Спросить
Войти

Сельскохозяйственное землеустройство в Крыму в первой половине 20-х годов XX века (по материалам фонда НК РКИ Крымской ССР)

Автор: указан в статье

Сельскохозяйственное землеустройство в Крыму в первой половине 20-х годов XX

века

(по материалам фонда НК РКИ Крымской ССР)

Шадрин В. Р.

Шадрин Владимир Ростиславович / Shadrin Vladimir Rostislavovich — старший преподаватель, кафедра исторических, социальных и философских наук,

Гуманитарно-педагогический институт, Севастопольский государственный университет,

г. Севастополь

Аннотация: рассматривается сельскохозяйственное землеустройство в Крымской ССР в первой половине 20-х годов XX века по материалам Фонда Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Крымской ССР. Описываются успехи и недостатки, выявленные НК РКИ Крыма в ходе обследования землеустроительной деятельности Наркомзема Крыма, и предложения НК РКИ по улучшению землеустройства в Крыму.

Материалы Фонда Народного Комиссариата Рабоче-Крестьянской Инспекции Крымской ССР, хранящиеся в Г осударственном архиве Республики Крым, незаслуженно мало используются исследователями. Важным источником истории Крыма эти материалы делают специфические особенности деятельности НК РКИ Крыма. РКИ проводила детальные обследования во всех сферах жизни молодой республики, вносила свои предложения по улучшению работы. Так, относительно небольшие отчёты позволяют воссоздать целостную картину деятельности той или иной государственной или общественной организации, направленности деятельности в целом. В настоящей статье, благодаря материалам фонда, предпринята попытка показа значимых особенностей крымского сельскохозяйственного землеустройства в 20-е годы XX века. Автор постарался сохранить стилистику и особенности словообразования при изложении документов.

По окончании Гражданской войны необходимым условием быстрейшего восстановления и развития сельского хозяйства Крыма было землеустройство.

Сразу же по установлении Советской власти в Крыму был образован Земельный отдел КрымРевкома, а затем со времени основания Крымской ССР (ноябрь 1921 г.), был образован Народный Комиссариат Земледелия (далее - Наркомзем, НКЗ) [2, л. 260].

В положении о Наркомземе так определялись его задачи: «Народный Комиссариат Земледелия -Наркомзем, является центральным органом Крымской ССР, осуществляет свои задания по развитию и укреплению всех отраслей и видов сельского хозяйства Крымской республики и реорганизации его в направлении социалистических форм и отношений, в соответствии с руководящими постановлениями Федерального Комитета по земельным делам, Крымских съездов Советов Рабочих Крестьянских и Красноармейских Депутатов, Крымского ЦИК Советов и Крымского СНК» [4, л. 42].

Наличие в Крыму до революции крупного землевладения и наряду с ним огромного числа безземельных крестьян, а также отсутствие революционного захвата частновладельческих земель в годы революции, выдвигало перед органами Наркомзема задачу первостепенной важности - передать в пользование крестьянам свыше 500 000 дес. земли [3, л. 1].

Это обстоятельство обуславливало проведение в Крыму межселенного землеустройства. Наряду с этим НКЗ необходимо было также регулировать и вопросы землепользования внутри села, т. к. изменение внешних границ пользования обществ, естественно, влекло за собой изменения пользования отдельных хозяйств.

Как следует из материалов фонда, главной задачей всей НК РКИ Крыма в деле проведения Наркомземом землеустроительных работ являлась: проследить правильность политики НКЗ в

удовлетворении им нужд маломощного крестьянства по землеустройству. В результате проведения обследования было установлено, что на протяжении 4 -х лет своей деятельности НКЗ проделал большую работу. Межселенное землеустройство за это время составило 1000 000 дес. земли. В процессе землеустройства НКЗ регулировал земельные отношения между обществами и устранял споры, возникавшие на этой почве.

О положительном отношении населения к межселенному землеустройству свидетельствовало увеличивающееся из года в год количество заявок от крестьян. Несмотря на тяжелые условия, в которых протекала работа НКЗ в эти годы (голод, острый недостаток средств, техники и т. д.), спрос на землеустройство, как видно из материалов фонда, удовлетворялся достаточно - 30-53 % ежегодных заявок крестьян [3, л. 1]. Межселенное землеустройство намечалось завершить в 1927 году.

Но наряду с этими положительными результатами в работе Наркомзема по землеустройству, НК РКИ отметил и ряд существенных недочетов.

НКЗ недостаточно правильно учел в свое время землеустроительные нужды населения, направив всю работу на межселенное землеустройство, не увязав его с внутриселенным в один непрерывный процесс, в результате чего межселенное землеустройство сводилось к простому межеванию и проходило вне учета интересов отдельных социальных групп крестьянства. Межселенное землеустройство было начато в 1921 году, а внутриселенное - в 1925 году, и практически 4 года вопросы наделения землей конкретных людей решались произвольно, либо не решались совсем. Крестьяне оплачивали услуги землеустроителей и, соответственно, они вынуждены были платить дважды [3, л. 13]. Чрезмерная оттяжка проведения внутриселенного землеустройства способствовала захвату лучших земель зажиточной частью населения. Подготовка к внутриселенному землеустройству была проведена очень слабая. От того и вопросы о формах землепользования и севооборотах выдвинулись на повестку дня только к началу 1925 года.

При землеустройстве встречались случаи административного нажима со стороны НКЗ по отношению к местному населению. Производилось принудительное приселение, доприселение, объединение в земельные общества. Такой метод в работе Наркомзема не способствовал укреплению в сознании крестьянства уверенности в незыблемости его прав на землепользование, а, следовательно, и в устойчивость самого землепользования, являвшегося основным условием развития сельского хозяйства. Кроме того такой метод вызывал протесты со стороны крестьян, порождал споры и жалобы, тем самым затягивая и осложняя работу по землеустройству.

В 1921 году с началом межселенного землеустройства были выработаны земельные нормы [3, л. 12]. Размер этих норм для степной части колебался от 18 до 40 дес. на среднее хозяйство; для предгорной части - от 12 до 30 дес. и для горной - от 0,5 до 3 дес. [3, л. 12]. В районах земельной тесноты нормы уменьшались. В районах же с большим земельным простором они не увеличивались, несмотря на то, что иные хозяйства (с учетом их рабочей силы) способны были освоить земельную площадь и больше установленной нормы. По этим нормам производилось наделение землей селений Крыма в 1921 -1925 годах.

Практическая работа по межселенному землеустройству производилась так: для определения размеров земельной площади, которую должно было получить селение (предположим, в 40 хозяйств) земельная норма данного района (предположим, 30 дес.) умножалась на количество хозяйств и полученное произведение (в данном случае 1200 дес.) образовывало земельный надел этого селения.

Таким образом, в районе, где применялась одна и та же земельная норма, при равном качестве земли селения, имевшие равное количество хозяйств, получали и равные земельные наделы, несмотря на то, что в некоторых из них рабочей силы (людской и рабочего скота) и инвентаря имелось, допустим, в 5 или 10 раз больше [3, л. 12]. Как видим, здесь проводилось уравнительное распределение земли, трудовая мощь селений, возможность трудового освоения ими земли совершенно не принималась во внимание.

В результате такого способа проведения межселенного землеустройства у селений, имевших до того земли больше норм, были произведены «отрезки», а селения, имевшие земли меньше, получили «прирезки». Так по данным Наркомзема, немецкие селения до революции имели земли в среднем на хозяйство около 58 дес., при землеустройстве было выделено им по 30 дес. на хозяйство, т. е. на 48 % меньше. Отрезанные от немецких селений земли пошли частью на наделение малоземельных селений и частью зачислены в свободный земельный запас. Из этого запаса земли сдавались в аренду крестьянам (часть - тем же немцам) [3, л. 12].

Все это говорило о том, что земельные нормы нуждались в дальнейшей разработке в соответствии с интересами экономического развития районов. Однако тенденция к пересмотру земельных норм появилась лишь к концу 1925 года.

Весной 1925 года в Крыму приступили к работам по внутриселенному землеустройству. Для этого были установлены Наркомземом разверсточные единицы. Исчисление их проводилось следующим образом: вся земля в селении, полученная по межселенному землеустройству, делилась на три равные части, одна из полученных делилась на количество хозяйств, другая - на число людской рабочей силы, третья - на число едоков, имеющихся в этом селении; затем каждое из полученных частных умножалось на число соответствующих единиц в хозяйстве (двор, людская рабочая сила, едок), сумма же полученных произведений и составляла земельный надел хозяйства.

Такой способ исчисления разверсточных единиц иногда приводил к тому, что хозяйство, к примеру, имеющее три людских рабочих силы, три едока и шесть рабочих лошадей (в Крыму это запряжка в один плуг), мертвый инвентарь, получало земли значительно меньше, чем хозяйство, имеющее две людских рабочих силы, семь едоков, одну рабочую лошадь и недостаток инвентаря. Первое хозяйство будет ощущать недостаток земли для трудовой обработки, а у второго - часть земли останется необработанной. Этот порядок был утвержден постановлением КрымЦИКа 27 мая 1925 года [3, л. 12]. Здесь надо отметить два момента:

- разверсточные единицы при внутриселенном землеустройстве непосредственно были связаны с земельными нормами и размер их предопределялся последними, т. к. они колебались по селам сообразно % наделения сел землей при межселенном землеустройстве;

- при определении разверсточных единиц указанным выше способом размер земельного надела хозяйства определялся только количеством рабочих рук и едоков. Что же касается двора, то он входил равной величиной во все хозяйства.

Таким образом, хозяйственный признак, вопреки здравому смыслу, во внимание не принимался.

Ввиду различной земельной обеспеченности районов, переселение и расселение для Крыма имело существенное значение. Были отдельные районы, где дальнейшее развитие хозяйств без переселения было затруднительно. Но наряду с тем были районы, которые могли вместить значительное количество хозяйств.

План Наркомзема, рассчитанный на расселение 8000 хозяйств внутри Крыма, был несоразмерно велик и нереален [3, л. 12]. Ни в распоряжении государства, ни у населения не было таких средств, чтобы в ближайшие годы можно было говорить о переселении 41 % населения из 4 -х (Ялтинский, Бахчисарайский, Севастопольский, Судакский) малоземельных районов [3, л. 6].

Обжитые площади земельного фонда, которые были обеспечены водой и постройками, при условии ремонта их, могли вместить только 2250 хозяйств [3, л. 6].

В практической работе НКЗ по переселению не было плановости, и неполно были учтены все случаи переселения.

За 4 года в Крыму, как следует из материалов фонда, всего было переселено 542 хозяйства [3, л. 7], что говорило о том, что переселение шло слабыми темпами.

Было также установлено, что работы по переселению проводились недостаточно организованно: переселенцы не чувствовали достаточного руководства со стороны земельных органов, не уделялось им также достаточного внимания и со стороны Наркомзема на местах переселения.

Для устранения выявленных недостатков в деятельности Наркомзема НК РКИ вынес ряд предложений.

Наркомзему было предложено развивать работы по внутриселенному землеустройству, увязывая его с межселенным, с установлением единой оплаты работ, уделяя внимание предоставлению льгот маломощным хозяйствам, преимущественному предоставлению таким хозяйствам госкредита, ограждению и защите прав маломощных крестьян на землепользование.

Применявшиеся методы административного воздействия предлагалось заменить организационным руководством самодеятельности крестьянства и направлять работу в сторону создания устойчивого землепользования и укрепления его в сознании сельскохозяйственного населения.

Вопрос о нормах наделения, применявшихся с 1921 года и в значительной мере устаревших, по мнению РКИ, должен был быть подвергнут разработке в соответствии с интересами экономического развития районов, а применявшиеся Наркомземом с 1925 года разверсточные единицы должны были исчисляться с учетом трудовой мощности хозяйства, трудовой освояемости предоставленной ему земли и состояния и направления деятельности каждого хозяйства в отдельности. Кроме того, было признано необходимым изучение вопроса об установлении минимального недробимого хозяйства.

Для проведения расселения НКЗему было предложено взамен нереального, рассчитанного на расселение внутри Крыма 8000 хозяйств плана, срочно выработать новый, положив в его основу подготовленность (обжитость) участков, предназначенных для переселения, наличие средств, предоставляемых государством для переселения, а также наличие средств у самого населения и добровольное желание переселяющихся. Работу по составлению плана переселения и выявлению свободного земельного фонда НК РКИ предлагал производить с участием сельскохозяйственной секции РКИ.

Так как направлявшийся на землеустройство кредит по своей незначительности и краткосрочности не способствовал скорейшему проведению работ и не мог оказывать помощи маломощным слоям деревни, Наркомзему было предложено возбудить ходатайство об отпуске средств для устройства беднейшей части села за счет государства, добиваться удлинения сроков кредитования и направления его на оказание помощи беднейшему населению при внутриселенном землеустройстве.

Также были даны предложения в отношении учета землеустроительных работ, усиления аппарата исполнителей за счет сокращения административно-технического аппарата, приближения аппарата к крестьянству и увязки работы с агроперсоналом путем перехода к участковой службе, прекращения производства землеустроительных работ на началах частных соглашений, перевода содержания аппарата землеустройства на госбюджет, взыскания задолженности за произведенные работы, сокращения сроков прохождения дел и т. д.

Вместе с тем было обращено внимание партийных органов на необходимость действительного усиления аппаратов земельных органов и систематического руководства их работой. Также было предложено Наркомзему выработать ряд мероприятий к участию сельских советов в деле землеустройства и наблюдению с их стороны за работами (например, сельсоветы должны были наблюдать за разбивкой поселков, следить за исполнением и проведением в жизнь требований земельного законодательства) [1, л. 41].

Таковы были общие черты сельскохозяйственного землеустройства в Крыму в 20-е годы XX века.

Литература

1. ГАРК (Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики

Крым»). Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 1423.

2. ГАРК. Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 1343.
3. ГАРК. Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 1471.
4. ГАРК. Ф. Р-460. Оп. 4. Д. 327.
РЫМ НК РКИ КРЫМСКОЙ ССР СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ЗЕМЕЛЬНЫЕ НОРМЫ РАЗВЕРСТОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов