на протяжении всей жизни каждого гражданина: начиная от охраны здоровья новорожденного (что в будущем отразится, конечно, и на его годности к военной службе), прохождения начальной военной подготовки в общеобразовательных школах и кончая обеспечением погребения умершего военнослужащего, военного пенсионера, пенсионным обеспечением лиц, находившихся на его иждивении.
роны РФ от 28 апреля 2008 г. № 241) // Военный железнодорожник. 2008. 18, 25 мая.
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ вв.
Троян В.В.
Кредитная кооперация формировалась в течение многих десятилетий. Слагалась она вне влияния тех тонко разработанных теоретических обоснований мелкого кредита, которыми располагаем мы теперь и которые вырабатывались наукой в последние годы, когда были уже закончены в своем образовании все важнейшие основы кредитной кооперации.
© Троян В.В., 2008
Стихийно и постепенно, вне осознанного плана строительства выработала она свои начала и традиции, практически переходя от одного решения вопроса к другому. Однако в России во второй половине XIX - начале XX века кредитная кооперация с большим трудом завоевывала свои позиции.
Во-первых, основная проблема организации кооперативного кредита, как, впро-
чем, и всякого организованного кредита, заключается в организации посредничества между лицами, нуждающимися в капиталах для ведения своего хозяйства, и лицами, имеющими свободные или относительно свободные капиталы и могущими их в той или иной форме предоставить лицам первой группы в пользование.
Кредит в этом отношении представляет собою, как это обычно и предполагают, как бы особый вид торговли, в которой товаром является право пользования капиталом, измеряемое суммой капитала и продолжительностью срока пользования, а ценой этого товара - процент, уплачиваемый должником заимодавцу.
Основная задача кредитного товарищества заключается в том, чтобы организовать местный рынок капиталов для той более или менее обширной совокупности хозяйств, которые составляют район его деятельности. Первой задачей в этом отношении является привлечение в кассу товарищества всех свободных капиталов района, источниками этих капиталов являются различные хозяйственные слои деревни, орудием привлечения - уплата за даваемые капиталы их цены в виде процента на делаемые вклады.
Во-вторых, не менее серьезной проблемой тогдашних кооперативов был их искусственный характер. Структуры, характерные для рыночной экономики и развитой общественной самодеятельности, пытались насадить в среде русского крестьянства, не только не готового к тому, чтобы вполне осознать смысл и задачи кредитных учреждений, но по большей части просто неграмотного. Поэтому товарищества создавались усилиями местной интеллигенции, а не самих крестьян, и для нормального функционирования требовали постоянного надзора и контроля, хотя бы за состоянием счетоводства.
Слабость мелких кредитных кооперативов и причины неудач многих из них крылись в том, что эти кооперативы основывались не на самодеятельности населения, а насаждались сверху. Поэтому по мере сокращения займов от земства число вновь открываемых кооперативов падало.
В-третьих, одной из наиболее сложных проблем в деятельности кредитных коопераций являлась проблема накопления просроченных ссуд, которая ставила под
угрозу само существование кооперации. В докладе управы отмечалось, что уклонение недобросовестных лиц от уплаты занятых ссуд препятствует “усовершенствованию и дальнейшему правильному развитию” кредитных учреждений. “Только при своевременной уплате ссуд, - заключает она, - кредит может быть удешевлен и доступен всем сельским жителям... В одной статье уставов говорится, что для возмещения неуплаченных ссуд должна производиться, по заявлению правления товарищества, продажа определенной части имущества должника в течение семи дней сельскими и полицейскими властями. Но на практике волостные правления и полиция без судебного решения отказываются это исполнять “[4, с. 161].
И, наконец, главной проблемой было отсутствие залога недвижимости в качестве финансового обеспечения ссуд, и авторы записки практически утверждали, что эта ситуация не изменится, пока возделываемые каждым хозяйством земли находятся в общинной собственности, а большинство крестьянского имущества по-прежнему неотчуждаемо по закону. Не помогли решить эту проблему и так называемые столыпинские реформы. Указ от 15 ноября 1906 года о залоге надельных земель был сразу дополнен правилами от 29 ноября и 11 декабря того же года, запрещавшими кооперативам закладывать какую бы то ни было крестьянскую землю. В 1915 году Сенат подтвердил принцип неотчуждаемости крестьянских земель для всех без исключения кредитных учреждений [5].
В то же время отношение властей к кооперации отличалось подозрительностью, самодержавие видело в ней один из центров сплочения оппозиционных сил. Поэтому правительство препятствовало проведению кооперативных съездов, объединению товариществ в союзы, явочному порядку открытия кооперативов.
Кроме указанных проблем, для нормального функционирования кредитной кооперации существовал еще целый ряд препятствий.
Неудовлетворительными были образцове уставы ссудо-сберегательных товариществ, особенно тех статей, которые определяют сроки, порядок уплаты и способ обеспечения ссуд.
Несмотря на то, что земские кассы, сельские банки, общества взаимного поземельного кредита и Крестьянский поземельный банк по условию кредитования не могли конкурировать с кредитной кооперацией, в реальности большая часть учреждений активно противодействовала развитию ссудо-сберегательных товариществ. Это противодействие выражалось в не предоставлении займов и в отводе населения от кредитных учреждений данного типа. После активного вмешательства Петербургского Отделения Комитета ссудо-сберегательных и промышленных товариществ в 1883 году издается указ о запрещении функционирования сельских банков в тех местах, где функционируют ссудо-сберегательные товарищества.
Наблюдался недостаток денежных капиталов среди сельского населения и как следствие этого - высокий процент по вкладам и займам, заключаемым товариществами, а затем и по выдаваемым ими своим членам ссудам
Правительственные учреждения довольно часто затягивали процесс утверждения устава кредитного кооператива. Это проблема была самой значительной
и, к сожалению, не решаемой. Власти на местах также проецировали негативное отношение центральной власти на кооперативы.
Таким образом, несмотря на определенную государственную поддержку кооперативного строительства, административно-политические предпосылки не были
в полной мере благоприятными для развития кооперации.
Стремление к централизации руководства всеми процессами привело к тому, что местные органы власти, прежде всего в лице земств, до последнего времени отстранялись от возможности участия в кооперативном движении. Даже те земства, которые на первом этапе - еще в 70-е годы XIX века с энтузиазмом взялись за новую, необходимую местному населению работу по созданию “народного кредита”, в результате длительной борьбы с противодействием правительства и неразберихой в законодательстве, уже к концу столетия отказываются от работы в этом направлении. В результате - кооперативное движение не получает у нас должного внимания и развития до конца первого десятилетия XX века.
МИРОВОИ ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ
Грейдонс Ю.Я.
В настоящее время повышается значение интеллектуальной собственности. В различных странах мира возрастает количество патентов на изобретения, выдается значительное количество лицензий и так далее. В России пока мало опыта в области регулирования интеллектуальной собственности. В связи с
этим назрела настоятельная потребность в изучении мирового опыта регулирования интеллектуальной собственности и поиска путей его применения в России. Все это делает данную тему актуальной для исследования.
В Российской Федерации после распада Советского Союза активно возрастает
© Грейданс Ю.Я., 2008