Спросить
Войти

Историко-географические аспекты динамики миграций бурятского этноса

Автор: указан в статье

УДК 314(571.54)

ББК 60.723.5 (=642) Т.В. Найданова

ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКИ МИГРАЦИЙ БУРЯТСКОГО ЭТНОСА

Исследуется проблема миграций коренного этноса, дается характеристика типов и направлений, причины и влияние на ход социально-экономического развития депрессивного региона.

T.V. Naidanova HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL ASPECTS OF MIGRATION DYNAMICS OF BURYAT ETHNOS

The problem of indigenous ethnos’s migrations is researched, their characteristic of types and directions, reasons and influence on course of depressive region’s social-economic development is given.

Исследование динамики миграций бурят и выявление их причин поможет найти определенные закономерности в современных процессах территориального расселения, изменениях демографического потенциала бурят, их этнической идентичности. Байкальский регион имеет важное геополитическое положение для Российского государства, так как является еще и составляющей конструкции тибето-монгольского, буддийского мира, скотоводческой цивилизации. Государство укрепляло здесь свои позиции переселенческой политикой и ослабляло узы, связывающие коренной этнос, как и во многих колонизованных территориях, где проживали малые народы.

Реакцией на неудовлетворение этнических запросов является этническая миграция. Буряты - один из немногих народов, имеющих многовековую историю миграций. В ходе истории буряты для борьбы против всех форм угнетения использовали бунты и восстания; менее радикальными способами политических акций являлись делегации к представителям власти. Но если их усилия не достигали желаемых результатов, буряты не мирились с неприемлемыми для их жизни условиями и покидали местность или страну, в которой ущемлялись их права или где им угрожала опасность. С момента начала расселения русских по территории Байкальского региона также начались миграции у бурят. Первой является массовая эмиграция из Предбайкалья (современной Иркутской области) в Монголию в середине XVII в., когда их сопротивление против жестокости пушного бума (собирающих ясак казаков) не увенчалось успехом. Эхириты и булагаты мигрировали на Восточную сторону Байкала (в Баргузин и Курумкан), откуда до этого ушли племена баргутов и эвенков на территорию нынешней Барги во Внутренней Монголии по причине сильнейших снегопадов [11]. Затем стали осваиваться при переходе через Байкал Кудара, устье Селенги. Переселение продолжалось и в XVIII в. Многочисленный подрод хэнгэлдэр от притеснения русских казаков, охочих и гулящих людей, откочевал на о. Ольхон, затем перебрался в Забайкалье по разным местам: Кижинга, Оронгой, Чесан, Гарга, Баянгол [12]. Оставшиеся подверглись постепенной ассимиляции, христианизации, очень быстро произошло изменение форм традиционного хозяйствования с кочевого скотоводства на земледельческое.

Из многих факторов миграции бурят было декретирование и порой насильственное освоение лучших земельных угодий, а также разного рода притеснения, особенно в период переселения в Сибирь русского крестьянства, бесчинства служилых людей и т.п. [5].

В ХVIII в. большие бурятские родовые группы убежали от невыносимых для них условий жизни в Маньчжу-Китайскую империю и поселились в Барге [22].

XIX в. был относительно стабильным в миграционном вопросе. Русские власти были заинтересованы закреплять коренные этносы в постоянном локальном проживании в целях сбора ясака, взимания других поборов. В этой связи запрещалось самовольное переселение, были созданы казачьи войска инородческого происхождения в целях защиты границ.

В конце XIX в. со строительством железной дороги, которое сопровождалось массовым переселением русских рабочих, крестьян, неблагонадежного элемента, государством решались проблемы земельного кризиса, накала классовой борьбы в центре страны, укрепления восточной окраины государства. Право на переселение получили все желающие [6].

Первая волна ответной миграции бурят в XX в. началась во время столыпинских реформ. Начиная с 1904 г. до смуты гражданской войны в результате земельных реформ, последствиями которой были изъя-

тия пастбищ у бурят, миграция в этот период достигла значительных размеров. Многие буряты покинули Россию и выбрали Внешнюю Монголию как свою новую родину [17].

Принудительные миграции (реквизиция инородцев на тыловые работы во время Первой мировой войны в Архангельскую область и прифронтовые районы), движущими мотивами которых были политические и экономические факторы, то бишь предотвращение восстания, рассечение масс недовольных, ослабление протеста, изменение этнического состава, использование дешевой рабочей силы (еще лучше бесплатной), усилили миграционные настроения. Одних только бурят в возрасте от 18 до 31 года было отправлено около 20 тысяч (все бурятское мужское население 1875-1899 гг. рождения). Это около 7% всей численности бурят. Вернулось на родину около половины. Остальные погибли от тифа, недоедания, непривычного климата [2].

В результате массового отселения бурят и переселения русского крестьянства в 1916 г. в Иркутской губернии туземцы составляли только 19% (100 тыс.) населения [6]. В Забайкальской области этот процент был выше - от 32 до 60 % в разных уездах. Общее число бурят к 1916 г. снизилось по сравнению с 1897 г. на 38 300 человек [8].

Вторая волна миграций была во время революционных событий, противостояния войск белогвардейцев и атамана Семенова с Красной Армией. Экспроприация скота, грабеж, насильственная мобилизация бурят в ряды красных и белых при попытке сохранить нейтралитет, вынудили эмигрировать в Монголию, Баргу, Шэнэхэн с 1918 по 1927 г. (пока не были закрыты границы) в общей сложности около 20 тысяч бурят [11]. Несмотря на высокий ежегодный прирост бурят (10%), сокращение этноса к 1926 г. составило (по сравнению с 1987 г.) 5%, при общем увеличении населения на 15%. Основной вектор вынужденных миграций бурят был направлен на юг и юго-восток.

Насильственные миграции были для молодого советского государства до середины 20-х гг. своего рода «пробами пера» - первыми экспериментальными попытками репрессивных депортаций, давших необходимый опыт (в том числе «технологический»), в последующем широко использованный при проведении поистине массовых операций [13].

Наиболее характерными для СССР и самыми массовыми типами репрессивных миграций оказались депортации по этническому («зачистка границ») и социальному («кулацкая ссылка») признакам. Ликвидация остатков патриархально-феодальных отношений, земельная реформа совпали по времени с коллективизацией, раскулачиванием. При раскулачивании в 1930-1932 гг. бурятский этнос только в Бурят-Монгольской АССР потерял примерно 1000 семей, отправленных в Красноярский край и Уральскую область [6]. При «дораскулачивании» 1934-1935 гг. конечным пунктом был Казахстан. Во второй половине 30-х гг. началось сознательное, целенаправленное сокращение населения (а в отдельных случаях обезлюдение) приграничных территорий [13]. Вектор принудительных миграций был направлен на северо-запад, запад.

Организация колхозов нанесла огромный ущерб животноводству, резко сократилось поголовье скота. Коллективизация заставила многие семьи отказаться от своего хозяйства, уйти в города и рабочие поселки. Строительство заводов и фабрик нуждалось в рабочей силе. Бурятская молодежь охотно мигрировали в города для учебы в открывающиеся училища, техникумы и вузы.

На территории современного Байкальского региона (Иркутская, Читинская области, Республика Бурятия) в 1926 г. русские составляли 60% населения, буряты 30,1% [15]. После создания Бурят-Монгольской АССР население республики составляло: русские - 52%, буряты - 44% (90% из них было занято в животноводстве) [7]. Территориально республика охватывала Аларский, Боханский, Эхирит-Булагатский, Тун-кинский, Баргузинский, Троицкосавский, Хоринский и Агинский аймаки, а также Верхнеудинский уезд [6]. В 1932 г. буряты уже составляли 39% населения Бурят-Монгольской АССР [4].

Потребность в рабочей силе на новых стройках, в сельском хозяйстве после перехода сельчан в промышленный сектор вызвала интенсивное переселение людей с центральных областей СССР. Только в 1935-1936 гг. в Бурят-Монгольскую АССР из Татарской АССР, Воронежской области, Горьковского края переселилось 32,5 тыс. чел. [15]. В 1937 г. численность русских увеличилась с 238 тыс. (в 1926 г.) до 414 тыс. и составила 64%, доля бурят снизилась до 28% [8].

В 1937 г. из состава Бурят-Монгольской АССР было выведено несколько районов, из которых образовали Агинский и Усть-Ордынский национальные округа в составе вновь созданных Читинской и Иркутской областей. Затем на бурятский народ, как и на другие народы обрушились массовые репрессии. Во время борьбы с панмонголизмом, религией, и ламаизмом в частности, из 11 тысяч лам и хувараков, причисленных к 29 дацанам с 1927 по 1938 г., более половины было расстреляно или отправлено в лагеря на Дальний Восток [6]. Тысячи бурят, колхозников, служащих, объявлялись японскими шпионами и отправлялись в сталинские лагеря [10]. Вектор принудительных миграций сменился с северо-запада на северо-восток. Численность бурят сократилась со 189 тыс. (в 1937 г.) до 116 тыс., а доля их в общей численности населения составила 21% [8]. В 1940 г. вышло специальное постановление «Об организации переселения

в восточные районы», в соответствии с которым предусматривалось переселить 216 тыс. семей из центральных областей. Только в 1954-1959 гг. в Байкальский регион (в его нынешних границах) переселилось 22 600 семей (около 100 тыс. чел). В 1959 гг. доля русского населения в Бурятии увеличилась до 74%, буряты составляли 20,3% [8].

В последующие годы приток русского населения продолжал возрастать (за 30 лет - с 1959 по 1989 г. увеличился почти на 220 тыс. чел), но его удельный вес, в связи с увеличением доли бурят, стал постепенно убывать и составил в 1989 году 70%. Увеличение численности бурят в Бурятии отчасти вызвано миграцией их из Иркутской и Читинской областей. Характерно, что для бурятской молодежи из этих регионов для учебы в вузах наиболее привлекательным городом стал Улан-Удэ. После учебы большинство из них старалось остаться в Бурятии [19]. Для учебной и трудовой миграции буряты выбирали также центральные города СССР [4]. В этот период характерны многовекторные направления миграций.

Особенностью миграционных процессов Бурятии 60-70 гг. является активное перемещение бурят в столицу - г. Улан-Удэ. Отчасти оно явилось результатом кампании по укрупнению сел. Более 80% сельчан поменяли свое местожительство [4]. Наиболее активной миграционной подвижностью характеризовалось население, расположенное вокруг промышленных узлов. Среди бурят в 1979 г. городское население бурят составляло 74 тыс. (36%), сельское 137 тыс. (64%), а в 1989 г. - соответственно 111 тыс. (44,4%) и 138,4 тыс. (55,6%) [8]. Сельское население практически не росло, т.к. молодежь уезжала в города [14].

Одной из причин интенсивных перемещений в Бурятии в 1970-1980 гг. стало строительство БАМа. Советская власть стимулировала миграционные потоки, создавая необходимые условия для этого: система льгот, повышение зарплаты через районные коэффициенты, надбавку за работу в экстремальных условиях и пр. Около 35% выходцев из Байкальского региона, а из них 24% бурят (около 2000 чел.) участвовало в «стройке века» [15].

1990 гг. - поворотный момент в истории нашей страны. Хотя ухудшение социально-экономического положения в республике привело к массовому оттоку населения из республики, в основном русских, одновременно наблюдается обратная тенденция: увеличение притока, стягивание бурятского этноса в пределах РБ из других республик и регионов страны [3, 21]. В результате прослеживается относительный рост численности коренного этноса. Микроперепись 1994 г. показывает соотношение между русскими и бурятами как 67,2 к 28,6% [4]. В 2002 г. это соотношение сохранилось.

Современные миграционные движения (после Второй мировой войны) можно разделить на три типа: внутренняя миграция (т.е. по Советскому Союзу - Российской Федерации), иммиграции (из-за границы в Советский Союз), эмиграция (в зарубежные страны). В советский период с конца Второй мировой войны первый тип был явно преобладающим. Многие буряты мигрировали в большие города (Москва, Ленинград, Новосибирск), в маленькие промышленные, где были высокие зарплаты и государственные льготы [21]. Второго типа иммиграции при советской власти не существовало. Но после ее распада многие буряты из Шэнэхэна (КНР) иммигрировали и селились в основном в Агинском Бурятском автономном округе или Улан-Удэ [11].

Высокий уровень образования, особенно учеба в университетах, большие возможности устроиться на работу и соответствующий высокий уровень жизни, проживание в больших центральных городах притягательны для бурят. Эти причины в постсоветское время обусловили высокий уровень эмиграции (3-й тип миграций) молодежи в Монголию, КНР, Республику Корея, США, европейские страны, что в советское время было практически невозможно [20]. Современный вектор миграционных процессов направлен на запад, юго-восток.

В начале 90-х гг. миграционный приток в города Бурятии на короткое время сокращается, наблюдается перемещение населения из городских поселений в сельские, что было вызвано спадом производства и сокращением рабочих мест. Но приток в Улан-Удэ не сокращается (в 1993 г. составил 4 тыс. чел.). В 1995 г. из села в города прибыло 21,5 тыс. чел. Из них половина в Улан-Удэ. Ежегодно села теряют от 1,5 до 2 тыс. чел., из которых доля бурят составляет 44 % [8].

Особенностью титульной нации является то, что буряты ориентированы в основном на локальные, а не дальние миграции. Предпочтения бурят остаться в родной этнической среде играют большую роль [19].

С 2000 г. в связи с улучшением социально-экономического положения в стране усилился отток молодежи (учебная и трудовая миграция) в более успешные центральные регионы РФ. Удельный вес выбывающей из Бурятии группы в возрасте 16-29 лет среди бурятского населения составляет 73% от общего числа мигрантов-бурят. Доля представителей бурятского этноса среди выбывающих составляет 17 %, доля прибывающих 25%. В последние годы увеличился удельный вес среди мигрантов-бурят с 26% в 1990 г. до 34% в 2000 г. [18].

Результатом всех видов миграций бурят стала нехватка рабочих рук в сельском хозяйстве (особенно скотоводстве), катастрофическое сокращение поголовья скота, изменение социальной структуры бурят [14]. В 1979 г. бурят, занятых в сельском хозяйстве было около 40 %, в 1989 г. - 29%, в 2002 году - 5% [8, 21].

В совокупности миграционные процессы бурят в настоящее время носят смешанный характер. Сегодня мигрировать - не значит покидать родину навсегда, как это было в прошлом. Миграции на ограниченный промежуток времени, циркулярные миграции встречаются все чаще. Распространенным явлением становится возвратная миграция бурят из западных регионов России, не сумевших закрепиться по причинам национализма, ксенофобии со стороны местного населения [18, 20].

Как правило, мигранты - это самая активная часть этноса, пассионарии. При уменьшении количества пассионариев в этносе снижается сопротивляемость этнической системы, происходит максимальное деструктивное воздействие на ландшафт, его активное губительное преобразование. При уменьшении доли этноса в соотношении с более крупным до значений менее 30-40% происходит активная ассимиляция, аккультурация, изменение этнического самосознания, смена языка [9, 16].

Поводом для миграции бурят служат: снижение уровня жизни, кризисные процессы в экономике региона, неуважение к языку и культуре своего этноса, также предупреждение этих событий в свой жизни в связи с потерей чувства хозяина на своей территории, снижением социально-правового статуса. На современном этапе миграционные процессы принимают более интенсивный характер. Главными социальными причинами является рост безработицы, ухудшение условий жизни [7, 16].

В настоящее время государственное строительство устраняет из административно-территориального деления страны этнический фактор. Слияние бурятских национальных округов с вмещающими их Иркутской и Читинской областями возможно усилит миграционные потоки, ассимиляцию и распыление бурятского этноса. Разделение этносов на различные категории, а тем более наличие народов, не обладающих минимумом внутрифедеральной государственности, будет источником скрытой этнической напряженности - одной из главных причин, тормозящих процесс формирования национального самосознания.

Динамика миграций последних лет показывает, что стремление основной массы бурят к этничной субъектности и самоидентификации не ослабляются.

Литература

1. Балдано М.Н. Современные процессы этнической консолидации бурят и народные традиции / М.Н. Балдано // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. - Улан-Удэ, 1999. - С.26-28.
2. Г армаева Т.Р. Реквизиция инородцев на тыловые работы / Т.Р. Г армаева // Слово о земле хоринской: - Улан-Удэ, 1999. -С.76-77.
3. Елаев А.А. Бурятский этнос: внутренняя структура и государственность / А.А. Елаев // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. С.56-59.
4. Затеев В.И. Динамика изменений и взаимодействия этносоциальной и демографической структур региона / В.И. Затеев, Б.В. Хараев. - Улан-Удэ, 1999.
5. Зимин Ж.А. Миграционные процессы бурятских родов в ближнем Прибайкалье (история и современность) / Ж.А. Зимин // Древние кочевники Центральной Азии (история, культура, наследие). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - С.142-146.
6. Историко-культурный атлас Бурятии. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2001.
7. Мангатаева Д. Д. Эволюция традиционных систем жизнеобеспечения / Д. Д. Мангатаева. - Улан-Удэ, 2002.
8. Мангатаева Д. Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития / Д. Д. Мангатаева.- Улан-Удэ, 1995.
9. Нанзатов Б.З. Бурятское этническое пространство: динамика развития // Санжеевские чтения - 6: материалы всерос. конф. «Актуальные проблемы монголоведения». - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. Ч.2. - С.66-69.
10. Нимаев Д.Д. Проблемы этногенеза бурят / Д.Д. Нимаев. - Новосибирск, 1998.
11. Нимаев Д.Д. Бурятские диаспоры / Д.Д. Нимаев // Диаспоры в современном мире.- Улан-Удэ, 2007.- С.6-12.
12. Окладников А.П. Очерки из истории западных бурят-монголов / А.П. Окладников.- Л., 1937.
13. Полян П.Н. Насильственные миграции и география населения России / П.Н. Полян. - М.: Изд-во Института географии РАН, 2006.
14. Рандалов Ю.Б. Миграционные настроения сельских жителей: действующие факторы и тенденции / Ю.Б. Рандалов, Б.В. Хараев, П.А. Чукреев. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. - С. 25-29.
15. Русские в Бурятии: история и современность. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002. - С. 94-98, 248-251.
16. Татарова Н.Б. К проблеме стабилизации межэтнических отношений в республике Бурятия / Н.Б. Татарова // Мир Центральной Азии - 2. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. - С. 429.
17. Тубчинов С.Д. Миграция бурят в Монголию и места их расселения / С.Д. Тубчинов // Диаспоры в современном мире. -Улан-Удэ, 2007.- С.98-100.
18. Ханхараев В.С. Современная демографическая ситуация бурят: основные тенденции и особенности / В.С. Ханхараев // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития: материалы науч.-практ. конф. Вып.2.- Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. - С.45.
19. Хилханов Д.Л. Этническая идентичность и этносоциальные процессы в Бурятии: история и современность / Д.Л. Хилха-нов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ, 2005.
20. Миграция населения Республики Бурятия: аналит. записка Госкомстата РБ. - Улан-Удэ, 2008.
21. Петонов В.К. Миграция населения республики Бурятия в 1980-1990 годы / В.К. Петонов // Мир Центральной Азии - 2.-Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. - С.191-199.
22. Штефан Крист. От кочевников к мигрантам: пересмотр бурятской истории / Крист Штефан // Диаспоры в современном мире.- Улан-Удэ, 2007.- С. 109-11.

Literature

1. Baldano M.N. Modern processes of ethnic consolidation of the Buryat and folk traditions / Problems of the traditional culture of the Baikal region’ peoples.- Ulan-Ude, 1999.- p.26-28.
2. Garmaeva T.R. Requisitioning of foreigners in the rear labour / Word about the Horinsk ground: - Ulan-Ude, 1999.- p.76-77.
3. Elaev A.A. Buryat ethnos: internal structure and the state / Current position of the Buryat people, and prospects of its development.-Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 1996, P.56-59.
4. Zateev V.I. Kharaev B.V. The dynamics of change and interaction of ethno-social and demographic structures of the region.- Ulan-Ude, 1999.
5. Zimin Zh.A. Migration processes of Buryat races in Baikal region (history and modern time) / The ancient nomads of Central Asia (History, Culture, Heritage): - Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2005. - p. 142-146.
6. Historical and cultural atlas of Buryatia. M.: IPC «Dizain. Informatsiya. Kartografiya», 2001.
7. Mangataeva D.D. The evolution of traditional livelihood systems. - Novosibirsk, 2000.
8. Mangataeva D.D. The population of Buryatia: the trends of formation and development. - Ulan-Ude, 1995.
9. Nanzatov B.Z. Buryat ethnic space: the dynamics of the development / Sanzheev reading- б: Matherials rus.of conf. «Actual problems of Mongolian».- Ulan-Ude. Izdatelstvo BNC SO RAN, 2006. P.2. - p.66-69.
10. Nimaev D.D. The problems of Buryat ethnogenesis. - Novosibirsk, 1998.
11. Nimaev D.D. Buryat diaspora / Diaspora in the world today. - Ulan-Ude, 2007.- P.6-12.
12. Okladnikov A.P. Sketches from the history of Western Buryat-Mongol. - L., 1937.
13. Polyan P.N. Forced migration and the geography of Russia&s population. - Moscow: Izdatelstvo Instituta Geografii, RAN, 2006.
14. Randalov Yu.B., Kharaev B.V., Chukreev P.A. The migration mood of rural residents: current factors and trends. - Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2005. - p. 25-29.
15. Russian in Buryatia: History and the modern time. - Ulan-Ude: BGU, 2002. - pp. 94-98, 248-251.
16. Tatarova N.B. On the problem of stabilization of inter-ethnic relations in the Repablic of Buryatia / The world of Central Asia -2. -Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2008.- p. 429.
17. Tubchinov S.D. Migration of Buryats in Mongolia and their places of settlement / Diaspora in the world today. - Ulan-Ude, 2007-P.98-100.
18. Khankharaev V.S. The current demographic situation of Buryats: major trends and patterns / The current situation of the Buryat people, and prospects of its development. (Materials science and practical Conf.). - Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 1996. - P.45.
19. Khilkhanov D.L. Ethnic identity and ethno-social processes in Buryatia: history and modernity. - Ulan-Ude: Izdatelstvo VSGAKI,
2005.
20. The migration of the population of the Buryat Republic. Anal. notes by the State Statistics Committee. - Ulan-Ude, 2008.
21. Petonov V.K. The migration of the population of Republic of Buryat in the years 1980-1990 / The world of Central Asia -2.-Ulan-Ude: Izdatelstvo BNC SO RAN, 2008.- P.191-199.
22. Stefan Krist. From nomads to migrants: review of the history of Buryat / Diaspora in the world today. - Ulan-Ude, 2007.- P. 109-116.

Сведения об авторе

Кайданова Туяна Владимировна - аспирант кафедры экономической, социальной и политической географии БГУ. 670000, г. Улан-Удэ. ул. Смолина, 24а. E-mail: tunayd@mail.ru

Data on author

Naidanova Tuyana Vladimirovna - post-graduate student of economic, social and political geography department, BSU. 670000 Ulan-Ude, Smolin str., 24a. E-mail: tunayd@mail.ru

УДК 911+32(571.54)

ББК26.82+66.01(2РосБур) Б.Л. Раднаев, Е.С. Данзанов

ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ И ФАКТОРЫ ГОЛОСОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Изучение итогов голосований на основе электоральной статистики на протяжении 1990-2000-х гг. в Республике Бурятия. Сравнительно-географический анализ итоговых выборных карт по федеральным политическим партиям.

B.L. Radnaev, E.S. Danzanov

THE TERRITORIAL DISTINCTIONS IN THE POLITICAL PREFERENCES IN THE REPUBLIC OF BURYATIA AND THE FACTORS OF THE ELECTORATE’S BEHAVIOR

In the article the territorial distinctions the voters in voting’s of the Republic of Buryatia are described during the ninetieth years of the twentieth century -two thousandth years, the political preferences on parties and candidates participating in the elections during all period are considered. The interrelation with such factor, as the share of the urban

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты