Спросить
Войти

Этносоциальнополитические причины отсутствия городов на Южном Урале в эпоху средневековья

Автор: указан в статье

В.А.ИВАНОВ. ЭТНОСОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ГОРОДОВ НА южном УРАЛЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Как таковая, проблема существования средневековых городов на Южном Урале до сих пор в научной литературе не затрагивалась, если не считать периодически встречающихся (как правило, в популярных статьях) упоминаний о "Дубовом" и "Ханском" городах ("Имэн-кала", "Хан-кала"), местоположение которых увязывается с городищами эпохи раннего железа-средневековья, расположенными на территории современного города Уфы. В качестве источника, документирующего существование на Южном Урале городов, используется географическое сочинение и карта Ал-Идриси (XII в.).

Решение проблемы городов на Южном Урале и в Приуралье в буквальном смысле этого понятия ("Город,- населенный пункт, достигший определенной людности... и выполняющий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции." -БСЭ) невозможно без анализа социально-экономической и этнополи-тической ситуации, сложившейся в рассматриваемом регионе в эпоху средневековья.

Последняя во второй половине конце I тыс. н.э. определялась последовательным приходом на Южный Урал и в Приуралье кочевников - представителей угорского (лесостепные районы) и тюркского (степное Приуралье) этнокультурных массивов

Вероятность возникновения городов у тюркских кочевников степного Приуралья конца I тыс. н.э. (огузы, печенеги, древние башкиры) исключается по причине пребывания их на первой (по С.А.Плетне-вой), а затем - на второй стадии кочевания, от которых в степях региона остались немногочисленные и разрозненные отдельные курганы или курганные группы, насчитывающие не более 3-4 одновременных насыпей.

Не следует забывать также, что и для огузов, и для печенегов рассматриваемая территория являлась периферией их ойкумены, лежащей к тому же в стороне от основных торговых путей, связывавших Восток и Запад.

Кратковременное пребывание огузов и печенегов в приуральских степях, не достигшее даже степени перехода к третьей стадии кочевания (знаменующейся появлением стационарным поселений и оседанием части кочевников на землю), завершилось уходом их в середине XI в. на запад под натиском полов-цев-кыпчаков, также прошедших территорию Урало-Каспийского степного коридора на первой стадии кочевания (чему свидетельство - немногочисленные курганы XII-первой половины XIII вв., спорадически разбросанные по просторам Урало-Волжских степей).

Массовое (судя по количеству известных памятников), заселение кыпчаками Урало-Волжских степей начинается в золотоордынскую эпоху как следствие целенаправленной административной политики ордынских ханов. Но эта же политика

© Иванов В.А., 1991

привела к тому, что южное Приура-лье оказалось разделенным между двумя улусами: улусом Бату с центром в Поволжье (где, соответственно, и появляются крупные города) и улусом Шибана - "буферным" кочевым государственным образованием, являвшимся, по сути идейно-политическим антиподом Волжской Орды.

Для последней Южное Приура-лье являлось восточной периферией, поставщиком ясака (для сбора которого на территории современной Башкирии создавались укрепленные форпосты типа Турналинс-кого, Кара-Абызского и Уфимского [Чертова] городищ) и центром перманентной партизанской борьбы так до конца и не покорившихся башкирских племен.

История населения лесостепной полосы Южного Урала и Приура-лья в рассматриваемое, время проходила под знаком этнокультурной доминанты урало-сибирских угров. В VII-IX вв. лесостепное Приуралье становятся западной периферией этнокультурного ареала культур с резной и штампо-гребенчатой керамикой Урало-Сибирского региона, этническая принадлежность которых определяется как угорская. На Южном Урале и в Приуралье -это памятники кушнаренковского и караякупов-ского типов, носители которых, судя по имеющемуся материалу, придерживались второй стадии кочевания (многочисленные следы кратковременных сезонных поселков, единичные городища, характерной особенностью которых являются тонкий культурный слой и незначительная площадь, крупные могильники, расположенные в удалении от поселений, как правило, в предгорных районах Южного Урала).

Кратковременное пребывание древних угров в регионе, одной из причин которого явилось, по всей видимости, образование в Волго-Камье раннеболгарского государства, ограничившего масштабы угорской экспансии, привело к тому, что и эти племена перейти к третьей стадии кочевания на Южном Урале не успели (в середине IX в. основная масса древних угров-ма-дьяр уходит на запад, пройдя Восточную Европу на первой стадии кочевания).

Таким образом этнополитичес-кая нестабильность и кочевой хозяйственно-культурный тип, южноуральских племен - вот два основных фактора, объективно препятствовавших возникновению крупных городских центров на Южном Урале в эпоху средневековья. И кроме археологического материала, данная ситуация нашла свое отражение как в письменных источниках XIII-XV вв. (Плано Карпини, Ал-Бакуви), так и в башкирских эпических сказаниях, по содержанию своему - типично кочевнических.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОРОДА ЮЖНЫЙ УРАЛ ИСТОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЮЖНОУРАЛЬСКИЕ ПЛЕМЕНА
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов