Спросить
Войти

Теория революции П. А. Сорокина: методологическое основание исследования гражданской войны

Автор: указан в статье

Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 9 (419). Философские науки. Вып. 49. С. 132-135.

УДК 1 DOI 10.24411/1994-2796-2018-10920

ББК 87.25

ТЕОРИЯ РЕВОЛЮЦИИ П. А. СОРОКИНА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

И. В. Шведов

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (филиал в г. Челябинске), Челябинск, Россия

Проанализированы основные положения теории революции П. Сорокина, взятые в качестве методологического основания исследования революционного движения, позволившие по-новому рассмотреть отдельные аспекты Гражданской войны на Урале.

За столетие изучения Революции и Гражданской войны накоплен богатейший материал, позволяющий детально исследовать процессы, происходившие в нашей стране в 1920-е гг. Представляет интерес осмысление данного исторического этапа в русле основных положений теории революции П. А. Сорокина [4].

Под впечатлением от революционных событий в России начала ХХ в. русским философом (впоследствии одним из теоретиков американской социологии) П. А. Сорокиным была представлена модель теории революции, не потерявшая своей актуальности и в наши дни, а главное, являющаяся методологическим основанием проведения сравнительно-исторического анализа политических и военных конфликтов разных территориальных уровней.

Своё активное и деятельное участие в революционных преобразованиях начала XX в. П. Сорокин сумел обобщить, объективировать, вычленить структуру и представить теоретическую модель революции. Представленная теория революции отличается интегративным подходом в учёте совокупности различных социально-экономических факторов и оценке результатов революционного развития.

Практика и теоретика революционного движения П. Сорокина отличает от других теоретиков революции К. Маркса и Ш. Эйзенштадта умение отстраниться от единичного, конкретного и выйти на уровень общего, характерного при рассмотрении «короткого» по времени процесса, чтобы в теории подняться до уровня всеобщего, типичного. Во многом именно поэтому мы считаем, что теорию революции П. Сорокина можно рассматривать в качестве методологического основания

исследования Гражданской войны в России. Ведь сам исследователь представлял обобщённый им революционный опыт как научный метод. В отличие от предшественников, опиравшихся на анализ прошлого, П. Сорокин, анализируя настоящее, выявляя общее, определённые закономерности социального развития, пытается систематизировать и понять прошлое [1].

В отличие от К. Маркса, назвавшего «революцию — локомотивом истории», видевшего в ней прогрессивную роль [2], П. Сорокин в революции видит деструктивное начало, значительно ухудшающее положение народа через ограничение его базовых свобод [4-6]. Революционные лозунги, декларирующие свободу и равенство прав большинству граждан, на самом деле лишили самую угнетаемую часть населения большинства прав. Парадоксы революции, увиденные П. Сорокиным ещё в 1920-е гг., в начале XXI в. особенно актуальны, потому что отрезвляют многие горячие головы в современном мире.

В наши дни в характеристике общества молодёжь очень часто использует формулировку Т. Гоббса, что это «...война всех против всех». Развивая данную интерпретацию революционных завоеваний в антагонистическом обществе, встречаем у П. Сорокина явно современное прочтение: что расходы на революцию не оправдывают себя, более того, не сокращают, а приумножают «общественное зло».

К традиционно выделяемым причинам революции П. Сорокин добавляет факторы двух порядков: со стороны угнетённых масс—ущемление базовых инстинктов (обнищание, голод, максимальное ограничение свобод, отсутствие безопасности в условиях войны), а со стороны эксплуататоров,

неспособность власти осуществлять эффективное управление государством (социальный контроль).

В революционном движении П. Сорокин выделяет две стадии: на первой — стихийный выброс энергии ущемлённых масс; на второй—обуздание энергийности предметной определённостью [3]. Более того, так называемые ранее «угнетённые массы» в силу материального ущемления начинают мечтать о «сильной власти», то есть о возвращении «подавления».

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что происходит в революционном горниле с человеком: в нём на первый план выступают не столько социальные, духовно-нравственные аспекты, сколько природные («биологические»). В результате революционного слома происходит утрата традиционных ценностей, этических норм. Почему биологи-зируется поведение широких масс? П. Сорокин выстраивает алгоритм смены одного сословия другим, в последующем их интеграцию и в какой-то степени упрощение (не хотелось бы говорить «деградацию»).

В опубликованной в 1925 г. в США «Социологии революции» П. Сорокин опирается на реальные события России с 1917 по 1922 г. С учётом особенностей протекания социальных явлений в России и в регионе выделяем два взаимосвязанных явления: революцию и гражданскую войну.

Первое полугодие 1917 г. в Уральском регионе характеризуется сменой управленческого аппарата, формированием новых органов управления (Советов) на фоне имперской дестабилизации власти. Вторая половина года—это период антагонистического противодействия политических партий и невозможности гражданского мира.

С октября 1917 до середины 1918 г. — это период дезорганизации власти, отсутствия контроля со стороны государственных институтов, основы которых в это время только закладывались. В Уральском регионе власть повсеместно переходит к большевикам. Смена властных институтов сопровождается вырождением привилегированных слоёв: на смену правящей аристократии приходит новая «элита» из низов с её уровнем культуры и нравственными нормами, то есть налицо «отрицательная селекция» революционного движения. «Революция изменяет состав населения не только количественно, но — что особенно важно — и качественно» [4. С. 197]. Новая «элита» формирует и обновлённые требования для кандидатов во властные структуры. Этот период можно считать началом гражданской войны

в России. От просвещения широких народных масс, декларирования демократических лозунгов лидеры большевистской партии переходят к жёстким репрессивным действиям, подавляя проявления инакомыслия и оппозиционности. «Власть "не умеет хотеть" и "не знает, чего она хочет"... Массы, напротив, недостаточно думают и взвешивают свои акты и свои результаты» [4. С. 405-406]. Октябрьская революция положила начало гражданской войны в России и разожгла «мировой пожар» революционного энтузиазма, приведя к изменению оснований мировоззрения всего человечества.

Следующие полтора года (вторая половина 1918 г. — конец 1919 г.) в Уральском регионе характеризовались обострением вооружённой борьбы. «Во всей человеческой истории едва ли найдётся другой, столь же критический период с точки зрения сохранения жизни на земле, столь же поражённый безумием людских масс и особенно правящих кругов, столь же отмеченный превращением человека в самого дикого и опасного из зверей. Человек-убийца, человек-разрушитель принёс смерть телу, духу, уничтожил в себе Божье подобие. Всё гибло — тело, дух, вековая мудрость, прекрасные мечты» [6. С. 213-214]. В условиях активизации политической оппозиции, когда на местах к управлению часто приходит эсеро-меньше-вистская коалиция, рано или поздно правящему большевистскому меньшинству приходится прибегать к военной диктатуре, чтобы установить порядок. Организовав сопротивление, советская власть вновь овладела настроением народных масс, направив недовольство в определённое русло.

С конца 1919 г. открытое вооружённое противостояние с территории Уральского региона перемещается в пределы Сибири. Однако это не принесло социального мира: население по-прежнему было недовольно своим материальным положением, что подтверждает положение теории П. Сорокина об ухудшении положения народных масс в результате революции. С одной стороны, давление на широкие народные массы в ходе продразвёрстки, с другой стороны — голод, что привело к росту недовольства социально-экономической политикой государства среди крестьян и казаков, оформившемуся вооружённым сопротивлением. Уничтожив частную собственность, человеческую природу, которую В. И. Ленин назвал «мелкобуржуазно крестьянской стихией», советская власть не переделала. В шестом очерке «Социологии революции» П. Сорокин высказал теоретическое

134

И. В. Шведов

положение, что «если инстинкт собственности у массы лиц "ущемляется" их бедностью, отсутствием всякой собственности...», то это рано или поздно приводит к революционным волнениям [4. С. 42]. Осознав угрозу возможности новой революции, советская власть устанавливает новую экономическую политику, что приводит к установлению мира на Урале.

Причём подобное развитие реальных событий индуктивно описано у П. Сорокина через стадии развития революционного движения. Власть, представленная новой «элитой», оказывается неспособной осуществлять эффективное управление на местах, она дезорганизована. Вслед за мощным энергийным выплеском противоборства масс наступает усталость и апатия, на фоне которой любая более или менее организованная сила может захватить власть. «Вторую стадию» революции философ называл «реакцией» или «обузданием», что на Урале проявлялось порой в применении силы, в широкомасштабном ограничении демократических свобод. Меньшевиками и эссерами, активно участвующими в водружении советской

власти на Урале, была предложена идея создания «однородного социалистического правительства», отвергнутая большевиками. На фоне разгона Учредительного собрания, что с повестки дня сняло вопрос разрешения конфликта мирным путём, на Урале с новой силой начались репрессии, нарастание насилия со стороны власти.

В ранних работах нами было выделено пять этапов вооружённого и политического противостояния на Урале в первые годы установления советской власти [7]. Более ста лет прошло после Октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны. В условиях современного обострения вооружённого противостояния изучение теоретического наследия П. Сорокина является актуальным, так как доказывает, что революция приводит только к ухудшению положения самых угнетаемых классов, а самое главное, к открытой вооружённой борьбе. «Общество, не умеющее жить, не способное своевременно производить целесообразные реформы и бросающееся в объятия революции, платит за эти грехи вымиранием значительной части населения» [4. С. 411-412].

Список литературы

1. Камалетдинова, А. Я. Проблема межэтнических конфликтов в истории философии / А. Я. Кама-летдинова // Судьбы национальных культур в условиях глобализации : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. — Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 2017. — С. 56-58.
2. Маркс, К. К критике политической экономии / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 13. — С. 419-459.
3. Невелев, А. Б. Жизнь. Мыслительная форма. Дух / А. Б. Невелев, В. С. Невелева // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2012. — № 15 (269). Философия. Социология. Культурология. Вып. 24. — С. 8-12.
4. Сорокин, П. А. Социология революции / П. А. Сорокин. — М. : Территория будущего ; РОССПЭН, 2005. — 768 с.
5. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. — М. : Республика, 1992. — 544 с.
6. Сорокин, П. А. Долгий путь / П. А. Сорокин. — Сыктывкар, 1991. — 344 с.
7. Шведов, И. В. Политическое и военное противостояние на Урале в 1917-1921 гг.: региональная специфика : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 / Шведов Игорь Валерьевич. — Челябинск, 2016. — 293 с.
8. Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Ш. Эйзенштадт. — М., 1999.

Сведения об авторе

Шведов Игорь Валерьевич — кандидат исторических наук, начальник филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске. Челябинск, Россия. :Иа1_ vunc_chel@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2018. No. 9 (419). Philosophy Sciences. Iss. 49. Pp. 132-135.

THEORY OF REVOLUTION OF P.A. SOROKIN: THE METHODOLOGICAL BASIS OF THE STUDY OF THE CIVIL WAR

I.V. Shvedov

Branch of the Military training and research center of the air force "Air force Academy" in Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia.

filial_ vunc_chel@mail.ru

The main provisions of p. Sorokin&s theory of revolution, taken as a methodological basis for the study of

the revolutionary movement, are analyzed. This made it possible to re-examine certain aspects of the civil

war in the Urals.

Reference

1. Kamaletdinova A.Ya. Problema mezhetnicheskikh konfliktov v istorii filosofii [The Problem of intereth-nic conflicts in the history of philosophy]. Sud&by natsional&nykh kul&tur v usloviyakh globalizatsii [The Fate of national cultures in the context of globalization: the materials of the IV international scientific and practical conference]. Chelyabinsk, 2017. Pp. 56-58. (In Russ.).
2. Marks K. K kritike politicheskoy ekonomii [Critique of political economy]. Marks K., Engel&s F. Sochine-niya [Writing. Vol. 13]. Moscow, 1959. Pp. 419-459. (In Russ.).
3. Nevelev A.B., Neveleva V.S. Zhizn&. Myslitel&naya forma. Dukh [Life. Mental form. Spirit]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk state University], 2012, no. 15 (269), pp. 8-12. (In Russ.).
4. Sorokin P.A. Sotsiologiya revolyutsii [Sociology of revolution]. Moscow, 2005. 768 p. (In Russ.).
5. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiya. Obshchestvo [Man. Civilization. Society]. Moscow, 1992. 544 p. (In Russ.).
6. Sorokin P.A. Dolgiyput& [A long way]. Syktyvkar, 1991. 344 p. (In Russ.).
7. Shvedov I.V. Politicheskoye i voyennoye protivostoyaniye na Urale v 1917-1921 godakh: regional&naya spetsifika [Political and military confrontation in the Ural in 1917-1921: regional specificity^ Thesis]. Chelyabinsk, 2016. 293 p. (In Russ.).
8. Ejzenshtadt Sh. Revolyutsiya ipreobrazovaniye obshchestv. Sravnitel&noye izucheniye tsivilizatsiy [Revolution and transformation of societies. The comparative study of civilizations]. Moscow, 1999. (In Russ.).
революция гражданская война теория революции методология revolution civil war theory of revolution methodology
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты