Спросить
Войти

Проблемы функционирования кредитных кооперативов в России в конце XIX - начале ХХ вв

Автор: указан в статье

на протяжении всей жизни каждого гражданина: начиная от охраны здоровья новорожденного (что в будущем отразится, конечно, и на его годности к военной службе), прохождения начальной военной подготовки в общеобразовательных школах и кончая обеспечением погребения умершего военнослужащего, военного пенсионера, пенсионным обеспечением лиц, находившихся на его иждивении.

2. Эффективность мероприятий военно-социальной сферы должна оцениваться на основе критерия, отражающего их вклад в обеспечение военного (боевого) потенциала Российского государства, обеспечение национальной безопасности.
3. При рассмотрении затрат на достижение целей военно-социальной политики необходимо учитывать использование не только финансовых, но и кадровых, информационных, материально-технических и иных ресурсов.
4. Обоснованность и эффективность затрат на реализацию военно-социальной политики должна оцениваться на основе системного анализа результатов проведения соответствующих мероприятий с учетом их положительного либо отрицательного влияния на экономику и социальную организацию страны в целом.

Литература

1. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 1 к приказу Министра обо-

роны РФ от 28 апреля 2008 г. № 241) // Военный железнодорожник. 2008. 18, 25 мая.

2. Реформа системы комплектования военной организации России рядовым и младшим командным составом / Под ред. Е.Т. Гайдара и В.И. Цымбала. М., 2002.
3. Гайдар Е.Т. Социально-экономический прогресс и трансформация системы комплектования Вооруженных Сил // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 8.
4. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 8 июля 2000 г. “Какую Россию мы строим” // Российская газета. 2000. 11 июля.
5. Венедиктов A.A. Динамика уровня жизни военнослужащих и членов их семей в Москве/ / Вестник Военного финансовоэкономического университета. 2005. № 2.
6. Корякин В.М. Федеральный закон “О статусе военнослужащих”: тест на коррупционность // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 9.
7. Военная доктрина Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. № 17. Ст. 1852.
8. Шигалин Г.И. Военная экономика в первую мировую войну. М., 1956.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46.
10. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976.

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.

Троян В.В.

Кредитная кооперация формировалась в течение многих десятилетий. Слагалась она вне влияния тех тонко разработанных теоретических обоснований мелкого кредита, которыми располагаем мы теперь и которые вырабатывались наукой в последние годы, когда были уже закончены в своем образовании все важнейшие основы кредитной кооперации.

© Троян В.В., 2008

Стихийно и постепенно, вне осознанного плана строительства выработала она свои начала и традиции, практически переходя от одного решения вопроса к другому. Однако в России во второй половине XIX - начале XX века кредитная кооперация с большим трудом завоевывала свои позиции.

Во-первых, основная проблема организации кооперативного кредита, как, впро-

чем, и всякого организованного кредита, заключается в организации посредничества между лицами, нуждающимися в капиталах для ведения своего хозяйства, и лицами, имеющими свободные или относительно свободные капиталы и могущими их в той или иной форме предоставить лицам первой группы в пользование.

Кредит в этом отношении представляет собою, как это обычно и предполагают, как бы особый вид торговли, в которой товаром является право пользования капиталом, измеряемое суммой капитала и продолжительностью срока пользования, а ценой этого товара - процент, уплачиваемый должником заимодавцу.

Основная задача кредитного товарищества заключается в том, чтобы организовать местный рынок капиталов для той более или менее обширной совокупности хозяйств, которые составляют район его деятельности. Первой задачей в этом отношении является привлечение в кассу товарищества всех свободных капиталов района, источниками этих капиталов являются различные хозяйственные слои деревни, орудием привлечения - уплата за даваемые капиталы их цены в виде процента на делаемые вклады.

Во-вторых, не менее серьезной проблемой тогдашних кооперативов был их искусственный характер. Структуры, характерные для рыночной экономики и развитой общественной самодеятельности, пытались насадить в среде русского крестьянства, не только не готового к тому, чтобы вполне осознать смысл и задачи кредитных учреждений, но по большей части просто неграмотного. Поэтому товарищества создавались усилиями местной интеллигенции, а не самих крестьян, и для нормального функционирования требовали постоянного надзора и контроля, хотя бы за состоянием счетоводства.

Слабость мелких кредитных кооперативов и причины неудач многих из них крылись в том, что эти кооперативы основывались не на самодеятельности населения, а насаждались сверху. Поэтому по мере сокращения займов от земства число вновь открываемых кооперативов падало.

В-третьих, одной из наиболее сложных проблем в деятельности кредитных коопераций являлась проблема накопления просроченных ссуд, которая ставила под

угрозу само существование кооперации. В докладе управы отмечалось, что уклонение недобросовестных лиц от уплаты занятых ссуд препятствует “усовершенствованию и дальнейшему правильному развитию” кредитных учреждений. “Только при своевременной уплате ссуд, - заключает она, - кредит может быть удешевлен и доступен всем сельским жителям... В одной статье уставов говорится, что для возмещения неуплаченных ссуд должна производиться, по заявлению правления товарищества, продажа определенной части имущества должника в течение семи дней сельскими и полицейскими властями. Но на практике волостные правления и полиция без судебного решения отказываются это исполнять “[4, с. 161].

И, наконец, главной проблемой было отсутствие залога недвижимости в качестве финансового обеспечения ссуд, и авторы записки практически утверждали, что эта ситуация не изменится, пока возделываемые каждым хозяйством земли находятся в общинной собственности, а большинство крестьянского имущества по-прежнему неотчуждаемо по закону. Не помогли решить эту проблему и так называемые столыпинские реформы. Указ от 15 ноября 1906 года о залоге надельных земель был сразу дополнен правилами от 29 ноября и 11 декабря того же года, запрещавшими кооперативам закладывать какую бы то ни было крестьянскую землю. В 1915 году Сенат подтвердил принцип неотчуждаемости крестьянских земель для всех без исключения кредитных учреждений [5].

В то же время отношение властей к кооперации отличалось подозрительностью, самодержавие видело в ней один из центров сплочения оппозиционных сил. Поэтому правительство препятствовало проведению кооперативных съездов, объединению товариществ в союзы, явочному порядку открытия кооперативов.

Кроме указанных проблем, для нормального функционирования кредитной кооперации существовал еще целый ряд препятствий.

Неудовлетворительными были образцове уставы ссудо-сберегательных товариществ, особенно тех статей, которые определяют сроки, порядок уплаты и способ обеспечения ссуд.

Несмотря на то, что земские кассы, сельские банки, общества взаимного поземельного кредита и Крестьянский поземельный банк по условию кредитования не могли конкурировать с кредитной кооперацией, в реальности большая часть учреждений активно противодействовала развитию ссудо-сберегательных товариществ. Это противодействие выражалось в не предоставлении займов и в отводе населения от кредитных учреждений данного типа. После активного вмешательства Петербургского Отделения Комитета ссудо-сберегательных и промышленных товариществ в 1883 году издается указ о запрещении функционирования сельских банков в тех местах, где функционируют ссудо-сберегательные товарищества.

Наблюдался недостаток денежных капиталов среди сельского населения и как следствие этого - высокий процент по вкладам и займам, заключаемым товариществами, а затем и по выдаваемым ими своим членам ссудам

Правительственные учреждения довольно часто затягивали процесс утверждения устава кредитного кооператива. Это проблема была самой значительной

и, к сожалению, не решаемой. Власти на местах также проецировали негативное отношение центральной власти на кооперативы.

Таким образом, несмотря на определенную государственную поддержку кооперативного строительства, административно-политические предпосылки не были

в полной мере благоприятными для развития кооперации.

Стремление к централизации руководства всеми процессами привело к тому, что местные органы власти, прежде всего в лице земств, до последнего времени отстранялись от возможности участия в кооперативном движении. Даже те земства, которые на первом этапе - еще в 70-е годы XIX века с энтузиазмом взялись за новую, необходимую местному населению работу по созданию “народного кредита”, в результате длительной борьбы с противодействием правительства и неразберихой в законодательстве, уже к концу столетия отказываются от работы в этом направлении. В результате - кооперативное движение не получает у нас должного внимания и развития до конца первого десятилетия XX века.

Литература

1. Вестник кооперации. 1911. № 2, 7.
2. Вестник финансов. 1902. № 21.
3. Коваленко С.Б. Кредитная инфраструктура времен царской России. Саратов, 1998.
4. КорелинА.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX - начале XX веков. М., 1988.
5. Коцонис Я. Как крестьян делали отсталыми. Сельскохозяйственные кооперативы и аграрный вопрос в России. 1861 -1914. М., 2006.
6. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.,1989.

МИРОВОИ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Грейдонс Ю.Я.

В настоящее время повышается значение интеллектуальной собственности. В различных странах мира возрастает количество патентов на изобретения, выдается значительное количество лицензий и так далее. В России пока мало опыта в области регулирования интеллектуальной собственности. В связи с

этим назрела настоятельная потребность в изучении мирового опыта регулирования интеллектуальной собственности и поиска путей его применения в России. Все это делает данную тему актуальной для исследования.

В Российской Федерации после распада Советского Союза активно возрастает

© Грейданс Ю.Я., 2008

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты