Спросить
Войти

Нормативные и организационно-правовые основания налогов и налогообложения в СССР в период Великой Отечественной войны

Автор: указан в статье

К 60-летию Великой Победы

«Солдаты на Восточном немецком фронте!

Еврейско-большевистский враг в последний раз приступил к массированной атаке. Он пытается раздавить Германию и уничтожить наш народ. Вы, солдаты на Востоке, теперь в большой степени представляете себе, какая судьба ждет немецких женщин, девушек и детей. В то время как стариков и детей убивают, женщины и дети низведены до положения казарменных проституток. Остальные отправлены в Сибирь.

Мы предвидели этот удар, и с января этого года было сделано все, чтобы укрепить фронт. Мощная артиллерия встречает врага. Потери нашей пехоты восполнены бесчисленными новыми рекрутами. Резервные войска, новые соединения и фольксштурм укрепляют наш фронт. На этот раз большевиков ждёт обычная судьба азиатов. Они должны и будут истекать кровью на подступах к столице Германской империи.

Тот, кто не исполнит своего долга сейчас - предатель своей нации. Полк или дивизия, оставившие свои позиции, поступают настолько постыдно, что будут опозорены перед женщинами и детьми, которые терпят ужасы бомбежек в наших городах <...>»5.

Как по стилю приведенный документ напоминает Приказ № 227! Правда, речи о заградительных и штрафных подразделениях в нем не велось, т.к. таковые и так уже активно действовали к этому моменту. Приказ Гитлера «Стоять до последнего!» оказался менее эффективным, чем сталинский «Ни шагу назад!». Причина этого, по нашему мнению, кроется в ограниченности лишь лозунгами и призывами и отсутствием какого-либо механизма практической реализации.

В заключение исследования отметим, что Приказ № 227 носил чрезвычайный и временный характер. Его реализация привела к жертвам среди советских солдат, однако эти жертвы не были напрасными. Приказ № 227 помог мобилизоваться армии, и явился одним из важных факторов коренного перелома в Великой Отечественной и Второй мировой войне, а также в победе над Германией в целом.

1 См.: Военно-исторический журнал. 1998. № 8; http://www.pseudology.org/Documets/Prikaz_227.htm. Оригинал документа хранится в: ЦАМО. Ф. 4. Оп. 12. Д. 105. Л. 122-128.
2 Мы разделяем мнение, что автором приказа является непосредственно И.В. Сталин.
3 Ортенберг Д.И. Год 1942. Рассказ-хроника. М., 1988. С. 289-290.
4 См.: Веремеев Ю. Ложь и правда о штрафниках // Российская Федерация сегодня. 2004. № 20.
5 http://vlastitel.com.ru/hitler/hitler_1945-04-16.html

Д. И. Игнатенко*, В.Ф. Мартынов**

Нормативные и организационно-правовые основания налогов и налогообложения в СССР в период Великой Отечественной войны

Налог — обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет, обезличиваются в нем. Налоги, сборы, пошлины и другие платежи, взимаемые в установленном порядке с плательщиков, в совокупности составляют налоговую систему государства.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему государства, они во многом определяют возможности государства в решении вопросов во всех сферах общественной жизни и особенно в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций и ведения государством военных действий.

К началу Великой Отечественной войны система доходов Государственного бюджета СССР основывалась на отчислениях от доходов предприятий и организаций. Налоги с населения составляли небольшую долю и включали подоходный, сельскохозяйственный налоги и ряд налогов и сборов местного значения.

Возросший объем расходов государства в годы войны и сокращение накоплений предприятий и организаций потребовали дополнительных денежных средств. Поэтому наряду с привлечением средств граждан в порядке добровольных взносов были увеличены ставки налогов с населения, расширен круг их плательщиков, введены новые налоги. В то же время расширялись налоговые льготы для военнослужащих и членов их семей, а также инвалидов войны и труда.

* Начальник редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук, доцент.

** Кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского университета МВД России.

Игнатенко Д.И., Мартынов В.Ф. Налогообложение в СССР в период Великой Отечественной...

В период Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период.

Дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения, среди которых: налог на холостяков, налог на одиноких и малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Были внесены существенные изменения в системы подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц, сельскохозяйственного налога, единой государственной пошлины, налога с доходов от демонстрации кинофильмов, сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства и др.

В качестве чрезвычайного налога периода войны был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Этот налог был установлен с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Налог взимался на основании указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. в городских и сельских местностях.

Плательщики налога - граждане СССР, не имевшие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, получавшие по месту основной работы заработную плату 91 руб. в месяц и выше, уплачивали налог по ставке 6%. С заработка от 71 до 90 руб. включительно налог взимался в пониженных размерах; с заработков до 70 руб. включительно налог не взимался. По ставке 6% облагались заработки (независимо от их размера) литераторов и работников искусств.

Налог исчислялся по месту получения заработка и удерживался одновременно с подоходным налогом с той же суммы. С остальных граждан (кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, занимающихся частной практикой, и др.) налог взимался непосредственно финансовыми органами в размере 6% с дохода, принятого для исчисления подоходного налога на текущий год. Уплачивался в 4 срока равными долями.

От уплаты налога освобождались Герои Советского Союза и лица, награжденные орденами Славы трех степеней, военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и их супруги, граждане, у которых дети погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны, учащиеся средних специальных и студенты высших учебных заведений (до 25 лет), инвалиды I и II групп.

В период Великой Отечественной войны было проведено и реформирование системы подоходного налогообложения населения. Нормативным основанием изменений явился Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения». Подоходный налог уплачивали советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов.

Плательщики налога в зависимости от источника их дохода подразделялись на несколько групп:

1) рабочие, служащие и приравненные к ним лица (военнослужащие, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, сезонные и временные рабочие и некоторые другие): объектом обложения являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии, персональные надбавки, выплаты из средств социального страхования при временной нетрудоспособности и др. (данная группа плательщиков подлежала льготному обложению: были установлены более высокий необлагаемый минимум дохода и более низкие ставки налога, предоставлялись льготы по семейному положению; подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам);
2) литераторы и работники искусства;
3) лица, занятые кустарно-ремесленным промыслом;
4) граждане, имевшие частную практику (врачи, преподаватели, машинистки и т. д.);
5) граждане, получавшие доходы от сдачи внаем строений и другие доходы от работы не на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Для каждой из групп был предусмотрен особый порядок обложения, различные размеры необлагаемого минимума, скидки и льготы. При обложении подоходным налогом применялась широкая система льгот.

В годы Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, отмененная с введением с 1 января 1942 г. военного налога, которым облагались граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением военнослужащих и членов их семей, получавших государственное пособие, инвалидов I и II групп, пенсионеров, мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, если они не имели дополнительных (сверх пенсии) или самостоятельных источников доходов. Необлагаемый минимум доходов не устанавливался.

Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов. Рабочие и служащие облагались по ступенчатой шкале ставок. Колхозники и единоличники уплачивали налог по твердым ставкам от 15 до 60 руб. в год с каждого члена хозяйства (семьи). С других граждан, имевших самостоятельные источники дохода, налог взимался в удвоенном размере

К 60-летию Великой Победы

ставок, установленных для рабочих и служащих. Граждане, подлежавшие по возрасту призыву на военную службу или призыву по мобилизации, но не мобилизованные или освобожденные от призыва, уплачивали налог по установленным для них ставкам с повышением исчисленных сумм на 50%. Общие поступления по военному налогу за весь период действия составили 7,2 млрд. рублей.

В связи с ростом цен на колхозном рынке в годы Великой Отечественной войны были увеличены нормы доходности и ставки сельскохозяйственного налога. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1941 г. были введены временные надбавки к сельскохозяйственному налогу. Хозяйствам колхозников и единоличников, в составе которых имелся один военнослужащий, размер надбавки понижался на 50%; если в хозяйстве имелось два и более военнослужащих, оно освобождалось от надбавки к сельскохозяйственному налогу полностью.

10 апреля 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О местных налогах и сборах», расширявший круг их плательщиков и повышавший их ставки. Было введено пять видов местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1942 г. был введен единый налог со зрелищ, который уплачивали государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации и отдельные лица, организующие платные лекции, диспуты, доклады, выставки, музейные экспозиции, театральные постановки, спектакли, концерты, цирковые и эстрадные выступления, общественные гуляния, спортивные состязания, танцевальные вечера, бега, скачки и другие культурно-художественные мероприятия. Единый налог со зрелищ взимался по дифференцированным ставкам в процентах с валовой выручки.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. стал нормативным основанием введения местными Советами в городах, рабочих, дачных и курортных поселках сбора с владельцев скота. Этот сбор взимался с граждан, имевших продуктивный и рабочий скот (кроме лошадей), не использовавшийся в извозном промысле. Сбор уплачивался ежегодно по ставкам, дифференцированным в зависимости от вида скота и административного значения городов и поселков. От уплаты сбора освобождались владельцы скота, хозяйства которых облагались сельскохозяйственным налогом. Поступающие суммы сбора зачислялись в доходы местных бюджетов.

В мае 1943 г. был введен сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак. Этот сбор взимался с владельцев охотничье-промысловых собак за регистрацию в племенных книгах охотничьего собаководства и выдачу выписок из родословной книги охотничьего собаководства. Ставки сбора за выписку из Всесоюзной родословной книги были установлены в размере 4 рублей, а из подсобных родословных книг - 2 рубля. При выдаче дубликатов и повторных выписок взыскивалось 50% основной ставки сбора. Средства сбора в равных долях поступали в доходы государственных бюджетов союзных республик и в распоряжение государственных охотничьих инспекций при наркоматах союзных республик для использования на мероприятия по развитию охотничьего собаководства.

Единая государственная пошлина была заменена государственной пошлиной, введенной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. Государственная пошлина - денежные суммы, взимавшиеся специально уполномоченными учреждениями - судами, государственным арбитражем, нотариальными конторами, милицией, загсами, органами финансовой системы, исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся за совершение действий в интересах предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение - таких, как рассмотрение исковых заявлений и кассационных жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, выдача удостоверений на кустарные, ремесленные и другие промыслы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1943 г. был отменен налог с наследств и дарений. За удостоверение завещаний, договоров дарений автомобилей и мотоциклов, за выдачу свидетельств о праве на наследство взималась государственная пошлина.

В 1943 г. был отменен сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства (культжилсбор), взимавшийся с физических лиц в 1931-1942 гг., с хозяйств колхозников и единоличных крестьянских хозяйств. Этот сбор, взимавшийся с несельскохозяйственного населения, был объединен с подоходным налогом.

В годы Великой Отечественной войны были широко распространены добровольные взносы -сборы средств населения в Фонд обороны и Фонд Красной Армии. За 1941-1945 гг. в бюджет было мобилизовано 111,7 млрд. рублей, при этом платежи от государственных и кооперативных предприятий (доходы от социалистического хозяйства) составили 84,7 млрд. рублей.

Система налоговых платежей в годы Великой Отечественной войны обеспечивала пополнение бюджетных ресурсов и являлась финансовой основой решения разнообразных вопросов как внутри государства, так и на внешнеполитической арене.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты