано, прежде всего, с отсутствием соответствующего законодательства. В этой связи М.Н. Гернет отмечал, что деятельность Попечительного о тюрьмах общества дала новое направление тюремной политике российского государства, связанное с попытками совершенствования тюремной системы усилиями общественных благотворительных организаций [6].

Правила для Попечительного общества о тюрьмах были законодательно закреплены Высочайше утвержденным докладом министра духовных дел и народного просвещения князя Голицына «Об учреждении в России Попечительного Общества о тюрьмах» от 19 июля 1819 г. [5]. Данный закон учреждал в России Попечительное общество о тюрьмах по образцу Лондонского общества. Инициатором его создания являлся член Лондонского Попечительного общества о тюрьмах В. Венинг. В структуру этого документа входили доклад министра, записка, представленная В. Венин-гом, и сами Правила для Попечительного общества о тюрьмах.

Правила для Попечительного общества о тюрьмах состояли из 25 пунктов. Они подробно регламентировали его деятельность:

- во-первых, определяли цели и задачи Общества, которые заключались в нравственном исправлении содержащихся преступников, улучшении состояния заключенных;

- во-вторых, устанавливали средства (методы) исправления заключенных;

- в-третьих, упорядочивали финансирование пенитенциарных заведений за счет общественных сборов;

- в-четвертых, определяли способы нравственного воздействия в отношении лиц, лишенных свободы и т.д.

Издание Правил для Попечительного общества о тюрьмах в 1819 г. явилось первой попыткой привлечения общественности к проблемам пенитенциарных учреждений России. Однако реальный общественный контроль над порядком и условиями содержания лиц, лишенных свободы, в отечественных уголовно-исправительных учреждениях в этот период так и не был создан. Исследователи объясняют это следующими причинам:

- во-первых, Попечительное общество о тюрьмах было создано под влиянием западноевропейского движения за реформирование пенитенциарных учреждений, а не в результате создания внутренних предпосылок реформирования уголовно-исполнительной сферы;

- во-вторых, с момента своего основания Общество превратилось в элемент государственного механизма, т.к. в правилах прямо указывалось, что Общество находится под покровительством Императора, а «избрание и назначение его Президента зависит от воли Его Императорского Величества» [5];

- в-третьих, фактически Общество было создано по инициативе государственной власти, а не общественного движения, как это предполагала его сущность [1].

Тем не менее, создание в России в первой четверти XIX в. Попечительного общества о тюрьмах как организации, специально занимавшейся проблемами содержания заключенных, имело большое значение для развития уголовно-исполнительной системы. А Правила для Попечительного общества о тюрьмах в течение определенного времени оставались одним из немногих нормативных правовых актов, которые осуществляли регулирование отношений, связанных с исполнением наказаний.

Первым нормативным правовым актом, регулирующим на общегосударственном уровне общественные отношения, связанные с исполнением наказания в виде тюремного заключения явилась Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 г, где впервые комплексно были отрегулированы вопросы исполнения наказания в виде тюремного заключения. Инструкция являлась самостоятельным нормативным актом и послужила основой дальнейшего развития ведомственного законодательства.

Инструкция была одобрена Обществом попечительным о тюрьмах и 26 мая 1831 г. - Кабинетом министров России. Она регулировала основания приёма и распределения осуждённых, организацию режима, труда, материально-бытовых условий отбывания наказания, формы нравственно-религиозного воспитания осуждённых, правовые основания и порядок освобождения из мест лишения свободы. По объёму и содержанию инструкция была систематизированным актом, своего рода кодексом по тюрь-моведению в России. Она достаточно подробно регламентировала практически все направления тюремного быта. В соответствии с первой главой, например, устанавливается круглосуточный приём вновь прибывших, вводится медицинское их освидетельствование.

В других главах регулируются вопросы вещевого довольствия, организации тюремного распорядка, обеспечения раздельного содержания лиц из имущественных сословий и черни. Для исполнения телесных наказаний используются «заплечные мастера» из числа заключенных. Инструкция в целях обеспечения безопасности «заплечных мастеров» предусматривает содержание их в особых помещениях.

В данный период развития уголовно-исполнительного законодательства возрастает внимание церкви к организации тюремной жизни осуждённых, участию священников в религиозном воспитании заключённых. Активно ведется работа по объединению усилий тюремщиков и церковных служителей в формировании законопослушной личности. Для организации церковных служб предусматривается строительство в тюрьмах церковных зданий. Инструкция подробно регламентирует положение церкви, а также порядок отправления церковных обрядов [7].

Реально оценивая возможности органов местного управления по строительству и содержанию тюремных заведений, центральные власти сделали оговорку о том, что положения Инструкции должны применяться, «сколько местные обстоятельства и способы то дозволят».

Однако при анализе данного правового акта сразу бросается в глаза то, что в Инструкции нет норм, прямо выражающих цели и задачи тюремного заключения, общие принципы его исполнения, хотя о них можно вполне судить из статей, в которых эти вопросы все же затрагиваются. В целом же, воспитательные и ресоциализирующие начала проходили красной нитью через все содержание Инструкции.

Исходя из всего вышеизложенного, представляется возможным установить, что государство довольно явственно показало свое отношение к будущей судьбе преступников - оно предписывало их исправлять, и следовательно, тем самым заботилось о том, чтобы в общество возвращался законопослушный гражданин [3].

Данная инструкция была огромным шагом в направлении создания целостного кодифицированного нормативного акта - общего тюремного кодекса. В целом же, есть основания говорить о том, что Инструкция смотрителю губернского тюремного замка 1831 г. является историко-правовой основой последующего и современного уголовно-исполнительного законодательства. Однако положения данного законодательного акта носили декларативный характер, о чем свидетельствуют практически не изменившиеся условия содержания заключенных. Однако участь арестантов усугублялась еще и тем, что к ним применялись различные средства физического воздействия (кандалы, рогатки, стулья, цепи и т.д.), дабы увеличить их страдания и предотвратить побеги. Они были официально отменены Указом 1828 г., но фактически использовались в отдельных местах еще длительное время [4].

Таким образом, учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что именно в начале XIX в. начинает формироваться единое общероссийское законодательство, нормы которого регулировали общественные отношения, связанные с исполнением такого вида наказания как лишение свободы способом заключения в тюремный замок. Посредством вышеперечисленных нормативно-правовых актов законодатель впервые осуществил попытку объемно и всесторонне прописать содержательную деятельность пенитенциарной системы, условия отбывания наказания преступников, формы и методы исправительного и карательного воздействия на них. Однако данное пенитенциарное законодательство характеризовалось, с одной стороны, раздробленностью нормативных актов, а с другой - исключительной сложностью их практической реализации.

В этой связи исследование тюремного законодательства России начала XIX в., позволяет провести соответствующие параллели между опытом

прошлого и современной действительностью. Осмысление накопленного теоретико-правового опыта, связанного с анализом вышеуказанной проблемы, делает возможным расширение соответствующей законодательной базы для выработки оптимальных решений современной действительности.

Список литературы:

1. Аладьина Л.С., Ковалев О.Г., Шабанов Г.Х. Российская уголовно-исполнительная система: исторические этапы формирования. - М., 2007.
2. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: в 5 т. Т. 1. - М., 1951-1956.
3. Забровская Л.Ю. Пенитенциарное законодательство Российской империи XIX в. / Л.Ю. Забровская. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006.
4. Лисин А. Г. Тюремная система Российского государства в XVIII -начале XIX в. / А.Г. Лисин, Е.И. Петренко, Е.И. Яковлева. - С. 10-11.
5. Об учреждении в России Попечительного Общества о тюрьмах (Высочайше утвержденный доклад министра духовных дел и народного просвещения) от 19 июля 1819 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. - Т. XXXVI, № 27895.
6. Петренко Н.И. Становление и развитие управления уголовно-исполнительной системы России. - Чебоксары: ЧКИ МУПК, 2002.
7. Пертли В., Дворянсков И. Развитие уголовно исполнительного законодательства в XIX - начале XX в. // Преступление и наказание. -2006. - № 8.
8. Проект устава о тюрьмах // Русская старина. - 1873.
9. Рассказов Л.П. Тюремные инструкции в Российской империи: учебное пособие / Л.П. Рассказов, И.В. Упоров. - Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1999.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ПЕРВОГО СОЗЫВА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА КАЗАНИ

© Шестериков И.А.*

Институт социальных и гуманитарных знаний, г. Казань

Учредительные выборы всегда являются выборами программными, идеологическими. Выборы в первую Государственную думу проходили при наличии устойчивой системы местного самоуправления. Исторический опыт говорит нам, что одним лишь законом сформировать многопартийную систему невозможно, однако закон может создать условия и стимулы для партийного строительства. Особенно интересно выборы проходили в городе Казани.

* Ассистент кафедры Теории и истории государства и права, аспирант.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты